Духовная музыка русских композиторов конспект урока 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1182 0

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

III ЧЕТВЕРТЬ

УРОК 1 (18). Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка

Цели и задачи урока:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

- обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;

- формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучитфрагмент 1 части Сонаты №8 до минор (Патетическая) Л. Бетховена.

- Вы прослушали музыкальный фрагмент. Соотнесите услышанный музыкальный фрагмент с тем видом (жанром) музыкальной культуры, которому эта музыка может принадлежать. Аргументируйте свой ответ:

1) Фольклор 2) Городская бытовая музыка 3) Популярная музыка 4) Джаз 5) Рок-музыка, рэп 6) Классическая 7) Камерная музыка 8) Духовная музыка

- Какие чувства выражает прослушанная музыка?

Ответы учащихся.

- Прозвучал один из фрагментов камерной музыки - Патетическая соната Л. Бетховена.

Духовная музыка - это музыка, написанная на религиозные темы Священного писания, предназначенная для молитв, богослужений. Примерами такой музыки служат такие жанры, как литургия, молебен, месса, реквием, кантаты. Существуют авторские произведения Л. Бетховена, И.С. Баха, Ф. Шопена.

Светская музыка - это камерная музыка, опирающаяся на культуру и традицию стран. Жанровые примеры светской музыки: фортепианные песни без слов, пьесы, каприсы, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады, романсы любых авторов и исполнителей.

Главное отличие этих музыкальных направлений в том, что духовная музыка выражает религиозные чувства человека, а светская – любые настроения и любые человеческие чувства, кроме религиозных.

прослушаем и сравним религиозную и светскую музыку русских и зарубежных композиторов;

увидим, что основные направления музыкальной культуры отражают не только мысли и чувства человека, но и культуру страны, к которой принадлежат;

рассмотрим направления светской и духовной музыки на основе уже пройденного материала;

выясним и осмыслим принципы драматургического развития в светской и духовной музыке.

3. Основная часть

1) Введение в тему урока

Как уже было сказано ранее, музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основных направлений: светского и духовного (церковного).

Религиозная (духовная) музыка всегда была связана с Богослужением. К духовной музыке относят вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы. Первые профессиональные музыканты - композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) - вплоть до XVIII в. служили, как правило, капельмейстерами и органистами при дворах монархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Светская же музыка была совершенно свободной от влияния церкви и в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Одна из разновидностей светской музыки – камерная – получила своё развитие с XVI века.

Камерная музыка (от лат. camera- комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.

2) Работа с учебником

Прочитайте самостоятельно в учебнике (ст. 72) о двух основных направлениях музыкальной культуры – светской и духовной (религиозной):

3) Углубление в тему

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие.

Слушание музыки и музыкальный анализ

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

- Какую роль выполняет приём имитации в развитии их музыкальных образов?

- На основе выявления интонационно-выразительного смысла каждого из произведений сопоставьте линии этих произведений: русская — зарубежная музыка, хорал — знаменный распев, исполнительские составы, особенности оркестровки хорового пения.

- Охарактеризуйте своё личностное отношение к этой музыке.

- Рассмотрите иллюстрации, помещённые на странице 73 учебника, постарайтесь ощутить атмосферу, в которой звучала та или иная музыка, представьте эпоху и соотнесите её с соответствующим на ваш взгляд звучанием:

М. да Форли. Ангел, играющий на виоле. Фрагмент фрески из церкви Санти Апостоли

М. де Вос. Коронование Марии. 1590 г.

Ответы учащихся.

- Прослушаем и сопоставим теперь другие линии произведений русских и зарубежных композиторов: светская — духовная музыка, вокальная — инструментальная музыка, полифония — гомофония.

Ответы учащихся.

В) Слушание песен современных авторов

К сфере духовной музыки относят, прежде всего, вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы.

К этой же сфере принадлежат и духовные стихи — жанр русского народного песенного творчества, получивший большое распространение среди православных верующих.

Послушайте песни современных композиторов – иеромонаха Романа, С. Копыловой, А. и Е. Михайловых на религиозные сюжеты. Раскройте особенности их содержания, музыкального языка.

В минуту скорбную сию

Прости меня, Господь,

Что я сегодня отпою

Свою живую плоть.

И да не будет мне виной

В местах, где лечь мне суждено,

Никто не отпоёт.

Не завезут из этих мест

В церковные врата.

Ведь там один лишь только крест –

Ну, а пока я расчешусь,

Умоюсь в роднике,

Соборным маслом освящусь,

Зажгу свечу в руке.

Поклон глубокий положив,

Расстанусь с суетой,

Открою на исход души

Канон ко Пресвятой.

Тоской предсмертною объят,

Твержу, твержу, как стих –

Избави, Радосте моя,

От прежних дней моих.

Предполагаемые размышления учащихся:

- Притча Светланы Копыловой будто предлагает человеку задуматься о смысле жизни, помогает задуматься о предназначении человека.

- Дуэт Александра и Елены Михайловых, их дивные голоса в необычном сочетании - высокий мужской и низкий женский – как бы призывают к спокойствию, к вере в добро, в духовное богатство и к поэзии тихой, мудрой и простой жизни.

- Характер музыки всех песен – молитвенный, что говорит о духовности, нравственных началах.

5. Итог. Рефлексия

- Вспомните и спойте знакомые вам мелодии духовной и светской музыки из репертуара 6-7 классов.

Исполнение разученных ранее песен:

- Ответьте на вопросы:

Какие из прослушанных и исполненных на сегодняшнем уроке произведений относятся к жанру религиозной музыки, какие – светской?

Какие чувства и мысли вызвала у вас та или иная музыка?

- Выберите правильный вариант ответа в следующих заданиях:

1)искусство, культура 2)совершенный, образцовый 3)эпоха, стиль

Выберите из предложенного списка жанры духовной музыки:

1)знаменный распев 2)гимн 3)молитва 4)романс 5)песнопения 6)тропарь 7)баллада 8)серенада

Назовите жанры вокальной музыки:

1)соната 2)сюита 3)романс 4)вокализ 5)этюд 6)гимн 7)кант 8)баллада 9)былина 10)молитва

6. Домашнее задание

Написать вступительное слово к одному из прослушанных ранее полюбившихся произведений камерной музыки;

Найти в Интернете и разучить современную песню на религиозную тематику. Записать в тетради, какой её образ созвучен нашему времени?

Организация пространства: В классе парты стоят для двух групп.

Музыкальная драматургия – развитие музыки

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Найти разницу между духовной музыкой и светской

познакомить обучающихся с двумя направлениями музыкальной культуры: светской и религиозной музыки на примерах знакомых уже произведений.

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.Самостоятельное и осознанное определение учащимися целей и задач урока, результата деятельности, который должен быть достигнут

2.Систематизировать представления об основах православной и католической духовной музыки;

3. Формировать умение адекватно оценивать себя и своего одноклассника по результатам работы.

4.Формировать умение ясно и чётко воспроизводить полученную информацию, полно и точно выражать свои мысли

- систематизировать представления учащихся об основах православной и католической духовной музыки;

- закрепить понимание приёмов развития музыки духовной и светской в процессе интонационно-образного анализа произведений;

- формировать познавательные мотивы учения, умение осуществлять поиск новой информации об основах православной и католической музыки в Интернете, различных справочниках, а также умение излагать своё мнение в устной и письменной форме, делать выводы.

- создать условия для развития художественно-образного творческого мышления учащихся;

- активизировать словарь учащихся, обогатить их речь образно-выразительными средствами

-приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;

-создать условия для воспитания эстетического вкуса, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; эстетические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия мира.

Личностные УУД : Воспитание, осмысление, запоминание учебного материала.

Регулятивные УУД : узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные УУД : выполнение группового задания.

Коммуникативные УУД : участие в вокально-хоровой работе.

Предметные: закрепить понятия слов: знаменный распев, литургия, всенощная, венчание, молебен, хорал, месса, страсти, кантата, полифония, фуга, камерная музыка.

задания для учащихся

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

- Какое настроение у этой песни?

-О чем поется в этой песне?

Дети поют первый куплет, отвечают на вопросы.

самоорганизация, способность регулировать свои действия

- осознание ответственности за общее дело;

- умение слышать себя и других в общем хоре

-Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю разгадать кроссворд. В каждом кроссворде по одному ключевому слову.

Дети делятся на две группы, отгадывают кроссворд пользуясь тетрадью.

Поиск и выделение необходимой информации

- умение применять знание полученные на уроках музыки

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-Какая цель урока?

Дописывают тему урока в тетрадь. Определяют цель.

Определять тему и задачи конкретного урока.

- умение ставить цель, формулировать проблему;

- умение структурировать знания;

- слушать и понимать речь других;

- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.

-Сейчас каждая группа будет работать с учебником. Первая группа будет читать о светской музыке, вторая о духовной.

Поиск и выделение необходимой информации

- умение применять знание полученные на уроках музыки

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками

Каждая группа отвечает на вопросы, учитель дополняет ответы детей.

Отвечают на вопросы, слушают.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

- слушать и понимать речь других;

- находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

- владеть опытом обобщения по теме урока;

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

Викторина с уже известными произведениями, определение светской и духовной музыки.

Определяют произведения, меняются тетрадями и проверяют друг друга

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .

  1. Включение новых знаний в систему знаний и повторение*

Сравнение двух произведений.

-К какой музыкальной культуре можно отнести эту песню? Почему?

Исполняют песню, отвечают на вопросы.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .

  1. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

-Какая музыка называется духовной? Чем она отличается от светской?

-Какую музыку называют светской? Чем она отличается от духовной?

Дети отвечают на вопросы и делают выводы.

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

  1. Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности – самооценка и взаимооценка)

-Ребята, а сейчас каждая из команд придумает синквейн. Та группа, которая рассказывала нам о светской музыке, сочиняет синквейн о духовной, а другая группа о светской.

Сочиняют синквейн, рассказывают.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.

2. Выписать в тетрадь музыкальные произведения относящиеся к светской или духовной культуре.

Записывают домашнее задание в дневник.

Задания группа №1

1) Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев?

6) Какому композитору принадлежит симфония№4?

7) Кого в музыке называли мастером полифонии, произведения которого исполняются в обработке и в наше время?

8) Как называется музыкальный термин (следование) - перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении .

Задание для группы №2

1) Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев?

2) Как называется построение целого произведения и его частей, где соблюдаются принципы сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов?

5) Как называется музыкальный термин, который является одним из самых распространённых способов развития музыки?

6) Как называется на французском языке ночное произведение лирического настроения в инструментальном исполнении?

7) Как называется главное в музыке, так же как и в жизни, изменение интонации, темы, мелодии?

8) Как называется подражание, повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения?

Предварительный просмотр:

Задание для группы №1

1) Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев?

6) Какому композитору принадлежит симфония№4?

7) Кого в музыке называли мастером полифонии, произведения которого исполняются в обработке и в наше время?

8) Как называется музыкальный термин (следование) - перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении .

Предварительный просмотр:

Задание для группы №2

1) Как называется музыкальное произведение, которое в переводе с греческого, означает эпическая песня в исполнении сказителя, пишется в свободной форме на основе народных песен и танцев?

2) Как называется построение целого произведения и его частей, где соблюдаются принципы сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов?

5) Как называется музыкальный термин, который является одним из самых распространённых способов развития музыки?

6) Как называется на французском языке ночное произведение лирического настроения в инструментальном исполнении?

7) Как называется главное в музыке, так же как и в жизни, изменение интонации, темы, мелодии?

8) Как называется подражание, повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока по теме "Живописность в музыке". 5 класс

Технологическая карта разработана для урока, реализующего формирование УУД. В ней подробно спланированы деятельность учителя и учащихся с учетом требований ФГОС с применением проблемно-творческо.


Технологическая карта урока в 6 классе " Джаз-музыка XX века".

Технологическая карта урока в 6 классе по теме " Джаз-музыка XX века". Цели, задачи, ход урока.


Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация.


Конспект урока + презентация + технологическая карта урока по обществознанию "Сфера духовной жизни"

Разработка урока обществознания к учебнику Боголюбова для 8 класса. Представлен подробный конспект, красочная презентация и весь дополнительный материал.


Технологическая карта урока "Жанры вокальной и инструментальной музыки"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее".

Технологическая карта урока закрепления изученного материала по музыке в 6 классе "Авторская песня:прошлое и настоящее" с использованием интерактивных тестов, созданных автором.


Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть"

Методическая разработка: технологическая карта урока "Что составляет твой духовный мир. Совесть".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока музыкального искусства для обучающихся 7-х классов. Используются нетрадиционные методы, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Сюжеты и образы духовной и светской музыки

Цели:

Технологии, используемые на уроке:

1.Дифференцированная и личностно-ориентированная.

2.Технология развивающего обучения.

3.Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

4.Технология ассоциативно-образного мышления.

5.Технология детского музицирования.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: синтезатор, компьютер, телевизор, электронная презентация, аудио- и видеофайлы по теме урока, флип-чарт, разноцветные маркеры, пластиковые стаканчики, именные таблички для выставления отметок.

Ход урока

Учитель. Какая музыка звучала, когда вы входили в класс, и почему именно она?

Учитель. Правильно. А сегодня вам предстоит познакомиться с понятиями духовной и светской музыки. Исходя из названия темы, сформулируйте цели урока, которые мы должны будем достичь в конце занятия. Опирайтесь на схему: вспомнить – узнать – уметь.

Учащиеся. Вспомнить полученную ранее на уроках музыки информацию; узнать новое о духовной и светской музыке; уметь применять эти знания на практике (в жизни).

На имеющихся у вас именных листиках вы будете выставлять себе баллы за выполненную работу на каждом этапе урока.

Основная часть

Издавна музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ­ных направлений: светского и духовного. в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка (церковная) всегда была связана с богослужением.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве великого немецкого композитора XVII-XVIII веков И.С. Баха, служившего капельмейстером и органистом в католической церкви. Впрочем, ему не чужды были и светские темы.

Важно знать, что в церковном обряде восточной, православной церкви использовались такие жанры: литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит пение а капелла. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении ор­гана или оркестра.

Запись в тетрадь: Духо́вная му́зыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенными для исполнения во время церковной службы или в быту.

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе­вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст­вия духовной музыки.

Учитель. У нас сейчас появится возможность ощутить на себе это воздействие.

(Звучит фрагмент токкаты и фуги ре минор.И.С.Баха (видео).

Учитель. Эта величественная музыка звучала в храме. А что вы скажете насчет следующего музыкального фрагмента? (Звучит токката и фуга ре минор И.Баха в техно-обработке Ванессы Мэй (видео).

  • Можно ли эту музыку исполнять в церкви? Почему?
  • За счет каких средств музыкальной выразительности изменился характер композиции?

Учащиеся. За счет ускоренного темпа, изменившегося тембрового звучания (к звучанию органа добавилось звучание скрипки в стиле техно и эстрадного оркестра), изменчивой динамики, высокого регистра.

Послушайте фрагмент этого полонеза (учитель исполняет полонез Огинского на синтезаторе).

  • Охарактеризуйте эту музыку. Какая мелодия, темп, тембр, лад, динамика?
  • Что изменилось? (Эта музыка вокальная, исполнялась многоголосно, а капелла. Есть поэтическая основа, близкая к духовному содержанию. Темп был сдержанным. Композиция звучала возвышенно, торжественно и немного взволнованно).
  • Можно ли приравнять это исполнение к духовной музыке? Может ли такая музыка звучать в храме?
  • Какой вывод можно сделать? (Музыкальный язык очень разнообразен. Одно и то же произведение можно интерпретировать по-разному, в зависимости от чувств и состояния, которые испытывает человек)
  • А можно увидеть здесь счастье, счастье материнства? (Ответы учащихся)

Учитель. А вот вполне светский сюжет современного художника Юрия Мацика.

  • Эти люди счастливы? (Да. Сильные чувства поднимают их над всем земным и превращают в парящих ангелочков).
  • Вы заметили связь этих художественных образов с музыкальными образами, услышанными сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

Учитель. Сегодня вы стали свидетелями того, как духовная музыка в новой современной интерпретации может стать светской и, наоборот, светская музыка приобретать черты духовной. Это еще раз доказывает, что музыка, как и другие виды искусства, тесно связана с жизнью, ведь в нашей жизни все взаимосвязано.

І І П І П П І І 1 ряд

П П І І І І П І 2 ряд

І П П І П І І І 3 ряд

Учитель. Ребята, а ведь это счастье - иметь возможность наслаждаться и духовной. и светской музыкой, понимая ее образный строй и музыкальный язык. Давайте отразим образ счастья, используя художественные умения, навыки хорового пения, метроритмического сопровождения в коллективном действе – флешмобе.

Учитель. Поставьте по 1 баллу за создание образа счастья во флешмобе и за эмоциональное исполнение песни.

8.Закрепление материала

Учитель. Сейчас я вам предлагаю закрепить полученную информацию на уроке, ответив на вопросы (цена правильного ответа – 0,5 балла).

Учитель. Поставьте баллы за правильные ответы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Ребята, удалось нам достичь поставленных в начале урока целей?
  • Какие эмоции вы сейчас испытываете?
  • Как будете в дальнейшем применять полученный на уроке опыт?


Тема урока раскрывалась через решение проблемы: что общего у русской народной и духовной музыки. На уроке слушая, сравнивали музыку П. Чеснокова и русскую народную песню "Вечерний звон".

Описание разработки

Цель урока: сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни.

Задачи урока:

Побудить обучающихся к самостоятельному поиску связи музыкальных образов русской народной и духовной музыки.

Расширить представление о русских композиторах, авторах духовной музыки.

Сформировать понимание жизненно - образного содержания музыкальных произведений различных жанров вокальной музыки.

Способствовать овладению обучающими навыков музицирования, слушания и анализа музыкальных произведений.

Тип урока: урок коррекции и изучения нового материала.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок – размышление.

Используемые методы: метод проектов (постановка и решение проблемы урока) и метод эмоциональной драматургии.

Учебно - методическое обеспечение урока:

Хрестоматия по музыке.

Ноутбук, музыкальный центр, мультимедиа, переносной экран.

Проблема урока: выявить связь между образами русской народной и духовной музыки.

Планируемый результат урока: установление глубокого взаимопроникновения между русской народной и духовной музыкой.

Ход урока:

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие, что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

Учитель: Начало нашего урока определило содержание нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить с вами? Какова тема урока?

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.

ИСПОЛНЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН. Учитель наигрывает начало песни, а обучающиеся поют 1 куплет:

Обучающиеся входят в класс и садятся за парты.

Но доске учитель прикрепляет 1 часть темы урока (Доска поделена на 2 части).

Опережающее домашнее задание.

Слушаем выступление ученицы.

Исполнение песен сопровождается рассказом учащихся об особенностях рнп. Обучающиеся дают характеристику р. н. п. , подчеркивая основную её черту – распевность и певучесть. Учитель на части доски под РНП прикрепляет слова, характеризующие рнп.

Учитель: но сегодня на уроке я хочу познакомить вас с еще одним образом вокальной музыки – духовной музыкой. Какую проблему вы предлагаете решить в рамках нашего урока?

Ученики: Мы постараемся ответить на вопрос: как связаны между собой русская народная и духовная музыка? Что у них общего? Какие образы рисуют нам произведения этой музыки?

Учитель: И так, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

Учитель: говоря о красоте русской народной песни, о её содержании, что мы представляем перед собой? Какие картины рисуем? Каких художников, рисующих пейзаж родной природы, вы знаете?

Ученики: Левитан, Шишкин, Саврасов.

АНАЛИЗ ПЕСНИ И КАРТИНЫ ЛЕВИТАНА.

  1. Как звучит мелодия песни?
  2. Кто исполняет её? В чем особенность исполнения?
  3. Какие чувства выражает песня?
  4. Какие краски вы бы использовали при написании картины?

Постановка проблемы урока: найти общее между русской народной и духовной музыкой.

Показ картин Левитана (видеоряд)

Учитель (вывод): Народная песня. Это наследие наших отцов и дедов, которое дошло к нам через века, чтобы рассказать о том, как жил русских народ. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Учитель: во время слушания этого произведения я предлагаю вам изобразить своё отношение, своё впечатление от музыки на бумаге в карандаше и цвете. Помогут вам те картины, которые по своему содержанию близки к произведению Чеснокова.

Читайте также: