Дружеский шарж конспект урока 4 класс
Обновлено: 02.07.2024
Систематизация изобразительных приемов дружеского шаржа, применение их на практике.
Учебник изобразительного искусства под ред. Б.М. Неменского 6 кл.
Технические средства обучения:
Формирование универсальных учебных действий
Формируемые на данном этапе УУД
Регулятивные: волевая саморегуляция.
2 . Актуализация имеющихся знаний. Определение границ между знанием и незнанием.
Регулятивные: умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы. Волевая саморегуляция. Коммуникативные: у мение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные : активизация познавательного интереса, мотивация на овладение новыми знаниями. Личностные: формирование нравственной культуры личности
темы, цели и задач урока.
Регулятивные: определение цели и задач учебной деятельности, проектирование деятельности на уроке, прогнозирование учебного результата . Коммуникативные: оформление мысли в устной речи, умение слушать и вести диалог. Личностные: умение осуществлять целеполагание.
Регулятивные: формирование произвольного внимания, умения целенаправленно воспринимать информацию. Познавательные: развитие исследовательского мышления, умения соотносить известные и неизвестные факты, осуществлять поиск недостающей информации, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Коммуникативные : умение работать в группе, выражать свои мысли, слушать, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, вести научный спор, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование чувства личной ответственности за групповой результат.
5 . Первичное закрепление.
Регулятивные: формирование произвольного внимания, самоконтроль в форме сличения собственного резуль-тата с эталоном, осознание необходимости коррекции. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, воспринимать новое знание, осуществлять первичное обобщение и систематизировать; усваивать способы, пути, средства реализации нового знания. Коммуникативные: умение строить устное высказывание с опорой на алгоритм , умение слушать и слышать. Личностные: умение объективно оценивать имеющиеся знания.
6 .Экспресс-контроль усвоенных
Регулятивные: контроль в форме сличения собственного и чужого результата с эталоном, коррекция,. Познавательные: умение применять полученные знания в новых условиях. Коммуникативные: умение работать в паре, осуществлять совместный контроль. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, вести диалог. Личностные: воспитание личной ответственности, объективности в оценивании своих результатов и результатов одноклассника.
7. Этап практической деятельности
Регулятивные: соотнесение поставленной задачи с полученным результатом, прогнозирование результата практической деятельности. Познавательные: осуществление способа реализации нового знания в практической деятельности. Личностные: умение делать выбор, воспитание доброжелательного отношения к окружающим, выбора в пользу осуществления мягкой критики, а не высмеивания.
8 . Подведение итогов, рефлексия.
Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения учебного материала, осознание необходимости коррекции, анализ и соотнесение деятельности на уроке с составленным планом, взаимооценивание на основании имеющихся критериев. Познавательные: умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы о возможности использования полученных практических результатов в учёбе и жизни. Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
9 . Информация о домашнем задании.
Регулятивные: Волевая саморегуляция. Личностные: Адекватное реагирование на трудности.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели: знакомство с жанром шаржа, побуждение к самостоятельному творчеству, позволяющему отразить особенности создаваемого образа средствами изобразительного языка.
1 . Изучение нового материала.
Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет) (Изображение конкретного человека).
Тема сегодняшнего урока тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идет, опять - таки, об изображении человека. Остается только выяснить, о каком именно изображении идет речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве.
Эти портреты веселые, смешные. — Они вызывают добродушную улыбку.
Изучение нового материала:
На ночь два оконца закрываются, а с восходом солнца сами открываются.
Между двух светил я в серединке один.
Не сеют, не сажают, сами вырастают.
Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – я с радостью этим зверям отдаю.
Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной.
Что меняет наше лицо? (Эмоциональное состояние и возрастные изменения.)
Шарж – шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика изображаемого с остроумным и комическим преувеличением характерного. Человек – основной персонаж. Он бывает изображен в ней в самых различных положениях – он может лежать, сидеть, бежать или прыгать, выполнять различные работы.
3. Постановка творческой задачи.
Ребята, сегодня вам предстоит выполнять шарж — обобщенный портрет учеников вашего класса.
Давайте вспомним стихи и песни знакомые вам с детства.
Песня Ю. Чичкова
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек
И хлопушек,
Из линеек
И батареек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков
И звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок
И картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки!
Из платочков
И клубочков,
Из загадок
И мармеладок
Сделаны наши девчонки!
Задание для девочек: Девочки, подумайте, какие положительные качества есть у наших мальчиков?
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек,
И зеленых лягушек,
Вот из этого сделаны мальчики.
Задание для мальчиков.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет, и пирожных,
И сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки.
Существуют различные виды шаржей:
1. Портретный – когда рисуется только чей-либо портрет.
2. Сюжетный – создается определенный сюжет с поступками, увлечениями какого-то лица.
3. Групповой – изображается сразу несколько человек, причем они объединены на рисунке общей идеей.
4. Предметный – когда изображается с юмором какой-либо предмет, например, любимый автомобиль или компьютер.
5. Шаржи на животных – с юмором рисуются домашние любимцы
Знакомство с одним из видов портрета - шарж. Особенности выполнения и шаржирования дружеского шаржа.
Что понимают под понятием шарж?
Французы придумали это слово, поэтому дадим им возможность дать некоторые пояснения.
Charge (фр.) – это одно из направлений карикатуры, подразумевающее сатирическое или добродушное и одновременно юмористическое изображение.
Чаще рисуют портрет. В самом шарже не добиваются абсолютного сходства с человеком, достаточно выделить основные характерные черты, которые позволяют добиться узнаваемости.
Дмитрий Стахиевич Моор
А.Бахрушин. Дружеский шарж. Рисунок из серии "Артисты и общественные деятели в костюмах 1812 года". 1912
К.Станиславский. Дружеский шарж. Рисунок из серии "Артисты и общественные деятели в костюмах 1812 года". 1912
И.Ильинский в роли Присыпкина из комедии В.Маяковского "Клоп" в театре В.Мейерхольда. Дружеский шарж. 1920-е гг.
Херлуф Бидструп
Детская книга
Домашнее задание
Беспощадно разгромим врага!
На приеме у бесноватого главно-командующего
Лица всех людей отличаются друг от друга незначительными деталями: размер носа, глаз, рта, овал лица, уши у всех людей различны, но пропорции - отношения расстояний между носом, глазами и ртом у каждого человека примерно одинаковы .
Так если сравнить рисунки a и b , то явно заметно, что увеличив расстояние между глазами на рисунке b мы, создали что то странное, уродливое не пропорциональное. Наше сознание, механизм восприятия которого основан на чисто геометрических законах идентификации человеческих лиц, мгновенно сигнализирует о нарушении, допущенном художником, и воспринимается нами как негативный, неприятный факт. Здесь важно понять тот факт, что пропорции являются одним из подсознательных механизмов восприятия человеческого лица . Даже наше эстетическое восприятие основано на пропорциональности. Чем больше лицо человека вписывается в классический канон, тем более приятных эмоций и желания общаться оно вызывает в нас, и наоборот, люди с непропорциональными, ассиметричными лицами вызывают у нас если не чувства сожаления, то по крайней мере смех.
Таким образом, шаржирование лица все же основано на изменении пропорций, но не произвольном, когда мы просто берем и делаем нос больше, или увеличиваем уши или глаза, а подчиненном определенному методу, основанному на взаимоотношениях различных его частей. Для наглядности нам потребуется ввести некоторое упрощение формы, объединив между собой нос и глаза в виде буквы Т. Теперь попытаемся рассмотреть некоторые вариации, которые принимает буква Т на различных типах лиц.
Как правило глаза и нос всегда работают вместе в пределах отношений между собой. Чтобы представить себе это нагляднее, вообразите, что глаза и нос связаны нитью между собой, нитью которая движется через колесики, закрепленные в центре глаз и кончика носа. Вот как это примерно происходит в действии.
Обратите внимание на то, что глаза и брови немного уменьшаются одновременно с увеличением и растягиванием нижней части лица.
Если глаза у человека, широко расположены относительно переносицы, то веревочки тянут нос ближе к глазам, а более длинный нос стягивает глаза ближе друг к другу. Рот, нос и подбородок имеют подобную связь. Поскольку расстояния между ними постоянно, то рот расположенный близко к носу, приводит к удалению подбородка. Таким образом легко сделать вывод, что деформация какой либо части лица незамедлительно приводит к обратной деформации другой, непосредственно прилегающей к ней части .
Особенность заключается в том, что исходя из общей формы лица, шаржист, растягивая форму, соответственно в том же направлении растягивает или сжимает остальные части, нос, глаза и рот. Обратите внимание на то, что с вытягиванием нижней части лица, нос не остается таким каким он был до шаржирования, а изменяется. В одном случае он уменьшается, в другом удлиняется.
Сегодня дружеские шаржи стали очень популярным подарком на разные праздники: день рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год и др. Каждый спешит порадовать друга, близкого человека, а дети – родителей.
Для учащихся школы изготовление поделки в стиле шарж – веселое мероприятие, которое вызовет бурю эмоций. На изготовление подарка уйдет совсем немного времени – ровно урок.
Дружеский шарж – картина – украшение интерьера любой семьи. Создаются они выделением или изменением по величине какой-то части предмета, части тела животного или человека.
Для изготовления поделки в стиле шарж нам понадобится: альбомный лист, фломастеры, карандаши.
План изготовления поделки в стиле шарж
1. Альбомный лист однократно согнуть наложением 4-ой части
2. Необходимо четко определиться какого человека будешь рисовать, а также цвет волос, одежда и т.д.
3. Начинаем делать набросок на согнутом листе простым карандашом. Верхняя часть листа – лицо до верхней части губ. Внутренняя часть – открытый рот (спрятан). Нижняя часть – подбородок и мини-тело.
4. Начинаем рисовать на согнутом листе большую голову, чтобы верхняя и нижняя часть сгиба представляли единое целое – лицо, а далее маленькое тело.
5. Дорисовываем детали, стараясь приукрасить. Уши можно увеличить или наоборот уменьшить; глаза – свести к носу или развести в сторону; глаза округлить или сузить, увеличить/уменьшить; нос – круглый, острый, длинный, толстый. Если у человека волнистые волосы, сделайте их очень курчавыми, если длинные, то до пола и т.д.
6. Раскрываем согнутую часть – небо, язык и зубы. Эта часть преимущественно красного и белого цвета, можно добавить черный для контраста. Зубы можно нарисовать гигантскими, кривыми и т.д.
7. Украшаем, прорисовываем контуры, обводим фломастером.
Главное дать волю фантазии и проявить весь свой креатив!
Образцы поделок в стиле дружеского шаржа
Читайте также: