Свойства воды в жидком состоянии конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Изучить свойства воды в жидком состоянии.

Задачи:

1) Познакомить со свойствами воды в жидком состоянии.

2) Развивать память, речь, мышление, внимание, воображение.

3)Воспитывать уважение, любовь к окружающей природе, самостоятельность, интерес к предмету.

Ресурсы : презентация, карточка, стаканы.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на занятии. Желаю всем нам успехов!

2. Актуализация знаний

- Сейчас мы с вами послушаем аудиозапись, после прослушивания попробуйте ответить: О чем пойдет речь на нашем занятии? (Звук воды)

- Итак, о чем будем с вами говорить?

- А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?

-Вода – единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться в трех состояниях.

-В каких трёх состояниях находится вода?

1. В жидком. (слайд 1)

-Где мы можем встретить?

Вода в океанах и морях, реках и озерах. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки. Конечно, вы уже догадался, что это роса. А роса тоже вода в жидком состоянии.

2. В твердом. (слайд 2)

- Где мы можем встретить?

-На высоких горах, в Арктике, Антарктиде – вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии.

3. В газообразном. (слайд 3)

Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

- Вода – одно из самых главных богатств Земли. Вода дает жизнь растениям и животным. Как вы понимаете эти слова?

-Расскажите, какое влияние оказывает вода на растения и животных? (Например, собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды менее 10 дней)

-Вода – добрый друг и помощник человека.

-Какую роль играет вода в вашей жизни?

- Но самое главное, вода – источник жизни!

Потеря воды опасней для организма, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.

Вода, как и воздух необходима человеку.

У воды тоже есть свои свойства. Наша с вами задача определить эти свойства.

Жидкую воду мы пьем, ею заполнены водоемы.

Лед можно увидеть у нас на реках и озерах зимой.

это облака, туман, пар

Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.

-Животные, если лишить их воды, быстро погибают.

Вода — удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.

3. Открытие новых знаний

- Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)

- Как проверить, правы ли мы? (Сравнение с толковым словарем.)

-Ребята, обратите внимание на слайд. Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на занятии? (слайд) Составьте слово. (Исследователи)

- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

- Итак, что такое вода?

- Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество, эта жидкость. (Показываю сосуд (стакан) с прозрачной жидкостью.)

- К концу занятия мы должны определить с вами, что это за вещество? Объектом нашего исследования будет жидкость в сосуде.

- А кто-нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

- Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

-Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования

1. Проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила.

- Как вы думаете, какие это правила?

1. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента

3. Никогда не пробуй на вкус и не нюхай незнакомое вещество

Итак: Опыт 1.Прочитайте на листе наблюдений, какой это опыт. Прозрачность.

Нам понадобится для опыта

(Стакан с водой, ложка, цветные полоски)

- Если мы отпустим в стакан ложку, то что мы увидим?

Какой можно вывод сделать. вода прозрачна (заносим в лист наблюдений)

Опыт 2. Цвет.

- Сравните два стакана (стакан с молоком, водой) О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветная (заносим в лист наблюдений)

Опыт 3. Запах.

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?

. Глаза мы завяжем.

- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? (вода)

Вывод: вода не имеет запаха (заносим в лист наблюдений)

Опыт 4. Вкус.

- Как можно еще отличить вещества друг от друга? (По вкусу). Ребята, как вы думаете, вода имеет вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса (заносим в лист наблюдений)

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались? (Чай, суп)

Опыт 5. Вода – растворитель.

Добавляют в стакан соль или сахар, размешиваю.

-Что произошло с солью (с сахаром? (Растворились)

Вывод: вода – растворитель.

Опыт 6. Вода жидкая, течёт.

- Это говорит еще об одном свойстве воды … – текучести. - Вывод: вода – жидкая; течет (заносим в лист наблюдений)

-Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

- Мы доказали с вами, что вода это жидкость. (Да)

Опыт 7. Имеет ли форму.

-Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится (заносим в лист наблюдений)

Опыт 8. Упругость. [/b]

-Сдавите пластиковую бутылку. Результат? Другую я заполнила пластиковую бутылку водой и закрыла крышкой. Попробуйте сейчас сдавить бутылку. О каком свойстве воды это говорит? (вспомните шар, который давили)

Вывод: у воды есть упругость (заносим в лист наблюдений)

Опыт 9.

- Рассмотрите рисунки и предположите, как проводился этот опыт? (слайд 4)

- Какой вывод сделаем?

Вывод: вода почти не сжимается (заносим в лист наблюдений)

- Теперь давайте подведем итог наших исследований. -Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)

- Какими свойствами она обладает? Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист наблюдений.

но не все вещества

но принимает форму того сосуда, в котором находится

Сжимаемость почти не сжимается

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, текуча, принимает форму сосуда, упругая, сохраняет свой объём.

- Как вы думаете с водой можно провести фокусы?

- Я вам предлагаю посмотреть видео, где будут показаны фокусы. Внимание на слайд.

- Какой вам фокус больше запомнился?

- Эти фокусы проводить в домашних условиях нельзя, их проводят только в научных лабораториях.

-В начале урока мы могли это определить? А теперь? Как определим? (Сравним свойства)

- Сравним свойства этой жидкости со свойствами воды (по таблице)

ПРОЗРАЧНА? ЦВЕТ? ЗАПАХ? – давайте проверим

ЖИДКАЯ? ТЕЧЁТ? - наливаю в стакан.

РАСТВОРИТЕЛЬ? – проверим, растворим соль

ФОРМА? (УПРУГОСТЬ? СЖИМАЕМОСТЬ)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока? Почему жидкость в сосуде – вода? (Потому что обладает всеми свойствами)

Итог занятия

Подведем итог нашего исследования. Мы выполнили план занятия?

- Перечислите свойства воды.

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

- Оцените свои знания на конец занятия. (капельки) (слайд)

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма проведения: первое заседание клуба.

Цель: формирование универсальных учебных действий при изучении свойств воды в жидком состоянии.

В ходе опыта выявить свойства воды при нагревании и охлаждении;

Познакомить обучающихся со свойствами воды при замерзании;

Продолжить обучение детей работе в группах, проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксации выводов в письменном виде.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества- умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно фиксировать в письменном виде результаты опытов, безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных учебных задач.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении, вовлечь обучающихся с помощью постановки опыта в исследовательскую работу.

Личностные: формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельных работ, карточки с правилами проведения опытов; колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки, фломастеры, сосуды с теплой водой, глубокие тарелки со льдом.

I. Орг. момент

Долгожданный дан звонок, попрошу внимания

Чтоб открыть наше заседание

Я спрошу у вас, друзья: все ль у вас в порядке?

Есть учебники, тетрадки? Настроенье каково?

Значит, будем начинать, мир чудесный открывать.

Для себя и для друзей к новым знаниям скорей.

СПАСИБО! Садитесь.

II. Актуализация знаний:

Работа в группах. Группам выдаются листки с заданием. (Слайды 3,4,5,6)

1.Стекло, вода, фарфор, пластмасса. (Вода - природное вещество, а все остальное придумали и создали люди.)

2.Айсберг, снежинка, сосулька, вода. (Вода-это вещество, а все остальное тела.)

3.Золото, медь, вода, железо. (Вода может находиться в трех состояниях, а остальные вещества только в двух.)

Все группы справились с заданием. Спасибо.

-Так о чем же мы сегодня будем вести речь?

- Верно. Сегодня мы вновь поговорим об этом необыкновенном удивительном веществе, полное тайн чудо природы – ВОДЕ. А что вы можете сказать о воде?(Слайды7,8,9,10,11)

-Так вот она какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем определить.

-Откройте учебник на стр.59 и прочитайте задачу опыта.(Слайд12)

– Верно. Ваша задача, опытным путем определить свойства воды при нагревании и охлаждении.

Не забывайте о правилах поведения при проведении опытов.

Работа с учебником.

– В учебнике на стр. 59 дано описание порядка проведения этих опытов. Ознакомьтесь и приступайте к работе.

IV. Практическая работа (Слайд13)

Выполнение опытов

Руководители групп на демонстрационном столе берут заранее подготовленные колбы с подкрашенной водой, в которые вставлены стеклянные трубки. Экспериментатор цветным фломастером отмечает на трубке уровень воды. Затем колбу опускает в теплую воду. Вода в трубке поднимается. Снова отмечает фломастером. Ту же колбу опускает в тарелку со льдом. Уровень воды в трубке опускается ниже первой метки. Опыт подводит к выводу: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается.

-Кто готов рассказать о результатах опыта? Что произошло с водой в трубке, когда вы опустили колбу в теплую воду? (Вода в трубке поднялась). А кто сможет объяснить причину этого? В группе обсуждается, и представитель озвучивает причину. (Молекулы воды нагреваются, движутся быстрее и вода поднимается) (слайд14)

- Каким же свойством обладает вода при нагревании?

Работа с учебником:

– Точно сформулировать вывод и объяснить причину наблюдаемых явлений поможет текст на стр. 60.Прочитайте 2-й и 4-й абзацы.

-А что произошло с водой в трубке, когда колбу опустили в тарелку со льдом. (Вода в трубке опустилась). Верно. Прочитайте 3-й абзац. А вот почему вода при охлаждении сжимается, в учебнике не объяснили. Кто объяснит, что происходит с молекулами? (Частицы начинают двигаться медленнее, и расстояние между ними уменьшается).

-Каким же свойством обладает вода при охлаждении?

- Верно. Этими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости: спирт, ртуть, керосин, бензин - расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении.

Работа в тетрадях для самостоятельных работ.

- Результаты опытов оформите в тетрадях.

Работа с учебником.

V. Закрепление.

– Где может пригодиться знание свойства воды при замерзании? (стр.62)(Слайд16)

– Заканчивая первое заседание клуба, мы еще раз назовем свойства воды в жидком состоянии:

При нагревании вода расширяется.

При охлаждении вода сжимается.

При замерзании вода…. (расширяется или сжимается?)

– Знания свойств воды необходимы в жизни. А незнания – могут привести к непредвиденным ситуациям. Руководители групп, возьмите карточку с вопросом, обсудите, а представитель через минуту вслух проговорит ответ.

Вопросы:

Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?

Почему вода, замерзающая в земле, ведет к образованию трещин на асфальтированных дорогах?

Почему опасно нагревать полную до краев кастрюлю с водой на газовой плите?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : Создать условия для формирования первоначальных представлений о свойствах воды.

Задачи : Способствовать становлению универсальных познавательных учебных действий в процессе практических наблюдений за свойствами воды.

Создавать условия для формирования коммуникативных и регулятивных учебных действий: обучать способам сотрудничества и распределения обязанностей в группе.

Обучать способам получения информации из различных источников( практических наблюдений, текста в учебнике, иллюстраций, других источников) и структурирования полученных знаний при работе с таблицами.

Способствовать формированию личностных учебных действий( умению слушать другого, принимать или не принимать его позицию, работать в группе и коллективно)

Продолжительность: 40 минут

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Технологическая карта урока с использованием информационных технологии (ИКТ)

Составитель: Борисенко Татьяна Юрьевна

Учитель начальных классов, 1К.К.

Технологическая карта урока

с использованием информационных технологий ( ИКТ)

Предмет: Окружающий мир

Цель : Создать условия для формирования первоначальных представлений о свойствах воды.

Задачи : Способствовать становлению универсальных познавательных учебных действий в процессе практических наблюдений за свойствами воды.

Создавать условия для формирования коммуникативных и регулятивных учебных действий: обучать способам сотрудничества и распределения обязанностей в группе.

Обучать способам получения информации из различных источников( практических наблюдений, текста в учебнике, иллюстраций, других источников) и структурирования полученных знаний при работе с таблицами.

Способствовать формированию личностных учебных действий( умению слушать другого, принимать или не принимать его позицию, работать в группе и коллективно)

Продолжительность: 40 минут


Содержимое разработки

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

Окружающий мир, учитель: Чернышева Любовь Васильевна.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Общедидактическая цель

Цели по содержанию

Образовательная: познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.

Коррекционно – развивающая: развитие пространственной ориентировки и цветовосприятия через работу с картой (символическая наглядность); развитие мышления и внимания через коррекционные упражнения; коррекция памяти, речи и обогащение словаря через словарную работу.

Воспитательная: продолжить формирование коммуникативных умений: внимательно слушать учителя и друг друга, высказывать мысли по ходу работы на уроке; воспитывать бережное отношение к воде.

-воспитывать чувство любознательности ко всему окружающему, желание видеть в нем удивительное, интересное, познавательное.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения

Здоровьесберегающий аспект урока

реализуется через физкультминутку, смену видов деятельности.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

- учёт возрастных особенностей, интеллектуальных возможностей учащихся.

Основные термины и понятия:

Средства обучения

Оборудование

Ноутбук, проектор, экран, стаканы, ложки.

Планируемые результаты:

Метапредметные

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- формировать доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитание бережного отношения к воде.

-воспитывать чувство любознательности ко всему окружающему, желание видеть в нем удивительное, интересное, познавательное.

Регулятивные УУД: формировать:

- после предварительного обсуждения умение формулировать тему урока и цель урока с помощью учителя.

Познавательные УУД: формировать:

-умение выполнять задание по инструкции;

- умение получать необходимую информацию из опытов, со слайдов, с карты;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

- умение работать в группе, слушать собеседника, учитывать его позиции.

- узнать о значении воды для всего живого, свойства воды, необходимость бережного отношения к воде.

- определять с помощью опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать.

Читайте также: