План конспект ленточный орнамент

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Задание: Выполнить орнаментальную композицию.

Материалы: Бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Виды орнаментов (Рис. 1, 2, 3, 4); образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Звучит русская народная мелодия. Учитель открывает занавес, на доске возникает зрительный ряд: образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта, украшенные вышивкой.

Учитель: Ребята, вы услышали русскую народную музыку, увидели одежду и предметы быта, украшавшие жизнь крестьянина.

Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

Вопрос: Как вы думаете, почему эти простые по форме предметы украшали русского человека, его быт?

Ответ: Они красивые, одежда и полотенца украшены вышивкой, а посуда – росписью.

Вопрос: Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть?

Ответ: В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах.

Учитель: Правильно. А вы знаете, что украшение, представляющее собой узор, называется орнамент.

1. История развития орнамента.

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

2. Виды орнамента.

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).




Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр” (Рис. 4). “Меандр” - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.


Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

3. Русский орнамент.

Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

1. Какие основные виды орнаментов бывают?

2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Учитель предлагает ребятам выполнить орнаментальную композицию, используя тот вид орнамента, который им больше всего понравился. Во время работы звучит русская народная мелодия. Учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.


Тема урока: Ленточный орнамент. Правила построения. Композицион­ный ритм. Схемы.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: научить составлять ленточный орнамент по схемам.

Задачи обучения:

1). Познакомить учащихся с правилами построения ленточного орна­мента.

2). Обеспечить усвоение обучающимися закономерностей построения линейно-ленточного орнамента.

3). Научить применять имеющиеся знания на практике.

Задачи воспитания:

1). Воспитывать интерес и положительное отношение к знаниям.

2). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение заме­чать особенности различных видов орнамента.

3). Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4). Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.

5). Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.

Задачи развития:

1). Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач.

2). Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.

3). Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа и рассказ, твор­ческая работа учащихся.

Материалы: схема построения ленточного орнамента, репродукции, бумага формата А4, карандаш, ластик, цветные карандаши.

Форма урока: групповая.

Для проведения открытого урока проделана следующая подготовитель­ная ра­бота:

Подготовлены мультимедийные материалы и репродукции.

Изготовлены схемы построения ленточного орнамента.

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.

II. Актуализация знаний учащихся.

Правила поведения на занятиях.

III. Объяснение нового материала.

Линейно-ленточный орнамент – один из видов орнаментов по компози­ционному построению.

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, по­лосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность пред­мета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно исполь­зовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутан­ным, излишне сложным, плохо читается и, не­смотря на большое коли­чество вложенного в него труда, получается художе­ственно неубеди­тельным.

К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.


Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.


Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архи­тектурного сооружения.


Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из мно­жества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орна­мента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до сосед­него мотива (группы). По характеру мотива орнамент делят на:

- геометрический






и др.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чере­дования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важней­шей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость моти­вов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. Ритмическая организация — это взаи­морасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от про­стого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:


1) метрический (равномерный) 2) неравномерный


В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива отно­сительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.

1. Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное.


2. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения.


3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их на­прав­ления по другую сторону оси переносов.


4. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с од­ной стороны оси переносов.


5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зер­каль­ное.


6. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси пере­носов.


7. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси пере­носов – зеркальное изображение.


Простые схемы ритмического построения линейного орнамента осно­ваны на чередовании:

элементов одной формы одинакового цвета, но разного размера

чередование элементов разной формы, одинакового размера и цвета

чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета

чередование элементов одного размера, но разной формы и цвета.

IV. Практическая работа.

А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к выпол­нению линейно-ленточного орнамента из геометрических элементов или форм, приближенных к ним. Количество используемых элементов в рап­порте: 4. Орнамент должен состоять из 4-6 раппортов в метрической после­довательности.

Требования к выполнению практической работы:

•При рисовании раппортов необходимо заботиться об их выразительно­сти.

•Соблюдать цветовые и тональные контрасты.

•Обязательна аккуратность исполнения.

(Выполняется лист орнаментов).

V. Подведение итогов урока.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (рисунки выставля­ются на мольберты).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Ленточный орнамент. Правила построения. Композицион­ный ритм. Схемы.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: научить составлять ленточный орнамент по схемам.

Задачи обучения:

1). Познакомить учащихся с правилами построения ленточного орна­мента.

2). Обеспечить усвоение обучающимися закономерностей построения линейно-ленточного орнамента.

3). Научить применять имеющиеся знания на практике.

Задачи воспитания:

1). Воспитывать интерес и положительное отношение к знаниям.

2). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение заме­чать особенности различных видов орнамента.

3). Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4). Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.

5). Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.

Задачи развития:

1). Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач.

2). Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.

3). Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа и рассказ, твор­ческая работа учащихся.

Материалы: схема построения ленточного орнамента, репродукции, бумага формата А4, карандаш, ластик, цветные карандаши.

Форма урока: групповая.

Для проведения открытого урока проделана следующая подготовитель­ная ра­бота:

Подготовлены мультимедийные материалы и репродукции.

Изготовлены схемы построения ленточного орнамента.

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.

II. Актуализация знаний учащихся.

Правила поведения на занятиях.

III. Объяснение нового материала.

Линейно-ленточный орнамент – один из видов орнаментов по компози­ционному построению.

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, по­лосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность пред­мета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно исполь­зовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутан­ным, излишне сложным, плохо читается и, не­смотря на большое коли­чество вложенного в него труда, получается художе­ственно неубеди­тельным.

К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.


Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.


Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архи­тектурного сооружения.


Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из мно­жества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орна­мента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до сосед­него мотива (группы). По характеру мотива орнамент делят на:

- геометрический






и др.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чере­дования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важней­шей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость моти­вов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. Ритмическая организация — это взаи­морасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от про­стого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:


1) метрический (равномерный) 2) неравномерный


В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива отно­сительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.

1. Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное.


2. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения.


3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их на­прав­ления по другую сторону оси переносов.


4. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с од­ной стороны оси переносов.


5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зер­каль­ное.


6. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси пере­носов.


7. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси пере­носов – зеркальное изображение.


Простые схемы ритмического построения линейного орнамента осно­ваны на чередовании:

элементов одной формы одинакового цвета, но разного размера

чередование элементов разной формы, одинакового размера и цвета

чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета

чередование элементов одного размера, но разной формы и цвета.

IV. Практическая работа.

А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к выпол­нению линейно-ленточного орнамента из геометрических элементов или форм, приближенных к ним. Количество используемых элементов в рап­порте: 4. Орнамент должен состоять из 4-6 раппортов в метрической после­довательности.

Требования к выполнению практической работы:

•При рисовании раппортов необходимо заботиться об их выразительно­сти.

•Соблюдать цветовые и тональные контрасты.

•Обязательна аккуратность исполнения.

(Выполняется лист орнаментов).

V. Подведение итогов урока.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (рисунки выставля­ются на мольберты).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока

I . Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

II . Актуализация знаний учащихся.

III . Объяснение нового материала.

Объяснение методики рисования орнаментов в полосе.

Просмотр мультимедийных материалов.

IV . Практическая работа.

Рисование геометрического орнамента в полосе.

V . Подведение итогов урока.

VI . Уборка рабочих мест.

Тема урока: Ленточный орнамент. Правила построения. Композицион­ный ритм. Схемы.

Тип урока : комбинированный.

Цель урока: научить составлять ленточный орнамент по схемам.

Задачи обучения:

1). Познакомить учащихся с правилами построения ленточного орна­мента.

2). Обеспечить усвоение обучающимися закономерностей построения линейно-ленточного орнамента.

3). Научить применять имеющиеся знания на практике.

Задачи воспитания:

1). Воспитывать интерес и положительное отношение к знаниям .

2). Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту, умение заме­чать особенности различных видов орнамента.

3). Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

4). Воспитывать дисциплинированность и самостоятельность.

5). Воспитывать желание и умение доводить начатую работу до конца.

Задачи развития:

1). Развивать художественно-творческие способности учащихся, умение творчески подходить к решению поставленных задач .

2). Развивать мыслительные операции, память и внимание учащихся.

3). Развивать сенсорные качества, точность при выполнении работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа и рассказ, твор­ческая работа учащихся.

Материалы: схема построения ленточного орнамента, репродукции, бумага формата А4, карандаш, ластик, цветные карандаши.

Форма урока: групповая.

Для проведения открытого урока проделана следующая подготовитель­ная ра­бота:

Подготовлены мультимедийные материалы и репродукции.

Изготовлены схемы построения ленточного орнамента.

I . Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие.

II . Актуализация знаний учащихся.

Правила поведения на занятиях.

III . Объяснение нового материала.

Линейно-ленточный орнамент – один из видов орнаментов по компози­ционному построению.

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, по­лосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность пред­мета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно исполь­зовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутан­ным, излишне сложным, плохо читается и, не­смотря на большое коли­чество вложенного в него труда, получается художе­ственно неубеди­тельным.

К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

hello_html_43b8c2c0.jpg

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

hello_html_m3b835234.jpg

Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архи­тектурного сооружения.

hello_html_352b5bc0.jpg

Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из мно­жества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орна­мента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до сосед­него мотива (группы). По характеру мотива орнамент делят на:

- геометрический

hello_html_605a6149.jpg

hello_html_m6ed76793.jpg

и др.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чере­дования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важней­шей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость моти­вов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. Ритмическая организация — это взаи­морасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от про­стого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1 ) метрический (равномерный) 2) неравномерный

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива отно­сительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.

1. Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное.

hello_html_6ecc1693.jpg

2. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения.

hello_html_6ecc1693.jpg

3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их на­прав­ления по другую сторону оси переносов.

hello_html_6ecc1693.jpg

4. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с од­ной стороны оси переносов.

hello_html_6ecc1693.jpg

5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зер­каль­ное.

hello_html_6ecc1693.jpg

6. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси пере­носов.

hello_html_6ecc1693.jpg

7. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси пере­носов – зеркальное изображение.

hello_html_6ecc1693.jpg

Простые схемы ритмического построения линейного орнамента осно­ваны на чередовании:

элементов одной формы одинакового цвета, но разного размера

чередование элементов разной формы, одинакового размера и цвета

чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета

чередование элементов одного размера, но разной формы и цвета.

IV . Практическая работа.

А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к выпол­нению линейно-ленточного орнамента из геометрических элементов или форм, приближенных к ним. Количество используемых элементов в рап­порте: 4. Орнамент должен состоять из 4-6 раппортов в метрической после­довательности.

Требования к выполнению практической работы:

• При рисовании раппортов необходимо заботиться об их выразительно­сти.

• Соблюдать цветовые и тональные контрасты.

• Обязательна аккуратность исполнения.

(Выполняется лист орнаментов).

V . Подведение итогов урока.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось (рисунки выставля­ются на мольберты).

Оценивание работ учащихся самими учащимися и учителем.

VI . Уборка рабочих мест.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 – 176с.

2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.

3. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. – М: АСТ: Аст­рель, 2007. – 206с.

4. Лучшие орнаменты и декоративные мотивы / Пер. с англ. Т.М. Ко­тельнико­вой. – М: АСТ: Астрель, 2008. – 638с.

5. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформитель­ских работ: учебное пособие / С.В.Фиталева, Д.А. Барабошина. – М.: Акаде­мия, 2010. – 216 с.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с правилами выполнения декоративного натюрморта, повторение техники выполнения мозаики; теплохолодности, развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности, ввести ленточный орнамент в натюрморт.
• Занятия рассчитаны на 12 часов.
Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия (детские работы, наглядность выполненная учителем), презентация, шаблоны.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Учебные задачи:
1. Научиться рисовать основные геометрические и растительные элементы орнамента.
2. Научиться создавать композиции по мотивам геометрического орнамента.
Обучающие: - обучение рисованию по воображению; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие: – развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; - развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные: - воспитание интереса к предмету; - развитие аккуратности в работе; - формирование эстетического вкуса.
• Познакомиться с декоративным натюрмортом, с типами орнаментов.
• особенностями.
• Научиться создавать композиции с геометрическими элементами.
•Получить представление о натюрморте, декоративном натюрморте, о художественных образах орнамента, её эстетических особенностях и о технологии создания и технике выполнения.

Натюрморт - (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально -тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Правда, англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь” (still life и stilleben), подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.

Натюрморт как самостоятельный жанр возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII в.


В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт.

В декоративном натюрморте важным является также композиционно построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров, как аппликативной составляющей части декоративного натюрморта. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура. Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. В зависимости от такой стилизации возможно применение различных декоративных материалов, например, аппликации.

Таким образом, мы видим, что в отличии от реального натюрморта по стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.

Кроме стилизации и декора мы в натюрморт будем вводить линейный орнамент.

А что же такое орнамент?
Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска,татуировка).

Орнамент связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Виды орнамента:
По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус,пальметта, акант, гранат и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность пред¬мета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обычно из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно использовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутанным, излишне сложным, плохо читается и, не¬смотря на большое количество вложенного в него труда, получается художественно неубедительным.

К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.



Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах



Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.


Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое.

Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до сосед¬него мотива (группы).

По характеру мотива орнамент делят на:
- геометрический






Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними.

Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть: 1) метрический (равномерный) 2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива относительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.
1. Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное.
2. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения
3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их направления по другую сторону оси переносов
4. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с одной стороны оси переносов.
5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зеркальное
6. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси переносов.
7. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси переносов – зеркальное изображение.

Простые схемы ритмического построения линейного орнамента основаны на чередовании:
- элементов одной формы одинакового цвета, но разного размера
- чередование элементов разной формы, одинакового размера и цвета
- чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета
- чередование элементов одного размера, но разной формы и цвета.

Практическое задание:
Придумать и составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов.
Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов. Лист можно расположить как горизонтально, так и вертикально. Обязательно в натюрморте должен быть крупный предмет, средний и мелкие.

Также, вам нужно придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства (например: нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность и т.д.)

Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Для работы необходимо взять белую или цветную бумагу. После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша. Как вы думаете, достаточно ли изображения одних предметов быта для передачи эмоционального настроения работы? Значит нужно добавить в свои работы небольшие образы.

Например: Добавив в свой рисунок изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.

Обязательно нужно подумать о цветовой гамме, она должна быть ограниченной, не стоит брать все цвета радуги.

С чего начнем?
- Замысел
- Композиция
- Построение
- Работа в цвете (палитра)
- Самоконтроль

Этапы выполнения декоративного натюрморт
Педагог:Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?
Ребята: В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Педагог: Верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.
Ребята: Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.
Педагог: Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.
- А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята: при помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог: Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).


Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).

А далее вы можете придумать любой узор или орнамент на вех предметах вашего натюрморта.
Натюрморт, может быть холодным, теплым, контрастным. Повторяем все цвета.

Натюрморт будем выполнять гуашевыми красками.
На первом занятии нужно будет придумать несколько карандашных и цветовых эскизов, чтобы определится с более удачным вариантом, затем выбранный вариант перенесем на формат А-2 и будем 2,3,4 урок работать цветом и над мелкими деталями-узором.

Ребята приступают к выполнению эскизов.
Посуда и предметы натюрморта могут быть как придуманными, так и по памяти или срисованные с натуры (в кабинете).
Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения, а так же формы и цвета.
Можно приступать к работе.

Практическая работа учащихся
Учащиеся выполняют декоративный натюрморт. Работа выполняется индивидуально.
После каждого этапа проводится анализ работ. Находятся, общие ошибки и учителем повторно проводится объяснение этапа рисунка для всего класса.
Учитель в течении практической работы, работает индивидуально с учащимися.

Итог урока. Опрос (закрепление полученного материала).
- Где был рожден жанр “натюрморт”?
- Что входит в понятие натюрморт?
- В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом?
- Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?
- Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?
- За наиболее подробные и интересные ответы учащимся выставляются оценки.
- Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске.
- Производиться анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке.

Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы)
Орнаменты играют особую роль в нашей жизни – украшают предметы быта, позволяют окунуться в мир декоративности и красоты.

В результате работы над заданием были изучены история и особенности натюрморта; изучены виды натюрмортов, выяснено, что такое декоративность, рассмотрена технология выполнения декоративного натюрморта. На основе полученного материала был выполнен декоративный натюрморт, а так же виды орнаментов и на практике его применение, и применение его в декоративном натюрморте.

Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем. Осознавая, что существует много других не менее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, полагаем, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной.

Читайте также: