Конспект индивидуального занятия с ребенком с овз раннего возраста

Обновлено: 05.07.2024

— закреплять у ребенка знания о своем имени, частях лица и тела, о действиях в окружающем.

Коррекционные:

— учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;

— развитие общей и мелкой моторики, зрительно – моторную координацию;

— развитие артикуляционного аппарата;

— формирование правильного ротового выдоха

— снимать состояние внутреннего дискомфорта.

Воспитательные:

— воспитывать у детей продуктивную совместную деятельность, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.

Ход занятия.

Сюрпризный момент: тук, тук, тук. Кто же это стучится? Ах, это к нам в гости кукла Ляля пришла.

Да, я пришла сегодня к (имя ребёнка), хочу с ним поиграть. Посмотри, (имя ребёнка), как мои ножки топают по дорожке – топ, топ, топ. Мои ручки хлопают в ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.

(Имя ребёнка) посмотри, да за мной ты повтори. Это ручки (поднимают к верху обе ручки), это ножки (топают двумя ногами попеременно). Молодец, (имя ребёнка).

(Имя ребёнка), к нам Ляля так торопилась, что не успела водичкою умыться. Давай ей поможем!

На столе приготовленный тазик с водой и маленьким полотенцем.

Вместе с ребёнком под стишок умываем Лялю, акцентируя внимание в строение лица – глазки, ротик, носик, щёчки.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Спасибо, (имя ребёнка), теперь Ляля такая красивая, умытая.

А теперь сам покажи, где у тебя глазки, где ротик, где носик, где щёчки (если ребёнок самостоятельно затрудняется показать на себе части лица, помогаем ему методом рука в руке).

  1. Элементы массажа мышц лица ребёнка: подушечками пальцев похлопываем по частям лица (используем метод рука в руке).

Дождик лей, лей, лей.

На меня и на людей.

Как дождик капает – покажем пальчиками на лобик, на глазки, на щёчки, на носик, на ротик.

Ребенок и взрослый находятся перед зеркалом, где видно лицо взрослого и ребёнка (чтобы контролировать правильность выполнения упражнений).

  1. Упражнения для развития подвижности губ:

— Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

— Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

— Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

— Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

— Улыбка — Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

  1. Динамические упражнения для языка (на первичном этапе используем пищевое подкрепление, можно чупа – чупс, сироп на ватной палочке).

— Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

— Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
— Часики.
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
— Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

— Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

Произносим гласные звуки с голосом протяжно (на одном выдохе):
— ааааааааааааа
— ооооооооооооо
— иииииииииииии (рот слегка открыт).
— уууууууууууууу (губки вытянуты хоботком).
— аааааиииииэээээоооооо и т. д.

Перед зеркалом мы поиграли, а теперь немножко отдохнём.

Игра буря в стакане (в стакане налита вода, приготовлена трубочка для коктейля). Игра проводится по подражанию за взрослым.

Трубку в ротик мы кладём, носиком сильней вдохнём, дунем в трубочку сильней и увидим много пузырей.

После демонстрации слайдов предлагаем ребёнку картинки с изображением из игры, напечатанные на цветном принтере (строение лица). Просим ребёнка показать на картинке – где глазки, где ротик, где носик, где щёчки.

Предлагаем ребёнку настольную игру с изображением лица. (Части макета лица отрывные и приклеиваются на липучках). Сначала предъявляем ребёнку целостное изображение, затем снимаем прикреплённые части, и просим — собери картинку.

Скачут пальцы как лошадки.

Цок – цок, цок – цок – скачет резвый табунок.

(Все пальцы скачут по поверхности песка в ритме потешки).

В кулочок мы пальцы спрячем

В кулачок, в кулачок!

(Пройтись поочерёдно каждым кулачком левой и правой руки по песку, затем двумя кулачками одновременно).

Кулачок на кулачёк,

Кулачок на кулачёк,

Кулачок на кулачёк,

Бух, упали на бочок!

Есть в песочке место

Пеку, пеку каравай

(Все пальцы и кулачки действуют в ритме потешки).

А теперь мы на песке нарисуем своё личико. Помогаем ребёнку указательным пальцем рисовать на песке овал, на нём глазки, ротик, носик, ушки, волосики.

Сегодня (имя ребёнка), мы с тобой весело поиграли. Но пришло время — Ляли идти домой. До свидания, Ляля! Приходи к нам ещё, будем ждать тебя.

Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.

Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

  • - развивать сенсорный опыта ребёнка;
  • -развивать координацию движения пальцев рук и речи;
  • - формировать предпосылки для развития активной речи;
  • - стимулировать речевую активность;
  • - вызывать звуковые комплексы, односложные слова;
  • - готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;
  • - развивать произвольное внимание, слуховую память;
  • - формировать регулятивную функцию речи на основе упражнений в выполнении инструкций;

Форма проведения: индивидуальное занятие.

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie_ptitsy_1.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ

в рамках программы дополнительного образования

Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.

  • - развивать сенсорный опыта ребёнка;
  • -развивать координацию движения пальцев рук и речи;
  • - формировать предпосылки для развития активной речи;
  • - стимулировать речевую активность;
  • - вызывать звуковые комплексы, односложные слова;
  • - готовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;
  • - развивать произвольное внимание, слуховую память;
  • - формировать регулятивную функцию речи на основе упражнений в выполнении инструкций;

Форма проведения: индивидуальное занятие.

1. Приветствие (до 1 минуты).

2. Вступительная беседа (до 2-х минут).

6. Упражнение на закрепление цвета (2-3 минуты).

7. Упражнение на дыхание (до 1 минуты).

11. Логоритмическое упражнение (до 1 минуты).

12. Прощание (1 минута).

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Вступительная беседа.

- Растаял снег, ярче светит солнышко, на улице стало теплее. Пришла весна.

Все рады весне: и звери и птицы.

Стучат все громче дятлы.

И птички стали петь.

Встает пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из-под старой травки

Уже глядит цветок.

Динь-динь звенит тихонько,

Динь-динь пришла весна!

пальцы сжаты в щепоть и сучат в ладонь;

пальцы клювиком – открываем и закрываем;

руки поднимаем вверх и двигаем пальцами;

разводим руки через стороны вниз;

руки разводим в стороны;

гладим поочередно руки;

руки собраны в бутон, постепенно раскрываем руки;

ладони свободно трясем в разных направлениях.

- Покажи: где дятел? и т.д. (птичка, ручей, цветок, солнышко).

- У меня есть волшебное стекло, которое превращает маленький предмет в большой (специалист просит ребёнка найти птичку и показать величину предмета, а затем посмотреть через лупу на др. предмет и узнать, как он изменился).

Взяли в руки молотки : т-т-т.

Забиваем гвозди мы : т-т-т.

Строим мы для птичек дом : т-т-т.

Хорошо им будет в нем : т-т-т.

5. Упражнение на закрепление цвета.

- Много домиков построили дети.

- Давай повесим домики на дерево (крепим домики с помощью липучек на дерево).

- Где красный домик? (желтый, зеленый). Возьми красный домик и повесь его на дерево. Возьми жёлтый домик и повесь его и т.д.

6. Упражнение на дыхание.

- А вот и птички летят.

- Помоги им долететь до домиков. Давай подуем.

- А теперь рассадим птичек в свои домики (специалист предлагает ребёнку посадить птичек в домик по цвету).

- Птички так рады, что у них такие красивые домики, сели на ветку и запели

(специалист просит ребёнка повторить песенку птички):

- та - то – ту – ты - тэ;

- тя – тё – ти – тю – те;

- тиу – тау – тоу – тёу.

Раз, два, три, четыре, пять.

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три птичка червячков лови!

- Червячки от птичек убежали, но птичек нужно покормить.

- В коробочках спрятаны семечки, давай их найдем (ребенок берет коробочку, трясет и по звуку определяет, где находятся семечки и отдаёт их птичкам).

На улице весна – А – А – А.

Солнце высоко – О – О – О .

Побежали ручейки – И – И – И.

Капает капель – Э – Э – Э.

Я гулять иду – У – У – У.

III. Заключительная часть.

Специалист хвалит и благодарит ребенка.

Ребенок прощается с птичками и специалистом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа дополнительного образования "Учимся рассуждая"

Перспективный план кружковой работы с детьми по ФЭМП.

Образовательная программа дополнительного образования "Учимся правильно говорить"(5-6лет)

Материал по планированию работы учителя- логопеда в рамках дополнительного образования. Возраст детей 5-6 лет.


Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития

Конспект индивидуального занятия с ребенком раннего возраста с задержкой речи.


Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗРР.




Психолог-педагогическое заключение ПМПК: Дефицитарное развитие опроно-двигательного аппарата. Неравномерное развитие психической деятельности.

Специальные образовательные условия: Адаптированная образовательная программа для ребенка раннего возраста с ОВЗ. Занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, специалист по физической культуре. Проведение индивидуальных, групповых коррекционно-развивающих занятий (игровых сеансов) при обязательном включении родителей ребенка раннего возраста, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Цель АОП: создание специальных условий для абилитации и максимально возможной коррекции нарушенного развития ребенка.

Используемые методы и приемы игрового сеанса :

- практические действия с игрушками, целенаправленные действия с игрушками

- установление зрительного контакта с ребенком

- эмоциональное общение с ребенком, с использованием сюрпризных моментов

- подражательные игровые упражнения

- демонстрация игрового материала, наблюдение за предметом, обследование предмета, игрушки

- словесные инструкции, беседа, пояснение выполнения задания

Стимуляция познавательной активности ребенка раннего возраста за счет использования игрового материала и сенсорных эталонов

- побуждать ребенка проявлять познавательный интерес к игрушкам, игровому материалу

- формировать представления о форме и цвете предмета

- создание игровой среды и комфортных условий для ребенка и мамы

- развивать моторику пальцев рук, координировать движения тела, удерживать равновесие

- побуждать ребенка к речевой активности, к звукоподражаниям, использовать мимику, жесты, односложные слова

Оборудование: мешочек с игрушками животных: заяц, медведь; зеленое и желтое ведро, шарики такого же цвета; коробка с отверстиями для шаров; грузовая машина; посуда, пластилин зеленого цвета.

Ход индивидуального игрового сеанса:

1. Организационный момент: Педагог приветствует малыша и маму. Интересуется успехами и ребенка, трудностями при проведении игр дома, дает комментарии. Проговариваются моменты организации взаимодействия мамы и ребенка, специалиста и ребенка.

2. Вводная часть: педагог обыгрывает появление игрушки Зайки из волшебного мешочка, использует элементы пальчиковой гимнастики, показывая ушки.

- Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

Педагог предлагает ребенку погладить зайку, рассмотреть части тела, показать, где находятся глазки.

3. Основная часть:

В ходе игры ребенок учится дифференцировать два цвета (зеленый и желтый). Педагог предлагает два ведра разного цвета, берет зеленый шар и кладет в зеленое ведро.

- Я беру зеленый шар и кладу его зеленое ведро. Вот такой шарик, такой как ведро. Зеленый шарик тут!

Затем после показа педагог предлагает ребенку шарик желтого цвета и дает инструкцию.

- Это желтый шарик, где такое ведро? Где желтое ведро?

Задача ребенка правильно соотнести шарик с ведром такого же цвета.

В процесс выполнения задания включается мама и берет инициативу на себя, педагог оценивает взаимодействие мамы и малыша.

В ходе игры малыш развивает мелкую моторику, учится координировать движения рук, соотносить предмет с отверстием.

Педагог высыпает шарики из коробки и накрывает коробку крышкой, в которой находятся отверстия подходящего диаметра. Показывает образец действий с предметом. Стимулирует к использованию жеста согласия.

- Тебе дать? Да? Дам!

Малыш бросает шарик в отверстие на крышке коробки. Затем педагог предлагает посмотреть в коробке ли шарик.

- Тут крышка, крышка закрыта. Давай ее откроем?

Упражнение направлено на развитие общей моторики, удержание и сохранение равновесия.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою – топ!

Педагог имитирует движения, показывает действия, повадки животного, произносит звукоподражание,

- Кто это? (вызывает звукоподражание у ребенка). Это мишка! Дай мишку! Скажи, как кричит мишка. Покажи, как топает мишка.

Совместная деятельность мамы и ребенка : педагог предлагает покатать мишку на грузовике.

Способствует развитию тактильных ощущений.

С помощью посудки и пластилина, педагог предлагает покормить зайку капустой, но капусту необходимо отрывать небольшими кусочками, чтобы зайка не подавился. Кусочки пластилина кладут на тарелку, после выполнения задания зайку приглашают на обед.

Взрослым необходимо внимательно следить за действиями ребенка, не допуская попадания пластилина в рот.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: развитие зрительной ориентировочной активности.

Учить ребенка выполнять простые речевые инструкции, сопровождаемые показом действий.

Стимулировать положительные эмоциональные и речевые ответные реакции во время занятия .

Побуждать произносить слова.

Учить различать на слух звуки животных.

Учить ребенка соотносить основные цвета по аналогии, а также подбирать цвета по названию, используя образец.

Развивать внимание, память, мыслительные операции.

Развивать слуховые дифференцировки.

Развивать у ребенка координацию движений рук под зрительным контролем.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать коммуникативные навыки.

Воспитывать положительную установку на участие в познавательной деятельности.

Оборудование : магнитные картинки с изображением собаки, кошки, 2 закрывающихся окошка (зеленое и желтое), желтые мячики, зеленые бабочки.

Игра повторяется 2-3раза.

1. Дай ладошечку, моя крошечка!

Дай ладошечку, дай ладошечку

2. Кулачки сложили, кулачками били,

В кулочок мы пальцы спрячем

В кулачок, в кулачок!

3. Пальчики опять попляшут.

Вот они, вот они

Пальчиками все помашут

Вот они, вот они.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.

Задачи: образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить сочетать движения с речью.

Учить соотносить цвет с предметом, где его можно увидеть. Закрепить знания о явлении природы – радуга, дождь, ветер. Формировать правильное речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Использовать фонопедические оздоровительные упражнения.

Предварительная работа: беседа о цветах радуги, рисование радуги, рассматривание картинок. Разучивание речевых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Разучивание и выполнение оздоровительного точечного и игрового массажа. Разучивание пальчиковых игр.

Ребята, у нас сегодня не обычный день. Мы с вами отправимся в Волшебную страну красок. А так как нам, предстоит дальняя дорога, мы должны окончательно проснутся. Сначала мы разбудим наши пальчики.

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

А теперь мы проверим, проснулись ли наши глазки.

Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела.

Давайте проследим за ее полетом только глазками

Бабочка летела, летела

И на цветочек села.

Пальчики проснулись, глазки проснулись, осталось только проверить проснулись ли наши ножки и ушки.

Встаем в круг. Когда бубен звучит громко:

- мы идем по кругу и топаем ногами,

когда бубен звучит тихо:

- мы встаем на носочки и идем очень тихо по кругу.

Теперь мы точно готовы к нашему путешествию (звучит музыка)

Встаем друг за другом в паровозик (руки на плечи впереди стоящему).

Приехали! Выходите из вагончиков. Давайте подышим свежим воздухом.

(воспитатель одевает берет и берет кисточку с палитрой)

Взяв бумагу я краски

И пустилась в дальний путь

На природе, над пейзажем

Только вот беда какая

Вся палитра здесь пустая!

Краски вдруг все разбежались!

Ни одной здесь ни осталось!

(Звук грома и дождя.)

Ребята, у нас в Волшебной стране красок пошел дождик. Давайте с ним поиграем.

Кап-кап, надо нам расходиться по домам

(Дети поглаживают спинку друг другу.)

Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек

(кулачками стучат по спинке)

Град-град, сыплет град,

(пальчиками стучат по спинке)

Все под крышами сидят.

(звучит звук ветра)

Ребята, посмотрите что сделал с нашими картинками ветер. Он перепутал их цвета. (Картинки с синими листочками, красными бананами, желтыми баклажаны, зелеными тучками, голубые помидоры, фиолетовое солнце, оранжевый дождик.)

Сортируем картинки по цветам (которым они должны быть)

Ребята, какие цвета у нас получились? А какой один рисунок мы можем нарисовать, используя эти все цвета? Правильно, радугу.

Давайте постараемся дотянутся до радуги.

Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну сказок?

Вы хотели бы еще в ней побывать?

Мы обязательно еще вернемся туда, так как там каждый день происходит что-то интересное. А сейчас нам пора подкрепится.

Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.

Задачи: образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить сочетать движения с речью.

Учить соотносить цвет с предметом, где его можно увидеть. Закрепить знания о явлении природы – радуга, дождь, ветер. Формировать правильное речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Использовать фонопедические оздоровительные упражнения.

Предварительная работа: беседа о цветах радуги, рисование радуги, рассматривание картинок. Разучивание речевых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Разучивание и выполнение оздоровительного точечного и игрового массажа. Разучивание пальчиковых игр.

Ребята, у нас сегодня не обычный день. Мы с вами отправимся в Волшебную страну красок. А так как нам, предстоит дальняя дорога, мы должны окончательно проснутся. Сначала мы разбудим наши пальчики.

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

А теперь мы проверим, проснулись ли наши глазки.

Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела.

Давайте проследим за ее полетом только глазками

Бабочка летела, летела

И на цветочек села.

Пальчики проснулись, глазки проснулись, осталось только проверить проснулись ли наши ножки и ушки.

Встаем в круг. Когда бубен звучит громко:

- мы идем по кругу и топаем ногами,

когда бубен звучит тихо:

- мы встаем на носочки и идем очень тихо по кругу.

Теперь мы точно готовы к нашему путешествию (звучит музыка)

Встаем друг за другом в паровозик (руки на плечи впереди стоящему).

Приехали! Выходите из вагончиков. Давайте подышим свежим воздухом.

(воспитатель одевает берет и берет кисточку с палитрой)

Взяв бумагу я краски

И пустилась в дальний путь

На природе, над пейзажем

Только вот беда какая

Вся палитра здесь пустая!

Краски вдруг все разбежались!

Ни одной здесь ни осталось!

(Звук грома и дождя.)

Ребята, у нас в Волшебной стране красок пошел дождик. Давайте с ним поиграем.

Кап-кап, надо нам расходиться по домам

(Дети поглаживают спинку друг другу.)

Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек

(кулачками стучат по спинке)

Град-град, сыплет град,

(пальчиками стучат по спинке)

Все под крышами сидят.

(звучит звук ветра)

Ребята, посмотрите что сделал с нашими картинками ветер. Он перепутал их цвета. (Картинки с синими листочками, красными бананами, желтыми баклажаны, зелеными тучками, голубые помидоры, фиолетовое солнце, оранжевый дождик.)

Сортируем картинки по цветам (которым они должны быть)

Ребята, какие цвета у нас получились? А какой один рисунок мы можем нарисовать, используя эти все цвета? Правильно, радугу.

Давайте постараемся дотянутся до радуги.

Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну сказок?

Вы хотели бы еще в ней побывать?

Мы обязательно еще вернемся туда, так как там каждый день происходит что-то интересное. А сейчас нам пора подкрепится.

Читайте также: