Русские народные потешки 1 класс школа россии презентация и конспект

Обновлено: 03.07.2024

  • Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества.
  • Закрепление знаний об изученных малых формах устного народного творчества (сказка, скороговорка, загадка, пословица).
  • Формирование представления о песенках как жанре устного народного творчества.
  • Формирование навыка осознанного чтения.
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса словами, которые дают представление о старине, о русском быте.
  • Формирование умения взаимодействовать в парах, группах, распределять роли.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Формирование позитивного отношения к чтению.
  • ПК, видеопроектор, музыкальный центр,MacBook по 1 на парту;
  • презентация к уроку;
  • страницы учебника (Приложение 1);
  • музыкальный файл - русская народная песенка “Заинька, попляши” (Приложение 2)
  • демонстрационный материал (Приложение 3);
  • раздаточный материал для работы в группах (Приложение 4);
  • дополнительный этап урока (Приложение 5).

Ход урока

I. Мотивация. - 3 мин

  • Закончите предложение, вставив подходящее по смыслу слово.
  • Прочитайте полученную фразу. Что это за предложение?
  • Давайте объясним смысл пословицы.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

(Работа на MacBook: впечатать пропущенное слово в пословицу – умение работать с текстовым редактором.)

И мы сегодня на уроке покажем уже имеющиеся знания и будем учиться добывать новые знания.

II. Актуализация знаний. – 10 мин

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот,
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга)

- Как называется раздел учебника, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке?

- О каких жанрах литературных произведениям мы говорили на прошлом уроке?

(На доске этикетки с названием жанров - ЗАГАДКА, ПОСЛОВИЦА, СКОРОГОВОРКА, СКАЗКА).

- Это произведения устного народного творчества.

- Почему устное народное творчество сравниваются с радугой?

- Кто помнит, как одним словом можно назвать устное народное творчество.

- Кот учёный хочет проверить, знаете ли вы пословицы. Он просит вас собрать пословицы, которые рассыпались.

- В народе говорят: “Один ум хорошо, а два лучше”. Вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в парах.

(Дети читают правила работы в парах.)

(Работа в парах на MacBook. – Собрать пословицы.)

Задание: соберите пословицы.

Не пером пишут, такова и работа.
Знай больше, лучше большого безделья.
Не спеши языком, а умом.
Маленькое дело говори меньше.
Каков мастер, спеши делом.

- Проверим как вы выполнили задание.

(Дети читаютпарами получившиеся пословицы: 1 ребёнок – начало, 2 – продолжение.)

Не пером пишут, а умом.
Знай больше, говори меньше.
Не спеши языком, спеши делом.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Каков мастер, такова и работа.

С каким жанром устного народного творчества вы сейчас работали?

Подберите эталон для определения этого жанра.

(На доске эталоны знакомых жанров народного творчества.Дети выбирают эталон.)

(Приложение 3 – эталоны жанров ПОСЛОВИЦА, ЗАГАДКА, СКАЗКА, СКОРОГОВОРКА)

Помогите заполнить нашу радугу жанрами устного народного творчества. Будем читать эталон и определять жанр литературного произведения.

(На эталоны помещаются этикетки с названием жанров фольклора.)

(Работа с эталонами.)

1. Краткое изречение.

2. Законченное суждение или поучение.

3. Жанр - пословица.

1. Зашифрованное слово.

2.Описание предмета или явления.

3. Жанр – загадка.

1. Произведение с вымыслом.

2. Чему-то учит.

3. Жанр – сказка.

1. Трудно произносимые вместе слова.

2. Быстрая речь.

3. Жанр – скороговорка.

Наша радуга и эталоны помогут вам выполнить следующее задание. Задание вы будете выполнять в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

(Дети читают по очереди по 1 правилу.)

Задание для работы в группах

Перед вами таблица с названиями жанров устного народного творчества:

(Слайд 9. Приложение 4: таблица для определения жанров; тексты для определения жанров)

  • Жили-были дед и баба. Задумала баба испечь колобок.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Зимой в поле лежал,
    А весной в речку побежал.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Вам надораспределить фрагменты произведений в таблицу в соответствии с жанром.

- Проверим, как вы справились с заданием.

(Представитель группы выходит к доске и предъявляет результат работы - заполненную таблицу.Выполняется проверка: дети по очереди зачитывают фрагмент произведения и называют вид жанра.)

III. Создание проблемной ситуации и постановка цели урока. – 7 мин

- Мы повторили всё, что сегодня пригодится на уроке, чтобы открыть новое знание.Думаю: вы успешно справитесь с этим.

- На нашей радуге - символе устного народного творчества ещё остались неоткрытые полосы. Предлагаю вам стать первооткрывателями.

- Сейчас вы услышитепроизведение устного народного творчества. Определите жанр этого произведения.

(Напевается текст колыбельной)

Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Жёлтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.

- Кто может сказать, что сейчас прозвучало? Какой жанр этого произведения?

- На нашей радуге открывается ещё одна полоска – песенки.

(На доске появляется этикетка ПЕСЕНКА.)

- Попробуйте объяснить свой ответ. Чем отличается песенка от других жанров?

- Давайте составим эталон для определения жанра “песенка”.

(На доске таблица для создания эталона и этикетки с признаками жанра.)

проза
стихи

для детей
для взрослых

самостоятельно
под мелодию

- Результат работы: эталон, созданный под руководством учителя (помещается на доску).

5 1. Стихотворная форма.

2. Мелодичность.

3. Для детей.

4.Жанр – песенка.

- С каким новым жанром фольклора мы будем знакомиться сегодня на уроке?

- С одной песенкой мы уже познакомились. Когда исполняли эту песенку?

- Кто знает, как называют песенки, которые поют ребёнку перед сном?

- Роль песенки – колыбельная.

IV. Музыкальная физкультминутка. – 3 мин

А сейчас мы немножко отдохнём.

(Выполнение с учителем ритмичных движений под русскую народную песенку “Заинька”.)

Заинька, походи,
Серенький, походи,
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.

(Слайд 12. Приложение 2 - музыкальный файл)

- Что звучало во время физкультминутки?

- К сожалению, автор этой замечательной песенки неизвестен.

- Кому же мы скажем спасибо за эту песенку?

- Кто из вас может сказать: какова роль этой песенки?

V. Изучение нового материала.

Знакомство с народными песенками. – 15 мин

- Вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке.

(Познакомиться с новым жанром народного творчества.)

- С каким новым жанром фольклора мы познакомились? (Песенками.)

- Какие песенки мы сегодня услышали? (Колыбельная, потешка.)

- Вспомним, что помогает открывать новые знания? (Учебник, энциклопедия, можно спросить у родителей или учителя.)

- Предлагаю сейчас поработать с учебником по литературному чтению.

1. Чтение текстов песенок на с.29 (Работа по вариантам)

- Все ли было понятно при чтении?

- О чём говорит употребление этих слов, непонятных нам.

  • вёдрышко (вёдро) — летняя сухая погода
  • брызни пуще — брызни сильней

- Подумайте, когда и с какой целью могли исполнять эти песенки.

- Обратите внимание: и к радуге-дуге, и к дождику дети обращаются как к живым существам. В древности жизнь людей напрямую зависела от природы. И люди представляли природу как живую. Поэтому и к растениям, и к явлениям природы обращались как живым. Так они проявляли свою любовь и уважение к тому, что их окружает.

2. Чтение текстов песенок на с.30. (Работа по вариантам)

- Вспомните, какой народный праздник отмечается в конце зимы – праздник проводов зимы. (Масленица.)

- Прочитаем песенки, которые исполнялись на масленичной неделе.

- Что узнали из песенки?

- Кто знает, о какой народной традиции поётся во второй песенке?

- Встреча птиц - жаворонки.

- Что объединяет песенки, которые мы прочитали в учебнике? (Песенки-заклички.)

- С какой целью люди сочиняли песенки-заклички?

  • С каким новым жанром фольклора мы познакомились на уроке?
  • С какими видами народных песенок мы познакомились?
  • Что нового вы сегодня узналина уроке? (Слайд 20)
  • Как вы думаете, нужно ли нам сохранять народные песенки? Почему?
  • Покажите смайликом оценку своей работы на уроке. Объясните свой выбор.

Благодарность за урок.

Примечание: если в классе хорошо читающие дети, можно добавить ещё один этап урока в изучение нового материала (Приложение 5).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сказки, загадки, небылицы Раздел 2 Русские народные потешки. Стишки и потешки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказки, загадки, небылицы Раздел 2 Русские народные потешки. Стишки и потешки.


Собери слово из букв П О Т Е Ш К И

Собери слово из букв П О Т Е Ш К И

Потешки это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает.

Потешки это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Потешки Веками потешки помогали родителям развивать и воспитывать ребёнка. По.

Потешки Веками потешки помогали родителям развивать и воспитывать ребёнка. Потешка может ободрить, утешить, развеселить практически в любой ситуации.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Потягушеньки-порастуню.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Потягушеньки-порастунюшки, Поперек толстунюшки, В ножки – ходунюшки, В ручки - хватунюшки, В роток - говорок, А в головку - разумок!

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Большие ноги Шли по до.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Большие ноги Шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ-топ!

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Пошел котик на торжок.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Ане снесть? Я и сам укушу Да и Ане принесу.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Не плачь, не плачь, К.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не плачь, дорогой, Куплю другой. Не плачь, не кричи, Дам тебе три.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Водичка, водичка, Умой.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Расти, коса, до пояса.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Расти, коса, до пояса, Не вырони не волоса. Расти, косынька, до пят — Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся — Маму, дочка, слушайся

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Не ходи за селом, Там.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Не ходи за селом, Там Яга с помелом. Не ходи вопотьмах, Там страх во кустах.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Еду-еду к бабе, к деду.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Еду-еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом. в яму! Бух!

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Ладушки, ладушки! Пекл.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два, Саше два, Маше два, Хороши оладушки У нашей доброй бабушки!

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Сорока-ворона кашу вар.

Угадайте, когда произносили потешку? В какой ситуации? Сорока-ворона кашу варила, Деток кормила… Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая…

Работаем по учебнику: Учебник с. 45 Прочитай. Определите, что воспитывают пот.

Работаем по учебнику: Учебник с. 45 Прочитай. Определите, что воспитывают потешки в детях. Какие потешки вы помните из детства?

Отдохнём с потешками: По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по.

Отдохнём с потешками: По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп! немного отдохнем И домой пешком пойдем.

Что такое небылицы? Учебник с. 46

Что такое небылицы? Учебник с. 46

Самостоятельное чтение: С.47-49, ответы на вопросы учебника

Самостоятельное чтение: С.47-49, ответы на вопросы учебника

Подведем итоги: С какими произведениями устного народного творчества познаком.

Оцените свою работу на уроке

Оцените свою работу на уроке

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 395 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.09.2018 6593
  • PPTX 2.5 мбайт
  • 899 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Леонова Виктория Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.

Урок 10. (с. 46 - 51)

Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирования читательского интереса к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение правильно читать произведения устного народного творчества, умение выразительно читать по ролям; сочинять загадки, песенки, потешки и продолжения прочитанных произведений; знакомство с новыми произведениями устного народного творчества, их названиями, иллюстрациями.

Личностные: наличие представления о нравственном содержании собственных поступков; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читаемыми произведениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать своё отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.

Сценарий урока


I. Организационный момент

Актуализация знаний. Проверка Домашнего задания


Конкурс на лучшую загадку.

Учащиеся читают придуманные загадки.


II. Постановка цели урока.

– Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:


Ответ: потешки.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.

III. Изучение нового материала.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.


1. Речевая минутка.

Ва-фа-ва – в лесу живет сова.

Фы-фы-вы – в саду росли сливы.

Ва-ва-фа – платье новое из шкафа.

Фе-ве-фе – подушка на софе.


2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания.

Разговор лягушек
(из зарубежного фольклора)

– А кого, кого, кума?

– Карпа, рака и сома.

– Как поймаешь, дашь ли нам?


– Прочтите скороговорку медленно, быстрее, очень быстро:

Дятел дуб долбил,


3. Знакомство с русскими народными потешками.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.

– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.

– Как вы думаете, о ком пойдёт речь в первой потешке?

– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.

Молотить – извлекать, выбивать зерна из колосьев.

– Назовите героев этой потешки.

– Кто обращается к кисоньке?

– Как хозяйка называет кисоньку?

– Зачем сочиняют потешки?

– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.

– О ком пойдет в ней речь?

– Прочтите потешку вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.

– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)

– Для кого их сочиняют?

– Чему учат потешки?


– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.

Физкультминутка


IV. Продолжение изучения нового материала.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге и строить монологическое высказывание в процессе обсуждения по теме.


Знакомство с небылицами.

– Прочтите название группы произведений на с. 46.

– Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы: для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)

– Прочтите небылицы вслух по цепочке.

– О каких чудесах вы прочли?


– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?

Познавательные УУД: уметь понимать и интерпретировать знаки, символы в процессе определения названия и содержания литературного произведения.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к героям произведения и оценивать высказывание партнёра, при пересказе содержания произведения адекватно использовать речевые средства.

– Весёлые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак.

– Когда автор встретил двух свинок?

– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?

– Какое настроение передает это стихотворение: весёлое или грустное?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

мал – сказал печь – стеречь

дворец – леденец готов – котов

– О каких чудесах вы прочитали?

– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?

– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?

– О каких чудесах вы прочитали?

Физкультминутка


VI. Продолжение изучения нового материала.

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию и ключевым фразам; анализировать структуру произведения.

– Прочтите название стихотворения.


Далее учитель читает отрывок из стихотворения.

– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?

– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.

– Как построено стихотворение?

– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?

Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.

построить дом;

построить стихотворение.


2. Игры Деда Буквоед а.

К + часть лица = животное. (К + рот = крот.)

К + полевое растение = дерево. (К + лён = клён.)

К + морское животное = насекомое. (К + омар = комар.)

К + речные рыбы = слесарный инструмент. (К + лещи = клещи.)



VII. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями вы познакомились?

– Для чего создают потешки, небылицы и весёлые стихотворения?

– Какие произведения вам понравились больше всего?

– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?


Внеурочная деятельность.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Придумать весёлую необычную историю; выучить одно из произведений. Вспомнить сказки А. С. Пушкина, принести на урок книгу с любимой сказкой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, запись русской народной песни, карточки с загадками для групповой работы.

Ход урока

I.Организационный момент.

Слайд 2 –Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в название раздела, который мы с вами изучаем.

- Что у вас получилось?

- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?

Слайд 3 – Как назвать одной фразой?

II.Работа по теме урока.

1.Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками.

- О ком говорится в первом четверостишии?

-Как описывает её автор?

О ком говорится во втором четверостишии?

- Как вы догадались?

- Как выдумаете, если первое- это стихотворение, то как можно назвать второе?

С 5, 6 слайдами работа проводится аналогично.

2.Работа с учебником и в парах, в группах.

- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.

Дети читают загадки.

Слайд 7. – С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).

- Как она описана? (Белолица, круглолица).

- Что за красавица по небу катается? (Луна).

-В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)

- С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).

- Почему? (Она круглая, как тарелка).

- Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).

- Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)

- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну.

- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит орехи, грибы….)

- С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)

- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про лес.

Работа с остальными загадками ведется аналогично.

Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.

Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.

- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.

- Как названа весна в песне? (Матушкой).

- Как вы думаете почему её так назвали?

- О каких весенних месяцах говорится в песне?

- Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?

- С какой интонацией нужно читать эту песенку?

Прочитайте песенку, передавая голосом радость.

Сравните её с предыдущей.

- Что содержится в этой песне? (Просьба).

- Прочитайте песенку выразительно.

- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.

Слайд 11 Чтение потешек хорошо читающими детьми.

- Как вы думаете почему их так назвали?

- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.

Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.

5.Итог урока.

- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке?

Тема урока : Загадки, песенки, потешки.

Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками.

Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.

Показать напевность русских песен.

Учить читать выразительно небольшие произведения.

Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, запись русской народной песни, карточки с загадками для групповой работы.

I .Организационный момент.

Слайд 2 –Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в название раздела, который мы с вами изучаем.

- Что у вас получилось?

- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?

Слайд 3 – Как назвать одной фразой?

II .Работа по теме урока.

Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками.

- О ком говорится в первом четверостишии?

-Как описывает её автор?

О ком говорится во втором четверостишии?

- Как вы догадались?

- Как выдумаете, если первое- это стихотворение, то как можно назвать второе?

С 5, 6 слайдами работа проводится аналогично.

Работа с учебником и в парах, в группах.

- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.

Дети читают загадки.

Слайд 7. – С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).

- Как она описана? (Белолица, круглолица).

- Что за красавица по небу катается? (Луна).

-В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)

- С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).

- Почему? (Она круглая, как тарелка).

- Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).

- Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)

- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну.

- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит орехи, грибы…..)

- С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)

- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про лес.

Работа с остальными загадками ведется аналогично.

Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.

Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.

- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.

- Как названа весна в песне? (Матушкой).

- Как вы думаете почему её так назвали?

- О каких весенних месяцах говорится в песне?

- Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?

- С какой интонацией нужно читать эту песенку?

Прочитайте песенку, передавая голосом радость.

Сравните её с предыдущей.

- Что содержится в этой песне? (Просьба).

- Прочитайте песенку выразительно.

- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.

Слайд 11 Чтение потешек хорошо читающими детьми.

- Как вы думаете почему их так назвали?

- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.

Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.

- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке?

Читайте также: