Конспект результаты эволюции 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Данная презентация предназначена для использования на уроке биологии в 9 классе "Результаты эволюции" по программе Пономарёвой. Презентация используется на всех этапах урока.

ВложениеРазмер
prezentatsiya4.pptx 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Как образуются приспособления? Попытайтесь объяснить образование длинной шеи у жирафа с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

Механизм возникновения адаптаций: 1. Изменение условий среды. 2. Наследственная изменчивость. 3. Естественный отбор. 4. Приспособленность организмов.

Перепутанные логические цепочки Адаптация- соответствие только физиологических функций организма условиям их обитания. Адаптация- совокупность тех особенностей поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды. Адаптация – это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Цель: 1. Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания. 2. Раскрыть относительный характер приспособлений.

Классификация адаптаций ФОРМА АДАПТАЦИЙ ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЕ АДАПТАЦИЙ

Классификация адаптаций ФОРМА АДАПТАЦИЙ ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЕ АДАПТАЦИЙ Форма тела Покровительственная окраска Маскировка Предупреждающая окраска Мимикрия Поведенческие адаптации Физиологические адаптации Биохимические адаптации

Форма тела Обтекаемая форма тела позволяет дельфину развивать в воде v =40 км/ч. Сокол – сапсан в погоне за добычей развивает v = 290 км/ч Скорость пингвина в толще воды 35 км/ч

Покровительственная окраска У открыто гнездящихся птиц самка, сидящая на гнезде почти неотличима от окружающего фона. Соответствует фону и пигментированная скорлупа яиц. Интересно, что у птиц, гнездящихся в дупле, на деревьях, самки нередко имеют яркую окраску, а скорлупа светлая. Перепел и его яйца Горихвостка, яйцо кукушки в гнезде горихвостки

Маскировка. Эффект покровительственной окраски повышается при ее сочетании с соответствующим поведением: в момент опасности многие животные замирают, принимая позу покоя. Удивительное сходство с веточками наблюдается у палочников. Гусеницы некоторых бабочек напоминают сучки, а тело некоторых бабочек – лист.

Мимикрия сходство беззащитного или съедобного вида с хорошо защищённым и обладающим предостерегающей окраской. Хищники не нападают на таких животных, опасаясь последствий. Бабочка вице-король повторяет форму и окраску крыльев ядовитой бабочки-монарха. Муха копирует облик и поведение пчелы.

Мимикрия Молочная змея успешно имитирует окраску кораллового аспида Как правило, численность копируемых особей во много раз выше, чем копирующих.

Поведенческие адаптации изменения поведения в тех или иных условиях. Лягушка лопатоног . Земноводное пустыни, живущее большую часть жизни в норах, выходит ночью на охоту, когда спадёт жара. Характерная черта поведения опоссума - способность притворяться мертвым при опасности, в этой "игре" опоссум просто неподражаем.

Поведенческие адаптации Самец колюшки строит гнездо с 2 выходами – забота о безопасности потомства Речной бобр запасает до 20 куб.м. корма

Биохимические адаптации Образование организмами ве5ществ, защищающих от врагов или нападение на другие организмы. Это яды пауков, змей, скорпионов, антибиотики грибов и т.д.

Физиологические адаптации. В горбах верблюда накапливается жир. Летучая мышь ориентируется при помощи эхолокации .

Абсолютны ли приспособления?

Относительный характер приспособленности Ядовитых змей, опасных для многих животных, поедают мангусты. Ёж защищается от лисы иголками и сворачивается в клубок, но если рядом ручей, лиса скатывает его в воду, где мыщцы ежа разжимаются и он становится лёгкой добычей.

Приспособленность к среде обитания носит относительный характер, полезна только в тех условиях, в которых она исторически сформировалась.

1. Приспособленность организма к среде обитания формируется в результате: а) стремления особей к самосовершенствованию ; б) преимущественного сохранения особей с полезными наследственными изменениями; в) упражнений; г) создана по воле Высшего разума.

2. Пример покровительственной окраски: а) окраска божьей коровки защищает ее от птиц; б) окраска зебры; в) окраска совки; г) окраска рябчика, сидящего на гнезде.

3. Новые приспособления к условиям среды формируется в результате: а) стремления организмов к прогрессу; б) благоприятных условий окружающей среды; в) естественного отбора; г) нормы реакции организмов.

4. Гусеница по форме напоминает сучок дерева – это пример: а) мимикрии; б) покровительственной окраски; в) маскировки; г) угрожающей позы.

5. Приспособленность организмов носит относительный характер, так как: а) любая адаптация целесообразна только в определённых условиях; б) борьба за существование может привести к изменению вида; в) при резких изменениях условий группа вымирает; г) работает во всех условиях.

Укажите правильную последовательность этапов формирования приспособлений у организмов, расположив буквы в соответствующем порядке. А. В результате борьбы за существование и естественного отбора преимущественно выживают и оставляют потомство особи с изменениями, соответствующими среде обитания. Б. Появление мутаций. В. Сохранение из поколения в поколение особей с полезными в определенных условиях среды изменениями, что приводит к формированию приспособленности организмов. Г. Борьба за существование с неблагоприятными условиями среды. Д. Приспособления (адаптации) - результат отбора наследственных изменений, повышающих жизнеспособность организмов к конкретным условиям среды.

На основании знаний о движущих силах эволюции объяснить механизм возникновения приспособлений, вставив недостающие слова в текст ответа: 1. Среди организмов, не имевших _____________ в результате ____________ появились организмы с _____________. 2. В ходе борьбы за существование выживали ____________. 3. В результате шел естественный отбор и особи с ________ выживали, а без изменений погибали. 4. Возникали новые виды, имеющие ________.

ВЫВОДЫ: 1 . Приспособленность – результат эволюции (естественного отбора). 2. Выживают наиболее приспособленные. 3. Благодаря возникновению адаптаций, появились новые виды, т.е. сформировалось многообразие организмов на Земле. 4. Приспособленность относительна, т. е. адаптации полезны только в тех условиях, в которых они сформировались.

Домашнее задание: Записи в тетрадях, изучить таблицу, привести примеры: - приспособления у хищников и жертв (примерами); - приспособления у хозяев и паразитов; - приспособления у растений к опылению ветром, насекомыми, к распространению семян.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как.


Приспособленность организмов к среде обитания - результат эволюции


Урок можно использовать на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.).


Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме.

Урок биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

Формы приспособленности растений, животных к среде обитания.


Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно.


План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленно.

Предметные: рассмотреть основные закономерности биологической эволюции, выявить их роль и закономерности.

Метапредметные: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, сравнивать.

Личностные: поддерживать интерес к активному добыванию знаний.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания.

Мотивация и целеполагание.

Формирование новых знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Текущий контроль

Приветствие, отмечает отсутствующих.

2.Повторение домашнего задания.

Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?

ячеистые легкие у рептилий;

первичная кора головного мозга у рептилий;

голый хвост у бобра;

отсутствие конечностей у змей;

отсутствие корней у повилики;

возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;

молочные железы у млекопитающих;

образование ластов у моржей;

отсутствие кровеносной системы у цепней;

отсутствие потовых желез у собак.

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

3.Мотивация и целеполагание.

- Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо закономерности эволюционного процесса?

Давайте обозначим цель нашего урока.

Формулируют цели урока.

4.Формирование новых знаний.

Общие закономерности биологической эволюции:

1) Может ли вид, или другая любая систематическая группа вернуться к прежнему состоянию?

Например, пресмыкающиеся, возникшие от примитивных земноводных, как бы ни шла их эволюция, не могут дать начало земноводным.

2) Может ли группа, каких – либо организмов, вставшая на путь приспособления к каким-либо условиям существования начать развиваться по другому пути?

Например, если какая-то группа животных приобрела приспособление к полету, то на последующих этапах ее развития эти приспособления будут усиливаться. Например, крылья у бабочек и летучих мышей.

3) Что, и как происходит при повышении организации (ароморфоз), и в связи с этим, появление различных приспособлений (идиоадаптаций)?

Например, ароморфозы, позволившие позвоночным выйти из воды на сушу, открыли возможности для освоения наземно-воздушной среды обитания, развития различных частных приспособлений – идиоадаптаций. Последующие ароморфозы привели к появлению пресмыкающихся и развитию у них различных приспособлений к новым местообитаниям.

Среди форм эволюции выделяют:

Дивергенция – расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям.

При дивергенции одни и те же органы родственных организмов изменяются по-разному, но их происхождение остается общим. Такие органы называют гомологичными.

Внешнее строение конечностей тигра, суслика, крота, кита, лошади, летучей мыши, обезьяны значительно отличается, но внутреннее строение остается общим в связи с единым происхождением.

2. Конвергенция – независимое развитие сходных признаков у разных организмов при их переходе к одинаковым условиям среды обитания.

Результатом конвергенции может являться сходство, как в строении целого тела, так и отдельных органов. Такие органы называют аналогичными.

Аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, роющие конечности крота и медведки (насекомое), плавники и обтекаемая форма тела у рыб и водных млекопитающих-китов, дельфинов.

Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции

Причины сходства признаков

Причины различия признаков

Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.

Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды

Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды

Организмы относят к разным систематическим группам

Общие закономерности биологической эволюции:

Чередование главных направлений эволюции

Анализируют сказанное учителем.

Выполнение задания.

Сравните организмы и объясните, к какому явлению относится их сходство или различие. Ответы внесите в таблицу

Дивергенция

Конвергенция

Медведка и крот (сходство форм передних ног)

Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия в строении)

Заяц-беляк и заяц-русак

Верблюд и курдючная овца (запас жира)

Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый

Речной рак и скорпион (имеют клешни)

Речной рак и краб

Виноградная улитка и большой прудовик

Плавунец окаймленный и плавунец черный-тинник

Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги)

Лягушка и комнатная муха (анабиоз)

Бражник и колибри (не садятся на цветок в процессе питания, а зависают над ним в воздухе, быстро-быстро перебирая узкими крыльями)

Еж и ехидна (сходство покрова)

Дивергенция

Конвергенция

2, 3, 5, 7, 8, 9, 11

1, 4, 6, 10, 12, 13, 14

Осуществляют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Общие закономерности биологической эволюции. Урок соответствует ФГОС.

Тема: Общие закономерности биологической эволюции (9 класс)

Цель: Создать краткую характеристику эволюции и выявить общие закономерности биологической эволюции

Задачи (ожидаемые результаты):

На основе знаний об эволюционной зависимости макроэволюции (ароморфозов и идиоадаптаций) учащиеся углубят представление о результатах эволюции;

Учащиеся проанализируют явления дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне;

Учащиеся сформулируют закономерности эволюционного процесса.

Фактические знания учащихся:

Ход урока:

Побуждение – Мозговой штурм. 5 мин.

-Давайте подумаем, какой смысл вы вкладываете и как понимаете такие термины, и к чему приводят процессы о которых пойдет речь, как: Эволюция, Прогресс, Регресс, Закономерность.

После обсуждения даем пояснение терминам:

1. Эволюция – (от лат. Evolution – развертывание)

2. Прогресс – (от лат. progressus – движение вперед)

3. Регресс – (от лат. Regressus – возвращение, движение назад)

4. Закономерность – правило


Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Как мы можем связать знания, полученные раннее, с новыми предложенными терминами?

Рассуждения учеников. Формулировка ими темы урока

Итак, тема нашего урока:


П. Актуализация. 3 мин.

- Мы с вами выяснили, что биологический прогресс приводит и представляет собой результат успеха в борьбе за существование. Отсутствие какого-либо необходимого уровня приспособленности приводит к биологическому регрессу (упрощению).

-А давайте попробуем провести мини–исследование и выяснить:

Существуют ли какие-либо закономерности эволюционного процесса?


На ваш взгляд, какова же цель нашего урока и ожидаемые результаты:

Рассуждения учеников. Формулировка ими ожидаемых результатов и цели урока

Выявить общие закономерности биологической эволюции

Ш. Реализация. 10мин. (Работа в малых группах)

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

- Для этого мы с вами в течение последних уроков составляли опорную схему биологической эволюции, с которой работали. Давайте, сравним их и по необходимости дополним и заполним полностью. Для этого, пользуясь учебником и дополнительной литературой, работая в малых группах, заполним сначала таблицу, а потом и пустые ячейки в схеме и обсудим все вместе.



Закономерность

Их характеристика

1.Дивергенция – расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям.

При дивергенции одни и те же органы родственных организмов изменяются по-разному, но их происхождение остается общим. Такие органы называют гомологичными.

Внешнее строение конечностей тигра, суслика, крота, кита, лошади, летучей мыши, обезьяны значительно отличается, но внутреннее строение остается общим в связи с единым происхождением.

2. Конвергенция – независимое развитие сходных признаков у разных организмов при их переходе к одинаковым условиям среды обитания.

Результатом конвергенции может являться сходство, как в строении целого тела, так и отдельных органов. Такие органы называют аналогичными.

Аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, роющие конечности крота и медведки (насекомое), плавники и обтекаемая форма тела у рыб и водных млекопитающих-китов, дельфинов.

Рефлексия 1 этапа работы – заполнение таблицы и проверка усвоения знаний. 10 мин.

– Давайте проверим правильность заполнения таблицы на доске. Вставим в предложенное определение ключевое, определяющее слово. Если правильно - затем разберем характеристику данного определения и посмотрим иллюстрации.

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)



Рефлексия 2 этапа работы – заполнение опорной схемы и проверка усвоения знаний. 3-5 мин.

- Давайте вернемся к опорной схеме и заполним пустые ячейки в ней. Но для этого мы должны выяснить с вами, насколько правильно мы уяснили новые понятия. Для этого выполним тест:

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)


Это будут: Дивергенция → гомологичные органы


Конвергенция → аналогичные органы.

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)




Итак, мы завершаем заполнение своей опорной схемы.

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)


Для лучшего усвоения и проверки того, насколько мы усвоили новый материал, проведем небольшое тестирование (Приложение 1).

(Сначала самостоятельное решение, затем обсуждение в парах, малых группах и обсуждение с классом)

Заполняют лист само и взаимооценивания. 1 балл – 1 правильный ответ (Приложение 2).

Согласно концепции Отто Юльевича Шмидта, более 5 млрд лет назад из газопылевого облака образовалось Солнце. А из оставшихся частей, которые вращались вокруг Солнца, зародились планеты, среди которых была и Земля.

Сначала наша планета была холодной, но в результате распада радиоактивных элементов, температура в её недрах достигала 1000 С.

Из-за высокой температуры твердые породы плавились, самые тяжелые из них скапливались в центре, а легкие — на поверхности. И между ними под влиянием высокой температуры происходили химические реакции.

В то время атмосфера была бескислородной. Основными газами были азот, водяной пар, метан, сероводород, аммиак, углекислый газ. Свободный кислород, который выделялся из мантии, сразу же расходовался на процессы окисления.


Позднее наступило охлаждение планеты: температура снизилась до 100 С, в атмосфере начал конденсироваться водяной пар, в течение тысячелетий шли проливные дожди. В результате горячая вода заполняла впадины земной поверхности.

Позже эту концепцию развили в своих работах Александр Иванович Опарин (1924), Джон Холдейн (1929) и Джон Бернал (1947).

Гипотезу, которую разработал Джон Бернал в 1947 г., назвали гипотезой биопоэза. Ученый выделил три основных этапа: абиогенное возникновение органических мономеров, или химический; формирование биологических полимеров, или предбиологический этап; и возникновение первых организмов — биологический этап.


На химическом, этапе в атмосфере и водах происходили химические реакции. Из неорганических соединений под действием электрических разрядов гроз и ультрафиолетового излучения образовывались более сложные органические соединения.

Возможность синтеза органических веществ из неорганических в водах первичного океана подтвердили опыты американского ученого Стэнли Миллера. Он воспроизвел атмосферу древней Земли, а со стороны наблюдал за происходящим. Ученый собрал аппарат, состоящий из стеклянной сферической колбы и трубок, в котором испарявшиеся вещества циркулировали по замкнутому кругу, охлаждались, а затем снова поступали в колбу. Колба была заполнена газами, которые, по мнению ученых, заполняли в то время Землю, — водяным паром, метаном, аммиаком и водородом. Для имитации солнечного тепла колбу нагревали на бунзеновской горелке, а для имитации молний использовали два электрода, вставленные в стеклянную трубку. По расчетам ученого, вещества при испарении из колбы должны были поступать в трубку и подвергаться химическому разряду. Затем вещества охлаждались и возвращались в колбу. После это весь цикл вновь повторялся.

После двух недель опыта жидкость приобрела темный красно-коричневый оттенок. Миллер установил, что в ней находятся аминокислоты — основные структурные единицы белков.

На втором этапе, согласно теории, происходила концентрация появившихся органических веществ. Она могла идти за счет оседания органики на частицах глины или за счет образования органическими веществами пленки на поверхности воды. Эту пленку подгоняло к берегу, там концентрация этих веществ увеличивалась в тысячи раз. Помимо этого молекулы белков при определённых условиях могли сами концентрироваться и образовывать различные комплексы, которые назвали коацерватами. Затем коацерваты объединялись между собой и образовывали многомолекулярные комплексы, полимеры.

На третьем этапе, или этапе биологической эволюции, было положено начало размножению. По мнению учёных, первыми молекулами, способными к самовоспроизведению, были ДНК и РНК.

Затем стали образовываться мембраны, то есть клетки стали обосабливаться. В основе этого процесса могла лежать адсорбция на поверхность воды растворенных белковых молекул. Образование мембран привело к возникновению систем, а они, в свою очередь, к образованию пробионтов.

Первые организмы были анаэробными гетеротрофами. По строению они относились к прокариотам. В ходе интенсивного роста численности пробионтов, органических веществ в атмосфере с каждым днём становилось всё меньше. Это привело к обострению конкуренции между первыми организмами, в результате чего строение пробионтов усложнялось, появился новый способ получения энергии — фотосинтез. Первое время этот процесс был бескислородным, лишь позднее при фотосинтезе начал образовываться кислород. В результате накопления этого газа образовался кислородно-озоновый экран, который защитил Землю от пагубных ультрафиолетовых лучей.

Таким образом, сценарий развития жизни преобразовался. Некоторые вопросы удалось разъяснить, но появились новые, ответы на которые ещё не найдены.

Читайте также: