Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема масленица

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 961 0

Тема: Масленица

Цель: развитие интереса к традициям русского народа. Показать красоту и поэтичность русских народных гуляний. Учить понимать народные заклички.

- познакомить детей с зимним русским праздником Масленицы, как одним из христианских праздников;

- познакомить с традиционными угощениями;

- воспитывать интерес к красоте русских традиций и обрядов;

- развивать мелкую моторику рук;

- создавать эмоционально-положительный настрой в группе;

- формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр;

- развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила;

Иллюстрации:

Воспитатель: Ребята, на протяжении всей своей истории человек во что-то да верил. На сегодняшний день существует множество различного рода религий. Три основные религии мира - христианство, ислам, буддизм. И я хочу вас познакомить с религией - христианство.

В основе религии лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя.

Существует множество христианских праздников, на которые люди ходят в храм. Мы сегодня познакомимся с русским народным праздником – Масленица.

Этот праздник к нам идет раннею весною

Сколько радости несет он всегда с собою!

Ледяные горы ждут, и снежок сверкает

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает!

Масленица — один из самых любимых в народе празд­ников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имеет и другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каж­дого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

- Ребята, как вы думаете, почему праздник называется Масленица?

Воспитатель: Верно, Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли масляные, румяные и горячие, как само солнце, бли­ны. Считалось, что румяными блинами приманивали солнце, помогая ему разгораться. Масленица длится 1 неделю.

У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.

С поне­дельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Рано утром хозяйка встаёт, надевает фартук, повязывает косынку, смотрит в печь, не пора ли блины печь?

- Почему так называется? Во вторник играли в снежки, катались на качелях, с ледяных гор, строили санные поезда (прелесть которых заключалась в том, чтобы сотня саней вывалилась в сугроб), совершали поездки на лошадях.

Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои.

- Середина недели. Самый объедальный день. Во всех домах накрывали богатые столы. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

А теперь, ребята попробуйте отгадать, что стряпухе было необходимо для выпечки блинов?

На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце)

Огня не страшусь, воды не боюсь. (Кастрюля)

Маленькое, кругленькое, беленькое разобьётся, никакой столяр не склеит. (Яйцо)

Белое, а не вода сладкое, а не мёд, от рогатого беру, деточкам даю. (Молоко)

Что на сковороду наливают да в четверо сгибают. (Блин)

Важным и значительным моментом праздника было взятие снежного городка. Возводили и захватывали построенные снежные города.

Встанем в две команды.

- 1,2,3,4,5- начинаем в цель бросать.

- Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, танцуют. Это был самый весёлый озорной день недели. Молодёжь наряжается, и поёт задорные озорные частушки под гармонь.

- Ребята, как вы думаете, почему песни называются частушками?(маленькие, частые)

- Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок - это тётю, сестру вашего папы.

Сжигали Масленицу под слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птицы летят,

Колокольчики звенят.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Раз, два, три - беги!На последнее слово ребёнок с бубном останавливается и протягивает бубен между двумя ближайшими детьми. Они бегут в разные стороны по кругу, первый, кто ударит в бубен, становится водящим.

Солнце – это один из символов Масленицы. А такое яркое и разноцветное солнышко украсит любое помещение или даже улицу. Приступим!

После того, как поделка закончена, воспитатель обращает внимание детей на то, насколько веселее и красивее стало в комнате.

- Давайте, ребята возьмем наши солнышки и встанем в круг.

Знакомство с весенними закличками.

- Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

С весной красною вернись!

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Подделки, которые мы с вами сделали останутся у вас, и будут напоминать о празднике Масленица.

- А теперь пройдем на свои места и поговорим, о чем вы сегодня узнали.

О каком празднике мы сегодня с вами говорили?

Почему праздник назывался масленицей?

Как по-другому называли праздник масленицу?

Что является главным блюдом?

Сколько дней длится праздник?

Как люди праздновали этот праздник? (Рассказы 2-3 детей)

Угощение блинами

- Ребята, вы мне сегодня очень понравились, вы были такие активные. И в благодарность я хочу вас угостить блинами.

Автор: Бакуняева Юлия Сергеевна, воспитатель

Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия " Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.

Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом, дать представление о значении каждого дня Масленицы.

- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,

- активизировать активный словарь,

- развивать слуховое внимание, логическое мышление,

- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материал: кукла- чучело Авдотья, аудиозаписи русских народных мелодий, репродукции картин русских художников, презентация Масленица.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Сюрпризный момент: Ой ребята к нам кто-то идет, (звучит музыка из русских народных песен про масленицу)

Героиня А. Н. : Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости, рассказать вам о своем празднике-Масленица. А зовут меня Авдотьюшка Никифоровна. Хотите послушать мою историю?

Героиня А. Н: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

Героиня А. Н: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Героиня А. Н: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Героиня А. Н: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

Героиня А. Н: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг).

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки, состязания устраивались.

Чем лакомились на Масленицу- отгадайте?

Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)

Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

1. Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

2. Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

3. Кольцо не простое,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

4. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

5. "Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Героиня А. Н: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Героиня А. Н: Давайте и мы с вами попляшем, хоровод заведем! (звучит хороводная песня)

Пятница и суббота

ходили в гости. Для гостей готовили угощения. Какое? (Ответы детей)

В субботу сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Воскресенье — прощенный день или проводы.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

Героиня А. Н: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Героиня А. Н: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Героиня А. Н: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось?

Героиня А. Н: а теперь приглашаю вас на чаепитие с главным блюдом блинами.

Почему праздник назывался масленицей?

Что еще готовили хозяйки?

Как по-другому называли праздник масленицу?

Как люди праздновали этот праздник? (Рассказы 2-3 детей)

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-еизд., перераб. и доп. -СПб: Детство-Пресс, 2004.-304с. :ил.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- развитие грамматического строя речи

(закрепить умение детей, составлять уменьшительно-ласкательную форму

существительного, посредством суффикса; формировать навык подбора прилагательного.

- обогатить и активизировать словарный запас детей.

Интеграция ОО:

- продолжать формировать временные представления недели.

- развивать слуховое внимание, логическое мышление.

- развивать координацию движений, ловкость, быстроту.

- воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси;

- воспитывать культуру общения и сотрудничества со сверстниками в условиях игровой деятельности;

- вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтение небылиц и рассматривание слайдов.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, я предлагаю нам сделать большой красивый круг и начать наш день с хорошим настроением и со словами:

Что за чудо- чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Это все мои друзья!

Воспитатель : Ребята! Я предлагаю Вам отгадать загадку.

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Воспитатель : Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня я бы хотела вам рассказать об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.

Хотите послушать про Масленицу?

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность.

Празднуют в конце февраля, начале марта.

У Масленицы есть еще другое название — проводы зимы.

А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник.

Длится Масленица, целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и угощают их.

Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные !

Масленица всегда была шумной , весёлой с песнями и играми.

Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами.

Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор!

Распевают задорные частушки и прибаутки.

Шуты и скоморохи веселят народ. Вот какая она, русская Масленица!

Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды.

Я предлагаю вам вспомнить, какой день начинает неделю? (Понедельник)

Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда) . А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) .

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

В этот день встречают Масленицу,

-строят снежные горы,

- Делают куклу –чучело , — Масленицу,

- наряжают ее, усаживают в сани и

- везут на горку и встречают ее играми и песнями.

Вторник назывался— Заигрыш .

В этот день начинались игры и потехи:

- устраивались поездки на лошадях,

- строили снежные и ледяные крепости,

- скоморохи пели свои частушки,

- устраивались состязания.

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда называлась— Лакомка .

Чем лакомились на Масленицу- отгадайте?

Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)

Ребята, а с чем можно кушать блины?

Дети ходили на Масленицу из избы в избу, поздравляли с праздником и пели,

угощали друг друга и рассказывали небылицы.

Ребята, а что такое небылицы?(Ответы детей)

А вы знаете небылицы ? (Ответы детей)

*Два жадных медвежонка,
Сидели на суку.
Один держал кастрюлю,
Другой месил муку.

Раз! Ку-ку! Два! Ку-ку!
Оба шлепнулись в муку.
Оказались не в муке,
А у бабки в твороге.

*Федул, что губы надул?
М: Да кафтан прожег
Д: Так зашей!
М: Иглы нет.

Д: А велика ли дыра?
М: Да один ворот остался.

Ребята, а какой день недели следует за средой? (Четверг)

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера, плясали,

водили хороводы,

пели частушки .

Устраивали конские бега,

кулачные бои.

Катались на конях по деревне.

Все угощались блинами.

Ребята, я предлагаю Вам немного поиграть.

Пятница ( Тещины вечерки) и суббота (заловкины посиделки)

в эти дни ходят в гости. Для гостей готовят угощения. Какие? (Ответы детей)

В субботу сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Воскресенье — прощенный день или проводы.

Автор: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Золотая рыбка" Астраханской области Черноярского района.
Данный материал будет полезен воспитателям при проведении тематических бесед о народных праздниках с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: знакомить детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, отгадывание загадок, заучивание закличек, песенок и игр.


Игра на развитие ловкости и прыжковой выносливости.
Подготовка. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу.
Описание игры. По сигналу тренера участники игры, прыгая на одной ноге и заложив руки за спину, сближаются и, толкая друг друга плечом, стараются вывести противника из равновесия таким образом, чтобы тот коснулся земли второй ногой. Такой игрок считается проигравшим и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь команде не останется ни одного игрока. В каждом последующем бое участники меняют толчковую ногу.
Правило. Нельзя во время боя убирать руки из-за спины и менять опорные ноги.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А мы продолжаем нашу беседу дальше.
Пятница: Тещины вечерки. В этот день зятья угощали своих тещ блинами.
Суббота – Золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и близких и потчевали их угощением.
Воспитатель. Седьмой день Масленицы- Прощеное воскресенье.
В этот день были проводы Масленицы. Разводили костер и сжигали (чучело)-куклу с песнями. Еще в прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения. Так и заканчивалась Масленица.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша с вами беседа. Ребята что интересного вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы, спасибо вам. Вы были активными собеседниками.

Читайте также: