Конспект логопедического занятия по теме народная культура и традиции

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 2220 0

Конспект группового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Леншина И.В., учитель – логопед, МБДОУ детский сад № 9, город Новочеркасск Ростовская область

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательная задачи:

- расширять представления детей о быте казаков в далёком прошлом;

- активизировать речь детей словами: само-сшитая, самотканая, расшитая;

- обогащать речь детей пословицами, скороговорками;

- учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра…;

- продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков;

- закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями;

Коррекционно-развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- формировать правильное речевое дыхание;

- формировать умения действовать по словесным инструкциям;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

Коррекционно-воспитательные:

- формировать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать умение работать и играть в коллективе;

- прививать уважение к традициям родного края;

- воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках.

Оборудование: портрет казачьей семьи, листы бумаги, спагети, фасоль для каждого ребёнка, магнитная доска.

Ход занятия

Организационный этап.

Давайте поднимем друг другу настроение, проговорив, следующее стихотворение:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Коррекционно-развивающий этап.

По фотографиям семейным

Знакомимся с историей военной,

С народным бытом тех веков,

С отвагой донских казаков.

- Посмотрите на фотографии, кого вы видите? Сейчас я покажу вам необычный портрет. Кто изображен на нём? (казачья семья: дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра).

1 2 3 4 5 - начинаю я считать

Папа раз, а мама два

Три – сестра, четыре – я.

Деда с бабой не забуду:

Пять и шесть считать я буду.

Как я рад, что у меня

Очень дружная семья!

Как вы узнали, что на портрете казаки? (по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха; у женщин – юбки и кофты украшенные тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом, на голове красивые платки, а на ногах полусапожки)

– Как назывался дом, где жила казачья семья? (хата, курень)

Посмотрите на курень и скажите, какой он? (курень низкий, с маленькими окошками, крытый соломой или душистой травой). Украсить курень можно душистой травой.

Я предлагаю вам ребята сделать курень своими руками. Скажи, кто будет жить в твоей хате? (у меня в курене будет жить…..)

- Куда можно поселить коня, как называется его жилище? (конюшня)

- Почему у казаков особое отношение было к коням? (потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою).

В народе говорят:

казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

Казак с пеленок на лошади.

Либо в стремя ногой, либо в пень головой.

Без коня казак – кругом сирота.

Я знаю одну скороговорку, но прежде чем её проговорить, давайте сделаем артикуляционную гимнастику, пощелкаем кончиком языка, как лошадка цокает копытом. «Цок, цок, цок мы все сказали, как лошадки поскакали….

5.Дыхательная гимнастика

Передо мною Родина моя:

Бескрайние пшеничные поля:

Вдохну я запах хлеба и цветов,

Увижу вдалеке родимый кров.

Вдохну - и руку к сердцу приложу,

Я ветром этим очень дорожу.

И с ним вдыхать всю жизнь готов

Я запах этот хлеба и цветов!

Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот отгадку скажет нам.

Загадки:

- Крепка, звонка, да отточена. (Сабля.)

- Сама свистит, сама бьет. (Стрела.)

- На чужой спине едет, на своей груз везёт. (Седло.)

- Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне.)

- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы.)

Посмотрите, что изображено на картинках? (одежда казаков) Одежда у казаков называлась - самотканая, само-сшитая, расшитая разными узорами. Повторите

Сейчас мы с вами посмотрим презентацию про одежду казаков.

Чем занимались казаки и казачки? (воевали, занимались земледелием, а казачки – детьми и домашним хозяйством).

По Донской по станице

Ехал Саша в колеснице

Он объехал все поля.

Хороша родна земля.

Ему казачка Мила

Путь – дорогу преградила.

(выходит девочка возле которой остановился Саша-казачок)

Не сердись и не лютуй,

А с казачкой потанцуй.

III . Итог занятия.

Ребята сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. Вижу вы знаете историю своих предков – казаков и чтите их традиции. Так будьте их достойны.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы сберегли,

В чудесном крае, где живем мы у реки,

Где жили здесь когда-то наши предки казаки!

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Развивать связную речь детей, формировать лексико-грамматические средства языка по теме "Народные традиции и обычаи", воспитывать интерес к народным традициям, любовь к своему Отечеству.

ВложениеРазмер
logopedicheskoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_po_teme_nedeli_narodnye_traditsii.docx 22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико - грамматическое логопедическое занятие в старшей группе.

Занятие подготовила и провела учитель - логопед Гуня В.В.

Цель : развитие связной речи.

- расширять представления детей о быте русских людей в далеком прошлом; вызвать у детей интерес к русским традициям;

- активизировать речь детей, обогащать речь детей пословицами, скороговорками;

- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре;

- закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.

- развивать творческие способности детей;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- формировать правильное речевое дыхание;

- формировать умения действовать по словесным инструкциям;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

-воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа;

- воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;

- воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Здравствуйте, дети. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

1.Расссказ о России. Россия - страна очень большая и красивая. Наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. (Слайд 1 )

У каждого народа есть свои традиции. Традиция - это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.

- Каждому человеку, когда он рождается, дают имя.

Давайте вспомним какое имя есть на звук А, Д, В, М, Л, Ю,

- Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)

2.Народные промыслы. В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Слайд 2)

В народе говорят :

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Гжель. А теперь я предлагаю вам удобно сесть и послушать сине- голубую сказку.

Посуда для сахара – сахарница, для соли - …, хлеба, супа, молока, масла, конфет.

Дымковские игрушки . Сейчас расскажу удивительную историю –

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Эти игрушки называли дымковские. (Слайд 4)

Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:

Не лошадь, а… лошадка

Не утка, а… уточка

Не курица, а… курочка

Не собака, а… собачка

Не петух, а… петушок

Не козел, а… козлик

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня – красавица всем нам очень … (нравится).

На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели)

Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).

У большого индюка все расписаны … (бока) (Слайд 5)

Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.

3. Русские народные игры. Русские народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

Хлопают в ладошки (хлопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки. (повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки, топают матрешки (правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

.Влево, вправо наклонись,(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные, матрешки расписные.(наклоны головы вправо-влево)

В сарафанах наших пестрых. Вы похожи словно сестры. (повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища 2 раза)

Ладушки, ладошки,(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.(хлопок по коленкам)

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

А вы, любите сказки? (Да) Замечательно! (Слайд 6 .сказки)

Загадки по сказкам-

Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

Миша по лесу идёт, короб на спине несёт – пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла- несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела! (“Маша и медведь“)

* Ребята, а вы хорошо знаете сказки?

1– Какую песенку пел Колобок?

2– Что пела коза своим козлятам?

3– Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4– Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5– Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

6– Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, и без музыки водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Есть традиция на Пасху красить яйца. Готовить угощения и приглашать гостей. Начинается этот праздник словами - Христос воскрес! (Слайд 7)

Недавно мы с вами отмечали какой праздник? Праздник Масленицы. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну.

-Ребята, какое главное блюдо на Масленицу? (Слайд 8)

На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. (Слайд 9)

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки. (Слайд 10)

Во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

7. Русская традиционная еда.

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (Слайд12)

Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).

В России ещё любят готовить в России. (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).

А теперь я буду называть крупу, а вы отвечать какая будет каша из этой крупы.

Из гречки — каша гречневая.

Из манки— каша манная.

Из риса — каша рисовая.

Из пшена — каша пшённая.

Из геркулеса — каша геркулесовая.

А если из перловки— каша перловая.

Из кукурузы – каша кукурузная (Слайд 13)

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила (дети мешают в левой ладошке).

Положила Маша кашу загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, разжимают кулачок.

Итог занятия: Родина –Россия. (Слайд 14)Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР
конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём.


Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь.


Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по теме "Осень"

Данное занятие ориентировано на детей 5-6 лет с ОНР, 3 ур.р.р. или ФФНР с элементами ОНР.


На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши.


Фронтальное логопедическое занятие в старшей логопедической группе на тему "Автоматизация звуков [Л, Л`, Р, Р`] в речи детей. Ранняя весна"

Использование технологии дидактического синквейна на логопедических зханятиях наиболее эффективно для развития лексико-грамматической стороны речи и развития связной речи. Составление синквейна .

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе"Рыбы"

Занятие предназначено для закрепления материала в старшей группе по теме "Рыбы". Направлено на развитие лексио-грамматической стороны речи.

Занятие проводилось в 3 этапа: 1 и 3 этапы, "Вступительный" и "Практический" проводили воспитатели, 2 этап "Развитие речи" проводила учитель-логопед. "Практический" этап можете прочитать на странице у Любичевой Елены Константиновны.

- закреплять умения детей образовывать сложные слова, а также притяжательные прилагательные;

- развивать словообразование и словоизменение;

- активизировать словарь детей по теме.

Ход занятия:


- Сейчас предлагаю продолжить разговор о народный традициях в древней Руси. А мы знаем, что так раньше называлась наша страна Россия. А если точнее, то мы поговорим о народных традициях в русских костюмах.


- Ребята! Гардероб наших предков был удивительно ограничен. Каждая деталь костюма являлась своеобразной историей жизни каждой отдельной области в России. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она ещё соответствовала календарному циклу, образу жизни, благосостоянию, т. е. в достатке жили люди или в бедности, а также семейному положению человека.

- Как вы понимаете слово празничная? Повседневная?

Огромное разнообразие и красочность проявлялось в костюмах женщин.



Кокошник – старинный, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

(обратить внимание детей на красоту и размер кокошников)

- Кто носил эти головные уборы? Значит, чьи они? (женские)

- Но и у мужчин тоже были свои головные уборы, шапки.


Слово шапка возникло в русском языке из французского слова шап, игапа. Все русские мужские шапки делились на нескольких видов. Например: у простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом. Эти шапки и назывались колпак. А богатые мужчины, предпочитали шапки меховые, а летом носили шляпы.

- Что значит меховые?

- Кто носил эти головные уборы? Значит, чьи они? (мужские)


Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить какой–то один вид костюма.

Ученые выделяют такие типы женского костюма:

- рубаха с сарафаном;

- рубаха с сарафаном и душегреи (это очень короткая шубка, с очень короткими рукавами);

- рубаха с юбкой андараком (суконной, сшитой из сукна) и передником (в наше время его называют фартук).

- Что такое душегрея?

С древних времен женщины сами изготовляли всю одежду для себя и семьи, вкладывая в нее свое умение, вкус, традиции своей местности, свой природный талант.

Служил костюм людям не только защитой от холода, жары и всякой невзгоды, но и был оберегом, потому что в его цвете, в узорах зашифрованы магические (колдовские) вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.


- была такая традиция, что когда у женщины рождался мальчик, то она свой передник украшала конями, а если рождалась девочка – то птицами.


-С наступлением холодов доставали овчинную шубу, т. е. её шили из шкуры животных. Особой одеждой она была. Ее носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь.

- Раз шуба шилась из шкуры животного и была с мехом, значит она какая? (меховая)

- А ещё что мы можем сказать о шубе? Какая она? (тёплая, длинная)


- Мужская одежда сильно отличалась от женской. Она была не такая красочная, яркая, т. к. мужской костюм, в основном предназначался для работы. Летом мужчины предпочитали на праздник надевать кафтаны.

Кафтан – это праздничная верхняя мужская одежда, сшитая из ткани сукна, длиной до колен, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, с карманами. Кафтан застегивался на крючки или большие медные пуговицы

- Как вы объясните словосочетание удлиненные рукава?

- Кто носил эту одежду? (мужчины)

- Значит она чья? (мужская)



- Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь.


Валенки – тёплые войлочные сапоги, из свалянной овечьей шерсти; чаще делают твёрдыми, но бывают мягкие, под другую обувь.

Валенки — это традиционная русская обувь, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

- Если валенки изготовлены из войлока, значит они какие? (войлочные)

- Раз лапти плели, значит они какие? (плетёные)

Башмаки — мужская (как правило) обувь. Классические башмаки изготовлены из кожи и завязываются шнурками.

- Если башмаки шили из кожи, то они какие? (кожаные)

Чеботы (чёботы) — вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник

Чеботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.

- Эту обувь носили как мужчины, так и женщины. Значит, какая она? (мужская и женская)

Итог: Мы с вами заглянули в историю происхождения нашего русского костюма, который в настоящее время совсем не похож на ту одежду, которую мы с вами носим.

Ну, а сейчас для вас и наших гостей сюрприз.

(смотрите в блоке у Любичевой Елены)

Примечание: очень хотела загрузить свою презентацию, но не получилось. Вы можете составить свою презентацию и продемонстрировать детям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Создание условий для пополнения словарного запаса.

коррекционно-образовательные:

- формирование представлений о русской народной игрушке, истории её возникновения;

-совершенствование грамматического строя речи.

коррекционно-развивающие:

- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей моторики.

коррекционно-воспитательные:

- формирование интереса к культуре своего народа.

Ход занятия

Введение в тему занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас. Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками.

Сегодня мы с вами познакомимся с Дымковской игрушкой. Для этого, мы с вами сначала посмотрим мультфильм.

Логопед: Ребята, а вам нравятся дымковские игрушки? Где лепили Дымковские игрушки? Какие дымковские игрушки вам запомнились?

Знакомство с дымковской игрушкой.

Логопед: Давайте рассмотрим Дымковскую игрушку. Какая она?

Логопед демонстрирует Дымковскую барыню

Дети: красивая, глиняная.

Логопед: Какая по цвету Дымковская игрушка?

Логопед: Какими цветами украсили игрушку?

Дети: красным, зелёным, оранжевым, жёлтым.

Логопед: Молодцы, ребята, а вы хотите, чтобы у нас было много Дымковских игрушек? Тогда я называю одну игрушку, а вы говорите, что их много. Отвечает только тот, у кого мяч.

Назовем ласково части тела куклы (с мячом)

Логопед: Молодцы, ребята, а теперь давайте назовём части барыни ласково.

Дети выполняют произвольные движения под музыку.

Логопед: Теперь вернёмся к нашим игрушкам и попробуем их посчитать.

Одна игрушка, две игрушки, пять игрушек…

Одна лошадка, две лошадки, пять лошадок…

Один барашек, два барашка, пять барашков…

Логопед: Хорошо, ребята. А как мы можем ласково назвать Дымковские игрушки?

Логопед: С какой игрушкой мы сегодня познакомились? Понравилась она вам? Где делают Дымковские игрушки? Какие Дымковские игрушки бывают?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 253 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.04.2019 1220
  • DOCX 18.4 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Савченко Евгения Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия включает в себя малые фольклорные жанры и ставит своими задачами активизацию просодической стороны речи; обогащение словаря; воспитание умения чтить традиции посредством народного творчества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛЕНИЕ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ № 3

ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытое логопедическое занятие с использованием произведений малых фольклорных жанров для детей старшей группы, имеющих речевые нарушения “Покровские посиделки у печи”.

Учитель-логопед Плотникова К.Н.

Коррекционно – развивающие: активизировать просодическую сторону речи; развивать фонематический слух и слуховую память, общую и мелкую моторику; связную речь.

Коррекционно–обучающие: обогащать словарь; развивать мыслительные способности; учить осознавать телесные ощущения и эмоции; прививать навыки самооценки своего труда.

Коррекционно-воспитательные: формировать желание активно работать на занятиях; развивать юмор и воображение; воспитывать умение чтить традиции посредством народного творчества.

Материал: аудиозапись русской народной мелодии, макет печи, деревянные ложки, соленое тесто, предметы печной утвари.

Ход занятия:

Дети вместе с логопедом под русскую народную музыку входят в русскую избу, здороваются различными частями тела (правая рука справой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной) и садятся на скамейки.

Организация начала занятия:

С добрым утром, глазки,

Поглаживают закрытые глазки.

Открывают глаза, смотрят в “бинокль”.

С добрым утром, ушки,

Прикладывают ладонь к ушам.

С добрым утром, ручки,

Поглаживают руки сверху вниз.

Встряхивают кистями рук.

С добрым утром, ножки,

Поглаживают ножки сверху вниз.

Глазки – смотрят, смотрят;

Прикладывают ладонь к глазам.

Ушки – слушают, слушают;

Прикладывают ладони к ушам.

Ручки – хлопают, хлопают;

Ножки – топают, топают.

Логопед: Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Снова осень за окошком,

Дождик сыплется горошком,

Листья падают шурша,

Как же осень хороша.

Листья золотом расшиты,

Тропки дождиком умыты,

В ярких тапочках грибы,

Все нам, осень, даришь ты!

- существует ребята, много осенних праздников: Дождинки, Покров, Кузьминки, Новолетие и другие.

Давайте вспомним пословицы и поговорки об осенних праздниках и народных приметах.

Пришел варфоломей жито на золу сей

Иван постный –отец крестный.

Иван постный пришел-лето красное увел.

Семен лето провожает новое наводит.

Покров – первое зазимье.

На покров до обеда осень, а после обеда – зима.

Логопед: А в старину еще говорили: “Пришел к нам октябрь – батюшка, привел с собой праздник Покров”. Совсем недавно был этот праздник.

- Вот так чудо - чудеса –

Пожелтели все леса,

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром –

Так природа поздравляет

Нас с великим Покровом.

По народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой. Самоназвание Покров люди связывали с первым снегом, который покрывал землю, указывая на близость холодов. До покрова люди заканчивали полевые работы и серьезную подготовку к зиме.

А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Дети: Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Горька работа, да хлеб сладок.

Нужно наклонится, чтоб из ручья напиться.

Любишь кататься люби и саночки возить.

Какие труды, такие и плоды.

Маленькое дело лучше любого безделья.

Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом, (объяснить значение слова брюхо).

Логопед: Молодцы! Утомились? Давайте поиграем с вами в русскую народную игру “Бабушка Маланья.”

Все образуют хоровод и говорят:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей и все без бровей,(руками провести над бровями)

С такими ушами,(разводят руки в стороны)

С такими глазами,(пальцы в колечко, перед глазами)

С такой головой, (смыкаем руки над головой, образуя полукруг)

С такой бородой.(движенье рук от подбородке вниз с наклоном )

Ничего не ели,(присели на корточки, руки подпирают подбородок)

На нее глядели.

Логопед: А еще Покров начало осенних посиделок, как вы думаете, где все рассаживались в избе? Отгадайте загадку:

Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла.

Логопед: Для чего нужна людям печь?

Дети: Для тепла, чтоб готовить еду, сушить одежду и обувь, для сна.

Логопед: Назовите профессию человека, который устанавливает печь в избе.

Логопед: В каких русских народных сказках русская печь является героем произведения?

Дети: “Гуси-лебеди”, “По щучьему велению…”

Логопед: Чем лучше всего топить печь?

Логопед: Да, без дров изба не топится, а дров надо наколоть.

Пальчиковая игра “Я колю, колю дрова”

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Колю дрова на улочке

Гори, гори жарче печь.

Будут дети блины печь.

(Имитационные движения: поочередное постукивание ребром ладони об стол, кулачками, ладонями, сгибание – разгибание пальцев, круговые вращения кистями).

А теперь надо сложить дрова в поленницу. Русская народная игра “Сложи поленницу”.

Логопед: Дров накололи, в поленницу сложили пора бы и сказку послушать, садитесь поудобнее, я расскажу вам небылицы:

Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

- Чем ты бороду красил?

Я не краской не помазкой,

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал.

Пришел медведь к броду,

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис, вылез, высох.

Встал на колоду –

Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок….

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из – под собаки

Лают ворота.

Деревня закричала:

Мужики горят!”

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

Ведра пробежали

С мальчиком в руках,

За ними коромысло

С девкой на плечах.

Проскакала лошадь,

Стегая ездока.

Ворота со страху

Бац на мужика!

Логопед: Вот какие веселые небылицы, а сей час мы с вами выучим новую скороговорку:На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

Прохлопать ритм скороговорки.

Произнести скороговорку хором, индивидуально.

Послушать какие звуки голосом я выделила.

Повторить эти звуки, четко артикулируя.

Произнести звуки (п) и (б) хором и по одному.

В каких словах слышится звук (п), а в каких звук (б).

Произнести скороговорку тихо громко.

Произнести скороговорку грустно, весело.

Выделить голосом слова: На былинке пылинка,

Пылинка на былинке(и наоборот).

Проговорить скороговорку сначала низким, а затем высоким голосом.

Логопед: Молодцы, выучили скороговорку, а еще на Руси дети дразнили друг друга. Какие дразнилки, мирилки вы знаете? Кому кину мяч, тот и рассказывает:

Жадина – говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибися о скамейку.(Динара)

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.(Маша)

Огурец, огурец,

Не ходи на тот конец,

Там волки живут,

Тебе ноги подшибут. (Данил)

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

Чаю напьемся,

Опять подеремся.(Кулик)

Логопед: а сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку.

Деревянная подружка,

Без нее мы как без рук.

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает!

Встаньте дети на ножки и достаньте-ка ложки, а теперь мы будем отстукивать ритм нашего четверостишия:

На горушке – избушка,

Живет в ней старушка.

Сидит на печи, жует калачи.

Логопед: А сейчас мы отдохнем, садитесь по удобней, расслабьтесь и послушайте русскую народную колыбельную.

Вечерние посиделки не обходились без любимых загадок. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки? Ну, тогда начнем, только загадки будут не простые. Скажите мне, пожалуйста, что такое печная утварь?

Дети: То, что помогает хозяйке у печи.

Логопед: Я буду загадывать, тот, кто отгадает, о чем речь, должен показать этот предмет.

Помогаю я хозяйке

Ухватить чугунок жаркий. (Ухват)

Помощница огня,

Трудяга…..(Кочерга)

Варят суп во мне и щи,

Ты в печи меня ищи. (Чугунок)

Логопед: Есть такая пословица: “Хочешь, есть калачи – не сиди на печи”. Я вам предлагаю слепить калачи. (Дети лепят калачи). Какие вы молодцы! Наши калачи дойдут, и мы их испечем. Понравилось вам ребята наше занятие, а что больше всего? Да чуть не забыла, на Покров день много было угощения и для вас мои милые, я приготовила. (Раздача угощения). Дети прощаются и уходят.

Читайте также: