Д мамин сибиряк медведко конспект урока 3 класс
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект урока лит. чтения Медведко 3 класс.docx
Учитель: Чудиловская Е.П.
Цели урока: развитие творческого воображения и фантазии, развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); формирование интереса к чтению произведений Д. Мамина-Сибиряка; воспитание у детей любви к природе, к животным.
– образовательные (формирование познавательных УУД): преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
– воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
р азвивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; воспитывать нравственные качества личности, любви к природе, личное отношение к окружающей действительности и приобщение детей к самостоятельной читательской деятельности; учить оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; р азвивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах.
– развивающие (формирование регулятивных УУД): определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Ход урока
- К нам заглянуло солнышко. Какое вам больше нравится?
- Рада, что у вас хороший настрой на работу(слайд 1)
Личностные - развитие положительного отношения к процессу познания.
2. Актуализация знаний учащихся.
1 . Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с вами открыли новый раздел учебника.
- Как он называется? (слайд 2) Кому посвящён? Расскажите о своих любимцах.
2. Тема урока и постановка цели урока.
Глазки чёрные, как ночи.
Косолап, но прыткий очень.
Любит молоко и мёд.
Очень быстро он растёт. (слайд 3)
3. Упражнение на развитие читательских умений: составление рассказа по предложению.
- Ещё не прочитав произведение, вы сможете догадаться, о чём пойдёт речь?
Вывешивают свои рисунки с изображением домашних питомцев и рассказывают про них.
- Речь пойдёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни .
Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.
Регулятивные –
выявление объективной учебной информации,
необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации.
Познавательные-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3. Развитие читательских умений .
- А знаете ли вы, что-нибудь об авторе? ( слайд 9 ), портрет на доске.
1. Работа с текстом до чтения.
Работа с заглавием и иллюстрацией.
– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения.
2. Словарная работа по ходу чтения.
(Выдержка из толкового словаря Ожегова Экипаж – многозначное слово, в данном случае означает лошади с повозкой; Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже; Гимназисты – ученики учебного заведения в дореволюционной России; Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки; Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу; Стремглав – очень быстро, стремительно).
Часть 2 дети читают вслух.
Эта часть не требует ведения диалога с автором, необходимо только обратить внимание детей, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.
Вопросы после чтения:
– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?
– А Медведко приживётся в доме?
Часть 3 читают вслух дети, а последний абзац – учитель.
Обращаем внимание на то, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем.
Вопрос после чтения:
– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?
Часть 4 читает учитель.
По ходу чтения заполнение таблицы на доске.
- Сравните, как менялось отношение автора к медвежонку по мере проживания зверя в доме.
Как маленький ребёнок
Беспокойный гость Виновник скандала
Разбойник Поганый зверь
Отношение автора к медвежонку
Умиление, нежность, любование
- Почему так меняется отношение автора к главному герою? Приведите примеры.
- Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?
- В чём он раскаивается?
Рассказ ученика об авторе
1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Рефлексивно-оценочный этап
- Прочитайте формулировку темы нашего урока. Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей?
Работа в парах. Работа по карточкам. - Обсудите и выберите правильный ответ.
О чём хотел рассказать автор?
Об отношении детей к медвежонку.
О том, как ведут себя дикие животные в доме у человека.
Об отношении человека к диким животным.
Какое предположение лучше всего помогает понять главную мысль текста?
Медвежонок не прижился дома потому, что мешал хозяевам отдыхать.
Медведей нельзя держать дома, потому что они – дикие животные.
Медведь – не домашнее животное. Каждому – своё место в природе.
Обсуждают варианты и выбирают нужный ответ, делают вывод о достижении ими цели.
Познавательные: д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
5. Итог урока
- В этом рассказе мы наблюдаем, что сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком добрые. Но даже и такие дружественные чувства человека нарушают в существовании животного естественный мир природы. И медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и
люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего
кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.
– Как вы думаете, где должны жить дикие животные?
Ученикам представлены две фотографии. На одной (цветной) изображены медведица с медвежатами на воле, медвежата играют, на другой (черно-белой) – медведица с медвежатами в клетке, медвежата жмутся к матери в углу клетки . (слайд 10)
Материалы для урока: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, напечатанные слова.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вводная беседа и постановка цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с произведениями нового раздела. Прочитайте его название.
Дети: “Животные в нашем доме”
Учитель: Как вы думаете, о каких животных должны быть произведения, если раздел называется “Животные в нашем доме”?
Дети: Собаки, кошки.
Учитель: А почему их называют домашними?
Ответы детей
Учитель: Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?
Ответы детей
Учитель: Но, к сожалению, человек иногда бездумно вторгается в жизнь дикой природы, существующей по своим законам. А что из этого может получиться, мы и узнаем, прочитав рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка “Медведко”. Признаюсь, слово это для меня новое. Я встретила его впервые, когда знакомилась с творчеством этого писателя. Прочитайте это слово про себя.Как его хочется произнести?
Дети: Нежно, ласково, по-доброму.
Учитель: Давайте произнесем слово в слух.
Дети читают.
Учитель: А кого же назвали этим трогательным словом?
Дети высказывают свои предположения, затем рассматривается иллюстрация к рассказу.
Учитель: Что произошло с медвежонком, мы узнаем, конечно же, прочитав рассказ. А анализируя его, нам нужно постараться понять и сделать вывод, какими должны быть взаимоотношения человека и природы? (Вопрос написан на доске) .
Учитель: При чтении вам встретятся слова, значение которых, возможно, не всем известно:
- Экипаж – многозначное слово, в данном случае означает лошади с повозкой;
- Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже;
- Гимназисты– ученики учебного заведения в дореволюционной России;
- Ларь– большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки;
- Кухарка– прислуга на кухне, готовящая пищу;
- Стремглав– очень быстро, стремительно.
- Восприятие произведения и работа по его содержанию.
Учитель: Рассказ напечатан в учебнике с небольшими сокращениями.
Чтение первой части детьми вслух. Беседа после чтения первой части:
- Кто в этом произведении рассказчик?
- Как медвежонок оказался у него в доме?
- Как автор описывает медвежонка?
- Найдите и прочитайте это описание. (Выборочное чтение)
- Каким словами называет автор медвежонка?
Учитель вывешивает на доску слова: медвежонок, славный, забавный, как котенок, милый, зверек, как ребенок.
- Как вел себя медвежонок в новом месте?
- Как отнеслись к нему гимназисты?
- Почему барин решил оставить зверька у себя?
Чтение второй части про себя. Беседа после чтения:
- Что показалось вам забавным в поведении медвежонка?
- Изменяется ли отношение рассказчика к медвежонку?
- Что его раздражает?
- Как автор показывает это?
Чтение третьей части учителем. Беседа после чтения:
- Что случилось в гостиной?
- Куда потом поместили медвежонка?
- Чем это закончилось?
- Где он провел следующую ночь?
- Как теперь называют медвежонка?
Учитель вывешивает на доску слова: упрямый зверь, гость, зверина, виновник скандала, поганый зверь.
Чтение четвертой части учащимися “цепочкой”. Беседа после чтения:
- Как думаете, почему Медведко не прижился в доме?
- Хорошо ли ему было, когда его перебрасывали из дома в дом?
По ходу чтения у нас образовалась такая цепочка слов, которыми рассказчик называет медвежонка. Давайте прочитаем эти слова с нужной интонацией и проследим, изменяется ли отношение окружающих к животному и как.
Дети: От умиления и восторга до возмущения и негодования.
Учитель: Прочитайте еще раз последний абзац произведения. Что автор говорит этими словами?
Дети: Барин очень рад, что избавился от медвежонка.
Учитель: Почему разрушилось равновесие между природой и человеком? Правильно ли поступил человек, когда взял в дом дикое животное?
-А сейчас подумайте и расскажите, как может сложиться жизнь медвежонка в дальнейшем.
Дети предполагают, что медвежонок вернется в лес и найдет там свою маму; он попадет в цирк и ему там понравится; его увезут в зоопарк, и он там будет хорошо жить и т. д.
Учитель: Из ваших рассказов видно, что все вы хотите, чтобы медвежонку было хорошо, и это меня радует. И автор – Д.Н. Мамин-Сибиряк, хотя и называет от имени барина обидными и грубыми словами медвежонка, но название дает рассказу очень нежное. Значит, как он относится к животному?
Дети: С любовью, с заботой, он переживает за него.
Учитель: Отец Д.Н. Мамина – сибиряка был священником и учителем и прививал сыну любовь к величавой природе Урала, где они жили. И, когда Дмитрий Наркисович вырос, он поступил на ветеринарное отделение медицинской академии, т.е. хотел лечить зверей. Но нехватка денег не позволила ему закончить академию. И он стал писать статьи и рассказы, в которых главной темой стали, конечно же, животные. Своими произведениями писатель часто предупреждал своих читателей для их же блага и для блага животных от ненужного вторжения в жизнь природы.
Так и в этом рассказе мы наблюдаем, что сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком добрые. Но даже и такие дружественные чувства человека нарушают в существовании животного естественный мир природы. И медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.
И сейчас я прочитаю, как заканчивает свой рассказ писатель.
Учитель читает из книги (без сокращений): “О дальнейшей судьбе “Медведко” знаю только то, что он околел месяца через два”.
Реакция детей неоднозначная. Они невольно делятся своими мнениями.
Учитель: Так как же мы можем ответить на вопрос нашего урока?
Дети: В природе все взаимосвязано. И человек, разумно относящийся к природе, сделает и свою жизнь только лучше, и не навредит, а может быть даже и поможет животным, растениям, всему, что есть на Земле.
Учитель: Я хочу, чтобы итогом этого урока стало стихотворение Бориса Заходера “Про всех на свете”
Все – Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
. . .
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все – Все,
Все на свете,
На свете нужны, и это все дети
Запомнить должны!
3. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к животным.
Оборудование:
-выставка книг писателя;
-картина с изображением медвежонка;
-карточки для характеристики главного героя;
Составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Цели: 1. Познакомить обучающихся с новым произведением о животных, особенностями
авторской манеры письма.
2. Совершенствовать навыки работы с текстом, расширять словарный запас обучающихся,
учить составлять характеристику главного героя.
3. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к животным.
Оборудование:
-выставка книг писателя;
-картина с изображением медвежонка;
-карточки для характеристики главного героя;
Организационный момент.
Повторительно-обобщительная беседа.
Как называется раздел книги, над которым мы работаем?
О каких домашних животных мы читали в этом разделе? Назовите эти произведения и их авторов.
Что интересного о собаках вы узнали из прочитанных рассказов?
А какие произведения о жизни собак вы еще читали?
Собаку человек приручил давно. Это его верный, надежный и преданный друг. А какие еще
животные могут жить рядом с человеком?
Проверка домашнего задания.
3.Учитель подводит итоги подготовки домашнего задания.
4. Актуализация знаний.
Вспомните, какое еще произведение мы изучали в этом разделе?
Почему же клест улетел от своего хозяина?
Как вы считаете, почему в этот раздел включены произведения о тех животных, которые не
должны жить в доме человека?
Формулировка темы урока.
Посмотрите на портрет писателя, выставку его книг и скажите, с произведением какого писателя мы познакомимся на уроке (Д.Н. Мамин-Сибиряк).
Послушайте загадку и определите, о ком пойдет речь в этом произведении?
(обучающиеся называют) (выставляется картинка с изображением медвежонка)
Сформулируйте тему урока.
Рассказ учителя о писателе, обращение к выставке книг.
Д.Н. Мамин-Сибиряк родился на Урале. Сибиряк – это его псевдоним. Для малышей и подростков он написал более 60 рассказов и сказок. Некоторые из этих произведений вы видите на выставке. Его произведения правдивы, живы, занимательны. Дети получают ненавязчивые уроки доброты, учатся переживать, сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе.
Какие рассказы автора вы читали?
Много сказок он написал, в каждой таится глубокий смысл.
(сообщает обучающийся)
Медведи- крупные, могучие звери, морды вытянуты, как у собак, уши и глаза маленькие, когти огромные. Медведи-животные всеядные, относятся к отряду хищников.
Постановка проблемы.
В конце урока вы должны ответить на вопрос: Можно ли держать в доме дикое животное и почему?
Словарная работа
(слова записаны на доске, читают по очереди обучающиеся, объясняет учитель и подготовленные обучающиеся)
экипаж – легкая повозка или коляска
кучер – человек, который правит лошадьми в экипаже
увалень – неуклюжий, неповоротливый
ларь – деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки
нимало – нисколько, вовсе нет
Первичное чтение рассказа – комбинированное
(книги у обучающихся открыты во время чтения)
Какое чувство вызвал у вас главный герой?
Анализ текста.
а) Ответы на вопросы, выборочное чтение.
Как у автора оказался медвежонок? Подтвердите словами текста.
Предположите, как медвежонок мог оказаться у охотников?
Какое первое впечатление он произвел на окружающих?
Прочитайте, как он вел себя на новом месте?
Как окружающие к нему относились? Докажите словами текста.
Почему его назвали Медведко?
Когда у окружающих изменилось отношение к медвежонку?
б) Самостоятельная работа по вариантам.
Найдите и прочитайте, какие проделки совершил медвежонок
1 вариант – во 2 части
2 вариант – в 3 части
в) Проверка самостоятельной работы.
Перечислите медвежьи проделки ночью.
К какому выводу пришел автор после бессонной ночи?
Почему медвежонок не прижился и на новом месте?
Какова главная мысль рассказа?
г) Работа над выразительным чтением.
Найдите и прочитайте отрывок о том, как новые знакомые увидели медвежонка.
Какое прилагательное использует автор? (милый)
Проследите, с какой интонацией произносят герои это слово?
(сначала- восхищения, умиления, потом –возмущения, негодования)
д) Подготовка к составлению характеристики главного героя.
Найдите и прочитайте, как автор называет медвежонка вначале, а затем во второй части текста (учитель на доске выставляет слова: милый, славный, забавный, маленький увалень, маленький гость, медвежонок, квартирант, разбойник, зверина, беспокойный гость, поганый зверь, упрямый зверь)
Расположите слова в порядке меняющегося о нем мнения.
Проследите, почему так менялось отношение к медвежонку?
Как вы ответите на проблемный вопрос?
Обобщение по произведению.
Предположите, как может сложиться дальнейшая судьба медвежонка.
О дальнейшей судьбе зверя вы узнаете, если прочитаете данный рассказ целиком, без сокращений.
Какова главная мысль произведения? (Медведь- дикий зверь, его место в лесу)
Подведение итогов урока.
С каким произведением познакомились?
Какой момент в рассказе больше всего рассмешил? Насторожил? Заставил задуматься?
Какое задание понравилось?
Оценки за работу в классе (учитель называет и комментирует)
Урок познакомит детей с биографией Д.Н. Мамина–Сибиряка и его произведением, позволит провести художественно-образный анализ.
Описание разработки
Цели:
- познакомить с биографией Д.Н.Мамина – Сибиряка и его произведением, провести художественно-образный анализ, совершенствовать навык чтения;
- развивать умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию;
- продолжить развивать умение анализировать прочитанное произведение, а также умение ориентироваться в тексте;
- Воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональную отзывчивость, ответственность за свои поступки, сострадание и милосердие.
Планируемые образовательные результаты:
- проявлять интерес к изучению темы;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- осознавать собственную успешность при изучении данной темы.
- читать текст осознанно, правильно, выразительно;
- определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
- определять тему урока;
- прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям;
- использовать приобретённые знания для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;
- делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
- ориентироваться на развороте учебника;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.
- Организация образовательного пространства: работа в мини-группах (4-5 человек).
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
Ребята, какой сегодня замечательный день. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.
2. Ситуативное задание (проблемная ситуация)
- Как поступить ребятам? (высказывают предположения)
- Удалось ли нам придти к единому мнению? (нет)
- Можем ли мы сейчас помочь ребятам? (Нет)
- У нас урок литературного чтения. Где мы можем найти совет, как поступить. (В литературном произведении)
- Откройте учебник на стр. 66
3. Подготовка к восприятию нового материала.
- Перед нами произведение. Что мы можем сказать о нем, не читая.
НАЗВАНИЕ (вешаю картинку)
- Прочитайте это слово вполголоса, как его хочется произнести. (нежно, ласково, по-доброму)
- Давайте произнесем слово в слух. Дети читают.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Предположите, о чем может быть этот рассказ?
- Кого назвали этим трогательным словом - Медведко. (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка).
- Запомните свои предположения.
- Что еще можем сказать?
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе
Класс: 3 класс
Тип урока: открытия новых знаний и развития читательских умений.
- познакомить с биографией Д.Н.Мамина – Сибиряка и его произведением, провести художественно-образный анализ, совершенствовать навык чтения;
- развивать умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию;
- продолжить развивать умение анализировать прочитанное произведение, а также умение ориентироваться в тексте;
- Воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональную отзывчивость, ответственность за свои поступки, сострадание и милосердие.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- осознавать собственную успешность при изучении данной темы.
Познавательные умения:
-читать текст осознанно, правильно, выразительно;
-определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
-определять тему урока;
- прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям;
- использовать приобретённые знания для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.
Регулятивные умения:
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
-оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;
-делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы;
-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения:
-ориентироваться на развороте учебника;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.
- Организация образовательного пространства: работа в мини-группах (4-5 человек).
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, групповая, перная работа.
Методы: проблемно-диалогический, поисковый.
Межпредметные связи:
Демонстрационный материал: электронная презентация.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
Ребята, какой сегодня замечательный день. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.
2.Ситуативное задание (проблемная ситуация)
- Как поступить ребятам? (высказывают предположения)
- Удалось ли нам придти к единому мнению? (нет)
- Можем ли мы сейчас помочь ребятам? (Нет)
- У нас урок литературного чтения. Где мы можем найти совет, как поступить. (В литературном произведении)
- Откройте учебник на стр. 66
3. Подготовка к восприятию нового материала
- Перед нами произведение. Что мы можем сказать о нем, не читая.
НАЗВАНИЕ (вешаю картинку)
- Прочитайте это слово вполголоса, как его хочется произнести. (нежно, ласково, по-доброму)
- Давайте произнесем слово в слух. Дети читают.
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике . Предположите, о чем может быть этот рассказ?
-Кого назвали этим трогательным словом - Медведко. (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка ).
- Запомните свои предположения.
- Что еще можем сказать?
АВТОР (вешаю на доску)
- Дети, а вы что-нибудь знаете про Д.Н.Мамина-Сибиряка? (пишет произведения о природе и животных).
- Ребята, посмотрите, что необычного в его фамилии? (состоит из 2 слов)
- Знает ли кто – нибудь, как появляются двойные фамилии . (НЕТ)
- А хотите узнать, как такая фамилия появилась Д.Н. Мамина- Сибиряка ?
- Дима нам немного об этом расскажет.
Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин.Родители привели мальчику любовь книгам и к величавой природе Урала, где будущий писатель прожил детские и юношеские годы. И это все отложило свой отпечаток в его дальнейшей судьбе. Он начал печатать познавательные рассказы, сказки для детей о природе и животных. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов. Умер Д.Н.Мамин-Сибиряк в 1912 году (СЛАЙД 2)
- Идем дальше. Можем ли мы что-то сказать о жанре (авторский текст, написан в прозе - или рассказ, или сказка), главном герое, персонажах, можем ли мы назвать главную мысль автора. (НЕТ)
- То, что волнует Д.Н. Мамина- Сибиряка, я уверена, мы с вами сможем определить в течение урока
- Посмотрите, сколько вопросов? Что нужно сделать, чтобы на них ответить и проверить все свои предположения. (Прочитать)
4. Знакомство с произведением
- Дети, при чтении будут встречаться слова, значения которых, возможно ,не всем известны, так как многие из них мы уже не употребляем в речи.
Это такие слова, как барин, кучер, ларь, уездный город (предполагают, проверяем по толковому словарю)
- Теперь сядьте поудобнее, потому что сейчас нам предстоит знакомство с произведением. Помогать мне сегодня будут Лера и Егор.
- Проводится словарная работа
1 часть (читает )учитель
Часть 2 дети читают вслух.
в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.
– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?
– А Медведко приживётся в доме?
Обратить внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем.
Чтение 3 части рассказа.
(Диалог с автором).
Читаем 1 абзац (до слов …заставил меня вскочить.)
-Какой вопрос захотелось задать автору?
(А что такое случилось?)
- Как вы думаете, что случилось?
Читаем до слов… зверина.
- Что бы вы спросили у автора?
Читаем до слов … что-то невероятное.
-Что же такого могло произойти?
Читаем до слов … не дал спать всю ночь.
-Вопрос после чтения:
– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?
Часть 4 читает учитель (комментированное чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения.
- Дети, какие чувства вы сейчас испытали, слушая это произведение? Поделитесь с нами. (СЛАЙД ) (Ответы детей)
5.Работа по содержанию
Мы прочитали произведение.
Что Теперь мы можем о нем добавить (Главные герои произведения- Барин и Медведко, персонажи кучер, кухарка, гимназисты)
- К какому жанру отнесете это произведение?
- Ваши предположения? (это рассказ)
- Почему, обоснуйте свое мнение.
(рассказ, т.к написан в прозе, описан один эпизод из жизни героев, небольшой по объему, ограниченное количество героев.)
- Итак, мы с вами подтвердили , что данный текст - это рассказ
- Ребята, мы с вами долго читали, отвечали на вопросы, давайте теперь немножко отдохнем.
6.Физминутка
- А теперь вернемся к тексту.
-Кто в этом произведении рассказчик?
- Как медвежонок оказался у него в доме?
- Как автор описывает медвежонка ? Найдите и прочитайте это описание. (Выборочное чтении)
- Как относились к нему гимназисты?
- Почему автор решил оставить медвежонка у себя?
Вам понравился Медведко?
- Как дальше развиваются события?
- Что больше всего удивляло автора в этом животном
(Его необыкновенная подвижность) . Подтвердите словами из текста
-Найдите и прочитайте, что больше всего занимало зверя.
- Прочитайте, что нарушило сон рассказчика.
-Найдите и прочитайте, за что хозяин отнёс медвежонка в гостиную.
- Почему произошло недоразумение? Почему медвежонок так себя вел? (Медвежонок – не игрушка. Это зверь и он живёт по своим правилам.)
– Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка.
(Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость (гость – значит, не навсегда, на время…); маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.)
- Как вы думаете, почему так по-разному рассказчик называет Медведко ? (меняется отношения автора к Медведко?)
- Давайте прочитаем подряд все названия с нужной интонацией.
- Когда становится понятно, что он не останется в доме?
- Из ваших рассказов видно, что все вы хотите, чтобы медвежонку было хорошо, и это меня радует. И автор – Д.Н. Мамин-Сибиряк, хотя и называет от имени барина обидными и грубыми словами медвежонка, но название дает рассказу очень нежное. Значит, как он относится к медвежонку.
Учащиеся: С любовью, с заботой, он переживает за него.
– Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?
– В чём он раскаивается?
- Почему разрушилось равновесие между природой и человеком? Правильно ли поступил человек, когда взял в дом дикое животное?
- Прочитайте формулировку темы нашего урока.
У каждого - свое место в природе (Слайд)
- Вы согласны с этим утверждением? обоснуйте свое мнение
- А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит читателей?
Дикие животные должны жить на воле. (слайд)
- Так кто же из ребят был прав? Анюта или Илюша?
- В этом рассказе мы пронаблюдали, как медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.
- Ребята, так как же сделать , чтобы дикие животные не страдали от бездумного, неумелого вмешательства человека в их жизнь ?
(Они должны знать, как с ним обращаться)
- Сейчас мы с вами постараемся сформулировать правила взаимоотношения человека с природой. (работа в группах – учащиеся по картинкам формулируют правила)
1.Не разоряй птичьи гнезда.
2. Не pазоpяй муpавейники.
3. Не лови насекомых.
4.Не забирай из леса животных.
Помните: любое ваше прикосновение к природному обитателю - сильнейший стресс для него!
Наш урок подходит к концу.
- Удалось ли вам найти ответы на поставленные вопросы? (Слайд)
-Я хочу у вас спросить, что вы взяли для себя из этого рассказа.
- Можно ли брать домой диких животных.
- А что мы скажем всем животным?
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Человек, разумно относящийся к природе, сделает и свою жизнь только лучше, и не навредит, а может быть даже и поможет животным, растениям, всему, что есть на Земле.
8.Оценивание работы детей на уроке
Мы ответили с вами на все вопросы, которые стояли перед нами в начале урока. И это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу. Сегодня вы слушали и слышали друг друга. И меня это очень радует.
9.Домашнее задание
Дома вы еще раз прочитаете рассказ. Подготовитесь к выразительному чтению понравившегося отрывка. И выберите для себя любое творческое задание: можно нарисовать иллюстрации, можно придумать продолжение рассказа, можно подготовить творческий пересказ от лица: Кучера, кухарки, Медведко.
10. Рефлексия
- Ребята, если во время урока вы не были равнодушными, если сказанные слова разбудили сердце, затронули душу, если вам было интересно на уроке изобразите на маске, которая лежит у вас на столе, улыбку. А если вам было скучно и неинтересно – грусть. Примерьте маску и покажитесь друг другу.
-Сколько у нас замечательных улыбающихся медвежат. Ребята, я хочу вас попросить лишь об одном : творите добро , улыбайтесь окружающему миру, а мир пусть улыбается вам. Пусть каждому человеку , птице, животному будет тепло и уютно в своем доме.
Читайте также: