Древнерусское государство и общество 11 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

1 Древнерусское государство и общество Автор урока: Лунева Ю.Г., учитель истории МОУ гимназии 82 города Краснодара

4 Основные понятия: полюдье, повоз, погост, урок, лествичный( лестничный) порядок престолонаследия, политическая раздробленность, вотчина, обычное право писаное право, дружина, удел, смерд,закуп, рядовичи, холоп. 4

7 Племенные союзы восточных славян в IX в. Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины Вятичи Река Ока Словене ильменские Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов Радимичи Река Сож Древляне Река Припять Дреговичи Между реками Припять и Березина Поляне По западному берегу реки Днепр Уличи и Тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины Северяне По рекам Десна, Сейм, Сула, Северский Донец Хорваты, Дулебы Подунавье и Прикарпатье Полочане Бассейн реки Западная Двина Волыняне, Бужане Прикарпатье 7

9 Предпосылки возникновения государства у славян Политические: усиление роли военной знати (князь, дружина) Экономические: возникновение имущественного неравенства Социальные: переход к соседской общине; Внешнеполитические: постоянное военное давление соседей (кочевники, варяги) 9

13 Есть мнение, что: Ранние государства могут считаться только тогда созданными, когда возникает монопольное право на установление правил ( закона) для всех и на применение силы, если это правило не выполняется. 13

14 Верно ли, что власть на этапе формирования Древнерусского государства основывалась на применении силы? Докажите это или опровергните. Приложение 1.Расширение территории древнерусского государства.ppt Приложение 1.Расширение территории древнерусского государства.ppt 14

16 Полюдье русских князей в Х веке 16

17 Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. "И умертвили Игоря и его дружину которая была с ним. 17

18 На следующий год княгиня собрала большое войско и двинулась в поход на древлян. Древляне были разбиты, Искоростень был сожжён, часть его жителей обращена в рабство, остальные обложены тяжёлой данью, треть которой шла в Вышгород, принадлежавший Ольге, а две трети - в Киев. Можно ли говорить о том, что правителем был великим, когда им было уничтожено одно из восточнославянских племен исключительно с целью отомстить за смерть своего супруга? Княгиня Ольга сжигает Искоростень 18

21 На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей. 21

22 Владимир ( ) В IX – X вв. киевские князья постепенно подчинили восточно – славянские союзы племенных княжеств. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств завершается оформление государства Киевская Русь. Принятие князем Владимиром (988 г.) христианства как государственной религии стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства.(организация власти и управление в11-13вв).(организация власти и управление в11-13вв) 22

23 СОБОР КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА Построен в 90-х 20 в. Построен в 90-х 20 в. Архитектор- А.Орешников. Архитектор- А.Орешников г.- первая служба г.- первая служба. Июль 2001 г.- посетил Алексий II Июль 2001 г.- посетил Алексий II 23

24 ВХОД В СОБОР КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 24

25 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ и ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ Создание единого государства Объединение Восточнославянских земель Религиозная реформа Усиление княжеской власти Укрепление системы управления Организованная система обложения налогами Укрепление дипломатических связей с Византией, европейскими государствами Укрепление внешнеполитического могущества Руси 25

26 Ярослав Мудрый ( ) По изгнании Святополка и со смертью Мстислава князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и Юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письмености на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под названием «Русская правда". 26

27 Почему в процессе развития государства возникает потребность в выработке и письменном оформлении законов? 27

32 Высшие слои древнерусского государства 32

33 Свободные слои древнерусского государства 33

34 Высшие слои древнерусского государства КнязьБояреДружин ники Духовен- ство Политическая и духовная власть, землевладение с зависимыми людьми 34

35 Свободные слои населения торговцы ремесле нники Крестья- не-общин- ники Участвовали в вече, собственность на имущество, юридические права 35

36 Зависимое население 36

37 Зависимое население смердызакупы рядовичи Холопы (рабы): Челядь Пашенные холопы Представители вотчинной администрации : Тиун(ключник), дворецкий, Староста. 37

38 Выполни задание: ответь на вопрос. ? Человек, попавший в полную зависимость от господина, раб. ? Человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина. ? Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за Ссуду, проценты с которой он отрабатывал на поле у человека, ссудившего его деньгами. ? Человек, изначально свободный, но постепенно попадавший в зависимость к феодалу. в пользу князя. 38

39 Заполни пробелы: Вервь: Вотчина: Вече: 39

40 Заполни пробелы: Урок: Погост: Повоз: 40

41 Особенности раннего государства Каждое сообщество, созревшее к созданию государственности, проходит через этап раннего государства. Признаки раннего государстваРодовые пережитки Наследственная власть князяСохраняется вече – собрание свободных общинников Постоянная дружина, лично преданная князю Народное ополчение в случае необходимости Особый суд князяТрадиционное право (кровная месть и божий суд) Появление категорий зависимого населения (холопы, закупы, рядовичи) Зависимость общинников ограничивается сбором дани 41

42 Выводы: Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины; Аппарат управления не развит. Господство государственной собствености; Не сложились классы феодального общества : класс феодалов и зависимых крестьян; Крестьяне не были закрепощены; Власть князя зависит от общины, народного ополчения. Сложившееся Древнерусское государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. « 42

Полюдье – способ сбора дани князем с подвластных земель восточнославянских племен.

Уроки ("уставы") и погосты – законы княгини Ольги по налоговому праву.

Вотчина – наследственное земельное владение.

Община – форма социальной организации населения Древнерусского государства.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Организация государственной власти на территории Древнерусского государства – длительный и сложный процесс.

Но у полюдья были свои недостатки. В 945 г. из-за попытки повторно собрать дань у древлян был убит князь Игорь Старый со своей малой дружиной.

Еще одним органом управления было вече – народное собрание. Оно отвечало за денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей, могло судить и карать княжеских слуг. Особой власти достигло в Новгороде и Пскове, но на остальной территории Древнерусского государства не переросло в постоянный и систематически организованный правительственный институт.

Во второй половине XI в. на Руси формируется вотчина – крупное наследственное землевладение, передававшееся от отца к сыну. Владение включалось в себя поля, пастбища и лес. В отличие от Западной Европы, где были сильны традиции частной собственности, на Руси вся земля считалась собственностью княжеского рода. Бояре и монастыри рассматривались как наследственные держатели земли.

Еще одной формой использования земли являлось общинное землевладение, субъектом которой была сельская община в целом как территориальное образование.

В X – начале XII века на Руси сформировалось государство и общество похожее на раннефеодальную Европу. Однако обладало рядом особенностей. От стран Западной Европы Русь отличалась длительным отсутствием развитой частной собственности на землю и феодально-зависимым населения.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Какие же социальные органы, упомянутые в легенде о призвании варягов, можно рассматривать в качестве прообразов государственных институтов?

Во-первых, это какое-то собрание представителей племен, пригласивших варягов.

Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая позднее стала известна нам как вече.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел 2. Древняя Русь. Урок 6. Государство и общество. Часть 1

История. Россия в мире 11 класс

Гудзишевская Нина Валентиновна

Конспект урока.

Цель: характеризовать особенности государственного и общественного устройства Древ-нерусского государства

· определить роль и место княжеской власти и дружины, народного веча; определить своеобразие военной организации в Древней Руси;

· выяснить причины и итоги первых княжеских междоусобиц; проследить основные этапы борьбы за киевский престол;

· развивать навыки анализа различной исторической информации, оценивать исторических деятелей, формулировать собственную аргументированную точку зрения; умения участвовать в дискуссии.

Тип урока: комбинированный с использованием технологий развития критического мышления, коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся.

1. Каковы причины крещения Руси? Почему Владимир выбрал восточный вариант христианства?

2. Каково значение крещения Руси?

3.Мотивационно-целевой этап.

Слайд 2. Гипотеза:

· укрепление власти князей, рост княжеского аппарата управления привели к сокращению роли и значения веча.

4.Изучение нового материала.

Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.

1. Организация управления на Руси.

1.1. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве.

1.2. Роль дружины в структуре государства.

1.3. Вечевые идеалы.

2. Первые княжеские усобицы.

Слайд 5. Организация управления на Руси.

Работа по вариантам (5-7 минут).

Вариант 1. § 9, п.1 стр. 63 – 64, абз. 1-2. Выяснить функции княжеской власти в Древнерусском государстве.

Вариант 2. Стр. 64, абз.3. Выяснить роль дружины в структуре государства.

Вариант 3. Материалы приложения №1 к уроку. Проследить эволюцию вечевых порядков в Древнерусском государстве.

Проверка выполнения задания.

Слайд 6. 1.1. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве.

Обобщение результатов работы варианта 1. Комментарии к схеме:

Слайд 7. Для любого государства, даже на самых ранних этапах его становления, характерна фискальная функция – сбор налогов. Особую роль в формировании системы налогообложения Древней Руси сыграла княгиня Ольга. Комментарии к схеме:

Слайд 8. Упорядочение сбора дани было необходимо, так как налоговое бремя достигало зачастую 50 %. Причины:

q военные расходы при ограниченных ресурсах

Проверка выполнения задания группы 2.

Слайд 9. 1.2. Роль дружины в структуре государства.

Обобщение результатов работы варианта 2. Комментарии к схеме:

Проверка выполнения задания варианта 3.

Слайд 10. 1.3. Вечевые идеалы.

Обобщение результатов работы варианта 3. Комментарии к схеме:

q роль веча зависела от политической обстановки в княжествах

q по мере расширения вотчинного землевладения вече утрачивало свое значение и прекратило свое существование

q усилившаяся княжеская и вотчинная верхушка не нуждались в поддержке народного собрания.

Слайд 12. Первые княжеские усобицы.

Слайд 13. Задание: п. 2, стр. 64-66

Заполнить таблицу, определить влияние княжеских усобиц на отношения с Дикой степью.

Причины княжеских междоусобиц

Проверка выполнения задания.

Слайд 14. Вариант заполнения таблицы

Причины княжеских междоусобиц

· неравенство уделов общей родовой собственности

· недовольство лествичным порядком престолонаследия

Основные события

- мятеж Ярослава в Новгороде

- гибель Бориса и Глеба от рук Святополка

- бегство Святополка в Польшу после поражения от войск Ярослава

- 1018г. захват Киева польским королем Болеславом и Святополком

- изгнание Святополка из Киева

- упрочение внутреннего мира, увеличение племен, плативших дань Киеву, распространение христианства на Руси

- раздел державы между сыновьями – новая усобица с участием степняков – кочевников

1097 г. съезд князей в

- клятва князей объединить усилия в борьбе с внешними врагами Руси

- отказ от прежнего принципа престолонаследия

- закрепление уделов за княжескими семьями

- юридическое закрепление начала политического дробления Руси

1113 – 1125г. княжение Владимира Мономаха

- успешная борьба с половцами

- силой подчинил всех русских князей

1125-1132г. княжение Мстислава Великого

- продолжение политики Владимира Мономаха

· распад государства на самостоятельные княжества и земли

· формальное признание первенства великого киевского князя

5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

Слайд 17. Домашнее задание:

Слайд 18. Источники:

Приложение № 1.

Из племенной сходки древних славян вече превратилось в собрание горожан, на котором решающая роль принадлежала городским верхам: боярам и старцам градским.

Каковы были точные функции этого органа власти в IХ-Х вв., неизвестно. Суть вечевого общения состояла в совещании правящей верхушки и народа. В этот период вече еще играло роль в политической жизни древней Руси, являясь одним из основных органов государства при решении важных споров. Довольно часто вече избирало князей. Из 50-ти князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем.

В конце X в. созыв и ведение вече были упорядочены. В вече имели право принимать участие полноправные граждане (не холопы) и не подчиненные семейной власти, то есть домохозяева.

С сер. XII в. вечевые собрания перестали приглашать князей. Одной из сохранившихся функций было комплектование народного ополчения и выбор его предводителей – тысяцкого, сотских, десятских.

Роль веча в разных княжествах была различной (в Новгороде – огромна, в Галицко-Волынском княжестве – минимальна) и зависела от политической обстановки.

Тем не менее, четко прослеживается общая тенденция – по мере расширения вотчинного землевладения вече утрачивало свое значение и прекратило свое существование. Княжеская и вотчинная верхушка стали настолько сильными, что перестали нуждаться в поддержке народного собрания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке мы по­го­во­рим о тео­ри­ях про­ис­хож­де­ния Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Кто яв­ля­ет­ся ав­то­ром нор­манн­ской тео­рии? На чем ос­но­вы­ва­ют свои вы­во­ды ан­ти­нор­ма­ни­сты? Мы вы­явим силь­ные и сла­бые сто­ро­ны каж­дой из них.

1. Тео­рии про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства

В со­вре­мен­ной науке су­ще­ству­ет по­ряд­ка 30 раз­лич­ных тео­рий про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства, среди ко­то­рых наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся тео­кра­ти­че­ская тео­рия, тео­рия на­си­лия, ир­ри­га­ци­он­ная тео­рия, тео­рия об­ще­ствен­но­го до­го­во­ра, пат­ри­ар­халь­ная тео­рия и клас­со­вая, или со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская тео­рия.

2. Нор­манн­ская тео­рия, ее про­ис­хож­де­ние и суть

3. Борь­ба нор­ма­ни­стов и ан­ти­нор­ма­ни­стов

С мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния нор­манн­ской тео­рии все оте­че­ствен­ные и за­ру­беж­ные ис­то­ри­ки раз­де­ли­лись между собой на два непри­ми­ри­мых ла­ге­ря: нор­ма­ни­стов (М. По­го­дин, А. Куник, И. Шас­коль­ский, Г. Ле­бе­дев, Р. Скрын­ни­ков) и ан­ти­нор­ма­ни­стов (М. Ло­мо­но­сов, С. Ге­део­нов, М. Ти­хо­ми­ров, Б. Ры­ба­ков, А. Кузь­мин, В. Фомин).

На про­тя­же­нии всех лет они спо­рят по це­ло­му кругу про­блем, среди ко­то­рых наи­бо­лее ост­ры­ми яв­ля­ют­ся:

а) про­бле­ма эт­ни­че­ской при­ро­ды ва­ря­гов и про­ис­хож­де­ния кня­же­ской ди­на­стии;

Суть раз­но­гла­сий по пер­вой про­бле­ме пре­дель­но про­ста: для всех нор­ма­ни­стов ва­ря­ги — это нор­ма­ны-ви­кин­ги, або­ри­ге­ны древ­ней Скан­ди­на­вии; для ан­ти­нор­ма­ни­стов ва­ря­ги — одно из сла­вян­ских или балт­ских пле­мен, оби­тав­ших на южном бе­ре­гу Бал­тий­ско­го (Ва­ряж­ско­го) моря.

Пред­ста­ви­те­ли вто­ро­го на­прав­ле­ния де­лят­ся на несколь­ко ос­нов­ных групп:

4. Каким путем воз­ник­ло Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство

В на­сто­я­щее время можно вы­де­лить несколь­ко клю­че­вых точек зре­ния:

3) боль­шин­ство со­вре­мен­ных ан­ти­нор­ма­ни­стов по­ла­га­ют, что Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство есть ре­зуль­тат раз­ви­тия несколь­ких вза­и­мо­свя­зан­ных про­цес­сов:

а) на­чаль­но­го этапа клас­со­об­ра­зо­ва­ния у во­сточ­ных сла­вян;

б) объ­еди­не­ния уси­лий во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен для борь­бы с внеш­ней угро­зой;

в) тес­но­го вза­и­мо­дей­ствия трех круп­ных эт­ни­че­ских групп: во­сточ­ных сла­вян, ва­ря­гов и руси.

5. Когда воз­ник­ло Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство

По дан­ной про­бле­ме тоже су­ще­ству­ет несколь­ко ос­нов­ных точек зре­ния:

а) боль­шин­ство со­вре­мен­ных ав­то­ров утвер­жда­ют, что Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство воз­ник­ло во вто­рой по­ло­вине IХ в., в 862 г. или 882 г.;

б) часть со­вре­мен­ных ав­то­ров (А. Кузь­мин, А. Но­во­сель­цев, А. Са­ха­ров) по­ла­га­ют, что в во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но сло­жи­лись два неза­ви­си­мых друг от друга цен­тра древ­не­рус­ской го­су­дар­ствен­но­сти: один на ру­бе­же VIII–IX вв. в сред­нем Под­не­про­вье на тер­ри­то­рии по­лян­ско­го пле­мен­но­го союза (Киев), и дру­гой — в се­ре­дине IX в. в зем­лях кри­ви­чей и иль­мень­ских сла­вян (Нов­го­род);

в) на­ко­нец, тре­тья груп­па ис­то­ри­ков (И. Фро­я­нов, А. Двор­ни­чен­ко, И. Да­ни­лев­ский) утвер­жда­ют, что до конца Х — на­ча­ла ХI вв. Ки­ев­ская Русь не яв­ля­лась го­су­дар­ством в пол­ном смыс­ле этого слова, а пред­став­ля­ла собой до­воль­но аморф­ную фе­де­ра­цию го­ро­дов-го­су­дарств рес­пуб­ли­кан­ско­го (по­лис­но­го или ве­че­во­го) типа.

2. Люди, со­бы­тия, факты

862 г. — при­зва­ние Рю­ри­ка, Си­не­уса и Тру­во­ра на кня­же­ние в Ла­до­гу (Нов­го­род), Бе­ло­озе­ро и Из­борск. Офи­ци­аль­ная дата на­ча­ла рус­ской го­су­дар­ствен­но­сти.

879 г. — кон­чи­на Рю­ри­ка и пе­ре­ход вла­сти в руки од­но­го из ва­ряж­ских ко­нун­гов Олега.

880–882 гг. — поход Олега в Киев, в ходе ко­то­ро­го он убил та­мош­них кня­зей Ас­коль­да и Дира, за­хва­тил власть и объ­явил Киев сто­ли­цей объ­еди­нен­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства.

882–912 гг. — прав­ле­ние ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя Олега.

883–885 гг. — во­ен­ные по­хо­ды Олега в со­пре­дель­ные тер­ри­то­рии и вклю­че­ние в со­став Ки­ев­ской Руси пле­мен­ных кня­же­ний древ­лян, се­ве­рян и ра­ди­ми­чей.

907 г. — пер­вый удач­ный поход Олега на Кон­стан­ти­но­поль, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го он по­лу­чил боль­шой де­неж­ный выкуп и под­пи­сал вы­год­ный для Руси тор­го­вый до­го­вор.

911 г. — вто­рой удач­ный поход Олега на Кон­стан­ти­но­поль и за­клю­че­ние но­во­го, более вы­год­но­го тор­го­во­го до­го­во­ра с Ви­зан­ти­ей.

912–945 гг. — прав­ле­ние ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя Игоря.

913 г. — поход князя Игоря в земли древ­лян, вто­рич­ное под­чи­не­ние этого пле­мен­но­го кня­же­ния Киеву.

941 г. — пер­вый поход Игоря на Ви­зан­тию, за­кон­чив­ший­ся ги­бе­лью рус­ско­го греб­но­го флота.

944 г. — вто­рой поход Игоря на Ви­зан­тию, ко­то­рый за­кон­чил­ся под­пи­са­ни­ем но­во­го, но менее вы­год­но­го тор­го­во­го до­го­во­ра с Ви­зан­ти­ей.

945–964 гг. — прав­ле­ние ве­ли­кой Ки­ев­ской кня­ги­ни Ольги.

946/955/957 гг. — по­езд­ка или по­езд­ки кня­ги­ни Ольги в Кон­стан­ти­но­поль и при­ня­тие ею кре­ще­ния по ви­зан­тий­ско­му об­ря­ду.

964–972 гг. — прав­ле­ние ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя Свя­то­сла­ва.

964 г. — поход Свя­то­сла­ва в земли вя­ти­чей и вклю­че­ние этого пле­мен­но­го союза в со­став Ки­ев­ской дер­жа­вы.

965 г. — поход Свя­то­сла­ва в Волж­скую Бол­га­рию и ее раз­гром.

965–966 гг. — поход Свя­то­сла­ва в земли Ха­зар­ско­го Ка­га­на­та, в ходе ко­то­ро­го он сжег дотла обе сто­ли­цы Ха­за­рии — Итиль и Сар­кел, и огром­ное тюр­ко-иудей­ское го­су­дар­ство-па­ра­зит было стер­то с лица земли, а Русь по­лу­чи­ла на­деж­ный выход к Азов­ско­му и Чер­но­му морям, минуя пе­че­неж­скую степь.

967 г. — за­клю­че­ние рус­ско-ви­зан­тий­ско­го во­ен­но­го союза про­тив Ду­най­ской Бол­га­рии.

968 г. — поход Свя­то­сла­ва про­тив Ду­най­ской Бол­га­рии (Пер­вый Ду­най­ский поход), ко­то­рый за­кон­чил­ся раз­гро­мом этого го­су­дар­ства и под­пи­са­ни­ем мир­но­го до­го­во­ра, по ко­то­ро­му ниж­нее те­че­ние Дуная ото­шло к Руси. По ле­то­пис­но­му сви­де­тель­ству, Свя­то­слав на­ме­ре­вал­ся пе­ре­не­сти сюда, в Пе­ре­я­с­ла­вец, сто­ли­цу Рус­ско­го го­су­дар­ства, но набег пе­че­не­гов на Киев за­ста­вил его вер­нуть­ся домой для от­ра­же­ния орды хана Кури.

969 г. — смерть кня­ги­ни Ольги и по­гре­бе­ние ее по хри­сти­ан­ско­му об­ря­ду в Киеве.

970 г. — перед новым по­хо­дом на Дунай, где Свя­то­слав окон­ча­тель­но решил обос­но­вать­ся, он делит Ки­ев­скую Русь на уделы между сво­и­ми сы­но­вья­ми: стар­ше­му Яро­пол­ку до­стал­ся Киев, сред­не­му Олегу — Ис­ко­ро­стень, а млад­ше­му Вла­ди­ми­ру — Нов­го­род.

970–971 гг. — Вто­рой Ду­най­ский поход Свя­то­сла­ва. Пер­во­на­чаль­но он на­чи­нал­ся как новый поход про­тив Бол­га­рии, но после за­клю­че­ния во­ен­но­го союза с бол­гар­ским царем Бо­ри­сом II он пре­вра­тил­ся в поход про­тив Ви­зан­тии. Свя­то­слав ок­ку­пи­ро­вал Фра­кию, за­хва­тил До­ро­стол, Фи­лип­поль, Ар­ка­дио­поль и начал бо­е­вые дей­ствия в Ма­ке­до­нии. Новый ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Иоанн Ци­мис­хия, оце­нив ре­аль­ную угро­зу, ис­хо­див­шую от Свя­то­сла­ва и его бо­е­вой дру­жи­ны, начал с ним мир­ные пе­ре­го­во­ры. Од­на­ко вес­ной 971 г., на­ру­шив пе­ре­ми­рие, И. Ци­мис­хия воз­об­но­вил бо­е­вые дей­ствия про­тив ру­си­чей: ви­зан­тий­цам уда­лось за­гнать Свя­то­сла­ва в До­ро­стол, где после мно­го­ме­сяч­ной осады была при­ня­та по­чет­ная ка­пи­ту­ля­ция: Свя­то­слав с остат­ка­ми своей дру­жи­ны от­пус­кал­ся домой и брал на себя обя­за­тель­ства впредь не хо­дить по­хо­да­ми на Дунай.

972 г. — ги­бель Свя­то­сла­ва и его дру­жи­ны на дне­пров­ских по­ро­гах в стыч­ке с пе­че­не­га­ми. Есть все ос­но­ва­ния по­ла­гать, что эта стыч­ка стала ре­зуль­та­том оче­ред­ной ви­зан­тий­ской ин­три­ги: Кон­стан­ти­но­поль под­ку­пи­ли пе­че­неж­ско­го хана Курю, для того чтобы он помог на­все­гда из­ба­вить­ся от опас­но­го, силь­но­го и ам­би­ци­оз­но­го про­тив­ни­ка.

После ги­бе­ли Свя­то­сла­ва на тер­ри­то­рии Ки­ев­ской Руси воз­ник­ло, по сути, три неза­ви­си­мых кня­же­ния в зем­лях полян, древ­лян и иль­мен­ских сла­вян, во главе ко­то­рых вста­ли его сы­но­вья Яро­полк, Олег и Вла­ди­мир. При этом фор­маль­но ве­ли­ким Ки­ев­ским кня­зем стал стар­ший из бра­тьев Яро­полк (972–980 гг.).

В 977 г. при пря­мом под­стре­ка­тель­стве вли­я­тель­но­го ки­ев­ско­го во­е­во­ды Све­нель­да между Яро­пол­ком и Оле­гом воз­ник во­ен­ный кон­фликт, ко­то­рый за­кон­чил­ся ги­бе­лью юного древ­лян­ско­го князя, по­гиб­ше­го под ко­пы­та­ми коней своих дру­жин­ни­ков, в бес­по­ряд­ке от­сту­пав­ших с поля брани. Нов­го­род­ский князь Вла­ди­мир, узнав о про­изо­шед­шей тра­ге­дии, бежал из го­ро­да, ко­то­рый за­ня­ли по­сад­ни­ки Яро­пол­ка. Но в 978 г. Вла­ди­мир с на­ем­ной ва­ряж­ской дру­жи­ной вер­нул себе нов­го­род­ский стол и пошел вой­ной на стар­ше­го брата, ко­то­рая за­вер­ши­лась его по­бе­дой и ги­бе­лью Яро­пол­ка.

В 986–987 гг., при­няв уча­стие в во­ен­ном кон­флик­те между ви­зан­тий­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми Ва­си­ли­ем II и Кон­стан­ти­ном VII и на­мест­ни­ком Крыма Вар­дой Скли­ром, князь Вла­ди­мир ини­ци­и­ро­вал про­ве­де­ние новой ре­ли­ги­оз­ной ре­фор­мы, в ос­но­ву ко­то­рой было по­ло­же­но хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние.

При изу­че­нии ис­то­рии кре­ще­ния Руси ис­то­ри­ки до сих пор спо­рят по двум клю­че­вым про­бле­мам:

1) когда в дей­стви­тель­но­сти про­изо­шло это со­бы­тие;

2) какой ва­ри­ант хри­сти­ан­ства был взят за ос­но­ву при офи­ци­аль­ном кре­ще­нии Руси.

По пер­вой про­бле­ме су­ще­ству­ют две ос­нов­ных точки зре­ния:

1) одни ав­то­ры (В. Ко­жи­нов) утвер­жда­ют, что Древ­няя Русь была кре­ще­на в 867 г. при кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­ар­хе Фотии;

2) Дру­гие ав­то­ры (Е. Го­лу­бин­ский, А. Кузь­мин, О. Рапов, С. Пе­ре­ве­зен­цев) утвер­жда­ют, что офи­ци­аль­ное кре­ще­ние Руси со­сто­я­лось между 986–991 гг. При этом Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь офи­ци­аль­ной датой кре­ще­ния Руси счи­та­ет 988 г.

По вто­рой про­бле­ме раз­но­гла­сия носят более су­ще­ствен­ный ха­рак­тер. Одни ав­то­ры (Е. Го­лу­бин­ский, В. Ва­си­лев­ский) под­дер­жи­ва­ют в этом споре офи­ци­аль­ную цер­ковь и утвер­жда­ют, что Русь из­на­чаль­но вос­при­ня­ла ви­зан­тий­ский ва­ри­ант пра­во­сла­вия. Дру­гие ис­то­ри­ки (М. При­сел­ков, А. Прес­ня­ков) по­ла­га­ют, что Древ­няя Русь была кре­ще­на по бол­гар­ско­му об­ря­ду, рас­про­стра­нен­но­му в Ор­хид­ском ар­хи­епи­скоп­стве. Тре­тьи ав­то­ры (Н. Ни­коль­ский, А. Кузь­мин) ищут ис­то­ки рус­ско­го пра­во­сла­вия на тер­ри­то­рии Ве­ли­кой Мо­ра­вии, где были силь­ны тра­ди­ции ари­ан­ства, и ос­но­ван­ная на этих тра­ди­ци­ях ран­не­го хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния ки­рил­ло-ме­фо­дьев­ская тра­ди­ция.

Как бы то ни было, но, на наш взгляд, ближе всего к ис­тине те ис­то­ри­ки (А. Кузь­мин, С. Пе­ре­ве­зен­цев), ко­то­рые счи­та­ют, что в Киеве и дру­гих го­ро­дах Древ­ней Руси со­су­ще­ство­ва­ло несколь­ко хри­сти­ан­ских общин, ис­по­ве­до­вав­ших раз­ные хри­сти­ан­ские ве­ро­уче­ния, и не одна из этих общин не имела офи­ци­аль­но­го ста­ту­са.

Затем, по мере укреп­ле­ния ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти, при Яро­сла­ве Муд­ром на Руси вос­тор­же­ство­вал ви­зан­тий­ский ва­ри­ант пра­во­сла­вия, по­сколь­ку имен­но при нем в 1036/1037 г. на Русь при­был пер­вый рус­ский мит­ро­по­лит Фе­о­пемт, на­зна­чен­ный кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Алек­се­ем Сту­ди­том.

В бли­жай­шей пер­спек­ти­ве при­ня­тие хри­сти­ан­ства спо­соб­ство­ва­ло:

1) эт­ни­че­ской кон­со­ли­да­ции во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен и воз­ник­но­ве­нию еди­ной древ­не­рус­ской на­род­но­сти;

2) фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го куль­тур­но­го про­стран­ства Древ­ней Руси;

3) уси­ле­нию ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти и лик­ви­да­ции мест­ных, неза­ви­си­мых от Киева кня­же­ний, пре­сто­лы ко­то­рых за­ня­ли удель­ные кня­зья из числа сы­но­вей-на­мест­ни­ков ве­ли­ко­го князя;

4) уси­ле­нию со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции древ­не­рус­ско­го об­ще­ства и фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го по­ли­ти­че­ско­го клас­са Древ­ней Руси;

5) воз­ник­но­ве­нию и раз­ви­тию фе­о­даль­ной зе­мель­ной соб­ствен­но­сти, по­сколь­ку имен­но тогда на­ря­ду с кня­же­ским до­ме­ни­аль­ным хо­зяй­ством про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние и укреп­ле­ние цер­ков­но­го, мо­на­стыр­ско­го и бо­яр­ско­го вот­чин­но­го зем­ле­вла­де­ния.


Урок знакомит с возникновением государственности у восточных славян. На картах представлены первые восточнославянские предгосударственные образования, а также границы Древнерусского государства. Урок помогает проанализировать причины и теории возникновения государства у восточных славян. Урок знакомит с системой управления на русских землях, категориях зависимого населения, а также с международными связями первых русских князей


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русь в IX – начале XI века"

В IX веке в Восточной Европе возникло Древнерусское государство, в состав которого вошли племена восточных славян.

Государство – это особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Следует отметить, что среди историков существует две основные концепции возникновения Древнерусского государства – классовая и договорная.

Согласно классовой концепции, в процессе распада родовых отношений в восточнославянском обществе появляется имущественное неравенство и социальная дифференциация. Общество уже не могло существовать, опираясь только на кровнородственные связи, обычаи и традиции. Поэтому регулятором социальных отношений выступает возвысившаяся над обществом публичная власть.

В итоге формируется государство, функцией которого, кроме регулирования общественных отношений, стала защита территории и населения от внешней опасности. Согласно договорной концепции, государство у восточных славян возникло в результате договора между людьми.

То есть в результате длительного естественно-исторического развития общество пришло к тому, чтобы добровольно передать часть своих прав специальному органу, созданному для защиты населения и общественного порядка.

Большинство современных историков придерживаются мнения, что первые предгосударственные образования у восточных славян начинают формироваться уже на рубеже VIII–IX веков.


В это время возникает два крупных союза славянских племён: союз полян с центром в Киеве в Среднем Поднепровье, а также союз словен, кривичей и финно-угорских племён с центром в Новгороде на Северо-Западных землях.

Однако о пути формирования самого Древнерусского государства среди историков нет единого мнения. Так, существует три основных теории возникновения государства у восточных славян: норманнская, антинорманнская (славянская), центристская.

Согласно этой летописи именно племена Северо-Западных земель (кривичи, словене и чудь) призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря, чтобы те помогли им преодолеть возникшие между ними междоусобицы.

В итоге на территорию новгородских земель пришли варяги, или народ русь, которых возглавляли три брата – Рюрик, Трувор и Синеус. Они стали княжить, соответственно, в Новгороде, Изборске, Белоозере. А дружинники Рюрика Аскольд и Дир осели в Киеве и княжили там. С 862 года после смерти братьев Рюрик в новгородских землях правил один.


Исходя из этой легенды, учёные-норманисты (Готлиб Байер, Герхард Мил­лер, Август Шлёцер) вывели теорию, что государство у вос­точных славян создали пришлые скандинавы.

В противовес норманистам в русской науке возник крайний анти­норманизм. Историки-антинорманисты (Михаил Ломоносов, Дмитрий Иловайский) отрицали роль скандинавов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение. Они считали, что варяги-русь – славянский или какой-то другой нескандинавский народ с восточного или южного берега Балтийского моря.

Большинство современных историков, среди которых Андрей Юрганов и Леонид Кацва, не вдаются в крайности и придерживаются центристской точки зрения.

Они считают, что Древнерусское государство возникло в результате закономерного развития вос­точнославянского общества, но при участии варягов. Исходя из этой точки зрения, норманны были призваны как нейтральная сила, способная прекра­тить усобицы, именно на княжение. Следовательно, восточные славяне не получали государственность извне, эта форма власти у них уже существовала.

Подавляющая часть современных российских авторов признаёт, что первыми общерусскими князьями действительно были варяги. Однако дискуссия о том, были варяги скандинавами или западными славя­нами, жившими на южном побережье Балтийского моря, всё ещё продолжается.

Тем не менее точкой отсчёта Древнерусского государства считается именно момент объединения Киева и Новгорода под властью Олега в 882 году, которое, согласно летописи, продолжалось до 912 года.


После объединения киевских и новгородских земель князь Олег подчинил себе племена древлян, северян и радимичей, а также упрочил внешнеполитическое положение нового государства, столицей которого сделал Киев.

Древняя Русь по своей сути являлась раннефеодальной монархией.

Феодализм – это такая система общественных отношений, для которой характерно сочетание крупной земельной собственности (вотчины) и мелкого крестьянского владения.

Главой государства был киевский князь. Он был военным предводителем, законодателем и верховным судьёй. Власть князя опиралась на дружину, с которой он советовался, например, по поводу участия в военных походах либо других мероприятиях.

Дружина – первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. Являлась привилегированным сословием.

Младшая дружина была представлена отроками, детскими и милостниками. Отроки ведали княжеским хозяйством и находились в личном услужении, детские были слугами из свободных людей, а милостники – военными слугами.

С формированием к концу X века структуры единого государства развивается централизованный аппарат управления. Должностными лицами государственной администрации стали представители дружинной знати.

Из представителей наиболее авторитетной верхушки старших дружинников при князе формировался совет – Дума. Дума участвовала в формировании основ государственно-политической и экономической жизни.

Различные точки зрения существуют по поводу характера социально-экономических отношений в Древнерусском государстве. Это вызвано недостатком полностью надёжных исторических источников.


Согласно этому сборнику законов, большую часть населения Древнерусского государства составляли свободные общинники. Их зависимость ограничивалась выплатой дани, которая выплачивалась либо со всей общины, либо подворно.

Община у славян называлась вервью. В X–XI веках она была уже не родовой, а соседской.

Большую роль в развитии Древнерусского государства сыграло Крещение Руси князем Владимиром в 988 году.

Принятие христианства способствовало укреплению как самого государства, так и власти киевского князя, повысило международный авторитет Руси. Кроме этого, принятие христианства способствовало приобщению к византийской культуре.

Появилась письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. С принятием христианства изменились нравы и мораль древнерусского общества. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство.


Одной из главных функций киевских князей было осуществление внешней политики, важнейшими направлениями которой были южное, восточное, западное.

Южное направление проявилось в отношениях с Византией, политическим и культурным центром Восточной и Южной Европы; восточное – отношения с Хазарским каганатом и кочев­никами; западное – отношения со странами Западной и Северной Европы.

Давайте подробнее остановимся на киевских князьях второй половины IX–X веков и их внешней политике.

В 907 году успешный военный поход на Константинополь совершил князь Олег. Его итогом стали выгодные для Руси мирные договоры с Византией (907 и 911 годов).

После смерти Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика Игорю. Он расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.

Он же отразил набеги кочевников-печенегов и организовал военные походы против Византии. Поход 941 года закончился неудачей, поход 944 года – заключением взаимовыгодного договора.

После смерти князя Игоря Древнерусским государством правила его жена Ольга (во время малолетства сына Святослава и его военных походов).

Ольга впервые установила порядок сбора дани. Она ввела уроки – точные размеры дани и погосты – места сбора дани.

В 957 году княгиня посетила Византию и приняла там христианство под именем Елена, а в 968 году она руководила защитой Киева от печенегов.

Сын Игоря и Ольги Святослав правил Древнерусским государством в 962–972 годах. Он был инициатором и руководителем многих военных походов.

Так, в 965 году он разгромил Хазарский каганат, в 968–971 годах вёл войны с Византией, которые закончились договором 971 года. Кроме этого, Святослав совершал походы в Дунайскую Булгарию и вёл борьбу с печенегами, которыми и был убит на днепровских порогах в 972 году.

После смерти великого князя разгорелась борьба за власть между его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Победителем из междоусобицы вышел Владимир.

Первые годы его правления отмечены военными победами и грандиозными задумками.

При нём границы Древнерусского государства были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это затруднило печенегам набеги и позволило расширить территорию Руси.

В результате Крещения Руси при Владимире I произошла окончательная нормализация отношений с Византией.

Принятие христианства также способствовало активному развитию отношений с европейскими странами в конце X–XI веках. Начали заключаться династические браки.

В X–XI веках киевские князья также воевали с польскими и литовскими пле­менами. Русь начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев.

Таким образом, объединение восточнославянских племён в единое государство стало закономерным итогом развития восточных славян.

Датой образования Древнерусского государства считается 882 год, когда князь Олег объединил киевские и новгородские земли.

Среди историков нет единого мнения о путях возникновения Древнерусского государства.

Древняя Русь была раннефеодальным государством, существовавшим как единое целое в X–XII веках.

Княгиня Ольга была первой из правителей Руси, кто принял христианство.

Важнейшим шагом в правление Владимира Великого стало Крещение Руси.

Первые киевские князья осуществляли активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ве­дя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения с соседями.

Читайте также: