Литература второй половины 19 века идейные направления критика журналистика конспект кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор; расширить их представление о литературе как искусстве слова, отражающем жизнь человека и общества; дать общую характеристику исторического и культурного развития России второй половины XIX века; углубить представление о классике, о классической литературе

Планируемые образовательные результаты

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; сформированность учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Коммуникативные: выстраивание небольших монологических высказываний, осуществление совместной деятельности рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Предметные: выявление основных этапов развития русской классической литературы второй половины XIX века, литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Методы и формы обучения

поисковый, индивидуальная работа, групповая работа

Учебник, раздаточный материал

Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!

1. Слово учителя. Вступительная беседа.

1853-1856гг.- Крымская война; 1854г- осада Севастополя;

1855г.- вступление на престол Александра II;

1861г.- отмена крепостного права;

1863-1864гг.- окончание Кавказской войны.

Абсолютное падение производства, рост безработицы.

Распространение просвещения, прогресс отечественной науки.

Стадия осмысления содержания.

- К середине XIX столетия в русской литературе закончился процесс развития основных принципов изображения действительности, утвердился реализм . И литература XIX в. становится движущей реальной силой во всей русской художественной культуре. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности . Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию. Главным в этом методе, как утверждают теоретики реализма, является типизация . Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия , а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма. У каждого свой принцип отбора фактов действительности, обязательно раскрывающий субъективный взгляд художника. У каждого художника своя мера.

Он разделил всех на два лагеря: славянофилов и западников . Различия между ними были в определении главного направления, по которому должна идти Россия.

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

  1. Западники.
  2. Славянофилы.
  3. Почвенники.
  4. Революционеры-демократы.
  5. Эпоха русского романа
  6. Русская драматургия 19 века

Философия революционных демократов

Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Добролюбова, Д. И. Писарева , а также с именами М. В. Буташевича-Петрашевского и М. А. Спешнева. Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. Их социализм называли утопическим, так как считалось, что переход к социализму через преобразование крестьянской общины, минуя капитализм, мирным путем неосуществим. Они создали философское и социологическое учение, которое по теоретическому богатству, по широте и глубине постановки и решения проблем превосходит многое из того, что было сделано в философии другими представителями этого направления.

Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России . Этот путь связывался с построением социализма в России на основе общинного, коллективного владения средствами производства. При этом построение социализма В. Г. Белинским мыслилось как путь революционных преобразований и экспроприации помещичьих земель и владений. Герцен был сторонником спокойных революционных преобразований без насилия и гражданской войны.

Основные положения теории “русского социализма” разработал Александр Иванович Герцен (1812 – 1870 гг.). Он пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение . В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала , позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю,

2) общинное владение ею,

3) мирское управление.

Эти общинные начала, воплощающие “элементы нашего бытового, непосредственного социализма”, препятствуют развитию сельского пролетариата и дают возможность миновать стадию капиталистического развития: “Человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник”.

По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать печального опыта капиталистического развития Запада и прямо перейти к социализму . “Мы, – писал Герцен, – русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, – и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука”.

Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но отнюдь не готовой ячейкой будущего общественного устройства. Ее главный недостаток он видел в поглощении личности общиной.

1 ноября 1861 г. Герцен выдвигает лозунг "В народ!", ставший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к деятельному участию в освободительном движении.

На общий ход дискуссий о социальных возможностях общины большое влияние оказали публицистические выступления Николая Гавриловича Чернышевского (1828– 1889), особенно две его статьи – "Критика философских предубеждений против общинного владения" (1858) и "Экономическая деятельность и законодательство" (1859).

В первой из них сделан вывод о том, что существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилизации, какая достигнута в текущем столетии, не помеха для ее вхождения в эту цивилизацию, потому что в общинном владении присутствует "высшая форма отношений человека к земле". Более того, общинное владение обеспечивает, писал Чернышевский в другой статье годом раньше, каждому земледельцу обладание землею и "гораздо лучше частной собственности упрочивает национальное благосостояние". Такое владение в состоянии наилучшим образом обеспечить успехи в сельском хозяйстве, поскольку общинная собственность "соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице". Все это позволяет сделать вывод о возможности ускоренного социального развития при помощи общины.

В отличие от Герцена Чернышевский – убежденный демократ . Авторитет Чернышевского в освободительном движении начала 1860-х гг. был очень высокими, и правительство установило за ним секретный надзор. В 1862 г. вслед за приостановлением журнала "Современник" Чернышевского заточают в одиночную камеру Петропавловской крепости. Здесь он пишет роман " Что делать ?", который своим идейным содержанием оказал большое влияние на несколько поколений революционно настроенной молодежи, пытавшейся на практике воплотить принципы разумного человеческого общежития. Особенно притягательным в романе был элемент аскетизма во имя общего дела, который оказался характерным для последующей революционной интеллигенции.

При отсутствии прямых улик Чернышевский был признан виновным "в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления", осужден на семь лет каторги и вечное поселение в Сибири. Его сочинения были запрещены в России до первой русской, революции.

Эпоха русского романа

Русский роман — это высший взлет литературы XIX века. Взлет не может быть долгим, вот и эпоха русского романа укладывается меньше чем в три десятилетия.

Так, едва возникнув, русский роман смело нарушил жанровые каноны и стал развиваться столь стремительно, что едва ли не за четверть века если не исчерпал себя, то предельно раздвинул узкие рамки жанровой формы. Это и был самый существенный вклад русской литературы XIX века в мировую культуру.

Именно в 60—70-е годы были созданы произведения, которые и определили лицо, национальное своеобразие и величие нашей литературы. Романы писали и после 1880 года, но они уже не имели такого мирового значения.

Но русский роман, поставивший перед собой такие высокие и сложные задачи, конечно, ломал привычные представления об этом жанре. Очень характерна реакция иностранных читателей на появление произведений Тургенева, Толстого, Достоевского. Прежде всего поражала простота сюжета, отсутствие острой интриги, внешней занимательности; композиция представлялась хаотичным нагромождением событий.

Русская драматургия 19 века

2.Работа в группе "экспертов".

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме (кластер, ментальная карта и т.д.).

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

В чём суть вопроса о путях развития России, который стоял в центре внимая русской общественной мысли?

Во второй половине 19 века важную роль в литературе стала играть
журналистика и литературная критика.
По той причине, что развитие капитализма в России, технический
прогресс облегчал организацию изданий.
Уве­личивается производство бумаги, появляются мощные
печатные ма­шины, телеграф во много раз ускорил поступление
информации. Фотография пришла на смену рисованным
иллюстрациям. Укреп­ляется не только материальная база газет
и журналов, создаются первые газетно-журнальные объединения.
Крупные издания выходят не только утром, но и вечером;
появляются и самостоятельные вечерние га­зеты.
Активно стало развиваться издательское дело. Газеты и журналы
во второй половине века 19-го стали достоянием широкого круга
читателей. Естественно, что на выходящие книги писались рецензии,
критические статьи, некоторые произведения вызывали бурную
полемику в периодике. Именно во второй половине 19 века были
созданы лучшие статьи Белинского, Писарева, Добролюбова.
Кроме того, многие писатели печатали свои произведения в журналах,
а не издавали отдельными книгами и ждали отклика критиков,
прислушивались к их мнению .
Журналистика и литература начинают очень активно сотрудничать
именно во второй половине 19 века.
В критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка,
позже основными стали проблемная статья и обзор.

Со временем данное литературное направление развивалось и совершенствовалось, начав свой подъем в европейскую Эпоху Возрождения и достигнув значительных высот к концу 18 началу 19 века.

На территории России подъем литературной критики приходится на середину 19 века, когда она, став уникальным и ярким явлением в русской литературе, начала играть в общественной жизни того времени огромную роль. В произведениях выдающихся критиков XIX столетия (В. Г. Белинский, А. А. Григорьев, Н. А Добролюбов, Д. И Писарев, А. В. Дружинин, Н. Н. Страхов, М. А. Антонович) был заключен не только подробный обзор литературных сочинений других авторов, разбор личностей главных персонажей, обсуждение художественных принципов и идей, а и вИденье и собственная интерпретация всей картины современного мира в целом, его моральных и духовных проблем, пути их решения. Эти статьи, уникальные по своему содержанию и силе воздействия на умы общественности, и сегодня относятся к числу мощнейшего инструмента воздействия на духовную жизнь общества и его моральные устои.


XIX век был не только золотым веком русской литературы, но и критики. Из этого урока мы узнаем о том, как развивалась литературная критика. Обсудим ключевые течения в критике второй половины XIX века. Выясним, чем обусловлены особенности русской критики.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская литературная критика второй половины XIX века"

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о том, как развивалась литературная критика.

– Обсудим ключевые течения в критике второй половины XIX века.

– Выясним, чем обусловлены особенности русской критики.

Что мы знаем о русской литературной критике?

Пожалуй, то, что XIX век был не только золотым веком русской литературы, но и критики. Бурное развитие критики в начале XIX века можно считать заслугой декабристов. Как мы помним, они подходили к литературе с точки зрения идей Просвещения. То есть, литература должна быть средством агитации и просвещения общества. На страницах журналов декабристов то и дело появлялись критические статьи, а тайные общества маскировались под литературные.

Можно сказать, что и облик русской критики, её характер сформировался тогда же. Русская литературная критика публицистична. В этом её первая и главная особенность. Критик никогда не рассматривает художественное произведение только с эстетической точки зрения. Прежде всего, важна его гражданская идея. Имеет значение и то, как в произведении отражается действительность, какие злободневные вопросы поднимаются.

Итак, мы видим, что критика рассматривает литературу как зеркало общественной жизни. Более того, как инструмент влияния на человеческие умы и сердца. Значит, суждения критика, его толкование произведения становятся таким же инструментом. Отсюда появляется вторая особенность русской критики – авторитетность. Авторитет критиков в России XIX века был огромен. А критические статьи в глазах читателей обладали тем же весом, что и художественные произведения.

Итак, мы поняли, что литературная критика связана с общественной жизнью. А значит, и с политической борьбой, которая обострилась в середине XIX века. Прогрессивные умы пытались понять, как преодолеть проблемы русского общества. И разумеется, не было одного общего мнения о том, по какому пути должно идти развитие России. Дискуссии на эту тему были ожесточёнными.

Пожалуй, самым ярким и значительным можно назвать противостояние западников и славянофилов. Эти направления критики сформировались в 30-е годы XIX века.

Кто такие западники? Западниками называли приверженцев идеи о европейском пути развития России. Сформировалось это течение в среде богатых дворян-помещиков, хотя были среди них и купцы, и разночинцы. Первым западником считают Петра Чаадаева.


По мнению западников, Россия – это часть западноевропейской цивилизации, поэтому должна перенимать её опыт. Соответственно, западники боготворили Петра I, который выдернул страну из тьмы варварства и сделал мощной европейской державой. Любопытно и отношение этой группировки к религии. Некоторые западники были верующими людьми, другие считали себя атеистами. Но абсолютно все они верили, что религия не должна играть в государстве главной роли.

Западники считали, что необходимо отменить крепостное право и изменить государственный строй. Светлого будущего можно достигнуть только при конституционном режиме

Причём единства в лагере западников не было. Многие считали, что в России нужно только заменить самодержавие на конституционную монархию. То есть, ограничить монарха в правах. Но очень скоро выделилось и более радикальное течение. В противовес либералам революционно-демократическое крыло западников требовало свержения монархии и установления республики.

Течение западников раздирали внутренние конфликты либералов и революционеров, а на внешнем уровне они противостояли течению славянофилов.

В отличие от западников, славянофилы верили в особый путь России, её особую миссию и самобытность. Европейскую культуру славянофилы не отрицали. Они считали, что из неё можно осторожно заимствовать элементы, которые не противоречат русским национальным идеям. Пётр I, который перекроил Русь на европейский лад, для славянофилов был антигероем. Допетровскую Русь они считали идеалом, а влияние запада, по их мнению, убивало духовность.

В 60-х годах XIX века появилось ещё одно движение, которое стремилось найти компромисс между идеями западников и славянофилов. Почвенников не устраивало самодержавие, но и революционные взгляды западников были им чужды. Вспомним, что западники делали ставку на интеллигенцию и разночинцев, а славянофилы считали центром крестьянскую общину.


Почвенниками были поэт Аполлон Григорьев и критик Николай Страхов.

В начале урока мы уже говорили о том, что литература и критика были неотделимы от политики, а политические дебаты на страницах журнала были очень жаркими. В связи с этим возник вопрос о предназначении литературы и критики. И снова в этом вопросе общего мнения не оказалось. Выделилось целых три направления: реальная критика, эстетическая критика и органическая критика.

Принципы реальной критики предложили Николай Добролюбов и Николай Чернышевский. Они считали, что литература может и должна преобразовывать мир. Поэтому должна реагировать на злободневные социальные проблемы и стать орудием изменения общества.

Этой идее противоречила эстетическая критика, разработанная Павлом Анненковым, Александром Дружининым и Василием Боткиным. Они пропагандировали теорию чистого искусства, согласно которой литература должна быть независима от политики и общественного мнения. Она обращается только к общечеловеческим, вечным ценностям.

Нетрудно догадаться по названию, что органическая критика была компромиссом. Её создатель Аполлон Григорьев считал, что литература должна охватывать жизнь во всей полноте, но главным при этом должны быть нравственные ценности.

Бурная полемика представителей разных философских и литературных течений продолжалась до 80-х годов XIX века. Почему же в 80-х годах ситуация изменилась? Это снова было связано с политической жизнью страны.

В 1881 году народовольцы убили Александра II, которого за отмену крепостного права прозвали царём-освободителем. Поэтому, с одной стороны, началась политическая реакция. Власти решили, что свободомыслие до добра не доведёт. С другой стороны, среди интеллигенции стало отчётливо прослеживаться разочарование в революционных идеях. Но проблемы в стране никуда не исчезли. Как теперь отвечали на вопрос о будущем России?


По мысли Толстого, ключ к преобразованиям государства лежит в нравственном совершенствовании человека, физическом труде и простой жизни на земле. Набирает популярность так называемая религиозно-этическая программа обновления жизни. Ещё одна популярная теория – теория малых дел, которая заключается в поддержке крестьянства, рабочих артелей и кустарного производства. Мысли о революции сменила теория постепенных позитивных перемен.

Идея необходимости самосовершенствования человека иногда достигала космических масштабов. Например, популярность обрело учение Николая Фёдорова, согласно которому человек должен достичь божественного состояния и могущества. Тогда он сможет изменить свою физическую природу и воскресить мёртвых.

Вместе с тем в конце XIX века в Россию проникают идеи Ницше и зарождается философия декаданса. В ней вопросы о судьбе страны и народа не поднимаются вообще, потому что во главу угла ставится эгоцентризм в качестве основы современной цивилизации.

Уже в XX веке советская литературная критика снова стала своего рода политической трибуной.

Русская литература второй половины 19 века сыграла немаловажную роль в общественной жизни страны. Так считают сегодня многие критики. В тот период чтение являлось не развлечением, а способом изучения окружающей реальности. Для поэтов и писателей творчество было важным процессом служения обществу, у них сохранялась вера в силу слова и в вероятность того, что книга может действовать на душу и ум людей, менять их в лучшую сторону.

Русская литература второй половины 19 века

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

Французская революция (1788—1792)

  1. Наполеоновские сражения.
  2. Французская революция (1788—1792).
  3. Отмена крепостничества в России.
  4. Образование независимых государств Италии и Германии.
  5. Революции XVIII столетия.

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

  • реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
  • романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.

Поэты и писатели второй половины 19 века

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Проявление реализма

Произведения Стендаля

  • индивидуальность стиля, отступление от канонов;
  • реалистичность и объективность;
  • воссоздание мира;
  • связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
  • создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
  • основной акцент на социальной сфере;
  • анализ отношений среды и человека.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

Федор Достоевский

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Расцвет новых жанров

Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:

Получает развитие национальная и самобытная поэзия. В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом. Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.

Также в это время появляется огромная плеяда поэтов, которую сплотил критик Белинский. Они называли себя представителями натурализма и были довольно популярны. Их основные персонажи — представители непривилегированного сословия населения. Это дворники, ремесленники, холопы, нищие.

Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.

При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.

Читайте также: