Конспект урока происхождение растений основные этапы развития растительного мира

Обновлено: 05.07.2024

Многообразие растительного мира. Методы изучения древних растений.

задание 190 в рабочей тетради

Палеонтология – наука о вымерших организмах, смене их во времени и пространстве.

Палеоботаника – изучает ископаемые остатки древних растений.

пыльцу в осадочных породах

Земля образовалась – более 5 млрд. лет назад.

Этапов эволюции растительного мира – пять.

Первые живые организмы появились – 3,5 – 4 млрд. лет назад в воде. По строению они были схожи с бактериями. В пищу использовали органические и минеральные вещества, растворенные в воде, запас которых постепенно истощался и у некоторых клеток появляется хлорофилл, что привело к возникновению процесса фотосинтеза. От древних простейших произошли одноклеточные водоросли. Среди водорослей появляются прикрепленные ко дну, что привело к расчленению тела на части: одни – служат для прикрепления, другие осуществляют процесс фотосинтеза.

КЕМБРИЙСКАЯ СИСТЕМА:

• Представлена примитивными морскими водорослями.

Ордовикская система:

• Существовали различные виды водорослей. В позднем ордовике появились первые настоящие наземные растения.

Первые наземные организмы – риниофиты, появление которых связано с существованием периодически освобождавшихся от воды участков суши. Строение их напоминало строение многоклеточных водорослей. Имели древовидную форму.

Силурийский период:

• Растения заселяли берега водоемов. Преобладание примитивных псилофидных растений.

Споровые растения (расцвет) возникли около 300 млн. лет назад, от риниофитоподобных растений. Это были древние плауны, хвощи и папоротники. При половом размножении им была необходима вода.

Девонская система:

• Растения сумели отодвинуться от кромки воды и вскоре обширные районы суши поросли густыми первобытными лесами.

• Возросло число разнообразных сосудистых растений.

• Появились споровые ликофиты (плауны) и хвощи, некоторые из них развились в настоящие деревья высотой 38м.

Каменноугольная система:

• Дельты рек и берега обширных болот поросли густыми лесами из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений высотой до 45 м.

• Неразложившиеся останки этой растительности со временем превратились в каменный уголь.

Пермская система:

• На южных массивах суши распространились леса крупных семенных папоротников-глоссоптерисов.

• Появились первые хвойные, быстро заселившие внутриматериковые области и высокогорья.

• Среди наземных растений преобладали членистостебельные папоротники, голосеменные.

Голосеменные растения возникли около 345 млн. лет назад, когда климат на Земле стал суше и холоднее. Это были примитивные голосеменные растения, которые произошли от древовидных, лиановидных и травянистых семенных папоротников.

Покрытосеменные растения возникли около 130 млн. лет назад. Покрытосеменные оказались наиболее приспособлены к жизни на суше и создали разнообразный растительный покров Земли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока прослеживается эволюционное развитие растительного мира.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Цель урока. Способствовать формированию эволюционных представлений об усложнении растительных организмов; создать условия для описания основных этапов развития растительного мира.

Образовательные: развивать эволюционные представления об усложнении растительных организмов, их приспособленности к условиям жизни; познакомить с особенностями строения первых наземных растений, причинами господства семенных растений.

Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Развивающие: Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Планируемые результаты.

Выявление уровня знаний: основных этапов развития растений; признаки их усложнения в процессе исторического развития; причин (движущие силы) эволюции растений; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях по теме.

Метапредметные.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации; умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности; организация рефлексии своего отношения к учению.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Фронтальный опрос.

Назовите признаки основных групп растений?

Чем высшие растения отличаются от низших?

Какие растения сейчас занимают господствующее положение на Земле? Почему?

Какие факты доказывают, что растительный мир изменялся в процессе эволюции?

Человек – хоть будь он трижды гением –

Остается мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства!

Начальные этапы развития растительного мира. Стр. 134

Изучение древнейших слоев земной коры, отпечатков и окаменелостей ранее живших растений и животных и многие другие исследования позволили установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана. Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа. Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

Вопросы для беседы.

Каков возраст Земли?

Когда появились первые живые организмы?

Какими особенностями строения обладали первые живые организмы?

Какое значение для эволюции имело появление фотосинтеза?

Появление водорослей.

От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — родоначальники царства растений. Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну. Такой образ жизни привёл к расчленению тела на части: одни из них служат для прикрепления к субстрату, другие осуществляют фотосинтез. У некоторых зелёных водорослей это было достигнуто благодаря гигантской многоядерной клетке, расчленённой на листовидную и корневидную части. Однако более перспективным оказалось разделение многоклеточного тела на части, выполняющие различные функции.

Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путём способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.

Вопросы для беседы.

Чем водоросли отличаются от цианобактерий?

Выход растений на сушу. Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.

Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям (рис. 85).

Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты, например риния (рис. 86). Они существовали 420—400 млн лет назад, а потом вымерли.

Строение риниофитов ещё напоминало строение многоклеточных водорослей: отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см. Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из неё воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.

Происхождение высших споровых растений. От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи и папоротники и, по-видимому, мхи, у которых уже были стебли, листья, корни (рис. 87). Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был тёплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были ещё окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.

Вопросы для беседы.

Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?

Как назывались первые наземные растения?

Как выдумаете, от каких растений произошли риниофиты?

Какое имели они строение?

Каким растениям дали начало риниофиты?

Какое эволюционное значение имел выход растений на сушу?

Развитие семенных растений. В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных .

Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывает многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.

Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали (рис. 88). Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.

Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.

Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад.

Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у покрытосеменных имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником. Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли все возможные места обитания. Уже более 60 млн лет покрытосеменные растения господствуют на Земле.

Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.

Вопросы для беседы.

От каких организмов произошли первые семенные растения? С чем это связано?

Почему семенные растения заняли господствующее положение?

Биологический диктант.

1)Где возникли первые растительные организмы?

2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?

3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?
А) корнеподобные выросты (ризоиды)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Происхождение растений.

Учебник: для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Биология. Бактерии, грибы, растения. / Автор: В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2016 год

Тип урока: урок систематизации знаний;

Цель. Обобщить знания учащихся о многообразии растений, их происхождении;

Образовательные . Выявить черты сходства и различия, а также взаимосвязь различных представителей высших и низших растений, споровых и семенных растений и на основе этих знаний раскрыть сущность процесса развития растительного мира; обобщить знания об ароморфозных признаках растений основных отделов.

Развивающие. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, таблицами; способствовать развитию умения отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме; развивать умение анализировать и делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные . Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения.

- что изучает палеоботаника;

- методы изучения вымерших древних растений;

- причины изменений растительного мира;

- разницу между споровыми и семенными растениями.

- называть признаки растений отделов: Покрытосеменные, Голосеменные, Папоротниковые, Моховидные, Водоросли;

- определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим.

Метапредметные: умеют адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, анализируют и сравнивают изучаемые объекты; осуществляют описание изучаемого объекта; определяют аспект классификации, классифицируют объекты; различают объем и содержание понятий.

Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы, эстетическое отношение к живым объектам; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

- Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака, записанных на доске:

Человек – хоть будь он трижды гением –

Остается мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства !

- Прочитайте эти строчки еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.

Ответы учеников (примерные):

Клеточное строение имеют все живые организмы…

Человек-это часть природы…

Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…

Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…

Единство происхождения животных и растений…

- Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные ? Как ученые узнали о смене видов растений на Земле в течение многих миллионов лет?

- А вас эти вопросы волнуют?

(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

- Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них…

- И перед всеми нами встают общие задачи

Определить основные этапы развития растений;

Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;

Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;

Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

- Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового параграфа учебнике:

Почему водоросли относят к низшим растениям?

Что такое ризоиды? Какую функцию они выполняют?

Какова роль водорослей в природе?

Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?

Какое значение имеют мхи в природе, жизни человека?

Где обитают хвощи, плауны, папоротники?

По каким признакам их относят к высшим споровым растениям?

Тест. Выберите правильные утверждения.

Водоросли – древнейшие представители растительного мира.

Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.

Тело водорослей имеет стебель и листья.

Водоросли размножаются только бесполым путем.

Водоросли питаются как автотрофным, так и гетеротрофным способами.

Мох кукушкин лен имеет тело, состоящее из стебля и листьев.

У сфагнума хорошо развиты ризоиды.

Папоротники имеют стебель, листья, корень и цветок.

Сосна, ель, пихта – это хвойные растения.

Хвойные растения относятся к отделу голосеменные.

Все голосеменные растения имеют плод и цветок.

Хвойные растения используют как строительный и поделочный материал.

Основной признак покрытосеменных растений – наличие семени.

Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод.

Все травянистые растения являются многолетними.

Кто не сделал ни одной ошибки - оценка “5”, до 3-х ошибок –“4”, свыше 3-х- “3”.

Многие миллионы лет жизни на Земле не было, потому что отсутствовали необходимые для этого условия. Большинство ископаемых остатков растений, которые удалось обнаружить, определяется приблизительно в 500 млн лет. Но с уверенностью можно сказать, что некоторые формы растительной жизни существовали на Земле гораздо раньше.

Ископаемым остаткам наземных растений насчитывается более 300 млн лет. Их ископаемые остатки позволяют говорить о том, что эти растения были сравнительно высокоорганизованы, так как у них уже имелась развитая проводящая ткань, служащая для поднятия воды вверх по стеблю.

В течение последующих 300 млн. лет высшие растения далеко продвинулись в эволюционном плане и создали тот разнообразный мир, который мы видим теперь.

В процессе длительного развития многие растения на Земле бесследно исчезли, другие неузнаваемо изменились. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учеными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.

Вывод (формулируется вместе м учениками): Нахождение ископаемых остатков – один из способов определения возраста слоев Земли, доказательство исторического развития растений и животных.

Картину исторического развития жизни от ее начала до наших дней помогает нам проследить палеонтология – наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве. Одно из подразделений палеонтологии – палеоботаника – изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.

- Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле… Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?

Примерный ответ ученика:

3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.

Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных

Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:

- Наши познания мы будем записывать в таблицу (изображена на доске)

Развитие растительного мира на Земле.

1. Возникновение жизни на земле

2-3 млрд. л. назад

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза . А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. - Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика : Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами , т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. - Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный , пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.

- У кого есть еще добавления по этому периоду?

Примерный ответ ученика:

В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги! Стой, раз, два!

- Продолжим заполнение таблицы № 2.

2. Возникновение и господство водорослей

1,5-2 млрд. лет назад.

- С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение… Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ответ ученика : некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.

- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.

- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)

- Что они из себя представляли?

Приблизительный ответ ученика:

Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

- Занесем эти сведения в таблицу № 2.

3.Выход растений на сушу

350-400 млн. лет назад.

- Риниофиты стали предшественниками каких растений?

- Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни.

- В какой период достигли расцвета папоротникообразные?

В каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

- Запишем в табличке № 2 следующий этап развития растений.

4. Возникновение и господство папоротникообразных

300 млн. лет назад

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

- Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?

Ответ ученика : Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу № 2:

5. Возникновение и господство голосеменных

Свыше 200 млн. лет назад

-120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Примерный ответ ученика :

Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые.

Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

- Завершим составление нашей таблички № 2:

6.Возникновение и господство порыто -семенных

Около 120 млн. лет назад

Итоговая таблица “Развитие растительного мира на Земле”.

Возникновение жизни на земле

2-3 млрд. л. назад

Возникновение и господство водорослей

1,5 – 2 млрд. лет назад.

Выход растений на сушу

350-400 млн. лет назад.

Возникновение и господство папоротникообразных

300 млн. лет назад

Возникновение и господство голосеменных

Свыше 200 млн. лет назад

Возникновение и господство порыто -семенных

Около 120 млн. лет назад

Вывод: По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.

- Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а также человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?”

Закрепление изученного материала.

Какие существуют доказательства исторического развития растений?

К каким отделам относятся растения, существующие на Земле в настоящее время?

Всегда ли растения были такими, как сейчас?

Как ученые узнали, что происходило на Земле в течение многих миллионов лет?


Видеоурок знакомит с этапами развития растительного мира. Вы узнаете, что самыми древними растениями были одноклеточные, из которых развивались все более совершенные виды, которые сначала населяли воду, а затем распространились и на суше. В данном уроке приводятся следующие понятия: палеонтология, палеоботаника, риниофиты.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

Мир современных растений многообразен. Но в прошлом растительный мир был совсем иным. Картину исторического развития жизни от ее начала до наших дней нам помогает проследить палеонтология ― наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве.

Одно из подразделений палеонтологии ― палеоботаника, которая изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.


Доказано, что на протяжении веков видовой состав растительных сообществ менялся. Многие виды растений вымирали, другие приходили им на смену.

Иногда растения попадали в такие условия (например, в болото, под пласт обвалившейся породы), что без доступа кислорода они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами. Так происходило их окаменение.

Окаменевшие деревья нередко находят в угольных шахтах. Они настолько хорошо сохранились, что можно изучать их внутреннее строение.

Иногда на твёрдых породах остаются отпечатки, по которым можно судить о внешнем виде древних ископаемых организмов.

Используя специальные методы, можно определить возраст ископаемых растений и их видовой состав.

Много миллионов лет назад жизни на Земле не было. Затем появились первые примитивные организмы, которые постепенно менялись, преобразовывались, уступая место новым, более сложным.

В более поздних отложениях находят остатки примитивных организмов. Чем моложе слой отложений, тем чаще встречаются более сложные организмы, которые приобретают всё большее сходство с современными.

В процессе длительного развития многие растения на Земле вымерли. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учёными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.

Изучение древнейших слоев земной коры позволило установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5―4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана.

Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа.

Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — это родоначальники царства растений.

Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну.

Из одноклеточных форм появлялись многоклеточные, части тела которых выполняли различные функции.

Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путём способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.

Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.

Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям.


Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты, например риния. Они существовали 400 млн лет назад, а потом вымерли.

Строение риниофитов ещё напоминало строение многоклеточных водорослей. У них отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см.

Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из неё воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.

От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи, папоротники и, по-видимому, мхи.

Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был тёплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были ещё окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.

В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных.

Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывает многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.

Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали. Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.


Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами.

Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.

Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад.

Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у них имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником.

Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли все возможные места обитания. Уже более 60 млн лет они господствуют на Земле.

Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.

Читайте также: