Конспект приметы весны подготовительная группа
Обновлено: 05.07.2024
Коррекционно – образовательные задачи: Закреплять знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
Коррекционно – развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко – слогового анализа и умение определять положение звука в слове, навык правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных, антонимов; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа, образовывать однокоренные слова, мелкую моторику и тактильную чувствительность; развивать силу голоса.
Оборудование: картинный материал по темам «весна, приметы весны, птицы, дикие животные, наборы индивидуальных фишек для звуко-буквенного анализа, кассы букв. скрепки.
Организационный момент . Психогимнастика.
Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня у нас необычный день. У нас много гостей, поздоровайтесь.
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (дети встают вместе с логопедом в круг).
Наступил новый день
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Непосредственно образовательная деятельность:
Логопед: О чём мы будем сегодня говорить вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.
Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!
Ответы детей: весна.
Логопед: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?
(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
Логопед: Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.
Логопед: Какие опасности окружают нас весной?
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему весной тает снег и бегут ручьи?
Ответы детей: Весеннее солнышко. Оно не просто светит, но и греет землю. И всё начинает просыпаться после зимнего сна.
Логопед: В есеннее солнышко приготовило для вас сюрприз. Чтобы найти этот сюрприз, нужно выполнить задания, к которым приведут нас волшебные солнечные лучи.
А чтобы было легче найти дорогу лучики солнышко раскрасило разными цветами. Какого цвета первые лучики?
Ответы детей: красные.
Зимой снег чистый, а весной
Ответы детей: грязный.
Логопед: Зимой дни холодные, а весной
Ответы детей: теплые.
Логопед: Зимой погода часто пасмурная, а весной
Ответы детей: ясная.
Логопед: Зимой солнце тусклое, а весной
Ответы детей: яркое.
Логопед: Зимой лед на реке толстый, а весной
Ответы детей: тонкий.
Логопед: Одни сосульки длинные, а другие
Ответы детей: короткие.
Логопед: Ребята, посмотрите, здесь на луче солнышко приготовило еще задание. Оно предлагает образовать слова – родственники, слова одной семейки. Посмотрите, что здесь изображено?
Логопед: Что капает с крыши весной?
Ответы детей: капли
Логопед: Что начинается весной, когда тают сосульки?
Ответы детей: капель
Логопед: Как можно назвать маленькую каплю?
Ответы детей: капелька
Логопед: Если капли капают, какие они?
Ответы детей: капающие
Логопед: Повторите все слова – родственники, которые мы образовали
Ответы детей: капли, капелька, капель, капающие
Логопед: Как капают большие капли?
Логопед: Как капают маленькие капельки?
Логопед: А теперь давайте посчитаем, сколько капель
Ответы детей: (1 – 2 – 5)
Логопед: Какого цвета поведут нас дальше лучи?
Ответы детей: оранжевого
Логопед: Давайте выполним звуковую схему слова КАПЛИ
Логопед: Молодцы ребята! Отправляемся дальше.
Логопед: Давайте найдем лучи, которые покажут следующие задание
Логопед: (детям предлагается сесть на ковер и прислушаться).
Логопед: Что вы слышите?
Ответы детей: пение птиц
Логопед: Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами?
Ответы детей: зимующие птицы.
Логопед: Назовите их.
Ответы детей: голубь, снегирь и т.д.
Логопед: Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран?
Ответы детей: перелетные птицы.
Логопед: Какого цвета поведут нас дальше лучи?
Логопед: Весной просыпается не только природа, но и животные.
Посмотрите внимательно, что вы видите, какие животные спрятались в лесу?
Ответы детей: заяц, лиса, медведь, лось, волк, белка.
Логопед: Уши зайца
Ответы детей: заячьи уши
Логопед: хвост лисы
Ответы детей: л исий хвост
Логопед: Морда медведя
Ответы детей: медвежья морда
Логопед: Где живет лиса?
Ответы детей: в норе, медведь – в берлоге, волк в логове, белка в дупле.
Логопед: Вот и остались последние лучи, которые приведут нас к сюрпризу:
Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями
Логопед: О чем мы сегодня с вами говорили?
Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:
Логопед: Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё Солнышко таким же лучистым как у меня.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о весне, ее характерных признаках.
- Активизировать познавательную активность;
- Формировать интерес к родной природе;
- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;
- Развивать умение строить причинно-следственные связи;
- Развивать связную речь, обогащать словарь;
- Развивать память, мышление;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие (приоритетная область)
2. Речевое развитие.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня перед нашей дверью я увидела посылку. Очень удивилась, от кого посылка? Когда открыла, то увидела много разных вещей и письмо. Послушайте, что в нем написано.
- Давайте посмотрим, что лежит в посылке? Сколько разных картинок. Давайте поиграем в игру: “Расскажи о весне”.
( Детям раздается по 1 картинке: солнце, сосульки, снег, ручеек, птичка, подснежники, ледоход, проталины).
- Ребята, а я знаю одну пословицу про весну.
(Солнце пригревает, а земля еще холодная).
- Теперь я предлагаю вам придумать пословицы и поговорки о весне. Я вам читаю начало пословицы, а вы придумываете конец.
- Молодцы. Очень интересные пословицы у вас получились.
- Давайте посмотрим, что еще лежит в посылке? Это клубочек.
(Дети передают клубочек друг другу, наматывая на клубок нитку, и говорят по одному слову).
- Весна какая?
(Цветущая, красивая, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ранняя, поздняя, звонкая, зеленая, певучая)
- Правильно, ребята. Весна бывает разная. Мы ее всегда ждем с нетерпением. А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.
Март сосульки свесил с крыши (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
И капелью зазвенел. (Хлопают в ладоши)
Солнце в небе выше, выше (Поднимают руки вверх)
Все хлопочут, много дел. (Наклоны вправо, влево)
Скоро снег совсем растает (Приседание)
Выйдут в поле трактора. (Руки на пояс, топают ногами)
Черный грач весну встречает (Шагаем, высоко поднимая колени)
- Что еще лежит в посылке? (Карточка с весенней картинкой, на ней игра).
- Я буду вам называть приметы весны, слушайте внимательно, я могу ошибаться, а вы должны сказать что лишнее?
- Тает снег, улетают в теплые края перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Весной перелетные птицы не улетают в теплые края, а прилетают к нам).
- Распускается верба, начинается на реках ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Весной морозы не трещат, а бывают только заморозки).
- Набухают почки, созревают яблоки, появляются проталины, грачи начинают строить гнезда. (Я блоки созревают не весной, а летом и осенью).
- Ярко светит солнце, белка делает запасы на зиму, бегут ручьи. (Белка делает запасы осенью).
- Молодцы! Справились с заданием.
Физкультминутка "Весна пришла".
Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)
И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)
С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)
Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)
Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод)
За ним придут цветы другие (ходьба на месте)
Он первенец среди цветов! (круговой взмах руками)
- Нужно сказать, как правильно поступить в определенной ситуации. Послушайте меня.
(Алеша должен уйти подальше от гнезда и не трогать его. Ведь птица может бросить яйца и птенцы погибнуть.)
(Нельзя рвать подснежники и первоцветы. Они занесены в Красную книгу.)
Какие сообразительные, молодцы.
- В посылке еще картинки с первоцветами. Давайте посмотрим, узнаете ли вы эти цветы?
Мать-и-мачеха. (Растет на проталинах, с одной стороны листочек гладкий и холодный, с другой стороны мохнатый и теплый).
Медуница. (Растет в лесу, у нее цветы разного цвета).
Подснежник. (Это первый цветок, белого цвета. Его нельзя рвать, он занесен в Красную книгу).
- Я хочу вас познакомить еще с одним первоцветом. Это цветок называется сон-трава. Едва сходит снег, на пушистом стебельке мы видим ярко синий или фиолетовый бутон, с ярко-желтой серединкой, похожий на колокольчик. Растение очень красиво, но ядовито. Рвать его нельзя. Оно тоже занесено в Красную книгу. Как называются все эти цветы, одним словом? (Первоцветы).
- Вы правильно сказали, что рвать эти цветы нельзя.
На доске прикреплено солнце без лучиков.
Воспитатель: чтобы наше солнышко засияло и одарило землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его.
Солнышко какое? – лучистое, доброе, блестящее, нежное, приветливое.
-Молодцы. Как вы думаете, ребята, мы справились со всеми заданиями. Что вам понравилось? Что вы узнали нового? Я думаю, что старичок - лесовичок с радостью примет нас у себя в лесу.
Цель: способствовать формированию у детей представлений об особенностях природы родного края в весенний период.
Интеграция образовательных областей:
- Побуждать к составлению повествовательных рассказов, придерживаясь структуры, последовательности. Обобщать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Способствовать развитию интонационной выразительности речи. Закреплять умение подбирать антонимы. Разучить с детьми пословицы, поговорки, приметы. Развивать речеслуховую память.
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Способствовать формированию интереса детей к природе.
- Расширить представление детей о бережном отношении к природе, умении без вреда использовать природные богатства, умение анализировать проблему, умение работать в коллективе.
- Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
- Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
Активизация словаря: март, апрель, май, проталины, капель, первоцветы и т. д.
1. Наблюдение за погодой во время прогулки.
2. Чтение сказок и рассказов: “Ручей” Н. Сладков, “Весна” Г. Скребицкий, стихотворение “Весна” А. Плещеев; разгадывание загадок о весне.
3. Подвижные игры: “Солнечные зайчики”, “Перелет птиц”.
Демонстрационный материал: “Весенние месяцы” и “Первоцветы”; видеописьмо от медвежонка “Умка”, ребус, декоративное дерево для игры “Наряди дерево”.
Раздаточный материал: С/картинки, альбомные листы; гуашь; баночки под воду; пленка полиэтиленовая; салфетки; кисточки;
Атрибуты: ноутбук, видеофильм, звукозаписи, скайп.
1 часть: “Сюрпризный момент”
Дети входят в группу и встают в полукруг. Воспитатель привлекает внимание детей у мольберта, где под листком спрятано слово. Воспитатель предлагает выслушать стихотворение-загадку. Угадаем, какое слово здесь спряталось:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает
Как это время называется?
(Весна.)
Воспитатель: Ответ, мы можем найти, разгадав ребус.
Д/И “Составь слово по первой букве в слове”.
Воспитатель: Кто может сказать это слово радостно? Удивленно? Равнодушно? Шепотом? Без голоса?
Демонстрация отрывка из мультфильма “Умка”, в котором Умка просит детей рассказать ему о весне, которую он еще не видел.
Воспитатель: Давайте дети расскажем Умке о весне. Что происходит весной? (Предполагаемый ответ: появляются проталинки, бегут ручьи, ярче и теплее греет солнце, чернеет снег, возвращаются из теплых краев птицы).
Воспитатель: У каждого слова есть родственные слова. У слова “весна” также есть. Давайте их подберем. Посмотрите, у нас есть весеннее солнышко, но оно без лучей. А лучами будут правильно подобранные родственные слова. И тогда наше солнышко будет греть по-весеннему.
Воспитатель: А как оно будет греть?
(Горячее, жарче, жгуче).
Воспитатель: Предлагаю подобрать родственные слова, прикрепляя лучики.
(Предполагаемый ответ: весенний, весняночка, веснушка, весеннее, весенняя).
Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами? Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это? (Ручей, день, цветок, праздник). Весенняя? (Погода, лужа, травка, картина, капель). Весеннее (солнце, небо, облако, настроение).
Воспитатель: После какого времени года наступает весна? (После зимы).
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Нет).
Воспитатель: Давайте про это расскажем.
- Зимой снег белый, а весной – серый;
- Зимой снег чистый, а весной – грязный;
- Зимой дни холодные, а весной – теплые;
- Зимой дни короткие, а весной – длинные;
- Зимой солнце тусклое, а весной – яркое;
- Зимой небо серое, а весной - голубое;
- Зимой небо низкое, а весной – высокое;
- Зимой холодно, а весной - тепло.
- Зимой снег идет, а весной - тает.
- Зимой вода замерзает, а весной - бежит ручьем.
3 часть: “Весенние приметы”
Воспитатель: Как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май).
Воспитатель: Скажите, какие приметы каждого месяца мы знаем.
Воспитатель: Дети, на столе лежат три круга, на которых написаны название весенних месяцев. Предлагаю детям разделится на три команды и взять по кругу. Обсудив все высказывания о приметах каждого месяца, кто-то один расскажет от каждой команды.
1-й ребенок: Март - протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи.
2-й ребенок: Апрель - снегогон, потому что быстро снег тает и разливается ручьями. Набухают почки на деревьях, кое- где на пригретых участках земли появилась травка.
3-й ребенок: Май - травень, потому, что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу первые цветы, расцветут деревья и кустарники.
Д/И “Наряди дерево”
Воспитатель: А сейчас для Умки мы подберем слова, которые относятся к весне. Воспитатель выставляет дерево, на которое дети вывешивают карточки весны (капель, проталинки, солнце, веточка дерева с почками, нос с веснушками, часть земли с первой травкой, цветок - подснежник, грачи, скворцы и несколько карточек не относящихся к приметам весны). Вот и нарядили дерево. Мы его сфотографируем и отправим Умке это фото, чтобы он познакомился со словами о весне. (Каждый ребенок индивидуально подходит к столу и выбирает карточку и вешает на дерево, проговаривая слово)
Воспитатель: А чем же еще мы можем помочь медвежонку, чтобы он узнал о приметах весны? А вот еще подсказка.
Воспитатель: В народе говорят “вестники весны”. Кто же это?
Ответы детей: птицы, первые цветы
Интерактивная игра: “Аквариум”
Воспитатель: А еще в народе говорят: “Весной природа просыпается”. Как же все просыпается? Что это значит?
Ответы детей: появляется первая травка, набухают и лопаются почки, вырастают первые подснежники, раскалывается лед на реке.
Воспитатель: От чего набухают почки?
Дети: От того, что в стволах деревьев начинается сокодвижение.
Воспитатель: Правильно, но иногда сокодвижение оборачивается бедой для дерева.
Воспитатель: А сейчас, я вам расскажу одну историю. Присядем на стульчики и выслушаем ее.
4 часть: “Березы тоже плачут” (показ фотокартины).
Фото- кейс: В город пришла весна. Солнце сильно пригрело и разбудило деревья, Почки быстро набухли и лопались. Мальчики из соседнего подъезда надломили веткуу березы и повесили небольшое ведерко. Из ветки стекал березовый сок и скоро ведерко было полное. Дети выпили полезный вкусный сок и ушли. На земле через некоторое время образовалась лужица. И только первоклассник Алеша, наблюдавший за событиями грустил. Как вы, думаете почему? (Послушайте еще раз историю).
Воспитатель: Очень интересно рассказали, о том как нужно беречь деревья. Умке было интересно слушать вас.
Физ.минутка: А сейчас мы превратимся в деревья и представим свое пробуждение (включается звукозапись):
Весенний легкий ветерок
Нам разбудить весну помог
Зимой сугробы выше, выше
Ну а весной- ниже, ниже
И вот уж всюду ручейки,
Бегут прозрачны и легки,
Исчезнет лед, растают кочки,
И лопнут на деревьях почки.
В небе солнце улыбается,
И листочки распускаются,
Птички весело поют,
На деревьях гнезда вьют.
5 часть “Песочные часы” (составление рассказов по алгоритмам).
Воспитатель: Я люблю весну за то, что все оживает. А вы за что?
Дети: Я люблю весну, потому что можно кататься на велосипеде, потому что можно долго гулять и играть в игры, любоваться природой.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что про весну в народе говорят “пришлавесна- красна”. Как вы думаете, почему так говорят?
Дети: потому, что весной все красиво, все расцветает, все оживает.
Воспитатель: А как люди готовятся к встрече весны?
Дети: убирают прошлогодний мусор, листву, окапывают деревья и кусты, белят деревья, сажают цветы, делают для птиц скворечники.
Воспитатель: Умке было интересно узнать от ребят о приметах весны.Давайте ребята составим рассказ о весне и подарим его Умке. В подсказку в составлении рассказов о весне вам помогут алгоритмы. Сейчас вы разделитесь на две группы, возьмете по алгоритму, придумаете совместно рассказ. Затем выберите одного человека от команды и расскажите перед скайпом рассказ для Умки о весне. Время вам для обсуждения и составления рассказа зафиксировано песочными часами.
Составление рассказов детьми.
Воспитатель: Ребята время закончилось, Умка на связи, у кого готов рассказ?
Все дети сидят на стульчиках возле компьютера, а один ребенок сидит перед скайпом впереди, держа в руках алгоритм. Затем второй ребенок от другой команды выполняет то же действо.
После рассказов появляется картинка Умки с голосовым сопровождением.
Умка: Большое спасибо ребята за хорошие рассказы, и когда придет весна я ее узнаю.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы помогли Умке узнать все о весне, и на прощание для медвежонка мы нарисуем рисунки о весне, и отправим по электронной почте. (Дети садятся за столы рисовать рисунки, включается звукозапись “Весна”).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект НОД по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе
Программное содержание:
Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о весне, ее характерных признаках.
- Активизировать познавательную активность;
- Формировать интерес к родной природе ;
- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;
- Развивать умение строить причинно-следственные связи;
- Развивать связную речь, обогащать словарь;
- Развивать память, мышление;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие (приоритетная область)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня перед нашей дверью я увидела посылку. Очень удивилась, от кого посылка? Когда открыла, то увидела много разных вещей и письмо. Послушайте, что в нем написано.
- Ребята, объясните значение пословицы про весну .
(Солнце пригревает, а земля еще холодная) .
- Теперь я предлагаю вам придумать пословицы и поговорки о весне . Я вам читаю начало пословицы, а вы придумываете конец.
- Молодцы. Очень интересные пословицы у вас получились.
- Ребята посмотрите, сколько картинок в посылке. Я предлагаю, каждому взять по картинке и придумать предложение с этой картинкой.
(Детям раздается по 1 картинке ). Какие у нас с вами получились интересные предложения. А теперь по схеме мы составим небольшой рассказ о весне.
(Дети говорят по одному слову).
- Весна какая ?
(Цветущая, красивая, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ранняя, поздняя, звонкая, зеленая, певучая,)
- Правильно, ребята. Весна бывает разная . Мы ее всегда ждем с нетерпением. А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.
По ручьям хожу в сапожках (Повернуться и пройти друг за другом немного)
Холодно еще немножко (Скрестить руки перед собой, потирать плечи)
Дни становятся длиннее (Руки разводят медленно в стороны)
И гулять мне веселее (Шагают на месте)
- Что еще лежит в посылке? (Карточка с весенней картинкой, на ней игра) .
- Я буду вам называть приметы весны , слушайте внимательно, я могу ошибаться, а вы должны сказать что лишнее?
- Тает снег, улетают в теплые края перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. ( Весной перелетные птицы не улетают в теплые края, а прилетают к нам).
- Распускается верба, начинается на реках ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. ( Весной морозы не трещат , а бывают только заморозки) .
- Набухают почки, созревают яблоки, появляются проталины, грачи начинают строить гнезда. (Я блоки созревают не весной , а летом и осенью) .
- Ярко светит солнце, белка делает запасы на зиму, бегут ручьи. (Белка делает запасы осенью) .
- Молодцы! Справились с заданием.
- Нужно сказать, как правильно поступить в определенной ситуации. Послушайте меня.
(Алеша должен уйти подальше от гнезда и не трогать его. Ведь птица может бросить яйца и птенцы погибнуть.)
(Нельзя рвать подснежники и первоцветы. Они занесены в Красную книгу.)
- В посылке еще картинки с первоцветами. Давайте посмотрим, узнаете ли вы эти цветы?
Мать-и-мачеха. (Растет на проталинах, с одной стороны листочек гладкий и холодный, с другой стороны мохнатый и теплый).
Медуница. (Растет в лесу, у нее цветы разного цвета) .
Подснежник. (Это первый цветок, белого цвета. Его нельзя рвать, он занесен в Красную книгу).
- Я хочу вас познакомить еще с одним первоцветом. Это цветок называется сон-трава. Едва сходит снег, на пушистом стебельке мы видим ярко синий или фиолетовый бутон, с ярко-желтой серединкой, похожий на колокольчик. Растение очень красиво, но ядовито. Рвать его нельзя. Оно тоже занесено в Красную книгу. Как называются все эти цветы, одним словом? (Первоцветы) .
- Вы правильно сказали, что рвать эти цветы нельзя.
Воспитатель: Ребята со всеми заданиями вы справились, и все лучики мы собрали, посмотрите, как засияло и улыбнулось наше солнышко. Давайте ласково назовём солнышко (Солнышко какое? – лучистое, блестящее, доброе, нежное, приветливое)
-Молодцы. Ребята, скажите, что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось? Я думаю, что старичок - лесовичок с радостью примет нас у себя в лесу .
Читайте также: