Діалектні слова конспект уроку

Обновлено: 02.07.2024

– таблицы, художественные тексты, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

I. Вхождение в урок. Чтение стихотворения А. Яшина “Родные слова”.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

  • О чем грустит поэт?
  • Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?
  • Почему поэт вводит данные слова в стихотворение?
  • Как он относится к непонятным для вас словам?
  • Зачем нужно сохранять “милые с детства слова”?

(На эти и другие вопросы, возникшие в ходе чтения стихотворения, ответы в течение урока).

II. Инсценирование диалога.

(Индивидуальное домашнее задание).

– Бабушка, где Люба?

– По батожья ушла.

– Не понимаю, бабушка!

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.

– Чего принести, бабушка?

– А это что такое?

– Ну, у нас так свёклу называют.

(Ответы учащихся: “ старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…”.)


III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные, или диалектные слова, понятные жителям определенной территории.

(Карта географического расположения наречий и говоров).

Запись слов: диалектизмы,диалекты,

местное наречие, говор.

2. Работа с таблицей (наблюдение).

3. Рассказ 2-х учащихся о значении слов туес (показать берестяной сосуд) и кулига. (Индивидуальное домашнее задание.)

IV.Самостоятельная работа в группах.

С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Задание: найти в словаре диалектные слова, обратив внимание на помету.

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

Какая помета показывает, что данное слово диалектное?

– Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: марки, открытки, книги, видеокассеты, диски … А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова?

V. Рассказ учащегося о В. И. Дале (подготовленное задание).

VI. Чтение стихотворения С. Я. Маршака “Словарь”.

VII. Самостоятельная работа в группах (исследование).

– Если диалектные слова не входят в состав литературного языка, если это слова необщеупотребительной лексики, с какой же целью они употребляются в художественной литературе?

Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Кто ловит пиявок
На лаве, где мамка колотит белье,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску…

(Каждая группа работает со словарём В. И. Даля, выписывая диалектные слова и объясняя их значение. В целях экономии времени урока и удобства учащихся учитель до урока делает закладки в словаре, отмечая буквы Б, Д, З, К, Л, М, П, У.)

VIII. Проверка работы.

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, приводит примеры диалектных слов, объясняя их значение.

Дрочёна – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.

Дёжка – деревянная кадка, в которой месят тесто.

Заслонка – печная дверца в виде железного листа с ручкой.

Пожня – луг во время сенокоса.

Паз – узкая щель между кирпичами и досками.

Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Попелица – попел, пепел.

Махотка – крынка, горшок.

Лава – пешеходный мостик через речку; топкое место.

Ухват – род железных вил, с помощью которых ставят и вынимают из печи горшки.

Диалектные слова дают возможность писателям правдивее изобразить действительность, указать на время и место действия.

Диалекты могут раскрыть характеры героев, их речь.

В литературный язык из диалектов вошли такие слова, как филин, ухват, заслонка, туес и другие.

Однако неумеренное и нередко немотивированное использование диалектных слов в речи засоряет язык и снижает художественную ценность произведения. Писатель должен отобрать наиболее четкие, простые и ясные слова.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, включаются в толковые словари русского языка с пометой обл. (областное).

IX. Домашнее задание. Мини – сочинение.

X. Рефлексия.

  • Какую тайну языка вы открыли для себя? (Работа с эпиграфом).
  • Как вам это удалось?
  • Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему?
  • Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

IX. Домашнее задание. Мини – сочинение. (Выбор).

Составь кроссворд по теме урока.

XI. Заключительное слово учителя.

Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины(старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках.

Для науки представляет определенную ценность каждое слово, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого – либо местного говора, потому что оно появилось в речи народа для того, чтобы им обозначить, назвать предмет, признак, действие, отношения между людьми. Потерять диалектные слова – это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

На уроке были поставлены задачи:

1) научить работать со словарной статьей в Толковом словаре В.И.Даля;

2) научить видеть диалектизмы в художественных текстах;

3) развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;

Были использованы следующие методы проведения урока :

1) объяснительно – иллюстративный;

3) частично – поисковый.

Для проведения урока использовали : портрет В.И. Даля; 4-х томный Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля; словарь диалектной лексики Владимирской области; карта Владимирской области; таблицы, художественные тексты.

Урок проведен по плану: 1) повторение пройденного материала – 4 мин.; 2) формулирование темы урока – 3 мин.; 3) изучение нового материала – 8 мин.; 4) закрепление нового материала – 20 мин.; 5) подведение итогов; 6) домашнее задание.

К..нтанта, зм..елов, к..шне,р..зец, ил..юстрация , р..весник, нарко. из..ляция, ш..лаш, цвет..ножка, с..лфетка, а..форизм.

Профессионализмы общеупотребительные слова

Для того чтобы перейти к изучению новой темы, дано следующее задание: соединить первые буквы слов профессионализмов и последние буквы в общеупотребительных словах в том порядке, в котором они написаны на доске: первое слово – криница, второе слово – векша.

Была проведена фронтальная беседа: «Кто знает, как называются такие слова и как они называются?

Данный словарь составлен Р.С. Кануновой, преподавателем ВГГУ. В нем собран лексический материал по теме: грибы, ягоды Владимирской области.

Для закрепления изученного материала ученикам раздали карточки с предложениями.

Родники здесь были очень сильные и вырывались из середины горы.

Берег реки с дымными громадными ивами, с крутыми оврагами и игрою звезд над рощами казался нам загадочной страной.

Крапива, щавель, дикая редька, петушки выросли на лугах.

На округе деревни мне встретилась торопливая старушка, которая тащила на веревке круторогую козу.

От инея все лошади сделались седыми.

Пожалуй не встретишь в северных лесных поселениях ни одного стола, где бы не подавались ватрушки. [ 3:31 ]

В этом упражнении нужно было заменить общеупотребительные слова диалектизмами и прочитать текст.

Слова для справок: родник – кипун, овраг – яр, крапива – жалица, округ – околица, иней – куржак, ватрушка – калитка.

После выполнения этого задания в упражнении сделали орфографическую работу. В каждом общеупотребительном слове и соответствующем ему диалектизме нашли одинаковую орфограмму и обосновали свой ответ. Для повторения фонетики, нашли диалектизмы, в которых все согласные звонкие (глухие).

Ученики выполняли работу сначала коллективно, затем индивидуально.

Баштан – участок, засеянный арбузами, дынями, тыквами;

Курень – сторожка на огородах;

Дрючок – толстая палка, жердь;

Постолы – грубая обувь из целого куска кожи, стянутой сверху ремешком.

В отрывок ученики вставили подходящие по смыслу диалектные слова из словаря-справки. Это задание они выполнили устно в группах и проверили.

На уроке было уделено несколько минут истории значения слов и выражений. Была проведена минутка занимательной лингвистики , учеников познакомили со значением выражений: объегорить и подкузьминить .

Было сформулировано и объяснено домашнее задание:

1) повторить теоретический материал с.99.;

2) выполнить упражнение 303, с.99, в котором к диалектным словам нужно подобрать однокоренные общеупотребительные слова;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка, развивать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству, совершенствовать навыки работы со справочной литературой, воспитывать любовь к малой родине. На уроке будем изучать народный говор. это лексика, ограниченная в употреблении.

Курицына Т.Ю. МКОУ СОШ №12

Тема урока: Диалектная лексика

(Урок в V классе средней школы на материале говора родного края)

Цель: знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка.

Задачи: развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; совершенствование навыка работы со справочной литературой; воспитание любви к малой родине.

эпиграф к уроку:

Нас к этим словам привадила мать Милы они с самого детства,

Ия ничего не хочу уступать Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

Не растерять,

И есть ли такие средства?

Трэда - требуются Батоги - палки Лядинка - погребок Ливень - петух Склизко - скользко Скрыня - сундук Ховалки - прятки Мыгьгчка - изморось Рушник - полотенце

Окроп- кипяток Сыр - творог

Паруватъ - вариться на пару

Оргмомент. Звучит народная музыка.

Синтаксическая пятиминутка (на материале эпиграфа).

Из скольких предложений состоит цитата? Докажите.

Дайте характеристику этих предложений.

Назовите грамматические основы первого предложения. - Чем выражено сказуемое второй грамматической основы?

Составьте схему первого предложения.

Как вы поняли, чем озабочен автор стихотворения? Почему эти слова нужно отстаивать, стремиться не растерять?

Переход к изучению нового материала. Разыгрывается сценка, заранее подготовленная учащимися.

Учитель: Это реальный случай с реальными лицами.

Жил в нашем селе когда-то фельдшер Василий Петрович Горин, тот самый, который с С.В.Рахманиновым, известным компози-

тором, отдыхавшим у нас, купался. Василий Петрович был интересный, знающий человек.

Однажды к нему приходит мальчик. Он очень не хотел идти на уроки. Мама у него — учительница, не позволит дома остаться. Приходит он к Василию Петровичу и говорит:

Васыль Петров, у менэ живит болытъ.

А вот лягай на кушетку, сейчас подывлюсъ, шо у тебэ произошло. Тут больно?

Вот тебе рецепт. Иди лечись.

Взял мальчик листочек, который дал ему фельдшер, радостно побежал в аптеку.

(Учитель выясняет, какие слова, произнесенные героями сценки, не являются общеупотребительными, а характерны для жителей нашего села. Учащиеся в случае затруднения толкования слов обращаются к словарику, записанному на доске).

Терминологическая работа.

Учитель: Диалект - это разновидность общенародного языка. Говор - мельчайшая единица диалектного языка, например, говор села Красное Новохоперского района Воронежской области, рязанские говоры, костромские, псковские. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия - южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произноше

ние: а и о в безударном слоге звучат одинаково: [акно], [.малако]. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской, Воронежской и других областях, расположенных к югу от Москвы. Говоры северного наречия - окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят [окно], [корова]. Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.

Учитель: Народные говоры - свидетели русской истории. Они сохранили название предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями

морфологическими особенностями (спелая яблука - яблоко) (записывается пример в 4-й столбик).

Наконец, говорам, известна лексика, не имеющая родственных слов в лите-

Учитель: Эти загадки загадывают пожилые люди нашей местности своим внукам.

Задание: найдите диалектные слова, встречающиеся в загадках, укажите их лексическое значение.

Сухой Гаврилко вскочил в лядинку, разогнал всю скотинку. (Гребень, голова).

Склизко, неловко, всередке веревка. (Иголка и нитка).

Красненький пивенъ по жерди ходит. (Горящая лучина).

Вопрос к классу: Почему в загадках, песнях, частушках, пословицах и поговорках нередко встречаются диалектные слова? По разговорам всюды (го-

дится), а по делам никуды. (Пословица).

Какие специальные пометки имеют диалектные слова в словаре?

Письменная работа. Распределить слова в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные. Обозначить орфограммы.

Мыгычка, п. л. тенц. броюсъ, ховалки, к. рзина, п. тух, к. чели, скрыня, рушник, ч. стушки.

Устное упражнение (индивидуальное домашнее задание).

Ученица: Послушайте слова песни, которую поет моя бабушка, делая вареники. Ваша задача - найти в отрывке из текста песни диалектизмы и дать их толкование.

Велику муку терпели:

В окропе кипели,

Сыром бока набивали,

Маслом очи заливали,

На пару парували.

Но вы, ребята, должны помнить то, что незнание отличий местного говора от литературного языка приводит к орфографическим ошибкам.

13. Подведение итогов (возвращение к эпиграфу урока).

14. Задание на дом:

Составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу: Гарбуз. -ы, м. (обл.). Тыква. Посадить гарбуз.

Индивидуальное задание сильным учащимся: найти и затранскрибировать 2-3 пословицы, в которых встречаются диалектные слова.

Диалектные слова (диалектизмы) – слова, употребляемые жителями в той или иной местности.

Общеупотребительная лексика – слова, употребляемые в речи всеми и понятные всем.

Неологизм – слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы, конечно, знаете, что многие слова в русском языке известны всем – это общеупотребительная лексика. Например, имена существительные: вода, земля, птица, дерево; имена прилагательные: красный, жёлтый; глаголы: говорить, читать. Эти слова знают и употребляют все жители нашей страны.

Но есть и необщеупотребительная лексика, к которой относятся диалектизмы. Диалектные слова употребляются в определённой местности, в отдельном регионе, может быть, даже в одном селе.

Давайте заглянем в толковый словарь нашего учебника и узнаем лексическое значение некоторых диалектных слов. Например, мочажина – заболоченное топкое место; музга – яма, наполненная водой; мшара – болото, поросшее мхом и кустарником.

Как видим, одни и те же предметы имеют разные названия в местных говорах и в литературном языке.

Заглянем в Толковый словарь Владимира Ивановича Даля.

ХАТА ж. южн. зап. хатка, хаточка; хатина, хатинка, хатишка; хатища; изба, домишко, халупа; хата бывает: турлучная или плетневая, камышовая, мазанка, битая, земляная и лимпачная, бревенчатая, из дикого камня. || Хата, вят. горница, комната. || Твер. изба, зимовка, скотная изба во дворе, для дойных коров и телят. || Ряз. клеть. || Хатина, ниж.-срг. хоромина, сенница, сарай, пелевня. Хатное тепло, избяное, комнатное. Своя хатка родная матка. Чем хата богата, тем рада. Улица-то прямая, да хата кривая. Моя хата с краю, я ничего не знаю!

Перед нами только часть словарной статьи. Прочитайте её полностью. Это очень интересно.

Лексический состав языка часто обогащается за счёт диалектных слов, которые становятся общеупотребительными. Например, слова земляника, вспашка, щупальце, неуклюжий и другие.

А слыхали вы, ребятки, – начал Ильюша, – что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

– На плотине-то? – спросил Федя.

– Да-да, на плотине… Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.

Давайте найдём в этом отрывке диалектные слова. Как вы думаете, что они значат? Нам поможет Толковый словарь диалектных слов.

Буера́ки – неровное, размытое водой овражистое место;

Диалектные слова в художественной литературе делают речь героев яркой, образной и самобытной.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств.

Установите соответствие между словами и их значениями.

Петух, кочет, горшок, махотка, кринка, свёкла, бурак, лес, гай

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Выполнение работы предполагает обращение к толковому словарю.

Правильный ответ:

горшок – махотка, кринка;

Подчёркивание элементов.

Что такое диалектизмы? Подчеркните правильный ответ.

1) слова, употребляемые в определённой профессии;

3) заимствованные слова;

4) слова, употребляемые жителями в той или иной местности.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Вспомнить, что такое диалектные слова. В случае затруднения необходимо обратиться к учебнику. Применить правило. Сравнить варианты, подчеркнуть верное утверждение.

Читайте также: