Эпитет конспект урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: создать условия для формирования навыков написания сочинения на лингвистическую тему в формате ГИА.

Задачи урока:
1.Предметные

  • повторить особенности композиции сочинения - рассуждения на лингвистическую тему
  • создать проектную ситуацию
  • доказать правильность высказывания и привести аргументы из представленного текста
  • раскрыть тему на лингвистическом материале, используя научный или публицистический стиль
  • формировать лингвистические и культуроведческие компетенции
  • формировать умение находить примеры в тексте
  • учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
  • использовать культурологический фон урока посредством произведений живописи, художественных текстов, музыки
  • совершенствовать речевые навыки учащихся
  • строить отношения с людьми
  • пробуждать эстетические чувства
  • развивать культуру речи и умение аргументировать свое мнение

Методические приёмы: слово учителя, опрос, беседа, мини-проект, аналитическая работа, создание речевой ситуации, наблюдение, рефлексия.
Используемые технологии: проблемно-диалогическое, поисковое обучение, развитие исследовательских навыков, ИКТ.

Тип урока: урок-исследование.

Форма урока: творческая мастерская

Прогнозируемый результат урока: подготовить материал для домашнего сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Конечный результат работы: подготовка к написанию домашнего лингвистического сочинения в формате ГИА.

Оборудование урока:
мультимедийное оборудование
слайд-шоу
аудиозапись
раздаточный материал:тексты для анализа
пейзажи Левитана
Ключевые понятия урока:
лингвистический материал
текст
тема текста
художественный стиль
типы речи
выразительные средства
эпитет

Б)Эвристическая беседа.
1.Ребята, что вы знаете о Левитане – художнике-пейзажисте?
Подготовленный рассказ: Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, Левитан умел отдыхать только наедине с природой. Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.Но… Левитан не любил солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер; или осень, когда солнца становится совсем мало.Картины художника, начиная с ранних работ, словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого любовного взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть, более глубокая и одухотворённая.

2.Посмотрите на его картины. Как вы думаете, как относится к осени художник? – Приложение №2
Примерный ответ: Осень, безусловно, является любимым временем года Левитана. Ее он изображает в трех ипостасях: осень в лесу, в во дворе и у берега реки, поэтому и описывает образно и поэтично деревья, траву, листву, небо…Наверно, осень вдохновляла его творческое начало так же, как и Пушкина.

Учитель выразительно читает свое стихотворение об осени.
Туманом даль еще дымила,
Пурпуром грезила рябина,
Свое уж осень отлюбила:
Видать, несладкая судьбина.
Зима взяла ее за плечи,
Листву пожухлую встряхнула
И горечью последней встречи
В лицо морозом ей дохнула.
И отступила, спотыкаясь,
С обидой раненая осень,
Нагая, чувственно смущаясь,
Ушла в пронзительную просинь…

В)Речеведческий анализ.
Постановка учебной задачи.

Групповая работа
1 группа - Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста. Объясните смысл названия текста.

2группа - Определите стиль текста. Докажите свою правоту. Приведите примеры характерной лексики и особенностей синтаксиса данного стиля. Какова сфера употребления этого стиля?

Примерные ответы: Это книжный, художественный стиль текста, он используется в произведениях художественной литературы. Задача такого стиля – нарисовать словами картину, воздействовать на чувства читателя. Здесь использованы такие тропы, как эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения… Для синтаксического строя текста характерны инверсия, сложные синтаксические конструкции. - Приложение №3

3группа - Какие слова помогают автору нарисовать картины осени? Что это за выразительное средство? Что вы знаете об этом выразительном средстве? Какова его роль в тексте? -

Примерные ответы: Определения-прилагательные помогают автору нарисовать картину осени: пожухлая трава, одинокие березы, дорогое время года, прощальные дни, загнивающие травы, тихое гудение пчел… Это все эпитеты – образные слова –прилагательные или наречия на О, помогающие представить предмет или явление…Это образное выразительно средство, оно показывает качество описываемого предмета, явления. Одно их самых ярких выразительных средств лексики…В этом тексте эпитеты помогли нарисовать осень с качественной предметностью, и мы увидели грустные осенние пейзажи, тоже, как и Левитан, почувствовали печаль и одновременно восхищение уходящей красотой осеннего пейзажа. - Приложение №4.

Г)Слово учителя.
Создание проблемной ситуации.

Поисковая работа.
Ж) Обучающиеся в составе групп работают, находя в тексте Паустовского примеры, делая записи в тетрадях.

З) Пауза. Перед тем как вы, ребята, будете зачитывать свои примеры, аргументы, подтверждающие гипотезу, предлагаю небольшую творческую паузу, веселую такую.

Эпитеты в тексте как бы одевают предметы, и мы видим в предложении № 14 одинокие золотые березы, палую листву, косматые дожди. Такое видение осени пришло к Левитану уже с возрастом - Паустовский обращает наше внимание на то, что произошло это уже в зрелом возрасте художника.

К) Слово учителя:
- Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты.

Л) Примерные ответыобучающихся.
Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще. Поэтому эпитеты помогают увидеть окружающий природный мир, людей, животных, птиц, наше настроение как бы в красках, помогают выразить свое отношение, делают нашу речь образной, выразительной, яркой.

М) - Давайте обобщим наши наблюдения и запишем выводы– Приложение №7.
- Обратите внимание на доску, где представлено напоминание о композиционном построении домашнего лингвистического сочинения.

3.Рефлексия.
- Как вы считаете, кто на уроке работал активнее всех?
-А чему вы сегодня научились?
-С каким настроением покидаете урок?
-Будут ли затруднения при написании домашнего сочинения?

4.Оценки за урок.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Роль эпитетов в тексте К. Паустовского"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Эпитеты в произведении словесности.

Цель: 1.Познакомить учащихся с особенностями употребления эпитетов в лирических произведениях.

2. Уметь находить эпитеты в предложениях , определять части речи ,с помощью которых они выражены.

3. Самостоятельное овладение искусством слова. Создание собственного произведения ,употребление в нем различных языковых средств.

I . Организационный этап.

2)Проверка домашнего задания. Из одного литературного произведения выбрать 1 абзац и расставить интонацию.

II . Постановка цели и задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Что вы можете сказать о сочетание слов в лирических произведениях?

-Мы знаем некоторые из них. Это -тропы, антитеза, инверсия.

А судьи кто? ( Горе от ума.) Куда ты скачешь гордый конь ?
И какой же русский не любит быстрой езды?

А также мы прошли

Анафора повторения сродных звуков. ( повторение морфем)
1.Черноглазую девицу
Черногривого коня
2. Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.

Аллитерация (пословицы.Например: Мели Емеля, Твоя неделя)

III . Первичное усвоение новых знаний

Найдите эпитеты, выделите особенно выразительные , с вашей точки зрения ,и обоснуйте ваш выбор.

Встречая в произведениях словесности средства художественной изобразительности необходимо видеть, что это результат творчества писателя.

V . Первичная проверка понимания.

Эпитет прибавляет явлению его существенный признак, дает ему образное определение.

Чаще всего это прилагательное.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Эпитеты дают возможность зрительно представить себе картину и проникнуться определенным настроением.
Блестя лежит
Недвижим, молча я лежал.
Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана.

Лермонтов называл Кавказ – седым. Снеговые вершины похожи на седину, переносный смысл основан на сходстве. Метафорические эпитеты.
Взор кровавый устремлял (метаномическое прилаг. Прилагательное употреблено в переносном смысле)

Вывод: Писатель с помощью эпитетов создает картину. Названные три свойства эпитетов можно увидеть в любом произведении. У каждого писателя свои особенности в употреблении этого средства художественной изобразительности

VI .Закрепление Напишите пять –шесть эпитетов с разной стилистической и эмоциональной окраской и подумайте ,каков язык ,определяемый такими эпитетами.

VII . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Объясните с помощью толкового словаря значения следующим эпитетам.
Изысканный, калоритный,лаконичный,липидарный,отточенный,плашенный,пластический,

прекраснодушный, рафинированный, стереотипный.

VIII . Рефлексия (подведение итогов занятия) Что я узнал на уроке? Что было трудно?

Цели: повторить понятие “эпитет”, продолжить знакомство учащихся с ролью эпитетов в речи; формировать умение находить эпитеты в художественных произведениях, использовать при построении собственных текстов; обогащать словарный запас учащихся, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Оформление урока.

На доске – тема и эпиграф. Презентация (Приложение 1) Легкая симфоническая музыка.

1. Сегодня у нас несколько необычный урок. Он связан с тем, что мы любим, что нам интересно – поэтическая мастерская.

За окном осень. Ласковая, теплая, сухая…

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.

Тема нашего урока…

2. Как дерево одиноко выглядит без листвы, так и понятие, явление тускло без образных выражений.

Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлета. Какие тропы помогают в этом художнику слова?

4. Лингвистический эксперимент

Дрожит изумрудная капля
В зеленых ладошках ольхи.

Г. Граубин

Задание: Выпишите эпитеты из стихотворения К.Бальмонта.

Задание: В текст поэта вставьте подходящие, на ваш взгляд, эпитеты.

(Учащиеся получают текст стихотворения с пропуском эпитетов)

Сравним ваш вариант с авторским.

В чаще шорох потаенный,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.

В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.

Анализ стихотворения

– Какой увидел такую же ночь поэт Иван Бунин?

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленной ученицей.

– О чём это стихотворение?

Чтобы понять и оценить это произведение, надо быть очень внимательным. Представим ночь. Всё засыпает…

– Объясните значение эпитета потаённый, подберите к нему синонимы.

– Мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание: Дуновение тепла… Прочтите эту строку медленно, и сочетание гласных словно создаёт эту волну тёмного воздуха. Двумя строчками создано ощущение тёмной летней ночи.

Вернёмся к названию стихотворения: ”Восход луны”.^ Но о луне ни слова. А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет? Как создаётся это ощущение?

– Каким видит тополь поэт? Что вас удивило?

– Почему у Бунина так построена фраза?

Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный…

– Что вы можете сказать о словах озаренный, вознесенный с точки зрения лексики? Подберите к ним синонимы. Какие из этих слов звучали торжественнее? Почему поэт использует эти слова? Когда человек говорит такими словами?

– Почему жидкое стекло? В чем смысл этого эпитета?

А луны все нет. И вот она появится в II строфе:

В чащу лунную глядится
Круг зеркально-золотой.

– Что необычного в этих строчках?

А они у него связаны с тополем.

Тополь льётся, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой

– С какой целью употребляются глаголы? Что они обозначают? Что для поэта важнее: что происходит или как?

Глаголы создают живую, изменчивую картину. Глаголы-олицетворения играют здесь роль эпитетов.

2. Вновь читаем стихотворение.

Вывод. Автор рисует состояние природы, он остановил мгновение и передал своё впечатление от увиденного. Увидеть и остановить мгновенье, передать восторг, изумление в поэзии можно, как вы убедились, с помощью образного слова.

9. Закат

Задание 1: поберите эпитеты к слову ЗАКАТ.

А. Освещение неба при заходе солнца: алый, багровый, кроваво-красный, тусклый, ослепительный, огненный, розовый…

Б. Впечатление, психологическое восприятие: великолепный, томный, нежный, величественный, грустный, мрачный, пленительный, приятный…

В. Редкие эпитеты: бескровный, колдовской, застенчивый, огнедышащий, крылатый…

Задание 2: сравните свои ощущения с фрагментами из художественных произведений.

Овеян ласковым закатом
И сизым облаком повит,
Твой снег сияньем розоватым
На кручах каменных горит.

В. Брюсов

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.

В тот вечер был закат бескровен
И даль затянута свинцом.

Зловещий красный закат тревожил меня, бередя душу. В Тендряков

Задание 3: прочтите стихотворения, которые вы создали (проверка опережающего домашнего задания).

10. Домашнее задание


Пpи нaпиcaнии хyдoжecтвeннoй литepaтypы aвтopы пoльзyютcя эпитетами: oцeнoчными - нeвынocимaя жapa, yтpaчeнныe чyвcтвa; oпиcaтeльными - ycтaвшee cepдцe; эмoциoнaльными - yнылaя oceнь, гpycтнaя пopa. Блaгoдapя эпитeтaм хyдoжecтвeннaя фpaзa cтaнoвитcя выpaзитeльнee.

3. Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются м е т а ф о р и ч е с к и м и. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. В ocнoвнoм oни нe вocпpoизвoдятcя, нo oблaдaют oккaзиoнaльным хapaктepoм, нaпpимep: шoкoлaднoe нacтpoeниe, poмaшкoвый cмeх, кaмeнный гpoм. Пoдoбныe coчeтaния нe впиcывaютcя в paмки oбщeлитepaтypных нopм, нo coздaeтcя эффeкт oдyшeвлeния, ycиливaeтcя выpaзитeльнocть.

3. Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются м е т а ф о р и ч е с к и м и. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию.

В ocнoвнoм oни нe вocпpoизвoдятcя, нo oблaдaют oккaзиoнaльным хapaктepoм, нaпpимep: шoкoлaднoe нacтpoeниe, poмaшкoвый cмeх, кaмeнный гpoм. Пoдoбныe coчeтaния нe впиcывaютcя в paмки oбщeлитepaтypных нopм, нo coздaeтcя эффeкт oдyшeвлeния, ycиливaeтcя выpaзитeльнocть.

Эпитет может быть выражен: 1. Именем прилагательным 2. Существительным-приложением 3. Наречием Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду… Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. А. С. Пушкин Седое небо надо мной И лес, раскрытый, обнажённый . И. Бунин

Эпитет может быть выражен:

1. Именем прилагательным

2. Существительным-приложением

Закружилась листва золотая

в розоватой воде на пруду…

С печальным шумом обнажалась.

И лес, раскрытый, обнажённый .

Простые определения и эпитеты Золотой браслет Чугунный ковш Каменное здание Чёрствая булка Старая женщина Голубая лента Золотой луч Чугунный грохот Каменное сердце Чёрствая душа Старая история Голубая мечта

Простые определения и эпитеты

  • Золотой браслет
  • Чугунный ковш
  • Каменное здание
  • Чёрствая булка
  • Старая женщина
  • Голубая лента
  • Золотой луч
  • Чугунный грохот
  • Каменное сердце
  • Чёрствая душа
  • Старая история
  • Голубая мечта

Найдите эпитеты Румяный вечер, розовый цвет, зелёная тоска, тяжёлый камень, капризное море, горячая вода, холодный взгляд, длинная зима, короткая верёвка, кипящая вода, кипящая вода в реке.

Найдите эпитеты

Подберите к словам эпитеты

Найдите эпитеты Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. М. Ю. Лермонтов Из-за леса, леса тёмного Подымалась красна зорюшка… С. Есенин

Найдите эпитеты

На груди утёса-великана.

М. Ю. Лермонтов

Подымалась красна зорюшка…

Найдите эпитеты Грустная картина: Степь да небеса, Голая равнина, Чахлые леса. Д. Минаев

Найдите эпитеты

Степь да небеса,

Найдите эпитеты А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер! В. Лебедев-Кумач На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна… М. Ю. Лермонтов

Найдите эпитеты

В. Лебедев-Кумач

На голой вершине сосна…

М. Ю. Лермонтов

Украдкой время с тонким мастерством Волшебный праздник создает для глаз. И то же время в беге круговом Уносит все, что радовало нас. Часов и дней безудержный поток Уводит лето в сумрак зимних дней, Где нет листвы, застыл в деревьях сок, Земля мертва и белый плащ на ней. И только аромат цветущих роз - Летучий пленник, запертый в стекле, - Напоминает в стужу и мороз О том, что лето было на земле. Свой прежний блеск утратили цветы, Но сохранили душу красоты. В.Шекспир

Украдкой время с тонким мастерством

Волшебный праздник создает для глаз.

И то же время в беге круговом

Уносит все, что радовало нас.

Часов и дней безудержный поток

Уводит лето в сумрак зимних дней,

Где нет листвы, застыл в деревьях сок,

Земля мертва и белый плащ на ней.

И только аромат цветущих роз -

Летучий пленник, запертый в стекле, -

Напоминает в стужу и мороз

О том, что лето было на земле.

Свой прежний блеск утратили цветы,

Но сохранили душу красоты.

Задание Выписать эпитеты и определить их виды Чем выражены эпитеты? Составить синквейн о роли эпитетов в художественном тексте

  • Выписать эпитеты и определить их виды
  • Чем выражены эпитеты?
  • Составить синквейн о роли эпитетов в художественном тексте

ВОСПИТАННОЕ, ТАКТИЧНОЕ, ЕСТЕСТВЕННОЕ

ХАНЖЕСКОЕ, УВЕРЕННОЕ

СКРЫТНОЕ, ИЗВОРОТЛИВОЕ

СИЛЬНЫЙ, ГОРЯЧИЙ (ХАРАКТЕР)

САМОУВЕРЕННОЕ, САМОВЛЮБЛЁННОЕ

Критические, вольнолюбивые, твёрдые

Консервативные, защищающие старину

Приспособленческие, циничные

Свойственные её среде

Консервативные, ограниченные

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ

Доверчивое, открытое, сочувственное

Расчётливое,

гостеприимное

Лицемерное, холопское

Непосредственное, опасливое

Чёрствое, равнодушное

УМ, СПОСОБНОСТИ

Умный, талантливый, одарённый

Неглупый, ограниченный

Практичный, ограниченный

Умная, живая

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Страстный, ироничный, колкий

Шумный, вздорный

Сдержанный, скрытный

Нравственная слепота, мечтательность

Грубый, нечуткий

ДРУГИЕ ЧЕРТЫ

Собранный, прямой, честный

Ленивый, небрежный

Подлый, гадливый

Скрытность, неискренность

Бестактный, шумный





-75%

Читайте также: