Детские крымские поэты и писатели литературные и художественные произведения о крыме конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Тема. Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе.

Цель: познакомить обучающихся с крымскими писателями, которые написали рассказы, стихи и сказки о нашем полуострове.

Задачи: развивать память и связную речь, умение находить главную мысль в произведениях крымских писателей.

Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников литературы сведения о нашем регионе.

Оборудование. Ноутбук, иллюстрации с пейзажами Крыма, портреты крымских писателей.

Слово Учителя. Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами проведем урок культуры добрососедства в школьной библиотеке. Ведь это неспроста, сегодня мы познакомимся с крымскими писателями, которые написали стихи, рассказы, и даже сказки о нашем замечательном регионе, о нашем неповторимом Крыме.

-Что такое Родина?

-Сравни три высказывания

1). Родина – это место, где человек живёт.

2). Родина – это любая страна, где человеку хорошо жить.

3 ). Родина – это место, где человек родился, вырос, где он трудится, где живут его близкие ему люди.

- Какое из высказываний, на ваш взгляд, наиболее верное? (Третье)

5. Работа над темой урока.

1). Знакомство с крымскими писателями и поэтами.

Слово учителя. Богата наша земля талантами. Сегодня на уроке вы узнаете о наших замечательных земляках – детских писателях и поэтах, живущих в разных уголках Крымского полуострова, работающих в различных жанрах, прошедших разный творческий путь. Но все они беззаветно преданы детям. Все они – истинные Подвижники Слова (учитель показывает портрет и называет писателя, поэта)

В нашем районе живут писатели и поэты, которые любят наш полуостров так же, как и мы с вами. Хочу познакомить вас с замечательным педагогом, писателем(можно показать либо портрет, либо использовать презентацию). Знакомьтесь, Вольфович Нила Станиславовна - Отличник народного образования Таджикской ССР, Отличник образования Украины, учитель-методист.

Более 50 лет, отданных школе, несёт Нила Станиславовна детям доброе, вечное. Учит любить Родину, Крым, своё село, родителей, друзей, соседей, каждую травинку, дерево, пташку - все, что окружает нас.

2). Танцевальная Физминутка.

3). Чтение произведений Н.С. Вольфович, Е. Криштоф.

4). Беседа и обсуждение прочитанных произведений.

- Как писатели описали Крым?

- Чем отличается природа родного края?

- Понравились ли вам стихи и рассказы?

6. Итог урока. Рефлексия.

– Почему некоторых людей сравнивают с солнышком?

– А знаете ли вы, что в груди у каждого человека есть солнышко? Оно пульсирует, растет, заполняет теплом всю грудь. Лучи его просятся наружу. Мысленно пошли эти лучи всем, протяни их, как теплые ладони, как знак дружбы. И пожелай им всего доброго (мысленно).

– Поделись на ушко соседу, что ты пожелал своим друзьям… Посылай теплые лучи всем знакомым и незнакомым людям, всем зверюшкам, и птицам, букашкам, рыбам – всему живому и ты убедишься, что это тепло вернется к тебе и ты будешь очень счастливым в этом мире.

7. Творческое домашнее задание.

Сочинить стих или рассказ о Крыме.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для расширения знаний детей о красоте родного края – Республике Крым.

Задачи:
- обогащать читательский интерес и опыт детей, расширять знания детей о людях Крыма, о Родине; - вызвать интерес к крымским писателям и их произведениям; - развивать связную речь детей;
- развивать познавательную активность, поддерживать и развивать детскую впечатлительность, создать положительный эмоциональный настрой;
- знакомить детей с художественными произведениями, отражающими красоту родного края – Крыма;
- воспитывать гордость за свой народ, патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: видеоролик с сопроводительным чтением стихотворения и показом картин о природе Крыма, портреты писателей Ю. Полякова, И. Козеевой, географическая карта Крыма.

Ход НОД.
1. Мотивационно-побудительный этап.
На магнитной доске прикреплены картинки с изображением природных зон Крыма, море, река.

Чайки весело летают
И дельфины проплывают.
И кораблики идут,
Даже скаты там живут. (Море)

Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)

Вся в вершинах эта местность,
Для людей не робких.
Здесь туристам интересно,
Вверх идти по тропке…(Горы)

Не видать её корней,
Вершина выше тополей.
Всё вверх и вверх она идёт,
Но не растёт…(Гора)

Летом бежит, зимой спит.
Весна настала - опять побежала. (Река)

Падает со склонов гор река,
Слышен шум воды издалека.
Спросим мы давайте у ребят,
Как зовется это? (Водопад)

- Ребята, где можно увидеть всю эту красоту? (Ответы детей).

Наш Крым - чудесный уголок Отчизны.

Гостеприимны - эти берега.

Крым щедро дарит людям радость жизни

Земля любимая, ты сердцу дорога.

- Да, вы правы, такую красоту можно увидеть у нас в Крыму.

2. Основная часть. Организационно-поисковый этап.

Демонстрирую географическую карту Крыма. Кратко рассказываю о природе полуострова.
-
Крым – это удивительный и неповторимый уголок природы. Природа Крыма уникальна тем, что на малой территории сочетаются различные виды поверхности (рельефа), природных зон, большое разнообразие растительного и животного мира. Крым – это удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане. Побывав здесь однажды, люди стремятся попасть сюда снова, каждый раз открывая для себя что-то новое. Природа нашего полуострова необычайно красива, поэтому её воспевают в своих произведениях многие поэты и писатели. Демонстрирую портрет И. Козеевой (см. Приложение 1, с биографией). - Сейчас мы с вами послушаем, как воспевают наш Крым в поэзии.

Кто твердит упрямо в споре,

Будто мрачно наше море?

Ты его окинешь взором-

Удивит оно простором.

А разгладится слегка-

Отражает облака.

Море нежно-голубое.

Море дышит, как живое!

На волнах уставших чаек

Море ласково качает.

Все богатство светлых вод

Щедро людям отдает.

И, вбивая солнца жар,

Сберегает звездный дар.

Море, мы навек с тобою

Крепко связаны судьбою.

- Вы молодцы, давайте отдохнём.

Физкультминутка:

У нас в Крыму горы высокие, (руки вверх-на носочки),
Моря глубокие, (наклоны вперёд – коснуться пола),
Степи широкие, (руки развести в стороны-назад),
Леса большие, (руки вверх – наклоны влево-вправо).

В.: Ну, отдохнули немножко, внимание на экран.

С крыши нашего сарая
Ты увидишь свысока,
Как бежит, во всю сверкая,
В бликах солнечных река.

За рекой полей просторы,
А за ними темный лес,
А за ним синеют горы,
Подпирая край небес.

За горами, вся без края,
Разлилась морская гладь.
(Только с нашего сарая
Моря вовсе не видать).

Но зато увидеть можно,
Если глянуть за забор,
Как собака спит тревожно –
Стережет соседский двор.

Как дорога вдаль стремится
Через поле напрямик,
Как по ней куда-то мчится
Допотопный грузовик,

Как часами ждут улова
Рыбаки на берегу,
Как рогатая корова
Щиплет травку
на лугу.

С крыши нашего сарая,
Ты увидишь свысока,
Как земля твоя родная
Бесконечно широка,

Как огромен и прекрасен
Твой родной и тихий край.
Нет, сегодня не напрасно
Я забрался на сарай.

- А теперь, давайте перейдём к южному окну и посмотрим, что вы видите теперь? (В дали виднеются горы, рядом школа, дорога, жилые дома,…)

- Молодцы, присаживайтесь вокруг меня на ковре.

3. Рефлексивно-корригирующий этап.

Дидактическая игра "Кто живёт в море?"

- А в воде живёт индюк? (Нет).

- А в воде живёт утюг? (Нет).

- Ну, а корка от арбуза? Нет.

- А вообще живёт медуза? (Да).

- А большие мандарины? (Нет).

- В Чёрном море есть дельфины? (Да).

- Рыбы в нашем море есть? (Да).

- Крокодилов в нём не счесть? (Нет).

- Дети плещутся в воде? (Да).

- Мусор плавает в воде? (Нет).

- Молодцы!
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
- Какие стихотворения читали?
- Где бы вы хотели побывать у нас в Крыму?

В.: Крым – наша Родина, помните это!
Души не жалейте ради неё.
Пусть над зелёным островом этим
Мирное, доброе солнце встаёт.


Козеева Инна Ивановна
Козеева Инна Ивановна родилась 21 октября 1940 года в Перми. В 1947 году семья переехала в Ялту. Будущая поэтесса училась в СШ №5 им. А.П.Чехова. Писала стихи, оформляла стенную газету. Заметки и информации школьницы стала печатать "Курортная газета".

После окончания физико-математического факультета Крымского педагогического института преподавала физику в школах Симферополя и Ялты. Работала референтом в обществе "Знание", научным сотрудником краеведческого музея, методистом "Поляны сказок". Сотрудничала на радио.

Стихи для детей стала писать, когда в детский сад пошел внук. Много раз произведения талантливого автора печатались в газетах, передавались по радио.

Член Союза русских, украинских и белорусских писателей Автономной Республики Крым, Международного сообщества писательских союзов (г. Москва).

Инна Козеева - автор детских поэтических сборников "Расти, малыш!", "С любовью к природе", "Школьные звонки".

Живет и работает в Ялте.


Поляков Юрий Алексеевич

Юрий Поляков - член Союза русских, украинских и белорусских писателей Автономной Республики Крым (Международное сообщество писательских союзов), член Национального союза писателей Украины, главный литературный редактор Международного творческого объединения детских авторов.

- Обладатель Золотого диплома Национальной литературной премии "Золотое перо Руси" (Москва) в номинации "На лучшее произведение для детей", дважды: 2009, 2010 годы;

- дипломант Регионального конкурса Республиканского комитета Автономной Республики Крым "Крымская книга" в номинации "Мир детства" (2012 год);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата___________________

Тема Детские крымские писатели и поэты. Произведения В.Н. Орлова

Цель. Дать представление об известных поэтах и писателях, творчество которых неизменно соприкасалось с Крымом, показать роль Крыма в их жизни и творчестве.

- продолжить формирование образа Крыма как источника вдохновения для поэтов и писателей разных эпох;

- развивать навыки работы с различными источниками информации;

- воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход занятия

I .Организационный момент

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

II . Мотивация познавательной деятельности

- Послушайте стихотворение .

— Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано! Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!

— Стой, ворона, помолчи! Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана!

— Как! — подпрыгнула ворона и моргнула удивлённо.

— Что ж вы раньше не сказали?

Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

- Знакомо ли вам это стихотворение?

- Кто написал это стихотворение?

- Что знаете о творчестве В.Н. Орлова?

- Каких детских крымских писателей и поэтов вы знаете?

- Сформулируйте тему нашего занятия.

II I . Работа по теме

Рассказ учителя

В Крыму побывали многие известные поэты и писатели. Их приводили сюда причины, часто совсем не связанные с творчеством, но впечатления от свидания с разными уголками полуострова рождали произведения, ставшими шедеврами мировой литературы. Сюда приезжали и на отдых, и по делам службы, и для интересных творческих встреч, и просто – за вдохновением.

Ялта Чехова – это особые места, где любил бывать писатель, проводить время или которые были построены в память о великом драматурге-новаторе – это музей, сквер, театр, улица, памятник, школа, санаторий имени А.П. Чехова.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо!

IV .Продолжение работы
Детские писатели и поэта Крыма

Белоусов Евгений

Огурцова Лидия

Домбровский Виктор

Родился 18 ноября 1939 г. в Хабаровске (Россия), жил, учился и работал во Владивостоке и Москве, последние годы жил в Симферополе (Крым).

Автор нескольких фантастических произведений, объединенных темой экологической опасности для современности и мира будущего.

Бахреский Владислав

Многочисленные произведения В.Бахревского адресованы детям: это сказка "Дядюшка Шорох и шуршавы", рассказы и повести "Дворец Золушки", "Дом с жабой", "Желуди", "Журавлик", "Кот в сапогах с секретами", "Лекарство от семидесяти семи болезней", "Нормальная температура", "Первоклассник Митя и кролик Ушки-на-макушке", "Собака на картофельном поле", "Строение пера", "Тихая плакса". В них раскрываются лучшие качества Бахревского-стилиста, они расцвечены юмором, озарены сказочной фантазией и касаются неизбежных вопросов, которые в определенном возрасте должен решать каждый растущий человек.

Орлов Владимир

Владимир Натанович Орлов родился 8 сентября 1930 года в городе Симферополе в семье типографского рабочего.
В юношеские годы он успел поработать слесарем и матросом, растирал краски в художественной мастерской и портняжил. При этом Володя писал стихи. Первые публикации его стихов стали появляться в крымских газетах. Он писал их постоянно, даже когда шил. Пришлось сменить профессию. Владимир пошел работать в типографию, потом в редакцию евпаторийской газеты. Дорос до заместителя главного редактора.
Его первая книжка детских стихов увидела свет в 1958 году. Большой талант позволил Владимиру Орлову войти в детскую литературу сразу, минуя период ученичества и поиска своего почерка.
Первые его стихи привез в Москву Самуил Маршак, разглядевший в рукописи крымского паренька, пришедшего к нему в ялтинский Дом творчества писателей, вполне сложившегося поэта.
Многие стихи, вошедшие в первые книжки Владимира Орлова, давно уже стали классикой детской литературы. Его перу принадлежат детские книги "Кто в доме живет", "Первая дорожка", "Утренний поезд", "Если мы вместе", "Хрюша обижается" - всего около пятидесяти книг, выходивших в издательствах "Малыш", "Детская литература", а также на родине поэта в Крыму.
Там же, в Крыму, в 1983 году вышла книга сатирических и юмористических стихов поэта "Прочтите взрослым".
Перу Владимира Орлова - драматурга принадлежит около двух десятков пьес для кукольных театров, из которых самая известная, "Золотой цыпленок", обошла почти все сцены детских театров в России и многих театров за рубежом.
Владимир Натанович часто выступал и как поэт-сатирик. Он был постоянным автором знаменитой полосы "Литературной газеты" - "12 стульев". Он дважды был лауреатом премии “Золотой Остап”. Но никогда не кичился своей известностью.
На стихи Владимира Орлова написано немало популярных песен для детей.
Владимир Натанович блестяще знал русскую литературу — и детскую, и взрослую. Обладая тонким языковым чутьем и художественным вкусом, он виртуозно владел словом и любил словесные игры.
Владимир Натанович Орлов скончался 25 ноября 1999 года в городе Симферополе. На родине писателя его имя носит Крымская республиканская детская библиотека.

Литература. Класс 9 Урок № 87 26.04 .2017 Макогон Т.А.

Тема: Внеклассное чтение№ 3 Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.

- ознакомление с историей Крымского полуострова, основными его достопримечательностями;

- воспитание интереса к истории и литературе, культуре России, гордости за свою Родину и ее народов.

Тип урока: урок- литературная гостиная.

Форма проведения : заочное путешествие по местам Крымского полуострова, описанным в стихах русских, крымских поэтов, сопровождающееся выступлениями учащихся, презентацией.

Во глубине веков исторических,
В неизведанной тайной мгле,
Под влияньем лучей космических
Жизнь возникла на Земле.

Мир живой - это тайна великая.
Мир прекрасный, богатый, цветной.
Это книга никем не раскрытая ,
Это чудо природы земной.

Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным и многих писателей, поэтов и художников, побывавших здесь. Восхитительная природа Крыма, его бурная история, многонациональная культура вдохновляли многие поколения творческих людей.

Готовясь к уроку, я ставила перед собой задачу познакомить вас с произведения классиков, современных поэтов, писателей, журналистов, краеведов, художников, посвященные этому благословенному краю.

Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.

К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:

«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенно простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым.. Слайд 2-4

"Прекрасны вы, брега Тавриды. " - писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведенных им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года. Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич.

"Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица. " - пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.

"И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!" - вторит ему в своих "Крымских очерках" спустя три десятилетия А.К.Толстой.

"Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.

"Шел в немом восхищении. " - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".

И все-таки первооткрывателем "волшебного края", "очей отрады", поэтической жемчужины стал А.С.Пушкин.

Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где, бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
Ещё поныне дышит нега
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Я видел ветхие решетки,
За коими, в своей весне,
Янтарны разбирая четки,
Вздыхали жены в тишине.
Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою,
Казалось мне, завет судьбы
Гласили внятною молвою.
Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом все тихо, все уныло,
Все изменилось. но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной.

Настоящие крымские впечатления начались во время переезда из Феодосии в Гурзуф. В письме брату Пушкин написал:

“. морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле писал я Элегию. Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения, издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный… ”.

Почти 200 лет назад Александр Пушкин был сослан на юг: на Кавказ и Крым. Память о пребывании Пушкина в тех местах хранится до сих пор. Во многих местах установлены памятники поэту, его имя носят улицы, санатории, школы, библиотеки.

ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА

Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Твоя серебряная пыль Меня кропит росою хладной: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль. Фонтан любви, фонтан печальный! И я твой мрамор вопрошал: Хвалу стране прочел я дальной; Но о Марии ты молчал. Светило бледное гарема! И здесь ужель забвенно ты? Или Мария и Зарема Одни счастливые мечты? Иль только сон воображенья В пустынной мгле нарисовал Свои минутные виденья, Души неясный идеал?

. Впервые, по свидетельству сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, - в 1905 году в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Жили Цветаевы на даче Е.Я. Елпатьевского.

Среди достопримечательностей Южнобережья самый высокий водопад в Европе - Учан–Су ("Летящая вода" по-татарски, громыхающий всего в восьми километрах от Ялты, хорошо известен: описан, воспет и покорен. Этот овеянный легендами водопад – самый высокий и в Крыму

Свежее, слаще воздух горный.
Невнятный шум идет в лесу:

Крымские реки невелики, но вот уж поистине: мал золотник, да дорог. В Крыму более 150 рек и ручьев. Большинство из них длиной не более 10 км. Почти все начало берут в горах. Там, в сырых и угрюмых ущельях, выбираются на волю светлые родники. Их воды сливаются друг с другом и весело сбегают вниз по каменистым крутым руслам.

На юго-восточном побережье Крыма, между Судаком и Феодосией, расположен один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму во времена, отстоящие от наших дней на 140—150 миллионов лет. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора". Внимание ученых этот горный массив впервые привлек в XVIII в. По выразительности ландшафтов выдающийся геолог, академик А.П. Павлов сравнивал Кара-Даг со знаменитым на весь мир Йеллоустонским национальным парком.

Заповедник расположен на стыке двух растительных и ландшафтных зон. Западная его часть гориста и покрыта лесом в восточной - расположены в основном холмистые со степной флорой гряды. В XX в. растительность Кара-Дага сильно пострадала и от хозяйственной деятельности человека, и от бесчисленного потока туристов, проходивших через горы и оседавших на длительный отдых.

Преградой волнам и ветрам
Стена размытая вулкана,
Как воздымающийся храм
Встаёт из сизого тумана….

Крымские города - Ялта, Феодося, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали и многие поэты – Вяземский, Цветаева, Ахматова, Бродский. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье

Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят.
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря….

Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по-прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников на создание произведений, которые, возможно, скоро станут классикой:

Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу да мох.

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох.

Где и версты по горам не проехать,

Не обогнуть мыс,

Чтоб скальная надпись или древнее эхо

Не пробуждали мысль.

Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий,

Ясне дня становясь,

Вдруг величайшая тайна на свете

Не окликала вас.

Старый Крым — последняя обитель,
Черный камень — все как в страшном сне.
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне.

СТАРЫЙ КРЫМ
Куры, яблони, белые хаты —
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь?
Современнику кажется странным,
Что когда-то, в былые года,
Здесь бессчетные шли караваны,
Золотая гуляла Орда.
Воспевали тот город поэты,
И с Багдадом соперничал он.
Где же храмы, дворцы, минареты?—
Погрузились в истории сон.
Куры, вишни, славянские лица,
Скромность белых украинских хат.
Где ж ты, ханов надменных столица —
Неприступный и пышный Солхат?
Где ты, где ты?— ответа не слышу.
За веками проходят века.
Так над степью и над Агармышем
Равнодушно плывут облака.

Преградой волнам и ветрам
Стена размытая вулкана,
Как воздымающийся храм
Встаёт из сизого тумана….

И будут огоньками роз

Цвести шиповники, алея,

И под ногами млеть откос

Лиловым запахом шалфея,

А в глубине мерцать залив

Чешуйным блеском хлябей сонных,

В седой оправе пенных грив

И в рыжей раме гор сожженных,

И ты с приподнятой рукой,

Не отрывая взгляд от взморья,

Пойдешь вечернею тропой

С молитвенного плоскогорья…

Минуешь овчий кош, овраг…

Тебя проводят до ограды

Коров задумчивые взгляды

И грустные глаза собак.

Крылом зубчатым вырастая,

Коснется моря тень вершин,

И ты изникнешь, млея, тая

В полынном сумраке долин.

Серге́й Никола́евич Серге́ев-Це́нский

Какой бы ни был край иной,

На тысячу ладов,

Я как фанатик записной,

Свой край хвалить готов.

И это просто потому,

Что Крым мне стал родной,

Что я настоен на Крыму,

И крепок мой настой

С. Я. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ

Где б ни был ты в степном Крыму,

Пусть даже меркнет день,

Увидишь ты и в полутьму

Его густую тень.

Всегда его спокоен вид:

У Крыма на часах

Стоит и дали сторожит

Мой Агармыш, мой друг достойный,

Теперь и я, как ты, седой.
Но вереницы лет и войны
Прошли бесследно над тобой.

Петников Григорий Николаевич

Я посылаю вам сиянье мирных гор,

Обрывок облака от киммерийской тризны,

Листки с прожилками крылатых строф,

Примите их на память о горящей жизни.

Агармыш, как дед столетний,
Как страж стареющих веков,
Всегда нам дарит отдых летний
И аромат своих цветов.
Все так: ковер цветов душистых,
Еще нас радует весной,
Но меньше трелей серебристых,
И больше дыма над тобой.
Где раньше молча рвы и стены
Века покой твой берегли -
Грохочет жизнью современной
Многострадальный лик земли.
Была и тишина, и голубые дали,
И росы по утрам, и запахи земли.
Здесь первые восторги и печали
Мне годы юные когда-то принесли.
Судьбою недоволен был я, что ли?
От светлой юности куда-то я бежал,
Ах, если б знал о той дальнейшей доле,
То, может быть, тебя б не покидал.
Промчалась жизнь, и вот я снова дома,
Хожу на речку и на склон Агармыша.
Мой город вновь со мной родной и не знакомый,
У этих гор всегда была моя душа.
В ней жизни и любви начало,
И шепчут мне родимые места,
Что он останется последним мне причалом,
В нем юности моей - любовь и красота!

Я полюбил иные дали

За их высокие огни,

За то, что мне напоминали

Так часто Родину они.

Но, лишь глаза на миг закрою,-

Услышу сквозь стеклянный бриз:

Вздыхает тополь над рекою,

Молчит на круче кипарис.

И от красот любого мира

Спешил во сне и наяву,

Чтоб над истоками Салгир

Увидеть неба синеву.

О крымских городах

Ялта, Евпатория, Алушта,

Кто из них прекраснейшая, спорят.

Крымский полуостров, как ракушка,

Нам на радость выброшен из моря.

Здесь легенды Трои и Эллады

С вашей, города, сплелись судьбою.

Каждый город ждет своей награды,

Каждый город так хорош собою!

Здесь, в долинах солнечного рая,

Все прекрасны, и нелепа ссора.

Симферополь, как Парис, сжимает

Золотое яблоко раздора.

Ялта, Евпатория, Алушта.

Вы не спорьте, милые, не надо!

Севастополь – город-герой, город-музей.

Севастопольская осень
Севастопольская осень -
Малахит и бирюза.
Севастопольская осень,
Золотистые глаза.
Струйки солнечного света,
Бухты синее стекло.
То ли осень, то ли лето -
Ясно, тихо и тепло.
На душе - светло и чисто.
Небо - в легком серебре.
И немного желтых листьев -
Всё же осень на дворе.
Севастопольская осень -
Чуть прохладный ветерок.
Севастопольская осень,
Винограда свежий сок.
Пляж - в тиши и запустеньи,
Нет курортной суеты.
И приходит вдохновенье,
И рождаются мечты.
Севастопольская осень,
Сентября шальные дни.
Севастопольская осень -
Осень, болдинской сродни.

Современные поэты, посвятившие полуострову свои стихи.

Сивельникова Любовь Ильинична – детский поэт, лауреат премии Автономной Республики Крым

Море Чёрное – большое:

Днём оно зелёное,

Ну, а ночью, при луне,

Золотым казалось мне!

Лежит себе Медведь-гора,

Нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора –

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь,

Хоть и зовут её – Медведь!

Крым – моя Родина, источник вдохновения, моя вечная любовь.

Тонкий росчерк горизонта.

Так и мечутся в прибое.

Недолго долгожданное тепло:

Весной пахнёт – и снова снег и слякоть.

Не устают сосульки длинно плакать,

Простудой ветра степи замело.

То кашляет надрывно, то хрипит,

То к речке припадёт воды напиться.

И только тонко тенькает синица –

Так на стекле под солнцем лёд трещит.

Привычно шутит утренний туман –

Растит кораллы на озябших ветках,

А хочется скорее в море, в лето,

В полынно-абрикосовый дурман!

в секции литературного творчества (базовая дисциплина русский язык и литература):

Шум прибоя о камни шуршит,

Чайки что-то кричат кораблям,

Солнце желтое в небе молчит,

Нет здесь края степям и полям.

Древний Крым охраняет грифон:

Здесь варяги и греки прошли.

Неприступный врагам бастион—

Символ мужества, счастья, любви.

Я люблю тебя, Крым, за мечту,

Свежий воздух и запах цветов,

Неземную твою красоту

Нив, долин, лесов и лугов.

Наше счастье – мы здесь родились.

Пляжи, море, долины, хребты —

Нет прекрасней земли, оглянись!

Удивительный край красоты!

Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сложны и прихотливы пути его истории.

Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.

Что же такое Крым?

Высказывания (по цепочке) участников урока-гостиной:

Крым - это планета в миниатюре.
Крым - это осколок античности у самых дверей России.
Крым - это полпути от полюса к экватору.
Крым - это соединение всех целительных сил Природы и заповедник её чудес,
Крым - это земля, где круглый год, ежедневно что-то цветёт.
Крым - арена игры всех стихий - морской, воздушной и подземной.
Крым - это мастерская человеческого гения и музей его творений.
Крым - это гостеприимный дом, готовый всегда принять гостей.

Крым — благодатное место. Место, в которое стремишься, о котором мечтаешь. Очередная встреча с Крымом — это долгожданное свидание, на которое нужно надеть лучше платье, взять с собой самые сокровенные думы и ностальгические мысли. И примером этому было наше сегодняшнее путешествие и те стихи, которые вы сегодня услышали, прочтённые чтецами. Я надеюсь, что ваш интерес к этому уголку мира не иссякнет…

Читайте также: