Конспект занятия по актерскому мастерству для дошкольников

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор-составитель:

Метолист, педагог дополнительного

образования Зонова В.Ф.

Дата проведения занятия: 22 апреля 2015 года

Возраст детей: 9-10 лет

Год обучения:1 год обучения

Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов
Задачи:
Образовательные:


Развивающие:
- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
- развивать воображение (способность к пластической импровизации)
- развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами.

Воспитательные:
- формировать навыки дружного коллектива.

- создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия.

- формировать навыки КТД;

- привить навыки взаимодействия с партнером;

Ожидаемые результаты:

- создание творческой атмосферы

- развитие индивидуальных способностей обучающихся к

перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего

использования в работе над ролью.

- обучающиеся научатся сближать жизненные наблюдения со своим

индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических

условиях последовательность и логику поступков.

- обучающиеся научатся снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног,

шеи, корпуса. Снимать зажимы, напряжение с частей тела.

- обучающиеся научатся тренировать веру, фантазию и пластическую

- обучающиеся могут оценить собственные возможности, выразить свои

Методы обучения:

- Словесный(слово педагога, объяснение)

- Практический(упражнения выполняемые детьми)

Педагогические технологии:

- личностно0ориентированные;


Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: музыкальный центр , мультимедиа.

Продолжительность занятия 45 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов

План занятия

1.Организационная часть

Приветствие . Организационный момент Проверка готовности к занятию

2.Основная часть.

Объявление темы занятия, состоящей из двух раздело

1)Упражнения по снятию мышечных зажимов

2) Театральные этюды

3. Практическая часть

Практическая работа над упражнениями по снятию мышечных зажимов;

Практическая работа над театральными этюдами;

Самостоятельная коллективная работа в группах;

Осуществление контроля за соблюдением творческих заданий.

4.Заключителльная часть

Какие были трудности при выполнении работы

Что особенно понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей

Ход занятия
1.Организационная часть

2 . Основная часть. Объявление темы занятия

Цель: Расширить возможности ребенка. Научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.

Упражнение 3(слайды животных, маленьких детей)

Для выполнения следующего упражнения попробуйте определить, где у вас находится центр тяжести. Подвигайтесь, попрыгайте, поползайте, встаньте, сядьте. Потом представьте, что вы стали кошкой. Теперь вам надо найти центр тяжести тела кошки, то есть подвигаться как кошка. Где чувствуется центр тяжести кошки? А в каком месте находится центр тяжести птички, прыгающей по земле? Побудьте птичкой. Затем изобразите любых других животных. Затем представьте себя маленьким ребенком, копируйте его движения, но при этом не следует сковывать свои движения. Маленькие дети и животные являются самым лучшим примером отсутствия мышечных зажимов. Постарайтесь запомнить свои ощущения и чувство легкости, во время отсутствия зажимов.

Упражнение 4 (слайды марионетки)

Для выполнения этого упражнения следует представить, что вы кукла-марионетка, висящая в шкафу на гвоздике после выступления. В начале представьте, что вас подвесили за шею, потом за руку, за ухо, за палец, за плечо и тому подобное. При этом ваше тело зафиксировано в одной точке, а все остальное расслаблено болтается. Упражнение выполняется в произвольном темпе. Можно выполнять даже с закрытыми глазами.

Для выполнения этого упражнения нужен партнер, что также является хорошим способом для установления психологического контакта. Надо встать лицом друг к другу. Ваш партнер должен делать замедленные движения, а вы должны стать его зеркальным отражением, то есть с точностью копировать все его движения. На первых этапах выполнения упражнения можно договориться, не делать сразу несколько движений, делать простые движения без участия мимики, выполнять движения очень медленно. Затем поменяйтесь с партнером ролями. Это упражнение за короткое время помогает научиться чувствовать тело партнера, понимать логику его движений. Через какое-то время вы сможете даже предвосхищать и опережать действия партнера.

Упражнение 6

Начинайте спокойно прохаживаться по комнате. По сигналу надо бросить тело в неожиданную для вас позу и замереть в ней на какое-то время. Затем отомрите и продолжайте действие из вашей позы. Ищите те действия, которые соответствуют именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только этому положению и никакому другому. Попробуйте понять, что вы делаете, почему выбрали то или иное действие.

Упражнение 7 (слайды с изображениями людей в различных позах с разными выражениями лица, жестами и мимикой)

Это упражнение оттачивает движения и помогает развивать зрительную память. Для его выполнения вам следует заранее подобрать несколько десятков фотографий или открыток с репродукциями картин, скульптур, кадров из фильмов, изображения людей в различных позах. Потом показать на слайдах в течение минуты запомнить, кто на них изображен, с каким выражением лица и в какой позе. Потом убрать слайд , а обучающиеся должны последовательно повторить перед все эти позы. Нужно постараться вспомнить до мельчайших подробностей настроение, мимику, жесты, с кем разговаривали, что держали в руках люди, изображенные на фото.

Упражнение 8

Для выполнения этого упражнения вам надо представить, что вы попали в неловкое или смешное положение. Например, упали на ровном месте, пролили на себя сок, разбили чужую вазу, испугались крохотной собачки и т. п. Теперь попробуйте изобразить свою естественную реакцию на произошедшее, специально не продумывая своих движений. А затем покажите свою продуманную реакцию. Подумайте, как бы вы повели себя в этой ситуации, чтобы достойно выйти из положения. Что бы вы стали говорить, какая была бы у вас поза, мимика и жесты? Возможно, что у вас найдется несколько решений для выхода из этой ситуации. Проиграйте их все. Это будет полезно для будущего. Кто знает, в какую ситуацию можно попасть, а достойный выход из затруднительного положения всегда будет держать вас на высоте.

Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли? Ответы детей:
- пластические,
- на память физических действий.
На самом деле очень много видов этюдов.

этюды на перевоплощение

на взаимодействие со сценическими объектами;

этюды на определенное событие;

этюды на логичность и последовательность действий и чувств;

Сегодня мы познакомимся с новыми видами:

этюды на проявление эмоций;

этюды на основе литературного произведения;

этюды на артистическое воображение;

Сначала они удивились, потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер.
И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
(Е.Алябьева.)

проиграть два раза с разным составом детей.

2) Следующий этюд на основе литературного произведения. Я прочитаю вам текст, а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю (выбираем кота и мышей 6-7человек).
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел-
Вот Вам и все что он делать умел.

Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.

4. Заключительная часть. Подведение итогов

5. Рефлексия.

Высказывание впечатлений педагогом, поощрение детей.
1) Итак, мы познакомились на занятии с тремя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Что не вызвало трудности?

2) Совсем скоро мы с вами вновь вернемся к этюдам, на последующих занятиях во время подготовки театрализованных праздников, а сейчас я вас попрошу встать в круг , я хочу поблагодарить вас за вашу прекрасную творческую работу, я подарю вам каждому маленький сюрприз

Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось.


1. Развивать логику и последовательность действий, внимание, умение действовать в предлагаемых обстоятельствах

2. Развивать способность к импровизации;

3. Развить умения взаимодействовать с партнёром;

4. Воспитать художественный вкус

1. Развивающая : овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

2. Образовательная : знакомство с дополнительными выразительными средствами актера .

3. Воспитательная : формирование умения работать в группе, относиться друг к другу уважительно.

Форма проведения – занятие – игра .

Оборудование для педагога :

- диск с фонограммами

- театрально – игровые технологии

Ожидаемый результат : избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу.

- Ну, вот мы и приземлились. Пора искать безопасное место для привала, для этого мы должны очень аккуратно пробраться через джунгли, но чтобы не привлечь на себя внимание хищных животных, передвигаться мы должны максимально тихо.

Я повернусь к вам спиной, показываю какое-то количество пальцев. Затем веду отсчет (до трех или до пяти, после чего резко поворачиваюсь к вам. На момент поворота количество стоящих должно быть равно числу пальцев. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

- Молодцы, добрались без происшествий. А теперь привал. И пока отдыхаем, надо напечатать телеграмму домой о том, что мы добрались и все у нас хорошо и поделимся впечатлениями от острова . Для этого, каждому по очереди надо произнести предложение, в котором используется слово :

У нас должен получиться один интересный общий рассказ.

- Ну, что лагерь мы разбили, можно поделиться своими впечатленьями от этого прекрасного острова , но говорить будете не вы , а ваши части тела. И для этого я прошу вас встать в шахматном порядке.

- Плечи –я горжусь, что я здесь

- Нос – мне здесь не нравиться

- Палец – не ходи туда, там опасно

- Глаза – хочу есть

- Рот – я люблю бананы

- Ухо – я слышу птичку

- Здорово, ребята вы большие молодцы. И сейчас предлагаю вам выразить свои эмоции, чувства от сегодняшнего занятия в виде смайликов , сейчас каждый из вас возьмет смайлик и приклеит его на нашем плакате в любое окошко, которое посчитает нужным. Можно приклеить несколько смайликов в несколько окошек.

Дети по очереди подходят прикрепляя смайлик, объясняют свой выбор.

1. Ершов П. М. “Режиссура, как практическая психология” – М., 1999.

2. Гиппиус С. В. “Гимнастика чувств” – М., 1987.

3. Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” – С. -П., 2005.

4. Сидорина И. К., Ганцевич С. М. “От упражнения к спектаклю” – М., 2006.

5. Станиславский К. С. Собрание сочинений : В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т.

6.Педагог дополнительного образования Химчик Александра Сергеевна

г. Санкт- Петербург 2015

Конспект занятия по актерскому мастерству №2

Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений

сформировать способности к импровизации;

развить умения анализировать и синтезировать свои ощущения;

развить речевой аппарат;

развить пластические возможности тела,;

развить умения взаимодействовать с партнёром;

воспитательные: сформировать навыки КТД.

Ожидаемый результат: избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу.

Методы обучения: использование личностно-ориентированных технологий с элементами игровых технологий.

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: музыкальный центр.

Ход занятия

Цель: установление контакта; создание положительного настроя на занятие.

Воспитанники стоят (сидят) в кругу взявшись за руки и по часовой стрелке делают комплименты друг другу.

Теоретическая часть. Психофизический тренинг

Цель: познакомить с понятием психофизический тренинг

Педагог: Сегодня наше занятие будет несколько необычным и одновременно обычным для последующих занятий. Так как сегодня мы познакомимся с неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. А начнем мы с очень простого вопроса: как вы думаете, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение?

Педагог: В этом нам помогут разобраться психофизические упражнения, как? Сейчас мы узнаем это.

В-третьих , упражнения помогут разбудить воображение и фантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.

И наконец, в четвертых, собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

Практическая часть. Психогимнастика

Цель: освобождение от мышечных зажимов

Все участники группы встают прямо, поднимают руки вверх, поднимают голову, смотрят на свои руки. Затем поднимаются на носочки, сильно тянутся, как будто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягают всё тело. Держатся в таком положении несколько секунд, затем расслабляются. Фиксируют состояние расслабленного тела. (повторить упражнение 3-5 раз)

Цели: развитие эмпатии (способности к сопереживанию); активизация воображения и образного представления;

Упражнение выполняется сидя в кругу

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти.

Упражнение выполняется стоя в кругу

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Педагог: Надеюсь, вы все оценили активное воздействие данного рода упражнений направленных на развитие внимания, воображения, нестандартного мышления… необходимых как в развитии индивидуальных творческих способностей, так и в коллективной работе.

3. Техника речи

Цели: развитие голоса – силы, высоты, благозвучности, подвижности, тона в сочетании с ритмическими движениями тела.

Давно доказана связь между развитием движений и формированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность и скованность.

Сейчас будем читать любимые вами стихи, используя пластический рисунок (на каждую строчку стихотворения свое движение).

Пластический рисунок для второго и третьего четверостишье можно предложить для освоения самостоятельной работы

Белеет парус одинокой (движения ног: вперед-назад, движения рук: верх-вниз)
В тумане моря голубом. (движения ног: вперед-назад, движения рук: поочередно в стороны –поочередно вниз)
Что ищет он в стране далекой? (движения ног: вперед-назад, движения рук: вперед ладонями вверх-вверх-в стороны-вниз)
Что кинул он в краю родном. ? (движения ног: вперед-назад, движения рук: в стороны- вверх – вперед ладонями вверх-вниз)
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С…;

Динными, плавными движениями ловите комара, сопровождая движения звуками З! З! З! З!…;

Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж!…;

Покажите, как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С!…;

Натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш!

Цель: развитие нестандартного мышления.

1. От тщеславия она лишилась пищи. (ворона)

2. Пять кусочков угля, морковка, старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали.

(части снеговика, который растаял)

3. Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке.(заноза)

Цели: развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки

Вопросы педагога участникам тренинга:

в каких эмоциональных состояниях вы прибывали в разных упражнениях, играх?

что необычного увидели в логике, действиях, пластике партнеров?

как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее – 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.

Конспект занятия по актерскому мастерству,

направленное на развитие мимики №3

Рефлексия
Педагог: Наше занятие подошло к концу и я прошу Вас повернуться ко мне лицом и показать, с помощью мимики с каким настроением, вы покидаете сегодняшнее занятие .

Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов
Задачи:
Образовательные:

Развивающие:
- развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
- развивать воображение (способность к пластической импровизации)
- развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами.

Воспитательные:
- формировать навыки дружного коллектива.

- создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия.

- формировать навыки КТД;

- привить навыки взаимодействия с партнером;

Ожидаемые результаты:

- создание творческой атмосферы

- развитие индивидуальных способностей обучающихся к

перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего

использования в работе над ролью.

- обучающиеся научатся сближать жизненные наблюдения со своим

индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических

условиях последовательность и логику поступков.

- обучающиеся научатся снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног,

шеи, корпуса. Снимать зажимы, напряжение с частей тела.

- обучающиеся научатся тренировать веру, фантазию и пластическую

- обучающиеся могут оценить собственные возможности, выразить свои

Методы обучения:
- Словесный(слово педагога, объяснение)

- Практический(упражнения выполняемые детьми)

Педагогические технологии:

-коллективно-творческого дела
Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа.
Продолжительность занятия 45 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов

Приветствие. Организационный момент Проверка готовности к занятию

Объявление темы занятия, состоящей из двух раздело

1)Упражнения по снятию мышечных зажимов

2) Театральные этюды

3. Практическая часть

Практическая работа над упражнениями по снятию мышечных зажимов;

Практическая работа над театральными этюдами;

Самостоятельная коллективная работа в группах;

Осуществление контроля за соблюдением творческих заданий.

Какие были трудности при выполнении работы

Что особенно понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей

Ход занятия
1.Организационная часть

2 . Основная часть. Объявление темы занятия

Цель: Расширить возможности ребенка. Научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.

Упражнение 3(слайды животных, маленьких детей)

Для выполнения следующего упражнения попробуйте определить, где у вас находится центр тяжести. Подвигайтесь, попрыгайте, поползайте, встаньте, сядьте. Потом представьте, что вы стали кошкой. Теперь вам надо найти центр тяжести тела кошки, то есть подвигаться как кошка. Где чувствуется центр тяжести кошки? А в каком месте находится центр тяжести птички, прыгающей по земле? Побудьте птичкой. Затем изобразите любых других животных. Затем представьте себя маленьким ребенком, копируйте его движения, но при этом не следует сковывать свои движения. Маленькие дети и животные являются самым лучшим примером отсутствия мышечных зажимов. Постарайтесь запомнить свои ощущения и чувство легкости, во время отсутствия зажимов.

Упражнение 4 (слайды марионетки)

Для выполнения этого упражнения следует представить, что вы кукла-марионетка, висящая в шкафу на гвоздике после выступления. В начале представьте, что вас подвесили за шею, потом за руку, за ухо, за палец, за плечо и тому подобное. При этом ваше тело зафиксировано в одной точке, а все остальное расслаблено болтается. Упражнение выполняется в произвольном темпе. Можно выполнять даже с закрытыми глазами.

Упражнение 5

Для выполнения этого упражнения нужен партнер, что также является хорошим способом для установления психологического контакта. Надо встать лицом друг к другу. Ваш партнер должен делать замедленные движения, а вы должны стать его зеркальным отражением, то есть с точностью копировать все его движения. На первых этапах выполнения упражнения можно договориться, не делать сразу несколько движений, делать простые движения без участия мимики, выполнять движения очень медленно. Затем поменяйтесь с партнером ролями. Это упражнение за короткое время помогает научиться чувствовать тело партнера, понимать логику его движений. Через какое-то время вы сможете даже предвосхищать и опережать действия партнера.

Упражнение 6

Начинайте спокойно прохаживаться по комнате. По сигналу надо бросить тело в неожиданную для вас позу и замереть в ней на какое-то время. Затем отомрите и продолжайте действие из вашей позы. Ищите те действия, которые соответствуют именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только этому положению и никакому другому. Попробуйте понять, что вы делаете, почему выбрали то или иное действие.

Упражнение 7 (слайды с изображениями людей в различных позах с разными выражениями лица, жестами и мимикой)

Это упражнение оттачивает движения и помогает развивать зрительную память. Для его выполнения вам следует заранее подобрать несколько десятков фотографий или открыток с репродукциями картин, скульптур, кадров из фильмов, изображения людей в различных позах. Потом показать на слайдах в течение минуты запомнить, кто на них изображен, с каким выражением лица и в какой позе. Потом убрать слайд , а обучающиеся должны последовательно повторить перед все эти позы. Нужно постараться вспомнить до мельчайших подробностей настроение, мимику, жесты, с кем разговаривали, что держали в руках люди, изображенные на фото.

Упражнение 8

Для выполнения этого упражнения вам надо представить, что вы попали в неловкое или смешное положение. Например, упали на ровном месте, пролили на себя сок, разбили чужую вазу, испугались крохотной собачки и т. п. Теперь попробуйте изобразить свою естественную реакцию на произошедшее, специально не продумывая своих движений. А затем покажите свою продуманную реакцию. Подумайте, как бы вы повели себя в этой ситуации, чтобы достойно выйти из положения. Что бы вы стали говорить, какая была бы у вас поза, мимика и жесты? Возможно, что у вас найдется несколько решений для выхода из этой ситуации. Проиграйте их все. Это будет полезно для будущего. Кто знает, в какую ситуацию можно попасть, а достойный выход из затруднительного положения всегда будет держать вас на высоте.

этюды на перевоплощение

на взаимодействие со сценическими объектами;

этюды на определенное событие;

этюды на логичность и последовательность действий и чувств;

Сегодня мы познакомимся с новыми видами:

этюды на проявление эмоций;

этюды на основе литературного произведения;

этюды на артистическое воображение;

Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.

4. Заключительная часть. Подведение итогов

5. Рефлексия.

Высказывание впечатлений педагогом, поощрение детей.
1) Итак, мы познакомились на занятии с тремя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Что не вызвало трудности?

2) Совсем скоро мы с вами вновь вернемся к этюдам, на последующих занятиях во время подготовки театрализованных праздников, а сейчас я вас попрошу встать в круг , я хочу поблагодарить вас за вашу прекрасную творческую работу, я подарю вам каждому маленький сюрприз

Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось.

Всего вам доброго!

Конспект занятия по актерскому мастерству,

направленное на развитие творческих способностей у детей №5

Конспект занятия по актерскому мастерству № 6

Конспект занятия по актерскому мастерству №7.

Конспект занятия по актёрскому мастерству № 8

Конспект занятия по актерскому мастерству № 9

Конспект занятия по актерскому мастерству №10

Конспект занятия по актерскому мастерству №11

Конспект занятия по актерскому мастерству № 12.

Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

  • Развивать активное внимание, быстроту реакции, воображение, согласованность движений;
  • вырабатывать чёткую артикуляцию губ и языка;
  • стимулировать желание самостоятельно искать выразительные жесты, мимику
  • для создания игрового образа;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу.

Ход занятия

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Педагог: Какое волшебное слово! А что оно значит?

Дети: “Будьте здоровы!”

Педагог: Правильно. Давайте, поиграем.

Дети выполняют движения вместе с педагогом по показу.

Педагог: Здравствуйте, ручки!

Дети: Здрав-ствуй-те! Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами.

Педагог: Здравствуйте, ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! Марш на месте с высоким коленом, натягивая носочек, поставив руки на пояс, на каждый слог, одновременно со словами. И т. д.

Педагог: Здравствуйте, щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! Повороты головы вправо-влево.

Педагог: Здравствуйте, губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! Воздушные поцелуи друг другу.

Педагог: Ребята! Мы с вами в детской театральной студии “СКАЗКА”, а театр – это игра, в которой участвуют артисты. Вы хотите ими стать?

Дети: Хотим!

Педагог: Для этого мы сначала выполним разминку: попробуем показать животных из русской народной потешки “Тень-тень, потетень”. Какие там звери?

Педагог: А как их можно показать? Ежи, какие?

Педагог: Как покажем колючки? И т. д.

Упражнение на развитие выразительной пластики движений:

Движения выполняются по показу взрослого одновременно с текстом.

“Тень-тень, потетень – Наклоны головы вправо-влево, руки на поясе.
Выше города плетень! Руки вверх, потянуться на носках.
Сели звери на плетень, Руки на поясе: пружинка.
Похвалялася весь день. Поглаживания руками по груди.
Похвалялася ежи:
– Наши шубки хороши!

“Фонарики”: вращение кистями с подъёмом и опусканием рук.

Похвалялись блохи:
– Да и мы не плохи!

“Ковырялочка”: поочерёдное выставление ног на носок, на пятку, тройной притоп.

Похвалялася лиса:
– Всему свету я – краса!

Заводя носок правой ноги влево, а левой – вправо, идём вперёд и назад, выполняя согнутыми в локтях руками круговые движения перед собой.

Показать ушки ладошками с прижатыми друг к другу пальцами на голове.
Руки на поясе, легкие прыжки на 2-х ногах со “склеенными” носками на месте вокруг себя.

Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!

Произнести низким звуком, подражая речи медведя.
Переступание с ноги на ногу, руки в стороны, рычим.

Показать рожки указательными пальцами на голове, пошевелить.
Движения твиста – на слово “дереза”.
Отметить поочерёдно всех детей: “Какой замечательный ёжик получился у Кирилла!” “Какая красивая лисичка у Даши!” И т. д.

Педагог: Ребята, а сейчас по очереди скажем своё имя. Включим весёлую музыку. (Караоке песенки П. Спадавеккиа “Добрый, жук”), будем танцевать и говорить.) Вместе с музыкой по моему взмаху. Начнём с меня: – Елена Анатольевна!
А теперь, скажем все вместе! Взмах.

Дети: Елена Анатольевна!

Педагог показывает одной рукой в ритме звучащей музыки на кого-либо из детей, тот называет своё имя; педагог делает взмах обеими руками, все хором повторяют имя ребёнка, пританцовывая на месте, и т. д. Играют все дети, можно по кругу по порядку стоящих и вразброс.

Педагог: Ребята, а сейчас мы попробуем показать на лице разные чувства и выражения.

Упражнения на развитие выразительной мимики:

– Представьте, что мама купила вам новую игрушку и не разрешила взять с собой в детский сад. Покажите, как вам обидно.

Дети, скрестив руки перед собой, насупившись, опускают подбородок.

– А вот мама купила большой арбуз, покажите: как вы рады.

Дети, улыбаясь, прыгают на носочках.

– А давайте, представим, как в будке сидит маленькая собачка. Мимо идёт незнакомый человек. Что она будет делать?

Педагог: Нет, у нас воспитанная собачка, она тихонько зарычит. Покажите как. (Дети рычат.) Человек подходит ближе. (Дети рычат громче.) Он испугался и убежал. Молодцы!

А как показать, что нам попался кислый лимон? Что вам тепло (холодно)? “Ах, какой грязный платок!” И т.д.

Как выразительно у вас получается!
Ребята, а вы сможете превратиться в лампочку – “оживить” предмет?

“Лампочка”: упражнение на разработку себя:

Представьте, что вы – лампочка. Как бы вы показали, что вашу лампочку включили? Улыбнулись? А ещё? А руки как поставим? Вверх? Интересно! И т. д.

А если вашу лампочку выключить? И т. д.

Педагог: Чик! Дети приседают на корточки, обхватив голову руками.

Свет! Дети вскакивают на ноги, улыбаются, вытянув руки вверх.

Какие яркие лампочки включились!

Но самое главное, ребята, артист должен уметь чётко говорить, чтобы все его понимали. Давайте, присядем и поиграем с губами и язычком:

Артикуляционная гимнастика:

  1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть губы.
    А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня – Вытянуть губы вперёд
    А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка Губами “о”.
  1. “Белочка”. Покусывание нижней губы.
  2. “Мышка”. Покусывание верхней губы.
  3. “Хомячок”. Надуть щёчки и трясём ими.
  4. “Обиделись”. Вытянуть вперёд нижнюю губу.
  5. “Обрадовались”. Показать зубы.
  6. “Большая лошадка”. Цокать языком, широко открыв рот.
  7. “Мама шинкует капусту”. Верхними зубами покусывание язычка, высовывая и пряча его.
  8. “Колечко”. Дети заводят язык под верхние зубы.
  9. “Игла”. Быстрый и частый показ острого язычка.
  10. “Лопаточка”. Язычок выкладывают на нижнюю губу, покусывая его кончик, дразнятся: “бя-бя-бя”.
  1. “Зубная щётка”. Язычком тщательно проводим по зубам вкруговую и обратно – “чистим”.

Педагог: А быстро проговаривать слова можете?

  1. Дело мастера боится.
  2. “Здоров будешь – всё добудешь!”
  3. Ель на ёжика похожа – ёж в иголках, ёлка – тоже.
  4. “Играй-играй, да дело знай!”

– Ребята, а вы можете задержать дыхание?

Педагог: Артисту приходится говорить длинные фразы.

Упражнение на задержку дыхания:

Давайте, встанем и “покатаемся на лифте” – кладём левую ладонь на животик, делаем вдох и считаем не дыша, например до 4-х, раз, два, три, четыре – приехали (на выдохе).

Теперь, на 5-й. И т.д.

А сейчас, посмотрим – “Кто кого перегудит?” -- Делаем вдох и гудим носом с закрытым ртом, пока хватит дыхания. (. ) “Оля перегудела всех!”

Игра проводится 2–3 раза.

Педагог: Вот теперь, мы попробуем из стихотворения В. Берестова про зайчика сделать маленькую сказку. Давайте, вспомним содержание:

“Зайчик – попрыгайчик, сел на диванчик”.
Как покажем зайчика? Правильно.

Зайчик – Натянем шейку, склеим пальчики на ладошках и поставим на голову.

А раз попрыгайчик, значит, что он любит делать больше всего? Правильно, прыгать.
А как можно попрыгать?

Дети: На двух ногах на носочках.

Дети: На одной ноге.

Педагог: А ещё? И т.д.

Дети прыгают вправо-влево, боковым галопом, поскоками, “ножницами” и т. д.

– Замечательно. Зайчик прыгает, как хочет и сколько хочет. А для того, чтобы нам было интереснее прыгать, включим весёлую музыку.

Попрыгайчик! Взмах рукой в сторону с пружинкой.

Звучит музыка польки, дети свободно прыгают на носках.

Педагог: Устали прыгать? Выключаем музыку, покажем, как устал зайчик. Напрыгался зайчик и еле дошёл до диванчика.

Се-е-ел … Произносим на выдохе, чуть согнув колени.

Педагог: А как покажем, что зайчик уселся на диванчик? Верно.

На диванчик. Руки в стороны.

Педагог: А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает артист в конце выступления?

Педагог: Внимание! А сейчас снимаем короткометражный фильм про весну по стихотворению А. Н. Плещеева! Вспомним содержание:

“Травка зеленеет.
Солнышко блестит.
Ласточка с весною в сени к нам летит.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник”.

– Теперь, поговорим о характерах героев, подберём движения и т. д.

Дети делятся на персонажей: Оля будет зеленеющей травкой, Таня – солнышком, Лена – ласточкой, Данил – медведем и т. д.

Дети выбирают, откуда кто будет выходить на сцену, и в какое место.

Звучит “Подснежник” П. И Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием колокольчиков.

Педагог: Травка зеленеет.

Выбегает Оля, присев на коврик на колено, вращает кистями рук снизу-вверх и вправо-влево.

С противоположной стороны, медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит Таня. Она проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям. И т.д.

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицо к зрителям.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Мальчик, переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы “раздвигая траву”.

Дети, приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках по сцене, взмахивая руками.

Ребёнок выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на носочках; кружится, руки вверху. Несколько секунд все двигаются, затем замирают – “фото” на память – берутся за руки. Поклон.

Педагог: Как интересно! В конце занятия предлагаю вам укрепить своё здоровье пением лечебных звуков.

“Звукотерапия” под караоке песенки кота Леопольда “Неприятность эту мы переживём” В. Шаинского.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.

Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются.

Один из видов игры – актерское мастерство – это игра на сцене.

Данная разработка посвящена проблеме использования игровых упражнений на занятиях по актерскому мастерству со старшими дошкольниками. Как игра может помочь усвоению правил и основ другой игры?

В разработке приведены примерные планы занятий по актерскому мастерству в студии актёрского мастерства.

Данная разработка может быть полезна руководителям дошкольных театров, педагогам дополнительного образования, работающим в этом направлении.

Особенности дошкольного возраста.

Игровые педагогические технологии.

Игра в игре. Задачи, которые нужно решать на занятиях актерским мастерством со старшими дошкольниками.

Примерная структура занятия по актерскому мастерству

Список используемой литературы.

С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрского мастерства, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Являясь одним из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей.

В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогают игровые упражнения по актёрскому мастерству.

Воспитательные возможности актёрского мастерства огромны. Участвуя в театральном действии, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, движения, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Разностороннее влияние игровых упражнений актёрского мастерства на личность ребёнка позволяет использовать их как одно из эффективных педагогических средств.

Цель методической разработки – описание методики проведения занятий по актерскому мастерству с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых упражнений в студии актёрского мастерства.

Но! Именно начиная с определенного возраста и именно благодаря тому, что появляется смысловая ориентировочная основа поступка, каждого ребенка, в большей или меньшей степени можно научить актёрскому мастерству.

Еще один немаловажный аспект, позволяющий учить детей дошкольного возраста актерскому мастерству, - дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Кроме того, эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. И этот опыт ребенок уже способен осмысливать и переживать. Важно научить детей обобщать переживания, делать из них выводы

Все доступные источники утверждают, что ведущее значение в старшем дошкольном возрасте приобретает учение.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Однако не стоит забывать, что в дошкольном возрасте его ведущая деятельность - игра. Да, он хочет знать и уметь как можно больше. Да, он не желает быть хуже, чем его сверстники. Да, в дошкольном возрасте формируется самооценка. Но не что иное, как игра, дает ему силы для учения, позволяет проявить себя. Отдохнуть. Что-то понять.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
  2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. Игра – нормативная и равноправная деятельность младших школьников, меняющих свои цели по мере взросления.
  4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
  5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
  6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. То же самое можно сказать и об игре актера. Это процесс переживаний, который вызван действиями.

Технология - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности [ 2 ] .

Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь цели обучения и управлять этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Педагогических технологий существует великое множество [ 7 ] . Равно как и их классификаций.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы методов и приемов. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Для дошкольников наилучшие педагогические технологии - это игровые педагогические технологии.

Педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

Понятие "игровая педагогическая технология" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.

Игровые педагогические технологии включают в себя специальные актерские техники и игровые упражнения.

Игровые упражнения и методика их проведения готовит детей к определенным видам деятельности и социальным ролям, разрешает конфликтные ситуации, развивает эмоционально- волевую сферу, предупреждает агрессию, страхи, замкнутость, сложности в общении, осуществляет налаживание внутригрупповых отношений.

3. Игра в игре. Задачи, которые нужно решать на занятиях актерским мастерством со старшими дошкольниками.

Актерское мастерство – тоже технология, процесс, игра. Но игра контролируемая, осознанная. И, если с верой и наивностью (как необходимыми условиями органичного сценического существования) у дошкольников все в порядке, то с самоконтролем (еще одним необходимым условием) дела обстоят не так хорошо. Значит, занятия по актерскому мастерству со старшими дошкольниками (для достижения наилучшего результата) должны этот самоконтроль развивать. Таким образом, одна из ключевых задач применения игровых технологий на занятиях по актерскому мастерству в театральной студии – воспитание у детей самоконтроля эмоциональной сферы.

В этом определении подчеркнуто наличие:

Итак, выделим задачи, которые необходимо решать на занятиях по актерскому мастерству в театральной студии с детьми старшего дошкольного возраста:

Эти, а также бессчетное количество иных задач для развития личности и актерских способностей детей старшего дошкольного возраста, эффективно решаются при помощи игровых упражнений. [1]

  • упражнение на артикуляцию;
  • упражнения на развитие речи;
  • развитие мимики;
  • творческие упражнения;
  • упражнения на воображение;
  • упражнения на развитие пластической выразительности;
  • актерские этюды.
  1. Примерная структура занятия по актерскому мастерству
  1. Завязка. (Начало занятия) (7 минут)
  1. Приветствие.
  2. Разминка:
  • Упражнение на расслабление мышц тела: развитие мелкой моторики, снятие мышечного напряжения;
  • Упражнение для голоса: артикуляционная гимнастика;
  1. Развитие действия (10 Минут)
  • Упражнения на развитие речи;
  • Творческие упражнения;
  • Упражнения на воображение;
  • Упражнения на развитие пластической выразительности;
  1. Кульминация (8 минут)
  • Актерские этюды;
  1. Развязка (3 минуты)
  • Упражнения на развитие мимики;
  1. Финал (окончание занятия) (2 минуты)

Использование игровых упражнений на занятиях по актерскому мастерству со старшими дошкольниками в студии актёрского мастерства дает хорошие результаты, потому что:

  • Игровая деятельность – одна из ведущих у дошкольников;
  • Актерское мастерство и игра имеют одинаковую природу;
  • С помощью игры можно максимально добиться раскрепощенности;
  • Игровые упражнения позволяют воспитать у детей эмоциональный самоконтроль.

И в отечественной, и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован при проведении занятий по актерскому мастерству.

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.Е. Антипина, - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
  2. Большой энциклопедический словарь [Текст] /Под ред. И. Лапиной , Е. Маталиной , Р. Секачев а, Е. Троицкаой, Л. Хайбуллиной , Н. Яриной , - М.: АСТ , Астрель , 1248 стр.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский, - СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
  4. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств Тренинг творческой психотехники [Текст] / С. В. Гиппиус, - СПб.: Веды, 2010, 23 с.
  5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе - М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
  6. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет [Текст] / И.О. Карелина, - М.: Академия Развития, 2006. - 144 с.
  7. Современные педагогические технологии как объективная потребность. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html
  8. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст] / Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г.Вечкановой /. СПб., Издательско-полиграфический центр "КАРО" , 2009. – 252 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст] : Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. М: Генезис 1998 — 160 с.

Игровые упражнения, используемых на занятиях

со старшими дошкольниками в студии актёрского мастерства

Андреева Наталья Васильевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по социализации с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии

Конспект занятия в старшей группе детского сада по социализации в форме сказкотерапии "Сказка о разноцветной звезде" Автор: Трамова Лаура Юрьевна Воспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1.

Конспект НОД по Познанию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий. Тема: «Умники и умницы".

Конспект занятия по матиматике с использованием игровых технологий.· Цели: Закрепить с детьми знания, полученные за год: о днях недели и месяцах, с.



Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий ( дидактических игр). "Наши отношения"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий ( дидактических игр).Интеграция образовательных областей: коммуникация, .


Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1. Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на.

Читайте также: