Число имен существительных конспект урока 2 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

Тема: Число имен существительных

Цель:- развитие умения изменять имена существительные по числам, определять число имен существительных

- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

- изменять имена существительные по числам.

Развивающие :

- способствовать развитию речи, внимания.

Воспитательные :

- воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда,

Мы начнём урок

русского языка.

Девиз:

Пусть каждый день и

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

2. Орфографическая минутка.

-Посмотрите на эту запись. Какое бы задание вы предложили выполнить.

Ч..ща, сторо…ка, гл..за, кот …арсик, утю…

(Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы)

3. Минутка чистописания.

-Назовите буквы, пропущенные в словах:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

4.Словарная работа.

-Посмотрите внимательно на буквы. Какое слово можно составить.

-Как вы понимаете смысл этого слова?

1)Упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу.

2) Вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира (в специальном вагоне, в специальном помещении теплохода, самолета).

2) СОУ (слог, ударение, орфограмма) БАГАЖ

-Подберите однокоренные слова – багажник, багажный.

3) Синонимы – вещи, груз

4) Комментированное письмо. Разбор предложения. На платформу прибыл багажный вагон.

5. Работа над темой

1)-Посмотрите внимательно еще раз на эти слова. Что можете о них сказать?

-Чем похожи эти слова? (Все слова - имена существительные)

-Что мы называем именем существительным?

( Составление таблицы)

Сущ. ------- обозначают: отвечают на вопросы:

-Предмет Кто? Что?

- А еще какое бывает? (Ед. ч.)

-Назовите тему сегодняшнего урока. ( Число имен существительных)

- Определите число у данных слов:

-Я называю вам слова – Ед.ч. – наклоняетесь вперед. руки - назад; мн.ч.- наклоны в стороны- руки наверх

Дом, улицы, машины, город, стоянка, цветы, деревья, школа, класс, ребята

6.Закрепление материала

1)-Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Стр. 61

*Знакомство с правилом.

-проверка по цепочке.

2)Работа по вариантам.

На доске : Жарить, дождь, летает, огурцы, весенний, мячи, лось, скучать, скала, тучи, море, веселая, блины.

-Выписать 1в – ед.ч. – образовать –мн.ч.

Дождь – дожди огурцы - огурец

Лось – лоси мячи - мяч

Скала – скалы тучи - туча

Море – моря блины - блин

Послушайте стихотворение Н. Языкова.

Внимательно послушайте и выпишите в один столбик – слова в ед. ч.

Во второй – во мн.ч.

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце, кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы. Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

7.Рефлксия учебной деятельности.. - Что же вы узнали нового на уроке? -Чем пополнили свой багаж знаний?

Домашнее задание

Увы, друзья, звенит звонок,

Промчался быстро наш урок.

Теперь ребятам надо

Задать заданье на дом.

*С. 62 –упр.106

*списать из книг любимые стихотворения; подчеркнуть имена существительные, определить число

Дети показывают смайлики настроения на конец урока.

- Урок окончен, всем спасибо!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 104 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.11.2015 7101
  • DOCX 34.5 кбайт
  • 110 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Моисеева Александра Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Единственное и множественное число имен существительных. Урок 2

Цели: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Представьте, что вы отправились в лес на прогулку. Запишите, каких животных можно встретить в лесу.

(Учитель показывает рисунки или фотографии вороны, зайца, лисицы, медведя, лягушки, крокодила, собаки, коровы.)

2. Орфографическая минутка

— Вставьте пропущенные буквы.

Холо.. сковал землю. Дерев..я покрыты ..неем. С бере.. сыпались сн..ж..нки. Под н..гами хрустел сне. Сн..гири прыгали по ш..шкам елей.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

— По какому признаку слова объединены в группы?

— Вставьте пропущенные буквы, используя проверочные слова первого столбика.

— Сделайте вывод: как изменение формы числа имени существительного может помочь в правописании?

— Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по числам и использовать это при подборе проверочных слов.

IV. Работа по теме урока

Упр. 108 (с. 63).

(Выполнение с комментированием.)

Упр. 109 (с. 63).

— Какая форма числа являлась проверочной для слов первой группы? (Форма множественного числа.)

— Какая форма числа являлась проверочной для слов второй группы? (Форма единственного числа.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 110 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

— Как мы подбирали проверочное слово при проверке безударных гласных и парных согласных? (Мы изменяли форму имени существительного.)

VII. Рефлексия

— Подберите проверочное слово, изменяя имена существительные по числам. Вставьте пропущенную букву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: - Одна из снежинок попала в наш класс и оставила свой след на доске в виде узора.

- Запишите у себя в тетрадях это соединение

Словарная работа.

Учитель: - А теперь отгадайте ещё несколько загадок.

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. Берёза.

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне. Мороз.

Нарисует он картинку

Натюрморт или пейзаж

Остроносый, тонкий, длинный,

Деревянный Карандаш.

Чтобы не замёрз никто,

Не обойтись нам без Пальто.

Учитель: - Что объединяет все эти слова?

(Это словарные слова, отвечают на вопрос что?, являются именами существительными)

- Запишите их в тетрадях, выделив те буквы, которые надо запомнить.

Словарь: берёза, мороз, карандаш, пальто.

Учитель: - Ребята, а какое слово из тех, которые вы написали относится к наступившему времени?

(Мороз)

Учитель: - Какие ещё ассоциации у вам вызывает слово ЗИМА?

Дети называют слова.

Учитель: - А теперь давайте сверим ваши ассоциации с моими.

Снег, лыжи, коньки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каникулы.

Введение в тему урока.

Учитель: - Что объединяет все эти слова?

Отвечают на вопрос что? И являются именами существительными.

Учитель: - Значит, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке?

С именами существительными.

Учитель: - Что вы уже знаете об имени существительном?

Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?, бывает одушевлённым и неодушевлённым.

Учитель: - (На экране появляется схема)

существительное

часть обозначает предмет, отвечает на вопросы бывают могут

речи явления природы, кто? или что? одушевлёнными и быть

события неодушевлёнными именами

собственными

Учитель: - Поработаем в парах и закрепим ваши знания о существительных.

На каждой парте лежит пакет №1. В нем карточка, на которой в первом столбике записаны слова, а второй столбик пустой. За 3 минуты вам надо во второй столбик выписать только имена существительные.

Смотрит, снег, высокий, рисовать, горка, мороз, красивая, снеговики, хоккей.

Учитель: - Прочитайте слова, которые вы выписали.

Зачитывают: снег, горка, мороз, снеговики, хоккей.

Учитель: - Докажите, что это существительные.

Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? или что?

Учитель: - Где мы уже встречали эти слова?

Когда искали ассоциации к слову ЗИМА.

Учитель: - Какое слово в этой группе лишнее? Почему?

Снеговики. Оно обозначает много предметов, множественное число.

Учитель: - Уточните тему нашего урока.

Число имён существительных.

Учитель: - Как вы думаете, чему вы должны научиться на сегодняшнем уроке?.

Различать слова в единственном и множественном числе.

Работа по различению единственного и множественного числа имён существительных.

Учитель: Откройте учебник на странице 119 и прочитайте задание к упражнению 224.

Прочитать текст. Назвать имена существительные, которые несколько раз встречаются в тексте.

Сосны – сосна.

Учитель: - Сколько предметов обозначают эти слова?

Сосны – много предметов.

Сосна – один предмет.

Учитель: - Спишите на доске и в тетрадях первое и предпоследнее предложение. Подчеркните 1 линией слова, которые обозначают одинаковые предметы.

(Дети пишут в тетрадях и на доске. Комментируют.)

Учитель: - Ребята, эти слова обозначают одинаковый предмет?

Учитель: - А чем они отличаются?

Одно слово обозначает много предметов, а другое один.

Учитель: - Если существительное обозначает много предметов, то в каком числе оно стоит?

Во множественном числе.

Учитель: - Если существительное обозначает один предмет, то в каком числе оно стоит?

В единственном.

Учитель: - Проверим ваши выводы, прочитав правило на странице 119-120

Дети читают правило.

Учитель: - Ребята, а где такое буквосочетание для обозначения единственного и множественного числа мы уже встречали с вами в начале нашего урока?

На минутке чистописания.

Учитель: - Только к этому буквосочетанию мы добавляем точку, так как слово мы сокращаем и добавляем букву Ч с точкой. То есть получается такое обозначение:

Единственное число: Множественное число:

Учитель: - Немного отдохнём и закрепим знания о числе имён существительных. Встаньте возле парт. Когда я произнесу существительное в единственном числе – вы поднимаете руки вверх, а если во множественном – приседаете.

Поработаем в группах и закрепим знания о единственном и множественном числе имён существительных. На парте каждой группы лежит пакет №2. В нём таблица с заголовками: ед.ч. и мн. ч. В первом столбике записаны существительные, стоящие в единственном числе. За 3 минуты вам надо найти пару к каждому слову.

ед. ч. мн. ч.

Учитель: - Проверим. Что у вас получилось.

Выслушиваются ответы представителей каждой группы.

Учитель: - Какие слова у вас остались без пары? (Проблема)

Чистота, ножницы.

Учитель: - Почему к этим словам не нашлось пары?

Они не употребляются в другом числе, только в единственном или множественном.

Учитель: - Да, действительно, в русском языке много таких существительных. Приведите свои примеры. Я тоже подобрала несколько таких слов. Давайте прочитаем их и запомним.

Учитель: - А для всех остальных слов, кроме этих двух вы нашли пары? Да

Учитель: - Значит, что мы делали с существительными первого столбика?

Изменяли их по числам.

Учитель: - О какой части речи мы говорили на уроке?

Об именах существительных.

Учитель: - Как изменяются имена существительные?

По родам и числам.

Учитель: - В каком числе стоят существительные, которые обозначают один предмет?

В единственном числе.

Учитель: - В каком числе стоят существительные, которые обозначают много предметов?

Во множественном числе.

Учитель: - Наш сегодняшний урок проходит в самое волшебное и красивое время года. Об этом времени года написано очень много стихотворений. Мы уже вначале урока слушали одно. Послушайте ещё одно стихотворение.

Прямо с неба к нам летят

Серебрятся и летят

Учитель: - Снежинки залетели и к нам в класс. Три из них упали к нам на доску. Но эти снежинки не простые. На каждой из них волшебный вопрос. Прочитайте их и ответьте на любой понравившийся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные:

- активизация познавательной деятельности, формирование навыков контроля, самоконтроля;

- формирование коммуникативных навыков, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения работать в паре;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Предметные:

- определение грамматического признака имён существительных - число;

- изменять имена существительные по числам;

-использовать специальную терминологию при определении признаков части речи;

- формирование орфографической зоркости;

- развитие каллиграфического письма.

Читайте также: