Форморазличительная роль ударения конспект занятия по логопедии

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: буквы-магниты, файлы с тестовыми заданиями (тест-рисунок), звуковые контейнеры и звуковые линейки, картинки фруктов, стираемые фломастеры, предметные картинки, мыльные пузыри.

Ход занятия

1. Оргмомент.

- Сядет тот, чьё зашифрованное имя я покажу (на доске графическими схемами записаны имёна детей, с указанием количества слогов и обозначением ударного слога).

2. Проверка домашнего задания.

а) проверка учителем-логопедом;
б) обозначение на полях условным знаком, допущенных ошибок;
в) нахождение их, и исправление самим ребёнком;
в) оценивание (безотметочное);
г) награждение (сладкие и разноцветные крупинки радости и счастья из авторучки с печатью).

- Запишите в тетрадках-дневниках дату нашего Путешествия и увлекательной вам дороги в поиске ключа от тайны фонемы!

б) Чтение про себя.

Учитель молча показывает, что на магнитной доске с помощью букв напечатано слово Г В О З Д И К И.

в) Алгоритм выполнения в жестах.

Учитель-логопед жестами просит детей:

  • записать молча это слово в тетрадь,
  • поставить ударение,
  • нарисовать картинку к этому слову;

г) Самостоятельная работа в тетрадях.

д) Выбор финалистов;

Логопед, обходя детей, молча выбирает тех, кто нарисовал разные рисунки и жестами просит их на доске нарисовать то, что они изобразили у себя. Подписать свой рисунок, не забыв, поставить ударение в нужном месте.

е) Работа на доске.

ё) Финальная мелодия.

Когда оба художника закончат свою работу, прозвучит мелодия, сигнализирующая о финале конкурса.

ж) Подведение итогов. Как вы думаете, кто правильно выполнил это задание? Данил или Наташа?

-Конечно, оба наши художника правы. Награды ждут призёров в конце нашего сегодняшнего путешествия.

з) Вывод. Кто скажет, чем отличаются эти два слова? Правильно, ребята, от места ударения зависит и смысл слова. Мы с вами открыли ещё одну функцию ударения смыслоразличительную. Все работали хорошо, теперь немного отдохнём, ведь путешествие продолжается и надо набраться сил. Встаём и переходим в игровую зону класса.

4. Физкультминутка (проводится в игровой зоне класса).

- В этой комнате могут двигаться потолок, пол и стены. Неимоверным напряжением вытянутых рук нам надо удержать двигающийся на нас:

  • потолок (руки подняты вверх, сильно напряжены 1-2-3..);
    -Ура! Удержали! (расслабленные руки падают вниз).
  • стены (руки в стороны, сильно напряжены, 1-2-3..уронили-расслабили);
  • стена (руки перед собой сильно напряжены 1-2-3.. уронили-расслабили);
  • пол (наклониться, кончиками пальцев рук упираемся с напряжением в пол, ноги сильно напряжены 1-2-3.. расслабились и выпрямились).

- Ребята, мы с вами знаем, что ударный слог в слове произносится иначе, чем безударный. Поэтому вам предстоит отпрыгать слова, обозначающие названия предъявляемых мною картинок, приседая на ударный слог.

- Внимательно слушайте пары слов, которые я назову, а картинки помогут вам не ошибиться. Логопед показывает предметные картинки: стрелки-стрелки, ирис-ирис, атлас-атлас, козлыозлы, кружки-кружки.

- Вы, молодцы! Возвращаемся на рабочие места, Путешествие продолжается!

*называние предметных картинок фруктов;

Логопед вывешивает на доску картинки фруктов: ананас, виноград, банан, киви, апельсин, клубника.

*запись слова ударной буквой;

Обучающиеся в тетрадях записывают название фруктов ударной буквой.

- Какими буквами вы зашифровали название фруктов?

- Правильно, гласными. Почему?

- А какую закономерность в написанном вы увидели? Получилось: три - буквы а, и три буквы - и.

6. Коллективная работа (проводится за столом, выполненном в форме подковы, где на равном расстоянии от учителя располагаются дети).

- Серьёзное и ответственное задание ждёт вас.

Логопед объясняет детям, что результат выполнения этого задания, зависит от каждого. Предлагается тестовое задание, в результате которого, при условии правильного выполнения каждым своего этапа, должен получиться рисунок. Подписать название полученного изображения предстоит побуквенно, в клеточках, добавляя недостающие буквы. Подпись к рисунку, надо оформить в специальных контейнерах цветными фишками,указывающих, какой это звук (гласн. - красные, твёрдые согл. - синие и мягкие согл. - зелёные).

  • Чтение детьми словосочетаний теста;
  • постановка ударения;
  • нахождение правильного ответа в графе с числовым обозначением;
  • стираемым фломастером на файле теста, ребята соединяют поочерёдно два числа, соответствующих правильному ответу;
  • рассматривают полученный рисунок (дом);
  • записывают в клеточках название рисунка буквами;
  • самостоятельно, с помощью цветных фишек в звуковых линеечках обозначают звуками слово дом;
  • коллективная проверка;
  • награждение лучших;

7. Домашнее задание:

8. Итог занятия.

- Занятие подошло к концу, вы все замечательно поработали. Чтобы следующий раз к нам в гости снова могло Ударение вспомним…

- На какую букву в слове падает ударение?

- Сколько раз встречается ударение в слове?

- Для чего нам необходимо ударение?

9. Награждение.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

ВложениеРазмер
коспект с мимио 26.38 КБ
udarenie.pdf 183.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие учителя - логопеда Демьяновой Елены Сергеевны

в школе №606, Пушкинского района.

Тема логопедическая: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Тема грамматическая: Согласование слов в словосочетании и предложении.

Цель: Знакомство детей со смыслоразличительной функцией ударения.

  1. Актуализация уже имеющихся знаний детей об ударении.
  2. Развитие навыков связного высказывания.

3. Отработка навыка работы со слого-ритмическими схемами.

4. Развитие ориентировки в пространстве.

5. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

6. Развитие слогового анализа и синтеза.

7. Развитие анализа и синтеза слов и предложений.

8. Развитие общей и мелкой моторики.

9. Обогащение словарного запаса.

10. Развитие словесно-логического мышления.

11. Развитие внимания, памяти.

  1. Формирование умения согласовывать слова в словосочетании и предложении.
  2. Развитие умения правильной постановки ударения в слове.

1. Развитие умения работать в команде.

2.Формирование самоконтроля, самооценки учащихся.

3. Воспитание трудолюбия, интереса к получению знаний.

4. Развитие умения не бояться высказывать свое мнение, и его защищать.

5. Воспитание умения слушать и слышать обращенную речь.

Оборудование: Карточки с предметными картинками, 3 коробочки со слого-ритмическими схемами, интерактивная доска, прибор МИМИО, тетради, учебные принадлежности, карточки со словами-омонимами для домашнего задания.

(СЛАЙД 2) Помогите мне собрать разбросанные цветные буквы также как в радуге, и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Что вам не нравится в получившемся слове? (Логопед добавляет недостающую букву).

Тема нашего сегодняшнего занятия – ударение.

- Кто мне подскажет, что это такое?

-Сколько раз встречается ударение в слове?

Узнав тему нашего занятия, к нам пришел за помощью еще один гость: кот Удареник. С ним произошла неприятная история. Пока Удареник спал, хитрые мыши-ошибки забрались к нему в дом и устроили там настоящий беспорядок.

Большую часть Удареник разобрал, а вот с этими коробками запутался. Давайте ему поможем.

Удареник очень доволен вашей работой! А теперь занимаем свои места за партами. Спина прямая, ножки вместе. Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число.

Мы с вами знаем, что такое ударение, как его правильно определить, а сегодня найдем ответ на вопрос: а зачем нужно правильно ставить ударение в слове? Почему это так важно. Закончите мое предложение подходящим по смыслу словом.

Внимание на доску. (Слайд 3) На доске появляется картинка замка.

Что такое замок?

Произнесем вместе это слово, выделяя голосом ударный гласный звук.

Саша на доске составит это слово из слогов и поставим значок ударения. А мы запишем это слово в тетрадь, подчеркивая все гласные буквы, и поставим значок ударения. А теперь устно придумаем предложение с этим словом по данной схеме.

(Слайд 4) Поменяйте место ударения в слове и скажите, какое слово у вас получится.

На доске появляется картинка замка.

Что такое замок?

Произнесем вместе это слово, выделяя голосом ударный гласный звук.

Давайте составим это слово из слогов и поставим значок ударения. А теперь придумаем предложение с этим словом по данной схеме .

Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод?

Да. В предложении спрятаны цвета радуги.

Это выделение голосом одного гласного звука в слове.

Ударение встречается в слове один раз.

На доске размещены картинки с изображением различных предметов. Каждому ребенку вручается коробка с нарисованной графической схемой слова (Ххх, хХх, ххХ). Ребенок должен положить в коробку только те картинки, название которых подходят к данной схеме.

Дети садятся за парты, отслеживая свою посадку. Записывают число.

Дети слушают предложение.

Здание, где живут.

Ребенок выходит к доске, собирает слово из слогов, ставит ударение и придумывает предложение по заданной схеме. Остальные дети работают в тетради.

Приспособление для закрывания чего-нибудь при помощи ключа.

Ребенок выходит к доске, собирает слово из слогов, ставит ударение и придумывает предложение по заданной схеме.

Если меняется в слове место ударения, может поменяться смысл слова.

Динамическая пауза и комплекс упражнений для глаз (по 3 раза).

  1. Формирование умения ставить в словах ударение в зависимости от контекста.

Прочитайте написанные на доске слова.

Вытащите из сундука (коробки, чемодана) пару слов, отличающихся только местом ударения, прочтите их. Составьте грамотные словосочетания.

(Слайд 10) Прочитайте предложения и вставьте в них нужные по смыслу слова, поставьте ударение.

Давайте подведем итоги. Скажите же мне, дети, зачем нужно правильно ставить ударение в слове? Как мы можем узнать смысл слова?

Спасибо всем за работу! Вы молодцы! И я довольна, и Удареник счастлив! До встречи на следующем занятии.

В правом верхнем углу.

Дети по очереди у доски выполняют задания.

Дети по очереди у доски выполняют задания.

Если поменять в слове место ударения, то может поменяться смысл слова. Чтобы понять смысл слова, нужно вставить его в предложение.

-Спасибо! До свидания!

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. .

Урок русского языка во 2 классе "Смыслоразличительная роль ударения"

Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения и сопровождается мультимедийной презентацией.


Технологическая карта урока ФГОС "Смыслоразличительная роль ударения в словах"

Технологическая карта урока ФГОС "Смыслоразличительная роль ударения в словах".

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр.

Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Цели: способствовать применению умения делить слова на слоги и находить ударный слог в условиях решения учебных задач и упражнений.

Урок русского языка с презентацией по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения" 2 класс ( октябрь 2018 г.)


Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Задание 1. Прочитайте предложения парами. Найдите слова с одинаковым написанием. Правильно поставьте ударение в этих словах. Объясните граммати­ческое значение этих слов.

Мой руки перед едой. У цапли длинные ноги.

Она не подала ему руки. Когда она стоит, одной ноги не видно.

Постепенно голоса смолкли. Горные реки быстрые.

Лена охрипла, у нее не было У нас на даче нет реки.

Эти горы высоки. В Карелии красивые озера.

На склоне горы паслось стадо. В нашей местности нет озера.

Толпы людей устремились к вагонам поезда.

Раздался последний звонок, и толпы не стало.

Задание 2. Спишите текст. Поставьте ударение в выделенных словах.

В этом году было многотравы на лугах.Травы стояли густые, сочные. Несколько раз колхозники косилилуга. С каждого луга собрали много сена.

Задание 3. Прочитайте стихотворения. Правильно ли поставлено ударение в словах, данных в скобках? Если надо, исправьте. Выпишите предложения с этими словами.

Скорей, сестра, на рыб взгляни. Серая (ворона) чёрного (ворона)

Попались на крючок они! Утром ругала, присев на сучок.

В ведёрко руку (окуни), Новость о том разнесли на все стороны

Сплетницы-кумушки (сорок сорок).

(Косит) косец, а зайчишка (косит), На двери замка нет замка.

(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).

Задание 4. Спишите тексты. Поставьте ударение в выделенных словах.

Нашесело окружаютлеса. Школастоит возлесамого леса. В лесах растут огромныесосны. Осенью возле каждойсосны найдешь гриб.

Осеньюграчи улетают на юг, но не все.Иногда зимой тоже можно увидеть грачей. Они живут вместе своронами. Сядетстая ворон на дорогу, ас ними — грач.

Хорошо летом в лесу. Идешь по лесу, шумят высокие сосны. Красуются кудрявые березы. Дуб раскинул свои ветки. Краснеет земляника.

Задание 5. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение.

Утка в. дит утят к реке. Папа л. вит рыбу удочкой. Рыбак г. щит сеть. Колхозники к. сят траву на лугу. Костя сел на тр. в-ку. Алеша см. трит на огонь. В солонку положили с. ль. Все . кна были раскрыты. На столе остались кр. шки. На журнальном ст. -пике стояли цветы.

Безударные гласные

Логопед должен объяснить детям, что в русском языке в слове почти всегда только один ударный слог, т.е. одна ударная гласная. Все остальные гласные в слове будут безударными. Ударная глас­ная всегда звучит четко и не вызывает сомнений в написании слова, безударные звучат нечетко, и поэтому можно сделать ошибки.

На данном этапе работы логопед учит детей осмысленно под­бирать проверочные слова к слову с безударной гласной, а не ме­ханически, как это часто делают ученики.

Задание 1. Прочитайте слова. Запишите их. Поставьте ударение. Обозначьте точкой безударные гласные.

а) коврики, столики, стульчики, кузнечик, соки, светлый, мрач­ный, крикнул;

б) светло, конец, ледок, ковры, пчела, леса, плита, трещит, вес­на, зима, носить

(Логопед выясняет, какие затруднения были у учеников при на­писании слов пункта б.)

Логопед. Вы затруднялись в написании слов с безударными гласными. Безударные гласные легко проверить. Для этого надо правильно подобрать родственное слово. Этому мы и будем учиться.

Задание 2. Запишите слова. Поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударную гласную. Перенесите ударение на безударную гласную, прочитайте получившийся слог, а теперь закончите начатое слово.

Образец: столы, сто. (лик).

столы, земля, лиса, поля, весло, ребро, тяну, легла, пляшу

Задание 3. Спишите слова. Поставьте в них ударение. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте начало слов, закончитеэти слова. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными.

строка, стрб. стро.

трава, тра. тра. тра.

плита, пли. пли. пли.

Задание 4. Спишите слова. Правильно поставьте ударение, покажите безу­дарную гласную. Подберите проверочные слова. Поставьте ударение в проверочных словах.

страна - … село - … кольцо - … пасу - … носить - …

ряды - … гнездо - … окно - … цвела - … косить - …

плечо - … весло - … пятно - … плела - … варю - …

лиса - … лицо - … сверло - … мела - … держу - …

коса - … ребро - … стекло - … текла - … тяну - …

Задание 5.Найдите безударную гласную, проверьте ее, подобрав несколько проверочных слов. Поставьте ударение в проверочных словах.

Образец: кормушка – корм, кормит, подкормка.

ночлег - … кормушка - … топить - … глазной - …

боец - … тишина - … скрипеть - … морской - …

силач - … снеговик - … глотать - … лесной - …

белье - … долина - … шагать - … степной - …

тряпье - … старик - … блестеть - … мясной - …

хитрец - … часовой - … вредить - … ночной - …

старик - … скрипач - … клевать - … грибной - …

конина - … тягач - … свистеть - … больной - .

Задание 6. Спишите слова. Поставьте ударение. Выделите безударные глас­ные. Подберите проверочные слова.

Образец: сторона — стороны — сторонка.

новизна — . голова — . колоски — . говорит — . терпеливый — .

полоса — . голоса — . молоток — . молодой — . говорливый —

борода — . борозда — . белизна — . голодал — . дорогой — .

волосок — . воротник — . сторона — . золотой — .

Задание 7. Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Поставьте ударение.

белый — б. лить сильный — с. льнее тяжесть — т. желый

счастье — сч. стливый крик— кр. кливый Родина — р. дной

страны — стр. на воды— в. да реки — р. ка

Задание 8. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите прове­рочные слова из слов для справок.

скв-рец — … к-вер —. к-нец — . с-ва — .

в-зить — . д-рить — . пр-сить — . см-треть — .

большой — . б-яться — . к-заться — . тр-щит — .

б-режет — . сн-га - … ст-рать - …

Слова для справок: просит, возит, бережно, смотр, боль­ше, дарит, кажется, треск, скворушка, кончик, коврик, бойся, совы, снег, стирка.

Задание 9. Спишите словосочетания, измените слова, данные в скобках, по смыслу. Подберите проверочные слова к первым словам словосочетания.

Образец: Тяжелый (тяжесть) сноп.

тяжелый (снопы) большие (стадо) родная (страны)

высокая (сосны) цветущие (сад) широкие (река)

зеленая (травы) грибные (лес) больное (плечи)

морской (бои) полевые (цветик) холодные (вода)

степная (травы) зеленые (листик) веселые (голос)

Задание 10.К данным словам подберите родственные слова, которые отвечают на вопрос что делал? Запишите их. Подчеркните безударные гласные в измененных словах.

Образец: косит — косил.

ходит, тащит, точит, хвалит, носит, солит, катит, кормит, ловит, варит, бросить, просит, водит, косит.

Задание 11. Образуйте от данных слов-действий слова-предметы.Обозначьтев словах-действиях безударную гласную в корне слова, в словах-предметах— ударную гласную. Подумайте, какие из этих слов являются проверочными.

Образец: бежал — бег.

трещал — … бежал — … визжал — … спешил — … сторожил - …

пищал — . смотрел — . стирал — . протирал — . прополол — .

кричал — . дрожал — . грохотал — … поливал — . подшивал — …

Задание 12. Спишите слова, в скобках напишите проверочные слова. Поставьте ударение в проверочных словах.

Образец: возы (воз, возит, повозка).

др. ва, л. вил, х. дил, г. ра, пл. сал, в. зал, скр.-.пач, н. ра, цв. ты, р. ка, кл. вал, нар. дил, к. дал, в. зы, тр. ва, цв. ла, св. стит, бор. да

Задание 13. Спишите слова, в скобках напишите два проверочных слова, по­ставьте в них ударение.

Образец: сторожил (сторож, сторожка).

стр. к. за, ст. рожил, б. р. зда, м. л. ток, т. рп. ливый, з. л. той, д. р. гой, в. л. сок, г. л. сок, ск. вор. да, с. к. линый, з. л. неть

Задание 14. Прочитайте ребусы, запишите получившиеся слова, подберите к ним проверочные.

Задание 15. Запишите слова под диктовку. Самостоятельно проверьте каждое слово.

(После словарного диктанта логопед дает время учащимся для самостоятельной проверки. Затем выполненная работа проверяется фронтально: учащиесячитаютслово, как написали, затем называют проверочное слово.)

ходил, варил, бежал, кричал, косой, носил, гора, вода, хвалил, страна, ночной, парное, волна, просил, возил, трава, большой, стволы, мосты, грибы, белки, село

Задание 16. Запишите названия картинок, подберите проверочные слова. (Логопед предъявляет картинки, не называя их, учащиеся записывают их названия. После чего выполненная работа проверяется фронтально.)

Приблизительный перечень картинок: река,. столы, трава, деревья, дрова, ножи, лиса и т.п.

Задание 17. Спишите предложения. Вставьте в слова пропущенные букоы,в скобках напишите поверочные.

Папа к. лол др. ва. Стор. ж с. дел у дв. реи. У зайца к. сые гл. за. У оленя кр. сивые р. га. С. ва делает гн. здо в дупле. Н. ра л. сы очень глубокая. На св. ту кр.-.ты плохо видят. В с. ду ств. лы д. ревьев поб. лилн побелкой.

Конь.

Конь хр. пит, ушами пр. дет. Гл. зами в. дет, шею гнет. Грива на шее в. лной, сзади хвост трубой. Конь б. жит, з. мля др. жит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис); таблички со словами: волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; звенящий кубик (молоточек); раздаточный материал для составления схем слов.
Ход занятия:

Организационный момент
Узнавание слов по беззвучной артикуляции.

На наборном полотне выставлены картинки с изображениями: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза.

Логопед. Сядет тот, кто отгадает, какую картинку я назвала.

Повторение пройденного материала.

- Какие звуки называются гласными?

- Назовите гласные звуки?

- Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

Объяснение нового материала.

Простучать ритмический рисунок.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

ПА – па – па, па – ПА – па, …

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?

Дети. Один слог звучит громче.

Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. На него падает ударение.

Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.

Малина, волосы, голова, посуда, мыло.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.

Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.

Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Физкультминутка.

Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.

  1. Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

Логопед. Что это?

- Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

Б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.

В) Логопед. Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.

- Сравните схемы и буквенное написание.

- Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточкем, мячиком) ударный слог.

- Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету я.

Закрепление нового материала.

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.

Называются слова I, II, IVклассов (типа: лиса, мыло, карета, молоко, веник, …), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.

  1. Нахождение в словах ударных слогов.

Логопед. Вспомните слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

Итог занятия.

- Какой гласный звук в слове называется ударным?

- Как называются остальные звуки?

- Может ли влиять ударение на смысл слова?

Конспект фронтального логопедического занятия

Цель: дать понятие об ударение

Обучение правильной постановки ударения.
2. Развитие ритмико-слоговой структуры слова.
3. Обучение понимания смыслоразличительной роли ударения в слове.
3.Обучение анализу и синтезу слов II и IV класса.
4. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти.

Оборудование: Предметные картинки (рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза, ирис, ирис); таблички со словами: волосы, голова, посуда, мыло, ирис, ирис; звенящий кубик (молоточек); раздаточный материал для составления схем слов.
Ход занятия:

Организационный момент
Узнавание слов по беззвучной артикуляции.

На наборном полотне выставлены картинки с изображениями: рука, уши, зубы, нос, лоб, глаза.

Логопед. Сядет тот, кто отгадает, какую картинку я назвала.

Повторение пройденного материала.

- Какие звуки называются гласными?

- Назовите гласные звуки?

- Вспомните, какими способами мы определяем количество слогов в словах.

Объяснение нового материала.

Простучать ритмический рисунок.

Повторить слоговую цепочку, выделяя ударный слог.

ПА – па – па, па – ПА – па, …

Логопед. Чем отличается произнесение этих слогов?

Дети. Один слог звучит громче.

Логопед. Как вы думаете, почему? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. На него падает ударение.

Дети повторяют слоговую цепочку, акцентируя ударный слог движением руки с кубиком (молоточком, мячиком).

Выделение ударного звука.

Произнесение слов с отстукиванием (отхлопыванием), ударный слог выделяем с большей силой.

Малина, волосы, голова, посуда, мыло.

Логопед. Итак, ударение падает только на гласный звук. Этот гласный называется ударным, а остальные гласные – безударными.

Слоговой анализ слов I и II класса.

Составить схемы слогового состава слов из предыдущего задания. Обозначить ударный слог. Назвать ударные и безударные гласные звуки.

Дети. В этом слове ударный звук [и], безударные звуки [а], [а].

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

Физкультминутка.

Дети, подбирая слово на последний звук предыдущего слова, перекидывают мяч своему соседу.

Смыслоразличительная роль ударения.

Вывешиваются картинки: ирис – ирис.

А) Показать ирис.

Логопед. Что это?

- Выложите слоговую схему, поставьте ударение.

Б) Логопед показывает ирис.

Дети выкладывают слоговую схему слова, отмечают ударение.

В) Логопед . Подберите под эти картинки таблички с соответствующими названиями.

- Сравните схемы и буквенное написание.

- Произнесите слова, выделяя движением руки с кубиком (молоточкем, мячиком) ударный слог.

- Что же сделало ударение с одним и тем же словом?

Дети. Изменило значение.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету я.

Закрепление нового материала.

Логопед. Я буду называть слова, вы постарайтесь услышать, на какой слог падает ударение, покажите цифрой его место в слове и назовите ударный гласный.

Называются слова I, II, IVклассов (типа: лиса, мыло, карета, молоко, веник, …), дети показывают цифру соответствующего ударного слога, называя ударный гласный звук.

Нахождение в словах ударных слогов.

Логопед. Вспомните слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Закрепить знания об ударении, дать понятие об его смыслоразличительной функции.

Задачи: развивать слуховое внимание, фонематический слух, способствовать развитию звукового анализа и синтеза. Воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи.

Наглядные пособия и раздаточный материал: буквы-магниты, файлы с тестовыми заданиями (тест-рисунок), звуковые контейнеры и звуковые линейки, картинки фруктов, стираемые фломастеры, предметные картинки, мыльные пузыри.

1. Организационный момент.

Послушайте, как я произнесу слова: со-ва, ру-ка, зи-ма. (По слогам.)

А все слоги я произнесла одинаково? (Нет)

А какие слоги я выделяла голосом?

Что здесь нарисовано? (Сани.)

Какой вопрос мы зададим к этому слову? (Что.)

Значит, какое это слово? (Слово-предмет.)

Сколько слогов в этом слове?

Почему два слога? (Так как два гласных звука)

Давайте запишем это слово на доске и начертим его схему.

Произнеси это слово так, чтобы сразу было слышно, на какой слог падает ударение.

Б) На столе картинки с двухсложными словами из открытых слогов: мячи, часы, розы, паук, сова, мухи, дети, лиса….

Я буду называть картинки, на которых изображены предметы.

А вы — определять, какой слог ударный.

Повторим еще раз, какой слог мы называем ударным? (Тот, который выделяем — отвечают несколько детей)

Раздаются схемы слов с ударением на первом и втором слоге.

Перед вами схемы слов.

В одной значок ударения стоит над первым слогом, на другой – над вторым.

Покажите, какая схема подходит к слову … (логопед показывает одну из картинок).

Ваня, скажи, на какой слог падает ударение?

Докажи это: произнеси так, чтобы мы все это услышали.

Кто может назвать все слова, которые мы разбирали?

В) Я вам загадаю загадку.

Кто угадает, запишет на доске схему слова отгадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его – … (арбуз)

Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный?

Г) Придумайте слова, которые мы можем записать схемой ___ _/__, _/_ __.

Кто придумает слово к первой схеме? Ко второй? Какие слоги мы с вами выделяли в словах? (ударные)

А как мы их обозначали на схемах (Специальным знаком).

3. Физкультминутка

- В этой комнате могут двигаться потолок, пол и стены. Неимоверным напряжением вытянутых рук нам надо удержать двигающийся на нас:

потолок (руки подняты вверх, сильно напряжены 1-2-3..);
-Ура! Удержали! (расслабленные руки падают вниз).

стены (руки в стороны, сильно напряжены, 1-2-3..уронили-расслабили);

стена (руки перед собой сильно напряжены 1-2-3.. уронили-расслабили);

пол (наклониться, кончиками пальцев рук упираемся с напряжением в пол, ноги сильно напряжены 1-2-3.. расслабились и выпрямились).

б) Чтение про себя.

Учитель молча показывает, что на магнитной доске с помощью букв напечатано слово Г В О З Д И К И.

в) Алгоритм выполнения в жестах.

Учитель-логопед жестами просит детей:

записать молча это слово в тетрадь,

нарисовать картинку к этому слову;

*Правила написания:

*называние предметных картинок фруктов;

Логопед вывешивает на доску картинки фруктов: ананас, виноград, банан, киви, апельсин, клубника.

*запись слова ударной буквой;

Обучающиеся в тетрадях записывают название фруктов ударной буквой.

- Какими буквами вы зашифровали название фруктов?

- Правильно, гласными. Почему?

- А какую закономерность в написанном вы увидели? Получилось: три - буквы а, и три буквы - и.

-Молодцы! Все справились с заданием.

О чем мы сегодня говорили на занятии? (Об ударении). Зачем нужно правильно ставить ударение в словах? (чтобы не запутаться и правильно понимать слова).

Читайте также: