Конспект урока сказка о рыбаке и рыбке 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Содержимое публикации

Паспорт урока литературного чтения во 2 классе.

2. Место проведения: учебный кабинет

3.Продолжительность: 45 мин

4.Предмет: литературное чтение

6.Тип: урок чтения и коллективного анализа

7.1Дидактические:

- Осуществить контроль умения выразительно читать сказку.

- Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения.

- Развивать умение давать характеристику героев произведения

7.2 Развивающие:

- Развивать навык осознанного и правильного чтения

-Развивать умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

- Развивать умение осуществлять свою деятельность по плану учителя

-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Развивать умение внимательно выслушивать друг друга

- Развивать умение вести диалог по теме попарно или всем классом

- Развивать умения оформлять свои мысли в устной форме.

7.3Воспитательные

- Способствовать воспитанию уважительного отношения к друг другу.

8. Основной метод: литературоведческий анализ

9. Частные методы:

-Чтение про себя

- Метод похвалы и поощрения

10. Ресурсы урока:

10.1 Дидактическое средство обучения:

10.1.1 Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал

10.1.2 Для учителя: конспект урока, учебник

1. Организованное начало урока (1-2 мин)

1.2 Проверка рабочего места

2. Проверка домашнего задания ( 7-8 мин)

2.1 Чтение стихотворений наизусть.

3.1 Подготовка к восприятию (5 минут)

3.1.1 Выставка книг А.С.Пушкина

3.2. Первичное восприятие (10 минут)

3.3. Проверка первичного восприятия ( 10 минут)

3.4. Составление цепочки желаний. ( 5 минут)

4. Подведение итогов (5 мин)

4.2 Домашнее задание

5. Организованное завершение работы (1 мин)

6. Прощание с детьми

Ход урока литературного чтения во 2 классе

1.Организованное начало урока

1.1 Приветствие

У: Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Алёна Алексеевна. Надеюсь на нашу плодотворную работу сегодня.

1.2Проверка рабочего места

У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас должен быть учебник, пенал и дневник. Всё отложите на край парты. Тихонько присаживаемся.

2. Проверка домашнего задания.

У: Ребята, на прошлом уроке вам было дано домашнее задание, выучить стихотворение, даю вам 2 минуты на повторение, после чего, мы приступим к проверке домашнего задания.

Д: (повторяют стихотворения и далее их рассказывают)

У: Молодец, ты хорошо рассказал стих ( анализ и оценивание)

3.1 Подготовка к восприятию

3.1.1.Беседа.

У: Ребята, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?

Д: с Александром Сергеевичем Пушкиным

У: Какие его сказки вы знайте?

Д: Сказка о царе Салтане, сказка о попе и о работнике его Балте и т.д.

У: Ребята, посмотрите, как много разнообразных книги здесь представлено. Например, в сказке о царе Салтане, рассказывается о родившемся на свет богатыре, который рос не по дням, а по часам, а вот какие события с ним произошли, вы можете узнать, прочитав эту сказку.

У: Посмотрев на название сказки, назовите главных героев?

Д: Да. Главными героями сказки являются рыбак и рыбка.

У: Ребята, откройте учебники на странице 90. Полистайте и посмотрите, какая сказка длинная, она не написана сплошным текстом, а разделена на несколько частей. Каждая часть имеет новую картину и рассказывает о новых событиях, которые происходят в жизни героев.

Д: Рассматривают страницы.

3.2 Первичное восприятие ( 9 минут)

Учительница читает полностью всю сказку.

У: Ребята, сейчас я буду читать сказку, вы будете все внимательно следить и слушать.

3.3 Проверка первичного восприятия (10 минут)

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняю слова и выражения.

1) Читаю первый отрывок и задаю вопросы.

У: Где жили старик и старуха?

Д: в ветхой землянке

У: Что такое ветхая землянка?( дом вырытый в земле)

Д: дом вырытый в земле

- Сколько жили старик и старуха в ветхой землянке?

Д: тридцать лет и три года

У: Тридцать лет и три года, это сколько?

У: Сколько раз закинул старик невод в море?

У: что такое невод? Как вы думайте?( рыболовная сеть)

-Какое чудо произошло со стариком, когда он ловил рыбу?

Д: старик поймал золотую рыбку

2) У: Читаю, остальные внимательно следят.

Разбор слов по ходу чтения:

Корысть- выгода, польза

Кликать- звать

Пуще- больше

Браниться- ругаться

Задаю вопросы, после прочтения 2 части

-Как отнеслась старуха к рассказу старика о рыбке ?

Д: она отругала его, за то, что он отпустил рыбку и не попросил у неё выкуп.

-Что теперь захотелось старухе?

3) У: Читаю 3 часть

После прослушивания идёт словарная работа:

Кликать- звать

Забранила- ругала

Корыто- продолговатый сосуд из дерева, предназначенная для стирки

Море разыгралось- стало более шумным, волны стали более частыми и высокими

Раскололось- сломалось

- Как отнеслась к просьбе рыбка?

Д: Она исполнила просьбу старика

4) У: читаю 4 часть

- Что попросила старуха после нового корыта?

Д: Захотелось новую избу.

5) У: я продолжу читать( 5 часть) , а вы внимательно слушайте.

У: читаю. После прочтения задаю вопросы.

У: Ребята, что попросил старик у рыбки

У: Что ответила рыбка, на просьбу старика?

Д: она сказала, что будет у них новая изба

У: Ребята, какая была новая изба? Опишите её

Д: она была с дубовыми тесовыми воротами

У: Что значит тесовые ворота? ( ворота сделанные из тонких досок)

У: Кем захотела стать старуха?

Д: столбовою дворянкой

6) Читаю 6-7 часть

У: Выполнила ли рыбка просьбу старика?

У: Во что была одета старуха( столбовая дворянка) ?

Д: Она была в соболей душегрейке, в парчовой кичке, с жемчугами на шее, с золотыми перстнями на руках.

У: Куда отправила старуха, служить старика?

7) Читаю 8 часть

У: Кем же захотела стать старуха на этот раз?

У: Что ответил старик на это?

Д: он сказал ей, ты что белены объелась?

У: Что это означает? ( сошла с ума)

8) Читаю 9 часть

У: Что сделал старик?

Д: пошёл к рыбке и сказал ей о желании старухи

У: Что ответила рыбка?

Д: Будет старуха царицей

9) Читаю 10 часть

У: Что значит печатные пряники? (пряник с отпечатанным рисунком)

У: Что сказал народ старику?

Д: Поделом тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани.

У: Это значит не лезь не в своё дело

10) Читаю 11 часть

У: Ребята, кем захотела стать старуха на этот раз?

Д: владычицой морскою

У: Что значит находится на посылках? ( находится в полном подчинении у кого-либо)

11) Читаю 12-12 часть

У: Исполнила ли желание рыбка?

У: ребята, а вы заметили, как начинается и заканчивается сказка?

У: верно. Старуха сидит у веткой землянки, а перед нею разбитое корыто

3.4. Составление цепочки желаний ( 5 минут)

У: Ребята, мы видим с вами, что желания старухи с каждым разом становились всё больше и больше.

У: Давайте с вами составим цепочку желаний старухи. По порядку будем перечислять то, что она хотела заполучить.

У: Какое желание было первым ?

У: Кто согласен поднимите руки. Верно, это корыто.

У: Что же захотела старуха после нового корыта?

У: Давайте проверим. Правильно. Молодцы

У: Подумаем, что же было потом? Кем захотела стать старуха в первый раз?

У: Верно, дворянкой!

У: Ваня, кем была старуха после, дворянки?

У: Давайте проверим, прав ли Ваня. Верно- царицей.

У: Я думаю, что потом старуха захотела стать владычицой морскою. Ребята, как вы думайте, я права?

У: А это желание исполнилось?

У: Вот такая цепочка желаний у нас получилась.

4. Подведение итогов ( 5 мин)

4.1 Рефлексия

У: Ребята, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились? И кто его автор?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Отдел образования, спорта и туризма Крупского райисполкома

hello_html_me3b3a1d.jpg

создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; совершенствования навыка выразительного чтения; развития умения составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям;

способствовать развитию речи, памяти, внимания, познавательной активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса;

создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, хитрости, жадности ; бережного отношения ко времени, к своему здоровью, природным богатствам; привития интереса к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование:

Воропаева, В. С. Литературное чтение : учеб. пособие для 3 класса учреждений общ. сред. образования с бело-рус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова, И. М. Стремок. — Минск : Нац. ин-т образования, 2017.

таблички слогов, слов, предложений;

иллюстративный материал (портрет А. С. Пушкина; рисунки, картинки к произведениям писателя-сказочника);

карточки с дифференцированными заданиями.

“ Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”

Ход урока

Организационный момент

Учитель.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

Мотивация учебной деятельности

- Вы любите сказки?

- В гостях у нас – золотая рыбка…и не одна. А что делает золотая рыбка обычно? Какие желания мы сегодня попробуем исполнить на уроке чтения? (Выразительно читать, расширять словарный запас, отвечать на вопросы, мыслить, давать характеристику героев, оценивать поступки, красиво говорить.)

Желаю вам удачи, успехов на уроке. Постарайтесь проявить в работе самые лучшие качества своего характера.

Ум и сердце в работу вложите. Каждой секундой в труде дорожите!

Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка

- Представьте, что вам необходимо наполнить сосуды разного размера воздухом. Сделайте вдох и наполните сначала совсем маленький сосуд, потом – сосуд побольше, а теперь наполните воздухом самый большой.

упражнения в произношении слогов, слов

- Прочитайте слоги сверху вниз в полный голос.

- Прочитайте слоги снизу вверх, начиная шёпотом и заканчивая громким голосом.

- Прочитайте слова, учитывая знаки препинания.

БЕРЕЧЬ?
ЭКОНОМИТЬ?

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ПРИРОДА
ТЕПЛО
ИМУЩЕСТВО
ЗДОРОВЬЕ!
ВОДА
БЕРЕЧЬ!
ЭКОНОМИТЬ!

- Прочитайте предложение, чётко проговаривая выделенные слова.

Чтобы достойно жить – надо бережливым быть!
Чтобы достойно
жить – надо бережливым быть?

- Прочитайте хором стихотворение, соблюдая правильную интонацию.

Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё исчерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна.

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то - Земли не будет!

И каждого из нас.

Проверка домашнего задания

- С каким великим писателем мы познакомились на прошлом уроке?

Викторина

Назовите первый язык, который овладел А.С. Пушкин? (Французский)

Где родился А.С. Пушкин? (Москва)

Кто ему рассказывал сказки в детстве? ( Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

Любимое время года поэта? (Осень)

Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)

Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? ( “Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)
Сколько их? (5)

Как начинается “Сказка о царе Салтане”? (3 девицы под окном…)

Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? (Свет, мой зеркальце, скажи…)

Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “Сказку о золотом петушке”. (Сказка – ложь, да в ней намек…)

Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)

- Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о главных героях сказки…

Физкультминутка
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнём и снова в путь.

Нам советует балерина:

- Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево - вправо, десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5,повторяйте- ка опять:1,2,3,4,5.

Дала нам сказка отдохнуть.

Отдохнули? Снова в путь!

Изучение нового материал

6.1. Подготовка к первичному восприятию

-О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят … сказки.

Первичное восприятие

Чтение сказки учителем.

6.3. Выявление эмоционального отношения к услышанному

- Понравилось ли вам сказка? Чем?

6.4. Лексическая работа
- Перед тем как начать читать сказку повторно, обратимся к помощи толкового словарика, расположенного после текста сказки.

Ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле.
Невод – большая рыболовная сеть.
Откуп- плата.
Простофиля - глупый, несообразительный человек.
Кликать – звать.
Браниться- ругаться.
Пуще – больше.
Корысть - выгода .
Чупрун- чуб.

6.5. Повторное чтение

6.6. Анализ прочитанного

-Где жили старик со старухой?
-Чем занимался старик?
- Что делала старуха?
- Сколько лет жил старик со старухой?
- Сколько раз закидывал старик невод в море?
- Что происходило каждый раз?
- Почему старик отпустил рыбку?
- Как отнеслась старуха к поступку старика?
- Кем становилась старуха с помощью золотой рыбки?
- Как она относилась к старику и слугам?
- Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)
- Какой вы представляете старуху? (Властная, злобная, жадная, грубая, неуживчивая, требовательная, неблагодарная, сварливая, корыстная, жестокая.)
- Какой представляете рыбку?
- Почему рыбка выполняла все просьбы старика?
- Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)
- Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.)
- Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
- Чему учит нас сказка?
- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность? ( Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)
- Случается ли такое в жизни? ( В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим
поступком. )

6.7. Работа с иллюстрациями

- Найдите в сказке строчки, которые относятся к иллюстрациям.

6.8. Выразительное чтение 2 части сказки по ролям

Зарядка для глаз

Закрепление изученного материала
Работа в группах

1 группа

Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.

Много хочешь, да мало получишь.
Не умел характер проявить, тебе и битому быть.

Ненасытному всё мало.
Кто жадный бывает, тот всё потеряет.

Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.
Много желать – добра не видать.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.

2 группа

hello_html_m65cb5481.jpg

3 группа

Задание. Разгадай кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

1. Первое желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (Корыто)
2. Второе желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (Изба)
3. Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку? (Простофиля)
4. Первый улов старика. (Тина)
5. Что ела за столом старуха-царица? (Пряник)
6. Четвёртое желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (Царица)
7. Жена старика. (Старуха)
8. Большая рыболовная сеть. (Невод)
9. Ветхое жильё старика и старухи. (Землянка)
10. Третье желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”?(Дворянка)

Домашнее задание

выучить наизусть 1 часть сказки;

сделать (по желанию) рисунок к понравившемуся эпизоду сказки.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель. Подходит наш к концу урок.
Подведём мы работы итог.

Понравился ли вам урок? Чем?

Каким он получился?

Представьте, что вы поймали золотую рыбку. Что бы вы попросили у неё?

Оцените свою работу и работу своих одноклассников на уроке.

Я доволен (не доволен) собой, потому что…

Я могу похвалить … за …

-Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу, показали свои лучшие качества. И за это будете все награждены хорошими отметками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

1. Организационный момент.

2.Активизация на познавательную деятельность.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

А) Прочитайте название произведения.

- Что можно узнать из заголовка?

- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Первая часть (читает учитель).

Словарная работа до чтения.

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – рыболовная сеть.

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).

Словарная работа до чтения.

Кликать – звать.

Пуще – больше.

Корысть – выгода.

( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).

Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Работа над текстом.

- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.

- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.

-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.

- Как вы думаете, хорошо быть жадной?

- К чему приводит жадность.

-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?

- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.

- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.

- Объясните, кто такая дворянка.

- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.

- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?

- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.

- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.

Чупрун – чуб.

Е) Чтение детьми вполголоса.

Работа над текстом.

Кем теперь захотела быть старуха?

- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).

- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?

- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?

- Кто такая царица?

- Какой должна быть царица?

- Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.

- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

- Почему народ над старичком насмеялся?

- Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).

- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

- Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)

Линия сравнения

(на что обращаем внимание)

Народная сказка

Литературная (авторская) сказка

Автор (известен или неизвестен)

Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)

Раньше, более древнее произведение

Позже, может быть современным произведением

Язык сказки: слова, выражения.

Может быть разным (в том числе и современным)

Соответствует одному из трёх видов сказок

Может сочетать признаки нескольких видов

Соответствует виду сказки

Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения

Добро побеждает зло

Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты.

- Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.

5. Самооценка работы в паре.

6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям.

Задачи урока: формирование умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения% способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме; способствовать развитию речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного выразительного и осознанного чтения.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

-Подберите к каждой иллюстрации соответствующие строки из сказки Пушкина и обоснуйте свое мнение.

3. Активизация на познавательную деятельность.

А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждение детей).

4. Подготовка к разбору сказки.

- Вы дома работали со сказкой.

Что понравилось в сказке? Что не понравилось? Почему?

_ Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. Все ученики делятся на 3 команды по рядам. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы золотой рыбки.

1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря).

2. С чем первый раз пришел невод? (с тиной).

3. С чем второй раз пришел невод? (с травой морской).

4. Какая труба была на новой избе старика старухи? (кирпичная, беленная.

5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые).

6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона).

7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке).

8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики).

9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник).

10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню).

11. как встретила старика старуха-царица? (выгнала).

5.Анализ героев литературного произведения.

- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).

- В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания).

-Есть ли повторение сюжет в сказке Пушкина? Прочитайте.

- Чем они похожи? (во всех идет разговор старика и рыбки).

-- Чем они отличаются? (Меняются желания старухи и ее обращение к старику, меняется состояние моря).

- Как просит старуха?

- Меняется ли поведение старика возле моря? (молвит ласково, с поклоном).

- Почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?

_ попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.

- На доске характеристики героев. Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?

-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?

- Можно ли назвать старика из сказки Пушкина смелым и щедрым? (работа в паре)

- Можно ли утверждать, что старуха изображена ненасытной и властной? (работа в паре)

- Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.

- Случается ли такое в жизни?

- Какой урок преподал нам А.С.Пушкин?

_ Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки.

- Бывают ли ситуации когда необходимо проявить твердость характера.

5. Составление словесного портрета литературного героя. (Работа в паре)

Алгоритм составление словесного портрета литературного героя.

Для того чтобы представить героя литературного произведения надо

А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

Б) описать внешность

В) назвать (перечислить) самые яркие черты характера

Г) кратко рассказать о главных поступках героя

- Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.

7. Дом. Задание. Перечитайте сказку и подумайте, кто еще является действующим лицом в сказке.

Задачи урока: проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами. Характерное для сказки: проследить смену эмоциональной окраски повторов, обсудить нравственный вывод сказки, развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного чтения.

2. Активизация на познавательную деятельность.

В конце урока мы должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка? Определим еще одно действующее лицо в сказке.

3.Анализ героев литературного произведения.

- Что просила старуха в первый раз? (корыто).

- Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. ( Море слегка разыгралось. Слайд).

- Что во второй раз захотелось старухе?

Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)

-Какими словами обращается старик к рыбке?

- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз и во второй?

(Чтение отрывка по ролям)

- не успокоилась старуха. Чего теперь ей хочется. (Доказать словами из текста.)

- Как встретило море старика?

(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-

- И море дает старику об этом знак.

- Кем теперь захотела быть старуха? (Вольной царицей)

- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Прочитайте в тексте.

- Как встретило старика море? (почернело Слайд.).

- Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.

_И вот старуха уже хочет быть вольной царицей.

- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою, а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках (черную бурю. Слайд).

- Спокойное море превратилось в грозную стихию. От которой не будет пощады никому.

- Сдержанная, спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

_ Почему рыбка не выполнила просьбу старика? (Потому что милость небезграничная. Ушла. Тем самым положила конец к стремлению страху властвовать не только на земле, но и на море).

- На какой вопрос мы должны были дать ответ сегодня на уроке?

_ Назовите еще одно действующее лицо в сказке. (Море_

- Чему научила вас сказка?

- Можно ли утверждать, что в сказке добро побеждает зло? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли сказку назвать волшебной? Обоснуйте свое мнение.

4. Диагностическое задание.

А) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто. — слова .

Б) Добро! Будет старуха царицей! — слова .

В) . Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………

1) Хочет быть вольною царицей.

2) Хочет иметь новое корыто.

3) Хочет быть столбовою дворянкой.

4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.

6) Хочет быть владычицей морскою..

5. Самооценка деятельности на уроке.

6. Дом задание. Представь, что ты поймал золотую рыбку, что ты можешь попросить у золотой рыбки (Устно).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект обобщающего урока по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Характеристика и сравнение героев сказки.

Тип урока: обобщение навыков и знаний (ОНЗ).

Цель: формирование умения создавать образ главных героев сказки.

Задачи урока:

развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;

развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;

воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование:
12 картинок с изображением золотой рыбки для игры, экран, компьютер.

Формирование УУД:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

1.Мотивация к учебной деятельности. 1-2 мин.

I. Мотивация к учебной деятельности.

/Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

- Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

- Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

- Новый день оно начнет (руки вниз широко)

- Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла золотая рыбка. И мы вместе с ней отправимся в путешествие по сказке.

Золотая рыбка, рыбка золотая

Там, где волны бьются, там, где плеск весла.

Как поймать мне рыбку, где поймать мне рыбку,

Чтобы моя рыбка счастье принесла?(Слайд 1)

- А кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин)

- И так, отправляемся в путешествие!

2. Актуализация знаний. 4-5 мин.

- И первая остановка в стране выученных уроков. Как вы думаете, какие испытание ждут нас в этой стране? ( Проверка домашнего задания)

- Молодцы. Первое испытание прошли успешно. Мы с вами поработали с текстом и пополнили свой словарный запас. Можно отправляться дальше. Внимание на экран.

- Кто изображен на экране?

Кем они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)

3. Постановка цели. 4-5 мин

- Как вы думаете какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с ними.)

- Попробуйте определить тему урока. (Работа над образами главных героев сказки)

- Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику каждому главному герою сказки)

- Составим план нашей работы.

- Что сделаем первым? (Вспомним то, из чего состоит сказка)

- Что будем делать, после? (найдем и прочитаем в сказке фрагменты о героях)

- Когда найдем и прочитаем все, что пишет о героях автор, что сделаем сами? (выделим главное и создадим конкретный образ героев)

- И в заключении? (Выразим собственное мнение о поступках героев)

План записываю на доску при помощи напечатанных заготовок.

1. Сказка.
2. Работа с текстом.
3. Образ героев.
4. Моё мнение.

- Перед выполнением самого большого задания, рыбка предлагает размяться. Прошу всех встать.

ФИЗМИНУТКА 1-2мин (на экране)

4. Основной этап урока

- Итак, приступим.

- Кто будет нашим главным помощником? (Учебник)

- Откроем учебник на стр.6.

- Следуя плану, вспомним, почему произведение А.С. Пушкина можно по праву назвать сказкой? (Есть зачин, Волшебство, Магическое число, Повторение сюжета, концовка, Добро побеждает зло)

1.Традиционное начало сказки. Зачин.

( Жил старик со своею старухой)

2.Волшебный помощник.

( Волшебная золотая рыбка)

В чем её необычность? (Золотая, умеет говорить, исполняет желания)

3.Волшебное число 3.

(3 раза закидывал невод. Жили тридцать лет и три года.)

4. Повторение сюжета

Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина.

Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).

Работа в парах. На столах листики с картинками, на кот. изображен разговор старика с рыбкой.
- Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря). Поставьте номера возле картинок в нужной последовательности.

-Как вы думаете, почему менялось море?
- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (Рассуждения учеников).

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Работа в группах.
- Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.

- У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

1 ряд – бабка, 2 ряд – старик, 3 - ряд рыбка.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

- составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом героя выставляются слова).

РЫБКА.
Положительный образ, т.к. она справедливая.
- А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка из сказки.

5. Итог урока.

-Как мы заканчиваем наш урок? ( посмотрим, все ли выполнили)

-Какова была цель сегодняшнего урока? ( Дать характеристику главным героям)

Читайте также: