Озера болота подземные воды ледники многолетняя мерзлота 8 класс конспект и презентация

Обновлено: 02.07.2024

1 Озёра России Урок в 8 классе

2 внутренние воды реки озёра болота подземные воды ледники многолетняя мерзлота искусственные водоёмы

3 Река – это … водный поток, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом.

4 Озеро – это … природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

5 Болото – это … избыточно увлажнённые участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.

6 Ледник – это … естественное многолетнее скопление льда на суше.

7 Дайте определения понятиям: Равнина, образованная речными наносами в устье реки, на которой река делится на рукава. Петлеобразная излучина реки. Формы рельефа, имеющие вид ступеней или уступов с горизонтальной или слегка наклонённой поверхностью, образованные эрозионной деятельностью реки. Превышение истока над устьем, выраженное в метрах. Размыв или смыв горных пород и почв текущей водой. Граница между бассейнами двух рек. Величина падения реки, разделённая на длину реки, выражаемая в метрах. Главная река со всеми притоками. Количество воды, протекающее в речном русле за год. Резкий и кратковременный подъём уровня воды в реке.

8 Озёра России На территории России находится свыше 2 млн. озёр. Самым глубоким озером мира является Байкал. Самое солёное озеро России – Баскунчак. Самое крупное солёное озеро России – Чаны. Самое крупное озеро в мире – Каспийское.

9 Типы озёрных котловин Описание происхождения Примеры озёр Районы распространения озёр Тектонические Образовались на месте провалов земной коры. Байкал Горные районы юга Сибири Вулканические Образовались в кратерах вулканов Кроноцкое Камчатка Ледниковые Сформировались на территориях, подвергшихся материковому оледенению Ладожское Северо-западная часть России Остаточные Образовались из остатков древних морей Каспийское Юг Восточно- Европейской России Запрудные Образовались при запруживании водотока оползнями Рица Кавказ и др. горные районы Карстовые Образовались в областях, сложенных растворимыми породами Неджели Республика Саха (Якутия) Озёра-старицы Образовались при меандрировании рек Большой Ильмень Поймы рек

15 Происхождение озёрной котловины определяет форму озера. Тектоническое Остаточное Ледниковое Вулканическое Запрудное

17 глухое сточное бессточное Сточное

18 Вопросы: В какой части страны наиболее высокая степень озёрности? Почему? В какой части страны озёр мало? Почему? Какие озёра по происхождению преобладают на территории России? Какую роль играют озёра в природе? Как озёра влияют на жизнь и деятельность населения?

20 Назови и покажи на карте: 5 А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. 6 Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноимённом полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки. 7 Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемичны. 8 Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нём водятся зелёные беспанцирные черепахи. 9 Это озеро нашего края. Самое крупное в Западной Сибири. Чудское Таймыр Байкал Ханка

21 Не один век человек задается вопросом, почему его так тянет и завораживает вода. Может, это генетическая память – человек вышел из воды и на 90% состоит из нее. Может, это преклонение перед силой, которую человеку лишь изредка удается покорить. И конечно же, это преклонение перед красотой. Озеро – это всего лишь вода, окруженная сушей.

24 Озеро лотосов В России лотосы растут всего в двух местах в Астраханской области и на Дальнем Востоке.

25 Озеро Маныч-Гудило Сегодня Маныч-Гудило, которое находится на границе Ростовской области и Калмыкии, это система мелких болотистых озер.

26 Озеро Светлояр Это место называют русской Атлантидой. Здесь, по легенде, не покорившись ордам хана Батыя, ушёл под воду знаменитый Китеж- град.

Загрузить презентацию (740 кБ)

Цель урока: дать представление о размещении, особенностях, происхождения и значения озёр, болот, подземных вод, многолетней мерзлоты.

Задачи:

  • Проверить полученные знания о реках России;
  • Актуализировать знания об озёрах как составной части гидросферы;
  • Выявить происхождение, особенности и географию озёр России;
  • Сформировать представление у учащихся о типах болот и причинах их происхождения и важности сохранения;
  • Охарактеризовать подземные воды как важнейший природный ресурс страны;
  • Получить представление о распространении многолетней мерзлоты на территории России, влиянии на природу и хозяйственную деятельность человека;
  • Познакомиться с особенностями покровных и горных ледников.
  • Способствовать формированию представлений о красоте, богатстве и разнообразии природы России;
  • Воспитать бережное, рациональное отношение к внутренним водам.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта России, мультимедийное оборудование, раздаточный материал (творческое домашнее задание, тестовые задания).

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Проверка домашнего задания.

  • Показать по карте реки бассейна Тихого океана, Северного Ледовитого, Атлантического океана.
  • Повторить термины: речная система, исток, устье реки, бассейн, падение, уклон реки, водораздел реки, паводок, половодье.
  • Тестовые задания.

Главная река со всеми ее притоками – это:
А) речная система; б) режим реки; в) бассейн реки

Превышение истока над устьем – это:
А) уклон реки; б) падение реки

Место где река берет начало, называется:
А) исток; б) устье

Внезапный подъем уровня воды в реке:
А) паводок; б) половодье; в) наводнение

Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:
А) твердый сток; б) годовой сток; в) расход воды

Наиболее низкий уровень воды в реке – это:
А) половодье; б) межень; в) паводок

Большинство рек России имеют питание:
А) дождевое; б) ледниковое; в) снеговое; г) смешанное

От климата зависит:
А) режим реки; б) скорость течения; в) направление течения

Причинами половодья являются:
А) весеннее таяние снега на равнине; б) выпадение ливневых дождей

Чем больше падение реки, тем:
А) больше скорость течения реки; б) больше годовой сток; в) больше площадь бассейна

III. Изучение нового материала.

Ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, отгадайте загадку:

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нём все отражается .
Как это зеркало называется?

Скажите, сегодня на уроке о чём мы будем разговаривать? (Об озёрах)

Озёра, так же как и реки являются внутренними водами. Кроме рек и озёр что ещё относят к внутренним водам? (Болота, ледники, подземные воды, многолетнюю мерзлоту)

Известный русский поэт А. Блок передал нам своё восприятие озера так:

Такого количества и такого разнообразия озёр, как в России, нет ни в одной стране мира, 3 млн озёр. (Слайд 3) Они неравномерно размещены по территории нашей страны. С чем это связано? (расположение озёр зависит от типа климата, расположения водоупорных пластов, геологического строения).

Наибольшее количество озёр сосредоточено на Северо-Западе Русской равнины, на низменностях Средней и Северо-Восточной Сибири, а так же на юге Западной Сибири.

Большинство озёр России – это пресные, сточные озёра, из которых вытекают реки, но есть и солёные, например, Баскунчак, Эльтон, Чаны, Каспийское море-озеро. Эльтонское озеро – самое большое и известное соляное озеро; оно известно своими целебными свойствами. Люди, приезжавшие сюда на костылях, через некоторое время возвращались домой, оставив костыли в местном санатории. (слайд 4)

Как вы уже сказали, озеро – это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Давайте вспомним, какие различают озёра по типу котловин.

Тектонические озера (слайд 5)

Каспийское озеро – самое большое на Земле, в прошлом оно соединялось с океаном, и было морем. За размеры и состав воды его называют морем. В результате тектонических движений, произошло медленное опускание обширных участков земной коры, т.о. возникла котловина Каспийского озера.

Котловина Байкала образовалась в результате опускания участков земной коры по разлому. Байкал самое глубокое озеро мира (1642 м.)

Ледниковые озера (котловины были образованы под действием силы тяжести древнего ледника) расположены на северо-западе русской равнины. Самые крупные из них Ладожское, Онежское, Имандра.

Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на п-ве Камчатка. При извержении такое озеро выкипает.

Термокарстовые озера (слайд 6) образуются на территориях с многолетней мерзлотой. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии много таких озер. Самое известное – озеро Неджели.

Карстовые озера образуются в том случае, если имеется распространение растворимых в воде горных пород (известняков, гипсов, доломитов).

Лиманные озера (слайд 7)

На низинных берегах Черного, Азовского и некоторых других морей широко распространены лиманные озера – продукт взаимодействия реки и моря: затопленное морем устье реки постепенно отчленяется от моря косой, воздвигающейся между морем и рекой, и превращается в лиман. Лиманные озера узкие и неглубокие, в очертаниях сохраняют извилистость затопленных речных долин.

Озера-старицы

По долинам рек разбросаны пойменные озера. Это старицы – оставленные рекой русла, узкие и длинные, усиленно зарастающие тростником и камышом.

Завальные или запрудные озера

В особую группу выделяются завальные, или плотинные, озера, Образующиеся в результате обвалов в горах. Загромождая узкие долины горных рек, обвалы часто создают высокие прочные плотины, выше которых по реке начинается образование озера. Много таких озер на Кавказе и в других горных районах страны.

Водохранилища созданы на крупных российских реках для накопления и хранения воды в целях ее использования в хозяйстве. Например, Камское, Куйбышевское, Рыбинское, Красноярское, Братское.

Ребята, каково значение озёр в природе и жизни человека? (слайд 8)

Запись в тетради:

  1. Озёра влияют на климат, охлаждая и увлажняя воздух летом на побережье.
  2. Озёра питают реки.
  3. Озёра изменяют рельеф (создают дно и берега, обрывы и террасы и т.д)
  4. Способствуют поднятию грунтовых вод.
  5. Пресные озёра – источники питьевой воды.
  6. В озёрах ловят рыбу.
  7. Озёра – транспортные пути.
  8. Озёра – замечательные места отдыха.

Но кроме положительных моментов, есть ещё и отрицательные, так например, создание водохранилищ приводит к разрушению берегов, затоплению лесов, с\х угодий, деревень, дорог (пример – строительство целого каскада водохранилищ на Волге привело к исчезновению многих населённых пунктов и приведению в непригодность полей и пастбищ).

IV. Физкультминутка.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Вспомните, как на физической карте обозначаются болота? Какие места на территории России наиболее заболочены? (Западная Сибирь, Северо-Запад Русской равнины, юг Дальнего Востока).

V. Закрепление.

Фронтальный опрос:

Какие типы озёрных котловин есть в нашей стране? Где и почему они размещаются?

Какие территории нашей страны наиболее заболочены? Почему?

Какое значение для жизни человека имеют подземные воды?

В каких районах России сосредоточены ледники?

Назовите причины образования многолетней мерзлоты, районы её размещения, влияние мерзлоты на природу и деятельность человека.

VI. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Оценивание, выставление отметок.

VII. Домашнее задание.

§13; обозначить на контурных картах границу многолетней мерзлоты, наиболее крупные озёра страны; творческое задание наиболее сильным ученикам (Приложение)


-Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.

Содержимое разработки

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Цели и задачи урока: -сформировать знания об озерах, болотах, подземных водах, ледниках, снежном покрове, многолетней мерзлоте, их особенностях, размещении, значении в природе и в жизни человека, -Дать представление о размещении, особенностях, происхождении значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты , -Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.

I. Организационный момент

II. Повторение. Проверка домашнего задания

1 показать реки бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического океанов.

Ученик называет реки, а затем по карте показывает: непременно от истока к устью, называет исток. Например: река Обь берет начало с Алтайских гор, истоками являются Бия и Катунь и впадает в Карское море, устье - Обская губа.

Реки бассейна Северного Ледовитого океана: Сев. Двина, Онега, Печора, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Лена с Вилюем и Алданом, Яна, Индигирка, Колыма. Реки бассейна Атлантического океана - Нева (вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив Балтийского моря. Днепр, Дон, Кубань).

Фронтальная работа.Повторить термины: речная система, исток, устье, бассейн, падение реки, уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, твердый сток, паводок, половодье.

Тестовые задания

1. Главная река со всеми ее притоками - это: а) речная система;

б) режим реки; в) бассейн реки.

2. Превышение истока над устьем - это: а) уклон реки; б) падение реки.

3. Место, где река берет начало, называется: а) исток; б) устье.

4.Внезапный подъем уровня воды в реке: а)паводок; б) половодье;в)наводнение.

5. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:

а) твердый сток; б) годовой сток; в) расход воды.

6. Наиболее низкий уровень воды в реке – это а) половодье; б)межень; в)паводок.

7. Большинство рек России имеют питание: а) дождевое; б) ледниковое;

в) снеговое;г) смешанное.

8.От климата зависит:а)режим реки; б)скорость течения; в)направление течения.

Ответы: 1 - а; 2.- б; 3 - а; 4 - а; 5 - б; 6 - б; 7 - г; 8 - а;

. III. Изучение нового материала

Озера - это замкнутые котловины, заполненные водой.

Озера


Сточные озера, пресные, Бессточные озера - соленые,

т. к. реки, вытекающие из озера, в них реки впадают, но ни одна не вытекает



выносят и соли. В таком озере соли накапливаются.

1. Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира -Байкал (1637 м).

Озера ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них - Ладожское, Онежское, Имандра.

Моренные озера занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.

2.Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Продолжить учить работать с картами, таблицами и другими источниками информации.

Образовательные:

- формирование знаний об озерах, болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте;

- формирование умения работать с нетекстовым компонентом учебника, картой;

Развивающие:

- развитие навыков работы с информационным материалом.

- развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.

- формирование критического мышления.

Воспитательные:

- способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные: - повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль, - формирование основ экологической культуры, любви к своей местности.

Метапредметные: формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Предметные: знать: виды озер, болот, ледников, многолетней мерзлоты, подземных вод, область их использования и необходимость бережного отношения к ним как к источникам чистой воды.

Оборудование: физическая карта России, атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Слайд №1 Эпиграф: Вода – чудесный дар природы. Она вокруг нас, в дождевых каплях, в сугробах снега, в реках, озёрах.

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь.

Антуан де Сент-Экзюпери

ІІ. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

ІІІ. Опрос домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

- Какие воды мы называем внутренними?

- С какими компонентами природы взаимосвязаны внутренние воды?

- Россия страна великих речных систем. К бассейнам каких океанов относят реки России?

- К бассейну какого океана принадлежит большинство крупных рек России? С чем это связано?

- Какие особенности речной системы зависят от рельефа?

- Какие 2 типа рек выделяют по характеру течения? Чем они отличаются?

- Что называется падением и уклоном реки? Решите задачи

1) Высота истока реки – 450 м. Высота устья –2 50 м. Какой уклон будет иметь река при длине 500 км. Горная она или равнинная?

( П=450-250=200м. У =20000:500= 40см/км)

- Какие особенности рек зависят от климата?

- Какой тип питания имеют большинство рек России?

- На какие 3 группы делятся по режиму реки России?

- Почему Волга разливается весной? Почему Амур разливается летом ?

- Когда разливается река протекающая по территории нашего района (р.Уллучай)

2. Проверка номенклатуры и терминов. ( вызываю по одному ученику к доске, показывают реки и дают определение терминов)

1-ый ученик: Волга, Ока, Яна, Амур, Половодье, Устье.

2-ой ученик: Печера, Лена, Индигирка, Кама, Исток, Годовой сток.

3- ый ученик: Енисей, Северная Двина, Кубань, Ангара, Межень, Бассейн реки

4-ый ученик: Анадырь, Дон, Колыма, Обь, Речная система, Паводок.

Слайды №3 и №4. 3. Географический диктант:

1.Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении

2. Начало реки

3. Место впадения реки в море, озеро, другую реку

4. Главная река со всеми её притоками

5. Превышение истока над устьем в метрах

6. Количество воды, проходящей через русло реки за определённый промежуток времени

7. Наиболее низкий уровень воды в реке

8. Внезапный, кратковременный подъём уровня воды в реке

9.Затопление водой обширных участков территории суши в результате подъёма уровня воды в реке

10. Ожидаемый закономерный подъём уровня воды в реке в результате таяния снега и льда весной или летом

IV. Изучение нового материала.

- Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня мы познакомимся с другими видами внутренних вод.

- Вспомните, что еще относятся к внутренним водам? Слайд №5

1) - Что такое озеро? Назовите самое глубокое и самое большое озера мира. Слайды № 6 и №7

- Чем сточное озеро отличается от бессточного озера?

- Какие из них как правило являются солеными? Почему?

Слайд № 9 2) Озера различаются по происхождению (см. учебники стр. 79 и табл.)

Слайд № 10 1. Тектонические – в разломах земной коры (узкие, длинные, глубокие)

Слайд № 11 2. Вулканические – в кратерах вулкана (на Курильских островах, Камчатке. При извержении озеро выкипает).

Слайд № 12 3. Термокарстовые – в районах с многолетней мерзлотой (Якутия). Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуя неглубокие котлованы, запоенные водой. (оз. Неджели в Якутии)

Слайд № 13 4. Ледниковые – котловина была углубленна под тяжестью четвертичного оледенения. Северо – западной Русской равнины (Ладожское, Онежское).

Слайд № 14 5. Запрудные – река перегораживается естественной плотиной, завалом (в горных районах, Кавказ – оз. Рица).

Слайд № 15 6. Озера – старицы – старые русла реки.

Слайд № 16 7.Остаточные озера – бывшие части морей. На берегу Азовского и Черного морей (Ханское, Соленое, Каспийское)

Слайды № 17 и № 18 Озера Сточные и бессточные

Почему в одних районах озер много, а в других их почти нет?

Каковы Условия образования озер?

Слайд № 19 Причины, влияющие на размещение озер

Геологическое строение (наличие котловин)

Близость грунтовых вод

Слайд № 20 Какое влияние оказывают озера на природу?

На климат: летом – прохлада, Зимой – отепляют и увлажняют

Способствуют поднятию грунтовых вод

Превращаются в болота, образуется торф

В соленых озёрах – накопление солей (оз. Баскунчак, оз. Эльтон)

Изменяют рельеф: дно, берега.

Искусственные озера – водохранилища.

Где их много? (на Волге). Почему? (ГЭС: Куйбышевское, Рыбинское, Чебоксарское, на Ангаре – Братское)

Слайдц № 21-23 2. Болота – это переувлажненные участки местности (площадь около 2 млн. км2,

10% территории России).

- Северо – Запад Русской равнины

- Васюганье в Западной Сибири( междуречье Оби и Иртыша)

Почему эти районы сильно заболочены?( называем 4 причины)

Болота – это зло или добро? Какое значение имеют болота? (питание рек, торф, растения, ягоды (клюка, морошка), места обитания птиц).

Осушение может привести к необратимым последствиям.

Слайд № 24 3. Подземные воды – воды, находящиеся в земной коре.

По месту залегания какие бывают? (грунтовые, и межпластовые)

Подземные воды либо сами пробиваются на поверхность, либо их добывают из артезианских колодцев. Это самые лучшие по качеству питьевые воды.

Слайд № 25 - Есть термальные воды, t от +30 º до + 300 º С

Где они встречаются?

Слайды № 26- 27 4. Многолетняя мерзлота – это подземные толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий много лет.

Занимает около половины территории России.

Южная граница (см. в атласах почвенной карты)

В Европейской части – побережье С.Л.О., на Урале – сдвигается к югу, в Западной Сибири – до широтного течения р. Обь, в Восточной и Юго – Восточной Сибири – полностью в её пределах.

Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота:

Растительность( корни не пропускают в глубь).

Замедляет процессы почвообразования,

Осложняет строительство зданий, дорог.

Бывают: горные (Кавказ, Алтай, Сев. Урал, Камчатка) и покровные (острова Арктики – 90% современного оледенения России)

Самые крупные ледники – ледник Богдановича (на Камчатке) 17 км.

Ледник Безенги (на Кавказе) 17,6 км.

Нижняя граница ледника – снеговая линия – выше которой снег накапливается и превращается в лед.

Чем южнее - тем выше снеговая линия, чем больше осадков – тем ниже снеговая линия.

Какую роль играют ледники в природе? (питание горных рек).

Где выше снеговая линия – на Урале или на Кавказе?

V. Закрепление

Слайд № 30 В виде географического диктанта

1. Естественное скопление льда (ледник)

2. Участки суши избыточно увлажненные (болота)

3. Какое происхождение имеют котловины озер: Байкал, Ладожское, Каспийское.

4. Где снеговая линия ниже: на Алтае или на Кавказе (Алтай, климат суровее).

5. Какое влияние будет оказывать Вечная мерзлота на реки (более полноводные, т.к. это водоупор)

6. Почему Европейская часть будет более бедна внутренними водами чем Азиатская (к увл. 1, т.к. меньше испаряемость, и вечная мерзлота)

Что я знал об этой теме урока?

2. Что я узнал на этом уроке?

3. Что осталось непонятным?

Домашнее задание: §15 стр 85-90.

В контурных картах отметить озера России упомянутые в тексте.

Дать характеристику одного озера России. ( по выбору) план характеристики на стр 296.

Читайте также: