Конспект на тему ориентирование

Обновлено: 20.05.2024

Цель урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.

Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользо­ваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять сто­роны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

ВложениеРазмер
Ориентирование на местности 38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Личностные УУД: формирование познавательного интереса к исследования.

Коммуникативные : добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.

Предметные: научиться определять стороны горизонта.

Тип урока: урок - практикум

Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах

Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа в парах, работа с компасом.

Техническое оборудование : мультимедийная установка, компасы.

Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Учитель. Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете почему?

- Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому.

2. Оценка усвоенных детьми знаний

Работа с классом. За каждый правильный ответ дается жетон, по количеству набранных жетонов выставляется оценка в журнал в конце урока (накапливают в течение урока жетоны) . Работа в парах.

По карте. (лучше не количество жетонов давать, а красный - всё правильно, зелёный – 1 ошибка, синий – 2 и более ошибок. Так получится, каждой парте по три цвета)

  1. Назовите и покажите материки, которые пересекает экватор.
  2. Назовите и покажите океаны, которые пересекает экватор.
  3. Назовите и покажите материки, которые пересекает Гринвичский меридиан.
  4. Назовите и покажите океаны, которые пересекает Гринвичский меридиан.
  5. Назовите и покажите океаны, которые пересекает меридиан 180°.

Сверяют правильность выполнения работы по слайду-образцу.

(1 вариант) Актуализация знаний и целеполагание (выбрать)

Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала:

Поэтому каждый должен уметь в любой местности находить нужный объект, т. е. ориентироваться.

(2 вариант) Актуализации знаний и целеполагания.

Любите ли вы путешествовать? В экскурсиях, прогулках в лес за грибами всегда нужно знать направление – куда идти и как вернуться обратно.

Поэтому каждый должен уметь в любой местности находить нужный объект, т. е. ориентироваться.

- Так, попробуйте теперь назвать тему нашего урока . (учащиеся называют тему урока).

- А каковы цели нашего сегодняшнего урока? ( Цель: Узнаем, что такое ориентирование. Научимся работать с компасом).

Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся знания по теме? ( Чтобы не заблудиться в незнакомой местности)

  1. Просмотрите параграфы 16 – 17. Составьте план действий по теме нашего урока.

Физ. минутка (здоровье-сберегающий компонент на выбор)

  1. Мы сейчас все дружно встанем.
    И немножко отдохнём (потягивание).
    Вправо, влево потянитесь (повороты)
    Наклонитесь, поклонитесь!
    Руки вверх и руки вбок!
    И на месте прыг да скок!
    А теперь бегом, вприпрыжку …
    Молодцы! Вы ребятишки!

Руки выше поднимаем,

голову не опускаем,

дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На поляну мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

В окошко мы увидели и речку, и цветы.

Узнали много нового и я, и ты, и мы.

Фронтальная работа по вопросам

- Что такое горизонт?

- Как вы понимаете, что такое ориентирование? ( определение своего местоположения относительно сторон горизонта )

- А какие стороны горизонта вы знаете? ( север, юг, запад ).

- Подпишите стороны горизонта (раздать парам)

2.Допишите название противоположных сторон горизонта:

Северо – запад - ____________________

(Поднимают свои ответы (если всё правильно совпало с ответами на слайде-образце). Получают и накапливают жетоны)).

По стране в поход идём -

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудится,

от маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север и на ю г. (Компас)

- Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор?

Рассказ учителя об изобретение компаса.

- Творческая работа (раздать поролон, иголку, тарелочку с водой, магнит)- конструируют простейший компас.

- Раздать компасы современные.

- Как устроен компас?

- Людям, каких профессий он необходим?

- Давайте составим правила работы с компасом.

- Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами в учебнике?

Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения сторон горизонта предметов в кабинете.

- Ребята, у вас на партах лежат компасы. Определите, в каком направлении от вас находится дверь класса, окно, доска (получают за правильные ответы жетоны).

- А теперь вспомните, как еще можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса? Вам поможет учебник стр. 81-82.

- Составляют на доске кластер ( слова все напечатать ).

по компасу-Ориентирование - по звездам

по местным признакам

- Получают оценки за количество жетонов

- Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, поняли что такое ориентирование?

- Оцените свою работу сегодня на уроке?

- Кого вам хочется похвалить за работу на уроке?

- Нарисуйте смайликом своё настроение (приносят цветные карандаши)

- Молодцы, ребята! Я думаю, вы в жизни не потеряетесь! Вы очень хорошо сегодня работали: показали себя, свои знания . Меня не подвели.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Ориентирование на местности.

1) Формировать представление о компасе: его устройстве и работе с ним

2) Ознакомить со способами ориентирования на местности разными способами

3) Актуализировать знания о горизонте, линии горизонта, сторонах горизонта

4) Содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение

Личностные результаты:

Будут уважать чужое мнение при высказывании своей позиции

Метапредметные результаты:

будут готовы признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

смогут аргументированно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Предметные результаты:

будут установлены связи с изучаемым материалом

наличие представление о различных способах ориентирования на местности,

Оборудование: презентация, карточки для диктанта

Здравствуйте, проверьте готовность к окружающему миру. Садитесь!

Настраиваются на урок

Эмоциональный настрой перед работой

- Давайте вспомним, что такое горизонт?

- Можно ли дойти до линии горизонта?

- Можно ли увидеть горизонт и линию горизонта в лесу?

- А в горах? Почему?

— Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток.

В какую цифру вы пришли? Верно, вы хорошо знаете стороны горизонта.

- Горизонт - это местность, которую мы видим вокруг себя.

- Видимая часть земной поверхности, где небо, как будто сходится с землёй, называется линией горизонта.

- дойти до линии горизонта нельзя.

- увидеть горизонт и линию горизонта в лесу невозможно, потому что в лесу мешают деревья.

- В горах линию горизонта видно очень хорошо. Потому что чем выше точка на Земле, тем шире горизонт.

Актуализация знаний способствует дальнейшему изучению новой темы;

Учитель проверяет знания детей сторон горизонта. Игровой момент вызывает и развивает интерес к предмету у детей.

Изучение нового материала

Определение темы урока

Разгадывание кроссворда

— Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие.

- Вы знаете, что существует Полярная звезда?

- А почему у неё такое название?

- Потому что Полярная звезда почти не меняет своего места положения и находится почти над Северным полюсом, поэтому Полярная звезда указывает направления на Север к полюсу Земли. На небосводе это еще и самая яркая звезда: ее всегда легко увидеть и практически невозможно спутать с другими. Эти особенности Полярной Звезды люди очень давно заметили и раньше, еще до изобретения компаса и всегда ориентировались по ней. В отличие от других звезд, которые в разное время суток видны с разных сторон. Откуда и берет свое название ПОЛЯРНАЯ.

- Соответственно, можно сказать, что Полярная звезда может быть ориентиром для нас.

- А что такое ориентир?

Все многообразие ориентиров можно свести к четырем группам.

Линейные ориентиры, представленные на местности в виде линий (дорога, река, просека, канава, опушка леса, водораздел, линии телефонной связи и электропередачи, железная дорога и т. д.).

Точечные ориентиры, представленные на местности в виде точек (отдельное строение, дерево, вершина горы, перекресток дорог, радиомачта, заводская труба и т. п.).

Площадные ориентиры, которые занимают значительные пространства местности (лесной колок, роща, болото, населенный пункт, сад, луг, пруд и т. д.).

Специальные ориентиры, имеющие особое значение для решения самых разных задач (детали рельефа местности, звук, свет, запах, дым, пыль, следы, поведение животных, названия и т. п.).

- Тема нашего урока — ориентирование на местности.

Обратимся к словарю.

Ориентирование — определение своего местоположения относительно каких-либо предметов, а также сторон горизонта.

- Назовите основные стороны горизонта.

- Какие стороны, кроме основных, вы знаете?

1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Направление полуденной тени.

— Прочитайте получившееся слово.

Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

Если нет компаса, можно по солнцу определить приме­рное направление на север (а зная, где север — все остальные стороны горизонта). Ниже приведен способ, с помощью кото­рого можно в любое время, когда солнце светит достаточно ярко, определить стороны горизонта по тени шеста (рис.).


Найдите прямой шест длиной в один метр и сделайте следу­ющее:

  1. Воткните шест в землю на ровной, свободной от расти­тельности площадке, на которой отчетливо видна тень. Шест не обязательно должен стоять вертикально. Наклон его для получения лучшей тени (по размеру и направле­нию) не влияет на точность этого способа.
  2. Отметьте конец тени небольшим колышком, палочкой, камнем, веткой, собственным пальцем, углублением в снегу или любым другим способом. Подождите, пока конец тени не передвинется на несколько сантиметров. При длине шеста в один метр надо подождать 10—15 мин.
  3. Снова отметьте конец тени.
  4. Проведите прямую линию от первой отметки до второй и продлите ее примерно на 30 см за вторую отметку.
  1. Встаньте так, чтобы носок левой ноги был у первой отметки, а носок правой ноги — у конца проведенной линии.
  2. Теперь вы стоите лицом к северу. Определите другие стороны горизонта. Чтобы отметить направления на земле (для ориентации других), проведите линию, пересекающую первую в виде креста (+), и обозначьте стороны горизонта. Основное правило при определении сторон горизонта. Если вы еще не уверены, поставить левую ногу или правую на первую отметку (см.п.5), запомните основное правило, отлича­ющее восток от запада.

Солнце всегда восходит на восточной стороне и захо­дит на западной (но редко точно на востоке и точно на западе). Тень движется в противоположном направлении. Поэтому в любом месте земном шара первая отметка тени всегда будет в западном направлении, а вторая — в Восточном.

Для приблизительного определения севера можно пользова­ться обычными часами (рис).


Определение направления на север с помощью часов.

Определение сторон горизонта ночью

Ночью определить стороны горизонта можно не только по компасу, но и по звездам.

Можно ориентироваться и по созвездию Кассиопеи. Это созвездие из пяти ярких звезд имеет форму наклоненной буквы М (или W, когда оно низко). Полярная звезда находится прямо в центре, почти на прямой линии от центральной звезды этого созвездия, примерно на таком же расстоянии от нее. как и от Большой Медведицы. Кассиопея также медленно вращается вокруг Полярной звезды и всегда находится почти напротив Большой Медведицы. Такое положение этого созвездия оказы­вает большую помощь для ориентации в том случае, когда Боль­шая Медведица расположена низко и может быть не видна из-за растительности или высоких местных предметов.

В Южном полушарии определить направление на юг и отсюда все остальные направления можно по созвездию Южный Крест. Эта группа из четырех ярких звезд имеет форму креста, накло­ненного в одну сторону. Две звезды, образующие длинную ось или стержень креста, называются „указателями”. От основания креста мысленно продлите расстояние в пять раз большее длины самого креста и найдите воображаемую точку; она и будет служить направлением на юг (рис.). От этой точки смо­трите прямо на горизонт и выберите какой-либо ориентир.


Определение направления на север в Северном положении


Определение направления на юг в Южном полушарии

Помочь в определении сторон света могут и растения. Кора деревьев, отдельные камни, скалы, стены старых деревянных строений обычно с северной стороны гуще покрыты мхом и лишайником (рис.5.5). Кора деревьев с северной стороны бы­вает грубее и темнее, чем с южной. В сырую погоду на дере­вьях (особенно это заметно у сосны) образуется мокрая те­мная полоса. На северной стороне ствола она сохраняется дольше и поднимается выше. У берез с южной стороны ствола кора обычно светлее и эластичнее. У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу.


Рис. Определение направления на север по муравейнику, годовым кольцам и мху на камнях.

Наиболее точны астрономические приемы определения сто­рон света. Поэтому ими следует пользоваться в первую очередь. Все прочие применяйте лишь, в крайнем случае, — в условиях плохой видимости, ненастной погоды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал включает в себя конспект открытого урока по окружающему миру и сопроводительную презентацию к нему. Кроме того, папка содержит файл SmartNotebook, в котором представлены раздаточные материалы для учащихся.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА



Учитель I квалификационной категории:

Романова Е.Н.

Рязань, 2017

Цель: познакомить обучающихся с основными признаками ориентирования на местности, научить использовать полученные знания в практической деятельности.

научиться определять стороны горизонта по местным признакам; развивать навыки ориентирования по местным признакам;

продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся;

совершенствовать умения применять знания на практике;

воспитывать внимательное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической;

переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную;

способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

умение наблюдать и сопоставлять.

Регулятивные УУД:

способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;

осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;

осуществлять контроль и оценку результатов.

Личностные УУД:

принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений;

желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия;

готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия;

принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;

умение выражать в речи свои мысли и действия;

умение осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, предметные иллюстрации с изображением солнца, звёзд, компаса, муравейника; конверты с разрезными картинками для работы в группах; письмо в конверте, копии письма для работы в парах; карточки с индивидуальными заданиями двух видов, карта сокровищ, сундучок с угощением, пятерки, жетоны для рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.

Обучающиеся настраиваются на работу.

Электронная презентация. Слайд 1

- Прежде чем мы узнаем что-то новое, я хочу предложить вам выполнить вот такое задание. Перед каждым из вас на столе лежит лист с изображением схемы. Что это за схема?

-Что на ней показано? Схема неполная. Догадайтесь, каким будет ваше задание?

- Можно приступать к выполнению задания.

- Сейчас мы проверим, правильно ли вы дополнили розу ветров.

-Обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте, справился ли он с заданием. Изображение правильной розы ветров вы видите на доске.

- Итак, мы немного освежили наши знания и готовы к дальнейшей работе.

- Это роза ветров. На ней указаны стороны горизонта.

- Нужно дополнить розу ветров, указать стороны горизонта, которых не хватает на схеме.

Учащиеся выполняют взаимопроверку.

Карточки с индивидуальными заданиями

Слайд 2

Мотивация учебной деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Друзья, сегодня у нас необычный урок. Обычно на уроке окружающего мира вы узнаете что-то новое для себя. А сегодня мы не только узнаем кое-что новое, но и постараемся использовать это новое знание для нахождения клада. Скажите, кто всегда прячет клады? А вот сегодня роль пирата сыграю я. Конечно, я не буду привязывать себе деревянную ногу и сажать на плечо попугая. Я поступлю иначе. Что помогает кладоискателям найти заветный сундук с сокровищами?

- Моё сокровище надежно спрятано. Но для вас я нарисовала карту, которая поможет отыскать то, что спрятано. Вот только просто так я вам эту карту не покажу. Нужно будет выполнить мои задания (а они будут сложными, уж я постаралась). При выполнении каждого задания будет открываться часть карты. Пройдя все испытания, вы увидите карту полностью и сможете найти то, что я спрятала.

- Готовы ли вы к приключениям и трудным заданиям? Тогда – вперед!

Но помните: сперва – новое знание, потом –задания, и только потом – сокровище в награду.

А чтобы получить новое знание - отгадайте мои загадки.

1) Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

2) Вдоль небесных дорог Раскатился горох.

Грач полетел, склевать захотел,

Как ни тянулся – ни с чем вернулся.

3) Возле ёлок из иголок
Летним днём построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион!

4) В кармане моём —
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг.

- Попробуйте-ка догадаться: что общего у всех этих объектов?

-Клады прячут пираты.

-Карта сокровищ.

Дети отгадывают загадки. На доску помещаются картинки-отгадки.

- Муравейник.

Дети высказывают свои предположения. Если они верны, учитель предлагает подтвердить догадку.

Если неверны – узнать, что объединяет все эти предметы.

Слайд 3

Иллюстрации с изображением отгадок – Солнца, звёзд, компаса, муравейника.

Подведение к теме урока. Постановка целей.

- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?

- Верно. А какова наша цель сегодня?

-Раз уж вы так ловко отгадали все мои загадки – так и быть, кусочек карты я вам открою. И идем дальше.

Дети высказывают свои предположения относительно темы и целей урока.

Слайд 4

I -й элемент карты

Первичное усвоение новых знаний.

- Представьте себе ситуацию: вы отправились в лес и нечаянно заблудились. Как быть? Как узнать, куда идти, в какой стороне город?

- Компас, конечно – хороший помощник. Но вот беда – компаса у нас с собой нет. Не взяли. Что делать?

-Правильно. Можно ориентироваться по небесным светилам – солнцу или Полярной звезде. Но и они не всегда видны на небе. А если погода пасмурная – что же, нам не удастся выбраться из леса?

- В глубокой древности, когда люди еще не придумали компас, они умели находить дорогу домой по разным ориентирам, потому что были очень наблюдательными и любили смотреть по сторонам и все интересное замечать. Однажды они заметили, что мох на пнях растет с холодной – северной стороны. И использовали этот признак для ориентирования. Это и понятно. Ведь мох – холодолюбивое, северное растение. Вот он и выбирает прохладное место. И грибы на стволах деревьев тоже растут с северной стороны. А еще ветви деревьев в лесу с южной и северной стороны отличаются – как вы думаете, чем? Конечно, длиной. С теплой, южной, стороны ветки растут быстрее. А с какой стороны пригорка быстрее тает снег весной? Догадались? Конечно, с южной стороны.

- А вот вам еще одна хитрость: на кусте шиповника или лесной малины ягоды быстрее зреют – как вам кажется, с какой стороны? Правильно, тоже с южной. Солнышко там припекает сильнее, ветер дует тёплый – вот ягоды и краснеют быстрее.

-Давайте вернемся к нашим отгадкам. Догадались ли вы, для чего нужен муравейник заблудившемуся путнику?

Дело в том, что склоны муравейника неодинаковые. Южный склон более пологий, а северный - более крутой. Это нужно для того, чтобы муравейник лучше прогревался солнцем. Да и сам муравейник муравьи строят почти всегда с южной стороны дерева – так муравьишки получат больше света и тепла. Все эти природные приметы – муравейники, ветки деревьев, ягоды, сугробы, мох на пнях – называются местными признаками. А определение сторон горизонта по этим признакам – ОРИЕНТИРОВАНИЕМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ. Наблюдательность и знание местных признаков помогут вам найти дорогу домой. Но необходимо соблюдать два очень важных правила. Первое: нужно точно знать, в каком направлении находится ваш дом. Тогда вы будете знать, в каком направлении вам двигаться. Второе: не стоит определять сторону горизонта только по одному местному признаку. Их обязательно должно быть несколько – чтобы исключить ошибку. Итак, повторим еще раз все местные признаки.




Чаще всего с северной стороны деревья, камни, кровли (деревянные, черепичные, шиферные) раньше и обильнее покрываются зеленоватым налётом водорослей и мха;
- смола скапливается на той стороне ствола хвойных деревьев, которая обращена на юг;
- пни отдельно стоящих деревьев обычно имеют кольца, более широкие с южной стороны;
- кора деревьев, которая обычно темнее и грубее с северной стороны;
- весной снежные лунки у корней деревьев располагаются с южной стороны, а снег прилипает к камням с северной стороны.
3. Ориентирование по звёздам.



Главное в этом способе – уметь найти Полярную звезду. Полярная звезда – это крайняя звезда ручки Малого ковша (Малой Медведицы). Сначала найдите Большую Медведицу, она обычно ближе к горизонту. Потом отложите вверх пять отрезков, равных расстоянию между двумя крайними звёздами Большой Медведицы. Встаньте лицом к Полярной звезде, она почти точно укажет вам направление на север.
4. Ориентирование по местным приметам.



Кварталы в лесных хозяйствах чаще всего нумеруют с запада на восток и с севера на юг. При такой нумерации на северной стороне квартального столба находятся меньше по значению цифры, обозначающие номера кварталов, а с южной - большие. По направлению запад-восток величина цифр возрастает;
- просеки в больших лесных массивах обычно проложены в направлении ориентирования по квартальным столбам север-юг и запад-восток;
- кресты на куполах православных церквей расположены в плоскости север-юг, а поднятый конец нижней перекладины указывают на север;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, камней, кустов;
- ягоды и фрукты краснеют и желтеют быстрее с южной стороны;
- грибы растут в основном с северной стороны деревьев, пней, кустарников;
- птицы осенью летят на юг, а весной на север.
Задание № 1. Определение направления сторон горизонта.



Стороны горизонта располагаются в определённом порядке относительно друг друга, поэтому, зная всего одну, можно определить любую другую. В представленных заданиях указано одно из направлений. На выполнение задание 3 мин.
Задание № 2. Определение направления сторон горизонта по квартальным столбам.



В больших массивах культурного леса направление на север можно определить по квартальным столбам. На квартальном столбе на четырёх гранях нанесены цифры, означающие номера прилегающих кварталов. Ребро между наименьшими цифрами укажет направление на север. На выполнение задание 3 мин.
5. Ориентирование по часам и солнцу.



Положим часы со стрелками на ладонь и повернем их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один (летнее местное время), разделим пополам биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление линии юг – север. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 2. Но помните: ошибка при таком способе ориентирования может составлять до 25 градусов.
Задание № 3. Определение сторон горизонта по часам и солнцу.
Следует при этом помнить, что до 12 ч. дня юг находится справа от Солнца, а после 12 ч. – слева от него. На выполнение задание 3 мин.
6. Ориентирование по компасу.


Читайте также: