Буквы о и е после шипящих на конце наречий 7 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цели урока:

Вид урока: урок-игра.

Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

(Эмоциональный настрой учащихся.)

Учитель:

- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы с вами отправимся в космическое путешествие, где встретимся с инопланетными существами, подготовившими нам ряд испытаний. В ходе нашего полёта мы изучим правило написания букв о, е после шипящих на конце наречий.

II. Повторение ранее изученного.

Учитель:

Расположить слова в две колонки:

  • первая колонка: после шипящих пишется о;
  • вторая колонка: после шипящих пишется ё.

Парч…вый, камыш…м, ч…лка, ш…фёр, ч..лнок, свеч…й, печ…т, грош…вый, хорош…го, груш…вый,ч…рточка, ч…рника, харч…, ш…рох, ноч…вка, ч,девч…нка., пч…лка, ж…сткий.

III. Объяснение темы урока.

Учитель:

- Вот и прилетели мы на неизвестную землянам планету под названием Орфоландия. Чтобы получить разрешение на прогулку по Орфоландии, нужно изучить правило написания о, е после шипящих на конце наречий.

(Самостоятельное изучение правила).

Вопросы.

- Объясните написание гласных о, е после шипящих в словах певуче, свежо.

-Какая гласная недопустима после шипящих в наречиях? (ё)

- Чем обусловлено написание буквы ё в слове ещё?

(Данное слово является исключением из правила.)

IV. Тренировочные упражнения.

Учитель:

- Чтобы наше путешествие проходило интересно, маленькие орфонавты предлагают нам выполнить ряд заданий.

Задание 1. Выполнить упражнение № 241.

Задание 2. Образуйте от прилагательных наречия, графически обозначьте орфограмму.

Задание 3. Подобрать к глаголам наречия с буквами о или е на конце после шипящих. Задания выполняется по вариантам.

  • I вариант. Выступать, говорить.
  • II вариант. Учиться, поглядывать.
  • III вариант. Звучать, всматриваться.

Слова для справок: блестяще, убеждающе, хорошо, осуждающе, испытующе, торжествующе.

Задание 4. Объяснительный диктант.

Хорошо пройтись по вечернему зимнему лесу. Под ногами весело трещит блестящий снежок. Твоё внимание привлечёт большая серая птица, бесшумно севшая на ветку жёлудя. Поправив чёрную меховую шапчонку, направишься к реке, скованной зеркальным льдом. У речонки встретишь маленького зайчонку, спасающегося от хищника под пеньком. Свежо, прекрасно в лесу, и сердце твоё бьётся горячо и весело.

Учитель:

- Но как бы ни было хорошо в межгалактическом пространстве, мы не можем не помнить о своей родной планете. Сейчас в нашем городе кружится пушистый снег, а в окошках домов весело мигают праздничные огоньки: планета Земля готовится к встрече Нового года. Чтобы вернуться на нашу любимую планету, необходимо выполнить последнее задании, его мы получим от правителя Орфолактики великого Орфографуса.

Задание 5. Творческая работа.

Обучающая цель: 1) формировать умение находить в тексте наречия, определять их синтаксическую роль.2)Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.3)учить графически обозначать орфограмму4)формировать умение употреблять наречия с изучаемой орфограммой в речи5)повторить орфограмму О-Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных.6)расширить лексический запас слов учащихся.

Развивающая цель :Развивать внимание, память,логическое мышление,умения сравнивать, классифицировать,обобщать.

Воспитательная цель: 1) воспитывать любовь и уважение к родному языку 2)вызвать интерес к урокам русского языка 3)расширение кругозора учащихся.

1. Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

2. Проверка домашнего задания

-Начинаем наш урок с проверки домашнего задания. К доске пойдёт …. Задание: На доску выписать из упражнения слова с пропущенными орфограммами. Графически объяснить условия их выбора.

3.Работа с текстом, записанным на доске.

-Откройте тетради, запишите число.

-Ребята, на экране вы видите текст.(слайд)

Хорошо пройтись по зимнему лесу. Под ногами весело скрипит блестящий снеж … к. Твоё внимание привлечет маленький бельч.нок, прыгающий с сучка на суч.к. Поправив песц.вую шапч … нку, неторопливо направишься к реке, крепко скованной глянц.вым льдом. У реч … нки встретишь маленького зайч … нка, спасающегося от хищника под пеньком. И сердце твоё бьётся горячо и весело!

- Какова тема текста? Как его можно озаглавить?

-Ребята, а какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка?(Наречие)

Задание: Запишите текст, подчеркните наречия как члены предложения. И посчитайте сколько наречий встретилось в тексте. (6)

- Давайте проверим. Поднимите руки те, кто выделил 5 и менее наречий! У кого получилось 6 наречий? Назовите их. Как вы определили, что это наречия? (По вопросу!)

Проверка работы ученика, который работал у доски.

- Какие орфографические правила вы повторили, выполняя упражнение 236? (Одна -н- и две буквы -нн- в наречиях на О-Е, прилагательных, образованных от существительных, отглагольных прилагательных.)Оценка за работу.

4.Повторение предыдущего материала.

- Ребята, в тексте встретились слова с пропущенными орфограммами. Какая это орфограмма? (о,е после шипящих в суффиксах прил. и сущ.)

-Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова?(часть речи, ударение)

-Посмотрите на экран, перед вами алгоритм, по которому вы вспомните правописание о,е после шипящих в суффиксах (слайд)

- Итак, когда же пишем букву о, а когда е в суффиксах существительных и прилагательных после шипящих?

-Посмотрите на текст, который записан у вас в тетрадях. Кто не допустил ошибок в правописании слов с пропущенными орфограммами?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление:

Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка.

Урок русского языка в 7-м классе

Провел : учитель русского языка

и литературы Карабаев У.Б.

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора написания о,е после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы;

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление:

Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка.

Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов; знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

Повторение и систематизация изученного.

Объяснение нового материала

Формирование знаний и умений.
а) работа по учебнику

Разминка.
а) объяснительный диктант
б) переконструирование слов и предложений.

Организация домашнего задания.

1. Оргмомент (звучит музыка П.И.Чайковского).

2. Мотивационный этап (чтение стихотворения)

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Повторение и систематизация изученного (выборочное списывание с группировкой).

- Дома, составляя орфографическую диктовку, вы повторяли правописание гласных о,е после шипящих в разных частях речи.

Рассмотрим презентацию и вспомним правописание гласных после шипящих в разных частях речи.

Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.

Ш_рох шепчется с реч_нкой
Про мальчиш к, про девч_нок,
Про стаж_ра, дириж_ра,
Ретуш_ра и ш_фера.
И про тех, кто был врач_м,
Кузнецом и скрипа_ом,
Что на улице тепло,
Солнце светит горячо.
Речка слушать уж устала,
Посмеялась, убежала.

3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. (После каждого объяснения вывешивается схема)

Вывод: в корне слова после шипящих пишется гласная ё, если можно подобрать однокоренное слово с гласной е.

Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

- Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой

части речи, написание которой зависит от шипящей.

Какая это часть речи? (наречие)

4. Организация целеполагания.

Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь.

Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему

5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация)

В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е.

б) Работа по учебнику.

- Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 45 на с. 95

- Какие дополнительные сведения содержатся в § 45? (Наречие ещё – исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная ё)

- Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

6. Формирование знаний и умений.

а) работа по учебнику – упр. 228

(Спишите, обозначая изучаемую орфограмму.)

Отдельная группа учащихся составляет предложения с любыми из этих наречий.

Цель: научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

7. Разминка (театр-экспромт)

Слушал шорох тишину.
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит.
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
- Ты куда?
- К тебе лечу?
- Дай на ушко пошепчу.
По болоту
Вышли цапли на охоту,
Цапли ужинать спешат
Рыщут-ищут лягушат.
Две букашки
Спать устроились в ромашке
Под простынки влезть хотят
Лепестками шевелят.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай!

а) Объяснительный диктант.

Цель: помочь усвоить образец рассуждения правописания о, е после шипящих.

Летом все в лесу живет своей жизнью. На полянке, ярко освещенной солнцем, летают пчелы, слышится шепот и шорох осиновых листьев, парчовой красотой блистают бабочки. (На макушке дерева громко кукует кукушка и, точно поперхнувшись, торжествующе вдруг замолкает). Неподалеку на сучок дуба уселась белка. На берегу мелкой речонки, протекавшей рядом, было свежо и горячо от солнечных лучей.

- Объясните постановку знаков препинания в 2-х последних предложениях.

б) Переконструирование слов и предложений.

Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих

Цель: учиться образовывать от прилагательных однокоренные наречия, правильно писать их.

в) Переделать предложения так, чтобы прилагательные стали наречиями.

Цель: умение правильно употреблять наречия в речи.

Повеяло свежим ветром. Над голубым небом раскинулись могучие кроны старых дубов.

8. Обобщение.

Какие условия необходимо учитывать при написании гласных о, е

после шипящих в разных частях речи?

Опираясь на схемы, составьте монологическое высказывание на

9. Организация домашнего задания.

Выучить орфографическое правило , выполнить упражнение 232, в тетради конспектов составить опорную таблицу по схеме:


Ключевые слова:
Наречие, шипящий согласный, ударение.
Основные понятия:
Наречие – неизменяемая часть речи.
Пояснения:
1. О пишется на конце наречий после шипящей, если на неё падает ударение, Е – в безударной позиции.
2. Исключение - ЕЩЁ.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Урок русского языка в 7 классе

Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора написания О и Е после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы в разных частях слова.

Задачи урока:

Обучающие: отработка навыков правописания наречий на О и Е после шипящих.

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление,а также внимание, логическое мышление; развивать орфографическую зоркость, речь, творческую активность уч-ся.

Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка, пропаганда ЗОЖ.

Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Используемые технологии: сотрудничество, проблемное обучение, использование ИКТ, здоровьесберегающая.

План урока:

1.Организационный момент. (1мин.)

2.Мотивационный момент. (1мин.)

3.Повторение и систематизация изученного. (7 мин.)

4.Организация целеполагания. (2мин.)

5.Объяснение нового материала (5мин.)

6.Формирование знаний и умений. (10 мин.)
а) работа по учебнику

7.Физкультминутка (1мин.30 сек)
б) подбор к прилагательным однокоренных наречий с О-Е
в) замена наречий наречиями-синонимами на О и Е.

8. Гимнастика для глаз.(30 сек.)

10. Организация домашнего задания. (2 мин.)

11.Рефлексия (2 мин.)

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационный момент. (1мин.)

Зарядка для успешности : (1-2 слайды)

3. Повторение и систематизация изученного. (7 мин.)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Дома вы повторяли правописание гласных О и Е после шипящих в разных частях речи.

Проверить, насколько добросовестно вы отнеслись к домашнему заданию позволит текст стихотворения вашего сверстника Жени Куклина.

Задание: Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.(3 слайд)

Ш…рох шепчется с реч…нкой
Про мальчиш…к, про девч…нок,
Про стаж…ра, дириж…ра,
Ретуш…ра и ш…фера.
И про тех, кто был врач…м,
Кузнецом и скрипач…м,
Что на улице тепло,
Солнце светит горячо.
Речка слушать уж устала,
Посмеялась, убежала.

3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. (После каждого объяснения появляется схема)

1 ученик выписывает слова с О-Е после шипящей в корне.

Вывод: В корне слова после шипящих пишется ё, а не о. (Исключения: крыжовник, шов, шорох, капюшон)
В иноязычных словах без ударения обычно пишется о: шофер, шоколад, жокей

рис.1

(4 слайд)

2 ученик выписывает слова с О-Е после шипящей в суффиксах.

Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

3 ученик выписывает слова с О-Е после шипящих в окончаниях.

Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

(5 слайд)

4 ученик отвечает на вопрос: Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

1.Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой части речи, написание которой зависит от шипящей. (Горячо)

2.Какая это часть речи? (наречие)

4. Организация целеполагания. (2 мин.)

  1. Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь. (6 слайд)
  2. Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему научиться?(7 слайд)

5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация) (5мин.)

рис.4

В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

рис.5

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е.

б) Работа по учебнику.

- Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 40 стр.111

- Какие дополнительные сведения содержатся в § 40? (Наречие ещё – исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная ё)

- Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

6. Формирование знаний и умений. (10 мин.)

а) Самостоятельная работа. (работа по учебнику – упр.241)

(Спишите, обозначая изучаемую орфограмму.)

Сильные учащихся составляют предложения с любыми из этих наречий.

б)Проверка выполненного задания.

Цель: научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

7. Физкультминутка (1мин.30 сек.)

в) Устная работа:

- Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих

  • Зовущий - зовуще
  • Трепещущий - трепещуще
  • Убеждающий - убеждающе
  • Общий - общо
  • Торжествующий - торжествующе
  • Осуждающий - осуждающе
  • Свежий - свежо
  • Захватывающий - захватывающе
  • Завораживающий-завораживающе

- Заменить наречия наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е.

Взяться за дело усердно – хорошо;

Выполнить работу прекрасно – блестяще;

Любить сильно – горячо;

Говорить напевно – певуче;

Вести себя дерзко – вызывающе;

Смотреть неодобрительно – испытывающее;

Двигаться неловко - неуклюже;

Цель: научить образовывать наречия на О-Е после шипящих и употреблять их в своей речи.

Пропажой, ношой, певуче, неуклюжо, моржом, саранчей, стужой, свежо, тушонка, горячо, грушой, бережем, межвеженок, речонка, ещо, шопот, камышевый.

Цель: развивать орфографическую зоркость уч-ся.

8. Гимнастика для глаз. (30 сек.)

Читайте также: