Деформированный текст 5 класс логопедический конспект

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока логопедия в 5 классе VIII вида

Тема: Работа над деформированными предложениями и текстом.

Цель : Научить детей работать с деформированным предложением. Правильно его грамматически оформлять.

Образовательные:

Учить умению восстанавливать неполноценное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги .

Обучать чувству ритма, формировать умение находить рифму с учетом стихотворного размера.

Обучать слоговому синтезу.

Прививать любовь к родному языку.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание и память, мышление;

Развивать умения согласования и управления;

Расширять словарный запас;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитательные :

Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;

Формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.

Оборудование и м атериалы

Раздаточный материал; конверты , карточки цветные: розовые голубые , зелёные

Вводная часть.

Организационный момент:

1. Здравствуйте ребята .

Сегодня у нас необычное занятие к нам пришли гости .А вот к вам сразу задание .Сядет тот ,кто правильно ответит на вопрос. Только не все сразу хором :

-Какое время года наступило?

-Назовите весенние месяцы.

-Какое время года было до весны?

-Какой весенний месяц наступил?

-Назовите первые весенние цветы.

-Как называются птицы которые улетают на юг?

-Какой сегодня день недели?

Слайд 2. ( музыкальный)

2. Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для губ, щек и языка

3. Скороговорка

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Основная часть

На перемене ветер –озорник перепутал слова из логической цепочки. Вам нужно правильно и последовательно составить логическую цепочку данных слов

Прочитаем слова : предложение , слово , слог , звук , текст

Звук- слоги – слова – предложения - текст

-Какое слово является завершающим ?

-Что такое текст ?

( Предложения ,связанные между собой по смыслу )

-А тема нашего урока не просто текст , а деформированный текст и предложения.

-Что же такое деформированный текст ?

( нарушенный ,неправильный текст )

- У каждого на столе лежит несколько карточек разного цвета .(белая , голубая , розовая , зелёная ,оранжевая) Посмотрите .Будьте внимательны и слушайте , карточку какого цвета необходимо взять на определённом этапе урока.

1.Белая карточка

- Восстановите слова , используя слоги. У каждого написано слово ,но слоги перепутались , подумайте и запишите слово по слогами.

Снежинка, телевизор , велосипед, пирамидка, карандаш, кукуруза , ведро , часы.

Проверим , у кого какое слово получилось .

(дети зачитывают слова)

На слайде картинки ваших слов , проверьте все слова .

Назовём ещё раз эти слова .

А теперь переверните лист и запишите слова , которые запомнили.

Проверьте , у кого сколько слов , поставьте цифру.

Слайд 7. ( пустой в оранжевой рамке)

Слайд 8. ( А теперь перед нами голубой слайд .)

Работать будем парами (группами), каждая пара –это парта.

В конвертах слова , из которых необходимо составить предложения. У каждой группы своё предложение. Высыпаем слова , читаем и составляем предложения

Вова , писк , вдруг, жалобный, услышал

это, под , лежал, воробышек , кустом

выпал, гнезда , из , он

в , мальчик , гнездо , вернул , птенца

Скажите , это текст?

-Что нужно сделать , чтобы эти предложения превратились в текст ?

Мальчик вернул птенца в гнездо.

Вдруг Вова услышал жалобный писк.

Он выпал из гнезда.

Это под кустом лежал воробышек.

-Поставить их в таком порядке , чтобы предложения были связаны по смыслу.

Вдруг Вова услышал жалобный писк

Это под кустом лежал воробышек.

Он выпал из гнезда.

Мальчик вернул птенца в гнездо.

Чего ещё не хватает в этом тексте ? ( заглавия)

- Ваши предложения . ( воробышек ,спаситель

Слайд 12. (воробей)

Вот и к нам прискакал воробышек.

А я загадаю вам загадки о птицах.

Слайд 12. ( ласточка, грач , аист , соловей)

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко . ( ласточка )

Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? ( Грач)

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (аист)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? ( соловей )

-Кто запомнил птиц , картинки которых были на слайдах? Повторите.

Ласточка , грач , воробей , аист , соловей.

(воробей зимующая птичка , а остальные –перелётные птицы)

-Назовите , каких вы знаете зимующих птиц. ( синица , снегирь , дятел , сова , ворона)

Слайд 14. (зелёный листок)

Пора искать следующее задание . Это опять деформированный текст .

В каждой строчке спрятано предложение .

Необходимо чёрточками разделить буквы на слова .

Разделили текст . Прочитайте предложения . Прочитайте весь текст.

-Кто догадался , о какой птице мы прочитали?

Слайд 16. (картинка скворца) -Правильно , о скворце.

Краткий рассказ о скворце: ( читает учитель)

Средняя продолжительность жизни скворцов в природных условиях -12 лет. Одна пара скворцов истребляет около 8 тысяч майских жуков , а общая масса насекомых уничтоженных за время вскармливания птенцов , составляет 6 кг семью.

Кормят птенцов оба родителя , в день за кормом птицам приходится летать до 400 раз. Обыкновенные скворцы могут подражать пению других птиц, а также воспроизводить многие другие звуки.

Послушайте пение скворца.

Сядьте удобно , представьте , что вы в лесу , закройте глазки и слушайте.

Физкультминутка

( встали на носочки , потянулись и свели руки за спиной, руки поменяли )

Слайд 17. ( розовый слайд)

У нас остался последний листочек розового цвета.

Это тоже деформированный текст .( такие тексты учителя видят каждый день).

К этому тексту 2 задания :

1. Разделить слова на предложения .

2. Найти 10 грамматических ошибок.

(учитель работает со слабыми учениками)

Наступила висна . Дни стали длиннее. Ласково светит висеннее солныжко. Надиревьях набухают почьки . Прилитают перелётные птицы. Скора зозвенят ручъи.

( исправленный текст)

Наступила в е сна . Дни стали длиннее. Ласково светит в е сеннее солны ш ко. На д е ревьях набухают по чк и . Прил е тают перелётные птицы. Скор о з а звенят руч ь и.

Что мы сегодня делали на уроке?

( работали с деформированными предложениями и текстами, а также повторили названия зимующих и перелётных птиц)

У меня на столе лежат весенние скворечники , если вам понравился урок , то доску мы украсим скворечниками и будем поджидать звонкоголосых скворцов.

Краткое описание документа:

Тема: Работа над деформированными предложениями и текстом.

Цель: Научить детей работать с деформированным предложением. Правильно его грамматически оформлять.

Основная часть

На перемене ветер –озорник перепутал слова из логической цепочки. Вам нужно правильно и последовательно составить логическую цепочку данных слов

Прочитаем слова : предложение , слово , слог , звук , текст

Звук- слоги – слова – предложения - текст

-Какое слово является завершающим ?

-Что такое текст ?

(Предложения ,связанные между собой по смыслу)

-А тема нашего урока не просто текст , а деформированный текст и предложения.

-Что же такое деформированный текст ?

(нарушенный ,неправильный текст)

- У каждого на столе лежит несколько карточек разного цвета .(белая , голубая , розовая , зелёная ,оранжевая) Посмотрите .Будьте внимательны и слушайте , карточку какого цвета необходимо взять на определённом этапе урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 085 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.04.2020 612
  • DOCX 31.6 кбайт
  • 46 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шаруда Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация содержит материал к логопедическому занятию по работе с деформированными предложенияи, зарядку для глаз. Может использоваться в 5 классе речевой школы.

ВложениеРазмер
rabota_s_deformirovannymi_predlozheniyami.pptx 1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работа с деформированными предложениями Учитель-логопед ГКОУ РО школы-интерната 5 вида г. Зернограда Неживенко Н.В.

Речевая разминка Скороговорка Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Задание 1. Восстановите слова, используя заданные слоги. Запишите получившиеся слова. 1. вуш ка ре де 2. хар са ни ца 3. навт кос мо 4. то ав биль мо 5. ли ра те ра ту 6. ран ка ни даш ца

1. По, снег, заяц, белый, бежать. 2. За, подняться, серая, туча, река, большая. 3. Земля, из-под, родничок, пробиться. 4. В, из, тайга, город, проложить, дорога, строители . 5. На, раскинуться, море, берег, лагерь, отдых. Задание 2. Составьте из слов предложения, запишите в тетрадь

Проверка 1. По снегу бежит белый заяц. 2. За рекой поднялась большая серая птица. 3. Из-под земли пробивается родничок. 4. Из тайги в город строители проложили дорогу. 5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха.

Зарядка для глаз Сосчитай всех бабочек

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.


Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.

Предложенный матеиал способствует развитию и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовател.


Работа над деформированным предложением.


Работа над деформированными предложениями и текстом.

Цель:Научить детей работать с деформированным предложением. Правильно его грамматически оформлять. Задачи:Образовательные:Учить умению восстанавливать неполноценное предложение, употребляя правил.


Предложение. Работа с деформированными предложениями 3 класс

Презентация. Предложение. Работа с деформированными предложениями.


Конспект урока русского языка по теме: "Работа с деформированным предложением"

Конспект урока по русскому языку ориентирован для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 3 класса.

Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.

ВложениеРазмер
Конспект урока по письму и развитию речи в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Работа с деформированным текстом 98.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Нижегородской области

Конспект урока по письму и развитию речи

в 5 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида

Формировать умение восстанавливать текст, деформированный в отдельные предложения.

Образовательные: учить определять тему и идею текста, находить средства связи между предложениями, излагать текст в логической последовательности.

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, обогащать словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, видеть, ценить и беречь красоту природы.

1. Организационный момент .

2. Предварительная беседа.

-Ее узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете!

Что это? ( Береза).

( Учитель вывешивает на доске рисунок березы).

- Какое дерево изображено на рисунке?

- Как ласково называют березу?

- Как вы думаете, почему ее так называют?

- За что люди любят березу?

- Как нужно относиться к березе?

4. Знакомство с деформированным текстом . (Учитель читает текст,

записанный на доске).

Пришли на опушку ребятишки, подошли к березке и вонзили топор в ствол.

Выросла на опушке стройная, кудрявая березка.

Точно зимний снег белеет стройный ее ствол.

Наступило лето, а березка стояла грустная, печальная.

Дрогнула березка, и упали на землю прозрачные капельки.

До осени еще далеко, а на березке мелькали желтые листья.

Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.

- Можно ли эту запись назвать текстом?

(Нет связи между предложениями).

5. Словарная работа : вонзили, мелькали, желобок, кубышка.

6 .Работа по восстановлению деформированного текста .

- Где выросла березка?

- Назовите предложение, где об этом говорится.

- Какая была березка? В каких предложениях говорится о красоте березки?

- Кто пришел на опушку? Что они сделали? В каких предложениях об этом сказано?

- Как выглядела березка летом? Прочитайте эти предложения.

- Что можно сказать о поступке ребят?

7. Чтение восстановленного текста учащимися .

8. Орфографическая подготовка : березка, мелькали, желобок, ребятишки, топор, белеет, грустная, печальная, далеко, желтые, подставили, прозрачный.

Мария Александрова

Тексты с нарушением структуры слов.

1. Активизировать словарный запас.
2. Развивать языковой анализ и синтез.
3. Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
4. Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Мария Александрова

Тексты с заменой гласных или согласных букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные

Цели:
1. Активизировать словарный запас.
2. Развивать фонематический анализ и синтез.

Текст:
Дым над лесом.
(2-3ий класс)

Насдал жаркий июль. Деплый тожть освежил поля, луга и леса. Но на огромных просдорах сдраны гроза несёд и бету. Од утара молнии вспыхиваюд ярким огнём ель, сосна и тругой могучий великан. Огонь в лесу опасе. Гибнуд молотые теревца, яготники, пдичьи гнезта. Лесные звери осдаются без корма. На помощь прихотид авиация. Крылатые машины помогаюд охранядь лесные массивы од огня.

Мария Александрова

Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки

Цели:
1. Активизировать словарный запас.
2. Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.

Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно).

Текст:
Медведь
(2-3й класс)

Моро… …ковал лужи. Тонкий …лой …нега покрыл …емлю. Медведь долго бродил по ле…у. Хо…яин ле…а на…лаждался по…ледними яркими днями. Он и…кал берлогу. Трудно человеку найти …имой в ле…у жилище ко…олапого. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые Моро…ы большущий …верь крепко …пит. На…тупит ве…на. …а…венят ручьи. Мдведь покинет …воё жилище.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Усвоении порядка слов в простом предложении, предложений в тексте.
2. Активизировать словарный запас.
3. Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Образовательные:
учить замечать смысловые и логические ошибки в тексте, восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста.

Коррекционно – развивающие:

развивать слоговой анализ и синтез слов, логическое мышление, память.

Воспитательные:
воспитывать чувство доброты и взаимовыручки; самоконтроль за речью.

Оборудование: записи на доске, деформированный текст на каждого ученика, рабочие тетради, ручки.

Ход занятия:

Организационный момент

Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем желанный урок.

Ребята, скажите, а какой сегодня день недели, месяц, время года?

Сегодня мы на уроке изучим новую тему: Работа с деформированными предложениями, а также выполним ряд интересных заданий.

На уроке будь старательным
Будь спокойным и …внимательным.

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … понятно.

Если хочешь отвечать –
Надо руку … поднимать.

Запомни, что поют на пении,
Читают на уроке… чтения.

На математике считают,

На перемене… отдыхают.

6.Если друг стал отвечать,
Не спеши его… перебивать.

7. А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … руку.

8. Знай: закончился урок,
Коль услышал ты . звонок

- Из слогов соберите слово, получившееся слово положите под соответствующую картинку.

Шап- ка, коф-та, шу – ба, но-сок, паль – то, са-пог, брю-ки.

- Запишите получившиеся слова. С одним из них составьте предложение.

Задание: прочитайте про себя каждую строку; разбейте ее на слова; разделить слова вертикальной чертой, прочитайте предложение вслух; спишите текст, деля предложения на слова.

Текст: Весной в лесу.

2.2. Работа по группам

№ 1 Синица.

у, рос, дома, клен

на, клена, ветку, птичка, села

это, синичка, маленькая

№ 2 Книга.

Юра, у, живет, деда

дедушка, книгу, внуку, купил

Юра, стихи, громко, читает

2.4. Работа с текстом

- Название текста узнаете, разгадав кроссворд.

1.Не загадка это даже,

Если только кто-то скажет -

2.Никогда он не грустит,

А хрустит, хрустит, хрустит.

Хочешь, так подай на стол,

Хочешь, брось его в рассол.

3.Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)

4. Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)

5. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.

6. Не огонь, А жжется.
(Крапива)

Береза

Послушайте предложение. Исправьте ошибки в предло­жениях. Повторите правильное предложение.

Шел дождь, потому что я взяла зонтик. Цветы не поливали, потому что они засохли. Солнышко прячется, потому что ночью темно. Петя испачкался, потому что его поругала мама. Солнце пригревает, потому что стал таять снег. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

Читайте также: