И с никитин в синем небе плывут над полями конспект урока 4 класс с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

Грезит – мечтает.

Межа – граница земельных участков.

Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений.

Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; стихотворение; эпитет; метафора; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

Речевая разминка.

Тихо ночь ложится

И луна глядится

Над глухою степью

В неизвестный путь

Над рекой широкой,

В тишине глубокой

Лес густой стоит;

- Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение?

- Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.

- Что вы уже знаете о И.С.Никитине?

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.С. Никитина

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Вопрос (В)-Скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?

Ответ – О-Синее небо, облака, простор и т.д.

В-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

О- Летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт.

В - Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

О- Радостное, спокойное, умиротворённое.

- Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно.

В -Вы подумали с какой интонацией будете читать?

О-Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение.

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении.

( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

В- С помощью чего создаются эти картины?

О-С помощью художественных средств.

В- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

О- эпитетами, сравнением.

В- Назовите эпитеты.

О- Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер.

В- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

О- На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражают солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием.

-Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности.

В- Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?

О- Сравнение, эпитет, олицетворение.

В- Что такое сравнение?

О-Это характеристика одного предмета, которая даётся через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдалённым и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;

- Кроме природы, есть ещё одна картина.

В- Кто может её назвать?

О- Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной.

В- С чем сравнивает автор природу?

В- Какое слово помогает в сравнении?

В- Сколько строф в этом стихотворении?

В- Что такое рифма?

О- Это созвучие стихотворных строк.

В-Какие рифмы в этом стихотворении?

О- О- четыре (полями-краями, туман-румян, встаёт-обдаёт, сиянье-молчанье).

Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно.

В- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

О - Никитин использует эпитеты и сравнения.

В- Вспомните, что такое эпитет.

О- Эпитет – это яркое художественное определение, чаще всего эпитеты – это имена прилагательные.

Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.

Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

В-Какие эпитеты встречаются в этом стихотворении?

В- Какие мысли передал автор?

О- Он выразил красоту родной природы. Никитин очень любил природу и восхищался ею, видел красоту в самых обычных вещах и помог нам её увидеть .В- Помогают ли последние строчки понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе.

О- В стихотворении видим не только изображение поэтом картины, но и самого поэта.

В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой.

Разбор типового тренировочного задания:

Подчеркните эпитеты в этой строфе.

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Разбор типового контрольного задания

Распределите в столбцы таблицы примеры средств выразительности.

Облака с золотыми краями, месяц встаёт, колос грезит тёплый вечер, огненный шар.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Урок литературного чтения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Урок литературного чтения

Урок литературного чтения


Иван Саввич Никитин (1824-1861) Поэтическая тетрадь.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) Поэтическая тетрадь.

ЦЕЛИ: ознакомиться с жизнью и творчеством поэта; продолжать учиться выразител.

ЦЕЛИ: ознакомиться с жизнью и творчеством поэта; продолжать учиться выразительному чтению; пополнять словарный запас; развивать речь, мышление, воображение

 Дом-музей И. Никитина в Воронеже

Дом-музей И. Никитина в Воронеже





 Памятник И.С. Никитину в г. Воронеже

Памятник И.С. Никитину в г. Воронеже


Словарная работа. Грезит - мечтает. Межа- граница земельных участков. Зарево.

Словарная работа. Грезит - мечтает. Межа- граница земельных участков. Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений . Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Грезит- Восторг- Золотой- Сиять - мечтает восхищение жёлтый, оранжевый мерца.

Грезит- Восторг- Золотой- Сиять - мечтает восхищение жёлтый, оранжевый мерцать, переливаться Что такое синонимы? Синонимы- это слова, схожие по значению. Подберите синонимы к словам:

Прохладный- Восторг- жаркий, знойный, тёплый огорчение, печаль, тоска Что так.

Прохладный- Восторг- жаркий, знойный, тёплый огорчение, печаль, тоска Что такое антонимы? Антонимы- это слова, противоположные по значению. Подберите антонимы к словам:

*** В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над.

*** В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Тёплый вечер прозрачно-румян. Синее небо Золотые края Тёплый вечер Найдите в тексте эпитеты.

Вот уж веет прохладой ночною; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным ш.

Вот уж веет прохладой ночною; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным шаром встаёт, Красным заревом лес обдаёт. Прохладой ночною Красное зарево

Кротко звёзд золотое сиянье, В чистом поле покой и молчанье; Точно в храме с.

Кротко звёзд золотое сиянье, В чистом поле покой и молчанье; Точно в храме стою я в тиши И в восторге молюсь от души. Золотое сиянье Чистое поле

. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мы проверили осанку И св.

. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Ручками похлопали, Ножками потопали, Вправо, влево повертелись И за парты вновь уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.





Выразительное чтение стихотворения Памятка Правильно ставь ударения. Соблюдай.

Выразительное чтение стихотворения Памятка Правильно ставь ударения. Соблюдай паузы. Выбери силу голоса (громко, тихо). Определи темп (быстро, медленно) Читай эмоционально. Покажи интонацией свое отношение к произведению.


Мне понравилось… Я научился… Я понял, что… Труднее всего для меня было… Я хо.

Мне понравилось… Я научился… Я понял, что… Труднее всего для меня было… Я хочу научиться…

Домашнее задание 1 вариант задания: выучить стихотворение наизусть; 2 вариант.

Домашнее задание 1 вариант задания: выучить стихотворение наизусть; 2 вариант задания: найти другие стихотворения Ивана Саввича Никитина и подготовить выразительное чтение любого из них.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 729 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2018 9075
  • PPTX 5.3 мбайт
  • 2103 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лыкова Людмила Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи

Образовательные:

- учить определять жанры текстов;

- объяснить лексическое значение слов: грезит, межа, зарево; расширять словарный запас обучающихся;

- учить работать с содержанием текста, его жанровыми особенностями, темой, главной мыслью;

- повторить средства художественной выразительности, вырабатывать умения самостоятельно находить их в стихотворениями;

Развивающие:

- развивать образное мышление, диалогическую и монологическую речь;

- воспитывать любовь к природе и Родине, патриотизм, ответственное отношение к изучению литературы.

ВложениеРазмер
urok_v_sinem_nebe.docx 39.52 КБ
prezentatsiya_k_uroku_v_sinem_nebe.pptx 203.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в начальной школе

Тип урока: Изучение нового материала

- учить определять жанры текстов;

- объяснить лексическое значение слов: грезит, межа, зарево; расширять словарный запас обучающихся;

- учить работать с содержанием текста, его жанровыми особенностями, темой, главной мыслью;

- повторить средства художественной выразительности, вырабатывать умения самостоятельно находить их в стихотворениями;

- развивать образное мышление, диалогическую и монологическую речь;

- воспитывать любовь к природе и Родине, патриотизм, ответственное отношение к изучению литературы.

Совершенствование умения анализировать стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, умения выделять из текста средства художественной выразительности, приводить их примеры, обогащать словарный запас.

- повторить понятия о средствах художественной выразительности – олицетворение, сравнение;

- объяснить лексическое значение слов грезит, межа, зарево ;

- совершенствовать умение классифицировать, работать с текстом, анализировать и систематизировать материал.

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками, решать с помощью общения общие задачи, принимать решения.

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- способность к самооценке своих действий, поступков;

- формировать патриотическое отношение к Родине.

Жанр, стихотворение, тема текста, главная мысль текста, средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет.

Литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование учителя: телевизор, компьютер, технологическая карта урока, бумажные дощечки с планом; анаграмма НИКИТИН; карточки подсказки с биографией автора; магниты

Материалы : презентация, видеоролик.

Задачи этапа урока

Задания для обучающихся

Время в минутах

I. Организация класса на работу

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Что вы увидели на данном видео?

- Как вы думаете, какая страна была на экране?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

- Предположите, о чем будет идти речь в произведении, с которым познакомимся?

- Какие эмоции вызывает у вас природа нашей страны? Хочется ли вам получить их от нашего урока?

Обучающиеся описывают чувства, которые получили от просмотра сюжета, прогнозируют эмоции, которые получат от урока.

Знакомство с музыкальными и видеороликами, посвященными осени. Актуализирование знаний на основе собственныхвпечатлений

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в игре.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Организовать формулирование темы и цели урока обучающимися.

ЧИВВАС НАВИ НИТИКИН

- Назовите имя, отчество и фамилию поэта, о котором пойдет речь на уроке.

(Презентация Слайд 1)

Перед вами на доске дощечки от мостика. На них записан план работы урока. Расположите его пункты в правильном порядке и, опираясь на них, сформулируйте цели урока.

1) Знакомство с биографией Ивана Никитина

2) Чтение стихотворения.

3) Определение темы стихотворения

4) Анализ его содержания.

5). Работа со средствами художественной выразительности.

6).Определение главной мысли стихотворения

7) Выразительное чтение

(Дети называют пункты плана видов работ на уроке в нужном порядке. Обучающиеся опираясь на план урока формулируют его цели.)

Обучающиеся формулируют тему и цель урока.

Повторение имен известных поэтов, составление плана работы с текстом.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать самостоятельно цель урока

III . Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания по изучаемой теме

- Что такое стихотворение?

Стихотворение – произведение, в котором текст построен ритмично, с использованием рифмы. (Слайд 2)

- Как определить тему произведения, его главную мысль?

- Зачем авторы используют в своих произведениях средства художественной выразительности? Какие средства художественной выразительности вы знаете?

Обучающиеся называют жанры литературного творчества, называют их признаки. Объясняют, как определить тему и главную мысль произведения, приводят примеры средств художественной выразительности.

Повторение понятий: жанр, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, тема, главная мысль.

уметь анализировать объекты, выделять их основные признаки, распределять объекты, в зависимости от и признаков.

IV Первичное усвоение новых знаний.

Получение новых знаний с целью. Применения их в создании собственных проектов

- Посмотрите на слова на карточках. Повторите цепочкой биографию автора, опираясь на данные слова.

- Легкой ли была судьба автора? Почему работая в лавке, а потом и на постоялом дворе, он все-таки смог добиться мировой известности? Какие качества необходимы человеку, чтобы добиться такого успеха?

- О чем говорится в данном стихотворении? Каким настроением оно проникнуто? Какие эмоции оно вызывает: радость, грусть, восторг, печаль, восхищение?

Обучающиеся прослушивают биографию автора, знакомятся с его портретом, повторяют основные факты его жизни.

Знакомятся со стихотворением.

Знакомство с жизнью и творчеством Никитина.

анализировать факты, озвученные учителем, воспроизводить биографию автора, литературные произведения.

уметь составлять связный рассказ, используя опорные слова, учиться слушать и называть то главное, что хотел сказать автор.

уметь контролировать свои действия.

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)

IV. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Закрепить полученные знания на уроке.

  1. Работа с содержанием стихотворения. Его анализ.

а) Повторное чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение молча.

в) Словарная работа

- Есть ли в нем слова, лексическое значение, которых вам неизвестно?

межа – граница между соседними земельными участками

зарево – свет в небе красного и желтого цветов на закате.

г) Анализ содержания стихотворения. Беседа.

- Какое время суток описано в стихотворении? Как вы это поняли?

- Где происходят события?

- Какие природные явления описывает автор (закат, туман, прохлада, восход месяца, сияние звезд).

- С описания чего начинается стихотворение? Что делают облака? Могут ли облака плавать? Какие у них края? Почему они такого цвета? Прочитайте, какого цвета туман? Удачно ли подобрал автор слова для его описания? Что ощущал автор, находясь в поле вечером? На, что был похож месяц? Какие звуки автор слышал, находясь в поле? В каком состоянии он пребывал? Что такое покой?

Сейчас мы на некоторое время, чтобы отдохнуть, отправимся из лета в осень. Смотрите внимательно на экран и отдыхайте. А заодно сделаем небольшую зарядку для глаз.

- Перед вами карточки. На них в левом столбике таблицы записаны названия средств художественной выразительности, а в правом - их определения. Работая в паре, установите с помощью простого карандаша и стрелок соответствия между ними.

Эпитет – художественное, образное определение

Метафора – употребление слов в переносном значении

Сравнение – уподобление одного предмета другому

Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживое.

(Обучающиеся зачитывают результаты своей работы)

е) Определение главной мысли стихотворения.

- О чем пишет в своем стихотворении поэт? Чем он восхищается? Какая главная мысль стихотворения?

Выполняют анализ художественного произведения, выделяют тему, главную мысль, работают с незнакомыми словами, находят в стихотворении средства художественной выразительности, повторяют их определения, выделяют тему и главную мысль.

Работа со средствами художественной выразительности, определение темы и главной мысли стихотворения, знакомство с новыми словами, с целью расширения словарного запаса обучающихся..

умение работать в паре, вести диалог, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли.

умение анализировать и синтезировать учебный материал.

формулируют и закрепляют понятия эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межа - граница земельных участков.

Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений .

Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Синонимы - это слова, схожие по значению. Подберите синонимы к словам: мечтает Грезит- Восторг- Золотой- Сиять - восхищение жёлтый, оранжевый мерцать, переливаться

- это слова, схожие по значению.

Подберите синонимы к словам:

жёлтый, оранжевый

мерцать, переливаться

Антонимы - это слова, противоположные по значению. Подберите антонимы к словам: жаркий, знойный, тёплый Прохладный - Восторг - огорчение, печаль, тоска

- это слова, противоположные по значению.

Подберите антонимы к словам:

жаркий, знойный,

Прохладный -

Восторг -

огорчение, печаль,

Эпитет: чаще всего прилагательное не каждое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в данном словосочетании переносном смысле. - рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли им чувства автора.

Только то, которое употребляется в данном словосочетании переносном смысле.

- рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли им чувства автора.

Читайте также: