Конспект по шахматам мат

Обновлено: 04.07.2024

- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

- способствовать развитию памяти, внимания;

- развить логическое мышление;

- развить творческую активность.

- содействовать развитию умения работать в команде;

- повысить шахматную культуру

- выработать позитивное отношение к процессу обучения

- выработать навык работы в обучающей игре.

- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству

- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, карточки-задания.

Ход занятия:

1. Организациооный момент.

Здравствуйте ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ:

Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая главная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра?

У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота противника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота противника и тоже выиграть.

А какая цель у шахматистов?

Повторение пройденного материала:

Давайте вспомним: Что такое шах? И что такое мат?

- Шах или мат черному королю? (шах)

- Шах или мат черному королю? (мат)

- Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур? (не может)

Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы – шахматный король, и кого бы вы позвали себе на помощь, чтобы поставить мат другому королю (ферзя и ладью, сильные фигуры).

3. Затруднение в игровой ситуации. Решение проблемы.

Ребята, как вы думаете, про что мы сегодня с вами сегодня будем говорить? Хотите узнать? Но для этого нам нужно отгадать загадку.

Когда от шаха нет защиты-

И вокруг, как не ищи ты,

Не найдешь полей не битых,

И нельзя убить врага,

А смертельных пуль пурга

Королю со всех сторон

Нанести грозит урон,

Шахматисты говорят :

Этот шах смертельный мат.

А король то не бессмертен,

Умирает с пулей в сердце,

И кончается игра-

Ты сегодня проиграл!

4. Получение нового знания.

Мат — ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать.

Таким образом, при мате одновременно:

• король находится под шахом;

• у короля нет возможности уйти от шаха (все поля вокруг него заняты своими фигурами или находятся под ударом фигур противника, или король находится на краю игровой доски);

• у игрока нет возможности закрыться от шаха другой фигурой;

• нет возможности взять фигуру, объявившую шах.

6. Итог занятия. Рефлексия.

Итак, какие новые вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? С какими мы познакомились терминами? Что такое мат? Мат в 1 ход что означа ет это словосочетание? Ребята, если вам понравилось занятие возьмите желтый круг, если были затруднения, то красный, если занятие не понравилось синий.

Методические рекомендации по организации обучения игре в шахматы детей дошкольного возраста Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста. Осипова Тамара Ивановна воспитатель МБДОУ.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть?

Воспитатель: Назовите свои любимые игры.

Воспитатель: Внимательно послушайте стихотворение – загадку, которое вам расскажет Надя, и скажите, о какой игре идет речь?

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

Дети: Это игра в шахматы.

Воспитатель: Верно, ребята! Повтори, Вика, как называется игра? Повтори, Тимур.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать артистами шахматного театра. Но сыграть роль одной из шахматных фигур, вы сможете, если выполните мои задания. Первое задание – загадки.

Дети отгадывают загадки, отгадки демонстрируются на слайдах.

Загадки о шахматных фигурах:

Шагаем лишь вперед, а не наоборот.

По чину нам положен один короткий шаг.

Зато назад не может нас передвинуть враг. (пешка)

Стою на краю. Путь откроют - я пойду. Только прямо хожу, как зовут, не скажу. (ладья)

Не живет в зверинце, не берет гостинца. По косой он ходит, хоботом не водит. (слон)

Прыгнет он - подковы звяк.

Необычен каждый шаг,

Буква Г и так и сяк. (конь)

На шахматной доске - сильнейший он.

Их на поле всего два,

Из-за них идет война.

Одного поймать в ловушку —

Прекращается игра. (король)

(Воспитатель достает вопросы из шкатулки)

Воспитатель: Верно отвечали, ребята, молодцы!

(на экране демонстрируются слайды – картинки)

Воспитатель: Что мы видим на картинке?

Воспитатель: Какая шахматная фигура спряталась в этом слове?

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по коленям)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на коленях)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по коленям

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони на коленях)

Им начинать этот сказочный бой.

Воспитатель: Ребята, подходим по очереди, выбираем себе роль.

(Дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру. На ковре расположена тканевая шахматная доска, ребенок отгадавший фигуру, одевает шапку-маску и занимает соответствующее поле на доске)

Воспитатель: Все заняли свои места верно. Каждый из вас должен сыграть роль своей фигуры – сделать один ход!

(Дети выполняют ходы по очереди)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие артисты! Присаживайтесь на свои места.

(Дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Давайте, с вами вспомним, какая ситуация в шахматной игре называется шах?

Ребенок: Шах – это нападение на короля соперника.

Воспитатель: Верно. Повтори, Дима. Повторите все вместе. Обратите внимание на экран. Перед вами шахматная комбинация.

- Какой король находится под шахом? (Черный король находится под шахом, ему угрожает белая ладья).

(Ребенок с указкой объясняет ситуацию)

- Есть ли у черного короля возможность уйти от шаха? ( У короля нет возможности уйти от шаха , все поля вокруг него заняты своими фигурами или находятся под ударом фигур противника)

(Ребенок просчитывает все возможные ходы)

- Есть ли у игрока возможность закрыться от шаха другой фигурой? ( Нет)

- Есть возможность взять фигуру, объявившую шах? (Нет).

Такая ситуация, ребята, называется МАТ. Мат – это шах, от которого нет защиты. Повторим все вместе – мат.

Воспитатель: Родион, какая ситуация называется мат?

Ребенок: Мат – это ситуация, когда королю угрожают, и он не может защититься.

Воспитатель: Ребята, какие фигуры ходят первыми?

Воспитатель: Верно. Предлагаю разделиться на пары и пройти за столы.

(Дети выбирают себе противника, присаживаются за столы. На столах расположены шахматные доски с заранее созданной шахматной композицией).

Воспитатель: Ваша задача – поставить мат противнику.

(Дети под контролем воспитателя решают шахматную задачу).

Воспитатель: Ребята, с какой шахматной ситуацией мы сегодня познакомились? Какие задания выполняли? Что больше всего понравилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Селендумская средняя общеобразовательная школа.

по обучению детей младшего школьного возраста игре в шахматы

Тема : Постановка мата в шахматах.

Учитель начальных классов

Тема : Постановка мата в шахматах.

Цель : показать возможность в постановке мата всеми фигурами.

Задачи:

Образовательные :

- содействовать формированию представлений о шахе и мате, как о продуманной системе ходов;

- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

- способствовать развитию памяти, внимания;

- развить логическое мышление;

- развить творческую активность.

- содействовать развитию умения работать в команде;

Воспитательные :

- повысить шахматную культуру

- выработать позитивное отношение к процессу обучения

- выработать навык работы в обучающей игре.

- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству

- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, карточки-задания, комплект больших напольных шахмат.

Ход занятий.

1. Орг.момент.

2. Проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на занятие. Давным-давно, в далекой стране Индии правил злой король. Простой народ жил в его стране очень бедно и один мудрец, чтобы убедить короля в том, что нужно что-то менять, придумал игру, в которой король, самая глав­ная фигура, ничего не может сделать без своих подданных. Кто-нибудь уже догадался это что за игра?

Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.

- Антон , продолжи мой рассказ.

Они сильнее многих увлечений,
В них места нет ни скуке, ни тоске,
Ведь происходит столько приключений
За пять минут на шахматной доске!
Здесь короли, укрывшись в рокировке,
Руководят сражением фигур.
Слоны и кони, как на стометровке,
Пытаются удрать от грозных тур.
А пешки, превращаясь в королевы
Из пехотинцев, рядовых солдат,
К чужому королю пылая гневом,
Ему вдруг объявляют шах и мат!
Спасенья нет. Сражение сурово.
Но шахматы ведь тем и хороши –
Мы можем их опять расставить снова
И насладиться ими от души!

- Какие шахматные фигуры живут в этом королевстве?

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал. (ферзя)

Вперёд и назад ходит браво,

Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю я, ведь зовут её . ( ладья)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это…(конь)

Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Прочнее я орешка,
хотя я просто… (пешка!)

Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (король)

- У каждой игры есть цель. У футболистов цель – забить как можно больше мячей в ворота про­тивника и выиграть. У хоккеистов цель – забросить как можно больше шайб в ворота про­тивника и тоже выиграть. А какая цель у шахматистов?

- Основная цель шахматной партии – дать мат неприятельскому королю.

Что такое мат королю? (Мат - это шах, от которого нет защиты. Королю уже нет хода. Это означает - конец игры. Победа того, кто поставил мат королю противника)

3. Проверка усвоения предыдущих тем: Решение ребусов про шах и мат.

ШАХТА ПАДИШАХ ШАХМАТЫ МАТРОС МАТЕМАТИКА

- Чем отличаются шах и мат? ( Дети повторяют понятия шах и мат, решают задачи, представленные на магнитной доске.)

4. Игровой фронтальный опрос. Решение шахматных задач на магнитной доске.

- Шах или мат черному королю? (мат)

- Шах или мат черному королю? (шах)

- Шах или мат черному королю? (мат)

5. Выход к теме занятия

- Ребята, а может ли король на шахматной доске объявить мат другому королю, без поддержки своих фигур?

- Действительно, не может. А теперь, представьте себе, что вы – шахматный король, и кого бы вы позвали себе на помощь, чтобы поставить мат другому королю. (ферзя и ладью, сильные фигуры

- А остальными фигурами можно объявить мат королю соперника? А есть такие, кто сомневается в этом предположении?

- Я предлагаю Вам сегодня провести исследование и выяснить, КАКОЙ ФИГУРОЙ МОЖНО ПОСТАВИТЬ МАТ?

- Для этой работы мы с вами разделимся на две команды с помощью жеребьёвки. Каждая команда получает карту, в которой будет фиксировать свои наблюдения. Вы будете решать задачу – мат в один ход, как только мат поставите помечаете крестиком, какой фигурой был поставлен мат.

Мат после рокировки (Результат фиксируется на доске.) ( Пока дети решают задачи, подготовить на доске позицию на доске.)

Коллективное решение задачи:

( Вернуться к вопросу на доске. Подвести итог этой части урока.)

Мат неприятельскому королю можно поставить любой фигурой, кроме короля. Но ходом короля можно сделать вскрытый шах, который может оказаться матом.

6. Показательная игра двух команд с ограничением времени.

Игра на внимание “Найди ошибку”

1. Перед началом партии пожмите друг другу руки.

2. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.

3. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, менять ход нельзя.

4.Нельзя мешать партнеру думать.

5. Если выиграл, то не нужно насмехаться над партнером.

6. Если проиграешь, не стоит огорчаться – даже лучшие шахматисты мира потерпели много поражений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет руководителям шахматных кружков в оформлении документации и проведении занятия по данной теме.

Тема 8. Мат различными фигурами. Мат одинокому королю ферзем. Мат двумя ладьями, ладьей и ферзем. Мат одной ладьей. Мат двумя слонами. Непосильная задача для коней.

(3 часа теории)

Мат одинокому королю королем и ферзем.

Главное объяснить ученикам, что когда ставишь мат королем и ферзем надо действовать аккуратно и не спешить, так как можно поставить пат.


В последней диаграмме белые вальяжно пошли Крd6 и оказалось, что не выиграли партию, а поставили пат.

Основная проблема для школьников составляет правильное оттеснение короля противника на край доски. Для этого объясните ученикам, что так как ферзь очень сильная фигура и она атакует все непосредственные поля вокруг себя, то король вражеский подойти к нему не сможет. Поэтому ферзь, без помощников сам способен отогнать короля соперника на край доски. В ходе оттеснения надо помнить и соблюдать 3 основных правила:

1) не объявлять королю шахов;

2) каждый раз делать ферзем ход на расстоянии буквы Г (хода коня) от короля противника, тогда он сам будет вынужден отступать к одному из краев доски;

3) как только король окажется на одной из крайних линий, сразу же отрезать его ферзем от остальной части доски. После этого можно вести своего короля и поставить мат.


Пример постановки мата

Как только король противника оказался вынужден отступить на край доски, мы его сразу же отрезаем от остальной части поля боя 5. … Крf8

Теперь подводим на помощь своего короля.

Позиции для разыгрывания:



Методические рекомендации при проведении занятия:

1) При демонстрации оттеснения короля по предлагаемой методике удобно пользоваться картонным шаблоном в форме буквы Г, каждый раз прикладывая его перед очередным ходом ферзя.

2) Течение игровой практики можно два-три раза прервать для того, чтобы обратить внимание всего класса (или отдельных небольших групп) на типичные ошибки, а также для того, чтобы показать образцы оттеснения короля и постановки мата.

3) В дальнейшем в домашние задания включайте по 1-2 позиции для разыгрывания и решения на мат ферзем и другими фигурами, а также в 1 ход.

Мат двумя ладьями

Ладья – это сильная, дальнобойная фигура, поэтому две ладьи могут поставить мат королю и без помощи своего короля. Как и при постановки мата ферзем короля в первую очередь надо оттеснить на край доски.


Сторож в данной позиции у нас ладья на а6. Она не дает королю перейти через 6 горизонталь и у него остаются только поля на 7 и 8 горизонтали.

Помня, что короля надо оттеснить на край доски, ладья, стоящая на b1, наш охотник, дает шах королю на b7, так как король на 6 горизонталь перебежать не может, то ему остается уйти на 8. (Очень важно обратить внимание учеников, что после того как охотник дал шах, он меняется ролями с защитником). После того как король оттеснен на край доски, то ладья с a6 ставит мат ходом Ла8х.


Если вверх, к восьмой линии, то надо поставить одну из ладей сторожить пятую линию: 1.Лh5 Крd6 2.Лg6+ Крd7 3.Лh7+ Кре8 4.Лg8x.

Координация ладей.При оттеснении короля противника часто возникают позиции, в которых ко-роль нападает на одну из ладей. Что делать в этом случае?


Мы будем оттеснять короля противника в сторону восьмой горизонтали: 1.Лh4 Кре5 2.Лg5+ Крf6.

Теперь ход 3.Лh6+ приводит после 3. Крхg5 к потере ладьи. Поэтому мы играем 3.Ла5, оставляя ладью на той линии, которую она сторожит, но уводя ее подальше от нападений черного короля.

Уводим и вторую ладью – 4.Лb4, но не 4.Лhа4, так как в этом случае ладьи будут мешать друг другу.4. Крf6 5.Лb6+ Кре7 6.Ла7+ Крd8 7.Лb8х.

Позиции для разыгрывания:



Иногда бывает полезно и даже необходимо на конкретном примере показать, что в центре доски две ладьи поставить мат королю не могут в принципе.

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

Ферзь и ладья – сильнейшие фигуры, и объединившись в атаке на чужого короля, они представляют собой грозную силу. Мат ферзем и ладьей можно дать и в середине партии, при полной доске фигур у противоположной стороны, а не только в эндшпиле.



Позиции для разыгрывания:





Мат одинокому королю ладьей и королем

В отличии от мата двумя ладьями и ладьей с ферзем, мат одной ладьей без помощи короля не поставить. Поэтому надо объединить их усилия.

Для правильной и быстрой постановки мата королем и ладьей надо помнить следующее:

1) Мат ставиться на краю доски. Для того чтобы оттеснить короля противника нам помогут только совместные действия собственных ладьи и короля.

2) Для того чтобы отогнать короля на край доски надо нашим королем играть таким образом, чтобы заставить короля противника стать напротив нашего, после чего ладья дает шах по данной горизонтали или вертикали, оттесняя короля на 1 линии назад к краю доски.


Правильные действия по постановке мата:1.Лg4Крd3 2.Ле4Крc33.Кре5Крd34.Крd5Крс35.Лd4Крc26.Крc4Крb27.Лd2+Крc1 8.Крc3!Крb19.Лg2Крa110.Крb3Крb111. Лg1х

Взаписиэтогопримерамывпервыевстречаемсясновымдлянасзначком,частоупотребляемымвшахматныхкнигах:“!”означаетхорошийход.Аналогично, стоящий после хода значок “?” означает плохой ход.

Позиции для разыгрывания:



Непосильная задача для коней и другие фигуры и их сочетания, которые могут поставить мат одинокому королю.

Как мы увидели выше ферзь и ладья, которые еще называют тяжелыми фигурами, при поддержке короля способны поставить мат. Однако, конь или слон (их называют легкими фигурами) с королем неспособны поставить мат одинокому вражескому королю.



Поэтому надо объяснить детям, что переходить в такие позиции не надо, так как они не смогут в них победить и будет зафиксирована ничья.

Вместе с тем, очень часто начинающие шахматисты получая сочетания легких фигур (два слона, конь и слон) не всегда знают можно ли поставить мат и как правильно действовать, в связи с чем предлагают сопернику ничью.

Во-первых, объясните учащимся, что сочетания двух слонов, коня и слона ставят мат вражескому короля при поддержке своего короля.Для этого надо гнать короля в угол доски(Мат двумя слонами, слоном и конем – очень сложны для освоения на первом году обучения).Вместе с тем если у игрока осталось два коня поставить мат опытному сопернику уже не получиться, так как мат ставиться только из-за грубейшей ошибки соперника.


В данной позиции белые почти загнали короля в угол доски. Если черный король после шаха Кс6+ пошел бы на поле а8, то мат объявлялся двумя ходами – Кс7x или Кb6x. Однако, у короля при двух конях всегда будет выбор из двух ходов после шаха.Если соперник не идет в угол доски, то он всегда вырывается из матовой сети (в данной позиции единственныq правильный ход Крс8).

Читайте также: