Деловая речь 4 класс конспект урока перспектива

Обновлено: 01.07.2024

Познакомить с двумя тип ами описан ия : деловым и худо жественным.

• Развивать речь, внимание, память, ком му никативные умен ия;

Оборудование : Толковый словарь, Бол ьшой илл юстрирова нный толк овый

I. Организацион ный моме нт. Деление на г ру ппы. Дети заходя т, берут без

выбора фигу ры (треуголь ники , круги, квадраты) . С адятся з а стол, где

- Почему так реш или? Картинка лип ы . Священное дерев о древних славян.

- Подберите од нокоренн ые слова. (Липа, л иповый, Липовка, Липецк .)

Версий, почему наш город п олучил такое название м ного.

Одна из них, п о боль шому числу лип, которые з десь росли.

А еще по назван ию перв ого поселени я Сту денки Липские.

• Какой вопрос мож но задать к о всему т ексту? ( Какая ?)

1- ая группа. Вспом инает все, чт о знает об этом т ипе описа ния.

2- ая группа. Работа ет по у чебникам. ( Задание на карточке)

3- я группа. Раб отает по у чебникам. ( Задание на карт очке)

Какое важное сл ово вы обсу дили в вашей гру ппе? Описание.

Описание – это текс т об однов ременных признаках людей, жив отных, растени й,

Описание дается для того, что бы читатель или слу шатель видел пре дмет

Когда дети ответят : использу ется в художественн ой литерату ре, учитель задаёт

Значит , такое описа ние назыв ается … Деловое . На доске запись .

• Можно, назвать э тот текст физм инутки описа нием ? (Да)

1- ая группа. Ху дожественное о писание ели. (Карточка со с ловами для

- Ребята , на каком у роке мы сможем использовать э тот тек ст? (Окружающи й

- Как вы думаете, ка кой из рису нков относит ся к деловому, а как ой к

• Отгадаем кроссв орд, состоящи й из риторическ их понятий.

• О каком важном п онятии мы сег одня говорили на у роке? (Об описании .)

• Слова, какой част и речи чаще вс его встречаютс я в описан ии.

Вы принесете р аботы , и мы вместе с вами оце ним вашу работу .

А теперь, на леву ю ру ку мысленно пол ожите знани я, которые были у вас до

этого урока; на п равую те, которые приобрели сег одня . На счет : 1, 2, 3 хлопком

Это были апло дисменты каждому из вас за ваш в клад в у рок.

1. Ладыженс кая Т.А., Ладыженская Н.В. Де тска я риторика 4 класс. Ч.2 - М. : Изд.

2.Ожнгов С.И., Шведова Н.Ю. Т олковый слова рь русског о языка М. : Изд.

3. Даль В.И. Большой иллюстр ированны й толковый слов арь ру сско го языка М.:

Слова для сп равок: в тихий зи мний день , глубокие су гробы, тяжёлым и

шапками белог о снега, темн о - зелёные ветки, лесн ая красавица, пу шистую,

зеленую ёлочку, велик олепный наряд, мохнат ые лапы, све ркающие оде жды,

• Где можно встретить такое описание ? Обведи верный ответ:

Одуванчик – много летнее травянист ое растени е. У него же лтые цветки и

семена с пу шистыми волосками, к оторые разн осятся ветро м. Растёт вдоль

На каком уроке мо жно вст ретить такой текст? Обвед и верный ответ:

Перед вами два текста. Нарису йте иллю страции к перв ому и ко вт орому тексту

И вот мы выход им на поляну , и видим лесну ю красавицу – пушисту ю зелёную

ёлочку, у кутанную снегом, одетую в великолепный на ряд. Она раскинула нам

навстречу св ои мохнатые л апы, словно хочет поздо роватьс я. Её сверкающие

одежды пораж ают ослепит ельной крас отой. Эт от наряд пр осто изумителен …

Ель, род хвойн ых вечнозелён ых деревье в семейства, с основых. Ок оло 45 в идов,

главным образом в у меренном поясе Се верного п олушария. О дна из главны х

лесообразу ющих пород. Д ревесина мягкая, ис пользу ется в строительстве, при

производстве ц еллюлозы, му зыкальных инстру ментов; из не ё добывают смолу ,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство общего и профессионального образования

Конспект урока по русскому языку

Составитель: Орлова Дарья Олеговна,

студентка группы 215,

Цель: формировать умение составлять планы в жанре делового стиля речи.

Образовательная:

-познакомить детей с понятием план;

-научить составлять планы различных текстов.

Воспитательная:

- воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность.

Развивающая:

-развивать умение сравнивать, рассуждать, анализировать и делать выводы;

- уметь логично выражать свои мысли;

-развивать умение работать в парах.

Ресурсы, оборудование: Карточки с текстом, презентация к уроку, учебник по русскому языку 4 класс и рабочая тетрадь.

Этап урока, время.

Методы, приёмы, средства.

-Добрый день ребята! Садитесь ! Меня зовут Орлова Дарья Олеговна-я студентка педагогического колледжа ,в этом году я заканчиваю свой колледж. Мы с вами будем видеться каждый понедельник. Проверьте всё ли у вас лежит на партах.

Приветствуют учителя, садятся на свои места. Готовятся к уроку.

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

-Давайте с вами проведем орфографическую минутку. Прочитайте пожалуйста слова ,которые написаны на доске ( прошу одного из учеников прочитать слова ).

-Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату и классная работа. Запишите данные слова в 3 столбика: 1. Слова, у которых букв больше ,чем звуков; 2.слова, у которых букв меньше .чем звуков; 3. Слова, у которых одинаковое количество букв и звуков.

-Давайте проверим, какие слова вы отнесли в какую группу.

Один из учеников читает слова, на доске.

Дети открывают тетради, записывают дату ,и приступают к работе .

1 группа: мальчик, радость, угольки, съел;

2 группа: яма, маяк, енот;

3 группа: гром, вьюга.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя;

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Вопросно-ответная форма работы.

3.Самоопределение к деятельности

-Прочитайте записи на слайде.

3сходить в магазин

5забрать брата из детского сада

-Что общего в этих записях?

-К какому типу речи относится план?

- А как вы думаете , что такое план?

-А давайте теперь прочитаем ,что такое план на странице20 в учебниках.

-Правильно, он относится к деловой речи.

-Для чего создается план?

-Кто мне может сформулировать задачи нашего с вами сегодняшнего урока?

Дети читают записи на слайде.

-Узнать, к какому стилю речи относится план, как он составляется, и научиться это делать.

Умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; Умение осуществлять продуктивное взаимодействия с одноклассниками; Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

Умение работать в парах.

Умение воспринимать речь учителя.

Вопросно-ответная форма работы.

Словесный метод (пояснения, дополнения к рассказу детей);

4.Работа по теме урока.

-Ребята, открываем учебник на странице 20 ,упражнение 27.

-Теперь, нам нужно ответить с вами на вопросы, после текста.

-Почему план действий относится к деловой речи?

-Как составление плана помогает организовать работу?

-Какие значения имеет слово план?

-Теперь смотрим на этой же странице упражнение 28. Работаем в парах. Вам нужно составить один из планов. Но, прежде чем вы приступите к работе ,давайте вспомним правила работы в парах. Кто мне может назвать правила?

-Правильно. Теперь можете приступать к работе.

-Давайте прослушаем с вами несколько планов .( спрашиваю несколько ребят)

Дети открывают учебник и читают текст упражнения.

-Дети отвечают на вопросы упражнения.

-Нужно прислушиваться к друг другу. Работать нужно без ошибок. Уважать чужие ошибки и правильно поправлять их.

Ребята, зачитывают свои планы.

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Развитие внимания, самостоятельности.

Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-А теперь давайте с вами немного отдохнем, встаем со своих мест.

Утром бабочка проснулась,

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На- четыре- улетела.

-Молодцы! Вот мы с вами отдохнули немножко, а теперь приступим дальше к нашей с вами теме.

Дети встают со своих мест и повторяют за учителем физминутку.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

6.Закрепление изученного материала.

-Закрываем свои учебники и открываем рабочие тетради страница 14-15 упражнение 18.

Вам нужно прочитать историю из жизни кота Кузьки. Затем ,нужно озаглавить текст и записать. Также, нужно вставить пропущенные буквы ,где это необходимо.

Работаем в парах.

-Давайте проверим, правильно ли вы вставили пропущенные буквы.

-Составьте и запишите побудительное предложение с обращением к коту Кузьке.

-Давайте проверим ,как вы составили предложение.

( спрашиваю несколько ребят )

-Озаглавьте каждую часть текста и запишите план.

Дети приступают к работе в парах.

-Дети по цепочке называют по одному слову и какую букву они вставили.

-Дети составляют предложение.

-Дети записывают план.

Личностные УУД :

Умение выполнять в срок задание.

-Сейчас мы с вами будем работать по карточкам. Прочитайте текст ,который у вас на карточках. Обозначьте порядок расположения частей. Составьте план текста.

Дети получают карточки с текстом и начинают выполнять задание.

Личностные УУД:

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

8. Подведение итогов урока.

-Давайте подведем итоги нашего с вами урока.

-Для чего он составляется?

-Почему план относится к деловой речи?

-Как умения на сегодняшнем уроке пригодятся вам в жизни?

-Давайте запишем в дневники домашнее задание, в учебнике на странице 20 ,выполнить 27 упражнение ,вам нужно выписать выписать выделенные слова и обозначить их орфограммы.

-Спасибо за урок. Досвидания.

Дети вместе с учителем подводят итоги урока.

-Дети записывают в дневники домашнее задание.

Познавательные УУД :

Умение находить главное в изучаемом; умение кратко оформлять высказывание.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

Беседа (совместное подведение итогов).

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 298 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.12.2015 2795
  • DOCX 26.4 кбайт
  • 78 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Дарья Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема: Составление планов. Научная и художественная речь.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, что вы ВИДИТЕ, СЛЫШИТЕ, ЧУВСТВУЕТЕ прямо сейчас? Закройте глаза. Подумайте над тем, чего вы хотите прямо сейчас?

Посмотрите и выберите себе установку на урок, отметьте ее галочкой:

Я буду внимателен

Я буду старателен

Я буду трудолюбив

Я буду доброжелателен

Настраиваются на урок

Дают себе установку на урок

Актуализация и пробное учебное действие.

Восемь, одиннадцать, желание, интересный, двенадцать, беседа, прекрасный, шестнадцать, интерес, двадцать, путешествие.

-Запишите слова в три столбика: числительные, существительные, прилагательные. Выделите орфограммы.

Мы отправились в далекое путешествие

путешествие

Повторяют написание слов с непроверяемой орфограммой, части речи

Отрабатывают навык синтаксического разбора предложения

Отрабатывают навык разбора слова как часть речи

Выявление места и причины затруднения

?- это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. Для этого используют языки

?- Какие виды речи вы знаете

?- Беседа, разговор двух или более лиц

?- Речь одного лица

?- Передача информации, совместная работа, сотрудничество для обмена мыслями, впечатлениями (в нем мы стараемся достичь цели, взаимопонимания, общего результата)

?- Слово или словосочетание, которое называет того, к кому обращаются с речью

?- Этот стиль речи более строгий( официальный). Его используют в объявлении, инструкции и т.д.

- Подумайте, к какой теме относятся все понятия?

- Прочитайте на доске записи

Сходить в магазин.

Забрать брата из садика.

-Что общего в этих записях?

-К какому стилю речи относится план?

-Для чего создаются планы?

Устная и письменная

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте цели урока :

К какому стилю речи относится план

Как составляется план

Научиться составлять план

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи

Реализация построенного проекта.

-Итак, представьте себя в таком круге прямо сейчас и попробуйте определить: вы находитесь в точке? Где-то рядом? Или за кругом? Или есть ощущение, что вас «мотает « по внешнему кругу?

- Попробуйте определить чувства, которые у вас есть, когда вы обнаруживаете себя в этой или иной точке круга. Какие у вас мысли, чего вам хочется?

Работа по учебнику с.20

-Почему план действий относится к деловой речи?

-Как составление плана помогает организовать работу?

- Сравним ваши высказывания с формулировкой толкового словаря.

С чем вы сейчас познакомились?

Перечислите факты, необходимые для темы?

Что вам понравилось? Что не понравилось в этой теме?

Что нового узнали из информации?

Какова главная мысль темы?

Где вам изученный материал пригодиться в жизни?

Выпишите из упражнения выделенные слова, обозначьте в них орфограммы

Выполняют технику, помогающую осуществить самодиагностику

Работают над упражнением

Рассуждают, анализируют выводят правил

Упражнение выполняют комментировано

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Работая в парах составьте и запишите одни из планов по предоставленной теме.

Работают в парах, сотрудничают, распределяют роли,

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа над деформированным текстом. Отработка навыка составлять план.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

- У каждого из вас на столе листочек с деформированным текстом. Ваша задача:

1. восстановить нарушенную последовательность- пронумеровать части

2. составить план

Работают над деформированным текстом

Отрабатывают навык составления плана по тексту

Включение в систему знаний и повторение.

Упр. 29- устно. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи, какой к художественной? Почему вы так решили?

Дополняют знания о научной речи

Отрабатывают навык отличать научную речь от художественной

Рефлексии учебной деятельности.

С какими понятиями мы познакомились на уроке?

Для чего нужен план? Что такое план?

В каких ситуациях используется научная речь?

Что понравилось на уроке? Над чем бы вы еще хотели поработать?

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Конспект урока развития речи соответствует требованиям, предъявляемым к урокам делового письма в школах для детей с ОВЗ.

Оценить 2492 0

Тема. Объяснительная записка:

Цель:продолжить знакомить учащихся с правильным составлением деловых бумаг, формировать навык правильного оформления деловой бумаги – объяснительной записки.

учить правильно оформлять объяснительную записку, находить речевые штампы, составлять текст;

формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте объяснительной записки;

коррекция внимания, развитие умения ориентироваться в тексте, формирование пространственных ориентировок;

привитие навыков аккуратного, правильного оформления деловой бумаги.

Оборудование:

дидактический материал (карточки)

I Орг. момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Мы друг другу улыбнёмся, пожелаем не зевать,

Все к уроку мы готовы – будем думать, отвечать.

Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.

(Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.

Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?

(автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление).

Задание на слуховое восприятие

Определите вид документа.1. Автобиография. 2. Расписка. 3. Объяснительная записка. 4. Объявление.

Я, Иванов В.И., взял 03.10.2012 г. напрокат велосипед у Петрова К.Ю. и обязуюсь вернуть его 04.10.2012.

05.12.2012 г. в 12.30 в школе состоится праздничный концерт, посвященный Дню Матери.

3. Я, Сидорова Нина Петровна родилась 10.05.1958 года в г. Ульяновске. В 1965 г. поступила, а в 1975 окончила школу №5…

4. Мой сын Николай Антонов пропустил занятия в школе 25.09.2012 г. по семейным обстоятельствам.

Сегодня мы будем учиться правильно оформлять и грамотно писать объяснительную записку.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Объяснительная записка – это вид деловой бумаги.

В объяснительной записке автор должен коротко без подробностей изложить причину, по которой он нарушил правила поведения или не выполнил своих обязанностей.

Работа с учебником: стр. 65, упр. 89.

Что такое объяснительная записка?

Что пишется в объяснительной записке?

III . Словарная работа:

объяснительная записка – документ, который объясняет причину какого-то поступка, события.

Как нужно писать слово объяснительная?

Разобрать эти слова по составу: объяснительная записка.

Объясните, как пишется слово записка, разберите слово по составу.

IV . Разбор образца объяснительной записки(записана на доске)

Учителю русского языка Гуськовой Л.В.

ученика 7 класса

Я не выучил правило по русскому языку, потому что у меня болела голова.

15 февраля 2015 годаИванов

Кому предназначена записка?

Какой проступок совершил мальчик?

Как он это объясняет?

А сейчас я вам зачитаю еще одну записку. А вы мне скажете, какая из двух объяснительных записок более понятна и точна.

Директору школы

Петровой М.И.

ученика Михайлова Романа

объяснительная записка.

Я, Иванов П. И., опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедице, вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было. Поэтому пришлось идти своим ходом. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.

Ученик 7 класса Михайлов Роман15.01.2008г.

Работа с учебником

В вашем учебнике есть общепринятая форма написания объяснительной записки. Давайте ее рассмотрим и составим план написания документа.

Читайте также: