Конспект по песенному творчеству в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Вакульчук Екатерина Николаевна, Петрова Ксения Ярославовна

Организация: МБДОУ № 58

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Цель: Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; развивать интерес и умения работать, используя нетрадиционные материалы и техники художественного творчества (оригами, квилинг, пластилинография; цветной песок, природный материал). Активизировать коммуникативные умения и навыки детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
  • Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
  • Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на рисунок тонкой струйкой.
  • Учить детей передавать в рисунке образы из сказки.
  • Учить детей работать самостоятельно.
  • Продолжать обучать разным приемам и техникам работы с материалами.
  • Научить детей понимать эмоциональные свои состояния и окружающих людей; способствовать самовыражению ребенка.

Развивающие:

  • Создать условия для развития личности ребенка в творческой деятельности.
  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
  • Развитие любознательности, воображения, мышления.
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
  • Развивать самостоятельность и творчество в изображении.
  • Свободно проявлять творческую инициативу в избранных и смежных сферах деятельности (ИЗО, оригами, аппликация, пение, стихи, сказки).

Воспитательные:

  • Воспитание аккуратности, бережного отношения к рабочим материалам и инструментам.
  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности.
  • Воспитывать отзывчивость у детей, желание делать приятные подарки сказочным персонажам.
  • Воспитать в детях инициативность, организованность, усидчивость.
  • Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.
  • Воспитывать чувства своей причастности и значимости к созданию коллективной работы.
  • Воспитывать взаимопонимание, уважение к другим детям и взрослым, эмпатию.

Демонстрационный:

2. Выставка творческих работ мастеров и детей из разнообразных материалов.

3. Макет сказочной полянки.

Раздаточный:

Цветной гофрированный картон; палочки для накручивания бумаги; баночки с крупой гречихи, риса; цветная бумага; баночки с цветным песком; сухие листья; цветная масса для лепки; стразы; распечатанные рисунки для работы; набор красок для пальчиковой живописи; набор акриловых красок в тюбиках.

На столах: кисти для клея, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, салфетки, фломастеры, рамочки-шаблоны с кругами, палочки для накручивания гофрокартона.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психолог:

Глазки закрываются, тело расслабляется, ручки опускаются,

Воображение включается, сказка начинается…

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой лежит.

Зеленая музыка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в Зеленой стране

Играет зеленую музыку мне.

Психолог:

- Ребята! Посмотрите что это?

- Правильно. А как вы думаете, из какой это сказки?

- А кто сможет рассказать, о чем эта сказка?

- Какой главный смысл сказки?

- Я предлагаю вам сделать подарки для всех героев сказки. Хотите?

Проводится разминка.

В лес гулять мы пошли,

(Маршируют на месте.)

Вброд ручей перешли,

(Шагают, высоко поднимая колени.)

У ручья растут цветы.

(Поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх.

Солнышко скрылось, ушло на покой (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку)

Быстро шагают резвые ножки.(идти быстрым шагом)

Мы же на место подойдем с тобой.

II. Основной этап

Мастер:

- Здравствуйте, ребята! А зачем вы ко мне пришли?

- А из какой сказки ваши герои?

- Ой! Да это же моя любимая сказка! Посмотрите, какую картину я нарисовал.

Это Шушуня. В лесу его дом.

Лес он сторожит и за грядками, огородом там следит.

Коль с добром придешь в тот дом, чудеса увидишь в нем.

Не один он там живет. С ним лесной народ - друзья

Все дружны как вы и я.

- Ребята! Чтобы подарок понравился вашему герою, надо подумать, что любит он? А затем придумать из какого материала можно будет его сделать. Давайте для начала рассмотрим выставку работ мастеров, которые есть в моей мастерской. ( Дети подходят к выставке работ)

- Здесь есть бусы, соломенная красавица, кукла из травы. А эти поделки, как вы думаете, из чего сделаны? Правильно. Сделаны они из морских ракушек. Посмотрите, пожалуйста, какие они все причудливой формы, размера, раскраски и какая у них разнообразная поверхность. Она и ребристая, и шероховатая, и гладкая, пупырчатая и с шипами. А форма? Она то круглая, то продолговатая. И размер раковин разный, от большой до маленькой. И сделаны из них :царевна-лягушка, парусник с мачтами и парусами. А рядом стоят поделки из фруктов и овощей, сухих листьев. Вот какое разнообразие материала можно позаимствовать у матушки-природы!

- А у вас есть материалы? ….Так, так, так…задача у нас не простая…и у меня почти ничего все закончилось, вот только что и осталось (приглашаю детей к столу с материалами).

- Что здесь вы видите?

- Как можно использовать гофрированную бумагу?

- А пластилиновую массу?

- Ну а что можно сделать из квадратиков цветной бумаги?

- А из песка цветного?

- Настя, ты уже знаешь, какой подарок будешь делать и для кого из героев сказки? Что нужно будет взять тебе для работы? (Отвечающий ребенок рассказывает о своей задумке).

- Ну вот и хорошо, ребята. Берите нужные материалы и приступайте к работе. Делайте все старательно и дорожите временем!

Мастер: (прохаживается между столов детей и произносит) - Я открою вам секреты, только знать надо при этом правила моей страны.

Очень все они просты!

Я сейчас их изложу.

И запомнить попрошу!

На руки, пальцы ваши посмотрите. В них доброту, любовь найдите.

Чтобы сделать, смастерить. Надо старательным, трудолюбивым быть.

А еще желательно, делать все аккуратно и внимательно!

Если клеить и крутить, можно много смастерить.

Вы такие молодцы, вы - волшебники, творцы.

Чтобы радость всем была. Дети, поняли меня?

(Дети продолжают свою работу)

Мастер:

- Ну что, ребята, я смотрю, вы почти закончили свою работу. Но нам надо время, чтобы наши поделки высохли. Да и нам пора отдохнуть.

(проводится физкультминутка педагогом-психологом)

Психолог:

Да здравствуют подарки!
На всякий разный лад.(хлопают в ладошки)
Одним – синицу в небе,(машут кистями рук в воздухе)
Другим – по журавлю.(встают на одну нору)
Пусть свой подарок каждый
Получит в нужный срок,(наклоны в право и влево)
Друзьям его покажет
Иль спрячет под замок.(наклоны вперед-прямо)
Порадовать кого-то
Приятно и легко,(обнимают свои плечи руками)
Вниманье и заботу
Цените высоко! ( шагая, проходят за свои места)

Мастер:

- Ну, что ж, ребята! Ваши подарки готовы и теперь можно их подарить нашим героям. (Каждый ребенок по очереди подходит к доске с картинкой и дарит свой подарок понравившемуся герою сказки – приклеивает к картинке).

III. Заключительный этап

Педагог-психолог:

Занятие по развитию певческих навыков у детей 5-7 лет "Будем петь как соловьи".


Автор- Ирина Николаевна Туркина, музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №8" с. Визинга.
Описание материала: Музыкальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Будем петь как соловьи" направлено на развитие певческих навыков у детей через подражание пению птицы соловья, через пропевание и извлечение определённых звуков. Также имеет экологическую направленность, включает в себя беседу об этой уникальной птице, об особенностях её обитания. Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям детских садов,учителям музыки.

Конспект музыкального занятия в старшей группе, с использованием технологии пения.

Цель : Развитие вокально-хоровой техники у детей старшего дошкольного возраста .

Задачи :

v Овладевать вокально-хоровыми навыками : певческая установка, правильное звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, чистота интонирования, стройное согласованное пение.

v Развивать голосовой аппарат, музыкальную память , внимание, воображение, артистические качества.

v Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии на заданную тему по образцу и без него.

v Развивать слух, умение вслушиваться, направляя внимание на более тонкое различение качеств услышанного.

v Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

v Развивать танцевально-игровое творчество детей, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки .

v Обогащать музыкальные впечатления детей ,вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки .

v Совершенствовать речь, излагать свои мысли понятно для окружающих, расширять активный словарный запас детей.

v Формировать умение выполнять специальные дыхательные упражнения, способствующие оздоровлению дыхательной системы, укреплению нервной системы.

v Формировать привычку сохранять правильную осанку в пении.

v Воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру детей.

v Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, желания помочь.

Ход занятия:

Вводная часть : (5 мин).

Дети под музыку входят в зал , проводится музыкальное приветствие .

Музыкальный руководитель : ребята, сегодня мы отправимся в сказочный лес, и чтобы не заблудиться, нам поможет клубок. Но он поможет нам только в том случае, если мы будем петь, а не говорить.

Музыкальный руководитель : Ой, что-то потемнело. Как же нам найти дорогу? Наш волшебный клубок куда-то укатился… Давайте зажжем свечи. Огоньки свечей осветят нам дорогу. Только старайтесь дуть ровно , чтобы огонек свечи не погас. (звучит музыка леса)

Основная часть (18 мин.)

Музыкальный руководитель : Мы пришли на лесную полянку. Давайте присядем и отдохнем. Но что мы слышим? Шум, гром, свист. Что же это такое?

Какую странную музыку мы сейчас услышали , как она звучала (ответы детей) музыка была напевная , медленная спокойная или другая? А какого сказочного героя или персонажа из сказки вы представляете, слушая такую музыку ? Да, вы правы. Это Баба Яга летит в своей ступе. В музыке слышно как Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя помелом, она грозит, злится, колдует, кружится и вдруг пропадает, проваливается сквозь землю.

А давайте расскажем про Бабу Ягу страшную сказку. Начинается она примерно так :

В следующий момент в зал входит Баба Яга (персонаж).

Баба Яга : Ну что ребятки, здравствуйте, это вы про меня страшную сказку тут рассказывали, дразнитесь значит, не ожидали, что я сама к вам пожалую? А я ведь Аленушку из вашей любимой сказки спрятала, да… и не будет больше у вас никаких сказок и не вернется она к вам до тех пор, пока на яблоньке яблочки не созреют , ха-ха-ха,

Музыкальный руководитель : Ой ребята, что же нам делать? А я кажется знаю о чем говорила Баба Яга. У меня есть волшебная яблонька . Только посмотрите, чего то на ней не хватает. (ответы детей) . Конечно, яблочков . Но на этой волшебной яблоне появятся плоды только в том случае, если мы будем красиво петь.

А вы петь любите? (ответы детей) тогда начнем. Сначала сядем красиво.

Вот сидит Баба-яга, Дети сидят ссутулившись, опустив

Очень страшная она. плечи, расставив ноги, свесив руки.

Быть такими не хотим – Быстро выпрямляются и ставят ноги

Очень прямо мы сидим. рядышком.

Молодцы ребята! Правильная осанка помогает голосу звучать ярко, звонко. На яблоньке появляется первое яблочко .

А я слышала как в лесу поет кукушка? Она поет так : (показ педагога)

А теперь споем по другому, послушайте (показ педагога)

Исполняется вокальное упражнение , с помощью губного вибранта - поступенное движение мелодии вверх и вниз.

Молодцы, хорошо распелись, на яблоне появляется еще одно яблочко .

Музыкальный руководитель : ребята нравится вам наша яблонька ? (ответы детей.) придумайте для нее красивые слова, опишите ее, какая она. (стройная, красивая, зеленая, кудрявая, яблочки наливные , спелые сладкие) А давайте придумаем про нее песенку. Можно спеть на знакомый мотив, или придумать свой. (вокальная импровизация детей) . Молодцы у нас появляется еще одно яблочко

Музыкальный руководитель : ребята, а для чего нужна дружба? А как в песенке звучат слова о дружбе, в каком характере (ответы детей, мелодия напевная, неторопливая или яркая, звонкая, бодрая (ответы детей) . Ну что же давайте разучим эту замечательную песенку и на нашей яблоньке появится еще одно наливное яблочко .

Разучивание песни по фразам.

Педагог хвалит детей и на яблоне появляются яблочки .

Заключительная часть (7мин.)

Дети повторяют за музыкальным руководителем движения танца.

На яблоньке появляется последнее яблочко , Баба Яга возвращает Аленушку.

Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

Креативное занятие

Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Примеры дифференцированных заданий:

Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

Координационно-подвижная музыкальная игра

Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Фонопедические упражнения

Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

  1. Реагировать на смену частей музыки.
  2. Ходить ровным кругом.
  3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
  4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
  5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
  6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
  7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
  2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
  3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

Открытое музыкальное занятие

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Читайте также: