Цыферов паровозик из ромашково конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель: обучение безопасному поведению на железной дороге; воспитание творческих способностей детей через сказку.

образовательные: совершенствовать навыки работы с бумагой, шаблоном, ножницами, клеем; знакомство с правилами поведения на железной дороге;
развивающие: способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса; развитие мелкой моторики и связной устной речи при работе с материалами и инструментами;
воспитательные: формировать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, правильное поведение на железной дороге.

Материалы: шаблоны паровозика и вагонов, цветной картон, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, картинки с мордочками животных, плакат, картинка с Паровозиком.

Ход занятия

Сегодня к вам в гости пришёл Паровозик из Ромашково. Кто из вас смотрел этот мультфильм?

А как передвигается паровоз? Какие ещё виды транспорта ходят по рельсам? А вы на поезде ездили? ( Ответы ребят ).

Перед отправкой в путешествие с Паровозиком познакомимся с правилами поведения на железной дороге . И, конечно же, вы отправляетесь в путь только с взрослыми. Рассмотрим плакат.

Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.

Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!

Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.

Не выходите из вагона до полной остановки поезда.

Не играйте на платформах и путях!

Не высовывайтесь из окон на ходу.

Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.

Не ходите на путях.

На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.

Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!

Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.

Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.

Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Работа с бумагой

Возьмите шаблоны паровоза и вагончика, обведите на цветном картоне с оборотной стороны карандашом. (Приложение 1).

Вспомните правила безопасного обращения с ножницами. Вырежьте. Из белого картона вырежем окошки. На лицевой стороне вагончиков и паровозов нарисуем маркером кружочки в колёсах, приклеим окошки. Вырежем картинку с животным и приклеим или нарисуем в окне путешественника. Наш транспорт готов к путешествию.

t1571487558ab.jpg

t1571487558ac.jpg

Ребята, в сказке путешественники рвут ландыши, а вы знаете, что они занесены в Красную книгу России? Нельзя рвать их. У нас в лесу растут ландыши, их надо беречь. И есть ягоды ландыша нельзя, они ядовитые.

Рисунок 3. Фото паровозиков автора.

Приложение 1

t1571487558ad.jpg

Приложение 2

Геннадий Цыферов — Паровозик из Ромашково: Сказка

Все паровозы были как паровозы, а один был странный. Он всюду опаздывал.

И странному паровозику поверили в последний раз.

Тук-тук — ехал он по дороге. Заметил жеребёночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове и поехал дальше. Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг голос из леса. Фьють… Вздохнул паровозик, подумал ещё раз и в лес направился.

А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:

— Безобразие, мы же опоздаем.

— Конечно, — сказал паровозик. — И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну, граждане.

Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав.

И всю ночь весь поезд слушал соловьиное пение.

К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи. Вздохнул паровозик, задумался ещё раз, вздохнул и в рощу направился.

— Безобразие, безобразие! — закричали опять пассажиры. — Опоздаем. Опоздаем.

И вновь паровоз ответил:

— Конечно. И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето, граждане.

Кто-то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. Сейчас надо собирать ландыши.

И весь день весь поезд собирал первые ландыши.

Только к вечеру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг выехали на горку. Взглянул паровозик вдаль и остановился.

— А теперь зачем стоим? — удивились пассажиры. — Ни цветов, ни леса.

— Закат, — только и сказал паровоз. — Закат. И если мы не увидим его, то, может быть, мы опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат единственный в жизни, граждане.

И теперь уже никто не спорил. Молча и долго смотрели граждане пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка.

Однако дяди и тёти почему-то улыбнулись и сказали:

А начальник станции немало удивился:

— Да вы же опоздали на три дня.

— Ну и что, — сказали пассажиры. — А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и на всю жизнь.

Цели: обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, сочинению собственных историй; развивать мышление, творческое воображение, речь, память.

Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Дети рассказывают свои фантастические истории.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Путаница

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.

— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось? Почему было весело?

— Попытайтесь эту путаницу распутать. Скажите, как бывает.

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко.

— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Эта скатерть знаменита:

Кормит вкусно всех досыта,

Посмотрите, вот она,

Вкусных кушаний полна! (Скатерть-самобранка.)

Через тридевять земель,

Через тридевять морей,

Через горы и леса

Вас домчат за полчаса. (Сапоги-скороходы.)

— Какие еще волшебные предметы вы знаете? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы прочитаем произведения замечательных писателей. Ведь писатели и поэты — настоящие волшебники. При помощи воображения они передают в слове свои чувства, настроение, видение окружающего мира.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 100. Кто автор стихотворения?

— Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, о какой волшебной палочке говорит нам автор?

— О каких чудесах рассказывает нам И. Пивоварова?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Физкультминутка

Весна пришла! Встаем, друзья!

Нас ждет, торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я,

И мы не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят,

Деревья листьями шумят,

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг,

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 101. Прочитайте название произведения Г. Ныферова. Как вы думаете, о чем оно?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г.М. Цыферова.)

Материал для учителя

Писатель Сергей Козлов написал о нем так: «. Не знаю, как это сказать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусывая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы — ощупью.

Геннадий Михайлович Цыферов — хороший импровизатор. Импровизаторы — это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновенно, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отделывают свое произведение. Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок и каждый раз рассказывал их по-новому.

— Но вчера эта сказка была лучше! — изумлялся я. — Ты забыл?

— Понравилось вам произведение?

— Определите его жанр. Можем ли мы назвать его сказкой? Докажите. (Ответы детей.)

— Прочитайте строчки, в которых автор рассказывает о себе.

— О какой удивительной вещи рассказал нам Геннадий Цыферов?

— Почему, по мнению автора, хорошо быть маленьким?

— Чему удивлялся малыш?

— Прочитайте последние строчки. Как вы их понимаете?

— Вспомните себя, открывающих мир. Какие вопросы задавали вы?

VIII. Рефлексия

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Какие советы дали нам писатели?

Домашнее задание

Читать летом книги. Список, рекомендованный авторами учебника, помещен нас. 105—106.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: "Познавательное развитие".

ЦЕЛЬ: Выявить уровень знаний и умений детей подготовительной группы

- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Закреплять знания детей о временах года; сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года; последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних, осенних. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, уметь называть отличительные признаки живой природы (дышит, растет, двигается, питается, размножается, умирает).Уточнять и обобщать знания детей о животных, птицах, рыбах, растениях, ягодах деревьях, кустарниках. Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах. Формировать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано. Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

- РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветки деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейник и т. д.)

- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать любовь и бережное отношения к природе и родному краю. Учить работать сообща.

ИНТЕГРИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

Словарная работа: Активизировать в речи детей слова оседлые, перелетные.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: В течения года проводились игры по экологическому воспитанию, Чтение произведений о природе, заучивание пословиц, поговорок о временах года, решение педагогических ситуаций связанных с экологическим воспитаниям детей, и т д.

РАЗДАТОЧНЫЙ: медальки в виде ромашки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Показ, беседа, игра.

МОТИВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Путешествие на паровозике из Ромашкова.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Перед тем как отправится в путешествие на паровозике, давайте вспомним правила поведения в лесу, что мы должны делать и чего мы не должны, делать в лесу? (Ответы детей).

- Разорять птичьи гнезда.

- разводить костер без причины.

- рвать цветущие растения.

- Ломать ветки деревьев.

- Охотиться в запрещенное время.

-Стрелять в птиц и т. д.

- Убирать сухие ветки.

- Собирать ягоды, грибы, орехи (небольшое количество)

- Молодцы. Теперь можно отправляться в путь. Займем места в вагончиках.

(звучит песня из мультфильма "ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВА)

-А что бы не было нам скучно ехать, давайте поиграем.

2. ИГРА "НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ"

Цель - уточнить и обобщить знания животных, птиц, растений, ягод, деревьев, кустарников.

- Волк, лиса, медведь - это. (звери, дикие животные, хищники)

- Заяц, еж, белка, олень - это (звери дикие животные, травоядные)

- Клубника, черника, морошка, малина - это. (ягоды)

-Береза, липа, тополь, осина - это. (деревья лиственные)

-Ель, сосна, кедр, пихта - это. (деревья хвойные)

- Воробей, дрозд, дятел, клест, - это (птицы)

- Сом, пескарь, налим, карась, - это. (рыбы)

- Сирень, акация, можжевельник, боярышник - это (кустарники)

2. Вот и первая станция "Солнышко".

-Ребята нас приветствует станция "Солнышко "Что вы замечаете? (лежит мяч)

ИГРА С МЯЧОМ "НЕ ЗЕВАЙ, НА ВОПРОСЫ БЫСТРО ОТВЕЧАЙ. "

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о временах года; сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года; последовательности месяцев в году. --Ребята, сейчас мы встанем в круг, я буду кидать вам мяч и задавать вопросы, а вы мне отвечайте.

1. Какое время года сейчас?

2. Назовите первый весенний месяц?

3. Какое время года наступит после весны?

4. Сколько вы знаете времен года?

5. Назовите летние месяц?

6. Весенние месяца?

7. Какое время года было перед зимой?

8. В какое время года бывает листопад?

9. В какое время года бывает капель?

3. Наше путешествие продолжается (дети садятся. Звучит песня паровозика).

Наш веселый паровозик везет нас дальше. Ребята смотрите, сколько птиц. Каких птиц вы знаете? (перелетные, улетают на юг осенью, прилетают ранней весной, зимующие.)

- Назовите перелетных, которые прилетают весной? (скворцы, грачи, ласточки, утки, лебеди и т. д.)

- Как называют птиц, которые от нас не улетают? (Зимующие, т. е. оседлые)

4. Следующая станция "КАПЕЛЬКА" ( в коробочке лежат картинки: живая, не живая природа).

-Ребята скажите, а капелька к чему относиться к живой или не живой природе?

- А чем отличается живая природа от неживой? (Живая - дышит, растет, двигается, питается, размножается, умирает. Не живая природа не дышит, не питается, не размножается, не двигается и т. д.)

ИГРА "ЖИВАЯ НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА" - Дети выбирают картинки с живой, не живой природой. Объясняют почему.

Ой, ребята, посмотрите, какой красивый распустился цветок. Что это за цветок? (мать – и - мачеха) Почему он так называется?

(дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Взвился вверх и полетел.

- Что это был за цветок? (Бабочка). Бабочка это кто (Насекомое.)

-Каких еще насекомых, вы знаете? -Молодцы с этим заданием справились все. Путешествие продолжается.

(запись песни ПАРОВОЗИКА)

- Ой, посмотрите, ребята мешочек в нем, что то лежит, наверное, паровозик

нам приготовил, новое задания давайте посмотрим что там.

6. ИГРА " ЧТО БЫЛО БЫ. "- Предметные картинки с изображением объектов живой природы. Дети должны ответить, что будет, если не будет; деревьев, солнце, насекомых.

Воспитатель показывает картинки, дети называют по одному признаку данного объекта, так чтобы не повторялось.

(картинки – дерево, солнце, насекомое.)

7. Мы с вами не заметили, как подъехали к новой станции "НЕРАЗБЕРИХА" .

ЗАДАНИЕ: "ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК"- на картинках перепутаны времена года.

Дети должны найти ошибки художника.

- Молодцы все были очень внимательны, нашли все ошибки художника. Ребята время прошло быстро нам пора возвращаться в детский сад. Давайте займем свои места в вагончиках и поблагодарим нашего веселого паровозика за интересное путешествие. (Звучит песня ПАРОВОЗИКА)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

- Ребята паровозик хочет вас поблагодарить за то, что вы сегодня были собраны, внимательны, бережно относились к природе, не навредили ей, справились со всеми заданиями. А какие задания, вам больше всего понравились?

-"ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВА" хочет подарить вам на память вот такие медальки в виде ромашки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Щигровского района Курской области

hello_html_6715174d.jpg

Цель: Закрепление представлений о транспорте.

Задачи:

- Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека;

- Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;

- Воспитывать у детей интерес к литературе , бережное отношение к окружающей природе.

-Закрепить представления об основных функциях транспорта (перевозка грузов и пассажиров, транспорт специального назначения)

Материалы : картинки транспорта, загадка, пазлы, аудиозапись пения соловья.

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

Сегодня в детский сад пришла посылка, адресованная детям нашей группы. Давайте посмотрим, что в ней (пазлы). Чтобы узнать, что здесь нарисовано, нужно их собрать..Назовите, что у вас получилось?(вертолёт), А у вас? (корабль), а у вас? (эксковатор), и у вас? (гоночная машина)

- Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинках?

- Что такое транспорт? (Транспорт – средство передвижения человека на любые расстояния.)

- Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)

Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие – ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

1. Воздушный – ( выберите карточки, которые относятся к нему). (дополните, какие вы ещё знаете)

самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.

2. Наземный –( выберите карточки, которые относятся к нему) к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.

3. Водный – (выберите карточки, которые относятся к нему корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.

4. Подземный – к нему относится метро.

- Каждый транспорт приносит пользу человеку. Какую? (Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом).

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

- Внимание, сейчас будут появляться картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что объединяет эти картинки. Готовы, начинаем:

( автобус, поезд, теплоход, самолёт)

- Дети- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей.

- Хорошо, а как же называют людей передвигающихся на этих транспортных средствах?

- Значит, какой это транспорт?

Умницы, двигаемся дальше и перед вами следующие картинки: (грузовой самолет, грузовик, телега, баржа)

- Дети- Все эти виды транспортных средств перевозят грузы.

- Значит какой это транспорт?

-Очень хорошо, а сейчас небольшая загадка: ( Знакомство с автомобилями специального назначения)

Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет
на помощь, —
Набери скорей ноль-три.
И приедет.
(Скорая помощь)

- Итак, что же это за машина? Пассажиров она не возит, да и грузы перевозить не её задача. Для чего нужны такие машины? Это автомобили специального назначения: Скорая помощь, пожарная машина, милиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, и другие.

А сейчас посмотрите, на этот рисунок?

-Что вы видите? Что необыкновенного вы заметили в нем? Ребята, да это же паровозик из Ромашково и он приглашает послушать произведение Геннадия Цыферова.

-Как вы думаете, каким был Паровозик?

-Что мы будем читать рассказ или сказку?

- Что может приключится с ним?.

-А когда мы узнаем, что произошло с ним?

Сказка Паровозик из Ромашково

Все паровозы были как паровозы, а один был странный. Он всюду опаздывал. Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. Однако всякий раз начиналось то же самое. И вот однажды начальник станции ему строго сказал:

— Если ещё раз опоздаете… То …

И паровозик всё понял и загудел:
— Поооследнеее чеестноеее, благородное слооово!

И странному паровозику поверили в последний раз.

Тук-тук — ехал он по дороге. Заметил жеребеночка, хотел поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове — и поехал дальше. Много ли ехал, мало ли, но ни разу, ни разу не оглянулся.

И вдруг голос из леса. Фьють…( Кто мог издавать такие звуки?) Вздохнул паровозик, подумал еще раз и в лес направился.

А пассажиры выглянули в окно и, заметив лес, стали кричать:

— Безобразие, мы же опоздаем!
— Конечно, сказал паровозик. — И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну!

Кто — то пытался возразить, но самые умные кивнули: кажется, он прав. И всю ночь поезд слушал соловьиное пение.( Давайте и мы послушаем соловьиные трели)

К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи (Как вы думаете, что это был за запах?) Вздохнул паровозик, задумался еще раз, вздохнул и в рощу направился.
— Безобразие, безобразие! — закричали опять пассажиры. — Опоздаем. Опоздаем.

И вновь паровозик ответил:

— Конечно. И всё-таки на станцию можно приехать и позже. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на всё лето!

Только к вечеру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу, ни разу не оглянулся. И вдруг выехали на горку. Взглянул паровозик вдаль и остановился.

— А теперь зачем стоим? — удивились пассажиры. — Ни цветов, ни леса.

— Закат, — только и сказал паровоз. — Закат. И если мы не увидим его, то, может быть, опоздаем на всю жизнь. Ведь каждый закат — единственный в жизни!

И теперь уже никто не спорил. Молча и долго смотрели пассажиры на закат за горкой и уже спокойно ждали паровозного гудка. (Давайте и мы полюбуемся солнышком. Солнышко встало, глазки вверх, солнышко село, глазки вниз)

Однако дяди и тети почему — то улыбнулись и сказали:

А начальник станции немало удивился:
— Да вы же опоздали на три дня!
— Ну и что, — сказали пассажиры.- А могли бы опоздать на всё лето, на всю весну и даже на всю жизнь.

Ребята, что мы слушали, почему вы так решили?

-Какое у вас было настроение, когда вы слушали сказку?

- А как вы думаете, почему Паровозик нарушал расписание?

И конечно мы поняли смысл сказки – иногда не стоит торопиться, если видишь хорошее, если видишь красивое – остановись. И, несмотря на удобства различного транспорта, пройдитесь иногда пешком, полюбуйтесь, на то, какая красота нас окружает.

Читайте также: