Экскурсия в зоологический музей конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экскурсия в Зоологический музей для младших школьников.

2. Маршрут экскурсии с указанием остановок. (см. приложение № 1.)

3. Оборудования для учащихся:

- блокнот для записей, ручка.

4. Вводный инструктаж

Инструктаж по правилам поведения в музее:

- По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.

- Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.

- Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.

- Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа.

- Не бегать по залам.

- Веди себя так, чтобы не беспокоить окружающих не говори громко, не смейся, не кашляй и не сморкайся.

- Неприлично в музее жевать (неважно, булку, конфеты, семечки или жевательную резинку).

- В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Сведения о музее.

Годом основания музея считается 1832-ой, именно в этом году зоологические коллекции Кунсткамеры были преобразованы в отдельный музей. Санкт-Петербургский Зоологический музей по праву считается одним из крупнейших в мире, ведь его выставочные коллекции насчитывают около тридцати тысяч экземпляров животных со всего мира, а выставочная площадь занимает шесть тысяч квадратных метров.

Животные демонстрируются по принципу научной классификации - птицы и млекопитающие, беспозвоночные, насекомые, редкие виды… но если бы все ограничивалось только строгой систематизацией, экспозиция не производила бы такого яркого впечатления - ей придается живость благодаря тому, что экспонаты показываются в естественной среде обитания.

Все разделы экспозиции показывают нам и тех животных, птиц, рыб, которых мы можем скоро потерять - тех, которые занесены в "Красную книгу". Это гигантская японская саламандра и гаттерия - последняя дожившая до наших дней клювоголовая рептилия, калифорнийский кондор и японский ибис, амурские тигры и жирафы-окапи… Может, именно здесь мы сможем понять, как хрупок и красив окружающий нас мир.

5. Описание хода экскурсии.

Зона пустынь

- Первая, наша остановка, буде в зоне пустынь.

- И первого животного, которого мы будем рассматривать, это пустынный ёж.

Цель: расширить культурно-образовательное пространство учащихся; формирование целостной биологической картины мира.

Задачи: 1) образовательные: овладение поисковыми, исследовательскими, проектными навыками; закрепление и систематизирование знаний о многообразии живой природы;

2) развивающие: развитие умения анализировать информацию, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать;

3) воспитательные: развитие умения совместной деятельности учащихся по созданию коллективного продукта; воспитание бережного отношения к природе; эстетическое воспитание учащихся; расширение кругозора учащихся.

Маршрут: залы Зоологического музея

Оборудование: блокнот, карандаш

Зоологический музей Санкт-Петербурга - один из крупнейших в мире зоологических музеев. В экспозиции представлено более 40 000 животных, более 15 млн. экспонатов хранится в научных фондах. Зоологический музей был создан как самостоятельное научное учреждение в 1832 году на основе собрания зоологических коллекций Кунсткамеры. В здании бывшего южного пакгауза Биржи музей находится с 1896 года. Экспозиция рассказывает о фауне всей Земли. Первые коллекции (Бэра, Брандта, Миддендорфа) пополнялись экспонатами, собранными в научных экспедициях. В оформлении широко использованы искусно выполненные диорамы, в которых животные показаны в естественных условиях. В коллекции музея имеются уникальные экспонаты вымерших животных и чучела животных, которые принадлежали известным людям. В том числе скелет всемирно известного мамонтёнка Димы и чучела собаки и лошади Лизетты, принадлежавших Петру I.

Задача нашего сегодня урока собрать материал, систематизировать его и составить отчёт о многообразии животных, попытаться объяснить каким образом шло формирование разнообразия форм животных, почему необходимо сохранять видовое разнообразие животных.

Для этой работы мы выполним несколько заданий.

Рассмотрите экспонаты различных систематических групп животных. Заполните таблицу. Сделайте вывод о приспособленности животных к водной среде обитания, какой характер имеют данные приспособления?

Автор: Смирнова Диана Николаевна

Организация: ГБДОУ детский сад 126

Населенный пункт: г. Санкт- Петербург

Цель экскурсии: Ознакомление старших дошкольников с удивительными экспонатами Зоологического музея Санкт-Петербурга в процессе виртуальной экскурсии.

Задачи экскурсии:

- расширить представления детей о об экспонатах Зоологического музея Санкт-Петербурга.

- развивать внимание, память, зрительное восприятие.

- развить познавательный интерес у детей, инициативность, умение отвечать на вопросы воспитателя.

- формировать экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраста.

- вызвать у детей эмоциональный отклик на экскурсию.

Техническое обеспечение: экскурсия выполнена в программе Power Point 2007. Для демонстрации требуется ноутбук (или компьютер), проектор, электронная доска.

Методические рекомендации по применению:

Источники информации:

Ход Экскурсии:

В: Зоологический музей –

Магнит для маленьких детей.

Коллекция богата здесь,

Всех экземпляров и не счесть.

От лис до скорпионов

Давно трудились мастера.

Начало - от времен Петра.

Часами можно здесь бродить,

Музей умеет удивить.

В музей ходили много раз,

Он лучший в мире, просто класс!

В: сегодня мы отправимся в путешествие в это интересное место. Может вы уже догадались куда?

Ответы детей

Ответы детей.

В: верно ребята, это экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Сейчас в музее выставлены богатые коллекции различных животных всего земного шара. В музее имеются экспозиции наземных и водных животных, рыб и змей, кораллов и моллюсков, а также птиц и насекомых. Чтобы осмотреть все экспонаты, потребуется очень много времени. Я хочу показать лишь некоторые, на мой взгляд, самые удивительные.

Слайд 2

Музей расположен в центре Санкт- Петербурга, на Университетской набережной, рядом с кунсткамерой, в которой и хранились первые экспонаты музея.

Слайд 3

Первый зал занимают ластоногие и китообразные, а также первые экспонаты из Кунсткамеры, купленные еще императором Петром I.

2 зал — это позвоночные животные и рыбы, рептилии и птицы.

3 зал посвящен млекопитающим. В этом зале много увлекательных витрин, где можно увидеть животных в природных условиях. Чучела зверей и птиц сделаны очень искусно и выглядят как живые. Они размещены среди травы или деревьев, камней или снега, по одному или группами так естественно, что кажется они вот-вот зашевелятся.

Слайд 4

На 2 этаже расположена огромная коллекция насекомых.

Слайд 5

В : в музее есть семь животных в коллекции, которые связаны с основателем Петербурга Петром I. Среди них есть жеребец Лизетт, огромный быкодав Тиран и гладкошерстный терьер Лизетта. Должно быть, Петр очень любил это имя. Его коня мы можем увидеть не только в музее, но и на картинах. А еще есть знаменитый памятник в центре Санкт- Петербурга. Кто напомнит, как он называется?

Ответы детей.

Слайд 6

В: Чучело гигантской водной змеи из Южной Америки было куплено Петром первым для своей коллекции в Европе. Анаконды прекрасно плавают и ныряют, но иногда выползают на солнышко погреться, забираясь на нижние ветки деревьев.

Слайд 7

Голохвостый опоссум. Зверек жил в лесах Южной Америки больше трехсот лет назад, а его родственники до сих пор живут в тропических лесах, почти никогда не спускаются с деревьев и питаются фруктами, цветами, нектаром и насекомыми.

Слайд 8

Чернополосый геррозавр. Эта некрупная ящерица обитает в саваннах Африки. Экземпляр Зоологического музея был пойман очень давно. Геррозавр пережил пожар в Кунсткамере, наводнение и Блокаду Ленинграда.

Зеленая морская черепаха. Это крупная черепаха первые годы жизни проводит в открытом океане, питаясь медузами и другими морскими животными. Со временем она перебирается ближе к берегу и постепенно переходит на растительную пищу.

Слайд 9

В коллекции морских млекопитающих представлен самый большой экспонат музея — скелет громадного синего кита длиной 25 метров. Это поистине огромное животное, настоящий гигант. Но, к сожалению, их осталось не очень много на земле. Виной тому загрязнение океана, а также охота на китов, которая теперь запрещена. Киты находятся под охраной Красной книги.

Слайд 10

В: ребята, а вы верите в единорогов?

Ответы детей.

В: я открою вам секрет, единороги существуют, но выглядят совсем не так, как мы привыкли думать. В музее мы можем увидеть скелет и чучело нарвала, или единорога. Он является редким видом, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Он относится к зубатым китам. Зуб у него всего один. Имеет вид спирально закрученного бивня. В Средние века этот зуб считался рогом единорога, и ему приписывались чудодейственные свойства.

Слайд 11

В: так ж там есть удивительные рыбы. Кто помнит, как они называются?

Ответы детей. (Рыба- пила, рыба- парусник, рыба- еж, удильщик).

В: А почему их так назвали?

Ответы детей.

Слайд 12

В музее находится единственное в мире чучело пингвина- альбиноса. У животных- альбиносов с рождения белые кожа, мех, а глаза слегка фиолетовые. Это очень редкое явление.

В коллекции музея мы можем увидеть самую маленькую птичку- колибри. Ее вес всего 2 грамма, а размер как у обычной пчелки. А еще там есть чучело удивительной птицы- китоглава. Китоглав очень крупная птица, а похожий на деревянный башмак клюв делает китоглава искусным мастером рыбной ловли. В отличие от большинства других птиц, глаза китоглава расположены в передней части черепа, а не с двух сторон.

Слайд 13

В: перед вами сумчатый волк. К сожалению, теперь этот вид животных вымер. Но остались его родственники. Как выдумаете, какие животные могут быть его ближайшими родственниками?

Ответы детей.

В: да, он внешне похож на собаку, а окраской на тигра, но его ближайшими родственниками являются кенгуру.

Слайд 14

Один из удивительных экспонатов стал эмблемой Зоологического музея. Это мамонт. Мамонты исчезли несколько тысяч лет назад, но в музее имеются экспонаты скелетов мамонтов с огромными бивнями.

Слайд 15

Учёные мечтают возродить род шерстистых мамонтов, вымерших десять тысяч лет назад, и поселить их в арктической тундре, "Наша цель — создать морозостойкого слона, но он будет выглядеть и вести себя как мамонт", так что, возможно, когда вы станете взрослыми, у вас будет возможность увидеть настоящего живого мамонта.

Слайд 16

В: на этом наша экскурсия в Зоологический музей заканчивается. Конечно, посмотрели мы самую малую часть выставки. В музее огромная коллекция экспонатов и очень много увлекательных витрин, где можно увидеть животных в природных условиях.

В: Ребята вам понравилась экскурсия?

Ответы детей

В: где мы с вами сегодня побывали?

Ответы детей

В: что вам понравилось больше всего?

Ответы детей

В: спасибо большое за внимание, за ваши ответы. Для того, чтобы полностью понять все величие этого музея его надо обязательно посетить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий проекта "Путешествие по зоологическому музею" включает план-алгоритм работы над проектом и показывает, как можно организовать исследовательский ученический проект по двум направлениям: историческому и туристическому (экскурсионному). Полезен для работы учителям-предметникам (биологии, географии, истории, природоведения), воспитателям, педагогам-организаторам.

Научно-исследовательский проект в рамках методической декады

(учитель биологии – Сидоренкова Ю.В.)

«Экскурсия по Музею Зоологии

Руководитель проекта: учитель биологии Сидоренкова Ю.В.

Участники проекта: учащиеся 9-х классов

Направления исследования:

А) Историческое - изучение истории создания музея Зоологии ТНУ им. В.И. Вернадского;

Б) Туристическое – проведение виртуальной экскурсии по двум залам зоологического музея с представлением и описанием экспонатов музея

Объекты исследования:

Музей Зоологии (Таврического Национального Университета имени В.И. Вернадского)

Материалы проекта: презентация, материалы докладчиков, фотографии

Цель проекта:

- сформировать у учащихся познавательные и учебные знания об истории создания музея, об особенностях экспонатов музея, их научной ценности; выработать умение применять полученные знания в повседневной жизни, на уроках биологии, географии, истории;

- развивать познавательную активность, мышление, память, внимание при работе с дополнительной литературой и при подготовке к защите презентации;

- воспитывать ценностное отношение к культурному и историческому наследию родного города

6.1. Задачи работы над проектом для учащихся:

6.2. Задачи работы над проектом для учителя:

- провести обзор научной литературы, справочных данных по поставленным направлениям исследования;

- показать научную и культурную ценность данного направления;

- обобщить полученный материал и представить на защиту в форме презентации

-образовательные: познакомить учащихся с особенностями создания музея и с разнообразием видов животных, относящихся к экспонатам музея;

-развивающие: развивать познавательный интерес к предмету биология, познавательную активность, мышление, память, внимание;

- коррекционные: закреплять умения сравнивать, обобщать, систематизировать и делать выводы; учить устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитательные: формировать навыки здорового образа жизни; воспитывать экологическую культуру

Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта (выход):

- творческие отчеты учащихся по теме проекта;

- защита проекта в форме презентации;

- проведение внеклассного мероприятия в форме научной конференции;

Тип проекта: информационный, исследовательский.

Учебные предметы, содержание которых включено в проект.

Основной учебный предмет.

Название учебного предмета

Тип Членистоногие (классы Насекомые, Паукообразные, Ракообразные)

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Другие учебные предметы

История, география, химия

Область человеческих знаний

Профилактика заболеваний, вызванных паразитическими червями или простейшими

Методика обработки информации, работа с литературными источниками

Количество воспитанников, участвующих в проекте – 4

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

- пачка листов бумаги формата А 4;

- мультимедийный проектор, экран;

Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта

Содержание деятельности учащихся на различных этапах проекта

Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта

Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости информацию, устанавливают цели; накопление информации по теме творческого отчета;

вырабатывают план действий, формулируют задачи

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей, предлагает идеи, помогает в поиске информации

Анализ собранной информации, определение способа предъявления продукта

Наблюдение, направление деятельности учащихся, консультирование

Оформление работы, решение поставленных задач

Наблюдение, косвенное руководство дея-тельностью учащихся

Презентация, доклад, творческий отчет

Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает работу учащихся, креатив-ность, качество презентации

16.Организационные формы работы учащихся над проектом

Форма работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся

Групповая работа учащихся

Консультации с руководителем проекта

Консультации с педагогами-предметниками,

узкими специалистами, родителями

Материалы для докладов и творческих отчетов учащихся

Основан в 1965 году по инициативе профессора Семена Людвиговича Делямуре. В соответствии со сложившимися традициями зоологический музей и кафедра зоологии считаются единым учебно-научным комплексом. Площадь музея: отдел беспозвоночных – 36.40 кв. м; отдел позвоночных 201.40 кв. м.

До 1965 г. музея как такового не было. В лекционной аудитории № 73 имелась одна застекленная витрина и несколько шкафов, в которых стояли чучела некоторых птиц, млекопитающих и мокрые препараты рыб, амфибий и рептилий. Эти экспонаты использовались главным образом для учебных целей, но иногда их демонстрировали при чтении научно-популярных лекций по линии общества “Знание” и других.

В 1965 г. кафедра зоологии переехала в новое здание (Ялтинская 4), которое теперь именуется корпусом “А”. Здесь под учебный музей была отведена небольшая комната, в которой стояли шкафы, заполненные различными экспонатами, собранными почти со всего мира. Этот учебный музей кафедры зоологии значительно расширил свои функции. Он использовался не только для учебных целей, сюда приходили на экскурсии учащиеся школ города и области, студенты других вузов и многочисленные гости Крымского пединститута. Например, в 1968 г. было проведено 80 экскурсий-лекций, в 1969 – 136, в 1979 – 115, в 1971 – 120 и т.д.

В 1975 г. закончилось строительство лабораторного корпуса “Б”, в котором были размещены многие кафедры факультета естественных наук. Ректор университета доцент А.Ф. Переход поддержал ходатайство заведующего кафедрой зоологии профессора С.Л. Делямуре о выделении специального помещения на первом этаже под зоологический музей кафедры. Были выделены также комнаты под таксидермическую и научные фонды музея.

В 1988 г. возобновилась экскурсионная работа, за год была проведена 61 экскурсия, а в 1989 г. – 80 экскурсий. Однако теперь в коренной перестройке нуждался отдел позвоночных животных и в 1990 г. музей вновь закрылся на сей раз – на реконструкцию.

Работу по изготовлению чучел, скелетов и мокрых препаратов возглавляла таксидермист М.И. Глобенко. Она не только сама делала прекрасные экспонаты, но и научила этому искусству многих сотрудников кафедры. Всю свою жизнь она посвятила созданию зоомузея и заведовала им до 2007 года.

Экскурсия по музею

Мы предлагаем Вашему вниманию виртуальную экскурсию по Музею зоологии Федерального университета г.Симферополя.

Зоологический музей ТНУ - основан в 1965 году по инициативе профессора Семена Людвиговича Делямуре.

Экспозиция музея представлена в двух залах: отдел беспозвоночных и отдел позвоночных животных.

Наибольший вклад в создание и развитие музея внесли: всемирно известный прфессор Делямуре С.Л., заслуженный деятель культуры Украины М.И. Глобенко, профессора: А.С. Скрябин и М.В. Юрахно, И.Н. Грищенко, доцент А.А. Стрюков и Ковблюк Н., ассистенты В.В. Соловьев и Д.Б. Старцев.

В музее содержится 3700 оригинальных экспонатов.

Уникальна коллекция морских млекопитающих, собранная сотрудниками кафедры зоологии в разных акваториях земного шара, причем больше всего в наиболее труднодоступных регионах в Арктике и Антарктике

Наиболее ценными оказались антарктические экспедиции проф. А.С. Скрябина (1963-1964 гг. и 1965-1966 гг.) и проф. М.В. Юрахно (1986-1987 гг.). В них были исследованы 2006 китов и 364 тюленя

Экспонаты из экспедиций доставлялись в Симферополь с неимоверными трудностями, иногда с риском для жизни.

В музее содержится 3700 оригинальных экспонатов. В том числе – нижняя челюсть кашалота, череп касатки, тазовые кости, позвонок и ребро кита финвала, южный морской котик, пингвины, альбатросы, рыба-удильщик, рыба-прилипало, раковины многих моллюсков.

В отделе беспозвоночных животных размещены коллекции губок, кишечнополостных, гельминтов, моллюсков, ракообразных, паукообразных, насекомых и иглокожих… а еще – прелестная и уникальная коллекция бабочек

В отделе беспозвоночных животных также представлено историческое развитие и эволюция всего органического мира

В отделе позвоночных экспозиционные материалы размещены в систематическом порядке в 27-ми выставочных витринах

В отделе позвоночных представлены: бесчерепные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

На слайде представлен тихоокеанский морж с детенышем. Добыт во время Советско-Американской экспедиции в 1981 году профессором

Семья командорских морских котиков, сивучонок, ребро и позвонок морской коровы. Добыты проф. М. В. Юрахно в 1984 году во время первой Командорской экспедиции

Уникальна коллекция морских черепах (кожистая, зеленая или суповая, головастая, коретта, оливковая ридлея), а также слоновая, лучистая, дальневосточная, болотная и среднеазиатская.

Коллекция акул и скатов, тропические океанические и некоторые другие рыбы, а также многочисленные морские животные привезены студентами-заочниками биологического факультета, плававшими на рыболовных судах.

Уникальные чучела – двух медведей, леопарда, льва, двух львиц, зебры, дикобраза, страуса, венценосного журавля, пеликана. Эти животные после гибели приобретены сотрудниками музея в Симферопольском зоопарке.

Особую привлекательность музею придает обилие высокохудожественных озвученных диорам. Они кажутся окнами в настоящую живую природу.

Многочисленны в музее морские рыбы: и в диорамах коралловых островов, и на специальных стендах

В утреннем лесу слышны звонкие голоса птиц и могучий рев благородного оленя. Радуют глаз краснокнижные черные грифы и белоголовые сипы. Эти пернатые великаны являются настоящим украшением Крымских гор.
В музее собран большой палеонтологический материал, который воссоздаст далекое прошлое нашего полуострова.

Описано 65 новых для науки видов гельминтов.

Обоснованы 7 новых родов и 6 новых семейств.

Ежегодно музей посещают более 5 тысяч студентов, школьников и гостей Крыма. Он превратился в популярный научно-просветительный центр республиканского значения.

Читайте также: