Диагностирование карданной передачи механизма ведущего моста конспект

Обновлено: 06.05.2024

Тема моей квалификационной работы: "Техническое обслуживание и ремонт карданной передачи и ведущего моста автомобиля ВАЗ". Цель моей работы рассмотреть:
-устройство, назначение и принцип работы карданной передачи и ведущего моста автомобиля ВАЗ;
-выявить основные неисправности и способы их устранения;
-техническое обслуживание автомобиля ВАЗ;
-ремонт.

Содержание работы

Введение 4
1.Основная часть. 5
Карданная передача и ведущий мост автомобиля ВАЗ. 5
1.1.1 Назначение, устройство и принцип работы карданной передачи автомобиля ВАЗ. 5
1.1.2 Назначение, устройство и принцип работы ведущего моста автомобиля ВАЗ. 10
2.Технологическая часть. 14
2.1 Техническое обслуживание и ремонт карданной передачи и ведущего моста автомобиля ВАЗ. 14
2.1.1 Основные неисправности карданной передачи карданной передачи и ведущего моста автомобиля ВАЗ. 14
2.1.2 Техническое обслуживание карданной передачи и ведущего моста автомобиля ВАЗ. 18
2.1.3 Ремонт карданной передачи и ведущего моста автомобиля
ВАЗ. 22
3.Охрана труда. 50
3.1 Требование техники безопасности при уборке и мойке автомобилей. 50
Заключение 53
Список использованной литературы

При возникновении биения и стука карданного вала необходимо убедиться в том, что это дребезжание и неравномерный шум исходят именно от карданного вала. Очень часто за стуки карданного вала ошибочно принимают стуки, которые вызваны ослаблением крепления двигателя, коробки передач, сцепления, а также износом резиновых подушек, рессор, неисправностями шин, неравномерной работой двигателя, неправильной установкой двигателя на подушках или из-за повреждений подушек. Стук карданного вала может быть вызван неправильной его балансировкой. Балансировка карданного вала осуществляется при помощи специальных балансировочных пластин на заводе. Неправильная балансировка является результатом неаккуратной сборки или установки валов, которая в результате приводит к возникновению биения, довольно сильной тряске, а также к быстрому износу деталей карданной передачи.

Если при движении автомобиля слышен дребезжащий гул, а при трогании с места появляются рывки или удары, то наиболее вероятной причиной этих неисправностей является ослабление креплений. В этом случае следует подтянуть болты крепления фланцевой вилки к фланцу ведущей шестерни моста, болты крепления эластичной промежуточной опоры и эластичной муфты к фланцу вала коробки передач. Кроме этого рекомендуется проверить, нет ли повышенного биения фланца ведущей шестерни моста, а также — не погнут ли карданный вал. Если биение фланца ведущей шестерни моста ощутимо при покачивании фланца рукой, то в этом случае нужно отсоединить карданный вал, снять фланец с шестерни, повернуть его на 180° и затем снова установить его на место. Погнутые карданные валы не подлежат восстановлению, и их заменяют на новые.

Стук карданной передачи при движении автомобиля, люфт в карданном шарнире чаще всего указывают на износ подшипников. При резком повороте карданного вала не должно возникать стука или ощутимого люфта. Если в подшипниках возникает люфт, то его нужно заменить вместе с крестовиной.
При возникновении стука карданного вала во время движения автомобиля на повышенной скорости нужно проверить шлицы и скользящие вилки карданного вала, чаще всего такой стук возникает из-за их износа. Изношенные детали нужно заменить на новые. Износ шлицевых соединений можно замедлить, поддерживая в хорошем состоянии сальники и защитные отражатели, а также применяя качественную смазку.

Кроме этого при возникновении металлического шума или скрежета со стороны карданного вала во время движения автомобиля нужно не паниковать, замедлить ход и остановиться у эстакады или ямы, для того чтобы осмотреть вал. Иногда такие шумы возникают в результате того, что на карданный вал наматывается лежащая на дороге проволока или возле промежуточной опоры застревает шнурок. Такие неисправности можно легко устранить даже в дороге.

Ведущий мост
При эксплуатации автомобиля необходимо через каждые 10 000-15 000 км (один раз в год) пробега проверять уровень масла в картере моста. Масло в картере моста должно быть на уровне нижней кромки контрольного отверстия. Кроме этого необходимо обращать внимание на наличие следов масла в области карданного вала и ведущих валов. При большой потере масла нужно установить причину этого и затем устранить дефект.
Масло в картере ведущего моста нужно менять один раз в три года (через каждые 30 000-45 000 км пробега). Кроме этого масло нужно заменить после первых 1500-2000 км пробега, а также после любого ремонта. Для того чтобы заменить масло, нужно поставить емкость для слитого масла, вывернуть спусковой винт и подождать, пока масло полностью не сольется. После этого нужно закрыть спусковой винт и через маслоналивное отверстие залить новое масло до нижней кромки контрольного отверстия.

При проведении технического обслуживания следует проверять манжеты приводных валов. Это осуществляется на поднятом автомобиле. Посмотрите, нет ли следов масла на манжетах и рядом с манжетами, а также — нет ли на манжетах трещин и разрывов. Кроме этого нужно проверить надежность крепления хомутов. Порванные, вдавленные и дефектные манжеты подлежат замене на новые.
В полноприводных автомобилях также следует проверять уровень масла в раздаточной коробке и при необходимости доливать его. Для того чтобы залить масло, также нужно вывернуть винт контрольного отверстия и проверить уровень масла. Он должен достигать нижней кромки контрольного отверстия, при необходимости масло нужно долить. После заливки масла нужно подождать примерно три минуты и затем вновь проверить его уровень. Не рекомендуется заливать масло выше допустимого уровня.

Высокий завывающий шум в мосту чаще всего является следствием неправильно отрегулированного контакта между зубьями новых шестерен.
Сильный металлический стук в картере моста при резком нажатии на педаль газа после движения по инерции, а также на поворотах и на выбоинах дороги говорит о неисправности дифференциала. Для его проверки нужно поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, приподнять при помощи домкрата ведущий мост и рукой вращать одно колесо то в одну, то в другую сторону. Если при этом другое колесо может вращаться без всякого, шума и стука в обратную сторону, то дифференциал исправен. Если оба колеса вращаются только в одну сторону, то дифференциал неисправен.
При возникновении скрежещущего шума, стуков, особенно при торможении двигателем, нужно промыть картер моста керосином, так как в некоторых случаях это вызвано износом или разрушением конических роликовых подшипников из-за попадания металлических частиц или грязи, из-за тугой затяжки, а также из-за плохого качества масла, которым вы пользуетесь.

Сильный шум со стороны колес может быть вызван поломкой подшипника полуоси. Кроме этого неожиданное появление довольно сильных ударов и стуков в мосту при движении может быть вызвано износом или поломкой зубьев ведущей шестерни. .
Пульсирующий шум ведущего моста может быть вызван биением ведомой шестерни вследствие ослабления ее крепления. При возникновении металлического стука редуктора моста при трогании с места необходимо точно убедиться, что причина неисправности кроется в редукторе. Для этого нужно несколько раз повторить попытку трогания с места вперед и назад, то быстро, то более плавно отпуская педаль сцепления, а также двигаясь на второй передаче со скоростью примерно 30-35 км/час, и несколько раз резко нажать на педаль газа. Если при этом в течение всех испытаний слышен отчетливый клацающий металлический звук, значит, редуктор неисправен.

Если во время поездки (особенно по проселочной дороге) вы услышали звон в задней части автомобиля, то, возможно, его причина не в неисправности моста. Проверьте, надежно ли закреплены канистры, лопаты, различные баки и другая утварь, находящаяся в багажнике, а также посмотрите, не задевает ли глушитель за балку заднего моста, не касается ли амортизатор пружины регулятора давления гидропривода тормозов при раскачивании задней части автомобиля. Кроме этого звон может возникнуть из-за свободного перемещения распорной планки ручного привода тормозов в пазах колодки.

1. Каково назначение карданных передач и механизма ведущего моста ?

2. Опишите устройство карданной передачи и механизма ведущего моста.

3. Опишите принцип действия карданной передачи и механизма ведущего моста.

4.3.1. Диагностирование карданной передачи и механизма ведущего моста

Диагностирование карданной передачи. Техническое состояние кардан­ной передачи проверяют, поворачивая карданный вал руками в одну и другую стороны до окончания люфта или с помощью люфтомера (рис. 4.1). При нали­чии увеличенного люфта карданная передача нуждается в ремонте. Надежность затяжки болтов крепления фланцев карданных валов, кронштейна опоры про­межуточного карданного вала к раме и крышек игольчатых подшипников кар­данных шарниров проверяют при помощи гаечных ключей, подтягивая до отка­за слабо затянутые болты. Характерным признаком неисправностей карданной передачи являются стуки, хорошо прослушиваемые при трогании автомобиля с места и при резком изменении режима движения.

Рис, 4.1. Люфтомер — прибор для определения окружного люфта трансмиссии

Углубленное диагностирование карданной передачи проводят с помощью люфтомера (например КИ-4832) и устройств (например КИ-8902А) для провер­ки биений карданных валов. Для этого люфтомер устанавливают ыа вилку кар­данного вала (ближнюю к ведущему мосту) и затормаживают автомобиль стоя­ночным тормозом. С определенным усилием на динамометрической рукоятке люфтомера выбирают люфт в одном направлении и устанавливают градуиро­ванный диск на ноль по уровню жидкости. Затем с таким же усилием выбирают люфт, вращая динамометр в обратном направлении, и определяют по шкале диска угловой люфт в карданной передаче (допустимый люфт - не более 2°). Для проверки биений валов карданной передачи автомобиль устанавливают на тяговый или тормозной стенд, закрепляют измерительное устройство на лон­жерон рамы сначала к середине промежуточного, а затем - к середине основно­го карданного вала и, проворачивая вал, по шкале прибора определяют значе­ние его биения. При необходимости проверяют биение карданных валов. Зна­чения биений не должны превышать допустимых для данного автомобиля зна­чений.


Диагностирование главной передачи и дифференциала. Исправность

Рис. 4.2. Смещение пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи

4.3.2. Техническое ©бслужмвамие карданной передачи и механизма ведущего моста При ЕО проверяют работу карданной передачи и механизма ведущего моста в режиме движения автомобиля. В процессе визуального осмотра уста­навливают герметичность картера ведущего моста.

При ТО-1 проверяют: крепление (при необходимости закрепляют опор­ные пластины подшипников крестовин., фланцы карданных валов, кронштейн опоры промежуточного вала); люфт в шлицевом и шарнирных соединениях карданной передачи (обнаруженные неисправности устраняют); состояние и герметичность картера ведущего моста, крепления крышки картера, фланца ве­дущей шестерни главной передачи, гаек шпилек полуоси (негерметичность картера устраняют, а ослабленные резьбовые соединения подтягивают).

При ТО-2 проверяют масло в картере ведущего моста (доливают или за­меняют по графику смазки). Проверяют и при необходимости смазывают кар­данные шарниры (если на автомобиле установлены смазываемые карданные

4.3.3. Ремонт и регулировки карданной передачи и механизма ведущего моста

Регулировки. Регулировку конических подшипников ведущей шестерни главной передачи производят в том случае, если осевой зазор в них начинает превышать допустимое значение. Для этого отсоединяют фланец карданного вала, вынимают полуоси, отворачивают болты крепления картера главной пе­редачи и вынимают ведущую шестерню в сборе. Устанавливают стакан веду­щей шестерни в тиски, разбирают узел крепления и меняют толщину прокладок под подшипником. Затем собирают узел, затягивая подшипники гайкой и про­веряя степень затяжки динамометром.

Зацепление шестерен главной передачи регулируют по пятну контакта. Изменяя число регулировочных прокладок между картером главной передачи и корпусом ведущего моста, смещают пятно контакта поперек зубьев. При распо­ложении пятна контакта у вершины зуба (рис 4.2г) ведущую шестерню при­ближают к ведомой, уменьшая количество прокладок; при расположении у ос­нования зуба (рис. 4.2д) ведущую шестерню удаляют от ведомой, увеличивая количество прокладок. Изменяя число регулировочных прокладок между ведо­мой шестерней и корпусом дифференциала, смещают пятно контакта вдоль зубьев. При расположении пятна контакта в широкой части зуба (рис. 4.2б) ве­домую шестерню приближают к ведущей, увеличивая количество прокладок. При расположении пятна контакта в узкой части зуба (рис. 4.2в) ведомую шес­терню удаляют от ведущей шестерни, уменьшая количество прокладок.

Порядок замены масла в картере ведущего моста аналогичен порядку за­мены масла в картере коробки передач или раздаточной коробки.

Неисправности карданной передачи, их причины и способы устране­ния. Основные дефекты деталей карданной передачи: износ шеек, подшипни­ков, сальников крестовины, отверстий в валиках, шлицев на валах и вилках, прогиб или скручивание валов, износ опорного подшипника промежуточного вала. Неисправности карданной передачи проявляются в вибрации и стуках. Вибрацию вызывают ослабление крепления деталей, деформации и дисбаланс карданных валов. Стуки в карданной передаче возникают из-за увеличения за­зоров в шлицевых соединениях, между шипами крестовины и игольчатыми подшипниками, между обоймами игольчатых подшипников и отверстиями в вилках.

Основным способом устранения неисправностей карданной передачи яв­ляется замена изношенных деталей новыми. Изношенные шейки крестовины восстанавливают хромированием. Нельзя эксплуатировать игольчатые под­шипники, в которых не хватает хотя бы одного ролика. Если на шейках кресто­вины имеются вмятины от роликов, то следует заменить крестовину в сборе с подшипниками. Скользящие вилки шарниров должны свободно, без заедания, перемещаться вдоль шлицев карданного вала. При этом не должно быть ощу­тимого радиального люфта. Вилки с изношенными шлицами заменяют новыми.

Валы, имеющие скручивание, износ и смятие шлицев, заменяют новыми. Кар­данные валы должны подвергаться динамической балансировке на стенде. Дис­баланс не должен превышать указанного в технических условиях значения.

Неисправности механизмов ведущего моста, их причины и способы устранения. Основные дефекты деталей главной передачи, дифференциала и полуосей: износ или поломка зубьев, неправильная регулировка зацепления шестерен, износ подшипников и мест их посадки, износ шеек крестовин и тор­цовых поверхностей сателлитов и полуосевых шестерен, износ шлицев и шпо­ночного соединения полуосей, сальников и мест их посадки, течь масла из кар­тера моста, недостаточный уровень масла в картере моста.

Для демонтажа и монтажа подшипников и шестерен, устанавливаемых с натягом, применяют специальные съемники и оправки.

Задание для закрепления изученного материала

1. При ЕО карданной передачи и механизма ведущего моста выполняют следующие работы:__________________________________________________________

2. При ТО-1 карданной передачи и механизма ведущего моста выполняют следующие работы:________________________________________________

3. При ТО-2 карданной передачи и механизма ведущего моста выполняют следующие работы:________________________________________________

4. Повышенный шум при работе ведущего моста возникает по следую­щим причинам: _______________________________________________________

5. Перечислите регулировки главной передачи ведущего моста: 1) ; 2)

6. Основными неисправностями карданной передачи являются:

7. Основными неисправностями механизмов ведущего моста являются:

Контрольные вопросы и задания

L Опишите технологию диагностирования карданной передачи на ходу авто­мобиля.

2. Опишите технологию углубленного диагностирования карданной передачи.

3. Опишите технологию диагностирования механизмов ведущего моста на хо­ду автомобиля.

4. Опишите технологию диагностирования механизмов ведущего моста на стенде.

5. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании кар­данной передачи и механизмов ведущего моста.

6. Опишите технологию регулировки конических подшипников ведущей шес­терни главной передачи.

7. Опишите технологию регулировки зацепления шестерен главной передачи.

8. Перечислите основные неисправности карданной передачи, их причины и способы устранения.

9. Перечислите основные неисправности механизмов ведущего моста, их при­чины и способы устранения.

Карданный вал — важный элемент конструкции трансмиссии автомобиля. Его задача — передавать крутящийся момент от коробки передач к системе ведущих мостов. В процессе движения, особенно по некачественным дорогам, испытывает высокую нагрузку. Поэтому важно своевременно проводить диагностику карданного вала.

Конструкция

Главными составляющими рулевой системы считаются крестовина кардана, шлицевое соединение и шлицевой подшипник. Обычно для изготовления механизма используют сталь, так как этот материал считается наиболее надежным. Визуально устройство представляет собой металлическую трубу, к одной части которой приваривают вилку шарнира, а к другой — шлицевую втулку, на которую монтируют подвижную скользящую вилку с шарниром. С помощью шлицевого соединения обеспечивается изменение длины кардана во время работы подвески. Конструкция обладает огромным преимуществом — она способна выдерживать значительные нагрузки.

Признаки поломки

  • Вибрации по кузову во время передвижения;
  • Стук, гул, щелчки, шум, хлопки в нижней части автомобиля.
  • Скрип при резком увеличении и уменьшении скорости.
  • Протечка смазочного вещества.

Диагностика

При появлении первых признаков поломки нужно обязательно провести диагностику. Проводить ее должны опытные специалисты. Самостоятельно качественно провести диагностику карданного вала невозможно. Для этого нужные специальные инструменты и профессиональное оборудование. Также нужна смотровая яма или подъемник. Регулярная диагностика карданного механизма в 80 % случаев помогает сразу же выявить проблемы и не допустить их развития.

Этапы проверки карданного механизма:

  • Демонтаж карданного вала и его разборка на части.
  • Визуальный осмотр механизма.
  • Оценка состояния крестовины, наличия люфтов, допустимых зазоров.
  • Проверка целостности карданных труб с помощью специального индикатора.
  • Проверка состояния подвесных подшипников, легкости его хода.
  • Оценка шлицевых соединений.

Основные неисправности:

  • Разбалансировка кардана.
  • Износ или повреждение сальников.
  • Деформация труб.
  • Износ подвесных подшипников.
  • Износ крестовин.
  • Ослабление соединительных механизмов.
  • Повреждение защитного чехла шарнира.

При появлении первых признаков поломки нужно сразу же обращаться в сервисный центр. Сразу же должна быть проведена диагностика. Эксплуатация неисправных карданов приводит к множеству более серьезных поломок. Чем раньше Вы обратитесь в мастерскую, тем дешевле Вам обойдется ремонт.

Исправность карданной передачи определяется внешним осмотром, а при движении автомобиля — на слух. Характерными признаками неисправностей карданной передачи являются повышенный шум вследствие износа деталей, особенно хорошо слышимый при движении автомобиля накатом, вибрация карданных валов. Износ крестовин и шлицсвых соединений определяется по толчкам, происходящим при трогании с места, или сильным стукам при переключении передач. Признаком погнутости или нарушения балансировки карданного вала является его биение при вращении. Повышенный износ деталей карданной передачи может быть вызван недостаточной смазкой или ослаблением креплений.

Обслуживание карданной передачи заключается в проверке при каждом ТО состояния креплений фланцев карданных валов, крышек подшипников и кронштейнов промежуточных опор и подтяжке всех болтов креплений до отказа. Периодически следует проверять посадку крестовин в подшипниках и подшипников в вилках. Для проверки крепления фланцев следует поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, а стояночный тормоз растормозить и под колеса автомобиля подложить упоры. При обнаружении ослабления крепления фланца расшплинтовать болты (гайки) крепления и затем подтянуть их до отказа (моменты затяжки указаны в Руководствах по эксплуатации автомобилей).

Необходимо своевременно смазывать карданную передачу (подшипники, шлицевые соединения). На автомобилях выпуска прежних лет смазка игольчатых подшипников крестовин производится через масленку при ТО-1 маслом, применяемым для коробки передач.

При замене карданных валов, фланцев-вилок, скользящих вилок следует иметь в виду, что карданные валы должны быть динамически сбалансированы. На трубе вала и на скользящей вилке имеются стрелки. При сборке шлицевых соединений следует учесть, что эти стрелки должны совпадать.

Ежедневное обслуживание.

При работе на линии необходимо следить за характером работы карданной передачи – при наличии вышеуказанных неисправностей, при больших динамических нагрузках, возможно полное разрушение карданной передачи.

Техническое обслуживание № 1.

Провести контрольно-осмотровые работы, особое внимание обратить на состояние сальников крестовин карданных шарниров (течь масла свидетельствует о необходимости их замены). Проверить состояние подушки промежуточной опоры (не допускаются трещины и разрывы). Провести крепежные работы. Затяжку фланцев шарниров производить с усилием, определенным ТУ для конкретной модели автомобиля (не допускается использование нестандартных крепежных изделий собственного изготовления). Охватив кистями рук смежные валы и покачивая их резко в противоположные стороны, проверить, нет ли люфта в карданных шарнирах и в шлицевых соединениях. Покачивая вал в вертикальной плоскости, проверить, нет ли люфта в подшипнике промежуточной опоры и состояние подушки опоры. При проверке люфтов в карданных шарнирах и шлицевых соединениях удобно использовать прибор КИ-4832 (рисунок 7).


1 – винтовой зажим; 2 – подвижные губки; 3 – фланец крестовины; 4 – жидкостный уровень; 5 – угловой лимб; 6 – рессора; 7 – стрелка динамометра; 8 – шкала динамометра; 9 – рукоятка.

Рисунок 7 –Схема динамометра-люфтомера углового КИ-4832.

Установив и закрепив подвижные губки прибора на торцах вилки кардана (удерживая в этот момент вилку смежного кардана неподвижно с помощью монтировки), прикладывая к рукоятке динамометра усилие в соответствии с ТУ, определяют с большой точностью возможный люфт по градуированной шкале. С помощью этого же прибора определяют суммарные люфты в КП, раздаточных коробках и главных передачах. Смазку игольчатых подшипников карданных шарниров следует производить только соответствующими трансмиссионными маслами через специальные масленки.

Техническое обслуживание № 2.

Дополнительно к объему ТО-1, при наличии в АТП стенда для Т-М испытаний с беговыми барабанами, используя прибор КИ-8902А (рисунок 8), можно проверить карданные валы на радиальное биение.


Рисунок 8 —Устройство для проверки биения карданных валов непосредственно на автомобиле мод. КИ-8902А.

При проверке пускают двигатель автомобиля, установленного ведущими колесами на беговых барабанах, включают 1-ю передачу и поддерживают минимальную частоту вращения КВ двигателя. Прибор с электромагнитом подключают к электрической сети 12 В автомобиля и закрепляют электромагнит к одной из металлических частей снизу автомобиля так, чтобы головка индикатора находилась по центру и посередине проверяемого карданного вала. Допустимое биение труб валов у автомобилей семейства ГАЗ 1,2 мм, у ЗИЛ 0,8 мм.

Проверку карданных валов на биение можно произвести вращением трубы на призмах относительно посадочных поверхностей фланцев и подшипника промежуточной опоры для промежуточного вала (рисунок 9). Замеры выполняются индикатором, установленным на плите призм. Для промежуточного карданного вала биение по длине трубы не должно быть более 1 мм. Для заднего карданного вала эта величина не должна превышать 1,2 мм.


Рисунок 9 –Проверка биения карданного вала стрелочным индикатором.

Замер индикатором радиального зазор шлицев карданного вала производится на расстоянии 75–80 мм от шлицевого конца вилки в двух перпендикулярных плоскостях.


Рисунок 10 –Замер радиального зазора шлицев карданного вал.

При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять как отдельные неисправные узлы и детали, так и целиком карданные валы вместе с промежуточными опорами.

При проверке прогиба карданного вала задний мост автомобиля поднимают домкратом или другим подъемным устройством так, чтобы колеса не касались пола, а карданный вал мог свободно проворачиваться. Далее подключают электромагнит к сети постоянного тока напряжением 12 В. Далее прикладывают электромагнит к очищенной поверхности нижней полки лонжерона или кузова против места замера прогиба карданного вала, надежно закрепляют устройство на полке и включают электромагнит. Далее рукояткой 2 и зажимом 5 ослабляют осевой и телескопический зажимы и подводят к карданному валу индикатор с ножевидным наконечником так, чтобы индикатору был сообщен предварительный натяг 2-3 мм, и устанавливают индикатор на нуль. После этого зажимы затягивают, карданный вал поворачивают рукой на один оборот и по показанию индикатора определяют прогиб труб карданной передачи.

Замер индикатором радиального зазор шлицев карданного вала производится на расстоянии 75–80 мм от шлицевого конца вилки в двух перпендикулярных плоскостях.

Читайте также: