Конспект по каноническому праву
Обновлено: 04.07.2024
Каноническое право в Католической церкви — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви.
Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами Церкви. Каноническое право основывается на Божественном законе, однако, в то же время, учитывает требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени. В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей.
Содержание
История
Исторически, каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, однако входивших в Средние века в юрисдикцию Церкви [1] . С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права.
После победы буржуазных революций в Европе роль канонического права как регулятора общественных отношений значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства — потеряло значение действующего светского права.
Настоящее время
Высылаю Вам вопросы для подготовки к зачету:
1. Вопросы по государственному законодательству о религии
2. Программа по церковному праву (внутри программы вопросы по церковному/каноническому праву)
3. Темы контрольных работ.
4. В помощь для подготовки комментарий к закону о свободе совести. Но обратите внимание, что 2012 года. Вам нужно обязательно использовать действующую редакцию закона. Обратите в ней внимание на статью 27.
Для сдачи зачета необходимо подготовиться по вопросам по двум дисциплинам: государственное законодательства о религии и церковное (каноническое) право.
Каноническое право регулирует вопросы устройства Церкви, взаимоотношений её членов, церковных правонарушений, судопроизводства, управления церковным имуществом, взаимоотношений Церкви с государством и др. общественными структурами, а также брачно-семейные отношения.
Церковное нормотворчество на основе канонов не прекратилось и после 883 года, но акты, изданные в отдельных поместных православных церквах или епархиальными архиереями, не имеют общецерковного авторитета.
Каноническое право имеет свою систему, которая регламентирует: состав и устройство Церкви (вступление в Церковь, иерархия, рукоположения, состав клира, права и обязанности клириков, монашество), органы церковного управления (высшая власть в Церкви, церковная юрисдикция, диаспора, статусы автокефальных, автономных церквей, епархий и приходов), виды церковной власти (учительная, священнодейственная, правительственная), отношение к др. конфессиям и государству.
В отличие от государственного, публичного права любого народа, которое является социально обусловленным и претерпевает изменения, основа канонического права, относящаяся к внутренней жизни Церкви, остаётся неизменной (состав Церкви, иерархия священства, рукоположения, совершение церковных таинств). Нормы, регулирующие отношения Церкви как одного из общественных союзов с др. общественными образованиями, прежде всего с государством, могут изменяться. Так, в Римской империи после Миланского эдикта (313 год), когда христианство отождествлялось с государственными интересами, а церковным правилам придавалась сила государственных законов, священное право (jus sacrum) было частью публичного, государственного права (jus publicum). Каноническое право регулировало часть гражданских правоотношений, например брачно-семейные правоотношения (заключение браков, регистрация рождений, браков, смертей). В Новое и Новейшее время в результате секуляризации круг этих правоотношений сужался.
Каноническому праву, также как и светскому праву, присущ характер принудительности. Однако в отличие от светского права в основе канонического права лежит не государственное принуждение, а обращение к внутреннему духовному миру нарушителя церковных канонов, побуждающее его к покаянию.
В раннехристианских общинах вопросы веры решались на основании норм в Священном писании и Апостольских преданиях.
С распространением христианства по миру в Церкви сформировался свод законов, получивший название Каноническое право. Оно формировались на протяжении сотен лет, и вобрало в себя многолетний церковный опыт.
Определение и понятие канонического права, как системы церковных юридических постановлений
Каноническое право — это система правовых норм действующего церковного законодательства в Православной, Римско-католической, и Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах.
Канонические правила состоят из:
- апостольских правил;
- постановлений Вселенских церковных соборов;
- постановлений Поместных соборов;
- совокупности правил Отцов Церкви.
Апостольские правила — фундамент церковного законодательства всех Православных Поместных Церквей. Это часть Предания, оставленного самими Апостолами.
Каноничные правила определяют взаимоотношения клириков и мирян.
Последние исследования церковных историков говорят о том, что многие постановления из Апостольских правил составлены первыми апостолами, а некоторые добавлены на Вселенских соборах со временем, когда Церковь вышла из периода гонений и применяла опыт Римского права.
Исторические причины образования канонического права — во внутренних и внешних церковных взаимоотношениях
Указывая на неземную природу Церкви, Апостолы пишут, что это дом Божий,
Имея мистическую природу, Церковь не подлежит никаким земным и человеческим законам.
Церковь, как общество людей, вступает в контакт с государственными и другими образованиями. Для этого существуют внешние взаимоотношения церкви и государства, и внутрицерковные, — между общинами, институтами и членами Церкви.
Основные догматы получены от Самого Христа, а другие законы и правила создавались властью, которую Христос её наделил через Апостолов и их приемников.
Нормы, регулирующие внутреннюю церковную жизнь, и отношения с другими общественными организациями, — и составляют каноническое, или церковное право. Правилами и канонами Церковь сохраняет свой богоспасительный строй на протяжении веков.
Нравственный христианский закон, основанный на любви и соблюдении заповедей, для Церкви начало более важное, чем гражданское право, опирающееся на справедливость.
Однако, без правового аспекта отношения между людьми, которые регулируются личными мотивами и юридическими нормами, — представить церковную жизнь невозможно.
На протяжении истории христианства, в восточной, западной церквях, и в некоторых протестантских деноминациях встречаются учения об отрицательном влиянии юридического рационализма, усвоенном в Римской Империи.
Церковь попала под ярмо римского закона, и произошло то, чего боялся Апостол Павел:
Тесное сближение, слияние Церкви Христовой с кесарем — причина многих злоупотреблений в Римской Империи, Византии и Российской Империи.
Они явились причиной раскола между православными и католиками, появлению протестантизма в Европе и Старообрядчества на Руси.
Там, где насаждалось законничество под давлением власти, а Дух и любовь забывались, — возникали расколы.Тем не менее, римское законодательство было частично адаптировано церковью, и некоторые его положения вошли в сборники канонического права.
Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш), известный православный канонист. Фотография начала ХХ века
Церковные санкции существенно отличаются от государственных. Основатель Церкви не уполномочивал кого-либо принуждать насилием.
Самая высшая мера наказания — это анафема (отлучение), которая побуждает нарушителя положений церковных соборов и постановлений к покаянию.
К вступлению в Церковь нет никому принуждения. Но вступившие добровольно, должны подчиняться церковным канонам, ибо без послушания, следование Евангелию невозможно. Отрицание священных норм есть противление Апостольскому преданию.
Система канонического права и взаимоотношение его с государственными законами
Каноническое право делится на публичное и частное. Публичное затрагивало положения и правила римского государства. Частное касается пользованию отдельных лиц.
В эпоху правления Рима и Византии, переплетение государственных и церковных законов было логическим следствием просвещенной в христианстве знати и Царской власти. Сегодня этот исторический феномен утратил свою силу.
Оно касается совести, и спасения души. Эта область не претерпевает изменения, в отличие от государственного права. Для верующих, церковный авторитет всегда имел больший приоритет.
Основной конфликт между церковью и государством состоит в том, что они преследуют разные цели.
Канонические церковные нормы систематизируют следующим образом:
- административное право (органы управления, виды церковной власти, епархии, приходы);
- состав и организация церкви (миряне, клир, монашество);
- брачное церковное право;
- имущественное право;
- взаимоотношения с православными и инославными церквями;
- взаимоотношения с государством.
Пути формирования канонов, 8 категорий источников канонического права и основы его создания
Источники делятся на следующие категории:
- божественные, или естественные, основанные на Божественном Откровении;
- положительные, основанные на законодательных церковных актах;
- писанные (изложенные письменно);
- неписанные (хранились в Церкви как предание, или обычай);
- общие — обязательные для всей Церкви;
- частные — действующие в отдельных Поместных Церквах;
- материальные лица и институты (епископы, предстоятели, Соборы);
- формальные (исторические документы, в которых изложены нормы).
Есть 7 основ создания церковных законов и правил, из которых сформировано каноническое право.
- Божественное право, или Божественное Откровение. Содержит полноту истины, как высший критерий законодательства Церкви. Содержится в Заповедях и Новом Завете.
- Церковное законодательство, вытекающее из Церкви, руководствуемой Божественной волей.
- Вселенские и Поместные Соборы. Непогрешимость соборов вытекает из догмата непогрешимости Церкви. Признание непогрешимости канонов не ставит непреодолимого барьера к правке канона, — в случае утраты характера действующей нормы в изменяемой исторической обстановке.
- Статуарное право, или частное церковное законодательство. Состоит из актов, изданных властью Поместных Церквей и архиереями. Они не распространяются за территорию автокефальных Церквей и епархий.
- Благочестивые обычаи. Они бывают как общецерковные (епископ должен быть монахом), так и местные, не обязательные к применению в других регионах. Учитывается обычай при рассмотрении дел церковных судов в том случае, если в рассматриваемых случаях нет письменного закона.
- Труды и мнения известных канонистов, включенные в законодательные церковные сборники.
- Государственные законодательные акты, касающееся внешней правовой области Церкви, закрепленные подписью епископов.
При решении церковных споров, существует правило иерархии правовых норм. Оно заключается в преимуществе акта, имеющего более важный статус.
Причины созыва Церковных Соборов — в возникающих разногласиях между церквями
При распространении Христового Учения по миру, и образовании Церквей, в разных регионах возникали различные богослужебные особенности и правовые нормы. Возникла необходимость удержания единства церковного учения.
Для исследования недоразумений, сохранения единства и избегания спорных вопросов, — созывались Соборы, на которых присутствовали предстоятели и почитаемые старцы. Соборные решения оформлялись в виде посланий, и рассылались по епархиям.
Один из главных источников канонического права, первый Вселенский Собор. Художник В. И. Суриков, 1876 г. Роспись храма Христа Спасителя в Москве
Также говорится об обязанностях диаконов и диаконисс, воскресении мертвых, и многие другие положения и постановления.
Часть древнего манускрипта Дидахе — основа канонического права
Этот документ доказывает правоту и истинность Православной веры, сохранившей апостольские догматы.
Создание догматических сборников нужно из-за больших объемов церковных предписаний
В результате Соборов, и других канонических источников, образовалось множество церковных нормативных актов. Для облегчения практического пользования, составлялись сборники, которые стали источниками общецерковного права.
Сборники разделялись на 3 типа:
- канонические, имеющие в составе только церковные правила;
- гражданские, содержащие гражданские акты по церковным делам;
- смешанные, или номоканоны.
Сборники составляются в хронологической последовательности принятия законов, либо по тематическим разделам.
Классификация источников канонического права по региональным признакам:
- греческие;
- византийские;
- Русской Церкви.
Каноническое право Римско-Католической Церкви выделилось в XII веке
У католиков, начиная с XII века, каноническое право выделилось из богословской среды, и сформировалось в правовую систему и научную дисциплину. Монах Грациан провел работу по объединению правовых и юридических церковных текстов, которая вылилась в труд, названный Декретом Грациана.
До возникновения протестантизма, церковь была встроена в структуру политической власти, была задействована в управлении государством и влияла на все сферы частной и общественной жизни. По этой причине церковь часто конфликтовала со светской властью.
В совершении этих деяний Католическая Церковь принесла покаяние.
Последовательное разграничение на церковный и административный аспекты канонические правила получили после начала Реформации. В XIX — XX вв. протестантские и католические канонисты утверждали, что церковные каноны — это совокупность юридических текстов, указов императоров, монархов, церковных постановлений Римских Пап, и другие представления норм и кодексов, касающихся церкви.
Читайте также: