Итоги и цена преобразований петра великого конспект

Обновлено: 20.05.2024

Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.

Оценивая Петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции:

1) реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе;

2) созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны;

3) по своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории;

4) мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя;

5) опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу;

6) платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население;

7) несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I — практически единственный из царей — по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.

Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр Великий — одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I — выдающегося полководца и государственного деятеля.

Противоречивая, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигура Петра Великого постоянно привлекала внимание самых крупных писателей (М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.Н. Толстого), художников и скульпторов (Э. Фальконе, В.И. Сурикова, М.Н. Ге, В.А. Серова), деятелей театра и кино (В.М. Петрова, Н.К. Черкасова), композиторов (А.П. Петрова).

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение в истории России (К. Валишевский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Е.П. Карпович, Н.Н. Молчанов, Н.И. Павленко и др.). С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. По мнению С.Ф. Платонова, для этой цели Петр готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, был готов истребить и уничтожить как государственный деятель.

- Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления — бунт стрельцов в Астрахани (1705–1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707–1708), на Украине и в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

- Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался принципами камерализма, т. е. введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

- Результатом Петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой.

- Достижения императорского периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, между интеллектуалами и народом.

- Главная психологическая опора русского государства — православная церковь — в конце XVII в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение начиная с 1700 г. и до революции 1917 г. Церковная реформа начала XVIII в. означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

- Произошло обострение политических и социальных проблем. Упразднение Земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 г. тоже создали политические затруднения.

- Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестоко, как и делал Петр Великий. А позже концепция запретов стала привычной. Между тем западная политическая мысль воздействовала на европеизированные круги российского общества, впитывавшие идеи политического прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так, Петровские реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать.

- В Петре мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что ре­формы Петра I имели выдающееся значение в истории России (К. Валишевский, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, Е. П. Карпович, Н. Н. Молчанов, Н. И. Павленко и др.). С одной стороны, царствование Пет­ра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. По мнению С. Ф. Платонова, для этой цели Петр готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, был готов истребить и уничтожить как государственный деятель.

1) Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления — бунт стрельцов в Астрахани (1705—1706), восстание казачества на Дону под руко­водством Кондратия Булавина (1707—1708), на Украине и в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

2) Проводя реформу государственного управления, Петр I руководство­вался принципами камерализма т. е. введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

4) Результатом Петровских реформ стало создание в России основ государ­ственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризо­ванной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла военно-поли­цейское государство с огосударствленной монополизированной крепостни­ческой экономикой.

5) Достижения императорского периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими классами обще­ства прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, между интеллектуалами и народом.

6) Главная психологическая опора русского государства — православная цер­ковь — в конце XVII в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г. Церковная реформа начала XVIII в. означала для россиян потерю духовной альтернативы государствен­ной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась по­слушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

7) Произошло обострение политических и социальных проблем. Упраздне­ние Земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 г. тоже создали политические затруднения.

8) Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует про­грамме европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестоко, как и делал Петр Великий. А позже концепция за­претов стала привычной. Между тем западная политическая мысль воздей­ствовала на европеизированные круги российского общества, впитывавшие идеи политического прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсо­лютизмом. Так, Петровские реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать.

В Петре мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальней­шее развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными тради­циями, ни с памятью предков.

1. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. –С. 134 – 135.

- Россия превратилась в империю с мощной армией и флотом.

- Усиление влияния России на международные отношения в Европе.

- Ускорение темпов социально-экономического развития.

- Процесс европеизации страны.

- Укрепление сословной системы.

- Становление абсолютной монархии.

Основные даты:

- 1676-1682 гг. – правление Фёдора Алексеевича.

- 1676 г. – перепись населения и проведение налоговой реформы, когда единицей налогообложения стал крестьянский двор.

- 1682 г. – окончательная отмена местничества.

- 1682 г. – стрелецкое восстание, вошло в историю под именем Хованщина (по имени князя Хованского, одного из руководителей стрелецкого приказа).

- 1682-1689 гг. – регентство Софьи Алексеевны.

- 1687,1689 гг. – два Крымских похода, совершённых Голицыным.

- 1689 г. – мнимое стрелецкое восстание, в результате которого Пётр I становится полновластным царём.

- 1695, 1696 гг. – два Азовских похода, в результате второго похода крепость Азов перешла к России, и Азовское море оказалось под контролем России.

- 1697 – 1698 гг. - Великое посольство.

- 1700-1721 гг. – Северная война.

- 1701 г., ноябрь – поражение русских войск под Нарвой.

- 1702, 1703 гг. – взятие крепости Нотебург, Ниеншанц.

- 1703 г., 16 мая – основание С.Петербурга (первоначально назывался Парадиз).

- 1704 г.– взятие Нарвы и Дерпта.

- 1708 г., 28 сентября – битва у деревни Лесной – разгром 16-тысячного корпуса шведского генерала Левенгаупта.

- 1709 г., 29 июня – Полтавская битва.

- 1711 г. – Прутский поход, неудачный для российской армии.

- 1711 г. – создание Сената.

- 1714 г. – морское сражение у мыса Гангут.

- 1714 г. – указ о единонаследии (поместье = вотчина).

- 1717 г.– создание коллегий.

- 1720 г.– морское сражение у острова Гренгам.

- 1721 г., 30 августа – Ништадтский мир.

- 1721 г. – создание Синода – высшего государственного органа, ведавшего церковными делами, Синод возглавлял обер-прокурор.

- 1722 г. – указ о престолонаследии, по которому император сам мог назначать своего преемника по своему усмотрению.

- 1722-1723 гг.– Персидский поход.

- 1722 г. – Табель о рангах.

- 1682-1725 гг. – правление Петра I.

Задание для самостоятельного выполнения:

Систематизировать материалы о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны.

Формы контроля самостоятельной работы:

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Центральные отраслевые учреждения, созданные в начале XVIII века Петром I, назывались .

2. Россия стала империей в . году

3. Отмена патриаршеского управления церковью на Руси произошла:

А) при Борисе Годунове;

Б) в период Смуты, во время польского плена патриарха Филарета;

В) при Петре I, учредившем Синод в 1720-х гг.

Г) при Павле I, провозгласившем себя главою церкви.

4. Документ, введённый в XVIII веке и определивший продвижение по государственной службе – это:

А) Указ о единонаследии;

Б) Табель о рангах;

В) Строевое положение;

Г) Жалованная грамота.

5. Сложившаяся к началу XVIII века антишведская коалиция с участием России называлась:

А) Северный союз;

Б) Тройственный союз;

В) Священный союз;

Г) Балтийский альянс.

6. Северная война происходила в . годы

7. Русская Православная Церковь по духовному регламенту 1721 года:

А) стала автокефальной;

Б) переподчинена Ватикану;

В) стала независимой от государства;

Г) управлялась Синодом.

8. К нововведениям Петровской эпохи можно отнести:

А) учреждение орденов и медалей;

Б) празднование Нового года;

В) введение начального образования для низших сословий;

Г) создание русской письменности.

9. Нововведение Петра I, непосредственно затрагивавшее положение дворянства:

А) введение подушной подати;

Б) учреждение коллегий;

В) табель о рангах;

Г) отмена патриаршества.

10. Результатом реформаторской деятельности Петра I считается:

А) преодоление экономической отсталости России от стран Запада;

Б) превращение России в передовую европейскую державу;

В) бурный рост российской экономики;

Г) начало демократизации политической жизни.

II. Назовите не менее трех задач, решения которых добивался Петр 1, начиная Северную войну. Назовите не менее трех сражений Северной войны, в которых русская армия и флот одержали победы.

В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.

Петровские преобразования

Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.

Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:

  • Голландию;
  • Вену;
  • Англию;
  • Ригу;
  • Кёнигсберг.

В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.

Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.

Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.

Реформы Петра I

Петр первый

Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.

Военная реформа

Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.

Реформа государственного управления

В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.

  • разрабатывание законов;
  • контроль финансов;
  • контроль административных органов.

В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.

Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.

Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:

  • Военная (вопросы армии);
  • Коллегия иностранных дел (международные и политические вопросы);
  • Берг-мануфактур-коллегия (промышленность);
  • Адмиралтейств-коллегия (вопросы военно-морского флота);
  • Ревизион-коллегия (движения средств казны);
  • Коммерц-коллегия (международные торговые вопросы);
  • Штатс-коллегия (вопросы государственных расходов).

Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.

Церковная реформа

В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.

Социальная реформа

Культурные реформы

Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.

Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.

Экономические реформы

Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:

  • текстильная промышленность;
  • металлургия;
  • шелкопрядие;
  • изготовление бумаги;
  • изготовление стекла.

Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.

Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.

Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.

Абсолютизм

Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.

Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.

Нажмите, чтобы узнать подробности

v создать условия для развития основных умений: развитие социальных умений (работа в группах, ведение диалога, выработка общего решения), анализ исторических источников, аргументация собственной точки зрения.

v проанализировать различные оценки личности Петра I и его деятельности, установить причины расхождений во мнениях;

v сформулировать причины реформ Петра I, сравнить цели и методы проведения преобразований;

v охарактеризовать последствия петровских реформ для страны и роль Петра I в этом процессе

ПЛАН УРОКА:

1. Оценка Петра I и его реформ современниками и потомками.

2. Основные причины петровских реформ.

3. Противоречивые последствия петровских реформ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:

1705–1706 гг. — восстание в Астрахани;

1705–1711 гг. — восстания башкир и народов Поволжья;

1718–1724 гг. — податная реформа.

ХОД УРОКА:

Активизация познавательного интереса

Время правления ПетраI это шаг вперед для российского государства? Что вы знаете о Петре Первом?

Возможные ответы:

v Первый император

v Провел реформы, изменившие государство

v Проводил активную внешнюю политику

v был подвержен эпилептическим припадкам, обычно вызываемым приступами гнева (последствия контузии или воспаления мозга)

v в детстве немало психических потрясений — рос среди придворных интриг и стрелецких бунтов

v страдал множеством фобий (боялся насекомых и высоких потолков), был замкнутым и нервозным, тяжело сходился с людьми

v Но тем, кто однажды заслужил доверие Петра, он прощал все, как, например, прощал своему любимцу Александру Меншикову безудержное казнокрадство.

Какие вопросы нам нужно сегодня рассмотреть, чтобы оценить деятельность Петра Первого?

Возможные ответы:

v Какие преобразования были осуществлены Петром Первым во время его правления?

v Роль Петра в этом процессе (положительная или отрицательная)?

v Каковы результаты проведенных реформ положительные/ отрицательные?

Подготовительный этап. Распределение по группам:

а) Биографы (рассказывают о жизни и деятельности Петра I);

б) Критики (отражают мнения современников и потомков Петра Первого)

в) Реформаторы (рассказывают сущность проводимых реформ)

Обеспечение групп учебным материалом (учебник, исторические документы, справочный материал) и заданиями (вопросы) для работы в группах.

Задания и вопросы для работы в группах.

Петр Первый

v Как повлияла его деятельность на изменение статуса и границ государства?

v Как воспринимали современники то, что делал Петр?

v Зачем были проведены реформы?

v Когда и как они были осуществлены?

v Как это повлияло на страну?

Чтобы составить проекты вам необходимо определить критерии/вопросы

Группа №1. Возможные критерии характеристики личности:

  1. Время жизни и деятельности
  2. Территория, на которой действовал
  3. Статус личности. Особенности происхождения
  4. Основные направления деятельности и ее результаты
  5. Черты характера (разные точки зрения)
  6. Ваша личная оценка (обосновать)

Группа №2. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

v Нуждалась ли Россия в реформах?

v Какими методами проводились реформы? Насколько методы проведения преобразований соответствовали целям?

v Каковы результаты преобразований?

Группа №3. Возможные вопросы для оценки реформаторской деятельности Петра I:

v Как оценивали деятельность Петра его современники?

v Что говорили о Петре за рубежом?

v Какое мнение сложилось о деятельности государя у потомков Петра I?

v Каких суждений больше, положительных или отрицательных? Почему?

Памятка. Что нужно сделать?

v Работая в группе над вашей темой, необходимо попытаться узнать как можно больше о Петре Первом и его преобразованиях

v Оценить необходимость реформ для государства

v Оценить отношение современников и потомков к происходящему

v Представить результаты работы в группе (проект)

v Определить свою позицию и попытаться аргументированно ее изложить в ходе дискуссии

Исполнительный этап

Диалоговое общение. Поочередное выступление представителей по предложенным вопросам к обсуждению, выдвижение контраргументов и встречных вопросов.

Чью сторону вы приняли бы в этой дискуссии? С какой точкой зрения Вы согласны?

Читайте также: