Педагогические технологии опорный конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КАЛГАНОВА Е. В.

Методика составления и использования опорных конспектов

Составление и последующее использование опорного конспекта делает возможным систематизировать учебный материал, выделять существенные связи и обеспечивать целостную картину изучаемого предмета, в соответствии с его спецификой. Это особенно актуально по отношению к дисциплинам общепрофессионального цикла. Объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание обучающихся, причём без особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны студента.

Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражены основные элементы информации, установлены связи между ними. По мнению психологов, число тезисов и смысловых элементов не должно превышать семи единиц, это объем информации с которым наше сознание эффективно оперирует. Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом.

Проведя анализ методической литературы по данной теме, в ыделим основные принципы составления опорного конспекта: использовать небольшое количество крупных единиц информации, составлять логическ ую взаимосвязь между этими единицами , указывать главные понятия и определения. Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации материала. При отборе материала для опорных конспектов педагогу необходимо предусматривать возможные затруднения обучающихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений.

Таким образом, опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

В своей работе я не только предлагаю готовые конспекты, но и даю задание обучающимся, состав ить опорный конспект самостоятельно. Опыт работы с опорными конспектами показывает, что придуманные обучающимися опорные сигналы запоминаются легко и не вызывает затруднение воспроизведение материала по этим конспектам. Обучающиеся могут пользоваться с хемами во время ответа у доски и при подготовке к экзаменам и зачетам. Все это развивает память, воображение , способствует развитию творчества. Наряду с этим составление опор способствует формированию самостоятельно сти, учёту индивидуальных особенностей обучающихся и повышает мотивацию при организации коллективных форм работы.

Обобщив идеи современных ученых педагогов и опыт педагогической работы, можно предположить, что, используя опорные конспекты, преподаватель может выработать систему успешного усвоения материала и сформировать творческую и активную личность.

Список литературы:

Педагогический поиск/ сост. И.Н. Баженова – 3-е изд., с испр. И доп. – М.: педагогика,1989.- 560 с.:ил.

Эрганова Н. Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999


На современном этапе перед профессиональным образованием остро стоит проблема повышения качества образования, которое в значительной степени определяется подготовленностью педагога к каждому занятию. Совершенствование технологий обучения, поиск и применение новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса является одной из важнейших составляющих развития высшей школы с учетом современных требований к качеству подготовки специалистов. Среди различных приемов решения проблемы качества учебно-методической деятельности педагога можно выделить разработку и использование опорного конспекта.

Опорный конспект может быть представлен в виде наглядной схемы, где отражаются подлежащие усвоению элементы информации, установлены различные связи между ними, а также введены знаки, которые выступают в качестве сигналов, вызывающих в памяти основные явления, понятия или процессы. По определению С. А. Глазунова, опорный конспект — любая наглядная конструкция, которая состоит из элементов в виде схем, таблиц, знаков, символов, обозначений и т. д., расположенных определенным образом, и несущих определенную информацию [2]. Содержание опорного конспекта — информация, представленная в опорном конспекте. Текст опорного конспекта — совокупность обозначений, составляющих опорный конспект. Ключевые слова — понятия, содержащие смысловую основу опорного конспекта.

В педагогических справочниках даются следующее определения опорного конспекта:

- опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию;

- опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания);

- опорный сигнал – символ, вызывающий какие-либо ассоциации (знак, слово, рисунок и т. п.), заменяющий некое смысловое значение;

- опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

В. Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В. Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Рассмотрим подробнее содержание данных требований [1].

1. Лаконичность. Предусматривает ограниченное количество печатных знаков, не более 400. К ним относятся точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность предполагает построение материала укрупненными дидактическими единицами. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4–5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Смысловой акцент (рамки, отделения одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Требование унификации печатных знаков предполагает использование условных знаков, абревиатур, используемых при изучении конкретного предмета. Это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

5. Автономия обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, который выражает законченную мысль. В то же время все блоки должны иметь между собой логическую связь.

6. Акцентирование. Главная идея опорного конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением.

7. Доступность воспроизведения. При построении опорного конспекта следует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

8. Цветовая наглядность и образность предполагает разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет заполнение.

Преимущество опорного конспекта заключается в следующем:

- освобождает студентов от утомительного механического записывания лекции под диктовку лектора;

- у лектора остается больше времени на диалог с аудиторией;

- студенты имеют возможность получения большего объема словесной и визуальной информации;

- появляется возможность активного участия студентов в процессе обучения через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;

- позволяет контролировать процесс и качество усвоения студентами нового знания;

- использование схем и кодов при построении опорного конспекта позволяет упрощать сложные разделы, понятия, концепции изучаемых дисциплин;

- сокращаются затраты времени на изучение материала и увеличивается объем времени на практическую и аналитическую работу;

- приучает студентов практически использовать современные технологии интенсификации учебного процесса;

- приучает студентов к самостоятельной работе, учит выделять главное, сжимать текст, составлять опорные конспекты по изученным темам [3].

Значительный эффект при использовании опорных конспектов обеспечивает использование мультимедийной техники. Это позволяет значительно увеличить объем выносимого на лекцию материала и повысить эффективность чтения лекции в целом. Подготовка компьютерных презентаций учебного материала в виде опорных конспектов обеспечивают наиболее эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями и студентами

На факультете промышленности и транспорта при чтении лекционных курсов по дисциплинам экономического цикла и цикла специальных дисциплин используется методика чтения мультимедийных лекций с применением опорного конспекта. Перед началом лекции студенты обеспечиваются основой конспекта, которая может включать рисунки, чертежи, таблицы, схемы, а также некоторый текстовый материал и процессе чтения лекции дополняют опорный конспект своими заметками и комментариями.


Рис. 1. Понятие имущества предприятия


Рис. 2. Формирование имущества предприятия


Рис. 3. Капитал предприятия


Рис. 4. Состав имущества предприятия


Рис. 5. Формы капитала предприятия


Рис. 6. Основной и оборотный капитал

Методику опорных конспектов в профессиональном образовании можно считать наиболее эффективной и для студентов и для педагогов. Используя опорные конспекты, преподаватель может выработать систему усвоения материала и сформировать творческую и активную личность. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

1. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 159–167.

Основные термины (генерируются автоматически): опорный конспект, опорный сигнал, конспект, наглядная конструкция, блок, знак, некое смысловое значение, профессиональное образование, учебный материал, учебный процесс.

Похожие статьи

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для.

Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл информации.

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Применение опорных конспектов на уроках физики

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины.

Формы опорных сигналов в обучении младших школьников.

В статье рассматриваются следующие формы опорных сигналов: опорная схема, опорный знак, опорный символ опорный рисунок, опорная модель.

Использование метода моделирования в процессе обучения.

Опорный сигнал — это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43]. Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.

Педагогические технологии на уроках физики | Статья в сборнике.

Технология опорных схем. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение.

Методы изложения материала для его обобщения.

С точки зрения психологии опорные сигналы являются средством наглядности, и их следует рассматривать как своеобразные раздражители

1) наглядное предъявление программных вопросов в процессе обучения приводит к лучшему усвоению учебного материала по.

Формирование и развитие информационной компетентности на.

Технология опорных сигналов. Опорный сигнал — это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово), заменяющий некое смысловое значение.

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для.

Опорный сигнал — это графический символ, замещающий смысл информации.

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Применение опорных конспектов на уроках физики

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины.

Формы опорных сигналов в обучении младших школьников.

В статье рассматриваются следующие формы опорных сигналов: опорная схема, опорный знак, опорный символ опорный рисунок, опорная модель.

Использование метода моделирования в процессе обучения.

Опорный сигнал — это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43]. Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта.

Педагогические технологии на уроках физики | Статья в сборнике.

Технология опорных схем. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение.

Методы изложения материала для его обобщения.

С точки зрения психологии опорные сигналы являются средством наглядности, и их следует рассматривать как своеобразные раздражители

1) наглядное предъявление программных вопросов в процессе обучения приводит к лучшему усвоению учебного материала по.

Формирование и развитие информационной компетентности на.

Технология опорных сигналов. Опорный сигнал — это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово), заменяющий некое смысловое значение.

Основные технологические условия учебной практики В.Ф.Шаталова:

Укрупненные единицы содержания: объединение материалов нескольких тем, разделов программы, до минимума сокращается конкретизация, все изучение строится вокруг исходных теоретических понятий, выделенных взаимосвязей и закономерностей. Такая организация содержания освобождает достаточно много времени для углубления знаний и реально сокращает сроки обучения.

Проверяя конспекты, он ставит отметки, но ошибки не исправляет.

Проверяя задачи, он исправляет ошибки, но отметок не ставит.

Технология Шаталова В.Ф. строится на стандарте: стандартная логика опорного конспекта, стандартный подход к решению задач. Но в организации познавательной деятельности учащихся оказывается большое пространство для самостоятельной работы по свободному выбору и творчеству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние годы количество часов на изучение дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

ОПОРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСПЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

За последние годы количество часов на изучение дисциплин сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

Исходя из вышесказанного, решая основную задачу обучения - формирование профессиональных компетенций обучающихся – необходимо руководствоваться следующими принципами:

Поддержание интереса учащихся к дисциплине, развитие их творческой и познавательной активности;

Развитие личности на основе сотрудничества, доброжелательности, создание в учебно-воспитательном процессе благоприятных условий для каждого обучающегося;

Эффективное использование средств наглядности.

В процессе обучения используются в основном два канала восприятия – слуховой и зрительный. Устная информация проще, однако, ее эффективность незначительна и существенно зависит от эмоционального воздействия на обучающегося. Зрительная информация дает простор и свободу мыслительной деятельности обучающегося, включает его в активную познавательную и творческую работу, делает любое явление яснее и доступнее для понимания, содействует более легкому усвоению и запоминанию фактов, повышает интерес к дисциплине.

В педагогической теории существует несколько определений понятия

Особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала.

Схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план занятия, который включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.

Наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала

При составлении ОЛК необходимо учитывать некоторые психологические и дидактические приемы и правила, позволяющие эффективно использовать ОЛК для усвоения и запоминания информации. Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом.

Таким образом, опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Практика работы показывает, что для наших обучающихся, которые не умеют говорить, опорные сигналы не годятся. Им нужен материал, очень близкий к языку учебника, только еще более систематизированный, вычищенный от второстепенного. Кроме того, опорные конспекты рассчитаны на ближайшую память.

Опорно-логический конспект – это попытка сделать такое клише, которое должно прочно в печататься в память обучающегося. Это выжимки из разных учебников, их скелет, основа, попытка сказать более точно, по пунктам сказать то, что в учебнике дано описательно. Он – хорошая шпаргалка к теме. Такая шпаргалка дает студентам спокойствие, уверенность в своих силах.

В опорно-логических конспектах схематически в сокращенной форме записывается основная информация, подлежащая изучению. Известно, что опора на наглядность облегчает понимание нового материала и закрепление его в памяти. Такие конспекты позволяют усвоить больший объем знаний, охватить единым взором совокупность отдельных звеньев новой информации, помогает установлению связей между ними, их сопоставлению, логической обработке материала.

В психологическом аспекте методика опорно-конспектной подачи информации повышает внимание, ориентирует активность студентов, кроме того удачно подобранные, ярко (в меру) оформленные ОЛК вызывают положительные эмоции, что способствует, во-первых, программному усвоению, во - вторых, снятию в некоторой степени утомляемости.

С педагогической точки зрения методика ОК подачи информации позволяет преподавателю эффективно управлять самостоятельной работой студента как в аудиторных условиях, работы дома. Более высокий творческий уровень деятельности студента, формирующий умение общаться, систематизировать материал достигается в процессе их приобщения к составлению ОК. Известно, что материал четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой - все блоки между собой связаны логически.

Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).

Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.

Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся Дидактическая роль опорных конспектов

Опорный конспект – эффективное средство в процессе обучения и воспитания, которые решают несколько дидактических задач.

Опорный конспект дает возможность проводить проверку подготовленности учащихся при изучении каждой урочной темы. На каждом типовом уроке они по памяти воспроизводят опорный конспект, а это дает возможность выявить микропробелы в их знаниях.

При изучение урочной темы преподаватель организует восприятие нового материала как обычно (рассказ, самостоятельная работа учащихся и т.д.). За пять минут до конца урока для повторения изучаемой темы, воспроизводит самое главное по опорному конспекту.

Опорный конспект подскажет все, что необходимо: последовательность рассказа, компоненты изучаемого материала и их зависимости.

При выполнении домашнего задания опорный конспект подсказывает смысловую структуру текста, то есть его смысловые части.

В результате длительной учебной практики обучение учащихся работе с книгой, над незнакомым текстом становится навыком.

Технология составления опорного конспекта.

Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, выбираются учебная информация, исторические справки и т.д.

Построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).

Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы.

Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, приемов, аббревиатур и т.д.

Расположение учебного материала с учетом логики формирова- ния учебных понятий.

Кодирование значимости учебной информации в цвете.

Требования к опорным конспектам.

Опорный конспект должен соответствовать смысловой структуре определенного параграфа учебника, а это значит, что сколько в параграфе смысловых частей (главная мысль и служебные элементы), столько же должно быть логических блоков.

Опорный конспект должен состоять из логических блоков, которые зрительно легко определяются.

Следует преодолеть соблазн включать в опорный конспект слишком много опор, что затрудняет письменное воспроизведение и оперативную работу с ним.

Письменное воспроизведение опорного конспекта не должно превышать для среднего студента 3 – 4 минуты.

Опорный конспект не должны быть похожими друг на друга, чего можно достичь, изменяя шрифт, расположения логических блоков и т.д.

Для того, чтобы выделить особо важные суждения и умозаключения, используется красный цвет. Пользоваться этим приемом надо разумно. Слишком много красного цвета может привести только к тому, что он перестанет выполнять свою функцию как сигнал важности.

Не всегда удается в опорном конспекте показать взаимосвязи и взаимозависимости, но если представится такая возможность, то показать их следует.

В заключение можно сказать, что эффективность опорных конспектов в том, что они дают возможность работать с каждым студентом, учитывая их возможности и раскрывая способности. Кроме того, они развивают привычку у студентов готовиться к каждому занятию и это не становится обузой из-за оригинальности и отсутствия трудностей. Данная технология интересна и преподавателю, и студенту, так как обычный урок, часто еще и скучный, становится интересным и насыщенным.

Читайте также: