Чем богаты россияне конспект

Обновлено: 29.04.2024

А. Барто, Ю. Гага рина, П. Чайк овского, с репр одукциями И . Репина .

2. Активизировать с ловарь детей на основе у глубления знаний о великих

людях; совершенств овать диалогич ескую и монологическу ю речь; умение

отобразить в рису нке желаему ю профессию (Кем хочу стат ь, когда вырасту ) .

3.Воспитывать чу вство коллектив изма, гордости з а своих соотечестве нников ,

учить не только п олу чать радость от своих резуль татов, н о и переживать за

Словарь новы х слов: Россияне, сов ременники, к омпозиторы, художники,

Предварительная работа: Репроду кции художника В. Васнецова, по ртреты

знаменитых деятелей, класс ическая му зыка П. Чайковс кого,

Оборудовани е и материалы: Воспитат ель организу ет в группе выставку

портретов знаме нитых росси ян: А. Пу шкина, Л. Толстог о, А. Барто, И.

Ход непосредствен но образов ательной д еятельности

- Дети, посмот рите на портреты э той выставк и. Кто эти люди?

Действительно, все эти люди очень разн ые. Здесь есть му жчины и женщин ы,

люди молодые и пожилые, л юди, одетые в старинную одежду, и наши с вам и

- Почему же их портреты оказал ись рядом дру г с другом ?

- Потому что все э ти люди – росс ияне, как и м ы, граждане наше й прекрасн ой

страны России. Н о их объе диняет не то лько это. Сам ое главное, что этим и

людьми гордится на ша Россия, пот ому что своим т рудом, та лантом и

героическим т рудом, по двигом оно прос лавили нашу страну. Это знаменит ые

россияне. Сре ди них поэты, художники, писатели, космона вты.

Русская земля не обычайно богата тала нтами. Скольк о блестящих им ен будет

вечно хранитьс я в народно й памяти! Он и жили много л ет тому назад. Но их

Воспитатель: А это т человек вам всем хорошо изв естен, ведь его ст ихи и

сказки мы читаем с вами очень часто. Это Александр Се ргеевич Пушкин .

- А какие сказк и Пушкина вы знаете ? (Сказка о ца ре Салтане, Сказк а о

золотом пету шке, Сказка о мертв ой цар евне и о семи б огатырях и др.)

- Послу шайте, каким прекрасным яз ыком нап исаны стихи Пушкина, кажетс я,

Цель : Систематизировать представление детей о полезных ископаемых.

Задачи : Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом . Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Закреплять умение исследовать предмет, называть его свойства и особенности.

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом .

Предварительная работа : Просмотр документальных фильмов о добыче соли; знакомство с профессией геолога, беседы о полезных ископаемых.

Оборудование : Тарелочки с песком, глиной, углем, мелом, солью. На каждого ребенка : тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики и ложки, салфетки.

В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и заниматься мы начнем.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны .

Присаживайтесь на стульчики и мы начнем занятие .

Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?

Чем богата наша страна ?

(Лесами, морями, реками и полезными ископаемыми)

Слайд №1 (лес, №2, №3

Какую пользу приносят леса человеку?

Что человек изготавливает из дерева?

Какие полезные ископаемые добывают в нашей стране?

Слайд №6 (Ответы детей)

Почему их так называют?

Давайте подойдем к столу, посмотрим какие полезные ископаемые находятся и расскажем какую пользу для человека приносит каждое из них?

(На столе на тарелочках лежит песок, глина, уголь, мел, соль накрыта салфеткой. Дети называют полезное ископаемое и говорят, как использует его человек)

Ребята, скажите кто занимается поиском и изучением полезных ископаемых?

Воспитатель : Мы геологами станем?

Дети : Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

Будут все гордится нами.

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да (Хлопок над головой)

Ребята, посмотрите, на столе осталось еще одно ископаемое о котором мы не говорили. Отгадайте. Что это?

Загадываю загадку про соль :

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна :

Но в пищу – каждому нужна.

(предлагаю детям сесть на стулья)

Ребята, а знаете ли вы как человек открыл соль ?

Присаживайтесь, я вам сейчас расскажу

Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли.

Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.

Первая версия. Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.

Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду.

Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль.

Так люди впервые пробовали соль.

Соль считалась большой добычей и очень ценилась.

Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её.

Вот так соль и вошла в жизнь человека.

Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.

-А вы знаете, где находится соль?

Соль находится в природе в виде гор или толстого слоя на поверхности земли и под землей.

Ребята, а как добывают соль?

(Рассказ детей сопровождается показом слайдов)

Соль добывают подземным способом – в шахте, с помощью специального оборудования; и на поверхности земли, с помощью специальных машин и вручную. Очень много соли содержится в озере Баскунчак в Астраханской области.

Ребята вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов .

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать не чего в рот и не пробовать.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали) . Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая) .

Вывод : соль- полезное ископаемое, белого цвета, без запаха, соленая, сыпучая.

А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая) . Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки) . Ребята, а скажите мне, для нужна людям соль?

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Давайте попробуем почистить грязный бокал, насыпим на губку немного соли и почистим бокал. Что произошло? (Он стал чистым)

Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.

Вывод : соль - чистящее вещество

Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюде лежит кусок льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать) . Скажите посыпая дороги солью мы наносим вред природе ? (Ответы детей)

Мы с вами проводили опыт с растениями , давайте посмотрим, что произошло.

(одно растение мы поливали соленой водой, а другое обычной)

(Дети делают вывод)

Вывод : в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.

А сейчас я хочу показать Вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане 2 ложки соли, во втором- 5. Добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.

Давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмём-жмём.

Ребята, скажите добывая соль человек вредит природе ?

Показ слайдов, о том как проваливаются под землю дома.

Рябята, наше занятие заканчивается , что нового вы узнали?

Скажите, добывая полезные ископаемые, пользуясь богатствами природы , о чем мы должны помнить.

Повторяя мантру о том, что Россия сидит на нефтяной игле, мы забываем, что Россия богата не только пресловутыми нефтью и газом, но и многими другими ресурсами. Доля же российской нефти на мировом рынке не превышает семи процентов.

Что такое? Лес - одно из главных природных богаств России. Леса у нас больше всех в мире. Лес занимает около 45% территории России и составляет около 24% запасов всей планеты.

Больше всего леса в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере. Много леса в Иркутской области и Приморском крае, на юге Хабаровского края, юге Якутии, в приенисейской части Красноярского края и в республике Коми, Вологодской Костромской и Пермской областях.
Сколько в России? Площадь наших лесов составляет более 800 000 га, а общий запас древесины - 80.7 млрд. м3, что говорит о том, что леса в России более зрелые и продуктивные, чем в других странах.
Где используется? Леса играют огромную роль в экономике России как источники древесины и многих видов сырья.
Сколько стоит? Кубометр леса в России стоит больше 100 долларов.

Уголь

Что такое? Уголь - это полезное ископаемое, которое добывается в отложениях девона-плиоцена. По сути дела, уголь - это углерод. По углю Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Россия всегда была "угольной страной", а сам уголь был не только первым горючим ископаемым, обнаруженным человеком, но и стал двигателем научно-технического прогресса.
Как добывается? Способы добычи угля зависят от глубины его залегания. Если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров, то разработка ведется открытым способом. Если превышает - строится шахта. Самые глубокие шахты на территории России добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Сколько в России? Доказанные запасы угля в России на 2014 год 49088 миллионов тонн. Для сравнения: у США -108501 млн тонн.
Где используется? Уголь используется повсеместно в промышленности как горючее, из каменного угля делают искусственный графит.
Сколько стоит? Стоимость угля - плавающая и зависит от качества и цены транспортировки. В целом по России цены колеблются от 60-400 рублей за тонну (2000 г.) до 600—1300 рублей за тонну (2008 г.). На мировом рынке цена достигла 300 $ за тонну (2008), а затем опустилась до 3500-3650 рублей за тонну (2010)

Что такое? Промышленным способом Уран добывается их урановых руд. Он содержится в осадочной оболочке земной коры и в гранитном слое. Урана в мире не так и много: его содержание в земной коре 0,002%.

Россия занимает третье место в мире по общим разведанным запасам уранового сырья. В стране больше 50-ти урановых месторождения. Их общего запаса хватит примерно на 40 лет.
Как добывается? Урановые руды добываются карьерным или шахтным способом, а также методом подземного выщелачивания.
Сколько в России? 550 тыс. тонн, что немногим менее 10 % его мировых запасов
Где используется? Основное применение - атомная промышленность.
Сколько стоит? $90-130 за килограмм.

Никель

Что такое? Никель -металл. По запасам никеля РФ занимает 1-е место в мире (33 %).
Как добывается? Добывается никель в магматических месторождениях, которые расположены в Норильском рудном районе Красноярского края и на Кольском полуострове.
Сколько в России? 6 600 тыс.тонн - подтвержденных запасов, 7 300 тыс. тонн - общих запасов. Доля России в мире - 13,2%.
Где используется? Никель - основа большинства суперсплавов, используется для никелирования, в промышленности, в медицине, химическом производстве.
Сколько стоит? По состоянию на 2012 год цены на никель колебались в пределах от $15 500 до $17 600 за тонну.

Алмазы

Что такое? Алмазы - тоже углерод, как и уголь. Алмазы образуются в геологически стабильных районах континентов, на глубинах 100-200 километров, где температура достигает 1100-1300оС, а давление 35-50 килобар.
Как добывается? В настоящее время алмазы добывают из двух типов месторождений: коренных (кимберлитовые и лампроитовые трубки) и вторичных – россыпи.
Сколько в России? Россия занимает второе место по добыче алмазов в мире после Ботсваны. В стоимостном выражении объем добытых в 2014 году в России алмазов равнялся $3,733 млрд.
Где используется? В ювелирной, ядерной и часовой промышленности, в микроэлектронике, при производстве сверел, резцов.
Сколько стоит? $140-190 за карат.

Золото

Что такое? Золото-металл. На сегодняшний день по запасам золота Россия разделяет вместе с Канадой 4-е (после ЮАР, США и Австралии) место в мире.
Как добывается? В России разведано больше 200 коренных 114 комплексных месторождений. Больше всего их в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Добывается золото из рудных и россыпных месторождений.
Сколько в России? Золота в России примерно 3,5 тысяч тонн. По уровню прогнозных ресурсов Россия занимает второе место в мире, вселед за ЮАР — 25 тысяч тонн.
Где используется? Повсеместно в промышленности, в ювелирном деле, как инвестиционный продукт.
Сколько стоит? $1200-1300 за унцию.

А ещё в России много палладия, хрома, марганца, калийных солей, железных руд и алюминия, а залежи янтаря в Калининградской области составляют не менее 90 % от мировых.

Россия – по-настоящему необъятная страна. Чтобы хорошо узнать ее, необходимо многие годы посвятить путешествиям в различные места. Ее необыкновенная природа не перестанет удивлять никогда. Это действительно так, поскольку Россия объединяет множество разных природных и климатических зон. Множество регионов очень сильно отличаются друг от друга. Природное богатство нашей страны также велико и достаточно разнообразно. В статье пойдет речь о том, какими же ресурсами обладает Россия, будет рассказано об их видах и особенностях.

природное богатство

Природное богатство – что это такое?

Для начала стоит разобраться непосредственно с этим термином. В широком смысле природное богатство – это те ресурсы, которые можно получить в определенном месте. Таким образом, можно сказать, что это все вещи и блага, которые человек может получить от природы. Все они являются составляющими частями окружающей среды, откуда их и получает человек. Эти ресурсы уже на протяжении многих лет используются человеком в различных целях, без них невозможно было бы развитие общества и появление новых технологий во всех отраслях.

Наверное, многие заинтересуются, что же включают природные богатства России. Ответ на этот вопрос может быть очень обширен. Среди таких ресурсов можно отдельно выделить лесные, водные, биологические, рекреационные, полезные ископаемые, плодородные почвы и многое другое. Все эти компоненты люди активно используют для различных целей. Таким образом, становится понятно, что богатство природных ресурсов в нашей стране по-настоящему велико. Оно активно осваивается уже на протяжении многих веков.

Нефтяные, газовые и угольные запасы

Конечно же, первое, о чем стоит рассказать, – это сырьевые и топливно-энергетические запасы нашей страны. Природные богатства России включают большое количество месторождений таких важных ресурсов, как нефть, каменный уголь, природный газ. Также активно добывается олово, алюминий, золото, никель, платина, слюда и множество других материалов.

Интересно, что в нашей стране уже известно более 20 тыс. различных месторождений. Если сравнивать Россию с другими государствами по запасам полезных ископаемых, то можно увидеть по-настоящему интересные данные. Наша страна находится на 1 месте в мире по количеству природного газа и на 6 месте по количеству нефтяных запасов. В основном их месторождения находятся в северной части России.

Нужно рассказать и о таком важном ресурсе, как уголь. Россия находится на 3 месте в мире по количеству его запасов. Существует несколько районов, где ведется активная добыча угля. Основные – это Кузнецкий, Южно-Якутский и Печорский угольные бассейны.

природные богатства россии

Другие полезные ископаемые

Важно отметить и другие запасы различного сырья в нашей стране. Россия богата не только нефтью и газом, но также и торфом, сланцами, железными рудами.

Торф в России добывается во многих регионах, как в европейской части, так и в азиатской. Самые крупные месторождения этого материала находятся на Северном Урале и в Западной Сибири.

Источники сланца также активно разрабатываются. В основном они расположены на территории европейской части страны. Наиболее крупный из них находится в районе Санкт-Петербурга. Помимо него, в России существует еще 3 крупных сланцевых бассейна.

Еще одно природное богатство нашей страны – это железная руда. На территории России имеется множество источников, по большей части они залегают глубоко. Крупные месторождения расположены в европейской части, самое известное из них носит название Курской магнитной аномалии.

богатство природных ресурсов

Лесные ресурсы

Мы познакомились с полезными ископаемыми России. Теперь стоит поговорить и о лесных ресурсах, которые также составляют природное богатство нашей страны.

Если говорить о крупных зеленых массивах, то они составляют более 40% территорий Российской Федерации. Более распространены хвойные леса. Их встречается около 80%. Остальные леса – широколиственные. Чаще всего они располагаются в европейской части России. Хвойные леса в основном представлены елями, пихтами, кедрами, соснами. Многие породы дерева имеют большое значение для промышленности и производства. Имеется и одна особенность – это неравномерность распределения лесов на территории страны. Большая часть зеленых насаждений приходится на Дальний Восток и Сибирь.

Конечно же, промышленное значение лесных ресурсов довольно большое. Однако они используются и для других целей. Некоторые леса играют важную роль в охране природы. Они являются водоохранными и санитарными зонами. Некоторые из них имеют статус национальных парков или заповедников.

Другая группа лесов – это средообразующие и защитные. Они позволяют поддерживать нужный экологический баланс в местах, где это особенно необходимо, например в крупных городах и других местах с большим числом населения, плотной застройкой и развитыми транспортными сетями.

природные богатства человека

Водные ресурсы

Итак, мы обсудили полезные ископаемые и лесные ресурсы России. Конечно же, на этом их список не заканчивается. Основные природные богатства включают и водные ресурсы, которых в нашей стране также очень много. К ним относятся все водоемы, которые используются в народном хозяйстве. Сюда можно отнести озера, реки, водохранилища, каналы, моря, подземные воды и некоторые другие источники. Наиболее важными издавна считались реки, поскольку они выполняли функции торговых путей. Основные поселения располагались вдоль рек, около них и начали возникать крупные города.

Сейчас по большей части водные ресурсы используются для получения электроэнергии. Множество гидроэлектростанций функционирует на территории России. Они обеспечивают электричеством большую долю страны. Помимо этих целей, водные ресурсы также используются для водоснабжения, перевозки грузов, судоходства, отдыха и другого.

основные природные богатства

Биологические ресурсы

Конечно, необходимо обратить внимание и на такую важную составляющую, как биологические ресурсы. Это еще один элемент, который составляет природные богатства. Человека издавна интересовал животный и растительный мир. Затем биологические ресурсы начали использоваться на благо общества. К ним относятся различные виды растений и животных, которые участвуют в хозяйственной деятельности человека. Можно сказать, что они равномерно рассредоточены по всей территории страны. В эту же группу включаются угодья. Самыми эффективными из них являются луга, поскольку они используются в животноводстве в качестве пастбищ и занимают большую долю территории нашей страны.

Читайте также: