Д мамин сибиряк медведко конспект урока 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока лит. чтения Медведко 3 класс.docx

Учитель: Чудиловская Е.П.

Цели урока: развитие творческого воображения и фантазии, развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); формирование интереса к чтению произведений Д. Мамина-Сибиряка; воспитание у детей любви к природе, к животным.

– образовательные (формирование познавательных УУД): преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

– воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

р азвивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; воспитывать нравственные качества личности, любви к природе, личное отношение к окружающей действительности и приобщение детей к самостоятельной читательской деятельности; учить оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; р азвивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах.

– развивающие (формирование регулятивных УУД): определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Ход урока

hello_html_m22a2ef4c.jpg

- К нам заглянуло солнышко. Какое вам больше нравится?

- Рада, что у вас хороший настрой на работу(слайд 1)

Личностные - развитие положительного отношения к процессу познания.

2. Актуализация знаний учащихся.

1 . Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы с вами открыли новый раздел учебника.

- Как он называется? (слайд 2) Кому посвящён? Расскажите о своих любимцах.

2. Тема урока и постановка цели урока.

Глазки чёрные, как ночи.

Косолап, но прыткий очень.

Любит молоко и мёд.

Очень быстро он растёт. (слайд 3)

3. Упражнение на развитие читательских умений: составление рассказа по предложению.

- Ещё не прочитав произведение, вы сможете догадаться, о чём пойдёт речь?

Вывешивают свои рисунки с изображением домашних питомцев и рассказывают про них.

- Речь пойдёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни .

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.

Регулятивные –

выявление объективной учебной информации,

необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации.

Познавательные-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

3. Развитие читательских умений .

- А знаете ли вы, что-нибудь об авторе? ( слайд 9 ), портрет на доске.

1. Работа с текстом до чтения.

Работа с заглавием и иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка.)

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения.

2. Словарная работа по ходу чтения.

(Выдержка из толкового словаря Ожегова Экипаж – многозначное слово, в данном случае означает лошади с повозкой; Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже; Гимназисты – ученики учебного заведения в дореволюционной России; Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки; Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу; Стремглав – очень быстро, стремительно).

Часть 2 дети читают вслух.

Эта часть не требует ведения диалога с автором, необходимо только обратить внимание детей, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.

Вопросы после чтения:

– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?

– А Медведко приживётся в доме?

Часть 3 читают вслух дети, а последний абзац – учитель.

Обращаем внимание на то, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем.

Вопрос после чтения:

– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?

Часть 4 читает учитель.

По ходу чтения заполнение таблицы на доске.

- Сравните, как менялось отношение автора к медвежонку по мере проживания зверя в доме.

Как маленький ребёнок

Беспокойный гость Виновник скандала

Разбойник Поганый зверь

Отношение автора к медвежонку

Умиление, нежность, любование

- Почему так меняется отношение автора к главному герою? Приведите примеры.

- Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

- В чём он раскаивается?

Рассказ ученика об авторе

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Рефлексивно-оценочный этап

- Прочитайте формулировку темы нашего урока. Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей?

Работа в парах. Работа по карточкам. - Обсудите и выберите правильный ответ.

О чём хотел рассказать автор?

Об отношении детей к медвежонку.

О том, как ведут себя дикие животные в доме у человека.

Об отношении человека к диким животным.

Какое предположение лучше всего помогает понять главную мысль текста?

Медвежонок не прижился дома потому, что мешал хозяевам отдыхать.

Медведей нельзя держать дома, потому что они – дикие животные.

Медведь – не домашнее животное. Каждому – своё место в природе.

Обсуждают варианты и выбирают нужный ответ, делают вывод о достижении ими цели.

Познавательные: д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

5. Итог урока

- В этом рассказе мы наблюдаем, что сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком добрые. Но даже и такие дружественные чувства человека нарушают в существовании животного естественный мир природы. И медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и

люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего

кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.

– Как вы думаете, где должны жить дикие животные?

Ученикам представлены две фотографии. На одной (цветной) изображены медведица с медвежатами на воле, медвежата играют, на другой (черно-белой) – медведица с медвежатами в клетке, медвежата жмутся к матери в углу клетки . (слайд 10)

Материалы для урока: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, напечатанные слова.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа и постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с произведениями нового раздела. Прочитайте его название.

Дети: “Животные в нашем доме”

Учитель: Как вы думаете, о каких животных должны быть произведения, если раздел называется “Животные в нашем доме”?

Дети: Собаки, кошки.

Учитель: А почему их называют домашними?

Ответы детей

Учитель: Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?

Ответы детей

Учитель: Но, к сожалению, человек иногда бездумно вторгается в жизнь дикой природы, существующей по своим законам. А что из этого может получиться, мы и узнаем, прочитав рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка “Медведко”. Признаюсь, слово это для меня новое. Я встретила его впервые, когда знакомилась с творчеством этого писателя. Прочитайте это слово про себя.Как его хочется произнести?

Дети: Нежно, ласково, по-доброму.

Учитель: Давайте произнесем слово в слух.

Дети читают.

Учитель: А кого же назвали этим трогательным словом?

Дети высказывают свои предположения, затем рассматривается иллюстрация к рассказу.

Учитель: Что произошло с медвежонком, мы узнаем, конечно же, прочитав рассказ. А анализируя его, нам нужно постараться понять и сделать вывод, какими должны быть взаимоотношения человека и природы? (Вопрос написан на доске) .

Учитель: При чтении вам встретятся слова, значение которых, возможно, не всем известно:

  • Экипаж – многозначное слово, в данном случае означает лошади с повозкой;
  • Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже;
  • Гимназисты– ученики учебного заведения в дореволюционной России;
  • Ларь– большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки;
  • Кухарка– прислуга на кухне, готовящая пищу;
  • Стремглав– очень быстро, стремительно.
  1. Восприятие произведения и работа по его содержанию.

Учитель: Рассказ напечатан в учебнике с небольшими сокращениями.

Чтение первой части детьми вслух. Беседа после чтения первой части:

  • Кто в этом произведении рассказчик?
  • Как медвежонок оказался у него в доме?
  • Как автор описывает медвежонка?
  • Найдите и прочитайте это описание. (Выборочное чтение)
  • Каким словами называет автор медвежонка?

Учитель вывешивает на доску слова: медвежонок, славный, забавный, как котенок, милый, зверек, как ребенок.

  • Как вел себя медвежонок в новом месте?
  • Как отнеслись к нему гимназисты?
  • Почему барин решил оставить зверька у себя?

Чтение второй части про себя. Беседа после чтения:

  • Что показалось вам забавным в поведении медвежонка?
  • Изменяется ли отношение рассказчика к медвежонку?
  • Что его раздражает?
  • Как автор показывает это?

Чтение третьей части учителем. Беседа после чтения:

  • Что случилось в гостиной?
  • Куда потом поместили медвежонка?
  • Чем это закончилось?
  • Где он провел следующую ночь?
  • Как теперь называют медвежонка?

Учитель вывешивает на доску слова: упрямый зверь, гость, зверина, виновник скандала, поганый зверь.

Чтение четвертой части учащимися “цепочкой”. Беседа после чтения:

  • Как думаете, почему Медведко не прижился в доме?
  • Хорошо ли ему было, когда его перебрасывали из дома в дом?

По ходу чтения у нас образовалась такая цепочка слов, которыми рассказчик называет медвежонка. Давайте прочитаем эти слова с нужной интонацией и проследим, изменяется ли отношение окружающих к животному и как.

Дети: От умиления и восторга до возмущения и негодования.

Учитель: Прочитайте еще раз последний абзац произведения. Что автор говорит этими словами?

Дети: Барин очень рад, что избавился от медвежонка.

Учитель: Почему разрушилось равновесие между природой и человеком? Правильно ли поступил человек, когда взял в дом дикое животное?

-А сейчас подумайте и расскажите, как может сложиться жизнь медвежонка в дальнейшем.

Дети предполагают, что медвежонок вернется в лес и найдет там свою маму; он попадет в цирк и ему там понравится; его увезут в зоопарк, и он там будет хорошо жить и т. д.

Учитель: Из ваших рассказов видно, что все вы хотите, чтобы медвежонку было хорошо, и это меня радует. И автор – Д.Н. Мамин-Сибиряк, хотя и называет от имени барина обидными и грубыми словами медвежонка, но название дает рассказу очень нежное. Значит, как он относится к животному?

Дети: С любовью, с заботой, он переживает за него.

Учитель: Отец Д.Н. Мамина – сибиряка был священником и учителем и прививал сыну любовь к величавой природе Урала, где они жили. И, когда Дмитрий Наркисович вырос, он поступил на ветеринарное отделение медицинской академии, т.е. хотел лечить зверей. Но нехватка денег не позволила ему закончить академию. И он стал писать статьи и рассказы, в которых главной темой стали, конечно же, животные. Своими произведениями писатель часто предупреждал своих читателей для их же блага и для блага животных от ненужного вторжения в жизнь природы.

Так и в этом рассказе мы наблюдаем, что сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком добрые. Но даже и такие дружественные чувства человека нарушают в существовании животного естественный мир природы. И медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.

И сейчас я прочитаю, как заканчивает свой рассказ писатель.

Учитель читает из книги (без сокращений): “О дальнейшей судьбе “Медведко” знаю только то, что он околел месяца через два”.

Реакция детей неоднозначная. Они невольно делятся своими мнениями.

Учитель: Так как же мы можем ответить на вопрос нашего урока?

Дети: В природе все взаимосвязано. И человек, разумно относящийся к природе, сделает и свою жизнь только лучше, и не навредит, а может быть даже и поможет животным, растениям, всему, что есть на Земле.

Учитель: Я хочу, чтобы итогом этого урока стало стихотворение Бориса Заходера “Про всех на свете”

Все – Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
. . .
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все – Все,
Все на свете,
На свете нужны, и это все дети
Запомнить должны!

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к животным.

Оборудование:

-выставка книг писателя;

-картина с изображением медвежонка;

-карточки для характеристики главного героя;

Составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Цели: 1. Познакомить обучающихся с новым произведением о животных, особенностями

авторской манеры письма.

2. Совершенствовать навыки работы с текстом, расширять словарный запас обучающихся,

учить составлять характеристику главного героя.

3. Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к животным.

Оборудование:

-выставка книг писателя;

-картина с изображением медвежонка;

-карточки для характеристики главного героя;

Организационный момент.

Повторительно-обобщительная беседа.

Как называется раздел книги, над которым мы работаем?

О каких домашних животных мы читали в этом разделе? Назовите эти произведения и их авторов.

Что интересного о собаках вы узнали из прочитанных рассказов?

А какие произведения о жизни собак вы еще читали?

Собаку человек приручил давно. Это его верный, надежный и преданный друг. А какие еще

животные могут жить рядом с человеком?

Проверка домашнего задания.

3.Учитель подводит итоги подготовки домашнего задания.

4. Актуализация знаний.

Вспомните, какое еще произведение мы изучали в этом разделе?

Почему же клест улетел от своего хозяина?

Как вы считаете, почему в этот раздел включены произведения о тех животных, которые не

должны жить в доме человека?

Формулировка темы урока.

Посмотрите на портрет писателя, выставку его книг и скажите, с произведением какого писателя мы познакомимся на уроке (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

Послушайте загадку и определите, о ком пойдет речь в этом произведении?

(обучающиеся называют) (выставляется картинка с изображением медвежонка)

Сформулируйте тему урока.

Рассказ учителя о писателе, обращение к выставке книг.

Д.Н. Мамин-Сибиряк родился на Урале. Сибиряк – это его псевдоним. Для малышей и подростков он написал более 60 рассказов и сказок. Некоторые из этих произведений вы видите на выставке. Его произведения правдивы, живы, занимательны. Дети получают ненавязчивые уроки доброты, учатся переживать, сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе.

Какие рассказы автора вы читали?

Много сказок он написал, в каждой таится глубокий смысл.

(сообщает обучающийся)

Медведи- крупные, могучие звери, морды вытянуты, как у собак, уши и глаза маленькие, когти огромные. Медведи-животные всеядные, относятся к отряду хищников.

Постановка проблемы.

В конце урока вы должны ответить на вопрос: Можно ли держать в доме дикое животное и почему?

Словарная работа

(слова записаны на доске, читают по очереди обучающиеся, объясняет учитель и подготовленные обучающиеся)

экипаж – легкая повозка или коляска

кучер – человек, который правит лошадьми в экипаже

увалень – неуклюжий, неповоротливый

ларь – деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки

нимало – нисколько, вовсе нет

Первичное чтение рассказа – комбинированное

(книги у обучающихся открыты во время чтения)

Какое чувство вызвал у вас главный герой?

Анализ текста.

а) Ответы на вопросы, выборочное чтение.

Как у автора оказался медвежонок? Подтвердите словами текста.

Предположите, как медвежонок мог оказаться у охотников?

Какое первое впечатление он произвел на окружающих?

Прочитайте, как он вел себя на новом месте?

Как окружающие к нему относились? Докажите словами текста.

Почему его назвали Медведко?

Когда у окружающих изменилось отношение к медвежонку?

б) Самостоятельная работа по вариантам.

Найдите и прочитайте, какие проделки совершил медвежонок

1 вариант – во 2 части

2 вариант – в 3 части

в) Проверка самостоятельной работы.

Перечислите медвежьи проделки ночью.

К какому выводу пришел автор после бессонной ночи?

Почему медвежонок не прижился и на новом месте?

Какова главная мысль рассказа?

г) Работа над выразительным чтением.

Найдите и прочитайте отрывок о том, как новые знакомые увидели медвежонка.

Какое прилагательное использует автор? (милый)

Проследите, с какой интонацией произносят герои это слово?

(сначала- восхищения, умиления, потом –возмущения, негодования)

д) Подготовка к составлению характеристики главного героя.

Найдите и прочитайте, как автор называет медвежонка вначале, а затем во второй части текста (учитель на доске выставляет слова: милый, славный, забавный, маленький увалень, маленький гость, медвежонок, квартирант, разбойник, зверина, беспокойный гость, поганый зверь, упрямый зверь)

Расположите слова в порядке меняющегося о нем мнения.

Проследите, почему так менялось отношение к медвежонку?

Как вы ответите на проблемный вопрос?

Обобщение по произведению.

Предположите, как может сложиться дальнейшая судьба медвежонка.

О дальнейшей судьбе зверя вы узнаете, если прочитаете данный рассказ целиком, без сокращений.

Какова главная мысль произведения? (Медведь- дикий зверь, его место в лесу)

Подведение итогов урока.

С каким произведением познакомились?

Какой момент в рассказе больше всего рассмешил? Насторожил? Заставил задуматься?

Какое задание понравилось?

Оценки за работу в классе (учитель называет и комментирует)


Урок познакомит детей с биографией Д.Н. Мамина–Сибиряка и его произведением, позволит провести художественно-образный анализ.

Описание разработки

Цели:

- познакомить с биографией Д.Н.Мамина – Сибиряка и его произведением, провести художественно-образный анализ, совершенствовать навык чтения;

- развивать умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию;

- продолжить развивать умение анализировать прочитанное произведение, а также умение ориентироваться в тексте;

- Воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональную отзывчивость, ответственность за свои поступки, сострадание и милосердие.

Планируемые образовательные результаты:

- проявлять интерес к изучению темы;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- осознавать собственную успешность при изучении данной темы.

- читать текст осознанно, правильно, выразительно;

- определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;

- определять тему урока;

- прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям;

- использовать приобретённые знания для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

- делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- ориентироваться на развороте учебника;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.

- Организация образовательного пространства: работа в мини-группах (4-5 человек).

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

Ребята, какой сегодня замечательный день. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.

Конспект урока по предмету Литературное чтение для начальных классов У каждого – своё место в природе

2. Ситуативное задание (проблемная ситуация)

- Как поступить ребятам? (высказывают предположения)

- Удалось ли нам придти к единому мнению? (нет)

- Можем ли мы сейчас помочь ребятам? (Нет)

- У нас урок литературного чтения. Где мы можем найти совет, как поступить. (В литературном произведении)

- Откройте учебник на стр. 66

3. Подготовка к восприятию нового материала.

- Перед нами произведение. Что мы можем сказать о нем, не читая.

НАЗВАНИЕ (вешаю картинку)

- Прочитайте это слово вполголоса, как его хочется произнести. (нежно, ласково, по-доброму)

- Давайте произнесем слово в слух. Дети читают.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Предположите, о чем может быть этот рассказ?

- Кого назвали этим трогательным словом - Медведко. (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка).

- Запомните свои предположения.

- Что еще можем сказать?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе

Класс: 3 класс

Тип урока: открытия новых знаний и развития читательских умений.

- познакомить с биографией Д.Н.Мамина – Сибиряка и его произведением, провести художественно-образный анализ, совершенствовать навык чтения;

- развивать умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию;

- продолжить развивать умение анализировать прочитанное произведение, а также умение ориентироваться в тексте;

- Воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональную отзывчивость, ответственность за свои поступки, сострадание и милосердие.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- осознавать собственную успешность при изучении данной темы.

Познавательные умения:

-читать текст осознанно, правильно, выразительно;

-определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;

-определять тему урока;

- прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям;

- использовать приобретённые знания для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

-оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

-делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

-ориентироваться на развороте учебника;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.

- Организация образовательного пространства: работа в мини-группах (4-5 человек).

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, групповая, перная работа.

Методы: проблемно-диалогический, поисковый.

Межпредметные связи:

Демонстрационный материал: электронная презентация.

Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

Ребята, какой сегодня замечательный день. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Я желаю, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.

2.Ситуативное задание (проблемная ситуация)

- Как поступить ребятам? (высказывают предположения)

- Удалось ли нам придти к единому мнению? (нет)

- Можем ли мы сейчас помочь ребятам? (Нет)

- У нас урок литературного чтения. Где мы можем найти совет, как поступить. (В литературном произведении)

- Откройте учебник на стр. 66

3. Подготовка к восприятию нового материала

- Перед нами произведение. Что мы можем сказать о нем, не читая.

НАЗВАНИЕ (вешаю картинку)

- Прочитайте это слово вполголоса, как его хочется произнести. (нежно, ласково, по-доброму)

- Давайте произнесем слово в слух. Дети читают.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике . Предположите, о чем может быть этот рассказ?

-Кого назвали этим трогательным словом - Медведко. (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка ).

- Запомните свои предположения.

- Что еще можем сказать?

АВТОР (вешаю на доску)

- Дети, а вы что-нибудь знаете про Д.Н.Мамина-Сибиряка? (пишет произведения о природе и животных).

- Ребята, посмотрите, что необычного в его фамилии? (состоит из 2 слов)

- Знает ли кто – нибудь, как появляются двойные фамилии . (НЕТ)

- А хотите узнать, как такая фамилия появилась Д.Н. Мамина- Сибиряка ?

- Дима нам немного об этом расскажет.

Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин.Родители привели мальчику любовь книгам и к величавой природе Урала, где будущий писатель прожил детские и юношеские годы. И это все отложило свой отпечаток в его дальнейшей судьбе. Он начал печатать познавательные рассказы, сказки для детей о природе и животных. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов. Умер Д.Н.Мамин-Сибиряк в 1912 году (СЛАЙД 2)

- Идем дальше. Можем ли мы что-то сказать о жанре (авторский текст, написан в прозе - или рассказ, или сказка), главном герое, персонажах, можем ли мы назвать главную мысль автора. (НЕТ)

- То, что волнует Д.Н. Мамина- Сибиряка, я уверена, мы с вами сможем определить в течение урока

- Посмотрите, сколько вопросов? Что нужно сделать, чтобы на них ответить и проверить все свои предположения. (Прочитать)

4. Знакомство с произведением

- Дети, при чтении будут встречаться слова, значения которых, возможно ,не всем известны, так как многие из них мы уже не употребляем в речи.

Это такие слова, как барин, кучер, ларь, уездный город (предполагают, проверяем по толковому словарю)

- Теперь сядьте поудобнее, потому что сейчас нам предстоит знакомство с произведением. Помогать мне сегодня будут Лера и Егор.

- Проводится словарная работа

1 часть (читает )учитель

Часть 2 дети читают вслух.

в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.

– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?

– А Медведко приживётся в доме?

Обратить внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем.

Чтение 3 части рассказа.

(Диалог с автором).

Читаем 1 абзац (до слов …заставил меня вскочить.)

-Какой вопрос захотелось задать автору?

(А что такое случилось?)

- Как вы думаете, что случилось?

Читаем до слов… зверина.

- Что бы вы спросили у автора?

Читаем до слов … что-то невероятное.

-Что же такого могло произойти?

Читаем до слов … не дал спать всю ночь.

-Вопрос после чтения:

– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?

Часть 4 читает учитель (комментированное чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения.

- Дети, какие чувства вы сейчас испытали, слушая это произведение? Поделитесь с нами. (СЛАЙД ) (Ответы детей)

5.Работа по содержанию

Мы прочитали произведение.

Что Теперь мы можем о нем добавить (Главные герои произведения- Барин и Медведко, персонажи кучер, кухарка, гимназисты)

- К какому жанру отнесете это произведение?

- Ваши предположения? (это рассказ)

- Почему, обоснуйте свое мнение.

(рассказ, т.к написан в прозе, описан один эпизод из жизни героев, небольшой по объему, ограниченное количество героев.)

- Итак, мы с вами подтвердили , что данный текст - это рассказ

- Ребята, мы с вами долго читали, отвечали на вопросы, давайте теперь немножко отдохнем.

6.Физминутка

- А теперь вернемся к тексту.

-Кто в этом произведении рассказчик?

- Как медвежонок оказался у него в доме?

- Как автор описывает медвежонка ? Найдите и прочитайте это описание. (Выборочное чтении)

- Как относились к нему гимназисты?

- Почему автор решил оставить медвежонка у себя?

Вам понравился Медведко?

- Как дальше развиваются события?

- Что больше всего удивляло автора в этом животном

(Его необыкновенная подвижность) . Подтвердите словами из текста

-Найдите и прочитайте, что больше всего занимало зверя.

- Прочитайте, что нарушило сон рассказчика.

-Найдите и прочитайте, за что хозяин отнёс медвежонка в гостиную.

- Почему произошло недоразумение? Почему медвежонок так себя вел? (Медвежонок – не игрушка. Это зверь и он живёт по своим правилам.)

– Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка.

(Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость (гость – значит, не навсегда, на время…); маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.)

- Как вы думаете, почему так по-разному рассказчик называет Медведко ? (меняется отношения автора к Медведко?)

- Давайте прочитаем подряд все названия с нужной интонацией.

- Когда становится понятно, что он не останется в доме?

- Из ваших рассказов видно, что все вы хотите, чтобы медвежонку было хорошо, и это меня радует. И автор – Д.Н. Мамин-Сибиряк, хотя и называет от имени барина обидными и грубыми словами медвежонка, но название дает рассказу очень нежное. Значит, как он относится к медвежонку.

Учащиеся: С любовью, с заботой, он переживает за него.

– Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

– В чём он раскаивается?

- Почему разрушилось равновесие между природой и человеком? Правильно ли поступил человек, когда взял в дом дикое животное?

- Прочитайте формулировку темы нашего урока.

У каждого - свое место в природе (Слайд)

- Вы согласны с этим утверждением? обоснуйте свое мнение

- А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит читателей?

Дикие животные должны жить на воле. (слайд)

- Так кто же из ребят был прав? Анюта или Илюша?

- В этом рассказе мы пронаблюдали, как медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.

- Ребята, так как же сделать , чтобы дикие животные не страдали от бездумного, неумелого вмешательства человека в их жизнь ?

(Они должны знать, как с ним обращаться)

- Сейчас мы с вами постараемся сформулировать правила взаимоотношения человека с природой. (работа в группах – учащиеся по картинкам формулируют правила)

1.Не разоряй птичьи гнезда.

2. Не pазоpяй муpавейники.

3. Не лови насекомых.

4.Не забирай из леса животных.

Помните: любое ваше прикосновение к природному обитателю - сильнейший стресс для него!

Наш урок подходит к концу.

- Удалось ли вам найти ответы на поставленные вопросы? (Слайд)

-Я хочу у вас спросить, что вы взяли для себя из этого рассказа.

- Можно ли брать домой диких животных.

- А что мы скажем всем животным?

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!

Человек, разумно относящийся к природе, сделает и свою жизнь только лучше, и не навредит, а может быть даже и поможет животным, растениям, всему, что есть на Земле.

8.Оценивание работы детей на уроке

Мы ответили с вами на все вопросы, которые стояли перед нами в начале урока. И это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу. Сегодня вы слушали и слышали друг друга. И меня это очень радует.

9.Домашнее задание

Дома вы еще раз прочитаете рассказ. Подготовитесь к выразительному чтению понравившегося отрывка. И выберите для себя любое творческое задание: можно нарисовать иллюстрации, можно придумать продолжение рассказа, можно подготовить творческий пересказ от лица: Кучера, кухарки, Медведко.

10. Рефлексия

- Ребята, если во время урока вы не были равнодушными, если сказанные слова разбудили сердце, затронули душу, если вам было интересно на уроке изобразите на маске, которая лежит у вас на столе, улыбку. А если вам было скучно и неинтересно – грусть. Примерьте маску и покажитесь друг другу.

-Сколько у нас замечательных улыбающихся медвежат. Ребята, я хочу вас попросить лишь об одном : творите добро , улыбайтесь окружающему миру, а мир пусть улыбается вам. Пусть каждому человеку , птице, животному будет тепло и уютно в своем доме.

Читайте также: