Дыхательная система 4 класс 21 век конспект урока с презентацией

Обновлено: 03.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Дыхательная система Животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200.

Что опасно для органов дыхания Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а также табачный дым.

Выхлопные газы сокращают продолжительность жизни на 6 месяцев.

Что опасно для органов дыхания Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырьков и мешают поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в легкие курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин.

Легкие некурящего человека

Что опасно для органов дыхания Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца. Что опасно для органов дыхания За последние 100 лет вредная привычка к курению распространилась по всему миру. Вслед за взрослыми к курению стали приобщаться и дети. Врачи назвали курение чумой двадцатого столетия. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу.

Оценить 816 0

Конспект урока окружающего мира

Цель:познакомить учащихся с дыхательной системой организма.

Образовательная:познакомить учащихся со строением, функционированием дыхательной системы.

Развивающая:развивать наблюдательность, любознательность, мышление, речь, коммуникативные навыки общения учащихся.

Воспитывающая:воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Составитель:Шарапова Дарья Андреевна.

Организация начала урока:

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, Дарья Андреевна.

Этап актуализации знаний.

- Приготовьте небольшие листочки, нарисуйте прямоугольник следующего размера: три клеточки по горизонтали и пять по вертикали. Я буду называть привычки, а вы должны при положительном ответе в клетке ставить +, при отрицательном прочерк. Заполняйте клетки по горизонтали с левого угла.

- Возьмите любой карандаш и последовательно соедините крестики. Должна получиться цифра 5, если у вас здоровые привычки.

- Ребята, как вы думаете, сколько человек может прожить без воды? (до 10 дней)

- Сколько человек может жить без еды? (20-25 дней)

- Сколько человек может прожить без сна? (2-5 дней)

- Сколько человек может прожить без воздуха? (5-6 мин)

- Давайте проверим. Сейчас я засеку время, а вы закроете рот, зажмете нос и не дышите. Если будет тяжело, и не хватать воздуха, то вы нос откройте и дышите. По моей команде сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Приготовьтесь, начали.

- Что почувствовали? (Что без воздуха тяжело)

-Какой вывод можно сделать? (Без дыхания жизнь не возможна)

3. Изучение нового материала

- Верно, без дыхания жизнь не возможна, поэтому мы должны беречь дыхательную систему. Некоторые натренированные люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты и даже на 6, но не дольше. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. В нашем организме нет запасов кислорода, а потребление его идёт непрерывно, поэтому кислород должен поступать в организм постоянно. Человек дышит всегда - и когда работает, и когда гуляет, и когда спит. Дыхание осуществляется при помощи целой системы органов.

- Просмотр видео( начало 1 мин. 14 сек )

- Ребята, расскажите, что вы узнали? (Мы узнали, что кислород попадает и в лёгкие и достигает альвеол , затем в кровь (кровеносные сосуды),чтобы все клетки,органы, мышцы тела наполнились кислородом, так же мы узнали, что человека 2 одинаковых легких. Использовав кислород клетки выделяют молекулы углекислого газа (грязный воздух).

- Правильно, скажите, почему надо дышать через нос, а не через рот? (Когда человек вдыхает воздух через нос, этот воздух согревается, очищается, увлажняется и проходит обеззараживание.Вдыхая ртом, человек подвергает себя опасности.)

Работа с учебником

- Верно, следите движения воздуха из носовой полости к лёгким при вдохе на стр. 22.Когда мы делаем вдох, воздух поступает в носовую полость. На стенках носовой полости есть волоски, которые задерживают находящиеся в воздухе пыль и разнообразные мелкие частицы. Кроме того, здесь воздух обогревается. Дальше воздух попадает в дыхательное горло – трахею, а затем в лёгкие. Из лёгких воздух поступает в кровь и разносится по всему телу. Кровь в свою очерель приносит в лёгкие использованный в организме воздух, и мы его выдыхаем.

- Ребята, давайте понаблюдаем за своим дыханием. Положите руки на рёбра и попробуйте дышать. Что вы заметили? (Лёгкие и живот поднимаются, опускаются)

- Правильно, ваши рёбра и живот то поднимаются, то опускаются, это вдох и выдох. При вдохе в лёгкие входит чистый воздух; кровь забирает из воздуха кислород и разносит его по всему телу. В обмен кровь отдаёт легким переработанный воздух, который выделяется во время работы мышцами, мозгом и другими органами. При выдохе грудная клетка сжимается и переработанный воздух выталкивается наружу. Человекуприходится много врмени проводить в помещениях, где он учится, работает, питается, спит. Нужно заботиться, чтобы в них всегда был чистый и свежий воздух.

- Скажите, что нужно делать, чтобы в помещении, где находятся люди, всегда был чистый воздух? ( Нужно чаще проветривать помещение)

- Приходилось ли вам бывать в душном помещении, как вы там себя чувствовали? ( Да, дышать было трудно).

- Помещение нужно как можно чаще и дольше проветривать, лучше всего посредством сквозняка. Сквозняк возникает при одновременном открытии окон и дверей на противоположных сторонах помещения. Чтобы не простудиться, в это время надо выходить из комнаты. Особенно хорошо надо проветривать комнату перед сном. Сон при свежем воздухе очень полезен для здоровья. Во время сна не накрывается голову одеялом.

- Сейчас мы с вами выполним дыхательную гимнастику, упражнения выполняются со спокойной музыкой:

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок (ребра расширяются, низ живота подтяги­вается). Выдох медленный и плавный. Выполнять 3 -4 раза.

Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

- Молодцы, теперь откройте учебник на стр. 23- 24. Давайте прочитаем правила бережного отношения к дыхательной системе.

- А теперь, рассмотрите картинку и попробуйте придумать свои правила (Нужно чаще гулять на свежем воздухе, зимой следует дышать через нос, ведь в носу воздух согревается, очищается, нужно чаще убираться в комнате, чтобы меньше было пыли, так же нужно соблюдать осанку для правильного дыхания, высмаркиваться нужно в свой носовой платок).

4. Первичное закрепление.

Работа с рабочей тетрадью.

- Правильно, теперь откройте рабочую тетрадь на странице 9, упр. 22 и закончите предложения. ( В носовой полости воздух согревается, очищается.При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ).

- Верно, посмотрите на упражнение 23. Отметьте галочкой правила защиты органов дыахания( Нужно дышать через нос, нельзя курить, необходимо делать влажную уборку в помещении, нельзя долгое время находиться в непроветриваемом помещении).

- Правильно, ребята, давайте с вами вспомним, названия органов дыхательной системы, посмотрите на рисунок-схему на стр. 22, теперь выполните задание 24 в рабочей тетради, старайтесь не подсматривать. ( 1. Носовая полость, 2. Гортань, 3. Трахея, 4. Бронхи, 5. Лёгкие.)

5. Итог урока:

- Как устроена и работает дыхательная система? (Через нос мы вдыхаем воздух, который там очищается и согревается, по гортани, трахее воздух попадает в бронхи, а затем в лёгкие.Из лёгких воздух по кровяносным сосудам распространяется по клеткам, мыщцам организма)

- Что мы вдыхаем, а что выдыхаем? ( Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ)

- Ребята, вы должны понять, что без дыхания жизнь не возможна, так же нельзя забывать, что при правильной осанке мы сохраним дыхание, а так же свои внутренние органы.

Домашнее задание: Подготовьте рассказ о том, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха. На уроке вы были активны, спасибо за урок. Оценки получили: …………….

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитательные: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Цель: создать условия для представления информации о дыхании, рассмотреть строение дыхательной системы человеческого организма и ее функции;

развивающие: закреплять знания о вреде курения и "пассивного курения"

воспитательные: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Личностные результаты:

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Применять знания о своём организме в жизни.

Регулятивные УУД

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Методы обучения: системно - деятельностный, проблемная ситуация.

Формы работы: работа в группах, фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение урока:

Учебник , презентация, ЭОР.

- Здравствуйте! Поприветствуем гостей!

- Как вы думаете, почему?

- Конечно, ведь здоровье – самое ценное богатство каждого человека.

-Что мы изучали на протяжении последних уроков?

(Организм человека и его строение)

- А нужно ли нам изучать организм человека? Зачем?

- Мы уже знаем многие органы человека? Назовите.

- А органы по своим функциям объединяются во что? (Систему органов)

- Сегодня мы продолжим открывать тайны нашего организма и

будем работать по этому разделу.

- А сейчас посмотрите на доске ребус? Какое слово зашифровано?

- Посмотрим в словаре точное определение этого слова? Дыхание – это …

- Сегодня на уроке будем изучать …

-Попробуйте сформулировать ключевые вопросы сегодняшнего урока?

- Как устроена наша дыхательная система ?

-Какие органы входят в дыхательную систему? Как они работают?

- Что управляет нашей дыхательной системой?

- Мы смогли бы обойтись без дыхания? (Нет)

- Можно ли управлять работой этой системы по своему желанию?

Опыт. Вдохните и задержите дыхание. Посчитаем по времени сколько мы можем

не дышать. Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине

30 метров задерживают дыхание до 4 минут. Рекорд под водой в спокойном

состоянии 5 минут 24 секунды.

Особенности дыхания животных таковы: бобры могут обходиться без воздуха

30 мин, а киты – до 1 часа.

Человек не может обойтись без дыхания и несколько минут. Без пищи и без воды

человек может жить несколько дней, а без воздуха не может выдержать даже 10 минут.

- Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может. Какие у вас

будут гипотезы? - Скажите, для чего мы дышим?

(Питательные вещества и воду можно запасти в организме, а воздух не запасёшь –

он быстро расходуется.) для того что клетки организма питаются кислородом –

это при вдохе, а при выдохе из организма выводится углекислый газ)

- Какие действия мы совершаем, чтобы кислород поступил в организм? (мы делаем вдох)-

- Как называется процесс обратный вдоху? (выдох)

ЧТО же заставляет нас делать вдох и выдох.

Посмотрите на интерактивный плакат.

Дыхательный акт, обусловленный приходом нервных импульсов из продолговатого мозга

Демонстрация дыхательного акта, обусловленного приходом нервных импульсов из продолговатого мозга

Дыхание не контролируется нашим сознанием. Контролирует работу дыхания

продолговатый мозг человека. Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. Каждый день человек вдыхает 15000 литров воздуха, используя 3000 литров кислорода.

Взрослый человек делает в среднем 15-17 вдохов и выдохов в минуту.

- Через какие органы может воздух поступить к нам в организм? (ОТВЕТЫ)

А сейчас заглянем внутрь нашего организма и посмотрим как устроена наша дыхательная

Посмотрим учебный видеоролик с 8: 13 до 10: 38

– На что похожи лёгкие? Из чего они состоят?

– Какой процесс происходит в лёгких?

- Какие органы вы запомнили, которые входят в ДС.

Посмотрите на интерактивный плакат. Как называется этот орган?

Самостоятельная работа в тетради с. 15-16, № 28 и 29.

Выполнение упражнений в тетради.

Прочитайте в учебнике текст, чтобы правильно выполнить упр. 29

Обменяться тетрадями проверить. Работа в парах.

Работа на интерактивном плакате.

Кто сможет собрать модель ДС на доске?

Пробуем проследить движение воздуха по нашему организму, прочувствовать

-положить руки себе на грудь и глубоко вдохнуть; -выдохнуть. (Музыка релаксация)

Продолжим работать по теме урока

Объясните как этот опыт связан с нашей темой ?

Учёные проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух, поместили

кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные

бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика,

но в нос ему вставили стеклянные трубочки, при дыхании воздух

поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа.

Кролик вскоре заболел.

– Почему так произошло?

Ф у н к ц и и н о с а:

2. Согревает воздух.

3. Увлажнение воздуха.

4. Защита от попадания в организм вредных веществ.

5. Обонятельная функция.

– Что это доказывает? (Как важно дышать носом и беречь свой нос.)

Работа в группах: помните о правилах работы в группе.

- Подумайте, что может быть опасным для органов дыхания?

- Составьте памятку как сохранить органы дыхания здоровыми:

1. Дышать через нос.

2.Чаще бывать на свежем воздухе.

5.Не вдыхать табачный дым.

Представляет свою памятку 1 группа, затем 2 группа.

Ребята, как вы считаете, достигли мы цель урока?

- Какие новые знания получили? Давайте проверим что вы запомнили ,

разгадав кроссворд. (слайд)

- В чем важность системы органов дыхания? (Важность определяется необходимостью

ежеминутно доставлять кислород в каждую клетку тела для ее нормальной

жизнедеятельности.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательн

№ слайда 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Донецк Ростовская область Автор презентации: Плотникова О.В., учитель начальных классов Дыхательная система человека Урок окружающего мира в 4 классе

Ребус ,, Х , Е ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление

№ слайда 2

Ребус ,, Х , Е ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ .

Дыхательная система Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без

№ слайда 3

Дыхательная система Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут.

Дыхательная система Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и выде

№ слайда 4

Дыхательная система Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа. Главный орган дыхательной системы – легкие. Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. Каждый день человек вдыхает 15000 литров воздуха, используя 3000 литров кислорода. Взрослый человек делает в среднем 15-17 вдохов и выдохов в минуту.

Дыхательная система Носоглотка Носовая полость Гортань Трахея Бронхи Легкие

№ слайда 5

Дыхательная система Носоглотка Носовая полость Гортань Трахея Бронхи Легкие

Дыхательная система Правильное дыхание осуществляется через нос. Он согревает и

№ слайда 6

Дыхательная система Правильное дыхание осуществляется через нос. Он согревает и очищает проходящий через него воздух. Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками.

Дыхательная система Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становит

№ слайда 7

Дыхательная система Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится еще чище и теплее. Далее воздух идет через гортань в дыхательное горло – трахею. Гортань при глотании закрывается, не пропуская в легкие пищу. Трахея – это трубка из плотных хрящевых колец. Она разветвляется на бронхи, через которые воздух идет в правое и левое легкие. Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся легочные пузырьки. В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ. вдох выдох

Дыхательная система Животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное

№ слайда 8

Дыхательная система Животные дышат легкими, кожей, жабрами. Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200. жабры кожа легкие

Дыхательная система Это важно знать!

№ слайда 9

Дыхательная система Это важно знать!

Гигиена дыхания 1. Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспал

№ слайда 10

Гигиена дыхания 1. Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. Частые воспаления дыхательных путей, оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат. 2. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею. 3. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

Что опасно для органов дыхания Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли,

№ слайда 11

Что опасно для органов дыхания Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а также табачный дым. Выхлопные газы сокращают продолжительность жизни на 6 месяцев.

Что опасно для органов дыхания Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырько

№ слайда 12

Что опасно для органов дыхания Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырьков и мешают поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в легкие курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин. Легкие курильщика Легкие некурящего человека

Что опасно для органов дыхания Никотин проникает в кровь, и она разносит его по

№ слайда 13

Что опасно для органов дыхания Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца.

Что опасно для органов дыхания За последние 100 лет вредная привычка к курению р

№ слайда 14

Что опасно для органов дыхания За последние 100 лет вредная привычка к курению распространилась по всему миру. Вслед за взрослыми к курению стали приобщаться и дети. Врачи назвали курение чумой двадцатого столетия. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу. Не курить!

Что опасно для органов дыхания Наши далекие предки считали курение грехом. Когда

№ слайда 15

Проверь себя 1. Начальная фаза дыхания, в процессе которой воздух поступает в ле

№ слайда 16

Проверь себя 1. Начальная фаза дыхания, в процессе которой воздух поступает в легкие 2. Процесс, обратный вдоху. 3. Трубка из плотных хрящевых колец. 4. Верхняя часть дыхательного горла 5. Орган, куда попадает воздух, пройдя через нос. 6. Яд, попадающий в легкие при курении. 7. Главный парный орган дыхательной системы. МОЛОДЦЫ! Д Ы Х А Н И Е В О Х В Д О Х Т Р А Е Я Г О Р Т Н Ь О С О Г Л О Т К А Н К О Т И Н Л Ё Г К И

Использованные ресурсы Учебник окружающего мира. 4 класс. УМК «Начальная школа 2

№ слайда 17

Читайте также: