Что ты знаешь о словах 2 класс гармония конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: мультемедийное оборудование, таблицы, разноуровневые карточки для самостоятельной работы.

Тип урока: урок-исследование

Здравствуйте, покажите умные глазки, ровные спинки, повернитесь (Презентация, слайд 1), улыбнитесь гостям, друг другу, тихонько садитесь.

Запишите число, классная работа.

2. Актуализация (слайд 2). Сегодня мы с вами мысленно перенесёмся в город Слов. Приезжая в знаний любой город мы хоть немного, но знаем его историю. А что мы уже знаем о городе Слов? (Слово состоит из букв; произносим с помощью звуков; умеем составлять предложения из слов и т.д.)

Учитель. Молодцы! Но чтобы ворота города нам открылись нам нужно прочитать предложение (слайд 3). БОДРО ЛАЖВАПТОЬОА

Учитель. Не смогли? Почему? Как быть? (Давайте переставим буквы местами и всё-таки попробуем прочитать данное предложение)

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ (слайд 4).

Учитель. Сейчас понятно предложение? Почему? (Знаем значение всех слов)

Учитель. Определите тему урока. (Будем разговаривать о значении слова)

Учитель. Правильно, мы узнаем сегодня отчего зависит значение слова, и на что влияет значение слова. (Таблица "Значение слова")

3. Введение (слайд 5). Итак, ворота открылись и мы попадали на улицу ОМОНИМОВ.

Кто знает что такое ОМОНИМЫ? (Таблица "Омонимы")

Вы мне сами ответите на этот вопрос, сделав определённые задания (слайд 6).

Роме подарили гелевую ручку. Малыш протянул маме свою ручку.

Учитель. Сравните 2 предложения. Что вы заметили? (Два одинаковых слова по написанию, но разные по значению) (слайд 7).

Учитель. Объясните значение слова “ручка” в первом предложении.

Объясните значение слова “ручка” во втором предложении.

Ещё значение имеет это слово?

Сколько значений имеет слово “ручка”? (Несколько значений)

Вывод: В русском языке встречаются слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

А сейчас для вас такое задание: выбрать из предложенных слов, слова которые одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. И записать их (слайд 8). Рисунок, язык, хлопья, доска, ключ.

Учитель. Проверим, какие слова вы написали. Объясните почему.

ЯЗЫК (1 подвижный мышечный орган в полости рта у человека; 2 в колоколе металлический стержень; 3 язык пламени; 4 язык ботинка; 5 система звуковых , словарных и грамматических средств, объективирующий работу мышления и является орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе) (слайд 9)

ХЛОПЬЯ (1 клочья, пушистые комья чего-нибудь (хлопья снега) 2 раздробленные, размягчённые зёрна, пищевой продукт (овсяные хлопья) (слайд 10)

КЛЮЧ (1 металлический стержень, для отпирания и запирания замка; 2 знак в начале нотной строки, определяющая высоту нот; 3 вытекающий из земли источник, родник) (слайд 11)

Учитель. Таким образом, кто мне может сказать: Что такое ОМОНИМЫ? (Слова, которые имеют несколько значений, одинаковые по написанию и произношению)

Вывод: важно знать значение слова? Почему? (Важно знать значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи)

Учитель. Где мы можем найти такие слова, если они нам понадобятся? (Показ словаря ОМОНИМОВ)

Идём дальше по городу и попадаем на проспект “УДАРЕНИЯ” (слайд 12 ).

Учитель. Как вы думаете зависит ли значение слова от ударения?

Прочитайте слово. Объясните значение (слайд 13). Почему вышло разногласие? (Нужно поставить в слове ударение, а потом объяснить его значение)

Учитель. Объясните (слайд 14 ). (Если ударение падает на первый слог, то это слово обозначает какой-либо дворец)

(Если ударение падает на второй слог, то это слово обозначает приспособление для запирания чего-нибудь ключом) (слайд 15)

Учитель. Следующее слово читаем, объясняем. Прежде чем объяснить значение слова нужно поставить ударение в слове. (Если ударение падает на первый слог, то это слово обозначает железные заострённые стержни со шляпкой на тупом конце; если ударение падает на второй слог, то это слово обозначает садовое растение с яркими цветками)

Вывод: Зависит ли значение слова от ударения? Почему? (Значение слова зависит от ударения, неправильно поставили ударение изменилось значение слова)

Учитель. Сейчас следующее задание. Я читаю стихотворение, а ваша задача внимательно послушать, найти слова с одинаковым написанием, но разными ударными слогами и записать парами.

Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирис
А вышивает ирис.
(и'рис-ири'с)

Скорей сестра на рыб взгляни,
Попались на крючок они,
В ведерко руку окуни
Не бойся – это окуни.
(окуни'-о'куни)

(Если ставлю ударение на первый слог, то получается ирис-цветок, а если на второй то ирис-конфета) (слайд 16)

(Если ставлю ударение на первый слог, то получается окуни- рыба; а если на третий, то окуни- опусти руку в ведро) (слайд 17)

Вывод: Зависит значение слова от ударения? Почему? (Значение слова зависит от ударения, неправильно поставили ударение изменилось значение слова)

Учитель. Молодцы, улицу “Ударения” мы прошли.

А сейчас мы выясним зависит ли написание слова от его значения (слайд 18 ).

Учитель. Взгляните какой красивый дом. В этом доме живут слова близнецы. Ваша задача найти в предложении эти слова и записать в тетради. Обратите внимание на значение данных слов в предложении (слайд 19).

У дверей лежит шарик и громко лает. Мне на день рождения подарили зелёный шарик.

Учитель. Самопроверка. Поднимите руки у кого написаны эти слова так, как у меня (слайд 20).

Объясните, почему вы слово “Шарик” написали с большой буквы, а во второе с маленькой? (Первое слово “Шарик” обозначает имя собственное, а второе - название предмета)

Вывод: Сделайте вывод: Почему важно внимательно относиться к значению слова? (Написание слова зависит от его значения; не будем знать значение, неправильно его напишем)

Учитель. Мы целый урок говорим о значении слова, а как вы думаете, если нам нужно будет точно узнать значение какого-либо слова, куда мы должны обратиться? (К толковому словарю)

Самостоятельная работа. Разноуровневые карточки.

1 вариант. Расставьте ударение в словах близнецах

Составьте и запишите с одним из них предложение.

2 вариант. Допишите к слову другие значения.

1) маленькая круглая площадка;

2) ________________________;

3)_________________________.

1) оружие для метания стрел;

2)_______________________.

  1. Омонимы одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное ____________________________.
  2. Важно знать точное __________________________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
  3. Значение слов зависит от __________________________ (и'рис - ири'с).

Прочитайте то, что написали.

Учитель. Рефлексия. Если вам понравилось и вы многое узнали, то поднимите весёлого человечка, если не понравилось, то грустного.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Что я знаю о словах ?

По дидактической цели - урок применения знаний, умений.

По характеру познавательной деятельности – проблемный урок.

Форма проведения урока – коллективная, индивидуальная, в паре.

Цель:1. Систематизирование знаний о слове, как о лексической единице речи.

2. Разграничение многозначности слова в грамматике русского языка.

3.Повторение и закрепление знаний об однокоренных словах.

4. Развивать орфографическую зоркость.

1. Организационный момент.

Быть должны всегда в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас такой –

Всё, что нужно под рукой !

Добрый день, добрый час !

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели ,

И тихонечко все сели…

а) -Назовите день недели ?

- Сколько букв в русском алфавите ?

- Назовите парные согласные ?

- Какие буквы всегда мягкие ?

- Какие буквы всегда твёрдые ?

- На какие части речи делятся слова ?

б) Соберите слова в предложения ?

- Птицы, с, прилетели, краёв, тёплых.

- Гнёзда, вить, на, деревьях, они, начали.

- Услышим, мы, трель, садах, в, скоро, звонкую.

3. Повторение изученной темы. (Однокоренные слова).

Подберите к слову –весна родственные ? (Вёсны, весенняя, веснянка, весну )

- Какого условия вы придерживались при подборе слов ?

(Корень должен быть одинаковым).

- А что такое корень ?

(Общая часть родственных слов).

- Ребята, что главное в родственных словах ? (Корень должен быть одинаковым).

- А какие слова-синонимы можно подобрать к слову корень?

(Род, исток, начало).

4. Актуализация темы урока. Работа над словом.

- Ребята, какая главная работа предстоит на уроке ? ( Продолжить изучать язык, орфограммы, узнать что-то новое…)

- А что вы знаете о слове, как о единице русского языка ?

(Любое слово что-то значит, оно может иметь разные значения).

- А что в слове главное ?

(Главное в слове - его значение)

- А что вы ещё знаете ?

(Они бывают разные по смыслу, значению, от этого зависит написание слова, есть в языке слова-антонимы, синонимы, омонимы, они могут быть в ед. числе, во мн. числе, собственные, у родственных слов разные окончания, слова состоят из 1,2,3,4,5 слогов, много слов с орфограммами, есть иностранные слова, старинные, местные или диалектные…)

5. Работа с учебником. (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 2 кл. 2012г. часть 2).

- Упражнение 497 стр.99 (устно)

- Упражнение 498 (на экране )

Привет весне! Встречайте весну ! У нас весеннее настроение.

- Найдите однокоренные слова ?

6. Физкультминутка. Мы писали, мы писали.

Дружно все мы тихо встали…

Ручками похлопали, ножками потопали.

Сели – встали, сели –встали.

И друг друга не задели –

Мы немножко отдохнём…

И опять писать начнём.

6. Работа над словами. Упражнение 499.

- Кого вы поддерживаете ? Костю или Настю ?

- Выполните упражнение в рабочей тетради.

Проверка: Море, моряк, морской, заморский.)

7. Диск 1С. Задание по теме - слова. Раздели слова на 3 группы ?

названия предметов - признаки - действия

(проверка в паре, электронная проверка)

8. Работа в печатной тетради № 2. Упражнение 500(Самостоятельно).

Задание. Выбрать слова с корнем –уч.

9. Подведение итога.- Над чем работали на уроке ?

- Что в слове главное ?

- Что такое корень ?

- Что скажете о слове ?

10.Домашнее задание. -Упражнение 501

- Изучить схему в конце учебника по теме: состав слова.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 211 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 527 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.04.2014 2288
  • DOCX 16.1 кбайт
  • 2 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Конышева Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с требованиями системно - деятельностного подхода,является уроком "Открытие новых знаний".Применяются современные технологии: информационо - коммуникативная, проблемное обучени, игровая технология,здоровье - сберегающая технология.

Методическая разработка урока

Гориславец Ольга Васильевна

учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Адамовская средняя общеобразовательная

Методическая разработка урока

Автор: Гориславец Ольга Васильевна

Тема урока: «Что мы знаем о словах?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: закрепить ранее полученные знания о словах, определять принадлежность к той или иной части речи, анализировать слова с разных точек зрения.

Формировать учебно-познавательный интерес к предмету через знания о словах.

Задачи урока:

1.Повторить и обобщить знания о словах

2.Упражнять в умении анализировать слова

3. Формировать умение правильно употреблять слова

4..Создавать коммуникативно-речевые ситуации для развития речи детей.

Оборудование:

1.Карточки для работы в группах

2.Презентационное сопровождение урока

4.Светофоры для оценки работы

6. рабочие листы для учащихся

Применяемые методы: иллюстративный, словесно – логический.

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение.

Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.

Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

Личностные УУД: Положительное отношение к изучению русского языка, умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Предметный результат:

Знать: Чем похожи все слова языка, какие три «работы могут выполнять слова, на какие две группы делятся, какие части речи выделяются в каждой группе? Уметь: анализировать слова, правильно употреблять слова в речи.

Работа в группах

Прочтите записи. Всё ли понятно?

Исправь ошибки.

Мальчик полоскал собаку. Все спустились с горы, а Петя всё слизал. Мама отварила дверь

Как вы понимаете выделенные слова? В прямом или в переносном значении они употреблены?

Наверно, номер отколол

Весь вечер, хмур и очень зол,

Пилил его отец…

Какими синонимами можно заменить слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа.

Слова для справок: друг, враг, воин, идти, алый, горе, труд.

Как называются эти слова? Почему они так называются? Объясни их значение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6. Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

Русский язык

по учебнику М.С. Соловейчик

Тема: Что ты знаешь о словах?

1. Актуализировать знания по морфологии, развивать умение различать и сопоставлять части речи, их грамматические признаки;

2. Вывести различие лексического и грамматического значения слова;

3. Повторить и уточнить случаи употребления Ь в словах;

4. Развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;

5. Учить слышать и слушать друг друга, воспитывать бережное отношение к мнению других. Развивать коммуникативные способности;

6. Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

- Когда возникает речь?

Когда один человек обращается к другому, или нескольким людям.

Когда вы общаетесь друг с другом, о чём-то рассказываете, обсуждаете что-то…

- Из чего состоит наша речь?

- А из чего состоят предложения?

Предложения состоят из слов.

- На сегодняшнем уроке мы будем работать над словом, над его значением и строением.

- Вот, что сказал детский писатель Лев Успенский о слове:

- Скажите, каким может быть слово?

Оно может быть добрым, вежливым, ласковым, грубым, непонятным, смешным, мудрым…

- Слово может нас обрадовать и огорчить, успокоить и рассердить, научить, рассмешить…

«…Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать , молить и заклинать.

И, словно, сердце, кровью обливаться,

-На какие группы можно поделить слова?

-Какие части речи вы знаете?

-Что они называют, обозначают?

-Как могут изменяться слова в зависимости от того, какая часть речи?

-А что самое главное в слове?

Самое главное то, что слово что-то обозначает, содержит какой-то смысл.

-Каждое слово имеет значение.

-Как называется это значение, в котором содержится смысл слова?

-А какое ещё может быть значение у слова?

-Что такое грамматическое значение?

На что оно указывает?

Оно указывает на число, род, падеж, т.е. на форму слова.

- Я предлагаю вам рассмотреть схемы к словам.

-Что можно о них сказать?

Они состоят из основы и окончания.

- как бы вы их дополнили, чтобы у них появился СМЫСЛ, чтобы они что-то называли?

Надо придумать слова.

-Какой частью речи могут быть эти слова?

Книга, бревно, кот, сапоги

-Что можно определить по окончанию?

- А теперь, что можно сказать об этих схемах?

Они как-бы ожили, стали настоящими, наполнились СМЫСЛОМ.

-Значит, что у них появилось?

-Какую часть схемы мы заполнили?

- Значит, лексическое значение содержится в основе.

- А что содержится в окончании?

- А какой ещё частью речи могут быть эти слова?

- я предлагаю вам глагол – ЛЕЖАТЬ.

Поставьте вопросы от существительных к этому глаголу.

Книга лежала

Бревно лежало

Сапоги лежали

- Что вы заметили?

-Схемы к этим словам и окончания были одинаковые, НО заполнив их лексическим значением, оказалось, что они подходят и к существительным и глаголам.

- О какой части речи мы ещё не говорили?

- Подберите прилагательные к этим существительным.

Книга интересная

Бревно длинное

Кот пушистый

Сапоги резиновые

ВЫВОД: Прилагательные имеют другие окончания.

В данном случае грамматическое значение

помогает определить часть речи.

- Мы рассмотрели существительные, прилагательные, глаголы.

- Что можно сказать об этих частях речи?

Они состоят из ОСНОВЫ и ОКОНЧАНИЯ.

Имеют ЛЕКСИЧЕСКОЕ и ГРАММАТИЧЕСКОЕ значение.

Лежала интересная книга

Лежало длинное бревно

Лежал пушистый кот

Лежали резиновые сапоги

- Составьте предложения, используя данные слова.

- Над чем работали мы на уроке?

- Какие значения имеют слова?

- Что содержит лексическое значение и в какой части слова находится?

- В какой части слова находится грамматическое значение и на что оно указывает?

Читайте также: