План конспект по фигурному катанию для начальной подготовки

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 651 0

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

городского округа Самара

443065, г. Самара, ул. Медицинская, д.3а

Конспект занятия по теме:

Серединская Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Продолжительность занятия: 40 мин.

Участники: обучающиеся 7-10 лет, 1 год обучения

Оборудование и материалы: иллюстративные карточки с элементами фигурного катания и здоровым образом жизни.

1. Обучающие:

- знакомство с понятием фигурное катание .

2. Развивающие:

- расширение знаний о фигурном катании.

3. Воспитывающие:

- создание атмосферы открытости и доверия;

- обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям по фигурному катанию;

- групповая и индивидуальная деятельность,

План занятия: 1.Организационный момент ( обьявление темы занятия, целей, задач)

2.Вводная беседа учителя.

3.История фигурного катания 4.Что дает фигурное катание детям 5.Закрепление изученного и анкетирование учащихся 6.Подведение итогов урока.

Формирование здорового образа жизни. Слайд номер 1.

Здравствуйте, ребята ! Сегодня я хочу поговорить о здоровом образе жизни и рассказать о пользе фигурного катания. В настоящее время многие дети много проводят времени у компьютера и телевизора и очень мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Чтобы быть здоровыми и сильными , конечно же, необходимо заниматься физической культурой. Поговорим с вами о таком прекрасном виде спорта как фигурное катание.

Описание слайда: 1.Малоподвижный образ жизни.2.Зависимость от компьютера,3.Зависимость от телевизора.4.Вредные привычки.

Описание слайда: 1.История фигурного катния. Фигурное катание как вид спорта.2.Фигурное катание как залог здоровья.

Как олимпийский вид спорта фигурное катание оформилось в 1908 году. Именно в 1908 году в Лондоне впервые на Олимпиаде были представлены фигуристы. Первым в истории России олимпийским чемпионом в одиночном катании стал Николай Панин-Коломенкин. В 1998 году началась эра Алексея Ягудина и Евгения Плющенко. Их увлекательная ледовая дуэль подарила всему миру произведения высокого искусства. Есть ещё такие виды как женское ,парное катание, танцевальные пары и появилось недавно и синхронное фигурное катание. В женском фигурном катании можно отметить Аделину Сотникову прыгнувшую первой прыжок в 4 оборота.

Многих наших знаменитых фигуристов спрашивали ,как они пришли в фигурное катание? И оказалось: Евгений Плющенко в 1.5 года заболел воспалением легких, в 3 года его отдали в хоккей , а уже в 5 он сам попросился в фигурное катание ,Алексея Ягудина мама привела на каток, так как он был болезненным ребёнком, Ирину Слуцкую привела бабушка в 4 года, так как Ирина была слабым ребёнком и часто болела. И что из этого получилось мы с вами видим – все они стали здоровыми и сильными , и великими спортсменами.

Все тренеры отмечают , что физическая нагрузка нужна любому ребенку. Так как вам придется подолгу сидеть на уроках, а на катке вы можете попробовать себя в движении, так же фигурное катание прекрасно тренирует вестибулярный аппарат: чем лучше ты умеешь стоять и бегать на скользкой поверхности, тем проще тебе будет в обычной жизни При занятиях развивается выносливость, выравнивается осанка, уходит лишний вес, развивается гибкость, выразительность движений, сила и выносливость Кататься стоит даже тем, кто абсолютно здоров и потратил много времени на сидячие нагрузки.

По своему чудодейственному эффекту фигурное катание конкурирует с плаванием и пробежками на свежем воздухе.

Давайте ребята ответим на вопросы анкеты. Подведем итоги сегодняшнего занятия. Здоровый образ жизни – это прежде всего физическая активность!

Дорогие дети давайте посмотрим на результаты нашего анкетирования, сделаем выводы.

Литература. 1.Мишин А.Н Школа в фигурном катании для всех.-ФиС, 1999-98с. 2.Панин Н.А Искусство фигуриста.-М,ФиС 1998 -130с.3.Хмара Т. Современный музей спорта,М-2008г.4.Интернет ресурсы: WWW / ru / Wikipedia . org /

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебно-тренировочного занятия

Специализация фигурное катание на коньках.

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тренер- преподаватель Сухова И.Ю

Предмет физическая культура 4 класс.

Тема урока: Разучивание основных элементов в фигурном катании.

Цель урока: научить основным элементам фигурного катания на коньках.

Образовательные задачи (предметные результаты):

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

1.Формировать умение общаться со сверстниками групповой деятельности (коммуникативное УУД).

2.Ознакомить с новым видом спорта (познавательное УУД).

3. Уметь соединять элементы в произвольную программу (познавательное УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

1.Формировать умение проявлять дисциплинированность (личностное УУД).

2.Умение видеть и чувствовать красоту движения (личностное УУД).

Тип урока: комбинированный.

Необходимое оборудование: свисток, секундомер, мультимедиа, звукоусилительная аппаратура.

С овременный высокий уровень развития фигурного катания на коньках предъявляет особые, весьма высокие требования к процессу начального обучения фигуристов. Известно, что именно этот этап во многом является определяющим для дальнейшего спортивного совершенствования. В настоящее время практика фигурного катания дает примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте. Эта тенденция, по-видимому, сохранится и в дальнейшем. Поэтому уже с первых шагов обучения необходимо, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был нацелен на изучение сверхсложных элементов. Однако в процессе обучения следует учитывать морфологические и физиологические особенности детского организма, избегать натаскивания, попыток заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным увеличением объема занятий, числа повторений элементов и т. п.

Прочный фундамент спортивного мастерства может быть заложен только в том случае, если на начальном этапе обучения будет вестись целенаправленная подготовка к изучению совершенного владения коньком, обязательных фигур, шагов, спиралей, вращений и прыжков, т. е. всего комплекса движений фигуриста. Необходимо, чтобы при овладении простейшими элементами фигуристы имели представление о наиболее рациональных перемещениях по катку, расположении элементов на площадке, умели логично соединять элементы различных групп (разбег — прыжок, прыжок — вращение и т. д).

Фигуристы должны быть знакомы с основными упражнениями общей и специальной физической подготовки (см. главу XIII), Важное значение имеет также овладение основами эстетики катания. Только многогранное развитие двигательных качеств и навыков может позволить фигуристу в дальнейшем свести к минимуму число так называемых слабых мест подготовки.

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наряду с занятиями общей и специальной физической, хореографической и другими видами подготовки наиболее важное место для новичков имеет специальная техническая (ледовая) подготовка.

Обучение катанию на коньках. Оно начинается с ходьбы по льду, овладения равновесием. Далее новичков знакомят с двумя видами скольжения вперед: скольжением по прямой линии и скольжением по дуге. Скольжение вперед по прямой выполняется отталкиванием ребром конька при мягком положении колена опорной ноги с поочередным переносом веса тела с толчковой ноги на опорную. При правильном выполнении этого движения на льду остается след, похожий на рисунок елочки. Характерными ошибками в этом упражнении являются толчок носком и потеря равновесия при одноопорном скольжении. Чтобы избежать этих ошибок, нужно делать толчки средней частью конька и использовать упражнения, совершенствующие чувство равновесия. Одно из таких упражнений выполняется на три счета: толчок правой ногой, скольжение на двух ногах, пауза; толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, пауза и т. д.

Скольжение по дуге является основным движением фигуриста, входящим во все виды фигурного катания. Трудность этого движения заключается в необходимости сохранять равновесие при наклоне туловища внутрь дуги. Движение выполняется так же, как и при скольжении по прямой. После толчка нужно наклонить туловище внутрь описываемой дуги. Следует обращать особое внимание на то, чтобы не допускать перекоса линии плеч и подгибания опорной ноги в голеностопном суставе. В качестве подводящего упражнения можно рекомендовать скольжение на двух ногах — змейку (рис. 12). При его выполнении необходимо акцентированное встречное вращение плеч относительно таза, что помогает более естественно выполнить все движение.

Другим эффективным упражнением является так называемый фонарик (рис. 12), в котором движение создается за счет активного сведения и разведения ног.

Рис. 12. Упражнения начинающих фигуристов на льду

Рис. 13. Упражнения для обучения скольжению

Обучение остановкам является важной частью программы обучения новичков. Различают остановки в двухопорном и одноопорном положении. Наиболее простой является Т-образная остановка. Торможение в этом случае осуществляется при скольжении вперед в двухопорном положении путем давления на внутреннее ребро ноги, находящейся сзади. Опорная нога слегка согнута, руки разведены в стороны. Более сложной является остановка, в которой торможение достигается поворотом двух ног перпендикулярно к направлению движения. Одна нога на внутреннем ребре конька, другая — на наружном. Плечи и голова повернуты в сторону движения. Тело слегка наклонено в сторону, противоположную направлению движения.

Рис. 14. Различные способы торможения

Чтобы остановиться при скольжении назад, занимающийся ставит ногу на внутреннее ребро, перпендикулярно к направлению движения, и переносит на нее вес тела.

Перетяжки. Овладение перетяжками, начинается с имитации на месте с помощью тренера. Затем исполняются змейки на двух ногах, кривизна которых соответствует кривизне перетяжки. Хорошо, если на льду есть ориентиры: комочки снега, фишки, флажки. В дальнейшем переходят к имитации перетяжки при скольжении с помощью тренера и без него.

Тройки. Это наиболее простые повороты. Имитация тройки на месте, в движении с фиксацией положения тела до и после выполнения тройки относится к начальному этапу разучивания. Выполнение тройки как элемента произвольного катания способствует быстрому ее овладению.

Для подготовки к исполнению петлевых фигур скользят по маленьким полуокружностям и окружностям, близким по размеру росту юного фигуриста.

Шаги. Наиболее распространенной разновидностью шагов является перебежка. Упражнение служит хорошим средством для набора скорости скольжения, является связующим элементом в программе. Первые попытки выполнения упражнения иногда приводят к ошибкам. К ним в первую очередь относятся толчки носком и вертикальные перемещения туловища. Упрощенным вариантом перебежки является перебежка, выполненная с двухопор-ным скольжением на четыре счета. К простейшим шагам относятся: беговые шаги, троечный и четырехшажный переход, а также серии других шагов. Комбинации этих элементов необходимо постоянно усложнять, подбирая те из них, которые способствуют овладению выраженной реберностью скольжения, заставляют скользить по крутым дугам разной конфигурации.

Спирали. Для овладения ими рекомендуются скольжение на двух ногах с переходом в циркуль вперед-внутрь и назад-внутрь, полуласточки, скольжение в приседе, пистолетик, ласточки, кораблик на согнутых ногах.

Вращения. Разучивание этих важных элементов начинается с простых вращений, выполняемых на двух ногах с места и за-тем с небольшого разбега из положения выпада. Основное внимание должно быть уделено обучению центрованности и скорости вращения. В дальнейшем из вращения на двух ногах переходят к вращению на одной: левой и правой.

Расположение элементов на площадке. С первых шагов на льду необходимо изучать различные формы разбега к прыжкам, разнообразные подходы к вращениям. Умение располагать шаги, спирали, прыжки и вращения на площадке очень важно для фигуристов любой квалификации. Обязательной частью занятий с начинающими должно быть объяснение основных правил расположения элементов на площадке, их ориентации по отношению к судейскому бортику.

Формирование эстетических основ связано в первую очередь с обучением исполнению элементов под счет, метроном,музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а затем с более сложным. Другая сторона этого процесса — овладение комплексом основных хореографических упражнений в зале и. на льду (см. главу V).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основной формой учебно-тренировочной работы при начальном обучении являются групповые занятия в зале, на спортивной площадке, на льду. Время занятий — 45—60 мин с обязательным 10—15-минутным перерывом. При организации и проведении занятий необходимо учитывать возраст занимающихся, их индивидуальные особенности.

Изучение основ фигурного катания должно осуществляться в последовательности, предусматривающей одновременное изучение упражнений со скольжением вперед и назад, включением в каждое занятие упражнений из различных групп движений.

В отдельных случаях обучения необходима помощь тренера. Катание с тренером или опытным фигуристом позволит юным фигуристам уточнить характер движений изучаемых упражнений, предотвратит возникновение неправильных навыков, травм.

Чрезвычайно важно использование в процессе обучения игрового метода. Посредством игр, в которых должны присутствовать изучаемые элементы, совершенствуются навыки катания на коньках, воспитывается ловкость, ориентировка в пространстве, выносливость. Ниже дается описание нескольких простых игр.

Эстафетный бег на коньках. Группа делится на несколько команд в зависимости от количества занимающихся. Ребята бегут до условного места. Выигрывает команда, быстрее всех преодолевшая расстояние.

Эстафетный бег можно усложнить по мере освоения программного материала ходами скольжения вперед, назад, прыжками через препятствия. Здесь также можно рекомендовать бег по прямой на скорость, задание с усложнением: первая половина расстояния — скольжение вперед, вторая — скольжение назад.

На льду можно проводить игры, составленные из регламентированных двигательных действий, являющиеся упрощенным вариантом круговой тренировки, так называемой цепочки. Занимающиеся должны выполнить обусловленные заранее задания в определенной последовательности в обозначенных местах ледяной площадки. Упражнения выполняются от ориентира до ориентира. Вот примерный перечень таких заданий: дуги вперед-наружу, фонарики, змейка, прыжок с двух ног на две в скольжении вперед, вращение на двух ногах с небольшого разбега, остановка (любым способом).

Лучше, если выполнение игровых заданий осуществляется поточным способом, чтобы повысить плотность занятий.

В начальном периоде обучения целесообразно соблюдать принцип симметричного исполнения упражнений. Фигурист должен стремиться делать попытки выполнять основные упражнения в обе стороны как на левой, так и на правой ноге. Соблюдение этого правила способствует равномерному и разностороннему физическому развитию фигуриста. Соблюдая принцип симметричности в начальном обучении, можно легко и естественно разделить фигуристов с правым и левым вращением.

Существенное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии могут возникнуть переутомления, что отрицательно влияет на развитие организма.

Важным моментом начального обучения является постоянный педагогический и врачебный контроль, а также текущая оценка успеваемости. Это позволяет занимающимся судить о росте своего мастерства от занятия к занятию.

Необходимо подчеркнуть особо важную роль тренера в подготовке и воспитании начинающих фигуристов. От его повседневной вдумчивой работы во многом зависит не только успешное овладение основами фигурного катания, но и формирование личности начинающего фигуриста.

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Катание на коньках — это один из важнейших видов спортивных упражнений. Оно имеет циклический характер, т.е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений.

Катание на коньках принадлежит к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Поэтому можно легко освоить данные упражнения, и они доступны для ребенка с разной физической подготовленностью.

Систематические занятия на коньках положительно влияют на организм ребенка и имеют огромное значение для оздоровительного, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Катание на коньках является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности учащихся. Проходя на воздухе, систематические занятия катанием на коньках оказывают положительное влияние на организм ребёнка. Прежде всего, можно отметить благоприятные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Занятия конькобежным спортом значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата, укрепляется свод стопы из-за постоянного чередования напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, вырабатывается согласованность движений рук и ног, укрепляются мышцы спины, живота и формируется осанка. У учащихся совершенствуется функция равновесия, что позволяет им легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры. Благодаря влиянию холодного воздуха улучшаются терморегуляторные процессы в организме и, следовательно, происходит закаливание, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям, отмечается сокращение их продолжительности. Таким образом, катание на коньках при целенаправленном руководстве со стороны преподавателя способствует развитию основных видов движений и может оказать всестороннее влияние на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся.

Занятия фигурным катанием направлены на всестороннее физического развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

    ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях в спортивном зале, на льду и дома;
  • овладение основами техники фигурного катания;
  • формировать правильную осанку;
  • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
  • формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
    улучшать функциональное состояние организма;
  • повышать физическую и умственную работоспособность;
  • способствовать снижению заболеваемости.

Занятия проводятся в спортивном зале и на ледовой площадке.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям фигурным катанием и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы: метод упражнений; игровой.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся закрепились навыки катания.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

знать:

- правила экипировки и шнуровки ботинок;

- правила поведения на занятиях по фигурному катанию в целях предупреждения травматизма;

- влияние занятий конькобежным спортом на организм. Значение занятий на коньках для совершенствования физической подготовленности;

- принимать правильное положение тела при катании на коньках;

- овладеть навыками, специально подводящими упражнениями (СПУ) в помещении без коньков и на коньках;

Читайте также: