Появление славян 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: Уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; уметь определять по карте территорию древних славян; уметь охарактеризовать особенности занятий; отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

План урока:

  1. Славянские племена.
  2. Расселение восточнославянских племён.
  3. Занятия. Развитие хозяйства восточных славян

Ход урока

I. Фронтальная беседа по основным вопросам темы предыдущего урока

II. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

Первые упоминания о славянах относится к I–II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн Вислы.

Итак, кратко суть проблемы происхождения славян можно свести к следующим положениям:

  1. Славяне являются коренным населением Восточной Европы. Они имеют единый корень и ведут своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности и являются неотъемлемой частью её.
  2. Славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже н.э. и не имеют единого корня, то есть основа славянской общности полиэтнична.
  3. Было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Тем не менее, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает определённой роли других народов в славянском этногенезе (в происхождении славян).

Славяне – часть индоевропейской общности, они имеют единый этнический корень и являются коренным населением Восточной Европы.

Славянский язык относится к индоевропейской языковой системе. Сформировавшись около V-IVтыс. до н.э., эта языковая группа в IV-III тыс. до н.э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племён. Расселение это пришлось на время неолита – нового каменного века. Не случайно историки говорят о неолитической революции, то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производственному хозяйству – земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимы от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы. В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германской, французской, итальянской) и славянской групп.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам), пользуясь картой и учебником, составляют таблицу

Расселение восточнославянских племён

Название племенного союза Место расселения
Поляне Среднее течение Днепра (Киев)
Древляне В бассейне реки Припять, город Искоростень (северо-запад Киева)
Дреговичи На территории современной Беларуси (левобережье Припяти)
Полочане Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк (бассейн Западной Двины)
Ильменские славене (или словене) Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород
Северяне В бассейнах рек Десна, Сейм и Сулла. Город Чернигов (левобережье Днепра)
Радимичи По рекам Сож и Сейм (между Днепром и Сожжем)
Кривичи Верховья Западной Двины и Днепра, главный город Смоленск (верховья Волги, Днепра, Двины)
Вятичи В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов и Суздаль (район Оки и Москвы-реки)
Волыняне (бужане) По реке Буг (верховья южного Буга)
Уличи Нижнее Преднепровье, побережье Черного моря (Поднестровье)
Тиверцы Между реками Днестр и Прут (Поднестровье)
Белые хорваты Закарпатье

Напоминаем, что после второго общественного разделения труда на смену родовой общине приходит соседская (территориальная)

Запись в тетрадях:

Родовая община – коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

(Пояснение учителя: Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным.

Пахотное земледелие – вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья)

Запись в тетрадях:

Соседская община – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.

(Пояснение учителя: В обществе постепенно усиливается значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.)

Запись в тетрадях:

Частная собственность – форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.

Занятия. Развитие хозяйства восточных славян

Среднее Поднепровье – наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же существовали различия в системе земледелия восточных славян живущих на юге и на севере.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам – юг и север, в конце урока обмениваются подобранными данными, окончательно формирую таблицу – задание на дом), используя материал учебника составляют таблицу

Развитие хозяйства восточных славян

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Происхождение славян

Цель: рассказать о предках славян, показать место славянских племён среди других народов Европы и Азии, перечислить основные восточнославянские племена, дать краткую характеристику их быта, занятий, языка, определить территорию расселения.

План урока:

Неолитическая революция. Индоевропейцы.

Расселение и хозяйство праславян. Появление славян.

Великое переселение народов. Западные, восточные и южные славяне.

Основные понятия: неолитическая революция, индоевропейцы, славяне, группы славян (западные, восточные и южные); анты, венеды, скифы; великое переселение народов.

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

Проверить конспекты учащихся. Вызвать двух учащихся к доске:

А) Одного из них попросить написать значение терминов колонизация. (Заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны, а также основание поселений за её пределами).

Б) Другого учащегося попросить объяснить, как сказалось на истории России её отдалённость от центра мировых цивилизаций. (Народы Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других государств, сложившихся на развалинах Римской империи, получили богатейшее наследство: передовой хозяйственный опыт римлян, высокую духовную культуру, разработанную систему законов, христианство. Рус же, хотя и имела постоянные торговые и культурные контакты с Византией, но они возникли благодаря дальним и рискованным путешествиями по Днепру и Чёрному морю и то лиш в тёплое время года).

2. Для учащихся, выбравших сравнение России (данного региона) с иными странами и регионами: а) ответ должен опираться на знания физической географии своего региона (страны); б) учащиеся должны связать эти особенности с особенностями исторического развития народов на этих землях.

Пример: наличие разветвлённой сети рек способствовало раннему расселению людей вдоль водных артерий. Наличие густых лесов способствовало обороне земледельческого населения от степных вторжений. Разветвлённая сеть притоков Днепра предопределила контроль над обширной территорией киевских князей. Наличие плодородных земель способствовало развитию охоты и рыболовства.

3.Для учащихся, выбравших рассказ о своей семье: они должны ответить, как именно политические, социальные, экономические события в стране повлияли на историю их семьи (или отдельных её членов). Особое внимание следует обратить на такие факторы, как крупное строительство (что вызывало миграции населения), политические репрессии и т. д.

Изучение нового материала

Запись в тетрадях:

Неолитическая революция – переход в период неолита от собирательного типа хозяйства к производящему.

Преподаватель сообщает: Основную часть населения Европы и значительную часть Азии и до сих пор занимают народы, некогда принадлежавшие к единой индоевропейской этно – языковой группе. Вплоть до 3 тыс. до н. э. общность ещё сохранялась единой, затем началось её разделение на различные племена и группы племён.

Запись в тетрадях :

Индоевропейцы – одна из наиболее крупных групп племён и языков. В индоевропейскую группу народов входит 17 языковых семей, к ней относящихся, - англичане, немцы, французы, греки, иранцы, армяне, ирландцы и др.

Беседа с учащимися по вопросам:

- К какой группе относятся славянские племена и языки? (К индоевропейской.)

-Какие народы Азии относятся к индоевропейской группе? (Индийцы, иранцы, таджики, из древних – хетты.)

Какие соседи славянских племён относились к индоевропейской группе? (Скифы и сарматы, германские племена, все балтские племена, романские племена (предки румын), греки и прочие.)

- Были ли индоевропейцами исторические соседи славян – чудь, меря, весь?

(Нет, они принадлежали к урало – самодийской ветви народов.)

- Хазары? (Нет, они тюрки.) Половцы, печенеги? (Они также тюрки.)

- Булгары? (Нет, они принадлежат к уральской группе народов.)

- Индоевропейцы были скотоводами или земледельцами? (Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие, но в то же время существенное место в хозяйстве индоевропейских племён занимало и скотоводство.)

Преподаватель сообщает: Некогда славяне входили в состав ещё не разделившейся на отдельные ветви индоевропейской группы народов. Таким образом, у славян, балтов, германцев, романцев, греков, иранцев, таджиков, индийцев и других народов изначально были общие предки. Согласно одной из наиболее авторитетных гипотез прародина индоевропейской общности – в северной части Малой Азии (территории современной Турции). Именно оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу через Среднюю Азию, а затем через Преднепровье и Северное Причерноморье (в III – II тыс. до н. э.).

2. Преподаватель продолжает рассказывать новый материал: Прародиной славянских племён считается междуречье Вислы и Одры. Именно отсюда происходило расселение славянских племён на восток и на юг – на Балканский полуостров. Некоторыми историками считается, что уже во II тысячелетии до нашей эры протославяне (предки славян) заселили бассейн Днепра, истоков Оки, Волги (по ходу объяснения показывает преподаватель по карте).

В I тысячелетии до н. э. предки славян расселились в Поднепровье, где столкнулись со скифами, которые, по – видимому, их покорили. По мнению академика Б. А. Рыбакова именно этих славян древние историки именовали скифами – пахарями. У более поздних византийских историков славяне именуются венедами или антами.

Тогда же протославяне столкнулись с причерноморскими государствами, возникшими во время греческой колонизации VII - VI вв. до нашей эры. Греки основали побережье Северного Причерноморья города – государства: Ольвию, Пантикапей,Херсонес, Керкинитиду и др. (показывает преподаватель по карте). Греки принесли на эти земли и свой уклад жизни, политические традиции. В V в. до н. э. полисы, располженные на берегах Керченского пролива, объединились и основали Боспорское царство. В III – I вв. до н. э. причерноморские государства приходят в упадок. В то же время на скифов усиливается давление со стороны наступающих сарматов. Как раз в скифское время формируется население, говорившее уже по – славянски, а не на балто – славянском языке.

Преподаватель продолжает рассказ: Так называемое Великое переселение народов происходило в III в. н. э. В эту эпоху Северное Причерноморье превращается в своего рода магистральный путь для движения народов с востока на запад. Политическая гегемония в причерноморских степях от сарматов в III в. н. э. переходит к готам, а в VI в. здесь доминируют гунны. Гунны разгромили римские города в Причерноморье, что подорвало важнейшую статью процветания славян Среднего Поднепровья – экспорт хлеба. В результате славяне в определённой мере уравнялись со своими менее развитыми соседями, заселявшими северную лесостепную полосу. Гунны осели в Паномии (Венгрия). Т. к. гунны ушли с юга, то славяне двинулись на их место, т. е. в VI в. началось массовое вторжение славян на Балканский п – ов.

(дополнительный материал о племенах сарматов, готов и гуннов.

Сарматы – объединение кочевых скотоводческих племён (аланы, савроматы, роксоланы). В VI – IV вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до Волги. В III в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. В IV в. н. э. разгромлены гуннами.

Готы – группа германских племён. В III в н. э. жили в Северном Причерноморье. Делились на вестготов и остготов.

В ходе этого движения происходил распад единой славянской общности на три ветви: на западных, южных и восточных славян.

Запись в тетрадях:

Три ветви славян

Поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы.

Болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, черногорцы, боснийские мусульмане.

Русские, украинцы, белорусы.

… Спустя много времени если славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назывались чехи. А вот ещё те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лутичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.

Повесть временных лет, начало XII в. // А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Москва, 1999. – с. 14.

- О расселении каких групп славян говорится в тексте? (Западных и восточных.)

- Какие племена относятся к западнославянским, а какие – к восточнославянским? (Западные славяне – морава, чехи, белые хорваты, сербы, хорутане, поляки, лутичи, мазовшане, поморяне. Восточные славяне – поляне, древляне, дреговичи, полочане, славяне около озера Ильмень, северянами.)

Работа с картой: Вызвать одного учащегося к доске и попросить показать на карте расселение восточных славян, как это описано в Повести временных лет.

Вывод: Разделение славянских племён в результате их продвижения на восток и на юг стало составной частью Великого переселения народов. Они расселились по территории Центральной, Восточной и Юго – Восточной Европы.

III . Итог урока.

Разделение славянских племён в результате их продвижения на восток и на юг стало составной частью Великого переселения народов. Славяне расселились по территории Центральной, Восточной и Юго – Восточной Европы.

Домашнее задание.

Параграфы 1 – 3, работа с контурной картой.

Дополнительное задание. Подготовить небольшой доклад по краеведению: местные названия населённых пунктов (топонимы – названия мест, озёр, ручьев и т. п.). Их происхождение – древность, к какому языку они относятся и какие народы, следовательно, населяли данную местность раньше.

Цель: рассказать о предках славян, показать место славянских племён среди других народов Европы и Азии, перечислить основные восточнославянские племена, дать краткую характеристику их быта, занятий, языка, определить территорию расселения.

Неолитическая революция. Индоевропейцы.

Расселение и хозяйство праславян. Появление славян.

Основные понятия: неолитическая революция, индоевропейцы, славяне, группы славян (западные, восточные и южные); анты, венеды, скифы; великое переселение народов.

Проверка домашнего задания.

Проверить конспекты учащихся. Вызвать двух учащихся к доске:

А) Одного из них попросить написать значение терминов колонизация. (Заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны, а также основание поселений за её пределами).

Б) Другого учащегося попросить объяснить, как сказалось на истории России её отдалённость от центра мировых цивилизаций. (Народы Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других государств, сложившихся на развалинах Римской империи, получили богатейшее наследство: передовой хозяйственный опыт римлян, высокую духовную культуру, разработанную систему законов, христианство. Рус же, хотя и имела постоянные торговые и культурные контакты с Византией, но они возникли благодаря дальним и рискованным путешествиями по Днепру и Чёрному морю и то лиш в тёплое время года).

2. Для учащихся, выбравших сравнение России (данного региона) с иными странами и регионами: а) ответ должен опираться на знания физической географии своего региона (страны); б) учащиеся должны связать эти особенности с особенностями исторического развития народов на этих землях.

Пример: наличие разветвлённой сети рек способствовало раннему расселению людей вдоль водных артерий. Наличие густых лесов способствовало обороне земледельческого населения от степных вторжений. Разветвлённая сеть притоков Днепра предопределила контроль над обширной территорией киевских князей. Наличие плодородных земель способствовало развитию охоты и рыболовства.

3.Для учащихся, выбравших рассказ о своей семье: они должны ответить, как именно политические, социальные, экономические события в стране повлияли на историю их семьи (или отдельных её членов). Особое внимание следует обратить на такие факторы, как крупное строительство (что вызывало миграции населения), политические репрессии и т. д.

Изучение нового материала

Запись в тетрадях:

Неолитическая революция - переход в период неолита от собирательного типа хозяйства к производящему.

Преподаватель сообщает: Основную часть населения Европы и значительную часть Азии и до сих пор занимают народы, некогда принадлежавшие к единой индоевропейской этно - языковой группе. Вплоть до 3 тыс. до н. э. общность ещё сохранялась единой, затем началось её разделение на различные племена и группы племён.

Запись в тетрадях:

Индоевропейцы - одна из наиболее крупных групп племён и языков. В индоевропейскую группу народов входит 17 языковых семей, к ней относящихся, - англичане, немцы, французы, греки, иранцы, армяне, ирландцы и др.

Беседа с учащимися по вопросам:

- К какой группе относятся славянские племена и языки? (К индоевропейской.)

-Какие народы Азии относятся к индоевропейской группе? (Индийцы, иранцы, таджики, из древних - хетты.)

Какие соседи славянских племён относились к индоевропейской группе? (Скифы и сарматы, германские племена, все балтские племена, романские племена (предки румын), греки и прочие.)

- Были ли индоевропейцами исторические соседи славян - чудь, меря, весь?

(Нет, они принадлежали к урало - самодийской ветви народов.)

- Хазары? (Нет, они тюрки.) Половцы, печенеги? (Они также тюрки.)

- Булгары? (Нет, они принадлежат к уральской группе народов.)

- Индоевропейцы были скотоводами или земледельцами? (Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие, но в то же время существенное место в хозяйстве индоевропейских племён занимало и скотоводство.)

Преподаватель сообщает: Некогда славяне входили в состав ещё не разделившейся на отдельные ветви индоевропейской группы народов. Таким образом, у славян, балтов, германцев, романцев, греков, иранцев, таджиков, индийцев и других народов изначально были общие предки. Согласно одной из наиболее авторитетных гипотез прародина индоевропейской общности - в северной части Малой Азии (территории современной Турции). Именно оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу через Среднюю Азию, а затем через Преднепровье и Северное Причерноморье (в III - II тыс. до н. э.).

2. Преподаватель продолжает рассказывать новый материал: Прародиной славянских племён считается междуречье Вислы и Одры. Именно отсюда происходило расселение славянских племён на восток и на юг - на Балканский полуостров. Некоторыми историками считается, что уже во II тысячелетии до нашей эры протославяне (предки славян) заселили бассейн Днепра, истоков Оки, Волги (по ходу объяснения показывает преподаватель по карте).

В I тысячелетии до н. э. предки славян расселились в Поднепровье, где столкнулись со скифами, которые, по - видимому, их покорили. По мнению академика Б. А. Рыбакова именно этих славян древние историки именовали скифами - пахарями. У более поздних византийских историков славяне именуются венедами или антами.

(дополнительный материал о племенах сарматов, готов и гуннов.

Сарматы - объединение кочевых скотоводческих племён (аланы, савроматы, роксоланы). В VI - IV вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до Волги. В III в. до н. э. вытеснили из Северного Причерноморья скифов. В IV в. н. э. разгромлены гуннами.

Готы - группа германских племён. В III в н. э. жили в Северном Причерноморье. Делились на вестготов и остготов.

В ходе этого движения происходил распад единой славянской общности на три ветви: на западных, южных и восточных славян.

Запись в тетрадях:

Три ветви славян

Поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы.

Болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, черногорцы, боснийские мусульмане.

Русские, украинцы, белорусы.

…Спустя много времени если славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назывались чехи. А вот ещё те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Повесть временных лет, начало XII в. // А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Москва, 1999. - с. 14.

- О расселении каких групп славян говорится в тексте?(Западных и восточных.)

- Какие племена относятся к западнославянским, а какие - к восточнославянским? (Западные славяне - морава, чехи, белые хорваты, сербы, хорутане, поляки, лутичи, мазовшане, поморяне. Восточные славяне - поляне, древляне, дреговичи, полочане, славяне около озера Ильмень, северянами.)

Работа с картой: Вызвать одного учащегося к доске и попросить показать на карте расселение восточных славян, как это описано в Повести временных лет.

Вывод: Разделение славянских племён в результате их продвижения на восток и на юг стало составной частью Великого переселения народов. Они расселились по территории Центральной, Восточной и Юго - Восточной Европы.

Разделение славянских племён в результате их продвижения на восток и на юг стало составной частью Великого переселения народов. Славяне расселились по территории Центральной, Восточной и Юго - Восточной Европы.

Урок №1-2. Тема: Происхождение славян

Цель: формирование целостного представления о восточных славянах, понимание особенностей становления восточнославянского общества и его взаимосвязи с индоевропейцами

Задачи:

1) образовательные - рассказать о предках славян, перечислить основные восточнославянские пле­мена, дать краткую характеристику их быта, занятий, языка, определить терри­торию расселения;

2) развивающие – развитие навыков анализа текста учебника, документа, других источников, навыков работы с исторической картой;

3) воспитательные - формирование исторической идентичности современных русских с их предками – восточными славянами.

Тип урока: изучение нового материала, лекция с элементами беседы.

Основные понятия: неолитическая революция, индоевропейцы, славяне, анты, венеды, великое переселе­ние народов.

Материально-техническое обеспечение:

Межпредметные связи: география, литература

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Эпиграф к уроку.

Знакомство учеников с темой урока, целями и задачами изучения нового материала.

Читайте также: