Древнерусское государство и общество 11 класс конспект
Обновлено: 06.07.2024
1 Древнерусское государство и общество Автор урока: Лунева Ю.Г., учитель истории МОУ гимназии 82 города Краснодара
4 Основные понятия: полюдье, повоз, погост, урок, лествичный( лестничный) порядок престолонаследия, политическая раздробленность, вотчина, обычное право писаное право, дружина, удел, смерд,закуп, рядовичи, холоп. 4
7 Племенные союзы восточных славян в IX в. Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины Вятичи Река Ока Словене ильменские Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов Радимичи Река Сож Древляне Река Припять Дреговичи Между реками Припять и Березина Поляне По западному берегу реки Днепр Уличи и Тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины Северяне По рекам Десна, Сейм, Сула, Северский Донец Хорваты, Дулебы Подунавье и Прикарпатье Полочане Бассейн реки Западная Двина Волыняне, Бужане Прикарпатье 7
9 Предпосылки возникновения государства у славян Политические: усиление роли военной знати (князь, дружина) Экономические: возникновение имущественного неравенства Социальные: переход к соседской общине; Внешнеполитические: постоянное военное давление соседей (кочевники, варяги) 9
13 Есть мнение, что: Ранние государства могут считаться только тогда созданными, когда возникает монопольное право на установление правил ( закона) для всех и на применение силы, если это правило не выполняется. 13
14 Верно ли, что власть на этапе формирования Древнерусского государства основывалась на применении силы? Докажите это или опровергните. Приложение 1.Расширение территории древнерусского государства.ppt Приложение 1.Расширение территории древнерусского государства.ppt 14
16 Полюдье русских князей в Х веке 16
17 Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. "И умертвили Игоря и его дружину которая была с ним. 17
18 На следующий год княгиня собрала большое войско и двинулась в поход на древлян. Древляне были разбиты, Искоростень был сожжён, часть его жителей обращена в рабство, остальные обложены тяжёлой данью, треть которой шла в Вышгород, принадлежавший Ольге, а две трети - в Киев. Можно ли говорить о том, что правителем был великим, когда им было уничтожено одно из восточнославянских племен исключительно с целью отомстить за смерть своего супруга? Княгиня Ольга сжигает Искоростень 18
21 На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей. 21
22 Владимир ( ) В IX – X вв. киевские князья постепенно подчинили восточно – славянские союзы племенных княжеств. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств завершается оформление государства Киевская Русь. Принятие князем Владимиром (988 г.) христианства как государственной религии стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства.(организация власти и управление в11-13вв).(организация власти и управление в11-13вв) 22
23 СОБОР КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА Построен в 90-х 20 в. Построен в 90-х 20 в. Архитектор- А.Орешников. Архитектор- А.Орешников г.- первая служба г.- первая служба. Июль 2001 г.- посетил Алексий II Июль 2001 г.- посетил Алексий II 23
24 ВХОД В СОБОР КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 24
25 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ и ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ Создание единого государства Объединение Восточнославянских земель Религиозная реформа Усиление княжеской власти Укрепление системы управления Организованная система обложения налогами Укрепление дипломатических связей с Византией, европейскими государствами Укрепление внешнеполитического могущества Руси 25
26 Ярослав Мудрый ( ) По изгнании Святополка и со смертью Мстислава князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и Юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письмености на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под названием «Русская правда". 26
27 Почему в процессе развития государства возникает потребность в выработке и письменном оформлении законов? 27
32 Высшие слои древнерусского государства 32
33 Свободные слои древнерусского государства 33
34 Высшие слои древнерусского государства КнязьБояреДружин ники Духовен- ство Политическая и духовная власть, землевладение с зависимыми людьми 34
35 Свободные слои населения торговцы ремесле нники Крестья- не-общин- ники Участвовали в вече, собственность на имущество, юридические права 35
36 Зависимое население 36
37 Зависимое население смердызакупы рядовичи Холопы (рабы): Челядь Пашенные холопы Представители вотчинной администрации : Тиун(ключник), дворецкий, Староста. 37
38 Выполни задание: ответь на вопрос. ? Человек, попавший в полную зависимость от господина, раб. ? Человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина. ? Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за Ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами. ? Человек, изначально свободный, но постепенно попадавший в зависимость к феодалу. в пользу князя. 38
39 Заполни пробелы: Вервь: Вотчина: Вече: 39
40 Заполни пробелы: Урок: Погост: Повоз: 40
41 Особенности раннего государства Каждое сообщество, созревшее к созданию государственности, проходит через этап раннего государства. Признаки раннего государстваРодовые пережитки Наследственная власть князяСохраняется вече – собрание свободных общинников Постоянная дружина, лично преданная князю Народное ополчение в случае необходимости Особый суд князяТрадиционное право (кровная месть и божий суд) Появление категорий зависимого населения (холопы, закупы, рядовичи) Зависимость общинников ограничивается сбором дани 41
42 Выводы: Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины; Аппарат управления не развит. Господство государственной собствености; Не сложились классы феодального общества : класс феодалов и зависимых крестьян; Крестьяне не были закрепощены; Власть князя зависит от общины, народного ополчения. Сложившееся Древнерусское государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. « 42
Полюдье – способ сбора дани князем с подвластных земель восточнославянских племен.
Уроки ("уставы") и погосты – законы княгини Ольги по налоговому праву.
Вотчина – наследственное земельное владение.
Община – форма социальной организации населения Древнерусского государства.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Организация государственной власти на территории Древнерусского государства – длительный и сложный процесс.
Но у полюдья были свои недостатки. В 945 г. из-за попытки повторно собрать дань у древлян был убит князь Игорь Старый со своей малой дружиной.
Еще одним органом управления было вече – народное собрание. Оно отвечало за денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей, могло судить и карать княжеских слуг. Особой власти достигло в Новгороде и Пскове, но на остальной территории Древнерусского государства не переросло в постоянный и систематически организованный правительственный институт.
Во второй половине XI в. на Руси формируется вотчина – крупное наследственное землевладение, передававшееся от отца к сыну. Владение включалось в себя поля, пастбища и лес. В отличие от Западной Европы, где были сильны традиции частной собственности, на Руси вся земля считалась собственностью княжеского рода. Бояре и монастыри рассматривались как наследственные держатели земли.
Еще одной формой использования земли являлось общинное землевладение, субъектом которой была сельская община в целом как территориальное образование.
В X – начале XII века на Руси сформировалось государство и общество похожее на раннефеодальную Европу. Однако обладало рядом особенностей. От стран Западной Европы Русь отличалась длительным отсутствием развитой частной собственности на землю и феодально-зависимым населения.
Теоретический материал для углубленного изучения:
«Какие же социальные органы, упомянутые в легенде о призвании варягов, можно рассматривать в качестве прообразов государственных институтов?
Во-первых, это какое-то собрание представителей племен, пригласивших варягов.
Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая позднее стала известна нам как вече.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Раздел 2. Древняя Русь. Урок 6. Государство и общество. Часть 1
История. Россия в мире 11 класс
Гудзишевская Нина Валентиновна
Конспект урока.
Цель: характеризовать особенности государственного и общественного устройства Древ-нерусского государства
· определить роль и место княжеской власти и дружины, народного веча; определить своеобразие военной организации в Древней Руси;
· выяснить причины и итоги первых княжеских междоусобиц; проследить основные этапы борьбы за киевский престол;
· развивать навыки анализа различной исторической информации, оценивать исторических деятелей, формулировать собственную аргументированную точку зрения; умения участвовать в дискуссии.
Тип урока: комбинированный с использованием технологий развития критического мышления, коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Каковы причины крещения Руси? Почему Владимир выбрал восточный вариант христианства?
2. Каково значение крещения Руси?
3.Мотивационно-целевой этап.
Слайд 2. Гипотеза:
· укрепление власти князей, рост княжеского аппарата управления привели к сокращению роли и значения веча.
4.Изучение нового материала.
Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.
1. Организация управления на Руси.
1.1. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве.
1.2. Роль дружины в структуре государства.
1.3. Вечевые идеалы.
2. Первые княжеские усобицы.
Слайд 5. Организация управления на Руси.
Работа по вариантам (5-7 минут).
Вариант 1. § 9, п.1 стр. 63 – 64, абз. 1-2. Выяснить функции княжеской власти в Древнерусском государстве.
Вариант 2. Стр. 64, абз.3. Выяснить роль дружины в структуре государства.
Вариант 3. Материалы приложения №1 к уроку. Проследить эволюцию вечевых порядков в Древнерусском государстве.
Проверка выполнения задания.
Слайд 6. 1.1. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве.
Обобщение результатов работы варианта 1. Комментарии к схеме:
Слайд 7. Для любого государства, даже на самых ранних этапах его становления, характерна фискальная функция – сбор налогов. Особую роль в формировании системы налогообложения Древней Руси сыграла княгиня Ольга. Комментарии к схеме:
Слайд 8. Упорядочение сбора дани было необходимо, так как налоговое бремя достигало зачастую 50 %. Причины:
q военные расходы при ограниченных ресурсах
Проверка выполнения задания группы 2.
Слайд 9. 1.2. Роль дружины в структуре государства.
Обобщение результатов работы варианта 2. Комментарии к схеме:
Проверка выполнения задания варианта 3.
Слайд 10. 1.3. Вечевые идеалы.
Обобщение результатов работы варианта 3. Комментарии к схеме:
q роль веча зависела от политической обстановки в княжествах
q по мере расширения вотчинного землевладения вече утрачивало свое значение и прекратило свое существование
q усилившаяся княжеская и вотчинная верхушка не нуждались в поддержке народного собрания.
Слайд 12. Первые княжеские усобицы.
Слайд 13. Задание: п. 2, стр. 64-66
Заполнить таблицу, определить влияние княжеских усобиц на отношения с Дикой степью.
Причины княжеских междоусобиц
Проверка выполнения задания.
Слайд 14. Вариант заполнения таблицы
Причины княжеских междоусобиц
· неравенство уделов общей родовой собственности
· недовольство лествичным порядком престолонаследия
Основные события
- мятеж Ярослава в Новгороде
- гибель Бориса и Глеба от рук Святополка
- бегство Святополка в Польшу после поражения от войск Ярослава
- 1018г. захват Киева польским королем Болеславом и Святополком
- изгнание Святополка из Киева
- упрочение внутреннего мира, увеличение племен, плативших дань Киеву, распространение христианства на Руси
- раздел державы между сыновьями – новая усобица с участием степняков – кочевников
1097 г. съезд князей в
- клятва князей объединить усилия в борьбе с внешними врагами Руси
- отказ от прежнего принципа престолонаследия
- закрепление уделов за княжескими семьями
- юридическое закрепление начала политического дробления Руси
1113 – 1125г. княжение Владимира Мономаха
- успешная борьба с половцами
- силой подчинил всех русских князей
1125-1132г. княжение Мстислава Великого
- продолжение политики Владимира Мономаха
· распад государства на самостоятельные княжества и земли
· формальное признание первенства великого киевского князя
5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
Слайд 17. Домашнее задание:
Слайд 18. Источники:
Приложение № 1.
Из племенной сходки древних славян вече превратилось в собрание горожан, на котором решающая роль принадлежала городским верхам: боярам и старцам градским.
Каковы были точные функции этого органа власти в IХ-Х вв., неизвестно. Суть вечевого общения состояла в совещании правящей верхушки и народа. В этот период вече еще играло роль в политической жизни древней Руси, являясь одним из основных органов государства при решении важных споров. Довольно часто вече избирало князей. Из 50-ти князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем.
В конце X в. созыв и ведение вече были упорядочены. В вече имели право принимать участие полноправные граждане (не холопы) и не подчиненные семейной власти, то есть домохозяева.
С сер. XII в. вечевые собрания перестали приглашать князей. Одной из сохранившихся функций было комплектование народного ополчения и выбор его предводителей – тысяцкого, сотских, десятских.
Роль веча в разных княжествах была различной (в Новгороде – огромна, в Галицко-Волынском княжестве – минимальна) и зависела от политической обстановки.
Тем не менее, четко прослеживается общая тенденция – по мере расширения вотчинного землевладения вече утрачивало свое значение и прекратило свое существование. Княжеская и вотчинная верхушка стали настолько сильными, что перестали нуждаться в поддержке народного собрания.
На этом уроке мы поговорим о теориях происхождения Древнерусского государства. Кто является автором норманнской теории? На чем основывают свои выводы антинорманисты? Мы выявим сильные и слабые стороны каждой из них.
1. Теории происхождения государства
В современной науке существует порядка 30 различных теорий происхождения государства, среди которых наибольшей известностью пользуются теократическая теория, теория насилия, ирригационная теория, теория общественного договора, патриархальная теория и классовая, или социально-экономическая теория.
2. Норманнская теория, ее происхождение и суть
3. Борьба норманистов и антинорманистов
С момента возникновения норманнской теории все отечественные и зарубежные историки разделились между собой на два непримиримых лагеря: норманистов (М. Погодин, А. Куник, И. Шаскольский, Г. Лебедев, Р. Скрынников) и антинорманистов (М. Ломоносов, С. Гедеонов, М. Тихомиров, Б. Рыбаков, А. Кузьмин, В. Фомин).
На протяжении всех лет они спорят по целому кругу проблем, среди которых наиболее острыми являются:
а) проблема этнической природы варягов и происхождения княжеской династии;
Суть разногласий по первой проблеме предельно проста: для всех норманистов варяги — это норманы-викинги, аборигены древней Скандинавии; для антинорманистов варяги — одно из славянских или балтских племен, обитавших на южном берегу Балтийского (Варяжского) моря.
Представители второго направления делятся на несколько основных групп:
4. Каким путем возникло Древнерусское государство
В настоящее время можно выделить несколько ключевых точек зрения:
3) большинство современных антинорманистов полагают, что Древнерусское государство есть результат развития нескольких взаимосвязанных процессов:
а) начального этапа классообразования у восточных славян;
б) объединения усилий восточнославянских племен для борьбы с внешней угрозой;
в) тесного взаимодействия трех крупных этнических групп: восточных славян, варягов и руси.
5. Когда возникло Древнерусское государство
По данной проблеме тоже существует несколько основных точек зрения:
а) большинство современных авторов утверждают, что Древнерусское государство возникло во второй половине IХ в., в 862 г. или 882 г.;
б) часть современных авторов (А. Кузьмин, А. Новосельцев, А. Сахаров) полагают, что в восточнославянских землях практически одновременно сложились два независимых друг от друга центра древнерусской государственности: один на рубеже VIII–IX вв. в среднем Поднепровье на территории полянского племенного союза (Киев), и другой — в середине IX в. в землях кривичей и ильменьских славян (Новгород);
в) наконец, третья группа историков (И. Фроянов, А. Дворниченко, И. Данилевский) утверждают, что до конца Х — начала ХI вв. Киевская Русь не являлась государством в полном смысле этого слова, а представляла собой довольно аморфную федерацию городов-государств республиканского (полисного или вечевого) типа.
2. Люди, события, факты
862 г. — призвание Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение в Ладогу (Новгород), Белоозеро и Изборск. Официальная дата начала русской государственности.
879 г. — кончина Рюрика и переход власти в руки одного из варяжских конунгов Олега.
880–882 гг. — поход Олега в Киев, в ходе которого он убил тамошних князей Аскольда и Дира, захватил власть и объявил Киев столицей объединенного Русского государства.
882–912 гг. — правление великого Киевского князя Олега.
883–885 гг. — военные походы Олега в сопредельные территории и включение в состав Киевской Руси племенных княжений древлян, северян и радимичей.
907 г. — первый удачный поход Олега на Константинополь, в результате которого он получил большой денежный выкуп и подписал выгодный для Руси торговый договор.
911 г. — второй удачный поход Олега на Константинополь и заключение нового, более выгодного торгового договора с Византией.
912–945 гг. — правление великого Киевского князя Игоря.
913 г. — поход князя Игоря в земли древлян, вторичное подчинение этого племенного княжения Киеву.
941 г. — первый поход Игоря на Византию, закончившийся гибелью русского гребного флота.
944 г. — второй поход Игоря на Византию, который закончился подписанием нового, но менее выгодного торгового договора с Византией.
945–964 гг. — правление великой Киевской княгини Ольги.
946/955/957 гг. — поездка или поездки княгини Ольги в Константинополь и принятие ею крещения по византийскому обряду.
964–972 гг. — правление великого Киевского князя Святослава.
964 г. — поход Святослава в земли вятичей и включение этого племенного союза в состав Киевской державы.
965 г. — поход Святослава в Волжскую Болгарию и ее разгром.
965–966 гг. — поход Святослава в земли Хазарского Каганата, в ходе которого он сжег дотла обе столицы Хазарии — Итиль и Саркел, и огромное тюрко-иудейское государство-паразит было стерто с лица земли, а Русь получила надежный выход к Азовскому и Черному морям, минуя печенежскую степь.
967 г. — заключение русско-византийского военного союза против Дунайской Болгарии.
968 г. — поход Святослава против Дунайской Болгарии (Первый Дунайский поход), который закончился разгромом этого государства и подписанием мирного договора, по которому нижнее течение Дуная отошло к Руси. По летописному свидетельству, Святослав намеревался перенести сюда, в Переяславец, столицу Русского государства, но набег печенегов на Киев заставил его вернуться домой для отражения орды хана Кури.
969 г. — смерть княгини Ольги и погребение ее по христианскому обряду в Киеве.
970 г. — перед новым походом на Дунай, где Святослав окончательно решил обосноваться, он делит Киевскую Русь на уделы между своими сыновьями: старшему Ярополку достался Киев, среднему Олегу — Искоростень, а младшему Владимиру — Новгород.
970–971 гг. — Второй Дунайский поход Святослава. Первоначально он начинался как новый поход против Болгарии, но после заключения военного союза с болгарским царем Борисом II он превратился в поход против Византии. Святослав оккупировал Фракию, захватил Доростол, Филипполь, Аркадиополь и начал боевые действия в Македонии. Новый византийский император Иоанн Цимисхия, оценив реальную угрозу, исходившую от Святослава и его боевой дружины, начал с ним мирные переговоры. Однако весной 971 г., нарушив перемирие, И. Цимисхия возобновил боевые действия против русичей: византийцам удалось загнать Святослава в Доростол, где после многомесячной осады была принята почетная капитуляция: Святослав с остатками своей дружины отпускался домой и брал на себя обязательства впредь не ходить походами на Дунай.
972 г. — гибель Святослава и его дружины на днепровских порогах в стычке с печенегами. Есть все основания полагать, что эта стычка стала результатом очередной византийской интриги: Константинополь подкупили печенежского хана Курю, для того чтобы он помог навсегда избавиться от опасного, сильного и амбициозного противника.
После гибели Святослава на территории Киевской Руси возникло, по сути, три независимых княжения в землях полян, древлян и ильменских славян, во главе которых встали его сыновья Ярополк, Олег и Владимир. При этом формально великим Киевским князем стал старший из братьев Ярополк (972–980 гг.).
В 977 г. при прямом подстрекательстве влиятельного киевского воеводы Свенельда между Ярополком и Олегом возник военный конфликт, который закончился гибелью юного древлянского князя, погибшего под копытами коней своих дружинников, в беспорядке отступавших с поля брани. Новгородский князь Владимир, узнав о произошедшей трагедии, бежал из города, который заняли посадники Ярополка. Но в 978 г. Владимир с наемной варяжской дружиной вернул себе новгородский стол и пошел войной на старшего брата, которая завершилась его победой и гибелью Ярополка.
В 986–987 гг., приняв участие в военном конфликте между византийскими императорами Василием II и Константином VII и наместником Крыма Вардой Склиром, князь Владимир инициировал проведение новой религиозной реформы, в основу которой было положено христианское вероучение.
При изучении истории крещения Руси историки до сих пор спорят по двум ключевым проблемам:
1) когда в действительности произошло это событие;
2) какой вариант христианства был взят за основу при официальном крещении Руси.
По первой проблеме существуют две основных точки зрения:
1) одни авторы (В. Кожинов) утверждают, что Древняя Русь была крещена в 867 г. при константинопольском патриархе Фотии;
2) Другие авторы (Е. Голубинский, А. Кузьмин, О. Рапов, С. Перевезенцев) утверждают, что официальное крещение Руси состоялось между 986–991 гг. При этом Русская православная церковь официальной датой крещения Руси считает 988 г.
По второй проблеме разногласия носят более существенный характер. Одни авторы (Е. Голубинский, В. Василевский) поддерживают в этом споре официальную церковь и утверждают, что Русь изначально восприняла византийский вариант православия. Другие историки (М. Приселков, А. Пресняков) полагают, что Древняя Русь была крещена по болгарскому обряду, распространенному в Орхидском архиепископстве. Третьи авторы (Н. Никольский, А. Кузьмин) ищут истоки русского православия на территории Великой Моравии, где были сильны традиции арианства, и основанная на этих традициях раннего христианского вероучения кирилло-мефодьевская традиция.
Как бы то ни было, но, на наш взгляд, ближе всего к истине те историки (А. Кузьмин, С. Перевезенцев), которые считают, что в Киеве и других городах Древней Руси сосуществовало несколько христианских общин, исповедовавших разные христианские вероучения, и не одна из этих общин не имела официального статуса.
Затем, по мере укрепления великокняжеской власти, при Ярославе Мудром на Руси восторжествовал византийский вариант православия, поскольку именно при нем в 1036/1037 г. на Русь прибыл первый русский митрополит Феопемт, назначенный константинопольским патриархом Алексеем Студитом.
В ближайшей перспективе принятие христианства способствовало:
1) этнической консолидации восточнославянских племен и возникновению единой древнерусской народности;
2) формированию единого культурного пространства Древней Руси;
3) усилению великокняжеской власти и ликвидации местных, независимых от Киева княжений, престолы которых заняли удельные князья из числа сыновей-наместников великого князя;
4) усилению социальной дифференциации древнерусского общества и формированию единого политического класса Древней Руси;
5) возникновению и развитию феодальной земельной собственности, поскольку именно тогда наряду с княжеским домениальным хозяйством происходит становление и укрепление церковного, монастырского и боярского вотчинного землевладения.
Урок знакомит с возникновением государственности у восточных славян. На картах представлены первые восточнославянские предгосударственные образования, а также границы Древнерусского государства. Урок помогает проанализировать причины и теории возникновения государства у восточных славян. Урок знакомит с системой управления на русских землях, категориях зависимого населения, а также с международными связями первых русских князей
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Русь в IX – начале XI века"
В IX веке в Восточной Европе возникло Древнерусское государство, в состав которого вошли племена восточных славян.
Государство – это особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
Следует отметить, что среди историков существует две основные концепции возникновения Древнерусского государства – классовая и договорная.
Согласно классовой концепции, в процессе распада родовых отношений в восточнославянском обществе появляется имущественное неравенство и социальная дифференциация. Общество уже не могло существовать, опираясь только на кровнородственные связи, обычаи и традиции. Поэтому регулятором социальных отношений выступает возвысившаяся над обществом публичная власть.
В итоге формируется государство, функцией которого, кроме регулирования общественных отношений, стала защита территории и населения от внешней опасности. Согласно договорной концепции, государство у восточных славян возникло в результате договора между людьми.
То есть в результате длительного естественно-исторического развития общество пришло к тому, чтобы добровольно передать часть своих прав специальному органу, созданному для защиты населения и общественного порядка.
Большинство современных историков придерживаются мнения, что первые предгосударственные образования у восточных славян начинают формироваться уже на рубеже VIII–IX веков.
В это время возникает два крупных союза славянских племён: союз полян с центром в Киеве в Среднем Поднепровье, а также союз словен, кривичей и финно-угорских племён с центром в Новгороде на Северо-Западных землях.
Однако о пути формирования самого Древнерусского государства среди историков нет единого мнения. Так, существует три основных теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская (славянская), центристская.
Согласно этой летописи именно племена Северо-Западных земель (кривичи, словене и чудь) призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря, чтобы те помогли им преодолеть возникшие между ними междоусобицы.
В итоге на территорию новгородских земель пришли варяги, или народ русь, которых возглавляли три брата – Рюрик, Трувор и Синеус. Они стали княжить, соответственно, в Новгороде, Изборске, Белоозере. А дружинники Рюрика Аскольд и Дир осели в Киеве и княжили там. С 862 года после смерти братьев Рюрик в новгородских землях правил один.
Исходя из этой легенды, учёные-норманисты (Готлиб Байер, Герхард Миллер, Август Шлёцер) вывели теорию, что государство у восточных славян создали пришлые скандинавы.
В противовес норманистам в русской науке возник крайний антинорманизм. Историки-антинорманисты (Михаил Ломоносов, Дмитрий Иловайский) отрицали роль скандинавов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение. Они считали, что варяги-русь – славянский или какой-то другой нескандинавский народ с восточного или южного берега Балтийского моря.
Большинство современных историков, среди которых Андрей Юрганов и Леонид Кацва, не вдаются в крайности и придерживаются центристской точки зрения.
Они считают, что Древнерусское государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества, но при участии варягов. Исходя из этой точки зрения, норманны были призваны как нейтральная сила, способная прекратить усобицы, именно на княжение. Следовательно, восточные славяне не получали государственность извне, эта форма власти у них уже существовала.
Подавляющая часть современных российских авторов признаёт, что первыми общерусскими князьями действительно были варяги. Однако дискуссия о том, были варяги скандинавами или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря, всё ещё продолжается.
Тем не менее точкой отсчёта Древнерусского государства считается именно момент объединения Киева и Новгорода под властью Олега в 882 году, которое, согласно летописи, продолжалось до 912 года.
После объединения киевских и новгородских земель князь Олег подчинил себе племена древлян, северян и радимичей, а также упрочил внешнеполитическое положение нового государства, столицей которого сделал Киев.
Древняя Русь по своей сути являлась раннефеодальной монархией.
Феодализм – это такая система общественных отношений, для которой характерно сочетание крупной земельной собственности (вотчины) и мелкого крестьянского владения.
Главой государства был киевский князь. Он был военным предводителем, законодателем и верховным судьёй. Власть князя опиралась на дружину, с которой он советовался, например, по поводу участия в военных походах либо других мероприятиях.
Дружина – первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. Являлась привилегированным сословием.
Младшая дружина была представлена отроками, детскими и милостниками. Отроки ведали княжеским хозяйством и находились в личном услужении, детские были слугами из свободных людей, а милостники – военными слугами.
С формированием к концу X века структуры единого государства развивается централизованный аппарат управления. Должностными лицами государственной администрации стали представители дружинной знати.
Из представителей наиболее авторитетной верхушки старших дружинников при князе формировался совет – Дума. Дума участвовала в формировании основ государственно-политической и экономической жизни.
Различные точки зрения существуют по поводу характера социально-экономических отношений в Древнерусском государстве. Это вызвано недостатком полностью надёжных исторических источников.
Согласно этому сборнику законов, большую часть населения Древнерусского государства составляли свободные общинники. Их зависимость ограничивалась выплатой дани, которая выплачивалась либо со всей общины, либо подворно.
Община у славян называлась вервью. В X–XI веках она была уже не родовой, а соседской.
Большую роль в развитии Древнерусского государства сыграло Крещение Руси князем Владимиром в 988 году.
Принятие христианства способствовало укреплению как самого государства, так и власти киевского князя, повысило международный авторитет Руси. Кроме этого, принятие христианства способствовало приобщению к византийской культуре.
Появилась письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. С принятием христианства изменились нравы и мораль древнерусского общества. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство.
Одной из главных функций киевских князей было осуществление внешней политики, важнейшими направлениями которой были южное, восточное, западное.
Южное направление проявилось в отношениях с Византией, политическим и культурным центром Восточной и Южной Европы; восточное – отношения с Хазарским каганатом и кочевниками; западное – отношения со странами Западной и Северной Европы.
Давайте подробнее остановимся на киевских князьях второй половины IX–X веков и их внешней политике.
В 907 году успешный военный поход на Константинополь совершил князь Олег. Его итогом стали выгодные для Руси мирные договоры с Византией (907 и 911 годов).
После смерти Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика Игорю. Он расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.
Он же отразил набеги кочевников-печенегов и организовал военные походы против Византии. Поход 941 года закончился неудачей, поход 944 года – заключением взаимовыгодного договора.
После смерти князя Игоря Древнерусским государством правила его жена Ольга (во время малолетства сына Святослава и его военных походов).
Ольга впервые установила порядок сбора дани. Она ввела уроки – точные размеры дани и погосты – места сбора дани.
В 957 году княгиня посетила Византию и приняла там христианство под именем Елена, а в 968 году она руководила защитой Киева от печенегов.
Сын Игоря и Ольги Святослав правил Древнерусским государством в 962–972 годах. Он был инициатором и руководителем многих военных походов.
Так, в 965 году он разгромил Хазарский каганат, в 968–971 годах вёл войны с Византией, которые закончились договором 971 года. Кроме этого, Святослав совершал походы в Дунайскую Булгарию и вёл борьбу с печенегами, которыми и был убит на днепровских порогах в 972 году.
После смерти великого князя разгорелась борьба за власть между его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Победителем из междоусобицы вышел Владимир.
Первые годы его правления отмечены военными победами и грандиозными задумками.
При нём границы Древнерусского государства были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это затруднило печенегам набеги и позволило расширить территорию Руси.
В результате Крещения Руси при Владимире I произошла окончательная нормализация отношений с Византией.
Принятие христианства также способствовало активному развитию отношений с европейскими странами в конце X–XI веках. Начали заключаться династические браки.
В X–XI веках киевские князья также воевали с польскими и литовскими племенами. Русь начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев.
Таким образом, объединение восточнославянских племён в единое государство стало закономерным итогом развития восточных славян.
Датой образования Древнерусского государства считается 882 год, когда князь Олег объединил киевские и новгородские земли.
Среди историков нет единого мнения о путях возникновения Древнерусского государства.
Древняя Русь была раннефеодальным государством, существовавшим как единое целое в X–XII веках.
Княгиня Ольга была первой из правителей Руси, кто принял христианство.
Важнейшим шагом в правление Владимира Великого стало Крещение Руси.
Первые киевские князья осуществляли активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения с соседями.
Читайте также: