Конспект предметного урока по окружающему миру в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: получение обучающимися знаний в ходе проведения опыта.

I. Образовательная: формирование умений проводить опыты, обсуждать полученные результаты и формулировать выводы;

II.Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, настойчивости при выполнении опыта;

III. Развивающая: развитие творческих навыков, умение мыслить и рассуждать.

Оборудование: мерный стакан, 4 маленьких стакана, 2 воронки, 2 стеклянные палочки, два предметных стекла, фильтры, крахмал, соль.

I. Организационный момент.

На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Как зовут? Где живу?
Что собой представляю?
Для чего всем нужна я?
На вопросы ответить
Сама капля не сможет.
Ждёт она, не дождётся,
Когда мы ей поможем.

II. Фенологическая (природоведческая) минутка.

Дежурный, назначенный учителем заранее, записывает погоду на доске или в календаре наблюдений природы, объясняет ее по карте; устанавливает доступные для учащихся причины изменения погоды; обобщает сезонные изменения в природе за неделю.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а называется он опыт. Мы будем изучать свойства воды, будем учиться проводить опыты, обсуждать полученные результаты, учиться мыслить и рассуждать.

- Сейчас я вам раздам инструкции, по которым мы будем работать, обсудим их и приступим к их выполнению. Затем учитель раздает на каждый стол оборудование для опыта. Рассказывает технику безопасности.

IV. Работа по теме урока.

Инструкция к опыту

1. Понюхай воду. Сделай вывод: какой запах имеет вода?

Вывод: вода не имеет запаха, но в городах вода хлорируется, старые трубы дают запах болота, ржавчины, поэтому неприятных запах.

- Ребята, а кто из вас пьет воду из под крана? Как вы думаете ее можно пить? (нет) Почему?(ответы детей)

- Из крана воду пить нельзя! Вода, которую мы пьем течет из подземных вод, в ней находятся микробы. Чтобы их убить воду всегда хлорируют. Вода с хлором попадает к нам, если ее не отстаивать, то получится соляная кислота. Что очень вредит нашему здоровью. Хлор улетучивается из воды за 2 часа, поэтому воду нужно отстаивать не менее 2х часов.

2. Налейте с помощью палочки воду на стекло, наклоните его. Что вы видите? Сделайте вывод.

Вывод: вода имеет свойство текучести. Если капля не течет, значит, молекулы воды сцепляются друг с другом, но как только добавить немного воды, то они сразу расцепляются и начинают растекаться.

3. Опустите в стакан с водой палочку. Что вы видите? Сделайте вывод.

Вывод: вода прозрачная, палочка через воздух видится глазом в истинном виде, т.к. расстояние между частицами воздуха большое; через воду глаз ее видит толще, т.к. расстояние между частицами воды меньше, а через твердое вещество не видно вообще, т.к. расстояние между частицами твердого вещества минимальное.

4. В пустой стакан налей воды, положи соль, медленно размешай, попробуй. Сделай вывод.

- Что вы видите? Как можете это объяснить? (сначала соль лежит на дне, когда начинаем размешивать вода мутнеет, потому что крупные кристаллики соли разбиваются на мелкие)

- Мы видим эти мелкие кристаллики? (да)

- Что происходит дальше с водой? (она становится прозрачной)

- Почему? (Мы палочкой разбивали мелкие кристаллы соли на невидимые частицы)

Вывод: вода является растворителем.

5. В другой стакан налей воды, положи крахмал, медленно размешай,оставь в покое. Сделай вывод.

-Что наблюдали? (вода помутнела, появился осадок)

Вывод: Вода с крахмалом не дала прозрачности. Крахмал выпал в осадок, значит вода растворяет не все вещества.

6. Приготовьте 2 фильтра. Демонстрация учителем приготовления фильтра.

Смочите их, вложите фильтры в воронку, воронку в пустой стакан, через первый фильтр пролейте воду с солью, через вторую- воду с крахмалом.

- Что вы видите? ( вода с крахмалом проходит медленнее и становится прозрачной)

Вывод: отфильтрованная вода после соли- соленая, а от крахмала- прозрачная, т.к. растворимые вещества проходят сквозь стенки фильтра и не отделяются от воды, а плохо растворимые вещества хорошо фильтруются, т.к. остаются на стенках фильтра.

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.

- Почему воду нужно отстаивать 2 часа?(для того чтобы хлор улетучился, если ее не отстаивать, то получится соляная кислота)

- Назовите свойства воды?

- Все ли вещества вода может растворить?

Отметка и оценка деятельности школьников учителем.

VII. Домашнее задание.

Дома, вам нужно будет придумать загадки о воде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру по теме "Свойства воды и воздуха"

В работе представлены контрольно-измерительные материалы в форме теста по окружающему миру по теме "Свойства воды и воздуха".


Урок по окружающему миру по теме Свойства воды в жидком состоянии

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием групповой работы.


открытый урок по окружающему миру на тему "Свойства воды"

Открытый урок на тему "Свойства воды" 1 класс.


Урок окружающего мира по теме "Свойства воды". 3 класс. Программа "Гармония"

Тип урока: урок-исследование объекта.Цели урока:Обучающие:формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;формировать знания об основных свойствах воды в.


Цель урока: дать представления о свойствах воды при выполнении практической работы.Данный урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе, работа строится в форме.

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)" 3 классс. УМК " Перспективная начальная школа".


Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект предметного урока с опытом

по окружающему миру 2 класс

Тип: предметный урок с опытом

Цель: получение обучающимися знаний в ходе проведения опыта.

Задачи урока:

I . Образовательная: формирование умений проводить опыты, обсуждать полученные результаты и формулировать выводы;

II .Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, настойчивости при выполнении опыта;

III . Развивающая: развитие творческих навыков, умение мыслить и рассуждать.

Оборудование: бумажные полотенца, чипсы, газированная вода (фанта), стаканчики (для каждой пары обучающихся), 2 пары монеток по 10 копеек (для каждой пары обучающихся), сухарики.

I . Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Вот книжки на столе, тетрадки

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

- Итак ребята, послушайте одну притчу:

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей страны.

С тех пор жители страны были здоровы.

-Ребята, о чём эта притча? (ответы детей)

- А для чего нам важно быть здоровыми? (ответы детей)

- Как вы думаете, от чего же зависит наше с вами здоровье? (ответы детей)

- Правильно, от питания.

- А может кто - то из Вас знает, что такое здоровое питание? (ответы детей)

-Здоровое питание - это питание , обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск заболеваний.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а называется он опыт. Мы будем определять, какие продукты полезные, а какие вредны нашему здоровью.

-Вы будете работать в парах.

- Сейчас я вам раздам инструкции, по которым мы будем работать, обсудим их и приступим к их выполнению. ( Затем учитель раздает на каждый стол оборудование для опыта. Рассказывает технику безопасности.)

III . Работа по теме урока.

Инструкция к опыту

1. Возьмите листочек бумажного полотенца, положите чипсы на полотенце, накройте чипсы листом полотенца, раздавите чипсы ладошкой. Откройте полотенце. Что Вы увидели?

Вывод: на полотенце появились жирные пятна, а жирная пища вредна для нашего здоровья.

-Запишите результаты опыта в таблицу.

2. Возьмите 2 монетки по 10 копеек. У Вас на столах 2 стаканчика, в один из них налейте газированную воду Фанту, а другой – чистую воду. Опустите монетки в каждый стаканчик. Оставьте монетки на некоторое время. По окончанию времени ( по сигналу учителя), достаньте монеты из стаканчиков.

Вывод: монета, которая находилась в стаканчике с газированной водой, стала блестящей. Сделаем вывод, что газированная вода – может очистить металл. То же самое происходит и со стенками нашего желудка.

Результат опыта запишите в таблицу.

3. В стакан с водой высыпаем сухарики, перемешиваем.

Вывод: вода в стакане стала мутной и как будто грязной, потому что добавлено много острых приправ, соли, что плохо влияет на здоровье человека (желудок).

-Запишите результат опыта в таблицу.

- Ребята, вы отлично справились с нашими опытами.

IV . Закрепление.

- Какие же Вы сделали выводы? (что есть продукты, вредные для нашего здоровья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Познакомить с основными свойствами минералов: с твёрдостью, плотностью, магнитными свойствами.

2.Расширить представление о природных богатствах нашей страны.

3.Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Планируемый результат:

· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

· владеть навыками исследовательской работы.

УУД:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; формирование умения выявлять сущность особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, учебник, коллекция горных пород, лупа, магнит, стальной гвоздь.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Этапы урока

Ход урока

УУД

  1. Эмоциональный настрой, мотивирование к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята!

Поприветствуйте друг друга улыбкой, настройтесь на работу.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием,

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова

Личностные УУД:

  • смыслообразование;
  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний, пробные учебные действия

- Как вы понимаете слово недра?

(Недра - это то, что внутри земли. По научному – литосфера)

-О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

( о полезных ископаемых)

Сегодня мы продолжим разговор начатый на прошлом уроке.

- Давайте вспомним, что мы узнали нового?

- От чего зависит образование горных пород?

( Зависит от условий образования: образования после извержения вулкана- базалит, гранит; после разрушения их ветром, водой и солнечными лучами; из останков растений и животных, скопившихся на дне водоема – песчаник, глина, торф, уголь.)

Образование горных пород происходит и сейчас, этот процесс длительный.

- Что такое окаменелость?

(Сохранившиеся формы древних растений и животных.)

- Что можно узнать по окаменелостям?

(По ним можно узнать, какие животные и растения населяли нашу Землю в далеком прошлом)

- Какую роль играет вода и ветер в образовании осадочных пород?

( Воду, лёд и ветер называют разрушителями и созидателями. Они ведут двойную работу- в одном месте разрушают твердые горные породы,а в другом образуют осадочные породы- песок,глину.)

-Ребята,давайте еще раз обратим внимание. С какими

понятиями мы познакомились на прошлом уроке?

(На доску вывешиваются слова: недра земли, горные породы, окаменелость,полезные ископаемые, минералы)

Регулятивные УУД:

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • умение структуировать знания
  • умение строить речевое

Коммуникативные:

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

3. Целеполагание и построение проекта выхода из проблемы.

- А какое понятие вам незнакомо?

- Что вы уже знаете о минералах?

- Хотите узнать ещё больше?

Тема нашего урока. Чем различаются минералы?

Цель- познакомиться с основными свойствами минералов и их разнообразием.

Познавательные УУД:

  • умение структурировать знания;
  • умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.Реализация построенного

проекта.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.

Работа с учебником.

Чтобы продолжить работу дальше, давайте определим

-Что такое минералы?

Откройте учебник на странице 81.(Слайд 2.)

В своей жизни мы ежедневно встречаемся с различными минералами. Летом бегаешь босиком по песку, это разновидность минерала кварца. Грифель твоего карандаша сделан из минерала графита. Каждый день на обеденном столе стоит солонка с минералом галитом – поваренная соль.

Насчитывают более 4000 разных минералов. Разными бывают цвет и прозрачность минералов. Минералы могут иметь вкус и запах, различаются на ощупь. Различна и твердость минералов.

-Рассмотрите рисунок на странице 82 учебника. Это шкала твердости минералов.

- Назовите самый твердый минерал? (алмаз)

- Назовите самый мягкий минерал? ( тальк - из него делают детскую присыпку)

-Что мы сейчас делали? ( Рассматривали шкалу твердости минералов

Регулятивные УУД:

  • целеполагание как постановка учебной задачи;
  • планирование, прогнозирование;

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;смысловое чтение

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Физ. минутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал,

Зайка – прыг и убежал.

Взялись зайцы за бока,

Личностные УУД:

6.Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону

Правила работы в группах.

У вас на парте лежат – гранит, он состоит из отдельных минералов; полевого шпата, слюды и кварца.( Слайд 8)

( Разбирается план работы)

- Какой вывод можно сделать? (Минералы разнообразны в цвете, форме, твердости и не взаимодействуют с магнитом)

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результатом с заданным эталоном; коррекция.

7. Включение в систему знаний и повторения

Цель – формировать у школьников самооценку.

Физкультминутка

- Что называют минералами?

-Из каких минералов состоит гранит?

- Какими свойствами различаются минералы?

-Где в повседневной жизни вы можете встретить минералы?

- Где используют минералы?

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Личностные УУД:
  • формируем установку на здоровый образ жизни.

8. Рефлексия учебной деятельности

А наш урок мне хочется закончить Синквейном

  1. Одно существительное.
  2. Два глагола
  3. Три прилагательных.
  4. Полное предложение
  5. Наречие.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • умение прогнозировать дальнейшую работу;
  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Составитель: Марочкина Ирина Эдуардовна,

учитель начальных классов.

Предмет. Окружающий мир

Тема урока. Чем различаются минералы

Тип. Урок построения системы знаний

Цель. Формирование представления о разнообразии минералов и их свойствах,

Познакомить с основными свойствами минералов: с твёрдостью, плотностью, магнитными свойствами.

Расширить представление о природных богатствах нашей страны.

Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Планируемый результат:

знать основные свойства минералов;

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций; формирование умения выявлять сущность особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, учебник, коллекция горных пород, лупа, магнит, стальной гвоздь.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.


1. Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.

2.Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Развивающие:

1. Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.

навыки точного употребления глаголов в речи, с целью её обогащения.

2. Способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: пробирка, стакан с водой, надувной шарик, блюдце с бумагой , спички.

Ход урока:

2. Проверка домашнего задания

Обучающиеся рассказывают, какие примеры горных пород и минералов они нашли. Рассказ об их особенностях и использовании человеком.

Горные породы и минералы – богатства природы, которые человек должен бережно использовать. Сегодня мы поближе познакомимся с другими очень важными природными богатствами, которые дарит нам природа.

- Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.( воздух)

4. Воздух и его свойства. Демонстрация опытов.

– Что в этой пробирке? (Ничего нет). Давайте проверим, что там действительно ничего нет.

– А какой он, воздух, из чего состоит? Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник на листах наблюдений.

Опыт 1

Учитель берет пробирку и топит ее в стакане с водой. Видите, из горлышка побежали пузырьки? Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки?(наверное воздух)

Опыт 2

– Как вы думаете, воздух имеет запах или вкус?

Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Открываю жидкость для снятия лака или разрезанную луковицу, машу рукой, чтобы запах распространился.)

– А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса).)

– У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды)

– Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий)

(Один ученик у доски, остальные аккуратно на месте)

– Отпустите шарик … Действуйте осторожно! Шарик может вырваться.

– Почему шарик улетел? (Его толкает воздух). Поднимите

его, у кого улетел шарик.

Опыт 5

– Поставим открытую пластмассовую бутылку в холодильник, затем оденем на её горлышко шарик и поставим в миску с горячей водой.

– Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик надувается.

– Почему шарик надулся? (Тёплый воздух легче, чем холодный)

– Действительно, воздух всегда находится в движении.

– Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали?

(Чтение с листов наблюдений: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)

7. Физминутка (Музыкальная)

6. Построение проекта выхода из затруднения.

– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать всё про воздух: о свойствах, значении, применении, охране)

− Что вам помогло достичь цели и решить задачи? (Знания и проделанные опыты)

– Из чего же состоит воздух?

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

– Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Опыт 6

– Какой вывод можно сделать? (Углекислого газа в воздухе не очень много, иначе нам нечем было бы дышать и мы бы задохнулись).

(Кислород в воздухе жизненно необходим).

Опыт 7

– Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит)

– А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3. погасла. Почему?

– Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода.

– Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

– Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ.

– Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше.

– Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

– Определить состав азота в воздухе мы не сможем, за нас это сделали учёные в настоящей лаборатории.


8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Самостоятельно, определите, какую часть круга занимает:

Углекислый газ – жёлтым

–Давайте, проверим себя, правильно ли мы составили схему (Проверка по слайду).

– Какой из газов в воздухе самый важный?

– Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто. Почему мы проветриваем комнату? (В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос).

9. Включение в систему знаний и повторение.

Чистый воздух – одно из главных богатств природы, которое необходимо охранять.

– Отчего загрязняется воздух?

– Почему необходимо охранять воздух?

– Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

– Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

– Давайте с вами беречь планету –

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею пожары и дым

В обиду её не дадим.

10. Рефлексия деятельности на уроке.

1. вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;

Читайте также: