Климат внутренние воды конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Своеобразие органичес кого мира.

Цели: сформировать представление об особенностях и характерных чертах климата и вну тренних

вод Австралии и разобрать причины, определяющие эти особенности; продолжить формиров ание

умения устанавливать причинно – следственные связи на примере взаимодействия клим ата и рек;

продолжить формировать умения работать с картами и клима тическими диаграммами; познакомить

1. Как происходило открытие и исследования Австралии ?

2. Особенности рельефа и полезные ископаемые Ав стралии.

3. Показать по карте крайние точки, формы рельефа, объекты вдоль береговой линии.

а) В каких климатических поясах расположена Австралия?

б) Определить температуры января и июля, максимальные температуры, среднее, м инимальное,

Юго – восточный морской ветер в Австралии встречает на своем пу ти Большой Водораздельный

хребет. Горы становятся преградой. Возду х, подни маясь по склонам гор, охлаждается и выделяет

влагу в виде дождя. Поэтому на восточном побережье Австралии выпадает много осадков. На

западной стороне гор пассаты, отдавшие вла гу, становятся сухими и дожди бывают редко. На

севере Австралии господствуют муссоны. Летом, с октября по апрель, они дуют с моря и приносят

сам сильно нагревается и поглощает влагу . С мая по сентябрь муссон дует с суши и осадков не

круглый год, так как остров находится под влиянием западных ветров.

Рек в Австралии очень мало. Они находятся главным обра зом на юго – востоке материка. Муррей

– крупная судоходная река Авс тралии. Ее приток Дарлинг длиннее Муррея, но он маловоден и в

су хое время года превращается в ряд непроточных озер.

После летних ливней су хие русла – кри ки – становятся полноводными и несут свои му тные воды в

Озеро Эйр. В это время озеро наполняется водой. В су хой период оно пересыхает и делится

небольшие водоемы, покрытые соленой грязью. Поэтому границы озера показаны пу нктиром.

Очень своеобразны леса влажных субтропиков в юго– восточной части Австралии и на

Тасмании. Там лес на огромных пространствах сос тоит из дв у х резко разграниченных яру сов .

Верхний ярус, состоящий из могучих эвкалиптов, достигает в среднем выс оты 90 - 100 м. В нижнем

ярусе растут преимущественно древовидные папоротники высотой 12 - 15 м, а травянистые

папоротники обвивают их стволы великолепных деревьев вечнозеленого авс тралийского бука.

Для Западной Австралии характерны скрэб и травянистая степь. Скрэб – это заросли мелкого

кустарника из акаций и эвкалиптов. Переплетаясь ветвями, кустарники образу ют непроходимые

Обширные пространства занимают саванны как вну три материка, так и по окраинам. В

центральной и западной частях материка находятся пес чаные или камен истые пустыни, почти

совершенно лишенные растительности. Источники воды там встреч аются редко, а потому и

Характерные для Австралии деревья – эвкалипты и акации. Многие виды эвкалиптов прекрасно

приспособлены к сухому жаркому климату. Корневая система их глу боко уходит в землю, а листья

су хие и жесткие. Цвет их серова тый, и они покрыты толстой кожицей. Узкие листочки эвка липта

почти всегда расположены ребром к солнцу и не дают тени. Во влажных местах восточного

по бережья некоторые виды эвкалипта достигают высоты 100 м и толщины ствола до 10 м.

Древесина его очень твердая. Эвкалипт – самое высокое дерево на Земле. Эвкалипт растет очень

быстро и в 35 лет достигает высоты дву хсотлетнего дуба. Листья эвкалипта содержат эф ирное

Как строительный материал эвкалипт уже давно приобрел заслу женную славу, особенно при

постройке плотин, судов и разного рода сооружений, где требуется долговечность и особая

стойкость материала. Его древесина не поддается гниению, в ней не заводятся насе комые. Уголь из

эвкалипта не имеет себе равных по плотности и твердости. Из многих видов эвкалипт ов полу чают

У австралийской акации в засушливых местах вместо листьев сохрани лись только листов ые

В австралийских саваннах встречается бу тылочное дерево. В его утолщенном стволе в

дождливый сезон накапливается вла га, котор ую дере во расходует в су хое время года.

В саваннах Австралии растут казуарины. Листья у них заменены длинными побегами,

напоминающими иглы хвойных деревьев. Такие веточки - иглы и спаря ют меньше воды. Здесь же

Животный мир очень своеобразен. Это территория сумчатых животных, их здесь свыше 100

видов. Известно несколько десятков видов кенгуру. Некоторые виды живут на дере вьях и никогда

не сходят на землю. В лесах живет су мчатый медведь коала.

Другой особенностью фауны является наличие так называемых птиц - зверей, т.е. снабженных

вместо зубов птичьим клювом. Утконос – с большим утиным клювом. Кладет яйца, но

выкармливает детенышей молоком. Ехидна – похожа на ежа.

Своеобразно птичье населе ние: лирохвост – птица с красивым лировидным хвостом, черн ый

лебедь, зимородок – хохот у н, который издает зву к похожий на человеческий хохот, страус эму,

казуар, похожий на страуса, райская птица, хохлатый попу гай какаду и др.

В лесах живут кустарниковые индейки. Они собирают огромные кучи из листвы веток мха зем ли

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Климат. Внутренние воды

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету.

Образовательная:

- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие эти особенности климата; разобрать особенности климатических поясов Южной Америки. Познакомить учащихся с крупнейшими реками и озерами Южной Америки.
Развивающая:

- продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами; продолжить формирование умения составлять характеристику географических объектов.
Воспитательная:

- формирование у учащихся способность чувствовать, воспринимать и понимать прекрасное в природе.

Планируемые результаты

Освоение личностного смысла учения,

осознание целостности природы, осознание единства географического пространства Южной Америки, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Умение самостоятельно поставить цель, найти пути ее достижения, осуществить самоконтроль и самооценку, умение использовать географическую карту,

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, умение работать в группе, отвечать на вопросы учителя, умение слушать и понимать речь других, умение высказывать свою точку зрения. Компетентности - -работать с информацией, представленной в разных формах (таблица, карта) Работать с учебником, с контурной картой, атласом

Овладеть умениями выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений внутренних вод Южной Америки

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

Устная фронтальная работа, индивидуальная работа с учебником и картой и раздаточным материалом.

Требование программы: Географическое положение материка. История и исследования материка.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, тетради.

II Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Доклад Анды – Афанасьева Арина

Доклад Полезные ископаемые – Еремеева Анастасия
Раздать тест (выполнялся на прошлом уроке)
По параграфу проверка дз, контурных карт.
Давайте все вместе вспомним,

- Дайте характеристику климатических особенностей Африки?

- Дайте характеристику климатических особенностей Австралии?

- Вспомните главные климатообразующие факторы?

III Изучение нового материала

Вы уже догадались, что тема сегодняшнего урока

Общие черты климатов Земли и особенности климатов двух материков уже изучены, поэтому вам нетрудно будет усвоить особенности климата Южной Америки.

Южная Америка - самый влажный материк на Земле и не такой жаркий как Африка. Причин тому несколько:

1. Большая часть материка расположена в экваториально-тропических широтах.

2. В субтропиках и особенно в умеренных широтах материк узок.

Цель нашего урока?
Сформировать знания о климате Южной Америки

Совершенствовать навыки работы с географическими картами

Определить характеристику внутренних вод Южной Америки.

Задание (выполняется устно). Воспользовавшись картой в атласе на стр.31 ответить на вопросы по карте:

Наибольшее количество осадков на материке, среднее количество осадков, где выпадает больше и где выпадает меньше осадков. Сравните количество осадков на территории Южной Америки и на других материках.

Климатообразующие факторы Южной Америки

Какой фактор является определяющим?

- географическое положение

определить географическое положение Южной Америки

как ГП влияет на климат Южной Америки?

какие ещё факторы являются определяющими?

-атмосферная циркуляция (какие ветры действую на климат материка?).

- Какой рельеф преобладает на территории Южной Америки?

- Как характер рельефа влияет на климат?

Равнинный рельеф способствует свободному проникновению воздушных масс на территорию Южной Америки и свободному перемещению воздушных масс по территории материка.

Все ли факторы, влияющие на климат, мы рассмотрели?

-Определите влияние океанов на климат Южной Америки?

Внутренние воды Южной Америки мы только что определили особенности климата материка. Климат и рельеф Южной Америки повлияли на особенности внутренних вод. Реки и озёра Южной Америки относятся к следующим бассейнам: Атлантического и Тихого океана так же Карибского моря.

Дальше идёт краткое знакомство с реками и озёрами материка.

Река Амазонка - самая главная река не только Южной Америки, но и всего мира (слайд 12). Название своё река получила от приливной волны поророка или амузуну (слайд 13).

Фрагмент фильма. 3 минуты.

– водопад Игуасу (1)

(находим его на картах)

водопад Игуасу (2)

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.

Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.

Река Ориноко.

В отличие от Амазонки, Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет.

В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель. (Находим водопад на картах).

водопад Анхель.

Если время остается, то показать фильм про Озеро Титикака.

Фильм 5 мин.

Физ. Минутка.

I V. Обобщение и закрепление полученных знаний..

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.

V Рефлексия

Какие знания, понятия вспомнили сегодня?

Что нового ты узнал?

VI Домашнее задание

В дневник записывают д/з

Параграф 35. Стр175-179. Растительный мир Южной Америки доклад. Животный мир Южной Америки. (доклад)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте содержатся основные теоретические данные по теме и иллюстративно - наглядный материал. Конспект содержит различные задания, направленные на развитие географический специальных и общеучебных компетенций, на формирование навыков работы с различными видами географической информации.

Конспект к уроку географии в 7 классе.

Цели и задачи урока:

продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки;

вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия

сформировать у них представление о внутренних водах Северной Америки - их распределение, свойствах, источниках и режиме питания, характере течения;

познакомить учащихся с крупнейшими реками, озёрами и водопадами Северной Америки.

отработать навыки сравнения особенностей рек разных бассейнов;

совершенствовать умение анализировать и сопоставлять различные карты, устанавливать причинно – следственные связи.

продолжить формирование у учащихся умение составлять характеристику географического объекта.

оценить внутренние воды с позиции жизни и хозяйственной деятельности человека;

сформировать у школьников активную жизненную позицию бережного отношения к природе, по сохранению и преумножению богатства земли.

Учебно-наглядный комплекс

Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.

Атлас. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература.

Наглядный материал:

Методы и формы учебной деятельности: обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся, а именно: использование мультимедийной презентации, таблиц, учебника, книг, интернета для формирования образа крупных рек, озёр, водопадов Северной Америки; беседа с учащимися об особенностях распределения по материку речной сети и озёр; доклады учеников о Большом каньоне и достопримечательностях р.Ниагара; самостоятельная работа учащихся с картами атласа, контурными картами; практическая работа – распределение рек по бассейнам океанов.

Тип урока: изучение нового материала.

Климатические условия Северной Америки исключительно разнообразны. Это "самый северный" континент Земли, ближе всего подходящий к полюсу, в то же время, протянувшийся более чем на 7 тысяч километров с севера на юг. Материк расположен во всех климатических поясах планеты, исключая экваториальный пояс.

Рассмотрите предложенную карту, сопоставьте географические объекты, изученные на прошлом уроке, части континента, расположенные в различных климатических поясах.


Рассмотрите карту атласа на стр.12. Опираясь на карту и текст конспекта, заполните таблицу:

Субэкваториальный пояс Северной Америки занимает очень небольшую площадь на самом юге континента, располагаясь на Панамском перешейке. Здесь сохраняется постоянно жаркая погода как летом, так и зимой, с температурами выше +20°C, максимум осадков приходится на лето. Осадков здесь выпадает 2000-3000 мм в год и более.

Тропический климат характерен для большей части Центральной Америки. Выделяют две области. На востоке под влиянием влажного северо-восточного пассата возникла морская область с равномерным значительным увлажнением в течении года. Температура воздуха здесь редко опускается ниже +20 0 С. Годовое количество осадков превышает 1500 мм.

Субтропический климатический пояс находится на территории северной Мексики и южной части США. На этом материке он занимает очень большую площадь, однако, по этим же причинам - из-за большой протяжённости с запада на восток не все его районы благоприятны для проживания. Пояс можно также разделить на три сектора. В западной части пояса сформировалась средиземная область с влажной и теплой (+8 0 С) зимой и сухим и жарким (+24 0 С) летом. На востоке – муссонная область, подобная аналогической области умеренного пояса, только с более высокими температурами воздуха. В центре материка – континентальная область. Осадков на протяжении года выпадает мало (300-500 мм), годовые амплитуды колебания температур большие.

Умеренный пояс - самый обширный климатический пояс Северной Америки, занимающий север Соединённых Штатов и южную часть Канады. Умеренный пояс также делится на три сектора. На тихоокеанском побережье, которое на протяжении года подвергается влиянию западных ветров из океана, сформировался морской климат. Здесь выпадает осадков свыше 2000 мм в год. Средняя температура января -0 0 С, июля - +10. +12 0 С. За горами в центре материка формируется континентальная климатическая область. На востоке под влиянием сезонных ветров возникла муссонная климатическая область с влажным и прохладным летом (+16 0 С) и сухой и холодной зимой

(-12 0 С). Из-за холодного Лабрадорского течения здесь часто бывают густые туманы.

Субарктический климатический пояс располагается на севере Канады и Аляски. Здесь представлены природные зоны тундры и лесотундры. Лето очень короткое, снега тают в июне, а тёплая погода держится около месяца. За полярным кругом наступает полярная ночь и полярный день. С продвижением на север осадков выпадает всё меньше - от 500 до 100 мм в год. Зимой температуры опускаются от -24 до -40°C. Зимы суровы и продолжительны. Максимум осадков приходится на лето, когда над регионом господствует умеренная воздушная масса. Летом температура поднимается от 0 до +16°C на юге.

Арктический климат характерен для островов Канадского Арктического архипелага и Гренландии. Голые каменистые арктические пустыни на юге покрыты мхами и лишайниками, на севере скрыты под толстыми покровными ледниками. Зимы исключительно суровы, температуры в среднем варьируют от -32°C до -40°C и ниже во внутренних районах Гренландии. Осадков выпадает очень мало менее 250-100 мм в год. Лето практически не наступает, только в самые жаркие месяцы года температура воздуха поднимается выше 0°C.

Внутренние воды России – реки, озера, болота, ледники, подземные воды; искусственные водоемы – водохранилища, каналы и т. п. Значение внутренних вод очень велико для жизни и деятельности человека и для природы. Внутренние воды России богаты и разнообразны.

Реки России относятся к бассейнам океанов: Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического и к бассейну внутреннего стока (бассейн – территория, с которой река и ее притоки собирают воду). Питание и режим рек связаны с климатом.

бассейны рек

Реки бассейна Северного Ледовитого океана самые длинные и полноводные. Самая длинная река – Лена, самая полноводная – Енисей, у Оби самая большая площадь водосбора. Питание рек смешанное при преимуществе снегового. Половодье весеннее. Реки замерзают. Крупнейшие реки Сибири начинаются в горах (Алтай, Саяны, горы Прибайкалья) – там они имеют горный характер. Реки Восточно-Европейской равнины бассейна Северного Ледовитого океана имеют равнинный характер на всем протяжении.

Реки бассейна Тихого океана : основная – Амур с притоками (Зея, Бурея, Уссури). Питание преимущественно дождевое, характерны летние паводки, от муссонных дождей бывают катастрофические разливы.

Реки бассейна Атлантического океана : Нева, Западная Двина впадают в Балтийское море; Днепр, Дон, Кубань – в Черное и Азовское. Питание преимущественно снеговое. Небольшое весеннее половодье. Нева периодически затапливает Санкт-Петербург из-за нагонов воды из Балтийского моря.

Реки бассейна внутреннего стока – Волга (крупнейшая – ее бассейн занимает 30% Восточно-Европейской равнины), Урал, Эмба, Терек. Питание преимущественно снеговое. Волга образует обширную дельту. Связана каналами с Москвой-рекой (канал им. Москвы), с Доном (Волго-Дон).

питание рек

Озера, ледники, болота, подземные воды.

Каспийское море — озеро, Байкал – самое глубокое озеро мира, т. к. расположено в тектонической котловине. Озера размещены неравномерно. Много на северо-западе европейской части – Ладожское, Онежское (ледниково-тектонические котловины); Селигер, Валдайское (котловины между моренными холмами). На Камчатке и Курилах имеются озера вулканического происхождения.

На территории России основная масса ледников сосредоточена на арктических островах и в горных районах. Наибольшие площади горного оледенения характерны для Кавказа (свыше 1400 ледников). Небольшие ледники есть также в горах Алтая, Камчатки, севера и северо-востока Сибири. Покровное оледенение распространено на островах Новая Земля, Северная Земля, Земля Франца-Иосифа и других островах Арктики.

ледоход

Подземные воды – значительные запасы: Западно-Сибирский артезианский бассейн, Московский. Камчатка – термальные воды.

Болота – распространены на плоских равнинах с достаточным увлажнением – Западная Сибирь, Север европейской части, Мещера.

Водные ресурсы

Водные ресурсы – воды рек, озер и подземные воды – служат основным источником водоснабжения страны. Вода нужна и коммунальному хозяйству, и промышленным предприятиям, и сельскому хозяйству для орошения. В целом страна хорошо обеспечена ими, но по ее территории они распределены неравномерно: хорошо обеспечены водными ресурсами северные районы, Сибирь (80% пресных вод сосредоточено в озере Байкал), однако все наиболее освоенные части страны испытывают недостаток воды, особенно это касается южной половины европейской части страны.

Главная проблема водоснабжения – нехватка чистой воды, загрязнение вод рек и озер бытовыми и промышленными стоками, стоками животноводческих комплексов. Нужно шире внедрять системы оборотного водоснабжения, очистки сточных вод и их использования.

Реки России обладают большими гидроэнергетическими ресурсами , в основном они сосредоточены в сибирских реках Енисее, Ангаре, именно там построены наиболее крупные ГЭС. Строительство ГЭС не только выгодно, но имеет и отрицательные последствия: затопление земель, изменение уровня грунтовых вод, микроклимата, ухудшение условий для размножения многих ценных видов рыб.

Читайте также: