Другие сведения о разрезах и сечениях конспект 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План- конспект урока по черчению

Цель: развитие умений и навыков работы по представлению, стимулирование положительной мотивации в ознакомлении выполнения чертежей с построением разрезов.

Образовательные: Объяснить, что такое разрез, показать на конкретных примерах необходимость выполнения разрезов, назначение разрезов, их классификацию, правила выполнения и обозначения. Объяснить в чем различие между разрезом и сечением.

Развивающие: Создать наглядно-образное представление о получении фигуры сечения в разрезах. Формировать понятие разреза как изображения. Выработать навык в выполнении и чтении чертежей содержащих разрезы. Активизация мышления учащихся и развитие их познавательных способностей, умение анализировать форму деталей, выявление их сходства и различий и взаимного соответствия, формирование абстрактного мышления. Закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, графического исполнения чертежа содержащего разрезы.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к изучению новых способов изображения, вызвать желание создать аккуратный графически правильно выполненный чертеж. Соблюдение техники безопасности на уроке, чистота рабочего места. Экологическое воспитание.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение), с использованием ИКТ.

Вид урока: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический). Оборудование: презентация, компьютер, медиапроектор, таблица технических деталей.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно чертить,
и разрезы получать.

II. Актуализация опорных знаний.

hello_html_m1d0cefdd.jpg

Слайд рис. 4.25

На слайде показано получение разреза. Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между зрителем и секущей плоскостью, как бы удаляется. Оставшаяся часть проецируется на фронтальную плоскость проекции.

При этом фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза, обводится сплошной основной толстой линией и выделяется штриховкой.

То, что находится за секущей плоскостью, считается видимым и поэтому изображается сплошной толстой основной линией.

hello_html_m1a3237fe.jpg

Слайд (фронтальный разрез) рис.4.27

Секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций. Она разрезает деталь, и мы видим внутреннюю форму этой детали. Получили фронтальный разрез. Разрезы используются для показа внутренней формы изделия.

Разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что получается в секущей плоскости.

На чертежах используются простые и сложные разрезы.

Простыми разрезами называются такие разрезы, которые получены при мысленном рассечении детали одной секущей плоскостью. Сложными разрезами называются разрезы, полученные при мысленном рассечении детали двумя и большим количеством плоскостей (по школьной программе не изучаются).

Классификация разрезов: фронтальный, горизонтальный, профильный.

Фронтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекции.

hello_html_m1eaff741.jpg

Слайд (горизонтальный разрез) рис.4.26

Горизонтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекции.

hello_html_m5ae01a16.jpg

Слайд (профильный разрез) рис. 4.28

Профильным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекции.

Слайд (фронтальный разрез)

hello_html_1fbe81ee.jpg

Правила выполнения разрезов.

Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа.

Разрезы выполняются вместо и на месте соответствующего вида, например: фронтальный разрез выполняется вместо вида спереди и располагается на его месте, горизонтальный разрез выполняется вместо вида сверху и на его месте.

Построение, какого – либо разреза не влечет за собой изменения других видов.

Правила обозначения разрезов.

Разрезы на чертеже обозначаются, но есть случаи, когда обозначение не наносится.

Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез на чертеже не обозначается

Слайд
Если секущая плоскость не совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез обозначается. Положение секущей плоскости показывают штрихами разомкнутой линии. К штрихам разомкнутой линии на расстоянии 2-3 мм от внешнего края ставят стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок пишут прописные буквы русского алфавита. Изображение разреза подписывается надписью типа: А-А, Б-Б, В-В.

hello_html_3b8b77dd.jpg


.

Выполнить фронтально простое задание

Цель помочь учащимся усвоить отличие разреза от сечения.

Активизация мышления учащихся и развитие их познавательных способностей

По изображению, на котором даны виды, сечение, разрезы и наглядные изображения трех разных, но сходных по форме деталей. Поиски решения, связанные со сравнением изображений, выполненных разными способами, требуют анализа формы деталей, выявление их сходства и взаимного соответствия

Слайд (отличие разреза от сечения)

hello_html_m4b983c6.jpg

Сечение отличается от разреза тем, что в сечении показывают то, что входит в секущую плоскость, а разрез, что входит в секущую плоскость и то, что остается за ней.

V. Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления:

Какое изображение называется сечением?

Как выделяют сечения?

Какое сечение называется вынесенным?

Какое сечение называется наложенным?

Линиями какой толщины обводят вынесенные сечения?

Линиями какой толщины обводят наложенные сечения?

Какое изображение называется разрезом?

Для чего на чертежах применяются разрезы?

Какие бывают разрезы?

Чем отличаются вертикальные и горизонтальные разрезы?

В чем отличие фронтальных разрезов от профильных?

В каких случаях разрезы не обозначают?

Перечислите сходства сечений и разрезов.

Назовите различия между сечениями и разрезами

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

Стр. 24-32,. зад. №1 рис.4.38 выполнить в рабочей тетради.

Краткое описание документа:

План- конспект урока по черчению

Класс: 9

Цель: развитие умений и навыков работы по представлению, стимулирование положительной мотивации в ознакомлении выполнения чертежей с построением разрезов.

Задачи:

Образовательные: Объяснить, что такое разрез, показать на конкретных примерах необходимость выполнения разрезов, назначение разрезов, их классификацию, правила выполнения и обозначения. Объяснить в чем различие между разрезом и сечением.

Развивающие: Создать наглядно-образное представление о получении фигуры сечения в разрезах. Формировать понятие разреза как изображения. Выработать навык в выполнении и чтении чертежей содержащих разрезы. Активизация мышления учащихся и развитие их познавательных способностей, умение анализировать форму деталей, выявление их сходства и различий и взаимного соответствия, формирование абстрактного мышления. Закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, графического исполнения чертежа содержащего разрезы.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к изучению новых способов изображения, вызвать желание создать аккуратный графически правильно выполненный чертеж. Соблюдение техники безопасности на уроке, чистота рабочего места. Экологическое воспитание.

Тип урока : комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение), с использованием ИКТ.

Вид урока: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический). Оборудование: презентация, компьютер, медиапроектор, таблица технических деталей.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно чертить,
и разрезы получать.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд рис. 4.25

На слайде показано получение разреза. Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между зрителем и секущей плоскостью, как бы удаляется. Оставшаяся часть проецируется на фронтальную плоскость проекции.

При этом фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза, обводится сплошной основной толстой линией и выделяется штриховкой.

То, что находится за секущей плоскостью, считается видимым и поэтому изображается сплошной толстой основной линией.

Слайд (фронтальный разрез) рис.4.27

Секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций. Она разрезает деталь, и мы видим внутреннюю форму этой детали. Получили фронтальный разрез. Разрезы используются для показа внутренней формы изделия.

Разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что получается в секущей плоскости.

На чертежах используются простые и сложные разрезы.

Простыми разрезами называются такие разрезы, которые получены при мысленном рассечении детали одной секущей плоскостью. Сложными разрезами называются разрезы, полученные при мысленном рассечении детали двумя и большим количеством плоскостей (по школьной программе не изучаются).

Классификация разрезов: фронтальный, горизонтальный, профильный.

Фронтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекции.

Слайд (горизонтальный разрез) рис.4.26

Горизонтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекции.

Слайд (профильный разрез) рис. 4.28

Профильным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекции.

Слайд (фронтальный разрез)

Правила выполнения разрезов.

1. Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа.

2. Разрезы выполняются вместо и на месте соответствующего вида, например: фронтальный разрез выполняется вместо вида спереди и располагается на его месте, горизонтальный разрез выполняется вместо вида сверху и на его месте.

3. Построение, какого – либо разреза не влечет за собой изменения других видов.

Правила обозначения разрезов.

Разрезы на чертеже обозначаются, но есть случаи, когда обозначение не наносится.

1. Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез на чертеже не обозначается

2. Слайд
Если секущая плоскость не совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез обозначается. Положение секущей плоскости показывают штрихами разомкнутой линии. К штрихам разомкнутой линии на расстоянии 2-3 мм от внешнего края ставят стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок пишут прописные буквы русского алфавита. Изображение разреза подписывается надписью типа: А-А, Б-Б, В-В.

Выполнить фронтально простое задание

Цель помочь учащимся усвоить отличие разреза от сечения.

Активизация мышления учащихся и развитие их познавательных способностей

По изображению, на котором даны виды, сечение, разрезы и наглядные изображения трех разных, но сходных по форме деталей. Поиски решения, связанные со сравнением изображений, выполненных разными способами, требуют анализа формы деталей, выявление их сходства и взаимного соответствия

Слайд (отличие разреза от сечения)

Сечение отличается от разреза тем, что в сечении показывают то, что входит в секущую плоскость, а разрез, что входит в секущую плоскость и то, что остается за ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема урока расчитана на 7 часов. Урок входит в раздел "Сечения и разрезы на чертежах". На уроке используются как традиционные методы обучения - наглядные, словесные, практические, так и нетрадиционные - работа в группах, метод проектов, технологии мультимедиа, благодаря чему появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал.

Разработка конспекта урока

ТЕМА: «Разрезы. Виды разреза.

Отличие разреза от сечения.

Составитель: Лагунова Ольга Алексеевна

учитель черчения, ВВК



п. Натальинск, 2016 год

Конспект открытого урока

Учебный предмет: черчение

Тип урока: комбинированный

Цель: раскрыть особенности разреза как графического изображения

Дать представление о разрезе с помощью сравнения изображений сечения и разреза.

Рассмотреть виды разреза и назначение его в современной жизни.

Познакомить с правилами выполнения и обозначения разрезов на чертежах деталей.

Формировать умения выполнять простые разрезы на чертежах деталей, используя метод проецирования.

Совершенствовать умения групповой деятельности.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, проектор, плакаты, демонстрационные модели

Для обучающихся: модели деталей из пластилина, резак, краски, кисти, баночка с водой, формат А4, чертежные инструменты, рабочие тетради, корректор, конверты с подсказками.

Зрительный ряд

Литературный ряд: учебник по черчению

Раздаточный материал: модели деталей из пластилина, карточки-задания, алгоритм решения задач.

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Проверка знаний 2 мин.

Вопрос: С помощью таблицы ответьте на вопрос какое изображение на чертеже имеет штриховку? Слайд 2


Ответ: Изображение называется сечением.

Вопрос: Дайте определение сечения.

Ответ: Сечением называется изображение фигуры, полученное при мысленном рассечении предмета плоскостью. В сечении показывается только то, что попало в секущую плоскость.

Вопрос: Какие виды сечений вам известны?

Ответ: существуют вынесенные (расположены на свободном поле чертежа) и наложенные (расположены на изображении вида детали).

Вопрос: Рассмотрите чертеж на доске. Под каким номером сечение выполнено верно?




Ответ: Все варианты верны.

Актуализация знаний обучающихся 1 мин

Вопрос: Как вы считаете, достаточно ли выполнить только чертеж детали, чтобы разобраться в конструкции?

Ответ: Не достаточно. Необходимы дополнительные изображения, например сечения.

Объяснение нового материала 13 мин

Проблемная ситуация: Рассмотрите 2 изображения. Сравните и определите из них знакомое изображение. Слайд 3


Ответ: Под номером 2 дано изображение сечения, потому что представлена внутренняя конструкция предмета, полученная при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. Фигура сечения выделена штриховкой.

Вопрос: Чем отличаются изображения?

Ответ: На сечении показано, что попало в секущую плоскость, а на первом изображении помимо внутренней конструкции показана внешняя.

Учитель: Изображение под №1 является разрезом. Попробуйте, глядя на рисунок, сформулировать определение разреза.

Ответ: Разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью.

Вопрос: В чем разница между сечением и разрезом?

Ответ: На сечении показывают то, что попало в секущую плоскость, а на разрезе – что попало в секущую плоскость и что осталось за ней (запись в тетрадь). Слайд 4, 5

Вопрос: Как вы считаете, для чего нужен разрез? Приведите примеры из современной жизни. В каких областях человеческой деятельности применяется разрез? (медицина, строительство, кулинария, машиностроение и др.) Слайд 6

Учитель: Из вышесказанного можно предположить, что разрезов существует несколько видов. Давайте познакомимся с ними (демонстрирую модель простой конструкции). Слайд 7


Вопрос: Для того, чтобы понять внутреннюю конструкцию детали, как необходимо расположить секущую плоскость относительно плоскости проекций?

Ответ: Секущую плоскость лучше расположить вертикально, параллельно фронтальной плоскости проекций.

Учитель демонстрирует модель сложной конструкции. Как необходимо расположить секущую плоскость в этом случае? Слайд 8


Ответ: В этом случае нужно использовать несколько секущих плоскостей.

Вопрос: Как вы считаете, если для получения разреза используется одна секущая плоскость, как он будет называться?

Вопрос: А если будет использовано несколько секущих плоскостей, какое название будет носить разрез?

Учитель: Мы будем работать с вами с простыми разрезами. Сделаем схему. Слайд 9

При демонстрации моделей, вы могли увидеть, что секущая плоскость располагается в разных направлениях. Каких?

Ответ: Вертикальном, горизонтальном, наклонно. Слайд 10

Вопрос: В зависимости от расположения секущей плоскости относительно плоскостей проекций происходит название разреза. Какие вы помните плоскости проекций?

Ответ: Существуют фронтальная, горизонтальная, профильная плоскости проекций.

Вопрос: Попробуйте сформулировать определения простых разрезов.

Ответ: Если секущая плоскость расположена параллельно фронтальной плоскости проекций, то разрез называется фронтальным и изображается на виде спереди. Слайд11

Ответ: Если секущая плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекций – разрез горизонтальный, изображается на виде сверху. Слайд 12

Ответ: Если секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекций – разрез профильный, изображается на профильной плоскости проекций. Слайд 13

Ответ: Если секущая плоскость расположена под наклоном к плоскостям проекций – разрез наклонный.

Самостоятельная работа 1 этап 10 мин.

Работа в группах. Приложение 1. Распределить функционал, указать фамилии (один учащийся рассекает деталь плоскостью - ФИ, второй – выполняет оттиск на бумаге - ФИ, третий – достраивает изображение - ФИ, четвертый – формулирует определение вида разреза - ФИ).

Учитель: На столе у вас стоит предмет из мягкого материала, секущая плоскость (резак), краски, кисти, фА4. Работу надо выполнить по алгоритму в течение 8 минут.

Задание. Выполнить рациональный разрез детали. Приложение 2

Ознакомимся с алгоритмом решения.

Алгоритм. Приложение 1.

Внимательно рассмотрите конструкцию детали.

Определите расположение главного вида.

Для рассмотрения внутренней конструкции детали определите вид разреза и расположение секущей плоскости.

На листе бумаги выполните оттиск (если разрез фронтальный, то оттиск расположить в верхнем левом углу; если разрез горизонтальный – оттиск в нижнем левом углу; если разрез профильный – оттиск в правом верхнем углу). Слайд 14

Достроить изображение, проведя недостающие линии.

Сформулировать определение вида разреза.

Если будут затруднения в работе. На столах в конвертах лежат подсказки.Приложение 3

Проверка и анализ выполненных заданий.

Вопрос: Что в результате вы увидели при выполнении одного из видов разреза?

Ответ: Работа над данным заданием нам позволила освоить технологию выполнения разреза, рассмотреть внутреннюю и внешнюю конструкцию предмета и усвоить определение видов разрезов.

Новый материал 6мин.

Вопрос: Внимательно рассмотрите 2 чертежа на доске одной и той же детали. В чем их отличие?

Ответ: На чертеже под №2 применен разрез, так как фигура сечения выделена штриховкой.

Вопрос: Какой из видов разрезов изображен?

Ответ: Фронтальный, профильный.

Учитель: Теперь мы с вами познакомимся с правилами выполнения разрезов на видах детали, глядя на эти чертежи. (объяснение учитель проводит на доске)

Вопрос: Как выполняются разрезы? Приложение 1.

Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа

Вопрос: Обратите внимание на типы линий. Что с ними происходит?




Вид детали Разрез детали

2. Невидимые контуры на разрезе становятся видимыми.

Вопрос: Как выделяется фигура сечения?

3. Фигура сечения выделяется штриховкой под углом 45 0 , выполненной тонкой сплошной линией.

4. Видимые линии вида удаляются.

Учитель: Обратите внимание на обозначение разрезов. Слайд 16

Ответ: Разрез обозначается так же, как сечение. Штрихами разомкнутой линии показывают расположение секущей плоскости. К штрихам разомкнутой линии на расстоянии 2-3 мм от внешнего края ставят стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок пишут прописные буквы русского алфавита. Изображение разреза подписывается надписью типа А-А, Б-Б.

Учитель: Но есть исключения из правил. Рассмотрите внимательно в учебнике рисунки на странице 171, 172, 174, подумайте и скажите, когда разрез не обозначается?

Ответ: Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез на чертеже не обозначается.

Самостоятельная работа 2 этап 5 мин.

Работа в группах

Выполните рациональный разрез детали, используя изученные правила выполнения разрезов на чертеже. При необходимости разрез обозначить.

Подведение итогов 3 мин.

- Что такое разрез?

- Какие виды разрезов существуют?

- Для чего применяется разрез?

- Перечислите правила выполнения разрезов.

- В каких случаях разрез не обозначается?

Оцените работу каждого учащегося в группе (напротив фамилии поставьте отметку)


- Закрепить, что такое разрез, показать на конкретных примерах необходимость выполнения разрезов, назначение разрезов, их классификацию, правила выполнения и обозначения. Научить выполнять простые разрезы и обозначать их;

- развитие познавательного интереса к предмету, статических и динамических пространственных представлений;

- формирование творческого потенциала личности.

Оборудование: учебник, плакаты, рисунки, чертежи.

Положение секущей плоскости указывают разомкнутой линией сечения. Начальные и конечные штрихи линии сечения не должны пересекать контур соответствующего изображения. На начальном и конечном штрихах нужно ставить стрелки, указывающие направление взгляда. Стрелки должны наноситься на расстоянии 2. 3 мм от внешнего конца штриха. При сложном разрезе штрихи разомкнутой линии сечения проводят также у перегибов линии сечения.


Стрелки, указывающие направление взгляда

Около стрелок, указывающих направление взгляда с внешней стороны угла, образованного стрелкой и штрихом линии сечения, на горизонтальной строке наносят прописные буквы русского алфавита. Буквенные обозначения присваиваются в алфавитном порядке без повторений и без пропусков, за исключением букв И, О, X, Ъ, Ы, Ь.

Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии предмета, а разрез выполнен на месте соответствующего вида в проекционной связи и не разделен каким-либо другим изображением, то для горизонтальных, вертикальных и профильных разрезов отмечать положение секущей плоскости не нужно и разрез над Простые наклонные разрезы и сложные разрезы обозначают всегда.

Простые разрезы подразделяются на:

а) фронтальные разрезы, если секущая плоскость перпендикулярна фронтальной плоскости проекций.

На чертеже фронтальный разрез, как правило, располагают на месте главного вида.


б) горизонтальные разрезы, если секущая плоскость располагается параллельно горизонтальной плоскости проекций.

Горизонтальный разрез располагают на месте вида сверху, но он может быть и вынесен в любое свободное место чертежа.


в) профильные разрезы, если секущая плоскость перпендикулярна профильной плоскости проекций.

На чертеже профильный разрезы располагают на месте вида слева.


г) наклонные – секущая плоскость наклонена к плоскостям проекций, секущая плоскость составляет с горизонтальной плоскостью проекций угол, отличный от прямого.

На чертеже наклонный разрез строят в соответствии с направлением взгляда и располагают, как правило, в проекционной связи.


Наклонные разрезы обозначаются всегда и в соответствии с общими правилами обозначения простых разрезов. При обозначении наклонных разрезов буквы всегда параллельны основной надписи. Допускается располагать наклонный разрез в любом месте поля чертежа, а также поворачивать изображение для удобства построения, для этого используется знак "повернуто".


д) местные разрезы – секущая плоскость частично рассекает предмет, служит для выяснения устройства предмета лишь в отдельном, ограниченном месте.


Местный разрез выделяется на виде сплошной волнистой линией

Домашнее задание:

Ознакомиться с параграфом 4.8, выучить определения. Стр. 32-33, практическое задание 2.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

урока по черчению на тему:

«Назначение разрезов, их классификация и обозначение.

Будниковой Елены Юрьевны

Форма проведения: беседа с практическим заданием

Цель: Изучить разрезы, понять различие между разрезом и сечением.

Образовательные:

— Научиться различать разрезы и сечения;

— Ответить на вопросы и выполнить задания по пройденной теме.

Развивающие:

— Развивать пространственное видение предмета;

— Развивать умение выполнять простой разрез, отличать разные виды разрезов;

— Развивать воображение и пространственное мышление.

Воспитательные:

— Воспитывать наблюдательность, аккуратность при выполнении графической и практической работ, усидчивость, терпеливость.

Оборудование:

Для учителя: презентация по теме занятия, методические пособия (плакаты), учебник черчения (А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский);

Для учащихся: тетрадь по черчению, чертёжные инструменты и принадлежности, учебник черчения (А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский).

Литература: учебник по черчению для 9 класса авторов А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

4. Беседа. Объяснение нового материала.

— (2 слайд) Рассмотрим чертеж. Он представлен двумя видами — главным видом (видом спереди) и видом сверху. Внутреннее очертание полых предметов на чертежах можно показать штриховыми линиями. Как вы считаете, удобно ли это? (Предположения учащихся) Форма деталей часто требует значительного количества таких линий, которые пересекаясь с контурными и между собой, затрудняют понимание чертежа.

— (3 слайд) Чтобы избежать этого и яснее показать внутреннее устройство детали, применяют изображения, называемые разрезом. Для получения разреза деталь мысленно рассекается секущей плоскостью. На изображении секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций. Передняя часть детали, расположенная между зрителем и секущей плоскостью, удаляется. Оставшаяся часть проецируется на фронтальную плоскость проекции. При этом фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза, обводится сплошной основной толстой линией и выделяется штриховкой. То, что находится за секущей плоскостью, считается видимым и поэтому также изображается сплошной толстой основной линией.

— (4 слайд) Рассмотрим процесс выполнения сечения на видеозаписи.

— Итак, что же называется разрезом? Кто может сформулировать определение?

— (5 слайд) Разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что находится в секущей плоскости и за ней. Следовательно, разрез включает в себя сечение. Запишите определение в тетрадь. (стр. 136)

— Как вы считаете, каково назначение разрезов? (6 слайд) Разрезы служат для увеличения наглядности чертежа и облегчения его чтения. Запишем это в тетрадь.

— (7 слайд) На чертежах используются простые и сложные разрезы.

Простыми разрезами называются такие разрезы, которые получены при мысленном рассечении детали одной секущей плоскостью.

Сложными разрезами называются разрезы, полученные при мысленном рассечении детали двумя и большим количеством плоскостей.

— (8 слайд) Также существуют фронтальные, горизонтальные и профильные разрезы.

Фронтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекции.

Горизонтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекции.

Профильным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекции.

— (9 слайд) Между разрезом и сечением существует различие. Разрез отличается от сечения тем, что на нём показывают не только то, что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней. (10 слайд) Запишем таблицу в тетрадь.

(11 слайд) Рассмотрим правила выполнения разрезов:

1. Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа.

2. Разрезы выполняются вместо и на месте соответствующего вида, например: фронтальный разрез выполняется вместо вида спереди и располагается на его месте, горизонтальный разрез выполняется вместо вида сверху и на его месте.

3. Построение, какого-либо разреза не влечет за собой изменения других видов.

(12 слайд) 4. Штриховые линии, которыми на главном виде были изображены внутренние очертания, обводят сплошными основными линиями, т.к. они стали видимыми.

5. Фигура сечения, входящая в разрез, заштрихована. Штриховка дается только там, где сплошные части детали попали в секущую плоскость.

Запишите правила в тетрадь.

(13 слайд) Правила обозначения разрезов:

1. Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез на чертеже не обозначается.

(14 слайд) 2. Если секущая плоскость не совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез обозначается. Положение секущей плоскости показывают штрихами разомкнутой линии. К штрихам разомкнутой линии на расстоянии 2-3 мм от внешнего края ставят стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок пишут прописные буквы русского алфавита. Изображение разреза подписывается надписью типа: А-А, Б-Б, В-В.

5. Закрепление нового материала.

— (16 слайд) Ответьте на вопросы:

1. Чем отличается разрез от сечения?

2. Кратко перечислите правила выполнения разрезов.

2. Кратко перечислите правила обозначения разрезов.

3. Какой разрез называется простым?

3. Какой разрез называется сложным?

— (17 слайд) 1 ВАРИАНТ. Рассмотрите чертеж и выберите то изображение, которое является разрезом. Почему?




— 2 ВАРИАНТ. По наглядному изображению найдите соответствующий ему чертёж с фронтальным разрезом.



6. Домашнее задание. Подведение итогов.

— (18 слайд) Домашнее задание — параграфы 23, 24, выучить правила обозначения разрезов и отличие разреза от сечения.

— Ребята, сегодня мы с вами узнали, что такое разрезы, познакомились с их классификацией и научились выполнять простые разрезы. Вы молодцы! Спасибо за урок, до свидания.

Читайте также: