Погода и климат 6 класс конспект и презентация

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

Погода – это состояние тропосферы в данное время в данном месте

После просмотра ребята отвечают, какие элементы характеризуют погоду и записывают их в тетрадь.

– Как вы думаете, есть ли на Земле места, где погода и климат всегда одинаковые?
Ребята отвечают, что да, есть такое место – это экватор. Записываем.

Погода и климат – одинаковые на экваторе! Там всегда тепло и жарко.

  • Календарные – 1 марта, 1 июня, 1 сентября, 1 декабря.
  • Астрономические – 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.
  • Фенологические – зависят от географической широты (главные показатели весны –дата начала разрушения устойчивого снежного покрова и переход температур через - 5)
  • Климатические – весна начинается со среднесуточной температуры выше 0, лето выше + 15, осень ниже + 15, зима ниже 0.

В каждой местности в основном используют фенологические сроки. На Урале – это:

Зима

берега с недвижною рекою, блеснул мороз, метели, нет голой земли, морозы затрещали, сковали пруды, снег падает, ложится белой пеленою, иней сверкает, вихри снежные крутя, буря воет, мороз и солнце, блестя на солнце снег лежит, ели сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит, горят снежинки, волшебница зима, матушка зима, ведьма злая

Весна

снега сбежали, мутными ручьями,
потопленные луга, снег последний тает, воды шумят, кувшинчик зацветает,
воздух чист,
шумят ручьи, бегут ручьи,
река несет лед,
весна –краса природы,
утро года,
прекрасное дитя

Лето

лег загар, золотится пшеница, палит отвесными лучами, солнце жжет, от зноя бледен небосклон, ни облачка, толчется сеткой мошкара, завтра вновь жара, теплых зорь, щедрых рос, лето красное, дожди июльские

Осень

короче день, листья
пожелтелые, леса
обнажились, гусей караван,
скучная пора, унылая пора
природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, очей очарованье, туман и непогоды, румянит клены, осинник желтый, осыпался березы лист,
обсыпается сад, дожди грибные, кисти ярко красные рябин, осень золотая, проливной дождь, листья опадают

А теперь давайте подумаем, почему изменяется погода? Иногда она меняется прямо на наших глазах – почему?

Ребята отвечают, что из-за смены ветра. Записываем:
1. Главная причина изменения погоды – смена направления ветра.

– А почему климат разный на разных территориях? Ребята отвечают, из-за географической широты. Записываем.

2. Климат зависит от географической широты

Чем дальше от экватора, тем меньше угол наклона солнечных лучей и тем холоднее.

– Что происходит с температурой с поднятием в горы (с высотой)?

3. Климат зависит от высоты местности над уровнем моря. Чем выше, тем холоднее.


Обсуждаем – как зависит температура воздуха и количество осадков в направлении от океана вглубь материка. Записываем.

Чем дальше от океана,
тем холоднее зима,
теплее лето
и меньше осадков.

4. Климат зависит от океанических течений. А как будет если – теплое течение. Сделайте схему сами.

5. Зависимость климата от направления господствующих ветров.

1. с севера, Северного Ледовитого океана – приносит похолодание
2. с запада – с Атлантического океана – летом –похолодание, зимой –потепление
3. с юга – потепление

– Итак, мы с вами рассмотрели основные причины, от которых зависит климат. Назовите эти причины:

Подводим итоги урока. Выставляем оценки за работу на уроке.

Класс: 6.

Интегрированный урок география и ОБЖ.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов по теме погода и климат.

Задачи:

  • сформировать представление о погоде и климате, причинах, влияющих на погоду и климат;
  • формировать умения ориентироваться в окружающем мире, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
  • развивать логическое мышление учащихся.
  • воспитывать интерес к предмету.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: нравственно-этическая ориентация учащихся.
  • Регулятивные действия: целеполагание (умение поставить цель); умение планировать свою деятельность, прогнозировать и делать выводы.
  • Познавательные действия: постановка и решение проблемы.
  • Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сайты:

Климат — это то, чего вы ожидаете,
а погода — то, что вы получаете.
Роберт Хайнлайн

План урока

Действия учителя

Деятельность учеников

Слайд№

Организационный момент (1-2 минуты)

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний
(4-5 минут)

Задание №1. Выберите правильное высказывание. (Приложение 3)

  1. Если вы согласны с высказыванием, то обведите букву.
  2. Прочитайте и запишите высказывание ниже таблицы.
  3. Называет тему урока

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Вопрос: Что мы должны узнать на уроке по этой теме?

Слушают. Отвечают на вопрос

Мы должны будем узнать, что такое погода и климат. От чего зависит погода и климат. Кто и как предсказывает погоду. Почему нас интересует какая будет погода.

Вопрос: из каких элементов состоит прогноз погоды? Чтобы ответить на этот вопрос выполните

Температура, рельеф, осадки, ветер, гигрометр, компас, термометр, осадкомер, атмосферное давление, географическая широта, флюгер, сейсмограф, барометр, влажность воздуха, географические координаты.

Первичное закрепление
(4-5 минут)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)

Погода на Земле очень переменчива. Иногда за одни сутки можно испытать её не постоянный характер.

Вопрос: назовите опасные атмосферные явления?

Задание № 3

Ответ: смерчи, засуха.

Работают по учебнику рис. 118, стр. 162

Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)

Фильм. Штормовой ветер в Норвегии.

Ваши действия во время шторма:

  1. Не отключайте радиоприемники и телевизоры — по ним может поступить новая информация и рекомендации по действиям.
  2. Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, электрические фонари, свечи, переносной приемник, документы и деньги.
  3. Будьте готовы укрыться в помещениях без окон— ванная комната, коридор, кладовая"

Работа по учебнику. Читают. Стр. 162-163

Итак! Что такое климат и погода? Для чего нужно знать прогноз погоды перед выходом на природу?

Отвечают. Высказывают своё мнение.

Итог урока (2-3 минуты)

Ребята, посмотрите у вас на партах график успешности. Поставьте свои отметки и оцените сою работу на уроке.

Выставляют оценки в графике успеха, рисуют улыбку в смайлике.

Дифференцированное домашнее задание.

Учебник стр. 163.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • ПОГОДА И КЛИМАТ Цели урока: сформировать у школьников представление о погоде, климате, о разнообразии погодных и климатических условий на Земле; развивать речь, мышление, память; прививать любовь к природе и всему окружающему.

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время: температура, ветер, атмосферное давление, облачность, осадки.

свойство погоды - изменчивость

Воздушные массы - это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами

ВАЖНО! Смена воздушных масс является причиной изменения погоды.

Главное свойство воздушных масс – подвижность

Разнообразие воздушных масс

Экваториальные: жаркие и влажные

Тропические: жаркие и сухие

Умеренные: теплые и влажные

Арктические (антарктические): холодные и сухие

По географическому положению

Способы изучения погоды

Метеорология - это наука об атмосферных явлениях, занимающаяся составлением карт погоды.

Всемирная метеорологическая организация

Синоптики – люди, занимающиеся составлением прогноза погоды

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Если солнце село в тучи Низко ласточки летают

Словно зарево, закат, О дожде предупреждают

Завтра будет сильный ***** А летают высоко,

Сторожили говорят. Значит дождик ******

Если больше ,чем обычно Дым от труб и от костра

Над цветами вьётся пчел Кверху поднимается,

Нужно будет опасаться Значит жаркая погода

Как бы ****** не пошел Завтра *********

Климат - это средний многолетний режим погоды, характерный для какой-либо территории.

Главное свойство климата - постоянство

Самыми важными характеристиками погоды

являются температура почвы и воды в реке, море, океане.

Все погодные явления происходят в стратосфере.

Одно из свойств погоды- постоянство.

Погода меняется только в течение года.

Главная причина перемен в любое время суток в погоде -перемещение воздушных масс.

У нас в крае в течение всего года преобладают погоды теплого времени года.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку Онищенко Ю.Ю..ppt

ПОГОДА И КЛИМАТ Цели урока: сформировать у школьников представление о погоде.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПОГОДА И КЛИМАТ Цели урока: сформировать у школьников представление о погоде.

ПОГОДА И КЛИМАТ Цели урока: сформировать у школьников представление о погоде, климате, о разнообразии погодных и климатических условий на Земле; развивать речь, мышление, память; прививать любовь к природе и всему окружающему.

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время.

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время: температура, ветер, атмосферное давление, облачность, осадки. Главное свойство погоды - изменчивость

Главное свойство воздушных масс – подвижность

Главное свойство воздушных масс – подвижность

Морские Континентальные Л е т о Прохладно Облачно Дождливо Тепло Безоблачно.

МорскиеКонтинентальные Л е т о Прохладно Облачно ДождливоТепло Безоблачно Сухо З и м а Оттепель СнегМорозно Сухо




Задание 1. Зайти на сайт прогноза погоды http:// GISMETEO. Познакомиться с п.

Старайся наблюдать различные приметы. Пастух и земледел в младенческие леты.

Старайся наблюдать различные приметы. Пастух и земледел в младенческие леты, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветр, и ясный день, И майские дожди, младых полей отраду, И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Если солнце село в тучи Низко ласточки летают Словно зарево, закат, О до.

Если солнце село в тучи Низко ласточки летают Словно зарево, закат, О дожде предупреждают Завтра будет сильный ***** А летают высоко, Сторожили говорят. Значит дождик ****** Если больше ,чем обычно Дым от труб и от костра Над цветами вьётся пчел Кверху поднимается, Нужно будет опасаться Значит жаркая погода Как бы ****** не пошел Завтра *********

Главное свойство климата - постоянство

Главное свойство климата - постоянство


Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в р.

Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в реке, море, океане. Все погодные явления происходят в стратосфере. Одно из свойств погоды- постоянство. Погода меняется только в течение года. Главная причина перемен в любое время суток в погоде -перемещение воздушных масс. У нас в крае в течение всего года преобладают погоды теплого времени года. А предсказание погоды называется–гороскоп.

Напиши “Синквейн” 1 строка обозначает тему одним словом (обычно существитель.

Напиши “Синквейн” 1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным), 2 строка описывает тему (2 прилагательных), 3 строка называет действия, относящиеся к теме (3глагола), 4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов), 5 строка – повторение сути, “синоним” темы

Выбранный для просмотра документ Разработка урока Онищенко.doc

Конспект мультимедийного урока географии, 6 класс

Автор: учитель географии БОУ СОШ №1

МО Динской район Онищенко Ю.Ю.

Тема: Погода и климат.

Цели урока: сформировать у школьников представление о погоде, климате, о разнообразии погодных и климатических условий на Земле;

развивать речь, мышление, память;

прививать любовь к природе и всему окружающему;

Оборудование: физическая карта полушарий, термометр, флюгер, осадкомер, барометр, презентация.

I .Организационный момент:

II .Проверка знаний и умений: Работа по группам. Каждый учащийся сам решает задания какого уровня он может выполнить.

1 группа (сильный уровень)

У поверхности земли температура воздуха + 24ºС, какова температура на высоте 50 км?

2 группа (средний уровень)

3 группа (слабый уровень)

Задание: разгадать загадки, используя условные знаки.

1.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (Ветер)

2.Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)

3. Ляжет покрывало,

Весной — как не бывало. (Снег)

4. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится,

ничего не останется. (Туча)

5.Шёл да шёл, да и в землю ушёл. (Туман)

6. С неба падает слезами,

По земле бежит ручьями. (Дождь)

7.Что-то золотое весело сияет, и в лесу и в поле снег тихонько тает. (Солнце)

Оценивание выполненных заданий.

III . Изучение нового материала.

Слайд №2. Что такое погода? (состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент). Каково главное свойство погоды? ( Изменчивость).

Человек всегда был частью природы и конечно наблюдал постоянные изменения погоды. Мы с вами тоже постоянно являемся свидетелями ее капризности и непостоянства. Так что же является виновником этому?

Слайд №3. Главная причина смены погоды это воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха, обладающие определенными свойствами (температурой, влажностью, запыленностью). Главное свойство воздушных масс – подвижность. Смена воздушных масс и является причиной изменения погоды.

Слайд №4. Воздушные массы весьма разнообразны по своим свойствам и в зависимости от них способны приносить с собой те или иные изменения в погоде. Какие же бывают воздушные массы?

По свойствам

Морские

Континентальные

Прохладно

Облачно

Дождливо

Тепло

Безоблачно

Оттепель

Морозно

По географическому положению

Экваториальные: жаркие и влажные

Тропические: жаркие и сухие

Умеренные: теплые и влажные

Умеренные: теплые и влажные

Слайд №5. Существуют различные способы изучения погоды.

Наблюдение, спутники, местные признаки.

Слайд №6. Целая наука занимается изучением погоды, это наука метеорология. Метеорология - это наука об атмосферных явлениях, занимающаяся составлением карт погоды или синоптических карт . А синоптики – люди, занимающиеся составлением прогноза погоды.

Слайд №7. Давайте познакомимся с синоптическими картами и изучим правила работы с ними. (Работа с учебником, стр. 230).

Слайд №8. Современные методы изучения погоды позволяет узнавать ее прогноз в любое время из различных источников, в том числе и Интернета. Заглянем на страничку популярного сайта прогноза погоды Гисметео и выполним предложенные задания по инструктивной карте.

( Выход в сеть Интернет с компьютера учителя, при возможности по инструктивной карте каждый ученик имеет выход в сеть Интернет и выполняет задание самостоятельно).

Инструктивная карта

hello_html_4355b4e3.jpg

hello_html_m2b9e2667.jpg

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Слайд № 10.Давайте и мы попробуем определить погоду по народным приметам.

Если солнце село в тучи Низко ласточки летают

Словно зарево, закат, О дожде предупреждают

Завтра будет сильный ветер А летают высоко,

Сторожили говорят. Значит дождик далеко.

Если больше ,чем обычно Дым от труб и от костра

Над цветами вьётся пчел Кверху поднимается,

Нужно будет опасаться Значит жаркая погода

Как бы дождик не пошёл Завтра ожидается.

Слайд № 11. Длительные многолетние наблюдения за погодой позволяют сделать выводы о климате различных участков нашей планеты. Что же такое климат? Климат - это средний многолетний режим погоды, характерный для какой-либо территории.

Слайд № 12. На формирование климата оказывают влияние климатообразующие факторы.

hello_html_m25c4e1e9.jpg

Климат нашей планеты весьма серьезно способен влиять на биосферу и в том числе на человека.

VI . Закрепление изученного материала:

Слайд № 13. Задание найди ошибку.

Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в реке, море, океане.

Все погодные явления происходят в стратосфере.

Одно из свойств погоды - постоянство.

Погода меняется только в течение года.

Главная причина перемен в любое время суток в погоде - перемещение воздушных масс.

У нас в крае в течение всего года преобладают погоды теплого времени года.

А предсказание погоды называется – гороскоп.[1]

Самыми важными характеристиками погоды являются температура воздуха, облачность, осадки, направление и сила ветра

Все погодные явления происходят в тропосфере

Одно из свойств погоды - изменчивость

Погода меняется в течение суток

У нас в крае погоды и теплого и холодного времени года

Предсказание и описание погоды называется прогноз

V . Итог урока (рефлексия):

Слайд № 14. Для рефлексии подходит прием “Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме(понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы

VI . Задание на дом:

Краткое описание документа:

"Описание материала:

На протяжении урока активно использовалась презентация в формате PowerPoint. В презентации используется доступный возрастной видеоряд, анимация, схемы и таблицы.

В рамках урока соблюдены санитарные нормы и правила при использовании ЭОРа, учтены возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся.

Так как в план урока внесено использование материалов Интернет сайта, необходимо подключение компьютера учителя к Интернету.

"Возможно проведение урока в компьютерном классе, где каждый ребенок имеет возможность индивидуального выхода в Интернет и выполнения задания по индивидуальной инструктивной карте.

"Выдержка из материала:

Человек всегда был частью природы и конечно наблюдал постоянные изменения погоды. Мы с вами тоже постоянно являемся свидетелями ее капризности и непостоянства.

Слайд №4. Воздушные массы весьма разнообразны по своим свойствам и в зависимости от них способны приносить с собой те или иные изменения в погоде. Какие же бывают воздушные массы?

По географическому положению

Слайд №5. Существуют различные способы изучения погоды.Наблюдение, спутники, местные признаки.

Слайд №6. Целая наука занимается изучением погоды, это наука метеорология. Метеорология - это наука об атмосферных явлениях, занимающаяся составлением карт погоды или синоптических карт . А синоптики – люди, занимающиеся составлением прогноза погоды.

Слайд №7. Давайте познакомимся с синоптическими картами и изучим правила работы с ними. (Работа с учебником, стр. 230).

Слайд №8. Современные методы изучения погоды позволяет узнавать ее прогноз в любое время из различных источников, в том числе и Интернета. Заглянем на страничку популярного сайта прогноза погоды Гисметео и выполним предложенные задания по инструктивной карте.( Выход в сеть Интернет с компьютера учителя, при возможности по инструктивной карте каждый ученик имеет выход в сеть Интернет и выполняет задание самостоятельно).

Инструктивная карта

Задание 1. Зайти на сайт прогноза погоды. Познакомиться с прогнозом погоды в своем населенном пункте на ближайшие 3 дня.

Слайд №9.Очень удобно согласитесь, но как жили люди на Земле, когда метеорологии еще не было вовсе. Прогноз погоды был и тогда. Но основывался он на многолетних наблюдениях за природой, и знаем мы его сегодня как народные приметы.

Читайте также: