Музыкальная культура китая конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Помогла ли музыка нам сегодня совершить путешествие? ( Да)

– Ребята, мы познакомились сегодня с особенностями китайской музыки, искусства. В ней есть черты, которые отличают китайскую музыку от любой другой. Давайте выделим эти черты. (Танцевальность, ритмичность, особенность музыкального строя, мелодичность музыки).

Как называется музыкальный строй в китайской музыке?

Припев какой песни мы разучили?

Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке? (ответы детей)

– Оцените свою работу.

Чтобы этот урок вам запомнился и остался в вашей памяти, я сегодня хочу сделать вам подарок и подарить буклет о Китае. В нем то, что мы сегодня прошли, а также, что я не успела рассказать. Вашим домашним заданием будет рассказать об этом уроке родителям, родственникам, друзьям. Большая просьба к вам вложить этот буклет в вашу тетрадь.

Заключительное слово: Я надеюсь, что далекий Китай приблизился к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли , ведь музыка – это искусство человеческого общения! (надпись в виде плаката)

Какую песню вы знаете о дружбе людей всей земли, где музыка язык - понятный всем?

Давайте исполним эту песню, завершив наш урок. ( Исполнение песни )

Урок окончен. До новых встреч с музыкой!

1. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1965.

2. Гуревич А.Я. Среднвековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

4. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

5. История Древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989.

6. Китай. История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В. М. Алексеева и др. М.: Юристъ, 2001.

9. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. Ч. 1. М., 1985.

10. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. М., 1936.

11. Фань Вень-лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958. Шаповалов В.В. Философия рациональности. М.: Дрофа, 1998.

12. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. Уфа: Башкортостан, 1990.

развитие навыков слушания, сравнения, сопоставления, анализа.

Сообщитьзнания об особенностях китайской музыки, дать представление о китайской культуре

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

Приобщение к миру музыки, воспитание эстетического вкуса детей.

Формировать:
– Выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений; интерес к различным видам творческой деятельности, интерес кмузыке; (Личностные результаты);
– Учатся слушать вопросы и отвечать на них.; выполнять действия в устной форме; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).
– Умение выражать работать с бумагой , участие слушать и воспринимать музыку, формирование умения грамотно строить речевые высказывания, сопоставлять музыкальные фрагменты с текстом.

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; работать в группе, работать в парах (Коммуникативные УУД);
– Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства, развитие умения глубже понимать смысл произведения,

построение логической цепочки рассуждений (Познавательные УУД).

Пентатоника, китайский театр.

– Презентация к уроку.
- Тексты для работы в группах.

- бумага для изготовления веера

Фронтальная работа, работа в группах;

I.Орг. момент; Мотивация к учебной деятельности (2

III.Актуализация знаний
( 4 мин.).

Работа в группах.

VПросмотр музыкальных фрагментов и определение своего направления.( 10 минут)

VI.Физминутка (2 мин)

VI/Изготовление веера. (7 минут)


-Звучит китайская музыка.

Сейчас прозвучит песня в исполнении учащихся вашего класса. Ваша задача внимательно послушать и понять о чем эта песня. В руках исполнителей компас, бумага, зонтик, зубная щетка, )

-О чем поется в песне?

-Совершенно верно! ( о матросах, о путешествии на корабле). Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие в удивительную страну. А какую, вы сейчас попробуете угадать. Посмотрите внимательно на наших матросов. Назовите предметы, которые они держат в руках?

-Как вы думаете какой стране принадлежит изобретение этих предметов?

Да, эти предметы появились именно в Китае, и мы сегодня отправимся в путешествие в эту страну. На прошедших уроках музыки мы знакомились с образцами русской вокальной и инструментальной музыки. А сегодня познакомимся с китайской музыкой, сеё жанрами, узнаем ее особенности Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема нашего урока

- Прежде, чем мы отправимся в путешествие в незнакомую нам страну, давайте вспомним, что вы знаете о Китае, о китайской культуреСЧообщения детей.

Очень своеобразна китайская письменность. В Китае вместо букв используют иероглифы, которые обозначают целые слова, например как ( на доске, счастье, красота, музыка, здоровье, доброта).

Китай очень развитая страна, которая преуспевает во многих сферах жизни К примеру, обеспечивая весь мир одеждой и не только. Наши страны сотрудничают и во многом помогают друг другу.

Китайская музыка очень сильно отличается от русской и европейской. Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Первые упоминания о китайской музыке восходят к 4 ,3 веку до н.э. они отражены в легендах и мифах.

Китайская музыка оказывала влияние на управление государством, воспитание людей. В ней происходило слиянию человека с природой, В китайской музыке господствует одноголосная мелодия, сочетание вокальной музыки с инструментальной.

- Что мы относим к вокальной музыке? Что мы относим к инструментальной музыке.

Инструменты в китайской музыку создают шумовой фон. Китайская мелодика отличается гибкостью, чуткостью, выразительностью, охватывает большой диапазон. Существенное отличие китайской музыки от русской заключается в пента тоническом звукоряде. Пентатоника -это значит 5 ступеней.

-Подскажите, а сколько ступеней в русской музыке, гамме? (7). Давайте их пропоем. (исполняем). (все подходят к фортепиано. Исполняем гамму. В Китайской их 5 . Играю. И исполняем). Именно на таком звукоряде строятся все китайские , восточные мелодии.

Существуют несколько видов традиционной музыки Китая. Это песни, это танцы, это китайская опера, это инструментальная музыка. . Если в русской музыке вся музыка делится на вокальный и инструментальный жанр, перечислить не их, то в Китайской музыке, песня-это как отдельный вид искусства танец, и точно так же опера.

Сегодня мы рассмотрим Три наиболее ярких. Это Инструментальная музыка, Это китайский танец. и китайская опера.

Работа в группах. На столах тексты с заданиями.

1 группа работает с китайской танцевальной музыкой, изучает особенности, инструменты,

2 группа китайские инструменты

3 группа китайская опера

-А сейчас мы посмотрим музыкальные видеофрагменты , и каждая группа попытается определить свое направление китайской музыки, и поделиться с нами полученными знаниями.

Ребята просматривают музыкальные фрагменты, определяют свои направления и каждая группа рассказывает о своем направлении.

-Молодцы! Немного устали, нам нужно отдохнуть Давайте проведем китайскую зарядку.

-Сегодня к нам на урок пришла гостья из Китая. Давайте ее поприветствуем. (заходит девушка в китайском костюме), в руках веер. Она обращается к детям на китайском языке.

_ Как вы думаете, с какими словами обратилась к вам гостья? Что у нее в руках? (веер). Как вы думаете что символизирует в Китае веер?

Мы тоже попробуем изготовить веер, как символ счастья. Д.з. Домашним заданием для вас будет украсить ваши веера, апликацией, или рисунками, тематику выбираете самостоятельно. Птицами, растениями, животными, драконами. Кстати, дракон для китайцев это мифическое существо, о котором сложено много легенд и поствлено много танцев. Об этом нам расскажет наша гостья . (рассказ о драконе)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока музыки 4 класс

Тема: Музыкальные традиции китайского народа

1.Систематизировать знания учащихся, сформировать представление о музыкальных традициях китайского народа

2.Развивать речь учащихся, умение анализировать музыкальные произведения

3.Воспитывать патриотический интернационализм, нравственные качества

1. Орг.момент.

У: Прозвенел звонок,

Д: Здравствуйте!

-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.

3. Работа по теме урока.

После прослушивания вам нужно будет ответить на такие вопросы:

- Какая музыка по характеру: грустная или весёлая?

- По темпу: быстрая или медленная?

- Какие инструменты звучат в данном произведении?

Слушание музыки.

Беседа о прослушанной музыке.

- Какая музыка по характеру: грустная или весёлая?

- По темпу: быстрая или медленная?

- Какие инструменты звучат в данном произведении?

В этом произведении отражены музыкальные традиции китайского народа. И чтобы лучше представить жизнь этого народа посмотрите на презентацию.

Китайская музыкальная традиция- одна из самых древних.

Музыка переводится на китайский язык как юэ. Однако, это короткое слово включает в себя поэзию и танец, живопись и чайную церемонию, и даже ритуал сервировки стола.

В китайском языке, как и в корейском, всего пять нот. Их сравнивают с красным, желтым, зеленым, белым, фиолетовым цветами.

В старину китайский народ считал,, что с помощью музыки можно управлять природой: вызывать дождь, огонь, воздействовать на рост и цветение растений.

Даже название звуков у китайцев произошли от названия природных явлений:

Цзяо - шум ветра

Чжи- потрескивание дров в огне

Гунн- журчание ручья

Шан- звуки горы

Юй- капли дождя

Исполнение песен, обрядов китайцы всегда сопровождали игрой на музыкальных инструментах:

Смычковый струнный инструмент- баньху

Китайская флейта- гуцинь

Бамбуковая дудочка- юэ

Ударный инструмент - гангу.

А теперь откройте учебник на с.34 посмотрите изображение:

Металлический колокольчик - лин

Кожаный барабан- дагу.

Очень интересен и необычен китайский музыкальный театр. Кроме слов, музыки, сценических движений, в нем присутствуют приемы боевых искусств.

Огромное значение китайские актеры придают гриму- маске. Цвета, которыми они раскрашивают лица, имеют определенный смысл:

Красный цвет – верность и честность

Белый – коварность

Черный- храбрость

Фиолетовый – хладнокровность

Синий и зеленый – жестокость и строптивость

Золотой и серебряный – предназначаются для волшебных, фантастических героев.

Вторичное слушание.

Беседа о прослушанной музыке.

- Какая музыка по характеру: грустная или весёлая?

- По темпу: быстрая или медленная?

- Какие инструменты звучат в данном произведении?

- Что вам представилось под эту музыку?

- Как бы вы по-другому озаглавили это произведение?

5. Подготовка голосового аппарата.

Теперь споем еще раз, только чуть выше.

План разучивания:

1. Показ голосом

2. Проговаривание литературного текста

3. Интонирование с помощью учителя

4. Интонирование самостоятельно

7. Итог урока.

- Что мы изучили на уроке?

- С каким произведением познакомились?

- Как называются китайские музыкальные звуки? Раскройте их значение.

- Какие музыкальные инструменты китайского народа вы запомнили?

- Что обозначает каждый цвет маски?

У вас на парте лежит солнышко. Изобразите условно ваше настроение на уроке. Дорисуйте у солнышка очертания рта: радость, грусть, безразличие.

Чтобы сказки не обидеть -
Надо их почаще видеть:
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
Спасибо за урок! До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центрально и Южной Азии.

Урока музыки

Для 5 класса.


Тема урока: Музыка Древнего Китая

Цель урока: Познакомится с музыкой Древнего Китая

Образовательные: Познакомить детей с музыкальной культурой Древнего Китая.

Развивающие: Развитие механизмов творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового слуха. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Воспитательные: Формирование устойчивого интереса к искусства вообще, к музыки в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.

Стимулирующая: Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, развивать свои знания.

Самообразовательная: Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.

Тип урока: Введение в новую тему.

Виды деятельности:

- Слушание музыки;

- Вокальная работа;

- Выполнение творческих заданий;

Методы обучения:

- Наглядно-слуховой;

- Игровой метод;

- Метод забегания вперед и возвращение назад;

- Стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;

- Проблемно-поисковый метод был основным, и идет лейтмотивом через весь урок.

Оборудование:

- Компьютер;

- Фортепиано;

- Иллюстрации;

- Видео – Проектор;

- Нотный материал.

I Организующий момент:

- Музыкальное приветствие.

-дыхательные упражнения;

-упражнения на артикуляцию;

-упражнения на внимание и музыкальный слух;

-упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:

III Объяснение новой темы:

IVФизическая минутка

VВокально-хоровая работа:

- Исполнение песен.

Проведение игры

VII Выводы: Обобщение пройденного материала

VIII Работа над домашним заданием.

Ход занятия:

I Организационный момент. Приветствие.

а) нахмурится как: - король;

-ребенок, у которого отняли игрушку.

б) улыбнуться как: - мать младенцу;

-кот на солнце;

-вежливый японец.

в) испугаться: когда очень страшно.

г) Прослушайте несложную мелодию, а потом пропойте ее.

III Объяснение новой темы:

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Первое упоминание о китайской музыке, встречаются в легендах, а позднее в документальных свидетельствах.

В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов – трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Музыка была неотъемлемою частью их жизни и их придворных ритуалов.

Какую музыку они исполняют?

Какие инструменты для вас знакомы?

Где они могут встречаться?

Какой характер имеет эта музыка?

(видеоролик 1)

А теперь давайте прослушаем музыку Древнего Китая, и сравним с той что мы слушали на прошлом уроке музыкой из Древнего Египта.

Определить что общего, различного между двумя произведениями?

Определить характер музыки?

Какие знакомые инструменты вы услышали?

(аудиозапись)

Китайская музыка была в основном одноголосная, иногда можно было услышать вторые и третьи голоса, которые лишь помогли звучать первому голосу, но встречалось это достаточно редко.

Китайские музыкальные инструменты – разнообразны. Самой популярной считалась камышовая флейта( сяо ),среди струнных цитра( цинь ), и скрипка ( ерху ). Многочисленная группа ударных – барабаны, гонги, колокольчики и др.

- Сегодня, мы познакомимся с вами, с несколькими из них.

Шэн - древний музыкальный инструмент Китая, который издаёт звук благодаря вибрациям язычка. Использовался в качестве аккомпанемента для придворных певцов и танцоров. Позже он обрёл свой путь и среди простого народа. Его можно было услышать на храмовых ярмарках и публичных представлениях. Шэн состоит из трёх основных частей: язычка, дудок и того, что называется "доуцзы", и может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению.

- А сейчас послушаем звук этого инструмента.

(видеоролик 2)

- Следующий инструмент с которым мы познакомимся это:

Глиняный сюнь - один из древнейших духовых музыкальных инструментов Китая. 8000 лет назад глиняный сюнь использовался в качестве оружия для охоты. 11в. - 256 г. до н.э. сюнь стал значимым духовым инструментом в составе китайского оркестра.

- А сейчас послушаем звук этого инструмента.

(видеоролик 3)

- Следующий инструмент с которым мы познакомимся это:

Пипа, в древности известная как "пипа с изогнутой шейкой", основной щипковый музыкальный инструмент. Универсальный инструмент для соло, ансамблей и аккомпанирования, пипа знаменита своей яркой выразительностью и способностью звучать страстно и героически мощно, и в то же время неуловимо тонко и изящно.

- А сейчас послушаем звук этого инструмента.

(видеоролик 4)

- Следующий инструмент с которым мы познакомимся это:

Чжэн- первоначально чжэн имел всего пять струн и был сделан из бамбука. число струн возросло до десяти, и вместо бамбука стали использовать дерево. чжэн превратился в 13-струнный инструмент. В наши дни по-прежнему можно насладиться благозвучным тоном 13-ти, 14-ти или 16-струнного чжэна, который до сих пор активно используется в Китае как в составе музыкальных ансамблей, так и соло.

- А сейчас послушаем звук этого инструмента.

(видеоролик 5)

- И последние инструменты с которыми мы познакомимся это Таоцзяо и Таогу (керамический барабан).

Таоцзяо (керамический рог)- самые древние музыкальные рога были результатом подражания природе - рогам животных. Напоминает рог домашнего быка. Сделанный вручную из глины, он издает звучные, но довольно хриплые, ухающие звуки.

Таогу (керамический барабан) - Барабан - один из древнейших музыкальных инструментов человечества, который был широко распространен не только в Китае, но и, возможно, среди многих доисторических народов мира. Мембрана барабана изготавливалась из сырой кожи, которая обтягивалась на обод барабана и привязывалась к расположенным по его периметру шишечкам. Когда шкура высыхала и натягивалась, барабан издавал при ударах глухие звуки. К двум кольцам на корпусе барабана привязывался ремень, с помощью которого барабан подвешивался на талию исполнителя

- Давайте посмотрим с вами видеоролик музыкального ансамбля.

1. Какие древние инструменты вы здесь узнали?

(иллюстрация)

IV Физическая минутка:

(видеоролик 6)

V Вокально-хоровая работа:

- Исполнение песен.

Распевка на слог ми- легатто.

Распевка на слог ле- стакатто.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется Ритм.

Мы будем хлопать в ладоши. Сначала я покажу вам ритм, а вам надо будет его повторить за мной, и простучать в ладоши так же как и я.

- А теперь весь класс продолжает хлопать тот ритм который и хлопали, а 2 первые парты на 2м ряду, будут в это время отстукивать новый ритм, на этом фоне. И.т.д.

VII Выводы:

С какой музыкой мы сегодня познакомились?

Какие музыкальные инструменты узнали?

Как называется лад состоящий из пяти ступеней?

Какие ступени входят в этот лад?

VIII Работа над домашним заданием. Подготовить рассказ о любом древнем музыкальном инструменте. Вам нужно будет с помощью интернета, или же литературы выбрать любой музыкальный инструмент из древнего мира, и рассказать о нем.

Кита́йская Наро́дная Респу́блика (КНР) , часто также сокращённо Кита́й — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира.

Рютэки – японская флейта.

Шамисен – трехструнный щипковый музыкальный инструмент, на котором аккомпанировали во время театральных представлений

Кото – японский струнный щипковый музыкальный инструмент, символ музыкальной культуры Японии. Звук извлекается при помощи ногтей - медиаторов – цумэ, изготавливаемых из слоновой кости, и одеваемые на 1,2,3 палец правой руки.

Барабан Тайко – один из древнейших инструментов в мире. Сначала использовался во время охоты и отпугивания животных. Простой народ играл во время праздников. Сегодня он является неотъемлемой частью японской культуры.

Сона-китайский язычковый музыкальный инструмент. Ближайшим родственником соны является европейский шалмей

Сяо - открытая продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом

Шен-китайский язычковый духовой музыкальный инструмент, губной орга́н

Сергеева Г.П. Музыка 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2018

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Сегодня мы совершим с вами музыкальное путешествие в Японию и Китай.

Современная Япония известна своими технологиями. Однако традиции и обычаи очень чтят в этой маленькой стране. Японцы очень гостеприимный народ и всегда своим гостям предлагают поучаствовать в чайной церемонии, а в дар преподносят сувенир – национальную куклу хаката.

Основные черты японского искусства – скромность, лаконичность, утончённость и ещё… недосказанность. То же мы можем ощутить и в японской поэзии. Пример – нерифмованные стихи – хокку. Своеобразные стихи, которые требуют созерцания, домысливания.

И самый мелкий кустик

«Посадил деревья в саду,

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Национальные музыкальные инструменты Японии.

Рютэки – японская флейта.

Сякухачи – бамбуковая флейта, происходит из древнего Египта. Ранее была предназначена для мужчин, а теперь все переменилось. Звук флейты передает весь спектр жизни на земле.

Шамисен – трехструнный щипковый музыкальный инструмент, на котором аккомпанировали во время театральных представлений. Ближайщий аналог – лютня.

Кото – японский струнный щипковый музыкальный инструмент, символ музыкальной культуры Японии. Звук извлекается при помощи ногтей - медиаторов – цумэ, изготавливаемых из слоновой кости, и одеваемые на 1,2,3 палец правой руки. Игра на кото является одним из традиционных национальных видов искусства, как в древние времена, так и в наши дни.

Барабан Тайко – один из древнейших инструментов в мире. Сначала использовался во время охоты и отпугивания животных. В эпоху войны использовали на полях сражений для введения противника в заблуждение и отражение атак. Простой народ играл во время праздников. Сегодня он является неотъемлемой частью японской культуры.

Композитор XX века, Д.Б. Кабалевский посетил страну Японию. Он был настолько восхищен красотой цветущей вишни, красотой японской песни, японского искусства, что приехав на родину, решил написать произведение вариации на тему японской народной песни.

Китай — родина одной из четырех великих цивилизаций древнего мира, она насчитывает историю длиной в 5000 лет. Можно сказать, что любой китаец, даже тот, который не живет на родине, остается верным традициям китайской культуры — так велико ее влияние.

В китайской одежде наиболее предпочтительными являются темные тона, украшенные яркой вышивкой. Длина и цвет китайской одежды подчиняется определенным правилам. Разные цвета китайцы ассоциируют с различными временами года: зеленый - с весной, красный- с летом, белый- с осенью, черный- с зимой.

Китай занимает первое место в мире по численности населения. Общая численность составляет больше, чем 1 миллиард человек.

Столица Китая - Пекин. Его история насчитывает более 3000 лет. В переводе с китайского языка слово "Пекин" означает "Северная столица".

Китай - страна многочисленных исторических памятников.. Символом Китая несомненно является Великая китайская стена, протянувшаяся на 4000 км вдоль Северного Китая, уникальный памятник крепостной архитектуры (показываю изображение китайской стены).

Особое место в культуре Китая занимают мифические и сказочные существа — дракон и феникс. Китайцы верят в приметы и предзнаменования — “добрые” и “плохие”, стараются окружить себя вещами и предметами, символизирующими удачу и благополучие.

Какие же музыкальные инструменты есть в Китае? Их очень много. О них мы узнаем, посмотрев видеоматериал музыкальной передачи (просмотр видеоматериала)

СонаСяо Шен

Музыкальные инструменты сопровождали пение народных песен. Китайская музыка отличается от русской и европейской тем, что в ней всего 5 тонов, а в европейской-7. Называется такой музыкальный строй- пентатоника.

Сегодня далекий Китай приблизился к нам. Наши сердца соединились, а границы исчезли, ведь музыка – это искусство человеческого общения!

Читайте также: