Конспект урока постэмбриональное развитие 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

обучающая:
– обобщить и закрепить представление о типах постэмбрионального развития организмов животных,
– сформировать представление о закономерностях прямого и непрямого развития,
– сформировать представление о причинах различных типов развития;

воспитательная:
– развивать научное мировоззрение,
– экологическое воспитание (взаимосвязь организма с окружающей средой),
– поддерживать познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов.

I. Актуализации знаний: Биологический диктант:

1-й вариант. Бластула, органогенез, биохимическая специализации митоз, оплодотворение.
2-й вариант. Гаструляция, биогенетический закон, эмбрион, половое размножение.
3-й вариант. Дробление, дифференциация клеток, закон зародышевого сходства, половое размножение.
4-й вариант. Мезодерма, нейрула, бластомеры, мейоз.
5-й вариант. Морфологическая специализация, органогенез, зигота, бесполое размножение.
6-й вариант. Гаструла, энтодерма, эмбриогенез, зигота.

II. Изучение нового материала:

2. Подготовка к восприятию темы:

– Что такое онтогенез?
– Какие стадии выделяют в онтогенезе?
– Какие способы постэмбрионального развитии вам известны? (Слайд 2–8)

3. Постановка проблемы: “Почему в природе сложились два способа постэмбрионального развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный”? (Слайд 9)

4. Работа в группах над реализацией проблемы: “Почему в природе сложились два способа развития – прямое и непрямое развитие? Какой из этих способов наиболее эффективный?” (Слайд 10)

Задания для самостоятельной работы в группах:

Группа 1: “Развитие беспозвоночных (на примере насекомых)”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова – стр. 229, 3 абзац. Рис. 7.9.. Дополнительный материал – рисунок развития саранчи и майского жука (приложение 1 – риc. 1,2).

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите, как развивается саранча, определите тип ее развития? Ответ обоснуйте.

2. Рассмотрите, как развивается майский жук.

– Какие стадии в развитии майского жука можно выделить? Определите тип ее развития, ответ обоснуйте.
– Какую среду обитания занимает личинка, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую среду обитания занимает взрослая особь майского жука, какой образ жизни она ведет (чем питается, характер добывания пищи)?
– Какую роль выполняет куколка?

3. Насекомых, с каким типом развития больше в природе. В чем причина выбора такого типа развития большинства насекомых?

4. Сделайте вывод: о типах развития насекомых, причине метаморфоза среди насекомых.

5. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 2: “ Развитие личиночно-хордовых (на примере асцидии) ”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие асцидии 7.1.стр. 229 – 1 абзац; рис. 7.7

Подготовить ответы на вопросы:

1. Характерные признаки строения личинки асцидий. Какой образ жизни ведет личинка асцидии (характер передвижения)?

2. Характерные признаки строения взрослой асцидии. Какой образ жизни ведет взрослая асцидия?

3. Сделайте вывод: тип развития асцидии, в чем причина такого развития асцидии.

4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 3: “Развитие амфибий (на примере лягушки)”.

Материал для работы: учебник под редакцией В.Б.Захарова, Развитие амфибии 7.1. стр. 229 – 2 абзац и рис. 7.8.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите головастика.

– Где живет головастик, и какой, образ жизни он ведет?
– Особенности внешнего строения головастика в связи с водным образом жизни.
– Особенности внутреннего строения головастика в связи с водным образом жизни.

2. Рассмотрите взрослую особь.

– Где живет взрослая лягушка, и какой образ жизни она ведет?
– Особенности строения лягушки в связи с наземным образом жизни.
– В какой период своей жизни лягушка живет в воде, какие особенности строения ей помогают жить в воде.

3. Сделайте вывод: тип развития лягушки, причина такого типа развития.

4. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

Группа 4: “Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих)”.

Материал для работы: Дополнительный материал – рисунки развития крокодила, развития птиц, развития млекопитающих (приложение 1 – рис. 3–6).

Подготовить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите вылупление из яйца крокодила. Определите тип развития. Ответ обоснуйте.

2. Рассмотрите развитие птиц на примере гусей и голубя. Почему птенцы гусей и голубя так отличаются в своем развитии. Какой тип развития у птиц? Ответ обоснуйте.

3. Рассмотрите развитие млекопитающих на примере кролика и зайца. Почему детеныши кролика и зайца так отличаются в своем развитии. Определите тип развития млекопитающих. Ответ обоснуйте.

4. Какой тип развития – прямой и непрямой преобладает у позвоночных животных.

5. Сделайте вывод об эффективности основного типа развития позвоночных.

6. Подготовьтесь к общему выводу по проблеме урока.

5. Отчеты групп над реализацией своих проблем:

Вывод группы 1: Насекомые имеют прямое и непрямое развитие. Причина метаморфоза насекомых – смена образа жизни и смена среды обитания. (Слайд 11–13)

Вывод группы 2: Асцидия имеет непрямое развитие, причина метаморфоза асцидии – смена образа жизни. (Слайд 14–15)

Вывод группы 3: Лягушка имеет непрямое развитие, причина метаморфоза – смена среды обитания в развитии. (Слайд 16–17)

Вывод группы 4: Большинство позвоночных имеют прямое развитие.

При прямом развитии детеныши, более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню полового созревания. Прямое развитие – признак высокой организации. (Слайд 18–23)

6. Обобщение учителя: В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Для животных, меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития.

Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие. (Слайд 24)

III. Закрепление знаний – выполнение и отчет по выполнению разноуровневых заданий с последующей проверкой (по выбору учащегося – Приложение 2).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Постэмбриональное развитие организмов.

Жизненный цикл у растений и животных

Цели: изучить этапы и пути постэмбриогенеза , особенности жизненных циклов у разных живых организмов; установить их биологическое значение ; обобщить знания учеников о механизмах роста и развития организмов; развивать логическое мышление учеников .

Тип урока: комбинированный.

І. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса.

ІІ . Повторение выученного материала.

Работа у доски:

Словарная работа

Проверка знания терминологии ( работа в парах) ( см. таб.)

Работа с карточками ( в группах)

І группа: распределите правильно стадии эмбрионального развития:

зигота, гистогенез, нейрула, бластула, гаструла, стадия образования мезодермы, зародыш.

ІІ группа: распределите органы согласно зародышевым листкам, из которых они образуются.:

Органы: скелет, хорда, половые и выделительные органы, пищеварительные железы, органы чувств, эпидермис кожи, кровеносная система.

ІІІ группа : вставить пропущенные слова в текст.

Ланцетник – это животное, которое принадлежит к типу…Во время …развития он проходит такие стадии: . бластула, …, формирование мезодермы, …, органогенез. Бластула образуется путем… Гаструляция осуществляется способом … Первым органом, который формируется у ланцетника, это…

Благодаря ему формируются все другие органы. Это явление имеет название…

Гаструляция – это ряд последовательных разделений зиготы, вследствие которых образуется однослойный зародыш, гаструла.

Гистогенез – это процесс формирования зачатков органов и их дальнейшее развитие.

На стадии гаструлы свое эмбриональное развитие заканчивают плоские черви.

І V . Изучение нового материала. Осмысление взаимосвязи между понятиями и явлениями.

Прошло с тех пор немало лет,

Когда свершилось чудо,

Когда явился ты на свет

Неведомо откуда.

Бывает в жизни только раз

Подобное явленье,

Поэтому позволь тебя

Поздравить с днем рожденья.

Так, переходным этапом между эмбриональным и постэмбриональным периодами является рождение. Но каждая особь по-своему приходит в этот мир, и сейчас мы рассмотрим с вами основные типы рождения( просмотр видео)

Понятия о рождении как первый этап постэмбрионального развития

Задание к схеме: привести примеры организмов, которым характерен каждый из этих типов рождения. Назвать преимущества и недостатки каждого типа.(слайды презентации)

Рост и развитие как взаимосвязанные процессы.

Типы роста, их характеристика.( слайд)

Актуализация опорных знаний, анализ схемы на доске.

Задание к схеме: привести примеры организмов с разными типами роста.

Типы развития организмов( слайд)

Вопросы поискового характера:

- Чем отличаются две схемы развития насекомых?

- Какие стадии проходит насекомое в случае прямого развития?

- Какие стадии проходит насекомое в случае непрямого развития?

- Какие еще организмы имеют такие типы развития?

Понятие о регенерации, ее роли в постэмбриональном развитии

- Проблемный вопрос: Можно ли считать регенерацию способом размножения? Ответ обоснуйте.

7. Понятие о жизненном цикле ( слайд)

Сегодня на уроке мы работаем самостоятельно.

Работа в малых группах.

Задание для групп.

Задание 1. Что такое жизненный цикл?

- Определение;

- Продолжительность;

Задание 2. Простой жизненный цикл у растений.

- Определение;

- Продолжительность;

- Жизненный цикл у хлореллы;

Задание 3. Простой жизненный цикл у животных.

- Определение;

- Продолжительность;

- Жизненный цикл у амебы;

- Выводковые птицы;

Задание 4. Сложный жизненный цикл у растений.

- Определение;

- Продолжительность;

- Жизненный цикл у высших растений (мохообразные);

З
адание 5. Сложный жизненный цикл у животных.

- Жизненный цикл медузы (половозрелая медуза→ яйцо→ личинка с ресничками→ полип→ почкование→ образование медуз на полипе→ молодая медуза);

- Жизненный цикл дафнии (самка→поколение самок, которые размножаются партеногенетически → самец → самка → мейоз → сперматозоид → яйцеклетка →зигота → оплодотворенная самка → зимующие яйца);

- Жизненный цикл круглых червей (раздельнополое и гермафродитное поколение);

Запись в тетради:

Жизненный цикл – это период между фазами развития двух или большего количества последовательных поколений.

При простом жизненном цикле все поколения не отличаются друг от друга.

Закрепление изученного материала; выработка практических навыков.

Обозначить типы роста и развития для организмов ( работа в группах, названия организмов на карточках)

Карточка 1. Рак речной; аскарида.

Карточка 2. Уж обыкновенный, собака.

Карточка 3. Медведь бурый, прудовик большой

Карточка 4. Гусь серый, карп зеркальный.

Подумайте и поясните ( творчески-поисковое задание)

а) Чтоб завоевать право на бессмертие, Геракл, согласно с мифом, должен был совершить десять славных подвигов. Одним из них была победа над Лернейской гидрой, которая пожирала все на своем пути. К тому же, во время борьбы Геракл столкнулся с проблемой – на месте каждой отрубленной головы выростали две новые. Такими же способностями владели большинство сказочных змеев горынычей. Имеют ли подобный способности современные живые организмы? Какое научное название имеет это явление?

б) Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нем времени года,

И особой в нем музыки ход…

Тестирование ( по двум вариантам)

1 вариант – выбирают номера утверждений, которые касаются сложного жизненного цикла;

2 вариант - выбирают номера утверждений, которые касаются простого жизненного цикла;

Это процесс характерен как для животных, так и для растений.

Чередование поколений не осуществляется.

Осуществляется закономерная смена поколений.

Наблюдается гермафродитное поколение.

Беспрерывность цикла обеспечивают гаметы.

Подведение итогов урока

Дайте эволюционную оценку:

- прямому и непрямому типу развития;

- яйцекладению, яйцеживорождению и живорождению.

VII . Домашнее задание:

Отработать §27; составить словарь урока ( все ученики); составить шесть тестов по выученному материалу ( §26-27) ( высокий уровень).

Жи́зненный ци́кл — закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов. Следует четко отличать жизненный цикл (характеристику вида) от онтогенеза (развития отдельной особи от момента ее появления до момента смерти или деления).

Регенерация — свойство всех живых организмов со временем восстанавливать поврежденные ткани, а иногда и целые потерянные органы.

Регенерацией называется восстановление организмом утраченных частей на той или иной стадии жизненного цикла. Регенерация, происходящая в случае повреждения или утраты какого-нибудь органа или части организма, называется репаративной. Регенерацию в процессе нормальной жизнедеятельности организма, обычно не связанную с повреждениями или утратой, называют физиологической.

На этом уроке будут раскрыты особенности периодов онтогенеза организмов.Вы познакомитесь с характеристикой и значением ювенильного, пубертатного и сенильного периодов в жизни человека и животных. Узнаете о прямом и непрямом развитии. Механизмы регуляции процессов становления организма. Как гормоны влияют на организм. А ещё мы узнаем о новых победах в борьбе с болезнями и старением организма.

4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Онтогенез, типы онтогенеза, эмбриональный и постэмбриональный периоды, метаморфозпериоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие.

5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

3.О.Л.Ващенко"Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)

6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Делится на два периода.

Эмбриональный - от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек

Постэмбриональное развитие – период от рождения или выхода их яйцевых оболочек до смерти организма.

Подразделяется на три периода – ювенильный, пубертатный и период старения.

Первый период, ювенильный, продолжается до окончания полового созревания.

Мало кто задумывается о том, что каждый этап жизни имеет свое название. Так, науке известно эмбриональное и постэмбриональное развитие. Данные периоды сильно отличаются друг от друга и имеют разные характеристики

Тот момент, когда эмбрион покидает плодные оболочки, является переходным из эмбрионального периода в постэмбриональный. В народе это время называется рождением. Стоит отметить, что у разных живых организмов данный процесс сильно отличается. Виды развития живого организма

Постэмбриональный период может характеризоваться двумя видами развития. Науке известно прямое и непрямое преобразование живого организма. Прямое развитие К данному виду относится преобразование организма, который очень похож на взрослый. Так, постэмбриональное развитие человека имеет прямой вид. Сюда же можно отнести развитие животных и некоторых пресмыкающихся. После появления на свет эмбрион очень сильно похож на взрослый организм. Однако он отличается размерами и отсутствием навыков. характеристика постэмбрионального периода

Непрямое развитие, или метаморфоз. Постэмбриональный период может иметь непрямой вид (метаморфоз). В этом случае из плодных оболочек появляется организм, который сильно отличается от взрослого. Сюда можно отнести некоторых беспозвоночных, моллюсков и пресмыкающихся. В качестве примера можно взять обычную бабочку. Постэмбриональное развитие организма в этом случае характеризуется нахождением в виде личинки. Лишь после этого бабочка становится похожей на взрослую особь. постэмбриональное развитие человека Характеристика постэмбрионального периода (прямое развитие) Как уже говорилось выше, сразу после того, как новый организм покидает плодные оболочки, начинается новый этап в развитии.

Постэмбриональное развитие человека делится на несколько ступеней. Завершающим этапом является половое созревание. Рассмотрим основные ступени постэмбрионального периода.

1. Первый этап развития: от рождения до полугода На этом этапе малыш приспосабливается к новой окружающей среде. Он учится слышать и фокусировать свой взгляд на определенных вещах. Питание на этой ступени развития исключительно жидкое. Малыш еще не может самостоятельно кушать взрослую пищу и полностью зависит от матери. Некоторые дети более быстры в развитии, чем остальные. Они переходят на следующую степень постэмбрионального периода быстрее. Так, некоторые малыши в полгода уже могут стоять, сидеть и ползать. Однако это лишь физические навыки. Науке неизвестен еще случай, когда ребенок на данном этапе начал изъясняться понятным взрослому языком. Стоит отметить, что многие животные и пресмыкающиеся, которые проходят прямой путь постэмбрионального развития, живут примерно так же. Однако у них данный период может проходить гораздо быстрее, чем у человека.

2. Второй этап развития: до одного года На этом этапе маленький человек учится сидеть ползать и ходить. Данная ступень характеризуется приобретением физических навыков. Также молодой организм начинает постепенно привыкать к новой пище. Многие детки на этом этапе начинают издавать новые звуки. Так они учатся разговаривать на понятном взрослому человеку языке. Если ребенок развивается быстрее, то на данном этапе он может уже говорить некоторые слова или даже простые предложения. Пресмыкающиеся и животные в этот период уже полностью готовы ко взрослой жизни. Они сами могут добывать себе еду и уже не зависят от взрослых особей. постэмбриональный период

3. Третий период: рост и обучение Человеческий организм характеризуется самым длительным постэмбриональным развитием. На данной ступени ребенок уже вполне может сам себя обслуживать, однако прожить без родителей ему еще очень трудно. В обычной жизни дети на этой ступени посещают дошкольные, а потом и школьные учреждения. Они растут, развиваются и обучаются всему, что пригодится им во взрослой жизни. Млекопитающие и животные на этом этапе уже полностью прошли постэмбриональный период и считаются взрослыми особями.

4. Четвертый период: половое созревание Итак, какое развитие называют постэмбриональным, вы уже знаете. У человека оно заканчивается примерно в 16-20 лет. На данной ступени начинают работать важные части организма. Гипофиз и надпочечники вырабатывают определенные гормоны. У женщин начинают функционировать яичники и появляется менструация. Мужчины же приобретают половую зрелость и способны продолжать свой род. Завершается постэмбриональный период переходом во взрослую жизнь. Человек уже в состоянии самостоятельно жить и создавать собственную семью.

Подведение итогов и заключение теперь вам известно, какое развитие называют постэмбриональным. Стоит отметить, что непрямое преобразование происходит значительно быстрее, нежели прямой постэмбриональный период. Человек претерпевает самое долгое течение данного этапа. Однако человеческие навыки позволяют выжить даже в самых трудных условиях. Этого нельзя сказать о пресмыкающихся или животных. За развитием человека в постэмбриональном периоде следят некоторые врачи: педиатр, невролог и другие. Также особенно внимательно наблюдают родители малыша. Каждый человек должен знать, что такое постэмбриональный период.

8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Выделите цветом правильные утверждения в тексте

1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.

2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.

3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.

4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.

5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.

6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.

7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.

Правильный вариант

1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.

2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.

3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.

4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.

5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.

6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.

7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.

Выделите цветом правильные утверждения в тексте

1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.

2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.

3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.

4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.

5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.

6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.

7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.

1)Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.

2) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.

3)Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.

4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.

5)В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.

6) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.

7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 10 Дата: ______________.

Предмет: биология

Тема: Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и

постэмбриональном развитии организма.

Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков,

элементов цветных, тяжелых и радиоактивных веществ) на ход

эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные

Цель: раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей

Образовательные: формировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах; углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов.

Развивающие: развивать умение обосновывать роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма; учить учащихся формулировать выводы; развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные: формировать мировоззренческие представления о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов, основы здорового образа жизни.

Оборудование: видеоматериал, тестовые задания.

1.Организационный момент.

Психологический настрой (создание коллаборативной среды)

Поочередно смыкая пальцы с соседом по парте произносить:

Большой палец – желаю

Безымянным – во всем

Мизинцем – и везде

II. Проверка знаний: письменно, дописать недостающее слово

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

Третий зародышевый листок (мезодерма)

Авторы биогенетического закона (Мюллер, Геккель)

Развитие организма с момента рождения и до смерти (Постэмбриогенез)

Взаимопроверка. Оценивание. Критерии оценки:

“2” - 5 и более ошибок

III. Новая тема

Повторение основных понятий (фронтальный опрос)

Что такое оплодотворение?

Что такое размножение?

Каково биологическое значение процесса размножения?

Какие типы размножения вы знаете?

Заполните схему:


Периоды онтогенеза



Большое влияние на развитие зародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм. Как вы думаете, какие факторы оказывают влияние на развитие организма?

Факторы окружающей среды, влияющие на развитие организма

Необходимые Вредные

Полноценная пища; Алкоголь;

Оптимальная температура и влажность; Никотин;

Правильное питание; Наркотические вещества

Свежий воздух; Тяжёлые и радиоактивные вещества

Необходимые факторы, ученики вывешивают на дерево.

Давайте теперь с вами узнаем, как же сказываются вредные факторы окружающей среды на развитие организма.

Для этого я предлагаю вам поработать самостоятельно с учебником

Альмурзина Д. – Влияние алкоголя на развитие организма

Байкадамова Д. – Влияние никотина на развитие организма

Есенова З. – Влияние наркотических веществ на развитие организма

Жаксылыкова А. – Влияние тяжёлых и радиоактивных веществ на развитие

Теперь обсудите прочитанное в группе, составьте фишбоун.


V. Творческое задание.

Составить рекомендации будущим родителям.

VI. Рефлексия.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Читайте также: