Конспект нод вулканы в доу

Обновлено: 03.07.2024

Задачи:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
4. развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.

1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
3. развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия детей из других групп, способности социализации в большом коллективе.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, безопасность.

Технологии: игровые, экспериментирование, здоровьесберегающие (физкультминутка, эстафетная игра), мультимедийные (презентации, видеоматериалы.

Словарь: вулкан, земная кора, лава, кратер, жерло, пемза, туф

Оборудование для экспериментирования:

  • макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, десертная, чайная и столовая ложки;
  • прозрачная ваза с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения.

Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.

Ход досуга

Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Дети: Время года — зима, осадки — снег, ветер слабый, на небе — пасмурно, на улице — холодно.

Ведущий: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:

Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)

Ведущий: Где же находятся вулканы?

Дети: В горах.

Ведущий: Как найти горы?

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).

Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? Каким цветом обозначают горы? (ответы детей).

Стихотворение (Движения)

Ведущий: Сейчас оправляемся в путешествие по планете Земля в поисках вулканов.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Была у него кузница внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

— Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

Магму, выходящую наружу, называют лавой.

Вместе с лавой из кратера выходит много вулканической пыли.

Посмотрите, что случилось с автобусом, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

Большая часть вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко - один раз в 100 или 1000 лет, другие чаще.

Лава после извержения вулкана застывает и превращается в твердую породу пемзу. Она используется в косметологии. С ее помощью счищают с кожи сильные загрязнения.

Также застывшая лава со временем становится камнем. Он называется туф. Из него строят дома.

Какую еще пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Выращивают виноград. Этот фермер собирает урожай на острове Лансароте.

Ведущий: А теперь скажите, а в России есть вулканы? Да. Их много на полуострове Камчатка. Сейчас совершим туда путешествие на вертолете.

Видеопутешествие на Камчатку вулкан Толбачик 2.5 мин.

Ведущий: А сейчас давайте с вами сделаем извержение вулкана. Нам потребуется макет вулкана, который помогли сделать ребята подготовительной группы. И различные вещества: сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус, вода, воронка, ложки.

2-3 человека из подготовительной группы помогают насыпать ингредиенты, кроме уксуса. (Звучит тревожная музыка)

Ведущий: Начались извержения вулканов. В зону бедствия попали маленькие зверушки. Надо их спасти.

2 красных конуса, на верхушках которых пламя из красной гофрированной бумаги. Вокруг конусов небольшие мягкие игрушки. Дети в командах по очереди бегут к вулкану, обегают конус, берут одну мягкую игрушку и несут в больницу (обруч на противоположной стороне зала)

Все-все -
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны -
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Ведущий: До новых встреч!

Литература.

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128 с.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему :

Цель:познакомить детей с природным явлением –вулканом, строением, видами, причинами извержения; рассказать о пользе вулканов; дать представления о профессии ученого - вулканолога.

-дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан, о его роли в природе;

-познакомить с профессией ученого – вулканолога;

-познакомить с видами вулканов, причинами извержения;

- способствовать развитию связной речи;

-закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.

-развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;

-развивать у детей познавательный интерес к деятельности;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

-воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;

-воспитывать умение работать в команде.

Материалы к НОД: ИКТ, макеты вулканов (большой и маленькие, карточки – схемы, халат, фартуки с нарукавниками, защитные очки на каждого ребенка, сосуды с содой, уксусом, краской, влажные салфетки.

Планируемый результат: дети используют в речи слова, обозначающие части вулкана; владеют диалогической речью; знают и соблюдают правила безопасности при проведении опыта; имеют представление о таком явлении неживой природы, как вулкан ; расширяют свои представления о видах вулканов и о профессии ученого – вулканолога.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут Александра Вячеславовна. Надеюсь, что мы с вами хорошо проведем время вместе и узнаем много интересного. Вы знаете, когда я думала, о чем же таком интересном мне вам рассказать, я случайно наткнулась на одну интересную книжку, в которой прочитала очень интересную легенду. Сейчас я вам ее расскажу, а вы послушайте внимательно, а потом скажете мне, о чем же мы будем беседовать. Усаживайтесь поудобнейи слушайте внимательно.

Воспитатель: Догадались, о чем мы будем беседовать?

Дети: О вулканах.

Воспитатель: Все верно! А вы знаете ребята, в нашей стране, в России, тоже есть вулканы. Давайте посмотрим на карту и скажем, где же чаще всего встречаются вулканы.

СЛАЙД с изображением карты России, на которой отмечены вулканы.

Воспитатель: Обратите внимание, вулканы обозначены красными кругами и больше всего их на Камчатке. А вы бы хотели увидеть вулкан?

СЛАЙД с изображением взлетающего вертолета.

СЛАЙД с изображением города с высоты летящего вертолета.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, над чем мы пролетаем?

Дети: над городом

Воспитатель: Как выглядит город с высоты?

Дети: С высоты все кажется маленьким: и дома, и луга, и люди!

СЛАЙД с изображением леса с высоты летящего вертолета.

Воспитатель: А сейчас мы над чем пролетаем?

Воспитатель: Совершенно верно! Посмотрите, как с высоты кажутся маленькими даже самые высокие деревья!

СЛАЙД с изображением моря с высоты летящего вертолета.

Воспитатель: А это что?

Воспитатель: Как красиво море с высоты! Вам нравится?

СЛАЙД с изображением гор с высоты летящего самолета.

Воспитатель:А что же это, ребята?

Воспитатель: Вот мы и прилетели, наш вертолет идет на посадку.

Музыка стихает. Дети встают со стульев.

Воспитатель: Вот мы и прилетели на Камчатку. Ой, ребята, посмотрите, какая большая гора (макетизвергающегося вулкана). Но это не простая гора. Посмотрите, что это?

Дети: Эта вулкан.

Воспитатель: Да, ребята, это вулкан. Посмотрите, как он извергается. Это действующий вулкан. Действующий – это тот, который извергает лаву. Давайте отойдем от него, ведь находиться рядом с действующим вулканом очень опасно (дети отходят от вулкана и подходят ближе к проектору.)

Воспитатель: Существуют также и другие виды вулканов. Давайте мы с вами сядем на стулья и посмотрим на экран.

СЛАЙДЫ с изображением действующего, спящего и потухшего вулкана.

Действующий - это тот который извергает лаву.

Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву.

Потухший - который тысячу лет не извергает лаву.

Воспитатель: А вы бы хотели узнать, почему вулканы просыпаются и что находиться внутри вулкана?

СЛАЙД с изображением внутреннего строения вулкана.

Дети: Потому что она очень горячая

СЛАЙД с изображением лавы.

СЛАЙД с изображением вулканологов

Ветер веет над горами,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

(Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над нами носит.

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм,

(Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

(Дети присаживаются на корточки.)

Повторяется 2 раза.

Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию (дети подходят к магнитной доске с карточками). Во всех лабораториях есть правила. О каком правиле говорит эта карточка? А эта? (показ карточек с правилами)

1. Одеть специальную одежду (фартуки и нарукавники) (дети одевают фартуки и нарукавники)

2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно

3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

Воспитатель:А теперь давайте пройдем к столу. Ребята, посмотрите внимательно, у меня на столе макет вулкана. Как вы думаете, это спящий или действующий вулкан?

Дети садятся за столы и сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель: Молодцы, у вас получилось запустить вулкан? Что интересного вы узнали сегодня, что вам больше всего запомнилось? Как называется яма, расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана? Есть ли польза от вулканов, какая?

Воспитатель: Вы просто молодцы, из вас получились прекрасные вулканологи. Но сейчас нам пора возвращаться в детский сад, прошу занять свои места в вертолете.

Дети садятся на стулья и летят в группу (СЛАЙД с изображением вертолета).

Вот мы и в детском саду. Большое спасибо вам за работу, мне было с вами интересно работать. До скорых встреч.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

1. Познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют.

2. Развивать мышление, логику, творчество ребенка. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

4. активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Материалы и оборудование :

Проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миска с водой, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, макет вулкана, материал для рисования (лепки).

1. загадка

Воспитатель : Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный… (вулкан).

Воспитатель : Молодцы, отгадали. Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан

Ребята, вспомните, что такое - вулкан?

(Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава).

- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?

Воспитатель : Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

Воспитатель : Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)

3. строение

Воспитатель : Ребята, как мы можем отличить вулкан от горы?

(Из вулкана извергается лава).

Воспитатель : А как образуются вулканы?

(В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан).

Воспитатель : А где может образоваться вулкан?

(На суше, и даже в воде.)

Воспитатель : Почему он извергается?

(Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре).

Воспитатель : А теперь, ребята, давайте внимательно посмотрим какой формы вулкан, на что он похож?

(Похож на пирамиду, конус).

Воспитатель : Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.

Воспитатель : А это как называется?

(это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю).

Воспитатель : Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?

(Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана).

Воспитатель : А на что он похож?

(Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т.д).

Воспитатель : Ребята, а что внутри вулкана?

Воспитатель : А огненная жидкость, выходящая из вулкана (Лава)

Воспитатель : А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?

(Потому что магма — это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава).

Воспитатель : Кто знает, как происходит извержение вулкана?

(Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение).

Воспитатель : А как долго вулкан может извергаться?

(один, два дня, а может и несколько лет).

Воспитатель : После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая, земля- например, Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам

4. виды вулканов

Воспитатель : Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.

- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.

- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет). Алмазная голова – Гавайи.

5. физминутка

Из жерла лаву извергать.

(присесть, постепенный подъем на носочки)

Вулкан гремит ! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

(руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз)

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

(медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)

Последний раз огнём дыхнул

(сидя в приседе, долгий сильный выдох)

И на десятки лет уснул.

6. вулканологи

Воспитатель : Ребята, пожалуйста, вспомните, какие бывают выбросы из вулкана? (пепел, лава, вулканические бомбы, камни).

7. Вред и польза

Воспитатель : Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? (ответы детей)

Воспитатель : Ничто не в силах удержать вулкан. Извержение вулканов угрожает жизни людей

(слайды 10,11, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. Раскаленные облака – самая большая опасность. Укрыться от раскаленных облаков из газа и камней практически не возможно. Единственный способ спасения – эвакуация.

Воспитатель : Ребята! Представьте, что нас ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении вулкана через неделю. Как вы думаете, что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место).

Воспитатель : И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

Воспитатель : Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия теперь? (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились).

Воспитатель : Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (ответы детей)

Воспитатель : Извержения порождают горную породу, используемую в строительстве, а так же дарят человеку горячую воду, энергию и даже драгоценные камни. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!

8. Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

- Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)

В пемзе много дырочек.

- А у камней есть дырочки?

- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

- Как же это можно проверить? (ответы)

- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)

Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.

- Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

9. Эксперимент извержение Вулкана

- А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Пока наш вулкан спящий, но сейчас мы его разбудим. Наблюдаем извержение вулкана (макет вулкана).

(Воспитатель приготавливает смесь и аккуратно наливает уксус.)

Воспитатель : Ребята! Что мы с вами увидели в ходе опыта? (Мы увидели извержение вулкана .)

10. Рефлексия

Воспитатель : А сейчас, мои юные ученые, нам придется еще раз вернуться к вулканам. Посмотрите на карту мира (красными треугольниками показаны крупные вулканы, их очень много на Земле. Вулканы, несмотря на их грозность, очень красивые горы. В России они расположены на Дальнем Востоке, особенно их много на Камчатке и Курильских островах. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

Воспитатель : Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня? Кому вы можете об этом рассказать и показать опыт? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, вы сегодня были любознательными и активными, замечательными исследователями. Какие же вы – молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль эксперементирования в развитии понавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста велика. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Главная цель моей работы – углублять представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Разработала – воспитатель 1-й квалификационной категории АВ Кузьмина

Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

- расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

- развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

- воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно- исследовательская .

Образовательные области : интеграция образовательных областей .

Проектор, ноутбук, картинки с изображением вулканов , карта России, флажки, макет горы, смайлики, сигнальные карточки, сода, красная гуашь, моющая жидкость, лимонная кислота, каждому пластиковая одноразовая посуда (поддон (1 шт., стакан 200гр. (1 шт., рюмка (4 шт., чайная ложка (1 шт., не глубокая тарелка (1 шт.) , картонный макет горы (1 шт., пипетка (1 шт.) салфетка, карандаш (1 шт., лист бумаги.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости и мы рады встрече с вами.

Давайте мы подарим им свои улыбки, и пусть от наших улыбок им будет радостно, ведь каждая улыбка это солнышко, от которого становится тепло и радостно.

Пошлем им поцелуи-бабочки.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Я вам приготовила на занятия интересные картинки, пройдёмте к столам.

(перед детьми лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, солнечного затмения и восхода солнца).

Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать.

Кто – то очень не хочет, чтобы их увидели.

Давайте их сложим и рассмотрим.

Беседа по картинкам :

Что изображено на ваших картинках?

Как можно их назвать одним словом?

(явления природы)

У меня есть, ещё одна картинка.

Что на ней изображено?

(вулкан)

Сегодня мы поговорим об одном из таких природных явлений.

О каком вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Услышьте ее и постарайтесь отгадать.

Я плююсь огнем и лавой,

Я — опасный великан!

Славен я недоброй славой,

(Вулкан)

Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном и загадочном, грозном, но удивительном явлении природы, как вулкан .

3. Проблемная ситуация.

Что такое вулкан ?

Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана ?

Тогда давайте пойдём в гости к вулкану и точно узнаем всё о нём.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт .

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

4. Основная часть

Легенда о происхождении названия вулкан .

Вот мы и пришли в гости к вулкану .

Послушайте интересную легенду.


«Жил на свете бог по имени вулкан

И нравилось ему кузнечное дело : стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.

Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.

А гора стояла прямо посреди моря.

Когда вулкан работал молотом , гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.

Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.

Вулкан работает , - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места.

С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами .

- Работа по карте.

В нашей стране очень много горных массивов и среди них есть вулканы .

На карте они отмечены флажками.

- Просмотр слайдов или фильма о вулканах

В наше время, чтобы не случилось беды, учёные специально наблюдают за вулканами .

Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

Сейчас мы познакомимся с ними .

(просмотр слайдов или фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога)

Давайте заглянем внутрь вулкана .

На что похож вулкан ?

На самой вершине вулкана находится кратер .

Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами.

На дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана , дыра, уходящая глубоко в землю.

Иными словами, жерло - глубокая яма.

Огненная жидкость, выходящая из вулкана , называется лавой.

Лава – это растопленные, очень горячие камни.

Извержение вулкана начинается с появления дыма.

И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы .

Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток.

Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.

Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие.

Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

(Звучит громкая музыка) .

Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью .

Как, течёт огненная река лавы.

Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас.

и живут рядом с вулканами ,

Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые .

Этих ученых называют вулканологами .

С чего начинается извержение вулкана ?

Что происходит дальше?

Что остаётся после извержения вулкана ?

(застывшие камни, сгоревшие деревья)

Как вы думаете, какой вулкан называется спящим ? (потухшим? действующий)

Что такое кратер? (жерло? лава)

Как называются люди, изучающие вулканы ?

Для чего они это делают?

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите

Мы походим на носках,

А потом на пятках,

Влево, вправо, повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Наблюдать извержения вулкана интересно . Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан .

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой .

Вулкан гремит , вулкан пыхтит !

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

Интересно? Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт извержение вулкана ?

Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана , хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно :

Ничего не брать в рот

Из чего сделаем основание вулкана ?

(из конуса, который мы сделали заранее)

Из чего сделаем жерло вулкана ?

Можно вставить внутрь конуса стакан.

Все это ставим на подносы.

Используя схему проведения опыта, начинаем работать.

(воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя схемы)

- поставьте перед собой тарелочку, в которой находится макет вулкана

- насыпаем ложку соды стакан №1

- добавляем красной краски стакан №2

-добавляем 5 капель моющего средства стакан №3

- насыпаем лимонной кислоты стакан №4

Покажите мне свои сигнальные карточки…

Что вы наблюдаете?

Посмотрите, как извергается ваш вулкан ?

(Он извергается спокойно) .

Нарисуем схему нашего опыта.

Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили .

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно!

Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

Делимся на две команды.

1 команда – называет почему вулкан - это хорошо .

2 команда – называет почему вулкан - это плохо .

За каждый правильный ответ вы получаете смайлик.

Сюрпризный момент. Рефлексия.

Ребята, но не все вулканы такие грозные , у меня есть вулкан ,

который не извергает лаву и камни,

а извергает только сладкие подарки.

Вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали? Увидели? Хотели бы вы увидеть настоящий вулкан?












































-75%

Читайте также: