Прямое и переносное значение слова 2 класс конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: объяснение нового материала.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система.

С русским языком можно творить чудеса!

Слайд 1

– Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова известного русского писателя К.Г.Паустовского.
– Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
– Вот о чудесных свойствах русского языка, русского слова мы будем говорить на уроке. – Послушайте отрывок из исторической миниатюры Валентина Пикуля "Битва железных канцлеров".
– Я осмелюсь говорить на русском языке, – заявил Бисмарк, – когда освою значение вашего слова "ничего". Русские при встрече на вопрос о жизни отвечают, что "живут ничего". Сейчас, когда я ехал во дворец, ямщик на повороте Невского вывернул меня в сугроб, я стал ругаться, а он, отряхивал мою шубу от снега со словами:"Ничего, барин, ничего – это . ничего, и только! [1]
– В каком значении употреблено слово "ничего" в первом случае? (Нормально, хорошо)
– В каком значении употреблено слово "ничего" в втором случае? (Ничего страшного не случилось)
– Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности)
– А сейчас вам предстоит работа, которая предполагает проверку не только вашей грамотности, но и лексического запаса, эрудиции.
– Откройте рабочие тетради, запишите: число, классная работа, эпиграф к уроку – слова К.Г. Паустовского.

I. Лексико-орфографический диктант

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, объясните орфограммы:

1. Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка – лексика.
2. Начитанность, глубокие познания в какой-нибудь области науки – эрудиция.
3. Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве – филология.
4. Двойной лист бумаги, соединяющий крышку переплёта с самой книжкой – фОрзац (обращаем внимание на ударение в слове).
5. Цитата, изречение, помещаемое автором перед своим произведением, которое раскрывает его основную идею – эпиграф.
6. Значимые части слова – морфемы.

II. Объяснение нового материала

Слайд 2

– Послушайте отрывок из стихотворения " Снежная баба" известного детского поэта Саши Черного:

Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух…[2]

– Как вы понимаете выражение "васильковое" небо? "хороводы снежных мух"?
– Эти выражения употреблены в прямом или переносном значении?

– О чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Прямое и переносное значение слова.

Слайд 3

– Запишите тему урока.

Слайд 4

Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.[3]

В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

Работа с рисунками

Слайды 5, 6, 7

– Рассмотрите эти занимательные рисунки.
– Подумайте, какое отношение они имеют к теме нашего урока.
Ученики рассуждают, анализируя изображения на рисунках, где слово употреблено в прямом значении, а где – в переносном значении.

III. Закрепление материала

Слайд 8

– Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика:

1) с прямым значением;
2) с переносным значением;

Высокое здание – высокие чувства, тяжелый чемодан– тяжёлый характер, серебряный браслет – серебряный иней, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый
плод, строить планы – строить мост, музыкальный инструмент – музыкальная капель.

Слайд 9

– Составьте с данными словами словосочетание так, чтобы каждое слово употреблялось и в прямом, и в переносном значениях.

1) стеклянный (стеклянный стакан – стеклянный дождь);
2) прыгал (ребенок прыгал – прыгал мячик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).

– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное, глагол, существительное)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь слова разных частей речи)

Слайд 10

– Объясните выражение "золотые руки". (Человек умелый, трудолюбивый)
– Объясните выражение "золотой характер". [4] (Добрый, отзывчивый, гуманный)
– На основе какого сходства употреблены эти выражения?
На основе сходства определённых качеств человека, по его оценке окружающими появилось переносное значение.

Работа с учебником. [5]

– Откройте учебник . Прочитайте теоретический материал и узнайте один из секретов русской речи.
– Какой важный секрет содержит эта информация? (Слова с переносным значением не только информируют нас о каком-то качестве человека, но оценивают его образно, ярко. В этом секрет удивительной образности и выразительности русского языка)
– На основе переносного значения слов в русском языке возникает большое количество изобразительно-выразительных средств.
– С какими из них вы познакомились на уроках литературы? (эпитеты, олицетворения, метафоры)
Слайд 11

Ученики называют эпитеты: "роща золотая", "березовым, веселым языком", "печально пролетая";
метафоры (с подсказкой учителя): "Отговорила роща золотая// Берёзовым, весёлым языком", "Не жаль души сиреневую цветь", "В саду горит костёр рябины красной. ".

Работа с текстом индивидуальная и парная

Михаил Пришвин "Лесная капель"(текст у каждого ученика) [6]

Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.

– О чем говорится в тексте?
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Каковы признаки художественного стиля речи? (употребление выразительных средств)
– Найдите в тексте М.М.Пришвина слова, употребленные в переносном значении, постарайтесь определить эти художественные средства ( работа в парах).

Выполнение проверочного теста

Вопрос №1

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "бежит ". Выберите правильный вариант ответа.

А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №2

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "плывут". Выберите правильный вариант ответа.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №3

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Летом". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "лежат". Выберите правильный вариант ответа.

Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде.
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №1

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "прячу". Выберите правильный вариант ответа.

Каждый вечер перед сном
Прячу голову в подушку:
Из подушки лезет гном
И везет на тачке хрюшку.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №2

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "прыгают". Выберите правильный вариант ответа.

Искры прыгают снопом,
Колесом летят ракеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

Вопрос №3

Прочитайте отрывок из стихотворения Саши Черного "Перед сном". В каком значении, прямом или переносном употреблено слово "ем". Выберите правильный вариант ответа.

Я смотрю, лежу ничком
И тихонько ем конфеты.

1. В прямом значении.
2. В переносном значении.

IV. Подведение итогов урока

Слайд 12

– Что нового вы узнали на уроке?
– Достигли цели, которую поставили в начале урока?
– Что показалось сложным?
– Как справились с тестом?
– Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Домашнее задание

Параграф 34, упр. 257, 258 (устно).

Список использованной литературы:

1. Пикуль В.С. Тайный советник. – М.: АСТ МОСКВА: Астрель, 2009.
2. Саша Черный. Детский остров. – М.: АСТ МОСКВА: Астрель, 2013.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – Санкт-Петербург: Свет, 1996.
4. Богданова Г.А. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. – Москва: Просвещение, 2004.
5 . Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, Г.А.Богданова, Т.С. Тронина, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
6. Пришвин М.М. Кладовая солнца: Сказка-быль и рассказы. – М.: Детская литература, 2001.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Все ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, карандаш, тетрадка? Все ли прави.

Все ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, карандаш, тетрадка? Все ли правильно стоят? Все ль внимательно глядят? Настрой на урок

 Классная работа.


Работаем с №


Вырос в поле колоском, На столе лежу куском.

Вырос в поле колоском, На столе лежу куском.

В лесу и в поле звери готовятся к зиме. Звери, и в поле, к зиме, готовятся, в.

В лесу и в поле звери готовятся к зиме. Звери, и в поле, к зиме, готовятся, в лесу. Составь предложение, подчеркни грамматическую основу.

Дай характеристику предложения по плану: Предложение: Повествовательное Побуд.

Дай характеристику предложения по плану: Предложение: Повествовательное Побудительное Вопросительное По интонации: Восклицательное Невосклицательное По наличию второстепенных членов Нераспространенное Распространенное


Выбери многозначные слова (омонимы). Назовите значение слова ЗАЯЦ. Какого чел.

Выбери многозначные слова (омонимы). Назовите значение слова ЗАЯЦ. Какого человека называют зайцем?



Определите где прямое значение слова, а где переносное значение. Послушайте и.

Определите где прямое значение слова, а где переносное значение. Послушайте и определите это слово. Железную подкову кузнец ковал коню. Я в человеке волю железную ценю. Пусть звона наковальни не слышала она, Но, как железо, твердой и крепкой быть должна. Железная подкова – прямое. Железная воля – переносное.



Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянул.

Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся.

Прямо указывает на предмет (признак, явление). Как бы переносит частичку прям.

Прямо указывает на предмет (признак, явление). Как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет (признак, явление).

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых.

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Найди переносное значение слов в стихотворении А. С. Пушкина.



В лесу рос красивый куст куст цвёл яркими цветами это был шиповник хороши душ.

В лесу рос красивый куст куст цвёл яркими цветами это был шиповник хороши душистые розы стала Маша рвать розы а там шипы у Маши заноза. Озаглавьте текст. Найдите границы предложений.


Составь и напиши по опорным словам небольшой рассказ. Осень, ветерок, растут.

Составь и напиши по опорным словам небольшой рассказ. Осень, ветерок, растут, красные гроздья, жёлтые опята.


Хлещет и торопит вечно Тех, кто всадника везет, А на грядке огуречной Еле по.

Хлещет и торопит вечно Тех, кто всадника везет, А на грядке огуречной Еле по земле ползет.

С пылью из-под ног стремится, С дымом из трубы идет, Рад в него объединиться.

С пылью из-под ног стремится, С дымом из трубы идет, Рад в него объединиться Кто танцует или шьет.

Есть у кофты и рубашки, По нему течет река, А в любой многоэтажке Он – пожарн.

Есть у кофты и рубашки, По нему течет река, А в любой многоэтажке Он – пожарная кишка.

Тараканом он шныряет, Короедом шкаф грызет, И подслушать позволяет Тайну, есл.

Тараканом он шныряет, Короедом шкаф грызет, И подслушать позволяет Тайну, если повезет.

Что нового узнали на уроке? Для чего используют в речи переносное значение?

Что нового узнали на уроке? Для чего используют в речи переносное значение?

Стр. , Упр.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 337 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Слово и его значение

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2020 11806
  • PPTX 13.8 мбайт
  • 4828 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Беляева Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Лексическое значение слова – то, что обозначает это слово.

Прямое значение слова – основное лексическое значение слова, которое прямо указывает на предмет.

Переносное значение слова – вторичное лексическое значение слова, возникшее в результате переноса прямого значения слова на название другого предмета, признака или действия по какому-либо сходству.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 49 – 51.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 54 – 55.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

У каждого слова есть лексическое значение. Оно может быть прямым или переносным. Прямое значение слова является основным лексическим значением, которое прямо указывает на название предмета (дочь – это лицо женского пола по отношению к своим родителям), название признака (вежливый – это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый) или название действия (учить – значит сообщать кому-нибудь какие-нибудь знания, навыки, уменье).

Большинство слов русского языка выступают в прямом значении.

Переносным значением обладают многозначные слова. У многозначных слов одно значение является прямым, а все остальные – переносным. Такое значение слова возникает в результате переноса прямого значения слова на название другого предмета, название признака или название действия по какому-либо сходству.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Множественный выбор.

Укажите словосочетания, где слова употреблены в переносном значении.

1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.

2.Найдите слова, которые в словосочетании имеют переносное значение.

3.Выделите эти словосочетания.

кислая улыбка

гребень горы

Задание. Раскраска.

Выберите цвет и раскрасьте изображения тех предметов, названия которых можно употреблять в переносном значении.




1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.

2.Подберите название к каждому изображению.

3.Вспомните, сколько значений у каждого подобранного вами слова.

3.Выберите цвет и обведите изображения предметов, названия которых имеют переносное значение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как могу различать прямое и переносное значение слов?

Итоговая оценка за урок.

Рабочий лист №2

Дописать высказывание.

Прочитай предложение.

Лексическое значение слова- это__________________________

Объяснить переносное значение слов.

Найди общее, подчеркни общее.

Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении.

Объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.

Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь.

Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении.

золотая голова _________________________________________

Папа подарил маме золотое кольцо.

У моей мамы золотые руки.

золотое время _________________________________________

  • В камине горят дрова. Щёки на морозе горят.
  • Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням.
  • У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.

золотой работник ______________________________________

1 Дописать высказывание. Лексическое значение слова- это то, что обозначает слово .

Дописать высказывание.

Лексическое значение слова- это то, что обозначает слово .

2 Прочитай предложения. Найди общее, подчеркни общее. Объяснить лексическое значение подчеркнутых слов. Папа подарил маме золотое кольцо. У моей мамы золотые руки.

Прочитай предложения.

Найди общее, подчеркни общее.

Объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.

Папа подарил маме золотое кольцо.

У моей мамы золотые руки.

3 Объяснить переносное значение слов. золотое сердце- доброе золотая голова- умная золотое время- хорошее золотой работник- умелый

Объяснить переносное значение слов.

золотое сердце- доброе

золотая голова- умная

золотое время- хорошее

золотой работник- умелый

4 Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении. Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь.

Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в прямом значении.

Грозовое облако, облако пара, золотое кольцо, золотое сердце, горит закат, горит огонь.

5 Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении. В камине горят дрова. Щёки на морозе горят. Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням. У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотой слиток.

Подчеркни предложения, в которых слова употреблены в переносном значении.

Читайте также: