Сферы жизни общества 6 класс обществознание конспект

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Бирюшева Лилия Рамилевна

Чистопольского муниципального Района РТ.

конспект фрагмента урока по обществознанию для 6-х классов

Форма урока : введение новых знаний на основе деятельностного подхода

Тип урока: проблемно-диалогический

Цели урока :

Предметные УУД

1. Получить новые знания об устройстве общества

2 . Выделять существенные признаки общества.

3 .Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.

Метапредметные УУД

1. Познавательные -владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде текста.

2. Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект).

3 .Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии ; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Личностные УУД - аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

Межпредметные связи:

Опора на знания по истории Древнего мира (5 класс).

1.Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

Постановка проблемы.

Определение темы урока.

Формулировка проблемы.

2.Актуализация знаний

Вспомним то , что пригодится нам для решения нашей проблемы.

Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами:

- Вспомним, как развивалось общество с течением времени, тот материал, который мы изучали с вами на уроках истории древнего мира в 5 классе.

- Какие мы знаем древние общества, государства?

- Что нам особенно запомнилось из истории древнего мира?

- Каковы были основные занятия людей?

- На какие группы делились общества?

- Кто и как управлял людьми?

- Культура какой цивилизации запомнилась вам больше всего?

3.Поиск решения (открытие нового знания)

Работа с текстом в режиме технологии продуктивного чтения.

- Внимательно прочитайте название этого текста и предположите, о чем он сможет нам рассказать.

- Проверьте свои предположения, прочитав текст. Совпали они или нет и в чем.

- Сделайте выводы. (Учитель всячески поощряет монологическую речь учащихся)

Учитель обобщает выводы учащихся :

- Итак, мы сделали

А.вывод о том , что общество состоит из 4 сфер, областей.

Б.Мы узнали названия этих сфер.

В.Эти сферы взаимосвязаны между собой.

- А теперь давайте посмотрим , что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.

(перед детьми раздаточный материал : пронумерованные цветные вырезки из газет и журналов, фотографии представляющие собой разные стороны жизни общества, таблички с названиями сфер общественной жизни.)

1.Задача – разложить эти картинки по сферам, зафиксировать результат перечнем цифр.

2.Открыв учебник, самостоятельно изучить материал на стр.12-14.

3.Выявить ошибки (от каждой группы выступает 1 учащийся с анализом допущенных ошибок. Я считаю…, мы пришли к выводу….,мы допустили ошибку….потому, что. итд)

Заслушиваем, анализируем, сравниваем ,какая группа допустила большее количество ошибок и почему.

Сравниваем наши выводы с авторским на стр.14 учебника. Чьи версии подтвердились?

Применение нового знания.

Первичное закрепление.

На интерактивной доске небольшой тест, ответы на который нужно записать и сдать учителю для проверки от групп.

А1.Производство материальных благ относится к

А2.Распредели по сферам:

1.нации А.духовная сфера

2.президент Б.экономическая сфера

3.религия В.политическая сфера

4.книги Г.социальная сфера

А3.Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду:

Православие,христианство,католицизм,мусульманство,наука,иудаизм,индуизм .

А4.К экономической сфере не относится :

Банковская карта, кредит, деньги, трудовое законодательство, производство сельскохозяйственной техники, торговля.

(количество и сложность вопросов в тесте зависит от уровня класса и времени на уроке)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся научатся называть и харак­теризовать большие и малые социальные группы; приводить при­меры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; вы­полнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Урок 9. Социальная сфера общества

Цели и задачи: познакомить учащихся с социальной сферой общества; дать представление о сущности социальной структу­ры общества; познакомить с терминами и понятиями: социальная сфера, социальная группа, социальная общность, этнос.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и харак­теризовать большие и малые социальные группы; приводить при­меры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладе­ют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; вы­полнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргумен­ты в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою

точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творче­ских способностей через активные формы деятельности; осозна­ние необходимости анализировать свои поступки с точки зрения правовых норм; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим ма­териалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: проблемный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать целостное представление о структуре общества и его основных сферах жизнедеятельности.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления;

Прививать навыки анализа информации.

Воспитательные:

Формировать интерес к учебной дисциплине;

Воспитывать стремление к реализации коммуникативных способностей.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебник Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. - М.: Академия, 2014., презентация, рабочие тетради, телевизор, ноутбук, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – практикум.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. (слайд 1)

Основные определения и схему вы будете фиксировать в рабочих тетрадях, которые лежат у вас на столе.

3. Основная часть.

Общество – это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни. (слайд 3)

Что же такое сфера общества? (ответы студентов)

Молодцы, а теперь обратите внимание на экран (слайд 3). Данный термин имеет строго определение:

Сфера общества – это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

Запишите в своих тетрадях данный термин к соответствующему определению.

В науке выделяют несколько сфер жизни общества. Сколько? Как они называются? (ответы студентов)

Молодцы. Действительно, сфер 4. (слайд 4)


В ваших тетрадях есть соответствующая схема. Давайте ее заполним. В пустых ячейках необходимо записывать названия сфер жизни общества.

По мере того как мы будем рассматривать сферы, будет заполняться схема.

(слайд 6) А теперь я читаю определение, а вы записываете термин к соответствующему определению в вашей тетради.

Экономическая сфера – это область жизни общества, включающая в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.

(слайд 9) Социальная сфера – это область жизни общества, включающая в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества.

Подробнее об этой сфере нам расскажет Чебыкина Елена. (слайд 10)

(слайд 12) Политическая сфера – это область жизни общества, связанная с понятием власть. Составляющий элемент власти – способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон.

О политической сфере нам расскажет Давыденко Милена. (слайд 13) Молодец.

(слайд 15) Духовная сфера – это область жизни общества, включающая в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей.

О духовной сфере нам расскажет Щербакова Анастасия. (слайд 16)

Вы внимательно слушали выступления, активно работали. И теперь закрепим полученные знания (слайд 17).

1. Производство материальных благ относится к

2. Распредели по сферам: (слайд 18)

1. нации А. духовная сфера

2. президент Б. экономическая сфера

3. религия В. политическая сфера

4. книги Г. социальная сфера

5. фабричное производство

3. Выпиши лишнее слово в этом логическом ряду: (слайд 19)

Православие, христианство, католицизм, мусульманство, наука, иудаизм, индуизм.

4. К экономической сфере не относится: (слайд 20)

Банковская карта, кредит, деньги, трудовое законодательство, производство сельскохозяйственной техники, торговля.

5. Верны ли следующие суждения об обществе? (слайд 21)

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Теперь обменяйтесь тетрадями. Проверим тест (слайд 22)

За каждый правильный ответ ставим один балл. Количество баллов служит показателем оценки. Внизу под тестом есть специальное окошечко, в него ставьте соответствующую оценку.

4.Подведение итогов.

Это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк. Правила составления показаны на экране. Давайте попробуем написать свой синквейн, посвященный теме сегодняшнего урока.

5. Выставление оценок.

6.Домашнее задание: (слайд 24)

7. Рефлексия. (слайд 25)

А теперь оцените насколько урок был вам полезен. На последней страничке вашей тетради три смайла с комментариями. Поставьте галочку возле того, который наиболее вам подходит.

Ключевые слова конспекта: основные сферы общественной жизни, области общeствeнной жизни, их взаимосвязь.

Тема 1.3. Основные сферы общeствeнной
жизни, их взаимосвязь

Сферы (области) общественной жизни — взаимодействующие части общества, главные её составляющие. Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Основные сферы общественной жизни

Все четыре сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни —> напряжённость в социальных отношениях —> кризис в политической сфере.

Каждая из основных сфер общeствeнной жизни может стать определяющей в различные исторические периоды. Так, во время революций, гражданских войн многое (в том числе и путь экономического развития) зависит от того, какие политические силы придут к власти. Общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям: например, распространение протестантизма в Европе в XVI веке сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений.

Образец задания ОГЭ по обществознанию по теме 1.3.

ВОПРОС: Какие из приведённых ниже терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общeствeнной жизни?
1) народность, нация
2) театр, музей
3) прибыль, доход
4) правительство, партия

Читайте также: