Два направления музыкальной культуры духовная музыка светская музыка 7 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1206 0

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

III ЧЕТВЕРТЬ

УРОК 1 (18). Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка

Цели и задачи урока:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

- обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;

- формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучитфрагмент 1 части Сонаты №8 до минор (Патетическая) Л. Бетховена.

- Вы прослушали музыкальный фрагмент. Соотнесите услышанный музыкальный фрагмент с тем видом (жанром) музыкальной культуры, которому эта музыка может принадлежать. Аргументируйте свой ответ:

1) Фольклор 2) Городская бытовая музыка 3) Популярная музыка 4) Джаз 5) Рок-музыка, рэп 6) Классическая 7) Камерная музыка 8) Духовная музыка

- Какие чувства выражает прослушанная музыка?

Ответы учащихся.

- Прозвучал один из фрагментов камерной музыки - Патетическая соната Л. Бетховена.

Духовная музыка - это музыка, написанная на религиозные темы Священного писания, предназначенная для молитв, богослужений. Примерами такой музыки служат такие жанры, как литургия, молебен, месса, реквием, кантаты. Существуют авторские произведения Л. Бетховена, И.С. Баха, Ф. Шопена.

Светская музыка - это камерная музыка, опирающаяся на культуру и традицию стран. Жанровые примеры светской музыки: фортепианные песни без слов, пьесы, каприсы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады, романсы любых авторов и исполнителей.

Главное отличие этих музыкальных направлений в том, что духовная музыка выражает религиозные чувства человека, а светская – любые настроения и любые человеческие чувства, кроме религиозных.

прослушаем и сравним религиозную и светскую музыку русских и зарубежных композиторов;

увидим, что основные направления музыкальной культуры отражают не только мысли и чувства человека, но и культуру страны, к которой принадлежат;

рассмотрим направления светской и духовной музыки на основе уже пройденного материала;

выясним и осмыслим принципы драматургического развития в светской и духовной музыке.

3. Основная часть

1) Введение в тему урока

Как уже было сказано ранее, музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Религиозная (духовная) музыка всегда была связана с Богослужением. К духовной музыке относят вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы. Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в. служили, как правило, капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Светская же музыка была совершенно свободной от влияния церкви и в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Одна из разновидностей светской музыки – камерная – получила своё развитие с XVI века.

Камерная музыка (от лат. camera- комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.

2) Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно в учебнике (ст. 72) о двух основных направлениях музыкальной культуры – светской и духовной (религиозной):

3) Углубление в тему

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие.

Слушание музыки и музыкальный анализ

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

- Какую роль выполняет приём имитации в развитии их музыкальных образов?

- На основе выявления интонационно-выразительного смысла каждого из произведений сопоставьте линии этих произведений: русская — зарубежная музыка, хорал — знаменный распев, исполнительские составы, особенности оркестровки хорового пения.

- Охарактеризуйте своё личностное отношение к этой музыке.

- Рассмотрите иллюстрации, помещённые на странице 73 учебника, постарайтесь ощутить атмосферу, в которой звучала та или иная музыка, представьте эпоху и соотнесите её с соответствующим на ваш взгляд звучанием:

М. да Форли. Ангел, играющий на виоле. Фрагмент фрески из церкви Санти Апостоли

М. де Вос. Коронование Марии. 1590 г.

Ответы учащихся.

- Прослушаем и сопоставим теперь другие линии произведений русских и зарубежных композиторов: светская — духовная музыка, вокальная — инструментальная музыка, полифония — гомофония.

Ответы учащихся.

В) Слушание песен современных авторов

К сфере духовной музыки относят, прежде всего, вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы.

К этой же сфере принадлежат и духовные стихи — жанр русского народного песенного творчества, получивший большое распространение среди православных верующих.

Послушайте песни современных композиторов – иеромонаха Романа, С. Копыловой, А. и Е. Михайловых на религиозные сюжеты. Раскройте особенности их содержания, музыкального языка.

В минуту скорбную сию

Прости меня, Господь,

Что я сегодня отпою

Свою живую плоть.

И да не будет мне виной

В местах, где лечь мне суждено,

Никто не отпоёт.

Не завезут из этих мест

В церковные врата.

Ведь там один лишь только крест –

Ну, а пока я расчешусь,

Умоюсь в роднике,

Соборным маслом освящусь,

Зажгу свечу в руке.

Поклон глубокий положив,

Расстанусь с суетой,

Открою на исход души

Канон ко Пресвятой.

Тоской предсмертною объят,

Твержу, твержу, как стих –

Избави, Радосте моя,

От прежних дней моих.

Предполагаемые размышления учащихся:

- Притча Светланы Копыловой будто предлагает человеку задуматься о смысле жизни, помогает задуматься о предназначении человека.

- Дуэт Александра и Елены Михайловых, их дивные голоса в необычном сочетании - высокий мужской и низкий женский – как бы призывают к спокойствию, к вере в добро, в духовное богатство и к поэзии тихой, мудрой и простой жизни.

- Характер музыки всех песен – молитвенный, что говорит о духовности, нравственных началах.

5. Итог. Рефлексия

- Вспомните и спойте знакомые вам мелодии духовной и светской музыки из репертуара 6-7 классов.

Исполнение разученных ранее песен:

- Ответьте на вопросы:

Какие из прослушанных и исполненных на сегодняшнем уроке произведений относятся к жанру религиозной музыки, какие – светской?

Какие чувства и мысли вызвала у вас та или иная музыка?

- Выберите правильный вариант ответа в следующих заданиях:

1)искусство, культура 2)совершенный, образцовый 3)эпоха, стиль

Выберите из предложенного списка жанры духовной музыки:

1)знаменный распев 2)гимн 3)молитва 4)романс 5)песнопения 6)тропарь 7)баллада 8)серенада

Назовите жанры вокальной музыки:

1)соната 2)сюита 3)романс 4)вокализ 5)этюд 6)гимн 7)кант 8)баллада 9)былина 10)молитва

6. Домашнее задание

Написать вступительное слово к одному из прослушанных ранее полюбившихся произведений камерной музыки;

Найти в Интернете и разучить современную песню на религиозную тематику. Записать в тетради, какой её образ созвучен нашему времени?

Время не властно в сиянье рассвета,
Яркий пейзаж нарисует любовь,
Образ желанный, в туманы одетый,
Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.

Время бессильно стереть это счастье,
Музыка в сердце плывёт, как волна,
И впереди только вечность и счастье,
Нежно пронзает, и стонет струна.

Бурные реки текут над обрывом,
Время не сможет ту связь разорвать,
Там уж оставлено неотвратимо,
То, что лишь чувства способны понять.

Брызги летали, сплетаясь в узоры,
Так водопад низвергался с горы,
Время осталось в нас таинством взора,
В музыки силу мы все влюблены.

Эхо кричало над горною кручей,
Страсть разгоралась, сливаясь с рекой,
В этой стихии несметной и жгучей,
Время и музыка были со мной.

Время не властно, совсем не напрасно,
Вихрем рождённая вечность и зов,
Силам небесным всё может подвластно
всем обрести музыкальный покров.

Дрожью пронизаны души и руки,
И не забудешь уже никогда,
Время не властно над силою муки,
В клеточке каждой есть образ Творца.

Некоторые сочинения Березовского до сих пор не опубликованы.

В наши дни творческое наследие композитора входит в репертуары многих европейских хоровых коллективов. Наряду с Бортнянским и ВеделемБерезовский является одним из талантливейших русских композиторов XVIII века.

Светская музыка - музыка венских классиков и творчество композиторов эпохи романтизма.

ВложениеРазмер
7_klass.docx 30.39 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема урока: Два направления музыкальной культуры – духовная и светская музыка

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов, а также способности к осуществлению контрольной функции

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов и выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий

Учебные – понимать роль музыки в жизни человека;

иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

Развивающие - эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки,

- обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

воспитательные – сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- воспитать умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Тип урока: комбинированный, урок-хронограф

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Муз. Инструменты: фортепиано

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты

Учитель: Музыкальная драматургия - развитие музыки.

Музыкальная драматургия – отражение музыкальных образов в движении, развитии, взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).

Способы развития музыки:

1. Повторение, повторы – трехчастная форма (АВА), форма рондо (АВАСАДА), куплетная форма.

2. Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).

Виды варьирования - секвенция, имитация.

Секвенция (от лат следование)– перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.

Имитация ( от лат. подражание) – повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения (полифоническое изложение - канон или фуга).

Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы будем путешествовать во времени (более 3 веков – от 18 до 21)и музыкальных жанрах, которые были созданы в то время, в котором мы окажемся. Особенности драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки проводят нас во времени. Итак, наш хронограф начинает свою работу.

Вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время Богослужения – вот это церковная музыка. В Православии это только вокальные произведения. Духовные стихи, канты – жанры русского народного песенного творчества. Единые нравственные начала раскрываются в зависимости от закона жанра.

В одном случае – в молитвенном характере музыки, в другом – в современном ритмическом оформлении, которое в единстве со словом обретает силу внушения. В этом смысле можно сделать выводы о истоках драматургии, к церковной проповеди и поучениям.

Жанры христианской духовной музыки

Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria), месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти.

Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви (так, например, авторство большинства песнопений римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I).

Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии. В протестантской церкви были приняты короткие мессы, состоявшие лишь из двух первых частей католического ординария — Kyrie eleison и Gloria. Бах, Моцарт, Шуберт , Бетховен

Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему (XV век). Моцарт, Верди.

Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами. Бах, Сальери,

Stabat Mater ( стабет матер)— католическое песнопение (секвенция) на латинский текст Якопоне да Тоди. Перголези, Россини

Ave Maria (аве мария) — католическая молитва, обращённая к Деве Марии. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту (изначально написана на неканонический текст), Гуно

Спиричуэлс (от англ. spiritual — духовный) — духовные песни афроамериканцев, могут рассматриваться как ответвление христианской духовной музыки, поскольку источником для них послужили духовные гимны, завезённые в Америку европейцами, и тематику их традиционно составляют библейские сюжеты

Православная духовная музыка

Русский духовный концерт

В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М.Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella, Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора "Kyrie, eleison!" из "Высокой мессы" И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта "Не отвержи мене во время старости" М.Березовского развертывается в совершенной полифонической форме - фуге.

  1. Знакомство с проблемными вопросами хронографа (список). Проверка знаний и умений по материалу урока.

Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней

Глагол таинственный небес,

Тебя лишь сердце разумеет.

Ребята, откройте псалом 70, найдите строку с названием этого концерта.

Ответьте, усиливается ли в вашем восприятии трагический, скорбный характер музыкального высказывания М.Березовского после знакомства с текстом псалма?

Расскажите, как развивается эмоционально-образное состояние человека, молящего Бога о сострадании и помощи.

Как вы думаете, почему композитор поручает исполнение вступления солистам? Каково взаимодействие голосов в хоровом звучании? Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей? Какой тип его фактуры?

С историей возникновения вокальной и инструментальной, симфонической светской музыки. Светская музыка - музыка, свободная от влияния церкви.

С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. camera - комната). Так в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др. Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах. Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта, фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы П.И.Чайковского и многое другое.

Гармония Любви, гармония Процессов,
А музыка и стих рождают чудо - песни.
С чего всё началось? Конечно, не случайно.
Гармония была, но это было тайной.

И древний человек, услышав птицы пенье
И шум прибоя, свист от дуновенья.
Он сам пытался тоже, осторожно.
Ему тогда всё было очень сложно.

Не всем давалось; - слух, талант был разный,
Но кто сумел, - тем жизнь была прекрасной.
Бывали битвы, - в плен друг друга брали.
И музыкантов тоже. Их не убивали.

И кто бы ни был, - вождь или работник,
Ребёнок, женщина и воин, и охотник.
Они с восторгом музыке внимали.
Как волшебство, как тайну принимали.

А время шло, - пласты тысячелетий.
И музыка растёт, как дерево и ветви.
Вот тетива от лука пригодилась; -
Струна возникла! В ней такая сила!

Она хранит все голоса людские.
Гитара, скрипка; - нам близки, родные.
Но было трудно. В памяти хранили.
В наследство музыку, как ценное дарили.

Как стало просто всё! С улыбкой вспоминаю
Тот старый патефон, - пластинки я меняю.
Записан звук! Теперь звучит повсюду.
Какое качество и как волнует душу!

Но не всегда; - лишь там, где благозвучье,
Где мысли глубина, Любовь в основе чувства.
Да, ноты терпят всё. Их не было вначале,
Пришла пора, и грамоту создали.

Одиннадцатый век, - впервые записали.
Не слыша музыку, но прочитав, поняли!
Какая простота! Читают все народы!
А композитор впишет чувства в эти ноты.

И сколько их! И сколько ещё будет!
Создали классику; - её не позабудут.
Немного грустно, - я-то не играю,
Не знаю нот, на кнопки нажимаю.

Я часть Природы, - мне не безразлично.
Гармония для всех, но принимаю лично.

Душа трепещет в радостном волнении
Или готова в бой, участвовать в сражении.
И беды, боли, думы усмиряет,
И видеть Красоту, и к Богу приближает.

  1. Включение их самостоятельной творческой работы в единый творческий проект. Закрепление изученного материала.

Прошу вас выполнить задание на стр.91 и написать в своей творческой тетради вступительное слово к одному из полюбившихся вам произведений камерной музыки

  1. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

Возникает множество линий сопоставления произведений на уроке:

русская – зарубежная музыка,

истоки (хорал – знаменный распев),

особенности оркестровки и хорового пения,

полифоническое-гомофонное изложение музыки.

В результате у нас получилось хронологически выявить интонационно-выразительный смысл каждого из произведений и ваше личное отношение к этой музыке.

  1. Анализ и оценка
  2. Домашнее задание. Подготовить свои любимые произведения камерной инструментальной музыки для следующего урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"

Игра включает конкурсные задания по творчеству С.Рахманинова. Для педагогов музыкальной литературы ДМШ и ДШИ.


Бинарный урок на тему: "Французский шансон и его проявление в современной музыкальной культуре"

Интегрированный (бинарный) урок французского языка и музыки.


Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.


7 класс. Музыкальная драматургия - развитие музыки

Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Музыкальная драматургия", рассмотрены основные способы развития музыкального материала. Презентация выполнена по учебнику Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.

Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 18. Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка.

Цель: обобщить и систематизировать представления семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

выявить особенности изложения музыки при сопоставлении русской – зарубежной, светской – духовной, вокальной – инструментальной музыки;

развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Оборудование : компьютер, проектор, электронная презентация.

Проверка готовности. Запись даты в тетрадь.

Письменный опрос (секвенция, имитация).

Давайте вспомним, что такое камерная музыка? (ответы учащихся) Какие жанры относятся к камерной музыке?

Слайд 2. Определение.

Камерная музыка – предназначена для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Жанры: вокальные (романс, песня, баллада, баркарола, серенада);

инструментальные (ноктюрн, этюд, прелюдия, фантазия, баллада, романс, песня без слов, серенада, трио, соната).

Кто смог почти точно дать определение?

Что такое симфоническая музыка? (ответы) Проверьте себя.

Слайд 3. Определение. Жанры.

Симфоническая музыка – предназначена для исполнения симфоническим оркестром с привлечением хора, певцов-солистов. Жанры: симфония, концерт, кантата, сюита, симфоническая картина.

Музыку можно разделить на две группы: по способу исполнения на…. (вокальную и инструментальную), а по условию исполнения на…. (камерную и симфоническую). А также музыкальная культура подразделяется ещё на два других направлениях. Что это за направления вы поймёте, проанализировав данные музыкальные произведения.

Запись темы в тетради.

Постановка целей и задач.

Мы сегодня рассмотрим (на доске):

камерные или симфонические произведения характерны для духовной и светской музыки?

какие приёмы развития мелодии (фразы, мотива) чаще встречаются в произведениях этих направлений?

Введение нового знания.

Что такое духовная музыка? (связана с богослужением).

Что такое светская? (опирается на народно-песенную, танцевальную культуру)

Духовная (церковная) музыка всегда обращается к теме Священного Писания. Драматическое действо духовной музыки построено на развитии образов страдания, смерти и воскресения Христа.

Слайд 6. Духовная музыка (таблица).

Восточная (православная) церковь

Западная (католическая) церковь

литургия, всенощная, величание, молебен, тропарь, стихира и др.

месса, реквием, страсти, кантаты и др.

Знаменный распев (пение без сопровождения, основанное на плавном, поступенном движении мелодии)

(многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра)

Какие жанры церковной музыки можно выделить:

В восточной (православной) церкви? (литургия, всенощная, венчание, молебен).

В западной (католической) церкви? (месса, реквием, страсти, кантаты и др.)

Что лежит в основе этих жанров?

Знаменный распев: плавное, поступенное движение мелодии, пение без сопровождения (запись в тетради)

Хорал: многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра (з апись в тетради)

В духовной музыке мелодия подвержена развитию.

Какие приёмы развития вы знаете? (повтор, варьирование, имитация, секвенция).

Чтобы было проще определить приём развития, нужно сразу обращать внимание на тембры голосов.

Если главную тему (фразу, мотив) всё время исполняют одни и те же тембры (вокальные, инструментальные), то это – повтор или секвенция, если тема (мотив, фраза) переходит в другой голос, то это – имитация. Если тема видоизменяется, то это – варьирование.

Определите, какие приёмы развития встречаются в данных музыкальных примерах?

Слушание с объяснением.

Определите самостоятельно, какие приёмы развития встречаются в данных музыкальных примерах?

Слушание.

Запись в тетради . Самый частый приём развития (в западной – имитация, в восточной – повтор).

Введение нового знания.

Слайд 8. Светская музыка .

С XVI века начинает формироваться камерная музыка. С середины XVIII века активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. В творчестве венских композиторов сформировались классические виды инструментального ансамбля: дуэт, трио, квартет и т.д.

Композиторы-романтики XIX века разнообразили камерную музыку вокальными и инструментальными миниатюрами.

(анализ частей) 1 – секвенция, варьирование

Ответы на вопросы.

камерные или симфонические произведения характерны для духовной и светской музыки?

какие приёмы развития мелодии (фразы, мотива) чаще встречаются в произведениях этих направлений?

Мы говорили с вами о приёмах развития мелодии, мотива, фразы. Более подробно о развитии мелодии в камерной музыке мы с вами поговорим на следующем уроке.

Два направления музыкальной культуры .

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.

Духовная музыка всегда была связана с богослужением.

Духовная музыка.

К сфере духовной музыки относят прежде всего вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которого лежит знаменный распев . В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М.Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella, Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора "Kyrie, eleison!" из "Высокой мессы" И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта "Не отвержи мене во время старости" М.Березовского развертывается в совершенной полифонической форме - фуге.

Светская музыка.

Светская музыка - музыка, свободная от влияния церкви.

С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. camera - комната). Так в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта, фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы П.И.Чайковского и многое другое.

Пояснения: Музыкальная культура во все времена развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и религиозного - духовного. На этом уроке вы рассмотрите каждое из этих направлений на основе уже пройденного материала. Духовная музыка всегда была связана с Богослужением. К духовной музыке относят вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы. Духовная музыка всегда была связана с Богослужением. Благодаря, полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Светская музыка - это музыка, свободная от влияния церкви. Она в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.

Одна из разновидностей светской музыки – камерная музыка, которая начинает развиваться с XVI века. Камерная музыка (от лат. camera - комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: