Конспект приметы весны подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

Коррекционно – образовательные задачи: Закреплять знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.

Коррекционно – развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко – слогового анализа и умение определять положение звука в слове, навык правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных, антонимов; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами, умение образовывать существительные множественного числа, образовывать однокоренные слова, мелкую моторику и тактильную чувствительность; развивать силу голоса.

Оборудование: картинный материал по темам «весна, приметы весны, птицы, дикие животные, наборы индивидуальных фишек для звуко-буквенного анализа, кассы букв. скрепки.

Организационный момент . Психогимнастика.

Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня у нас необычный день. У нас много гостей, поздоровайтесь.

- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (дети встают вместе с логопедом в круг).

Наступил новый день

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Непосредственно образовательная деятельность:

Логопед: О чём мы будем сегодня говорить вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!

Ответы детей: весна.

Логопед: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

Логопед: Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Логопед: Какие опасности окружают нас весной?

Логопед: Ребята, как вы думаете, почему весной тает снег и бегут ручьи?

Ответы детей: Весеннее солнышко. Оно не просто светит, но и греет землю. И всё начинает просыпаться после зимнего сна.

Логопед: В есеннее солнышко приготовило для вас сюрприз. Чтобы найти этот сюрприз, нужно выполнить задания, к которым приведут нас волшебные солнечные лучи.

А чтобы было легче найти дорогу лучики солнышко раскрасило разными цветами. Какого цвета первые лучики?

Ответы детей: красные.

Зимой снег чистый, а весной

Ответы детей: грязный.

Логопед: Зимой дни холодные, а весной

Ответы детей: теплые.

Логопед: Зимой погода часто пасмурная, а весной

Ответы детей: ясная.

Логопед: Зимой солнце тусклое, а весной

Ответы детей: яркое.

Логопед: Зимой лед на реке толстый, а весной

Ответы детей: тонкий.

Логопед: Одни сосульки длинные, а другие

Ответы детей: короткие.

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь на луче солнышко приготовило еще задание. Оно предлагает образовать слова – родственники, слова одной семейки. Посмотрите, что здесь изображено?

Логопед: Что капает с крыши весной?

Ответы детей: капли

Логопед: Что начинается весной, когда тают сосульки?

Ответы детей: капель

Логопед: Как можно назвать маленькую каплю?

Ответы детей: капелька

Логопед: Если капли капают, какие они?

Ответы детей: капающие

Логопед: Повторите все слова – родственники, которые мы образовали

Ответы детей: капли, капелька, капель, капающие

Логопед: Как капают большие капли?

Логопед: Как капают маленькие капельки?

Логопед: А теперь давайте посчитаем, сколько капель

Ответы детей: (1 – 2 – 5)

Логопед: Какого цвета поведут нас дальше лучи?

Ответы детей: оранжевого

Логопед: Давайте выполним звуковую схему слова КАПЛИ

Логопед: Молодцы ребята! Отправляемся дальше.

Логопед: Давайте найдем лучи, которые покажут следующие задание

Логопед: (детям предлагается сесть на ковер и прислушаться).

Логопед: Что вы слышите?

Ответы детей: пение птиц

Логопед: Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами?

Ответы детей: зимующие птицы.

Логопед: Назовите их.

Ответы детей: голубь, снегирь и т.д.

Логопед: Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран?

Ответы детей: перелетные птицы.

Логопед: Какого цвета поведут нас дальше лучи?

Логопед: Весной просыпается не только природа, но и животные.

Посмотрите внимательно, что вы видите, какие животные спрятались в лесу?

Ответы детей: заяц, лиса, медведь, лось, волк, белка.

Логопед: Уши зайца

Ответы детей: заячьи уши

Логопед: хвост лисы

Ответы детей: л исий хвост

Логопед: Морда медведя

Ответы детей: медвежья морда

Логопед: Где живет лиса?

Ответы детей: в норе, медведь – в берлоге, волк в логове, белка в дупле.

Логопед: Вот и остались последние лучи, которые приведут нас к сюрпризу:

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями

Логопед: О чем мы сегодня с вами говорили?

Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:

Логопед: Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё Солнышко таким же лучистым как у меня.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о весне, ее характерных признаках.

- Активизировать познавательную активность;

- Формировать интерес к родной природе;

- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

- Развивать умение строить причинно-следственные связи;

- Развивать связную речь, обогащать словарь;

- Развивать память, мышление;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие (приоритетная область)

2. Речевое развитие.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня перед нашей дверью я увидела посылку. Очень удивилась, от кого посылка? Когда открыла, то увидела много разных вещей и письмо. Послушайте, что в нем написано.

- Давайте посмотрим, что лежит в посылке? Сколько разных картинок. Давайте поиграем в игру: “Расскажи о весне”.

( Детям раздается по 1 картинке: солнце, сосульки, снег, ручеек, птичка, подснежники, ледоход, проталины).

- Ребята, а я знаю одну пословицу про весну.

(Солнце пригревает, а земля еще холодная).

- Теперь я предлагаю вам придумать пословицы и поговорки о весне. Я вам читаю начало пословицы, а вы придумываете конец.

- Молодцы. Очень интересные пословицы у вас получились.

- Давайте посмотрим, что еще лежит в посылке? Это клубочек.

(Дети передают клубочек друг другу, наматывая на клубок нитку, и говорят по одному слову).

- Весна какая?

(Цветущая, красивая, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ранняя, поздняя, звонкая, зеленая, певучая)

- Правильно, ребята. Весна бывает разная. Мы ее всегда ждем с нетерпением. А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Март сосульки свесил с крыши (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

И капелью зазвенел. (Хлопают в ладоши)

Солнце в небе выше, выше (Поднимают руки вверх)

Все хлопочут, много дел. (Наклоны вправо, влево)

Скоро снег совсем растает (Приседание)

Выйдут в поле трактора. (Руки на пояс, топают ногами)

Черный грач весну встречает (Шагаем, высоко поднимая колени)

- Что еще лежит в посылке? (Карточка с весенней картинкой, на ней игра).

- Я буду вам называть приметы весны, слушайте внимательно, я могу ошибаться, а вы должны сказать что лишнее?

- Тает снег, улетают в теплые края перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Весной перелетные птицы не улетают в теплые края, а прилетают к нам).

- Распускается верба, начинается на реках ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Весной морозы не трещат, а бывают только заморозки).

- Набухают почки, созревают яблоки, появляются проталины, грачи начинают строить гнезда. (Я блоки созревают не весной, а летом и осенью).

- Ярко светит солнце, белка делает запасы на зиму, бегут ручьи. (Белка делает запасы осенью).

- Молодцы! Справились с заданием.

Физкультминутка "Весна пришла".

Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)

Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)

И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)

С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)

Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)

Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод)

За ним придут цветы другие (ходьба на месте)

Он первенец среди цветов! (круговой взмах руками)

- Нужно сказать, как правильно поступить в определенной ситуации. Послушайте меня.

(Алеша должен уйти подальше от гнезда и не трогать его. Ведь птица может бросить яйца и птенцы погибнуть.)

(Нельзя рвать подснежники и первоцветы. Они занесены в Красную книгу.)

Какие сообразительные, молодцы.

- В посылке еще картинки с первоцветами. Давайте посмотрим, узнаете ли вы эти цветы?

Мать-и-мачеха. (Растет на проталинах, с одной стороны листочек гладкий и холодный, с другой стороны мохнатый и теплый).

Медуница. (Растет в лесу, у нее цветы разного цвета).

Подснежник. (Это первый цветок, белого цвета. Его нельзя рвать, он занесен в Красную книгу).

- Я хочу вас познакомить еще с одним первоцветом. Это цветок называется сон-трава. Едва сходит снег, на пушистом стебельке мы видим ярко синий или фиолетовый бутон, с ярко-желтой серединкой, похожий на колокольчик. Растение очень красиво, но ядовито. Рвать его нельзя. Оно тоже занесено в Красную книгу. Как называются все эти цветы, одним словом? (Первоцветы).

- Вы правильно сказали, что рвать эти цветы нельзя.

На доске прикреплено солнце без лучиков.

Воспитатель: чтобы наше солнышко засияло и одарило землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его.

Солнышко какое? – лучистое, доброе, блестящее, нежное, приветливое.

-Молодцы. Как вы думаете, ребята, мы справились со всеми заданиями. Что вам понравилось? Что вы узнали нового? Я думаю, что старичок - лесовичок с радостью примет нас у себя в лесу.

Цель: способствовать формированию у детей представлений об особенностях природы родного края в весенний период.

Интеграция образовательных областей:

  • Побуждать к составлению повествовательных рассказов, придерживаясь структуры, последовательности. Обобщать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Способствовать развитию интонационной выразительности речи. Закреплять умение подбирать антонимы. Разучить с детьми пословицы, поговорки, приметы. Развивать речеслуховую память.
  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  • Расширить представление детей о бережном отношении к природе, умении без вреда использовать природные богатства, умение анализировать проблему, умение работать в коллективе.
  • Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
  • Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Активизация словаря: март, апрель, май, проталины, капель, первоцветы и т. д.

1. Наблюдение за погодой во время прогулки.

2. Чтение сказок и рассказов: “Ручей” Н. Сладков, “Весна” Г. Скребицкий, стихотворение “Весна” А. Плещеев; разгадывание загадок о весне.

3. Подвижные игры: “Солнечные зайчики”, “Перелет птиц”.

Демонстрационный материал: “Весенние месяцы” и “Первоцветы”; видеописьмо от медвежонка “Умка”, ребус, декоративное дерево для игры “Наряди дерево”.

Раздаточный материал: С/картинки, альбомные листы; гуашь; баночки под воду; пленка полиэтиленовая; салфетки; кисточки;

Атрибуты: ноутбук, видеофильм, звукозаписи, скайп.

1 часть: “Сюрпризный момент”

Дети входят в группу и встают в полукруг. Воспитатель привлекает внимание детей у мольберта, где под листком спрятано слово. Воспитатель предлагает выслушать стихотворение-загадку. Угадаем, какое слово здесь спряталось:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает
Как это время называется?
(Весна.)

Воспитатель: Ответ, мы можем найти, разгадав ребус.

Д/И “Составь слово по первой букве в слове”.

Воспитатель: Кто может сказать это слово радостно? Удивленно? Равнодушно? Шепотом? Без голоса?

Демонстрация отрывка из мультфильма “Умка”, в котором Умка просит детей рассказать ему о весне, которую он еще не видел.

Воспитатель: Давайте дети расскажем Умке о весне. Что происходит весной? (Предполагаемый ответ: появляются проталинки, бегут ручьи, ярче и теплее греет солнце, чернеет снег, возвращаются из теплых краев птицы).

Воспитатель: У каждого слова есть родственные слова. У слова “весна” также есть. Давайте их подберем. Посмотрите, у нас есть весеннее солнышко, но оно без лучей. А лучами будут правильно подобранные родственные слова. И тогда наше солнышко будет греть по-весеннему.

Воспитатель: А как оно будет греть?

(Горячее, жарче, жгуче).

Воспитатель: Предлагаю подобрать родственные слова, прикрепляя лучики.

(Предполагаемый ответ: весенний, весняночка, веснушка, весеннее, весенняя).

Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами? Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это? (Ручей, день, цветок, праздник). Весенняя? (Погода, лужа, травка, картина, капель). Весеннее (солнце, небо, облако, настроение).

Воспитатель: После какого времени года наступает весна? (После зимы).

Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Нет).

Воспитатель: Давайте про это расскажем.

  • Зимой снег белый, а весной – серый;
  • Зимой снег чистый, а весной – грязный;
  • Зимой дни холодные, а весной – теплые;
  • Зимой дни короткие, а весной – длинные;
  • Зимой солнце тусклое, а весной – яркое;
  • Зимой небо серое, а весной - голубое;
  • Зимой небо низкое, а весной – высокое;
  • Зимой холодно, а весной - тепло.
  • Зимой снег идет, а весной - тает.
  • Зимой вода замерзает, а весной - бежит ручьем.

3 часть: “Весенние приметы”

Воспитатель: Как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май).

Воспитатель: Скажите, какие приметы каждого месяца мы знаем.

Воспитатель: Дети, на столе лежат три круга, на которых написаны название весенних месяцев. Предлагаю детям разделится на три команды и взять по кругу. Обсудив все высказывания о приметах каждого месяца, кто-то один расскажет от каждой команды.

1-й ребенок: Март - протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи.

2-й ребенок: Апрель - снегогон, потому что быстро снег тает и разливается ручьями. Набухают почки на деревьях, кое- где на пригретых участках земли появилась травка.

3-й ребенок: Май - травень, потому, что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу первые цветы, расцветут деревья и кустарники.

Д/И “Наряди дерево”

Воспитатель: А сейчас для Умки мы подберем слова, которые относятся к весне. Воспитатель выставляет дерево, на которое дети вывешивают карточки весны (капель, проталинки, солнце, веточка дерева с почками, нос с веснушками, часть земли с первой травкой, цветок - подснежник, грачи, скворцы и несколько карточек не относящихся к приметам весны). Вот и нарядили дерево. Мы его сфотографируем и отправим Умке это фото, чтобы он познакомился со словами о весне. (Каждый ребенок индивидуально подходит к столу и выбирает карточку и вешает на дерево, проговаривая слово)

Воспитатель: А чем же еще мы можем помочь медвежонку, чтобы он узнал о приметах весны? А вот еще подсказка.

Воспитатель: В народе говорят “вестники весны”. Кто же это?

Ответы детей: птицы, первые цветы

Интерактивная игра: “Аквариум”

Воспитатель: А еще в народе говорят: “Весной природа просыпается”. Как же все просыпается? Что это значит?

Ответы детей: появляется первая травка, набухают и лопаются почки, вырастают первые подснежники, раскалывается лед на реке.

Воспитатель: От чего набухают почки?

Дети: От того, что в стволах деревьев начинается сокодвижение.

Воспитатель: Правильно, но иногда сокодвижение оборачивается бедой для дерева.

Воспитатель: А сейчас, я вам расскажу одну историю. Присядем на стульчики и выслушаем ее.

4 часть: “Березы тоже плачут” (показ фотокартины).

Фото- кейс: В город пришла весна. Солнце сильно пригрело и разбудило деревья, Почки быстро набухли и лопались. Мальчики из соседнего подъезда надломили веткуу березы и повесили небольшое ведерко. Из ветки стекал березовый сок и скоро ведерко было полное. Дети выпили полезный вкусный сок и ушли. На земле через некоторое время образовалась лужица. И только первоклассник Алеша, наблюдавший за событиями грустил. Как вы, думаете почему? (Послушайте еще раз историю).

Воспитатель: Очень интересно рассказали, о том как нужно беречь деревья. Умке было интересно слушать вас.

Физ.минутка: А сейчас мы превратимся в деревья и представим свое пробуждение (включается звукозапись):

Весенний легкий ветерок
Нам разбудить весну помог
Зимой сугробы выше, выше
Ну а весной- ниже, ниже
И вот уж всюду ручейки,
Бегут прозрачны и легки,
Исчезнет лед, растают кочки,
И лопнут на деревьях почки.
В небе солнце улыбается,
И листочки распускаются,
Птички весело поют,
На деревьях гнезда вьют.

5 часть “Песочные часы” (составление рассказов по алгоритмам).

Воспитатель: Я люблю весну за то, что все оживает. А вы за что?

Дети: Я люблю весну, потому что можно кататься на велосипеде, потому что можно долго гулять и играть в игры, любоваться природой.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что про весну в народе говорят “пришлавесна- красна”. Как вы думаете, почему так говорят?

Дети: потому, что весной все красиво, все расцветает, все оживает.

Воспитатель: А как люди готовятся к встрече весны?

Дети: убирают прошлогодний мусор, листву, окапывают деревья и кусты, белят деревья, сажают цветы, делают для птиц скворечники.

Воспитатель: Умке было интересно узнать от ребят о приметах весны.Давайте ребята составим рассказ о весне и подарим его Умке. В подсказку в составлении рассказов о весне вам помогут алгоритмы. Сейчас вы разделитесь на две группы, возьмете по алгоритму, придумаете совместно рассказ. Затем выберите одного человека от команды и расскажите перед скайпом рассказ для Умки о весне. Время вам для обсуждения и составления рассказа зафиксировано песочными часами.

Составление рассказов детьми.

Воспитатель: Ребята время закончилось, Умка на связи, у кого готов рассказ?

Все дети сидят на стульчиках возле компьютера, а один ребенок сидит перед скайпом впереди, держа в руках алгоритм. Затем второй ребенок от другой команды выполняет то же действо.

После рассказов появляется картинка Умки с голосовым сопровождением.

Умка: Большое спасибо ребята за хорошие рассказы, и когда придет весна я ее узнаю.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы помогли Умке узнать все о весне, и на прощание для медвежонка мы нарисуем рисунки о весне, и отправим по электронной почте. (Дети садятся за столы рисовать рисунки, включается звукозапись “Весна”).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по познавательно – речевому развитию в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о весне, ее характерных признаках.

- Активизировать познавательную активность;

- Формировать интерес к родной природе ;

- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

- Развивать умение строить причинно-следственные связи;

- Развивать связную речь, обогащать словарь;

- Развивать память, мышление;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие (приоритетная область)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня перед нашей дверью я увидела посылку. Очень удивилась, от кого посылка? Когда открыла, то увидела много разных вещей и письмо. Послушайте, что в нем написано.

- Ребята, объясните значение пословицы про весну .

(Солнце пригревает, а земля еще холодная) .

- Теперь я предлагаю вам придумать пословицы и поговорки о весне . Я вам читаю начало пословицы, а вы придумываете конец.

- Молодцы. Очень интересные пословицы у вас получились.

- Ребята посмотрите, сколько картинок в посылке. Я предлагаю, каждому взять по картинке и придумать предложение с этой картинкой.

(Детям раздается по 1 картинке ). Какие у нас с вами получились интересные предложения. А теперь по схеме мы составим небольшой рассказ о весне.

(Дети говорят по одному слову).

- Весна какая ?

(Цветущая, красивая, дождливая, солнечная, яркая, теплая, ранняя, поздняя, звонкая, зеленая, певучая,)

- Правильно, ребята. Весна бывает разная . Мы ее всегда ждем с нетерпением. А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

По ручьям хожу в сапожках (Повернуться и пройти друг за другом немного)
Холодно еще немножко (Скрестить руки перед собой, потирать плечи)
Дни становятся длиннее (Руки разводят медленно в стороны)
И гулять мне веселее (Шагают на месте)

- Что еще лежит в посылке? (Карточка с весенней картинкой, на ней игра) .

- Я буду вам называть приметы весны , слушайте внимательно, я могу ошибаться, а вы должны сказать что лишнее?

- Тает снег, улетают в теплые края перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. ( Весной перелетные птицы не улетают в теплые края, а прилетают к нам).

- Распускается верба, начинается на реках ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. ( Весной морозы не трещат , а бывают только заморозки) .

- Набухают почки, созревают яблоки, появляются проталины, грачи начинают строить гнезда. (Я блоки созревают не весной , а летом и осенью) .

- Ярко светит солнце, белка делает запасы на зиму, бегут ручьи. (Белка делает запасы осенью) .

- Молодцы! Справились с заданием.

- Нужно сказать, как правильно поступить в определенной ситуации. Послушайте меня.

(Алеша должен уйти подальше от гнезда и не трогать его. Ведь птица может бросить яйца и птенцы погибнуть.)

(Нельзя рвать подснежники и первоцветы. Они занесены в Красную книгу.)

- В посылке еще картинки с первоцветами. Давайте посмотрим, узнаете ли вы эти цветы?

Мать-и-мачеха. (Растет на проталинах, с одной стороны листочек гладкий и холодный, с другой стороны мохнатый и теплый).

Медуница. (Растет в лесу, у нее цветы разного цвета) .

Подснежник. (Это первый цветок, белого цвета. Его нельзя рвать, он занесен в Красную книгу).

- Я хочу вас познакомить еще с одним первоцветом. Это цветок называется сон-трава. Едва сходит снег, на пушистом стебельке мы видим ярко синий или фиолетовый бутон, с ярко-желтой серединкой, похожий на колокольчик. Растение очень красиво, но ядовито. Рвать его нельзя. Оно тоже занесено в Красную книгу. Как называются все эти цветы, одним словом? (Первоцветы) .

- Вы правильно сказали, что рвать эти цветы нельзя.

Воспитатель: Ребята со всеми заданиями вы справились, и все лучики мы собрали, посмотрите, как засияло и улыбнулось наше солнышко. Давайте ласково назовём солнышко (Солнышко какое? – лучистое, блестящее, доброе, нежное, приветливое)

-Молодцы. Ребята, скажите, что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось? Я думаю, что старичок - лесовичок с радостью примет нас у себя в лесу .

Читайте также: